Занятие для обучающихся психолого-педагогических классов по теме "Роль ассистента и тьютора при сопровождении детей с особыми образовательными потребностями. Этика общения с детьми с ОВЗ и инвалидностью"
план-конспект занятия по психологии (10, 11 класс)
Занятие может быть реализовано с обучающимися профильных психолого-педагогических классов. Занятие помогает актуализировать знания обучающиехся о людях с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); познакомить с особенностями восприятия мира данными категориями людей; составить правила общения с детьми с ОВЗ и инвалидностью; познакомить с основными функциями ассистентов и тьюторов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 366.36 КБ |
Предварительный просмотр:
О.В. Фёдорова, педагог-психолог
ГОБУ «Боровичский ЦППМС»
Занятие для обучающихся психолого-педагогических классов
Тема: Роль ассистента и тьютора при сопровождении детей с особыми образовательными потребностями. Этика общения с детьми с ОВЗ и инвалидностью
Цель: познакомить детей с понятием «инвалидность» и «ОВЗ», ролью тьюторов и ассистентов в их сопровождении.
Задачи занятия:
- выявить, что знают обучающиеся о людях с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья (далее-ОВЗ);
- познакомить с особенностями восприятия мира данными категориями людей;
- составить правила общения с детьми с ОВЗ и инвалидностью;
- познакомить с основными функциями ассистентов и тьюторов.
Участники: обучающиеся 10-11 классов психолого-педагогического профиля
Оборудование:
- листы, ручки;
- шапка, куртка, шарф, варежка
- фраза на листе к игре «Перевернуые люди», наушники
- памятки
Ход занятия
1. Вступление.
- Через несколько лет вы закончите школу и начнете свое профессиональное обучение. Оно будет связано с педагогикой и психологией. Кто-то из вас станет учителем, кто-то психологом или логопедом… А работать вы будете с детьми и подростками, среди которых будут, в том числе, и обучающиеся с особенностями в развитии или здоровье?
2. Основная часть.
Беседа Кто такие люди с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
- А хорошо ли вы знаете детей, с которыми будете встречаться, работать? Кто знаком или встречался с людьми с ОВЗ? (Ответы детей…..)
- Как вы думаете, у нас в городе много людей с ОВЗ? (Ответы детей…..)
- По каким причинам можно получить инвалидность? (Ответы детей…..)
- А среди кого - пожилых или молодых людей - инвалидов больше? (Ответы детей…..)
- А как вы относитесь к людям с ОВЗ? (Ответы детей…..)
- Какие есть возможности у людей с ОВЗ? (Ответы детей…..)
Игра «Верю-не верю»
- Ответьте на листочках на вопросы: если верите, то да, если не верите, то нет (вопросы на слайде)
1. Люди с инвалидностью и ОВЗ могут работать (да)
2. Человек с инвалидностью был в космосе (нет)
3. Невидящие люди могут работать на компьютере (да)
4. Человек с инвалидностью может быть известным художником, артистом (да)
5. Неслышащие люди могут танцевать (да, но у них должно быть развито чувство ритма и понимание сигналов, жестов педагога)
6. Человек с особыми потребностями, инвалидностью может быть президентом (да)
7. Человек с ограниченными возможностями здоровья должен обязательно учиться в отдельной школе или классе (нет)
8. От сильного удара по затылку можно ослепнуть (да, так как главный зрительный центр находится в затылочной доле больших полушарий)
Проверка ответов по каждому вопросу с обсуждением.
- С какими препятствиями сталкиваются люди с инвалидностью? Почему им сложно выходить из дома? (Ответы детей…..)
- Какая адаптированная (приспособленная, безбарьерная) среда нужна для людей в ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью? Что есть в вашей школе? (Слайды)
Игра «Перевернутые люди». Здоровые дети становятся на место детей с ОВЗ.
1) - Мне нужен доброволец. Представьте себе, что у вас нет руки (спрятать ее за спину или в карман). Попробуйте надеть одежду на себя одной рукой.
2) – А сейчас мне потребуется пара добровольцев. Вы должны встать напротив друг друга. Один должен прочитать фразу с листа без звука, а другой должен сказать, о чем говорили (Фраза: Все мы разные, но все достойны уважения!)
Обсуждение игры:
- Как вы себя чувствовали? (необычно, неуверенно, чувство страха и т.д.)
- Трудно вам было? Когда особенно? (при движении и т.д.)
- Требуется ли людям с ограниченными возможностями помощь? Кто ее может оказывать?
Беседа: кто такие ассистенты-помощники и тьюторы?
- Оказывать помощь могут ассистенты-помощники, тьюторы, наставники.
Ассистент – помощник – человек, оказывающий техническую помощь в передвижении, выполнении санитарно-гигиенических процедур, использовании средств реабилитации, ведении записей, приведении в порядок рабочего места. Давайте вернемся к заданию, когда нужно было человеку без руки одеться. Пусть ему поможет ассистент.
- Легче ли было выполнять действия?
Работа тьютора сложнее и многообразнее – в соответствии с нормативными документами это должен быть педагогический работник, специалист в области воспитания. Он обеспечивает педагогическое сопровождение ребенка с особыми потребностями на уроках, кружках, мероприятиях; с учетом индивидуальных возможностей и состояния здоровья ребенка разрабатывает и подбирает образовательные методы, приемы, формы и средства. Представьте себе, что вам нужно подготовить карточки для работы на уроке слабовидящему ученику. Что вы должны учесть при их подготовке?
