Модель комплексного сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями, как основа создания равных стартовых возможностей в условиях инклюзии
проект на тему

Мисько Анастасия Владимировна

 

Авторы проекта:

  • Руководитель социально-психологической педагогической службы сопровождения, педагог-психолог Лапыгина Н.Г
  • Методист Киселевич Т.П.
  • Учитель-логопед, учитель-дефектолог Бражникова Е.А.
  • Учитель-логопед¸ клинический психолог Мисько А.В.
  • Педагог-психолог Матвейчук С.В.

 

 

 

Аннотация:

Данный проект описывает современный подход к сопровождению обучающихся с особыми образовательными потребностями (в т.ч. с ограниченными возможностями здоровья) в общеобразовательной школе в ситуации полноценной инклюзии. Описана система организации раннего выявления и сопровождения данной категории обучающихся: начиная с групп кратковременного пребывания до получения обучающимся документа об окончании образования.

Особое внимание уделено взаимодействию специалистов, таких как учитель, воспитатель, тьютор, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и родителей  при реализации адаптированным образовательным программам. В проекте представлена реализация индивидуального образовательного маршрута обучающихся с особыми образовательными потребностями на дошкольной и школьной ступени.

Представлена деятельность психолого-педагогического консилиума, как инструмента организации системы комплексного сопровождения.

Доказывается эффективность использования данной системы сопровождения для обеспечения стартовых возможностей обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Ключевые слова. Инклюзия, адаптированная образовательная программа, индивидуальный образовательный маршрут, дети с особыми образовательными потребностям и, дети с ограниченными возможностями здоровья.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_proekte.docx221.69 КБ

Предварительный просмотр:

Авторы проекта:

  • Руководитель социально-психологической педагогической службы сопровождения, педагог-психолог Лапыгина Н.Г
  • Методист Киселевич Т.П.
  • Учитель-логопед, учитель-дефектолог Бражникова Е.А.
  • Учитель-логопед¸ клинический психолог Мисько А.В.
  • Педагог-психолог Матвейчук С.В.

Наименование образовательной организации: ГБОУ города Москвы Школа №1391

Город, регион России: город Москва

Контактная электронная почта: spps1391@mail.ru

Модель комплексного сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями, как основа создания равных стартовых возможностей в условиях инклюзии

Аннотация:

Данный проект описывает современный подход к сопровождению обучающихся с особыми образовательными потребностями (в т.ч. с ограниченными возможностями здоровья) в общеобразовательной школе в ситуации полноценной инклюзии. Описана система организации раннего выявления и сопровождения данной категории обучающихся: начиная с групп кратковременного пребывания до получения обучающимся документа об окончании образования.

Особое внимание уделено взаимодействию специалистов, таких как учитель, воспитатель, тьютор, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и родителей  при реализации адаптированным образовательным программам. В проекте представлена реализация индивидуального образовательного маршрута обучающихся с особыми образовательными потребностями на дошкольной и школьной ступени.

Представлена деятельность психолого-педагогического консилиума, как инструмента организации системы комплексного сопровождения.

Доказывается эффективность использования данной системы сопровождения для обеспечения стартовых возможностей обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Ключевые слова. Инклюзия, адаптированная образовательная программа, индивидуальный образовательный маршрут, дети с особыми образовательными потребностям и, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Целевая аудитория

Проект предназначен для широкого круга участников, который включает в себя: администрацию образовательных учреждений (заместителей директора, методистов по инклюзии, руководителей психолого-педагогических служб);  педагогов (дошкольных и школьных учреждений); специалистов (педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, олигофренопедагогов, тифло- и сурдопедагогов, тьюторов). 

Актуальность проекта

В настоящее время в связи с решением проблемы шаговой доступности  расположения образовательных учреждений дети с особыми образовательными потребностями и инвалидностью могут получать образование в школе рядом с домом.

Наша Школа состоит из 10 образовательных площадок, которые расположены на территориях  поселений Киевский, Новофедоровское, Первомайское и находятся в удаленности друг от друга, которая достигает до 40 км. На данных территориях нет и не было учреждений коррекционной направленности, и родители детей с особыми образовательными потребностями(в т.ч.  с интеллектуальными нарушениями) могли дать ребенку образование только через систему интернатных учреждений. В настоящее время они получили возможность обучать ребенка в общеобразовательном учреждении шаговой доступности.

В связи с этим разные категории обучающихся с особыми образовательными потребностями (в т.ч. дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды) влились в Комплекс (ГБОУ города Москвы Школа №1391), и появилась необходимость создания и реализации системы комплексного сопровождения данной категории обучающихся.

Одновременно мы столкнулись с рядом проблем (ставших задачами), начиная с расширения штата специалистов Службы ППиСС, созданием мобильного психолого-педагогического консилиума, а также выработки механизма выявлением категории обучающихся испытывающих значительные трудности в усвоении образовательной программы, но не имеющих никакого статуса. Сложность разрешения последней проблемы связана с  тем, что в большинстве случаев обучающиеся «без статуса»- это дети из семей с гипопротекцией или ситуацией непринятия индивидуальных особенностей ребенка. Появление данной категории обучающихся («без статуса») потребовало от образовательной организации системы раннего выявления и диагностики обучающихся, испытывающих значительные трудности в усвоении образовательной программы, а также их дальнейшего сопровождения.


Описание проекта

Срок реализации проекта.

Проект  – бессрочный.

Субъекты модели:

  • Обучающие с особыми образовательными потребностями (ООП), в т.ч. дети-инвалиды
  • Обучающиеся с ограниченным возможностями здоровья (ОВЗ)
  • Родители данных категорий        
  • Педагогический коллектив Комплекса (ГБОУ Школа №1991 включающая дошкольные и школьные отделения).

Проблема. В процессе реализации инклюзии в общеобразовательной организации мы столкнулись с большими трудностями организации образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями (категории – дети с ограниченными возможностями здоровья). Как следствие необходимость четкой координации в реализации индивидуального образовательного маршрута и методическая поддержка всех участников образовательного процесса, включая семью учащихся.

В связи с эти нами были поставлены следующие цель и задачи, решение которых позволило нам наиболее эффективно организовать процесс получения образования  обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Цель проекта: Создание модели комплексного сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями, как основа создания равных стартовых возможностей в условиях инклюзии

Необходимые условия реализации проекта:

- максимальное приближение службы сопровождения к месту жительства ребенка с особыми образовательными потребностями (в т.ч. с ограниченными возможностями здоровья, ребенка-инвалида, ребенка группы риска);

- функционирование на основе междисциплинарного взаимодействия специалистов;

- семейно-центрированный характер деятельности.

Цель модели: поддержка, обучение и сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями (в т.ч. детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов, обучающихся группы риска) для создания равных стартовых возможностей в условиях инклюзии.

 Задачи модели:

  • обеспечение доступа к современному и качественному образованию обучающихся с особыми образовательными потребностями в условиях шаговой доступности;
  • создание равных стартовых возможностей обучающимся с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении;
  • создание оптимальной среды, использующей современные технологии, научно-методические и кадровые ресурсы для социальной и учебной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
  • выстраивание эффективных моделей взаимодействия субъектов образовательного процесса (администрации образовательной организации (ОО), педагогического коллектива, обучающихся и их родителей/законных представителей);
  • обобщение и трансляция передового опыта по созданию специальных образовательных условий для обучающихся с особыми образовательными возможностями в образовательных организациях.

Средства контроля результатов:

  • мониторинг уровня социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями;
  • мониторинг усвоение адаптированной образовательной программы индивидуализированной в рамках индивидуального образовательного маршрута;
  • анализ повышения уровня компетентности специалистов по организации психолого-педагогического сопровождения детей целевой группы и их родителей (законных представителей);
  • мониторинг удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством услуг, предоставляемых Службой ранней помощи.

Этапы работы над проектом Модель комплексного сопровождения обучающихся с особыми образовательными потребностями, как основа создания равных стартовых возможностей в условиях инклюзии

Первый этап – подготовительный (декабрь 2015- май 2016)

  1. мониторинг социального запроса на комплексное сопровождение обучающихся с особыми образовательными потребностями
  2. оформление нормативно-правовой базы, разработка локальных актов, регламентирующих деятельность проекта
  3. создание проектной группы
  4. презентация модели
  5. разработка «Дорожной карты 2016-2017 учебный год» по внедрению Модели

Второй этап – методический, организационный (май 2016-июнь2017)

  1. презентация проекта
  2. разработка образовательных программ
  3. пополнение материально-технической базы
  4. повышение профессиональной квалификации педагогов посредством организации курсов повышения квалификации;
  5. оказание педагогической помощи родителям через индивидуальные консультации, открытые просмотры мероприятий,
  6. корректировка локальных актов,
  7. формирование профильной страницы на официальном сайте учреждения;
  8. реализация «Дорожной карты».

