Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в МБОУ «СОШ №3»
опыты и эксперименты (5 класс) на тему

Крекова Надежда Александровна

Проблемы ребенка

 

Любая проблемная ситуация – это ситуация выбора, которая порождает множественность вариантов решения. На выбор влияют не только положительное или отрицательное отношение, не только высокая или низкая оценка вероятности достижения, не только имеющееся поле выбора, но и наличие у человека устойчивых вариантов поведения в тех или иных ситуациях.

Очевидно, что результат выбора способа разрешения проблемной ситуации (успех или неуспех в конкретной ситуации социального взаимодействия) находит свое отражение в эмоциональной сфере человека.

Соединение "социального" и "эмоционального" в одном понятии подразумевает, что противоречия проявляются как на социальном, так и на эмоциональном уровнях, что субъекту важно их разрешение, но оно не доступно на данном уровне возможностей, что ситуация требует выхода за рамки собственного социального опыта.

Можно говорить о наличии у ребенка социально-эмоциональной проблемы, когда:

- очевидна проблемная социальная ситуация;

- носитель проблемы нуждается в помощи;

- отсутствуют устойчивые варианты поведения в данной ситуации, эффективные способы ее разрешения;

- проблема порождает негативные эмоциональные переживания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл forum.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в МБОУ «СОШ №3»

Проблемы ребенка

Любая проблемная ситуация – это ситуация выбора, которая порождает множественность вариантов решения. На выбор влияют не только положительное или отрицательное отношение, не только высокая или низкая оценка вероятности достижения, не только имеющееся поле выбора, но и наличие у человека устойчивых вариантов поведения в тех или иных ситуациях.

Очевидно, что результат выбора способа разрешения проблемной ситуации (успех или неуспех в конкретной ситуации социального взаимодействия) находит свое отражение в эмоциональной сфере человека.

Соединение "социального" и "эмоционального" в одном понятии подразумевает, что противоречия проявляются как на социальном, так и на эмоциональном уровнях, что субъекту важно их разрешение, но оно не доступно на данном уровне возможностей, что ситуация требует выхода за рамки собственного социального опыта.

Можно говорить о наличии у ребенка социально-эмоциональной проблемы, когда:

- очевидна проблемная социальная ситуация;

- носитель проблемы нуждается в помощи;

- отсутствуют устойчивые варианты поведения в данной ситуации, эффективные способы ее разрешения;

- проблема порождает негативные эмоциональные переживания.

Профилактика возникновения проблем

Очень важна ранняя диагностика и профилактика проблем, которые должны решаться на фоне успешности ребенка в какой-либо сфере деятельности ("педагогика успеха").

Очевидно, что профилактика проблем включает в себя не только задачи предупреждения их возникновения, но также задачи усиления факторов, стимулирующих благоприятное развитие, и нейтрализации воздействия негативных факторов, препятствующих развитию (факторов благополучия и неблагополучия).

Классный руководитель взаимодействует с родителями, учителями-предметниками, социальным педагогом, психологом, зам. директора по ВР школы и сотрудниками центра ППМиСП. Это обеспечивает эффективность работы по выявлению и сопровождению учащихся с социально-эмоциональными проблемами.

Для того чтобы получить более полную информацию по каждому из выявленных учащихся, анализируются анкеты по изучению развития ребенка (заполняют родители при поступлении ребенка в первый класс и анкета "Особенности семейного воспитания". Используя полученные данные, классный руководитель, психолог и социальный педагог разрабатывают план индивидуального сопровождения ребенка. При необходимости привлекаются специалисты внешних организаций.

Важное условие предупреждения возникновения у подростка серьезных социально-эмоциональных проблем и попадания его в "группу риска" – правильно организованная досуговая деятельность, которая может включать в себя: посещение кружков и секций (как в школе, так и за ее пределами); внеклассную деятельность в школе; экскурсии; посещение выставок, музеев, театров и т. д.; туристические походы; участие в работе детских и подростковых общественных организаций и др.

Классный руководитель в сотрудничестве с психологом оказывает помощь учащимся своего класса в досуговом самоопределении, взаимодействуя на данном этапе с сотрудниками управление культуры молодёжи и спорта, администрация города Абакан.

Другое важное условие предупреждения возникновения у подростка серьезных социально-эмоциональных проблем и попадания его в "группу риска" – постоянный контакт со специалистами службы сопровождения в случаях: появления серьезных поведенческих проблем (полное непринятие норм и правил, агрессия и др.); наличия серьезных социально-эмоциональных проблем (замкнутость, "уход в себя", эмоциональные "всплески" и др.); пропуска учащимися уроков и учебных дней без уважительных причин; употребления или возможного употребления ими спиртных напитков, ПАВ и других наркотических веществ; кризисных ситуаций в семье; резкого ухудшения состояния здоровья.

Определено, что раз в четверть классный руководитель заполняет диагностическую карту класса, по которой проводится собеседование с психологом и социальным педагогом и они вместе разрабатываю программы индивидуального сопровождения по отдельным учащимся.

