Профессиональное самоопределение учащихся через участие в профессиональной пробе
методическая разработка по технологии (8, 9 класс) на тему

Кирилина Галина Петровна

Необходимость  определения со школы жизненного пути с учётом своих интересов, склонностей, способностей, состояния здоровья, учёта потребностей общества позволит старшеклассникам эффективнее определиться в будущей профессии. Одной из значимых работ в школе по профориентации является профессиональная проба школьников.

     Представленный материал раскрывает содержание и организацию профессиональной пробы учащихся., что позволит эффективнее использовать его в работе учителям технологии и классным руководителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon professionalnoe_samoopredelenie.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                   Предмет технология.

                                                                   Раздел « Профессиональное

                                                                  самоопределение учащихся»

                                                                  Тема « