Профессиональное самоопределение учащихся выпускных классов
статья на тему

Мешкова Татьяна Владимировна

Статья освещает тему организации работы с родителями в процессе профессионального становления выпускников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professionalnoe_samoopredelenie.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями – важное звено в системе профессионального становления.

Профессиональное самоопределение – один из важнейших этапов жизни, от которого в огромной степени зависит дальнейшая судьба человека. Выбор молодежью будущей профессии в значительной степени зависит от позиции родителей. Их жизненный и трудовой опыт, авторитет, уровень материального благосостояния семьи имеют большое значение в профессиональном самоопределении школьников. В большинстве случаев родители оказывают положительное влияние на своих детей, желая им трудовых успехов. Хорошее отношение к своей работе со стороны родителей, их удовлетворенность своей профессией часто являются достаточным моральным стимулом для того, чтобы ребенок заинтересовался содержанием их труда и в дальнейшем выбрал одну из «семейных» профессий. Однако родители не всегда поощряют интересы и склонности своих детей к определенным видам трудовой деятельности, не всегда знают и правильно оценивают их способности, не всегда стремления детей совпадают с намерениями родителей.

Условно всех родителей можно разделить на три группы. Первую группу составляют родители, занимающие позицию невмешательства. Ее обусловливают различные факторы, в том числе: опасение дать неквалифицированный совет; убеждение, что профориентация – дело сугубо школьное; простое равнодушие к профессиональной судьбе ребенка.

Ко второй группе относятся весьма активные и притом авторитарно настроенные родители, считающие, что выбор профессии для детей является исключительно их прерогативой. Сами же дети в силу своей неопытности, незрелости просто не в состоянии еще решать столь сложный и ответственный вопрос. В большинстве позиция родителей данной группы базируется на убеждении, что профессиональная судьба их ребенка не может быть счастливой вне высшего образования, какие бы профессиональные склонности они не проявили. Если эти склонности связаны с одной из рабочих профессий, то родители всячески стремятся их дискредитировать, выступая самым решительным образом против профессиональных намерений своих детей, считая такие намерения наивными и глупыми.

К третьей группе принадлежат родители, которые занимают наиболее правильную позицию в данном вопросе. Они принимают активное участие в его решении, но при этом не проявляют авторитарности: прежде чем высказать собственное мнение, внимательно выслушивают соображения ребенка, стараются оценить их способности и наклонности, разобраться в их стремлениях, влечениях и мотивах. В то же время, исходя из собственного жизненного опыта, они характеризуют отдельные хорошо известные им профессии, помогают детям подобрать необходимую литературу и т.д. Отношения родителей и детей в вопросе выбора профессии здесь основаны на взаимном доверии и уважении, они носят характер своеобразного сотрудничества.

Как мы видим, на выбор профессии оказывают влияние множество факторов, основным из которых является родительское мнение. Однако это влияние может носить разный характер, как положительный, так и отрицательный. Поэтому необходимо проводить с родителями профориентационные работы. Можно выделить следующие направления работы школы с родителями: психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам профессиональной ориентации молодежи – родительские собрания, лекции, лектории, беседы, конференции; активное привлечение родителей к организации и проведению в школе мероприятий по профориентации учащихся (бесед, встреч с представителями разных профессий, организация экскурсий); индивидуальные консультации родителей по профессиональной ориентации школьников.

Важнейшей задачей совместной работы школы с родителями является научить их правильному изучению личности своих детей, познанию положительных качеств ребенка, его успехов, достоинств и достижений; научить определять ведущее направление развития его интересов, склонностей и способностей, что позволит им помочь своим детям сделать правильный выбор профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса занятий в целях создания условий для профессионального самоопределения учащихся 8 классов «Энциклопедия профессий»

Выбор профессии – это вопрос серьезный и ответственный, который рано или поздно приходится решать каждому учащемуся общеобразовательной школы. От того, насколько верно он определит свои возможно...

Методические рекомендации для преподавания модуля «Профориентация и профессиональное самоопределению учащихся 5-8 классов» для учителей технологии

В данном  пособии представлена базисная программа по технологии, которая включает модуль «Профориентация и профессиональное самоопределение учащихся 5-9 классов. Профориентация в предлагаемой про...

Рабочая программа по профессиональному самоопределению учащихся 7-9 классов «Мой жизненный выбор»

Рабочая программа разработана на основании авторской программы по дополнительному образованию «Мой жизненный выбор» Слоновой А.В., 2010 г....

Профессиональное самоопределение учащихся через участие в профессиональной пробе

Необходимость  определения со школы жизненного пути с учётом своих интересов, склонностей, способностей, состояния здоровья, учёта потребностей общества позволит старшеклассникам эффективнее опре...

«Профессиональная ориентация учащихся выпускных классов и популяризация специальностей ВПО и СПО» классный час в 7 классе на тему «Выбор профессии»

Одним из важнейших вопросов в жизни каждого человек является вопрос о его профессиональной карьере, о поиске, выборе и овладении профессией. Возросшие требования современного производства к уровню про...

Диагностика профессионального самоопределения учащихся 9 класса Маягасской средней школы

Тесты, методики для определения профессиональной направленности учащихся...