Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения детей с особыми образовательными потребностями
статья по психологии

Зайцева Ирина Юрьевна

Особенности профессионального самоопределения детей с ОВЗ

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенности  развития ребёнка с ОВЗ могут приводить к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Зачастую нарушается связь ребёнка с социумом как источником развития, так как родители не  знают, каким образом передать ему социальный опыт, который обычно осваивается без специально организованных условий обучения и воспитания. Интегрировать  ребенка в культуру можно, используя особым образом организованный  образовательный и воспитательный процесс. Особенно важным является осуществление психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения ребенка с ОВЗ.

В большинстве случаев молодые люди с ОВЗ осуществляют выбор образовательной организации не в соответствии со своими способностями и предпочтениями, а ориентируясь на специальности, открытые в профессиональных образовательных организациях, где организовано обучение людей с конкретным заболеванием. Причем трудоустраиваться по данным специальностям молодые люди часто не собираются. Однако, работа играет важную роль в жизни людей с ограниченными возможностями здоровья и оказывает большое влияние на их состояние и самочувствие. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем, и усиливает удовлетворенность жизнью. Адекватность выбора и уровень освоения профессией влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для подростка с ОВЗ, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prilozhenie_3.doc204 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения детей с особыми образовательными потребностями.

Особенности профессионального самоопределения детей с ОВЗ

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Особенности  развития ребёнка с ОВЗ могут приводить к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Зачастую нарушается связь ребёнка с социумом как источником развития, так как родители не  знают, каким образом передать ему социальный опыт, который обычно осваивается без специально организованных условий обучения и воспитания. Интегрировать  ребенка в культуру можно, используя особым образом организованный  образовательный и воспитательный процесс. Особенно важным является осуществление психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения ребенка с ОВЗ.

В большинстве случаев молодые люди с ОВЗ осуществляют выбор образовательной организации не в соответствии со своими способностями и предпочтениями, а ориентируясь на специальности, открытые в профессиональных образовательных организациях, где организовано обучение людей с конкретным заболеванием. Причем трудоустраиваться по данным специальностям молодые люди часто не собираются. Однако, работа играет важную роль в жизни людей с ограниченными возможностями здоровья и оказывает большое влияние на их состояние и самочувствие. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем, и усиливает удовлетворенность жизнью. Адекватность выбора и уровень освоения профессией влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для подростка с ОВЗ, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор.

Процесс профессиональной ориентации подростков с ограниченными возможностями включает несколько этапов.

Первый этап — это подготовительный, на этой стадии определяется трудовой прогноз, основанный на результатах клинического заключения. В рамках этого этапа необходимо: определить максимально полный круг объективно показанных подростку-инвалиду видов профессиональной деятельности; выделить круг профессий, соответствующих интересам и склонностям молодежи с ограниченными возможностями здоровья; сформулировать профрекомендации; оценить адекватность профессиональных планов в целом.

Второй этап — формирующий (коррекционный). На данном этапе решаются задачи по ориентации детей на показанные им виды профессиональной деятельности. В отличие от первого второй этап является более длительным по времени и может включать в себя: учебно-лекционные занятия, тематические экскурсии, психологические тренинги по формированию эмоциональной и личностной готовности к выбору профессии, трудотерапию, игротерапию, профконсультации, внеклассные мероприятия и т. д.

В рамках профориентационного сопровождения охват семей нуждающихся в психолого-педагогической поддержке проводится в 3-х направлениях:

  • Планирование и реализация мероприятий районного опорного Центра социализации детей и подростков в соответствии с  «дорожной картой» Фрунзенского района (специализированные профориентационные мероприятия для детей с ограниченными возможностями здоровья)
  • Психолого-педагогическое сопровождение семей обучающихся ЦТиО, вовлечение в мероприятия, проекты, и досуговую деятельность
  • Дистанционная поддержка семей посредством портала «Социализация»

Налаженная практика партнерского взаимодействия позволяет активно  использовать возможности города, поэтому особые категории детей регулярно посещают не только учреждения среднего профессионального образования, но и интерактивные площадки «Сказкин дом», «ЛабиринтУм» с целью расширения представлений об окружающем мире, «Кидбург» с целью расширения представлений детей о мире профессий. Дети с ОВЗ также получают возможность осуществить профессиональные пробы на мастер-классах, на практике попробовать элементы труда разных профессий. При посещении Императорского фарфорового завода дети расписывают фарфоровые изделия, на обувной фабрике пробуют делать заготовки для домашней обуви и ортопедических изделий.

Важным аспектом деятельности является работа с родителями. Родители, воспитывающие ребенка с ОВЗ, особенно нуждаются в психолого-педагогической поддержке на этапе выбора профессии и планирования образовательного маршрута. Своевременно оказанная помощь способствует снятию тревожности родителей по отношению к будущему их ребенка и формированию оптимальной стратегии поведения в этот ответственный период.

 Методическая поддержка педагогов по вопросам профессионального самоопределения детей с ОВЗ осуществляется

  • Информационная  методическая  поддержка педагогов посредством портала «Социализация», методических пособий.
  • Индивидуальные консультации педагогов, занимающихся профориентацией с детьми с ОВЗ
  • Районные и городские мероприятия по профориентации для детей с ОВЗ

Районные и городские семинары, конференции посвященные проблеме профессионального самоопределения детей с ОВЗ

Результативность профориентационной работы с детьми с ОВЗ отслеживается по следующим показателям:

     1. Динамика увеличения количества мероприятий по сопровождению педагогов, занимающихся профориентационной деятельностью;

2. Динамика увеличения количества семей, обратившихся за консультационной помощью по вопросам профориентации

  • 3. Расширение спектра и увеличение количества городских и районных мероприятий по профориентационному сопровождению

««Дорожная карта» Фрунзенского района по работе с детьми с ОВЗ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение маршрута психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с новым Законом об образовании.

В статье рассматриваются особенности определения маршрута сопровождения детей с особыми образовательным потребностяим....

Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в МБОУ «СОШ №3»

Проблемы ребенка Любая проблемная ситуация – это ситуация выбора, которая порождает множественность вариантов решения. На выбор влияют не только положительное или отрицательное отношение, н...

Круглый стол: Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения

Организация психолого-педагогического сопровождения с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации...

Сопровождение законных представителей детей, имеющих особые образовательные потребности и возможности

Сопровождение законных представителей детей, имеющих особые образовательные потребности и возможности...