Условия психолого - педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников Гимназии «АРТ – ЭТЮД» в творческой сфере.
консультация по психологии на тему

 Чеканина Вера  Павловна

                 Авторская статья о том. как в ,  в Гимназии «АРТ - ЭТЮД» найден путь эффективного социального взаимодействия подростка и взрослого в процессе профессионального самоопределения старшеклассников. Он осуществляется привычными для педагогов методами и требует лишь систематизации и нешаблонности в подходе к профилизации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoopredelenie.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

МОУК ОУ Гимназия «АРТ- ЭТЮД»

Педагог-психолог

Чеканина Вера Павловна

Условия психолого - педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников              Гимназии «АРТ – ЭТЮД» в творческой сфере.

           В Национальной Образовательной Инициативе « Наша Новая Школа» Д.А. Медведев отмечает, что «уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в … конкурентном мире».

           В Гимназии «АРТ - ЭТЮД» это положение реализовывается во многих направлениях работы, но особенно  ярко его можно проследить при создании условий для профессионального самоопределения старшеклассников.

          Основная задача профессионализации заключается в том, чтобы помочь сформировать у подростка эффективное решение при выборе профессии, отражающее как индивидуальные, так и общественные потребности.

          Важно отметить, что на этапе обучения в старших классах профессионализация чаще всего понимается как принятие некоторого решения. Прогнозы относительно целесообразности того или иного варианта решения, которое осуществляют подросток, родители и педагоги, имеют вероятностный характер. Прогноз целесообразности конкретного решения окажется настолько надежным, насколько точно удастся оценить вероятность осуществления каких-либо условий, значимых для достижения цели. Субъективная и объективная вероятность осуществления определенных условий могут отличаться. Следовательно, подростку требуется известная помощь для коррекции представлений, которые часто лишь фрагментарно отражают действительность.

            Кроме того, при принятии подростком и родителями решения часто происходит расхождение субъективной оценки и объективного значения некоторых факторов, наблюдается абсолютизация значения некоторых из них. К числу этих факторов относятся престижность профессии, способности и возможности старшеклассника. При этом часто игнорируется тот факт, что воплощение в действительность определенных планов и решений требует известных «затрат», больших или меньших усилий, самоограничения, самодисциплины. То есть, по большому счету, ситуация на этапе принятия решения остается неопределенной. А любая неопределенность предполагает наличие некоторого риска ошибиться при достижении целей. Следовательно, в процессе сопровождения профессионального самоопределения необходимо предусмотреть ситуации, помогающие скорректировать некоторые представления обучающихся и их родителей и о выбранной сфере деятельности, и о некоторых возможностях подростка.

    Здесь на первый план выходит понятие о том,  что в процессе профессионализации особую роль играет активность субъекта самоопределения. Известно, что среди источников информации о выбираемой профессии особое место занимает личный опыт подростка. Основоположник отечественной концепции профориентации А.П. Болтунов подчеркивал необходимость активного использования фактора личного опыта для решения проблем профессионализации. Ведущее место среди источников информирования отводится подростками непосредственным впечатлениям и переживаниям. Высокая субъективная значимость личного опыта является основой для выбора формы сопровождения. Необходимо создать возможность получения активного проживания опыта, в ходе которого могут быть:

- получены значимые личные впечатления и переживания;

- оценены некоторые «затраты», получен опыт самодисциплины и самоограничений в совместных творческих проектах;

- скорректированы оценка и значения субъективных и объективных факторов выбора творческой профессии;

- снижен риск ошибки при выборе творческой профессии;

- обогащены знания и опыт реального взаимодействия в совместных творческих проектах.

Старшеклассникам Гимназии «АРТ - ЭТЮД» предлагается осуществить совместные творческие проекты:

- участие в создании школьной газеты в печатном и компьютерном вариантах;

- организация концертов и выставок;

- участие в творческом проекте «Кондрат – ШОУ» и т.д.

 В творческом процессе старшеклассники «примеряют» на себя следующие профессии: репортер, фоторепортер, выпускающий редактор, наборщик, распространитель газет, артисты – исполнители, ведущие – конферансье,  сценаристы, костюмеры, декораторы, стилисты, гримеры, визажисты, художники, организаторы шоу, распространители билетов, рекламная группа, осветители, техники по звуку и свету, аранжировщики, обслуживающий и технический персонал.

              В процессе сопровождения совместных творческих проектов педагоги ориентируются на следующие положения:

1. Главным стимулом мотивации творчества является включение старшеклассников в творческий проект, решение проблемных ситуаций в ходе его осуществления.

2. При осуществлении проекта необходимо дать время для принятия индивидуального решения, снять критику, обеспечить возможность широкого переноса всевозможных знаний, умений и навыков.

3. В коллективном творчестве помощь взрослых должна быть очень тонко дозирована. Она не должна быть так велика, чтобы подросток совсем отказался от самостоятельности, и достаточна,  чтобы был достигнут полезный результат. Роль «взрослых» в совместной творческой деятельности в Гимназии «АРТ - ЭТЮД» теперь все чаще выполняют наши выпускники, студенты творческих ВУЗов. Это значительно облегчает процесс принятия решений старшеклассниками.

                 Таким образом,  в Гимназии «АРТ - ЭТЮД» найден путь эффективного социального взаимодействия подростка и взрослого в процессе профессионального самоопределения старшеклассников. Он осуществляется привычными для педагогов методами и требует лишь систематизации и нешаблонности в подходе к профилизации.

                                      Библиографический список

1.        Крылова А.А., Маничев С.А. Практикум по общей экспериментальной и

     прикладной психологии. СПб.: Питер, 2002

2.         Майерс Д. Социальная психология. СПб: Питер, 1999

  1. Психологическое развитие воспитанников детского дома /Под ред. И.В.Дубровиной, А.Г. Рузской. – М.,1990.
  2. Сазонов А.Д. Профессиональная ориентация учащихся -  М., 1988.
  3. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1989.
  4. href=http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00007876_0.html>Профессиональное самоопределение старшеклассников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Решение проблем психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащейся молодежи в процессе экспериментальной деятельности"

Борисова Л.А. ,Московский педагогический государственный университет,Волошко И.Г. ,директор ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1234Чарнецкий С.Н.,ГОУ СОШ  с углубленным изу...

Программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников ДДТ «В поисках призвания».

Цикл занятий по профориентации.Цель:Формирование  у детей стремления к осознанному выбору профессии.Задачи:содействие в определении профессиональных интересов и склонностей;формирование актуально...

Методическая разработка "ПОЛОЖЕНИЕ о Городском конкурсе методических разработок по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения в образовательном учреждении "

Положение о Городском конкурсе методических разработок по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения в образовательном учреждении (далее – Конкурс) определяет цели...

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников

Одним из видов психолого-педагогического сопровождения является профессиональная ориентация и самоопределение старшеклассников: предпрофильная подготовкка и профильное обучение...

Эффективные практики организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях дополнительного образования.

В статье рассматривается одна из эффективных практик по профессиональному самоопределению обучающихся  в условиях дополнительного образования- проект "Моя будущая профессия", который бы...