Третий этап  - практический (июнь 2017 по наст.время)

  1. перевод инновационных механизмов в режим функционирования,
  2. самоанализ проведенной работы,
  3. корректировка «Дорожной карты 2017-2018 учебный год» и последующая ее реализация;
  4. трансляция результатов;
  5. самоанализ проведенной работы
  6. разработка «Дорожной карты 2018-2019 учебный год» и ее реализация.

Трансляция:

Специалистами Службы ППиСС регулярно проводят семинары, консультации для всего педагогического состава,  родителей и специалистов нашего комплекса, а также  образовательных организаций города по вопросам индивидуального подхода при организации процесса обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.

На базе нашего Комплекса ежегодно проходят семинары для всех участников образовательного процесса, различной тематической направленности, в том числе в рамках реализации и внедрения ФГОС ОВЗ.

Основные положения Модели:

Социально-психолого-педагогическое сопровождение строится на основании индивидуального образовательного маршрута, проектируемого психолого-педагогическим консилиумом нашего комплекса. Психолого-педагогический консилиум действует на постоянной основе и осуществляет координацию деятельности  всех участников образовательного процесса для наиболее успешного усвоения обучающимися образовательной программы, в том числе и адаптированной образовательной программы. Деятельность консилиума охватывает все направления работы, заседания проходят по графику поочередно в каждом отделении, для максимально удобного процесса координации всех участников педагогического процесса.

Работа психолого-педагогического консилиума включает экспертно-диагностическое направление и психолого-педагогическое сопровождение.

Вся диагностическая и экспертная деятельность консилиума с детьми проводится только с добровольного согласия родителей (законных представителей) и, при желании, в их присутствии.

ППк осуществляет диагностику развития ребенка, процесс образования (формировании знаний, умений и навыков, целевых ориентиров обще социального и академического плана и целостном развитии личности), способной к самореализации, адаптации и интеграции в социум на каждом возрастном этапе (от 0 до 18 лет).

На основании данных диагностического исследования специалисты ППк определяют специальные образовательные потребности детей. Определив образовательные потребности ребенка, специалисты консилиума разрабатывают определенный индивидуальный маршрут ребенка; дают рекомендации педагогам, родителям, ребенку; неп воздействуют на личность учащегося в ходе собеседования. Эта работа сопровождает ребенка и его проблему до достижения стабильной положительной динамики.

В случаи необходимости ППк направляет на Центральную психолого-медико-педагогическую комиссию.

Коррекционно-развивающая работа, основывается на ФГОС ОВЗ, ФГОС ОВЗ УО, АООП разных нозологий и представляется в виде коррекционно-развивающих рабочих программ. Коррекционно-развивающая рабочая программа педагога образовательной организации является обязательным педагогическим документом, обеспечивающим систему образовательной работы с детьми ОВЗ по реализации адаптированной образовательной программы. Разработчиками коррекционно-развивающих рабочих программ являются педагоги образовательной организации: воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учителя – логопеды, учителя-дефектологи, тьюторы, учителя-предметники и другие категории педагогов образовательной организации (в соответствии со штатным расписанием образовательной организации). Воспитатели, работающие на одной группе, составляют рабочую программу совместно. На заседании психолого-педагогического консилиума образовательной организации самостоятельно устанавливаются сроки, на которые разрабатываются коррекционно-развивающие рабочие программы. Сроки реализации программы согласуются с этапами реализации образовательной программы (адаптированной образовательной программы) образования.

Коррекционно-развивающие рабочие программы педагогов, разработанные и оформленные в соответствии с утвержденными методическими рекомендациями, рассматриваются на ППк образовательной организации. По итогам рассмотрения коррекционно-развивающих рабочих программ оформляется протокол, в котором указывается принятое решение.

Коррекционно-развивающие рабочие программы утверждаются приказом руководителя образовательной организации, и каждая программа согласуется на титульном листе номер и датой протокола ППК образовательной организации.

Образовательная организация может вносить изменения и дополнения в Методические рекомендации о коррекционно-развивающей рабочей программе, в содержание коррекционно-развивающий рабочих программ, рассмотрев и утвердив внесенные коррективы на заседании ППК образовательной организации. Для реализации единого подхода к разработке и оформлению коррекционно-развивающей рабочей программы в образовательной организации, методические рекомендации о составлении коррекционно-развивающей рабочей программы разрабатываются и утверждаются на заседании психолого-педагогического консилиума образовательной организации, которому делегированы данные полномочия в соответствии с уставом образовательной организации (ППк). По итогам рассмотрения ППк методических рекомендаций по коррекционно-развивающей рабочей программе (далее – Методические рекомендации) оформляется протокол, в котором указывается принятое решение.

