Особенности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения
статья

Доклад на заседании методического объединения 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл МО ОВЗ20.2 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ № 3» г. Тарко-Сале

Тема на МО: «Особенности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей с ОВЗ в условиях

образовательного учреждения»

Подготовила

педагог-психолог

1 категории

Слипко Л.И.

2017-2018 учебного года

Выбор профессии - одна из важных жизненных задач. Трудовое становление личности в любых социально- экономических условиях остается фундаментальной задачей воспитания. Важной задачей профориентации в коррекционной школе является формирование психологической готовности обучающегося с ОВЗ к профессиональному самоопределению, ненавязчивое сопровождение в подготовке к выбору профессии.

Профессиональная ориентация - длительный и сложный процесс и осуществляется на всех этапах жизни человека. Психологи выделяют 4 этапа постижения детьми и подростками мира профессий, формирования ценностно - смысловых сторон профессионального труда. В соответствии с особенностями этих этапов необходимо формировать план психологического сопровождения профессионального становления обучающихся. 

Психологи выделяют 4 этапа:

1. Эмоционально-образный, характерный для детей старшего дошкольного возраста, когда у ребенка формируется положительное отношение к профессиональному миру - людям труда.

 2. Пропедевтический (1-4 класс), в ходе которого происходит формирование любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни общества, развитие интересов к распространенным профессиям.    

3.Поисково-зондирующий (5-7 класс) формирование у подростков профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

4. Профильная ориентация (8-9 класс) период развития профессионального самопознания, сформированности у школьника личностного смысла выбора направления образования. 

Проблемы психологического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ. У большинства детей с ОВЗ, выпадает полностью или частично первый этап эмоционально-образного трудового развития. Это означает, что отсутствуют условия, необходимые для успешного протекания второго этапа и последующих этапов.

 Для обучающихся с ОВЗ характерны: -низкий интеллект, -проблемы медико - социального характера, -социально-педагогическая запущенность - эмоциональная незрелость, - импульсивность, -неуверенность в себе, -недостаток воли, -агрессивность, инфантильность, -неприятие самого себя, как личности, все эти психологические особенности мешают сознательному выбору своей судьбы, профессиональному самоопределению. 

Психологическое сопровождение профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ начинается с начальной школы и включает в себя: - всестороннею психологическую диагностику -коррекционно-развивающие занятия умственной деятельности; -коррекционно-развивающие занятия эмоционально-волевой сферы; -коррекционно-развивающие занятия коммуникативной сферы; -изучение психологических особенностей личности, личностного потенциала; -помощь в определении и развитии способностей, наклонностей, интересов обучающихся. 

Методы применяемые в работе:

1.Игровая терапия.

2.Рисуночная терапия.

3.Музыка терапия.

4.Сказочная терапия.

5.Песочная терапия.

6.Релаксация. 
          Таким образом, у обучающихся к 8-9 классу формируется психологическая готовность и потребность к профессиональному самоопределению. Профессиональные пробы помогают сделать окончательный выбор профессии и учебного заведения. 

Профессиональные пробы профессиональное испытание или профессиональная проверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. 

Психологическое сопровождение профессиональных проб обучающихся с ОВЗ.

1.Диагностика.

2. Знакомство с миром профессий.

3.Соотношение хочу-могу-надо.

4.Профориентационные тренинги.

5.Консультирование в процессе прохождения профессиональных проб.

6. Повторная диагностика. 

При психологическом сопровождении обучающихся с ОВЗ необходимо учитывать не только профессиональные интересы и склонности (что хочу), но и помочь оценить, профессионально важные качества: здоровье, образование и способности, которые определяют, в конечном счете, профессиональную пригодность и возможности обучающихся с ОВЗ. (что могу ). Сориентировать обучающихся в мире профессий, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, какие из них перспективные, т.е. что сегодня обществу "надо".

 Если совместить все эти три компонента, то профессиональный выбор будет удачен.

Вывод: формирование психологической готовности обучающихся с ОВЗ к профессиональному самоопределению необходимо начинать с начальной школы развивая интеллектуальные, личностные, коммуникативные и трудовые качества.

В нашей школе благодаря выстроенной системе профессионально-трудовой подготовки обучающихся с ОВЗ все выпускники девятых классов уже к концу учебного года определяются с профессией и учебным заведением. 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Решение проблем психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащейся молодежи в процессе экспериментальной деятельности"

Борисова Л.А. ,Московский педагогический государственный университет,Волошко И.Г. ,директор ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1234Чарнецкий С.Н.,ГОУ СОШ  с углубленным изу...

Психолого-педагогическая поддержка социально-профессионального самоопределения воспитанников

В соответствии с поставленными исследовательскими задачами рассмотрим модель индивидуального образовательно-профессионального маршрута личности выпускника профильного класса. Сначала раскроем этапы де...

Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношен...

Создание психолого-педагогических условий для профессионального самоопределения выпускников в условиях агрошколы

    В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, ...

Методическая разработка "ПОЛОЖЕНИЕ о Городском конкурсе методических разработок по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения в образовательном учреждении "

Положение о Городском конкурсе методических разработок по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения в образовательном учреждении (далее – Конкурс) определяет цели...

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения детей с особыми образовательными потребностями

Особенности профессионального самоопределения детей с ОВЗВ настоящее время особую актуальность приобретает проблема успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенности...

Формирование информационной инфраструктуры в системе сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Санкт-Петербурга

Проблема формирование информационной инфраструктуры в системе сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Санкт-Петербурга...