Индивидуальное сопровождение ребенка из «группы риска»

Комплексный характер сопровождения заключается в том, что оно включает в себя ряд взаимосвязанных и дополняющих друг друга видов деятельности команды специалистов, обеспечивающих: правовую защиту и правовой всеобуч; социальную помощь; педагогическую поддержку; психологическое сопровождение индивидуального развития; социальное воспитание; обучение навыкам социальной компетентности.

Сопровождение - это комплексный метод, в основе которого лежит единство четырёх функций:

  • диагностики существа возникшей проблемы;
  • информации о путях возможного решения проблемы;
  • консультации на этапе принятия и выработки плана решения проблемы;
  • первичной помощи при реализации плана решения

Одним из наиболее частых проявлений нарушенных отношений личности с обществом психологи считают пережитые детьми кризисные состояния или экстремальные условия, в которых они не могут с собой справиться и пережить их. Темп психического развития замедлен, имеется ряд негативных особенностей: ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера, воображение, позднее и хуже формируются навыки саморегуляции и правильного поведения .

Такие дети склонны к совершению асоциальных поступков , преступлений и т.д.

Социальный работник, организовывая социально-психологическое сопровождение детей «группы риска», должен не только создавать атмосферу доверительности отношений «социальный работник - ребёнок», но и подключать к процессу работы с детьми все субъекты государственной системы социальной поддержки и защиты детства (органы образования, здравоохранения и т.д.).

Помощь ребенку в кризисной ситуации необходимо оказать немедленно. При этом очень важно мобилизовать внутренние силы родителей и ребенка, подсказать, в какие районные и городские организации можно обратиться за помощью.

Алгоритм помощи ученику в кризисной ситуации

1. Всесторонний анализ ситуации.

2. Сбор дополнительной информации (если есть время).

3. Подключение сотрудников центра ППМиСП для оказания помощи.

4. Поиск ресурсов для оказания помощи (кто может помочь, какие виды помощи?):

внутри семьи; внутри школы; в районе и городе.

5. Оказание помощи с использованием найденных ресурсов.

6. Оценка результативности оказания помощи.

Результатом решения социально-эмоциональной проблемы будут: оптимизация эмоционального уровня, улучшение социальных отношений и появление нового опыта в преодолении проблем.

Наш опыт работы, говорит о том, что взаимодействие не только с родителями, но и со всеми субъектами профилактики дает комплексный поход и правильное, своевременное, индивидуальное  решение проблем детей. На протяжении всей работы я стараюсь сотрудничать с центром психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Который не оставляет нас с выявленными проблемами один на один. Помогает решать уже выявленные отклонения. Помогает в работе профилактики тех или иных проявлений. На сегодняшний день центр предлагает ряд программ и тренингов, которые не только помогают решать проблемы детям, но и например найти свое направление в профориентации, правильно ориентироваться в чрезвычайных ситуациях и много другое

Одно из необходимых направлений работы социального педагога с детьми «группы риска» - это тесный контакт с родителями. В такой деятельности необходимо проявить максимум терпимости к образу жизни семьи ребёнка и воспитательным издержкам. Социальный педагог должен оказывать конструктивную помощь, а не противодействовать и критиковать. Ему следует принять как данность сложившиеся в этой семье ролевые отношения и границы между поколениями. Очень продуктивным и желательным представляется вовлечение в процесс совместной деятельности и реабилитации ребёнка всей семьи в её самом расширенном составе, включая бабушек и дедушек, а также других родственников, контактирующих с ребёнком и его семьёй.

Изучение семьи может быть успешным при условии проявления высокого такта, уважительного, внимательного и чуткого отношения к родителям.

И в заключении, хотелось бы сказать о том, что какой бы комплексной не была бы работа в образовательном учреждении, с субъектами профилактики, с родителями. Если педагог( психолог, классный руководитель, социальный педагог) не будет к себе располагать, не будет производить впечатления с первого взгляда, что он понимающий, заботливый, рассудительный и не равнодушный человек, реальной помощи для детей с проблемами не будет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение маршрута психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с новым Законом об образовании.

В статье рассматриваются особенности определения маршрута сопровождения детей с особыми образовательным потребностяим....

Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в ОУ общего типа

Сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении является одной из основных задач педагога-психолога. В сопровождение включаются все участники образовательного процесса.  Понятие инклюзии...

Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении

Об организации доступности образования для  детей с особыми образовательными потребностями в образовательном учреждении общего типа....

Круглый стол: Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения

Организация психолого-педагогического сопровождения с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации...

Организация и проведение досуговых мероприятий как одна из форм комплексного сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.

Опубликовано 03.02.2018 - 12:01 - Майорова Елена ВалерьевнаКомплексное сопровождение - можно рассматривать, как организованную психолого-педагогическая помощь детям с целью повышения эффективност...

Особенности комплексного сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.

Особенности комплексного сопровождения детей с особыми образовательными потребностями....