- Приведите примеры игр, которые не подойдут для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, глухих детей?
Мозговой штурм «Качества тьютора, ассистента»
- Как вы думаете, какими личностными качествами должен обладать человек, который намерен стать волонтером – тьютором? (Уверенность, доверие, трудолюбие, терпение, позитивное мышление, давать личный пример, быть авторитетным другом, нельзя проявлять жалость, но уважение).
Игра «Этика общения»
- Разнесите предложенные слова в два столбика: как можно и как нельзя обращаться и называть людей с ОВЗ и инвалидностью? (псих, душевнобольной, сумасшедший, даунёнок, человек с нарушениями опорно-двигательного аппарата, инвалид, очкарик, слабовидящий человек, человек с инвалидностью, незрячий человек)
Просмотр Видео «История Ника Вуйчича»
- Что вы можете сказать о людях с ОВЗ и инвалидностью? Выразите одним словом свое отношение к таким людям (говорят по кругу)
- УВАЖЕНИЕ
- ВНИМАНИЕ
- МУЖЕСТВО
- СТРЕМЛЕНИЕ
- ДОБРОТА
- ТЕРПЕНИЕ
- РАЗНОСТОРОННОСТЬ
Разработка памяток «Общие правила этикета при общении с людьми, имеющими инвалидность и ОВЗ» (Приложение – пример памятки)
3. Подведение итогов
- Что нового вы узнали? Какие чувства испытали? Что сможете взять с собой в будущую профессию?
Приложение
ГОБУ «Боровичский ЦППМС»
Территориальная ПМПК
Общие правила этикета при общении с людьми,
имеющими инвалидность и ОВЗ
1.Обращение к человеку: когда вы разговариваете с ребенком, имеющим инвалидность, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.
2. Пожатие руки: когда вас знакомят с ребенком - инвалидом, вполне естественно пожать ему руку: даже тем, кому трудно двигать рукой или кто пользуется протезом, вполне можно пожать руку — правую или левую, что вполне допустимо.
3.Называйте себя и других: когда вы встречаетесь с человеком, который плохо видит или совсем не видит, обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь, и назвать себя.
4.Предложение помощи: если вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.
5.Адекватность и вежливость: обращайтесь к особенным детям уважительно, соответственно ситуации.
6. Не опирайтесь на кресло-коляску: опираться или виснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое, что опираться или виснуть на ее обладателе, и это тоже может раздражать. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует.
7. Внимательность и терпеливость: когда вы разговариваете с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, когда человек сам закончит фразу. Не поправляйте его и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы понимаете, если на самом деле это не так. Повторите, что вы поняли, это поможет человеку ответить вам, а вам — понять его.
8.Расположение для беседы: когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской или костылями, расположитесь так, чтобы ваши и его глаза были на одном уровне, тогда вам будет легче разговаривать. Разговаривая с теми, кто может, читать по губам, расположитесь так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вам ничего (еда, руки) не мешало.
9.Привлечение внимания человека: чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, но имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.
10. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав "Увидимся" или "Вы слышали об этом...?" тому, кто не может видеть или слышать.
Главный принцип оказания помощи – не навредить в результате непредусмотренных рисков и обстоятельств. Относитесь к другому человеку, как к себе самому, точно так же его уважайте — и тогда обучение и общение будут эффективными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Определение маршрута психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с новым Законом об образовании (выступление на окружном семинаре 19.03.2014 г.)
В статье рассматриваются особенности определения маршрута сопровождения детей с особыми образовательным потребностяим....

Определение маршрута психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с новым Законом об образовании.
В статье рассматриваются особенности определения маршрута сопровождения детей с особыми образовательным потребностяим....

Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в МБОУ «СОШ №3»
Проблемы ребенка Любая проблемная ситуация – это ситуация выбора, которая порождает множественность вариантов решения. На выбор влияют не только положительное или отрицательное отношение, н...

Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в ОУ общего типа
Сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении является одной из основных задач педагога-психолога. В сопровождение включаются все участники образовательного процесса. Понятие инклюзии...

Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении
Об организации доступности образования для детей с особыми образовательными потребностями в образовательном учреждении общего типа....
Круглый стол: Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения
Организация психолого-педагогического сопровождения с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации...

Организация и проведение досуговых мероприятий как одна из форм комплексного сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.
Опубликовано 03.02.2018 - 12:01 - Майорова Елена ВалерьевнаКомплексное сопровождение - можно рассматривать, как организованную психолого-педагогическая помощь детям с целью повышения эффективност...

