Организация и проведение досуговых мероприятий как одна из форм комплексного сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.
опыты и эксперименты

Майорова Елена Валерьевна

Опубликовано 03.02.2018 - 12:01 - Майорова Елена Валерьевна

Комплексное сопровождение - можно рассматривать, как организованную психолого-педагогическая помощь детям с целью повышения эффективности и качества его обучения и воспитания.

Задачи:

1. определение и создание оптимальных условий для развития личностных, познавательных, коммуникативных способностей детей при подготовке и в момент проведения мероприятия;

2. применение индивидуально-ориентированных приемов для активизации речевых и познавательных операций детей с ОВЗ, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей;

3. осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями;

4. организация содержательного, интересного и полезного досуга детей с ООП.

(из опыта работы учителя-логопеда Майоровой Е.В и учителя дефектолога Шигабутдиновой В.О ГППЦ ДОгМ)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация и проведение досуговых мероприятий как одна из форм комплексного сопровождения детей с особыми образовательными потребностями

(из опыта работы учителя-логопеда Майоровой Е.В и учителя дефектолога Шигабутдиновой В.О ГППЦ ДОгМ)

Специалисты Центра часто сталкиваются с признаками сочетанных нарушений. По решению психолого-педагогического консилиума, детям рекомендуются занятия с двумя специалистами: с учителем-дефектологом и учителем логопедом. В рамках основных занятий решаются образовательные, коррекционные и воспитательные задачи. Нами было решено попробовать модифицировать и дополнить привычные формы и методы коррекционо-развивающего воздействия. Поставленные перед специалистами задачи, решаются в формате досуговых мероприятий.

 Цель:

организация комплексных занятий для укрепления и расширения материала рабочих программ, за счет активизации ресурсов социально-психологической адаптации личности ребенка.

В соответствии с введением новых стандартов меняется и сама образовательная цель обучения: необходимо не только дать ребенку определенные знания, но и развить его как личность в целом.

Перед учителем дефектологом и учителем-логопедом стоит задача не только исправить, скорректировать нарушения, но и стремиться параллельно развивать ребенка через различные виды деятельности.

Задачи:

1. определение и создание оптимальных условий для развития личностных, познавательных, коммуникативных способностей детей при подготовке и в момент проведения мероприятия;

2. применение индивидуально-ориентированных приемов для активизации речевых и познавательных операций детей с ОВЗ, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей;

3. осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с родителями;

4. организация содержательного, интересного и полезного досуга

      детей с ООП.

У детей, зачисленных на занятия с учителем-логопедом, часто отмечаются следующие проявления речевых нарушений:

- бедность выразительных средств речевого оформления;

- недостаточное понимание значения ряда слов, образных выражений;

- низкая речевая активность;

 - недостаточная сформированность не только спонтанной, но и отраженной речи;

 - нарушение письменной речи.

У данной категории детей учителя-дефектологи отмечают незрелость эмоционально-волевой сферы, сниженный уровень познавательной и учебной активности.

Взаимодействие двух специалистов при проведение комплексных мероприятий (занятий, праздников, конкурсов…), способствует совокупному преодолению проблем ребенка.

Важной составляющей в организации досуговых мероприятий, является сама атмосфера «праздника». Элементы игры, костюмированные персонажи, музыкальное оформление, двигательные паузы – позволяют преодолевать трудные моменты, достигать эмоционального комфорта. Положительный эмоциональный фон – залог готовности ребенка к продуктивному взаимодействию со взрослым и со сверстниками.

Опираясь на существующие дидактические принципы (систематичности, активности, доступности, последовательности, наглядности и др.) мы разрабатывали комбинированные занятия, с учетом категорий детей, посещающих занятия в Центре.

Комплексное взаимодействие учителя-дефектолога и учителя-логопеда проводится по графику внеучебной деятельности, имеет всестороннюю направленность (художественную, эстетическую, двигательную,  ….), опосредованно стимулирующих и корригирующих развитие детей с особыми потребностями.


Данный проект может быть реализован в общеобразовательной школе с детьми, обучающимися по адаптированным общеобразовательным программам во внеурочной деятельности для закрепления полученных знаний.

Поделимся опытом подготовки, организации и проведения подобных мероприятий.

Комбинированное занятие – сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не связанных четкой логической последовательностью. (Речевая игра «Осенние листья» – подвижная игра «Собери листочки»).

Комплексное занятие – реализация задач средствами разных видов деятельности при ассоциативной связи между ними (беседа  «Осенний лес» – рисование «Лес осенью»).  Один вид деятельности доминирует, другой создает эмоциональный фон.

Интегрированное занятие –соединение знаний из разных образовательных областей на равноправной основе. Направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности. (Осеннее настроение: через чтение и пересказ, через слушание музыки, через стихотворные тексты).

Тип мероприятия:

Комплексное внеурочное мероприятие по совершенствованию и применению полученных знаний на практике.

Тема занятия: «Зима».

Цель: 

Систематизировать знания детей по лексической теме: «Зима».

 Задачи занятия:

Образовательные:

- Пополнение и обогащение словаря по теме: «Зима».

- Последовательное оформление рассуждений в форме полного ответа.

- Закрепление умения определять предложение по цели высказывания.

- Развивать фонематический анализ и синтез слов различной звукослоговой структуры, совершенствовать фонематические представления.

- Развивать и совершенствовать слоговой анализ и синтез.

Коррекционные:

-Развивать навыки аналитико-синтетической деятельности.

-Развивать орфографическую зоркость.

-Активизировать словарь по лексической по теме занятия.

-Развивать зрительное восприятие, слухо-речевую память, внимание, словесно-логическое мышление, ориентировку в пространстве и времени.

-Развивать общую моторику.

Воспитательные:

-Развивать самостоятельность, самоконтроль.

-Воспитывать у учащихся умения взаимодействовать друг с другом и учителем на уроке.

 

Предлагаем познакомиться с речевым материалом и играми, используемыми на занятии.

Загадка №1:

Кто колючий, но не ежик?

Мишура, шары и дождик

Весело блестят в иголках.

Из лесу пришла к нам…(Елка).

Загадка №2:

Он приходит лишь зимой,

 В теплой шубе с бородой,

Хитрый взгляд, бордовый нос.

Это старый, но веселый, добрый… (Дедушка Мороз).

Загадка №3:

Не мерзнет нос-морковка,

 Он к холодам привык.

 Придет весна – растает. Кто это?.. (Снеговик).

Игра «Нарисуй снеговика».

Дети любят рисовать. А рисовать зимнюю картину со снеговиком с закрытыми глазами, еще интереснее. Можно предложить детям составить рассказ по картинке, которую они нарисовали.

Речевая игра: «Составь предложения».

На карточках, написаны слова. Предложения «рассыпались». Нужно поменять слова местами и прочитать получившиеся предложения.

Катались, горки, дети, с. (Дети катались с горки.)

Пушистый, выпал, белый, снег. (Выпал пушистый белый снег.)

Нос, мороз, мерзнет, в, сильный. (Мерзнет нос в сильный мороз.)

 Речевая игра. Глагольная лексика.  «Что зима наделала?»

Вьюга в поле загудела, сильно -…(за-вью-жи-ла).

В лесу метель все дорожки - … (за-ме-ла).

Белая снежная пороша всю улицу - … (за-по-ро-ши-ла).

Зимушка-зима ударила морозами и землю - … (за-мо-ро-зи-ла).

Покрылась река крепким льдом, река - …(за-ле-де-не-ла).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение маршрута психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с новым Законом об образовании.

В статье рассматриваются особенности определения маршрута сопровождения детей с особыми образовательным потребностяим....

Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в МБОУ «СОШ №3»

Проблемы ребенка Любая проблемная ситуация – это ситуация выбора, которая порождает множественность вариантов решения. На выбор влияют не только положительное или отрицательное отношение, н...

Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в ОУ общего типа

Сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении является одной из основных задач педагога-психолога. В сопровождение включаются все участники образовательного процесса.  Понятие инклюзии...

Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении

Об организации доступности образования для  детей с особыми образовательными потребностями в образовательном учреждении общего типа....

Модель комплексного сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями, как основа создания равных стартовых возможностей в условиях инклюзии

Авторы проекта:Руководитель социально-психологической педагогической службы сопровождения, педагог-психолог Лапыгина Н.ГМетодист Киселевич Т.П.Учитель-логопед, учитель-дефектолог Бражникова Е.А....

Особенности комплексного сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.

Особенности комплексного сопровождения детей с особыми образовательными потребностями....