На заседании психолого-педагогического консилиума образовательной организации самостоятельно устанавливаются сроки, на которые разрабатываются коррекционно-развивающие рабочие программы. Сроки реализации программы согласуются с этапами реализации образовательной программы (адаптированной образовательной программы) образования.

Коррекционно-развивающие рабочие программы педагогов, разработанные и оформленные в соответствии с утвержденными методическими рекомендациями, рассматриваются на ППк образовательной организации. По итогам рассмотрения коррекционно-развивающих рабочих программ оформляется протокол, в котором указывается принятое решение.

Коррекционно-развивающие рабочие программы утверждаются приказом руководителя образовательной организации, и каждая программа согласуется на титульном листе номер и датой протокола ППк образовательной организации.

Образовательная организация может вносить изменения и дополнения в методические рекомендации о коррекционно-развивающей рабочей программе, в содержание коррекционно-развивающий рабочих программ, рассмотрев и утвердив внесенные коррективы на заседании ППк образовательной организации. Контроль предметных результатов является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием материала. Реализация механизма оценки уровня образования предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков способов деятельности; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в начале каждого курса в виде требований к подготовке учащихся. В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов, действий для итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом планировании.

Эффективность проекта:

 По итогам внедрения  Модели в 2017-2018 учебном году получены следующие результаты. Для всех обучающихся с Заключениями ЦПМПК были созданы специальные условия, для получения ими качественного образования. Для каждого из них был разработан ИОМ, который включал в себя «дорожную карту обучающегося» с привлечением специалистов социально-психолого-педагогической сопровождения: учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, тьютор, социальный педагог (107 обучающийся были обеспечены всеми требуемыми специалистами -100%). Началось использование в работе специалистов  с данной категорией обучающихся ИКТ и ТСО. Образование каждого обучающегося строилось на основании разработанной адаптированной образовательной программы и индивидуального маршрута. Для учащиеся 1 классов образование осуществлялось на основании ФГОС ОВЗ И ФГОС ОВЗ УО.

Организация всего образовательного процесса обучающихся с особыми образовательными потребностями была возложена на психолого-педагогический консилиум (ППк) образовательной организации, действующий на постоянной основе, включающий в себя всех необходимых специалистов под руководством заместителя директора. В течение 2017-2018 учебного года прошло 82 плановых заседаний консилиума (проводя анализ деятельности ППк за 2016-2017уч.год плановые заседания были увеличены вдвое)  и 8- внеплановое заседание, которые обеспечили запросы всех участников образовательного процесса. В 2018-2019 году уже состоялось 24 заседания (на которых оказана диагностическая, консультативная, проективная помощь 123 учащихся, и 107 обучающихся организована работа по ИОМ на 2018-2019 учебный год. На заседаниях решались вопросы организации мероприятий по своевременному выявлению обучающихся с особыми образовательными потребностями; комплексное психолого-педагогическое и социальное обследование обучающихся с особыми образовательными потребностями для определения дефицитарных и ресурсных зон развития обучающихся и конкретизации задач психолого-педагогического и социального сопровождения обучающихся, задач коррекционно-развивающей работы; консультативная и информационно-просветительская работа с участниками образовательных отношений по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ/инвалидностью и обучающихся, испытывающих трудности в освоении ООП, развитии и социальной адаптации; проектирование индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) обучающихся с ОВЗ/инвалидностью в соответствии с рекомендациями ЦПМПК/ИПР/ИПРА и оценка эффективности его реализации; организационно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями, психолого-педагогической поддержки коллектива учителей, родителей, детского коллектива в рамках инклюзивного образования (конкретизация целевых ориентиров КРР; определение организационных условий; подбор и проектирование программ коррекционно-развивающих курсов, логистика КР работы, консультативная поддержка специалистам в процессе реализации КРР, оценка эффективности реализации КРР); создание и пополнение информационно-методической базы (программы, технологии, информационные ресурсы и т.д.) для качественного оказания помощи всем работникам образовательной организации в создании специальных условий обучения, воспитания, развития обучающихся с ОВЗ/инвалидность и оказания помощи обучающимся с трудностями в освоении ООП, развитии и социальной адаптации в условиях образовательной организации; мониторинг эффективности систематической специальной и психолого-педагогической поддержки обучающихся с ОВЗ/инвалидностью и оказания  психолого-педагогической и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении ООП, развитии и социальной адаптации.

