Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"
методическая разработка на тему

Егорова Елена Николаевна

Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношений ребенка со сверстниками и школьниками другого возраста, педагогами, родителями, другими взрослыми, участвующими в школьном процессе.

   Попадая в школьный мир, ребенок оказывается перед множеством разнообразных выборов, касающихся всех сторон жизни в нем: как учиться и как строить свои отношения с учителями, как общаться со сверстниками, как относиться к тем или иным требованиям и нормам и многое другое.  Можно сказать, что школьная  СРЕДА  предлагает школьнику на выбор множество дорог и путей, по которым можно идти и развиваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_seminare_oktyabr_2010g.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

                                                                         

                                                                                             Выступление на  семинаре

                                                                                                               2016г.

-1-

   Суть школьной психологической деятельности - в сопровождении ребенка в процессе всего школьного обучения.

   Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношений ребенка со сверстниками и школьниками другого возраста, педагогами, родителями, другими взрослыми, участвующими в школьном процессе.

   Попадая в школьный мир, ребенок оказывается перед множеством разнообразных выборов, касающихся всех сторон жизни в нем: как учиться и как строить свои отношения с учителями, как общаться со сверстниками, как относиться к тем или иным требованиям и нормам и многое другое.  Можно сказать, что школьная  СРЕДА  предлагает школьнику на выбор множество дорог и путей, по которым можно идти и развиваться.

   В помощь предлагаются окружающие его взрослые, которые в силу своей социальной, профессиональной или личностной позиции могут оказать школьнику разнообразную поддержку. Прежде всего, это ПЕДАГОГ, РОДИТЕЛЬ  и  ПСИХОЛОГ. У каждого из них в этом процессе  сопровождения своя роль и задача. Я буду говорить о деятельности психолога осуществляемой в процессе сопровождения ребенка в период школьного обучения.

    Цель психологического сопровождения - создать условия для  максимального личностного развития и обучения ребенка, в рамках объективно данной социально-педагогической  СРЕДЫ, с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей ребенка.

   Задача психолога - создавать условия для продуктивного движения ребенка по тем путям, которые он выбрал сам в соответствии с требованиями педагога и семьи, помогать ему делать осознанные личные выборы, конструктивно решать неизбежные конфликты, возникающие трудности психологической или социально-психологической природы, выявление и профилактика этих трудностей.

   Деятельность психолога в рамках сопровождения строится по следующим направлениям:

  • Психолого-педагогическая диагностика;
  • Коррекционно-развивающая деятельность;
  • Консультативно-просветительская деятельность.

Подробнее остановлюсь на содержании работы по данным направлениям.

   Психологическая диагностика - представляет собой психолого-педагогическое изучение учащихся.

   С началом обучения ребенка в школе и  на протяжении всего периода бережно собирается и накапливается  информация о различных сторонах его психической жизни и динамики развития, что необходимо для создания условий успешного обучения и личностного развития.

 

-2-

 Психодиагностичкские знания необходимы:

  • Для составления социально-психологического портрета школьника (описания его школьного статуса);

На слайде представлен социально-психологический портрет учащегося начальной школы, отражающий динамику развития на начало и конец учебного года по параметрам: особенности учебной деятельности, мотивации к деятельности, отношение к себе, близким и сверстникам, уровень конфликтности, саморегуляции и комфортности в учебном заведении.

  • Для определения путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении, психическом самочувствии;
  • Для определения наиболее эффективных форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы с учащимися, имеющими проблемы в познавательной, личностной, эмоционально-волевой сферах.

   Для получения информации используются методы педагогической и психологической диагностики. Это не только опросники, тесты, проективные методики, но и методы наблюдения за игровой, учебной деятельностью, поведением учащихся в различных ситуациях, общение с ними, педагогами, родителями.

    Формы психологического обследования:

  • «Фронтальное» плановое обследование - такая форма представляет собой первичную диагностику, результаты которой позволяют выделить «благополучных» и «неблагополучных» детей в отношении измеряемых характеристик (познавательная сфера, межличностные отношения, личностные особенности и т.д.).

Примером такого обследования в средней школе  может служить выявление школьной тревожности у учащихся 5-го класса в связи с переходом  в среднюю школу. 

Традиционно 5-ый класс находится на особом контроле. Проводится диагностика, коррекция, отслеживается динамика изменений. Особое внимание уделяется вопросам преемственности. Чтобы переход в среднюю школу был более мягким к концу обучения в 4-ом классе организуются встречи учителя начальных классов и педагогов, которые будут  работать с учащимися в 5-ом классе, с целью ознакомления с личностными особенностями учащихся, способами организации продуктивного взаимодействия, выработки единых требований.