Под руководством ГППЦ ДО г. Москвы специалистами психолого-педагогического консилиума в течение учебного года проводится мониторинг включения ребенка с ОВЗ в учебный процесс в ситуации интеграции.  На 2016-2017 учебный год в  нем  приняли участие  55 воспитанников/обучающихся и 60 педагогов дошкольных/школьных отделений. Экспертами мониторинга выступили специалисты  Службы ППиСС. За первое 2017-2018 гг. в нем приняли участие 57 педагогов и 66 обучающихся/воспитанников. В 2018-2019 учебном году процесс мониторинга продолжается.

Экспертами мониторинга выступили специалисты  - учителя-дефектологи, которые отметили положительную динамику в образовательном процессе и выявили актуальные трудности. Позднее для решения, которых были организованы семинары, мастер-классы для педагогических работников.

Велась работа в рамках информационной и просветительской деятельности, были оформлены информационные стенды, тематические буклеты и д.р., для всех участников образовательного процесса. Проходило регулярное обновление информации на сайте образовательной организации. Специалисты нашей школы участвовали в научно-практических конференциях, в работе методических объединений, семинарах, что позволило повысит уровень эффективности их деятельности.

Специалистами комплекса было проведено 4200 консультации по следующим направлениям: консультация-информирование,  консультация с оказанием помощи всем участникам образовательного процесса, консультацию с применением педагогического наблюдения,  консультации, требующие анализа, интерпретации, обобщения, учебно-методической, диагностической информации.

Данные консультации были реализованы, в том числе,  в рамках ППк и в рамках сетевого взаимодействия (ГБОУ г. Москвы Школа №2057, Детский сад №45 ОАО «РЖД»).

Все обучающиеся с особыми образовательными потребностями были включены социально-значимую деятельность, т.ч. в ту и или иную форму дополнительного образования.

 Обучающиеся активно участвовали в проектной деятельность, которая позволила нам занять призовые места и получить ситуацию успеха.

Кроме обучающихся с ограниченными возможностями здоровья особое внимание уделялось обучающимся с трудностями освоения образовательной  программы, социальной адаптацией, которые получили комплексное психолого-педагогическое сопровождение (571 человек-100%).

В 2017-2018 уч. году одной из главных  задач стояла социализация детей с особыми образовательными потребностями. Для этого на базе Школы в текущем учебном году состоялся фестиваль «Зимняя сказка» для детей с ОВЗ и инвалидностью. Участниками, победителями и призерами которого стали обучающиеся и воспитанники комплекса (номинации «Декоративно-прикладное творчество», «Изобразительное искусство», «Декламация», «Танец», «Песня»). Были организованы выезды нафестиваль «Книжное царство – мудрое государство», проведенного ГБПОУ «Воробьевы горы» и ЦПП «Эквалайс» на базе Московского Дворца Пионеров, в Московский Зоопарк.

 Все запланированные мероприятия в рамках Дорожной карты на 2017-2018г. выполнены.

Наш школа принимала активное участие в семинарах, круглых столах организаторами, которых являлись другие образовательные организации (участницы проекта «Ресурсная школа)». Являемся участниками конкурса «Лучшая инклюзивная практика», а также практико-ориентированного семинара: «Разные дети - разные маршруты».

Список литературы и интернет источников:

  1. http://schtn1391.mskobr.ru
  2. https://lapyginanataliya.jimdo.com/
  3. https://brajnikowa.jimdo.com/
  4. https://nsportal.ru/misko-anastasiya-vladimirovna


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение маршрута психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с новым Законом об образовании.

В статье рассматриваются особенности определения маршрута сопровождения детей с особыми образовательным потребностяим....

Круглый стол: Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения

Организация психолого-педагогического сопровождения с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации...

Организация и проведение досуговых мероприятий как одна из форм комплексного сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.

Опубликовано 03.02.2018 - 12:01 - Майорова Елена ВалерьевнаКомплексное сопровождение - можно рассматривать, как организованную психолого-педагогическая помощь детям с целью повышения эффективност...

Особенности комплексного сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.

Особенности комплексного сопровождения детей с особыми образовательными потребностями....

Презентация для конкурса "Создание оптимальных условий обучения, воспитания и коррекции на уроках математики для обучающихся с особыми образовательными потребностями"

В данном файле описывается: информационная справка педагога, особенности обучения детей в образовательном учреждении, основные этапы дифференцированной работы с обучающимися, "дорожная карта"...

Программа корреционной работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами в рамках реализации ФГОС СОО

Цели и задачи программы коррекционной работы с обучающимисяс особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами,на уровне ступени среднего общего о...