   Так как в школе обучаются учащиеся с различной выраженностью дефекта (дебильность, имбицильность), обследование этих категорий содержательно отличается друг от друга, мы изменяем набор методик в зависимости от выраженности у учащегося дефекта.

По результатам обследования составляется психологическое заключение  с описанием поведения учащихся в ситуации обследования, особенностей сформированности  познавательных процессов, эмоционально-волевой, личностной сферы, межличностных отношений, а также заключение содержит рекомендации педагогам по эффективной организации учебного      процесса с данным учащимся.

-3-

 Подробнее о рекомендациях педагогам я буду говорить чуть позже.

  • Углубленное психодиагностическое обследование используется при исследовании сложных случаев.

   Как правило, углубленное психодиагностическое обследование запускается либо по результатам проведенной первичной диагностики по отношению к детям из группы «психологически неблагополучных», либо по запросу родителей или педагогов по поводу реальных трудностей ребенка в общении, обучении и т.д.

   Углубленное психодиагностическое обследование проводится индивидуально, с использованием более сложных методик и обязательным предварительным выдвижением гипотез о возможных причинах существующих проблем. Гипотеза может быть выдвинута на основании данных диагностического минимума, бесед с родителями, педагогами, самим учащимся. Выдвинутая гипотеза облегчает обследование, так как позволяет ограничиться проверкой определенных предположений, что уменьшает количество диагностических процедур.

По результатам обследования обязательно проводится беседа, с тем от кого поступил запрос, обсуждаются пути конструктивного разрешения возникшей ситуации.

  • Оперативное психодиагностическое обследование

Применяется в случае необходимости срочного получение информации с использованием экспресс-методик, анкет, бесед, направленных на изучение общественного мнения.

                                        Учащийся неадекватно отреагировал на просьбу педагога. В беседе с учащимся проясняются причины, проводится обследование на оценку эмоционального состояния. В беседе с педагогом обсуждаются варианты разрешения ситуации.

   Чтобы полученная в результате обследования картина о каждом ребенке была более полной, мы обязательно учитываем особенности патологии, специфику протекания присоединяющихся к основному диагнозу заболеваний, негативный социальный опыт, нарушение семейных отношений и т.д.

   Оценка результатов отдельного учащегося проводится не только путем сравнения этих результатов, с какими-либо нормами и средними величинами, но главным образом сопоставления их с результатами предыдущих диагностических  проверок того же ученика с целью выявления характера и величины его продвижения или отставания в развитии.

                                  Часто при индивидуальном обследовании учащиеся сами просят показать результаты предыдущего обследования. При выявлении положительной динамики радуются, уходят с позитивным настроем.

      На слайде графически представлена динамика развития познавательных процессов учащейся со сложной структурой дефекта. Здесь видно, что у учащегося западает и хуже поддается коррекции, и в чем выражена более явная положительная динамика.

-4-

   Диагностическая работа лишена смысла, если ей воспользуется только психолог. Полученные данные не принесут большой пользы, если не будут переведены на язык учебных умений и навыков, способов подачи материала, язык педагогических требований к знаниям учащихся. Только в таком виде они могут быть полезны другим участникам учебно-воспитательного процесса.

 Как правило, при написании рекомендаций или беседе с педагогом мы стараемся не предлагать полученные результаты «в чистом» виде. Например: по результатам обследования у учащегося выявлена сниженная работоспособность, низкий уровень слухового запоминания, низкий объем памяти, высокий уровень тревожности, низкая самооценка. ТО МЫ  рекомендуем педагогу учебную инструкцию предъявлять дробно, учебный материал предлагать с опорой на нагляднось, зрительное запоминание, тщательно дозировать домашнее задание, избегать ситуации публичного ответа, замечания предъявлять в мягкой, корректной форме.

   Важную, ценную информацию об учащемся психолог получает не только из диагностических обследований, а из общения с ним, наблюдением за его проявлениями и реакциями. Там где психолог не может наблюдать сам, он может воспользоваться глазами и аналитическими способностями учителя, воспитателя. Ведь большую часть своего школьного времени учащийся проводит во взаимодействии с ними, именно педагоги главные действующие лица в работе с детьми.

                               Мне хочется отметить, что педагоги нашего учреждения всегда готовы и понимают значение обмена информацией в рамках «педагог-психолог», всегда поделятся информацией, результатами наблюдений, это существенно помогает в выборе средств и форм оказания помощи школьнику, испытывающему те или иные трудности.

 Примером такого сотрудничества является карта динамического наблюдения за психологическим статусом учащегося. Она прослеживает по четвертную динамику развития личностных особенностей, межличностных отношений учащихся и заполняется психологом при непосредственном участии педагога (особенно параметры - мотивация к деятельности, саморегуляция деятельности и поведения, соблюдение нравственных норм, межличностные отношения со сверстниками и взрослыми.

    Огромное значение имеет и взаимодействие с другими участниками учебно-воспитательного процесса - логопедами, медицинскими работниками. Часто причинами поведенческих отклонений, эмоциональных нарушений негативно влияющих на учебную деятельность, межличностные отношения являются не психологические, а физиологические, когда учащемуся необходима медикаментозная помощь. Мы всегда имеем возможность проконсультироваться со специалистом, получить необходимую помощь, рекомендации.

-5-

    Обмен информацией, результатами диагностических обследований происходит в рамках дозволенности, с позиции «Не навреди ребенку», на консилиумах, педагогических советах, методических объединениях, круглых столах, семинарах, индивидуально на консультациях с педагогами, родителями.

Коррекционно-развивающая деятельность

   Психодиагностические данные необходимы не только для отслеживания динамики развития учащегося, но и для определения направлений коррекционно-развивающей работы. Диагностика служит основой для ее правильной организации.

   Развивающая работа ориентирована на «психологически благополучных» школьников, коррекционная позволяет работать с психологическими проблемами, которые выявлены в обучении, поведении, общении или внутреннем психологическом состоянии школьников. В условиях работы нашего учреждения мы значительно большее внимание уделяем коррекционной работе. Направления работы определяются в зависимости от возраста, локализации конкретных проблем, личностных особенностей учащихся. Коррекционно-развивающая работа ориентирована на познавательную, эмоционально-личностную, социальную сферу и самосознание учащихся.

   По результатам диагностики определяются направления коррекционно- развивающей работы, создаются группы например: учащиеся со сниженным уровнем развития познавательных процессов включаются в малые группы (3-4 уч-ся) в зависимости от «западания» конкретного познавательного процесса. Работа проводится по адаптивной программе коррекционно-развивающих занятий по познавательным процессам для учащихся 5-7 классов. Занятия проводятся с использованием игровых форм, упражнений, которые направлены не только на коррекцию «западающего» познавательного процесса, но и развитие других процессов. Например: если у учащегося снижено слуховое запоминание, то акцент делается на развитие этого процесса, но предлагаются упражнения и на развитие мыслительных процессов, и на внимание.

    При коррекции эмоционально-личностной сферы, межличностных отношений занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме, в зависимости от особенностей учащегося, выраженности симптомов.

Например: При переходе в среднюю школу (5 класс) проводится диагностика на выявление школьной тревожности, по снятию выявленных симптомов тревожности проводятся  консультации, занятия, чаще индивидуальные. Широко используются методы арттерапии- песочная, сказкотерапия, рисуночная, игротерапия,  при групповых формах работы используется  проигрывание ситуаций наиболее тревожных для учащегося,

рассматриваются варианты конструктивного разрешения.

-6-

    Как показывает опыт, использование этих методов в коррекционно-развивающей работе с учащимися с нарушением интеллекта эффективнее всего.

   Отдельным блоком коррекционно-развивающей работы выделяется формирование, развитие навыков, способствующих успешной социальной адаптацией.

   В рамках этого направления в средней школе (5-7 кл.) проводятся групповые занятия по адаптивной программе «Я и мир вокруг меня».

В старшей школе (8-9 кл.) психолог работает по адаптивной программе «Этика и психология семейной жизни»

   Работа по данным программам помогает учащемуся делать осознанные личные выборы, конструктивно разрешать конфликты, осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания сея и других.

   Основное содержание занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на целостное психологическое развитие ребенка и решение конкретных психологических проблем. Занятия имеют общую структуру – ритуал приветствия, разминка, основное содержание, рефлексия, но в зависимости от особенностей группы психолог оставляет за собой право варьировать содержание занятия, количество упражнений, время на проработку каждого упражнения.

   В начальной школе педагогом-психологом в коррекционно-развивающей работе активно используются методы и материалы М.Монтессори. Работа проводится по адаптивной программе «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны- необходимо в дальнейшем для успешного обучения. Дидактические Монтессори-материалы побуждают ребенка проявить возможности его развития через свою самостоятельную деятельность, что повышает мотивацию к обучению. У учащихся формируется богатый чувственный опыт окружающего мира в конкретных образах, развивается мелкая моторика. Кроме того, это яркий, красивый материал, уголок с Монтессори- материалом привлекает особое внимание не только учащихся, но и взрослых. Приходящие туда впервые обходят весь уголок - интересуются, все рассматривают, погладят, пощупают и даже понюхают.

   Большую помощь в коррекции эмоциональной сферы оказывает оборудованная сенсорная комната. Она используется как для групповой, так и для индивидуальной работы. Учащиеся с удовольствием ее посещают, называют красивой (часто спрашивают «Мы пойдем в красивую комнату?»)

    После ее посещения очень заметна смена настроения, эмоционального   состояния у значительной части учащихся. Некоторые в процессе занятия могут заснуть и просыпаются спокойными и умиротворенными.

Охотно посещают сенсорную комнату не только учащиеся, но и педагоги, и сотрудники учреждения. В рамках работы по здоровьесбережению для них

-7-

комната работает в режиме открытых дверей (по желанию с ними может провести занятие психолог или просто они расслабятся мод музыку).

   Хочется отметить, что взаимодействие, которое осуществляется с педагогом в процессе диагностики,  продолжает осуществляться и очень необходимо  и при коррекционной работе. Здесь важно проследить, как те или иные выбранные формы коррекционной работы влияют на каждого конкретного учащегося, независимо от того осуществляется групповая или индивидуальная работа. Также, она необходима для того, чтобы вовремя отметить положительные изменения, обратить на это внимание самого ученика, а может быть и сверстников, а  в случае если не наблюдается положительных изменений подумать о причинах и изменениях форм, методов работы.

   При этом взаимодействие с педагогом осуществляется чаще индивидуально, в виде консультаций, где может быть рассмотрен каждый конкретный случай, каждый ребенок или в ходе просветительской работы, если возникает необходимость осветить методы взаимодействия с определенной категорией учащихся или особенности группы учащихся. Хорошо себя зарекомендовали семинары с педагогами по методам работы, например с агрессивными или гиперактивными детьми.

    Мы стараемся привлекать  и родителей, замечательно, если родители идут на контакт, понимают значение проводимого, готовы  участвовать  и что-то изменить в собственном поведении, взаимоотношениях с ребенком. К сожалению, количество таких родителей невелико. Чаще всего родители тактично выслушивают рекомендации, но готовности что- либо изменить, активно поучаствовать не выражено, реже, но  встречаются и равнодушные реакции и негативные, есть родители, которые реагируют слишком поздно, когда упущено время  и корригировать что-либо  или очень сложно или невозможно.  

    В завершении мне бы хотелось отметить, что немаловажным фактором в психологической работе являются те условия, которые созданы в учреждении. Нам повезло, в нашей школе работает три психолога- каждый со своей возрастной группой, что существенно облегчает решение возрастных проблем, на каждого психолога у нас приходится в среднем 60-70 учащихся, мы имеем возможность «поучаствовать» в ребенке не формально, особенно в тех кто, остро в этом нуждается.

    Каждый психолог школы имеет отдельный кабинет, для проведения индивидуальной работы, работы в малых группах, консультаций. Сенсорная комната, о которой я говорила, является большим помощником в решении многих эмоциональных проблем, используется для проведения релаксационных занятий, мини-тренингов, арттерапевтических занятий (сказкотерапия).

   Главным является понимание всеми участниками учебно-воспитательного процесса того, что все мы делаем одно важное дело, помогающее ребенку в будущем успешно адаптироваться в социуме.

КАК ФОРМИРУЕТСЯ ЛИЧНОСТЬ

 

Если ребенка постоянно критикуют - он учится ненавидеть.

 

Если ребенок живет во вражде – он учится агрессивности.

 

Если ребенка высмеивают – он становится замкнутым.

 

Если ребенок растет в упреках – он учится жить с чувством вины.

 

Если ребенок растет в терпимости – он учится принимать других.

 

Если ребенка подбадривают – он учится верить в себя.

 

Если ребенка хвалят - он учится быть справедливым.

 

Если ребенок растет в безопасности – он учится верить в людей.

 

Если ребенка поддерживают - он учится ценить себя.

 

Если ребенок растет в атмосфере понимания и дружелюбия -

 

он учится находить любовь в этом мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения»

Доклад на тему: "Воспитание мотивации у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения"....

Социально-педагогические аспекты работы с семьями учащихся специальных коррекционных школ VIII вида

Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключается в том,что направляя по нужному руслу воздействия родителей на детей,педагог влияет и на перестройку семейных отношений,спос...

Формирование познавательного интереса учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида через нетрадиционные формы проведения уроков.

В данной статье выделены "ключевые" моменты, которые помогают создать увлекательный урок, представлена классификация уроков на нетрадиционной основе, творческие принципы, даны рекомендации и практичес...

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ФОРМИРОВАНИЕ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»

Задания и упражнения, способствующие формированию представлений о времени учащихся специальных коррекционых школ VIII вида на уроках матаматики....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ ОЦЕНКИ КАК КОМПОНЕНТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НА УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА.

В данной статье рассматривается проблема поиска наиболее эффективных методов оценки учебной деятельности, способствующих, стимулированию учебной активности учащихся специальной (коррекционной) школы V...

Организация психолого-педагогической диагностики учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Специальная (коррекционная) образовательная школа VIII вида ставит задачу создать для каждого ребенка оптимальные условия для обучения, всестороннего развития и коррекции присущих ему дефектов. Органи...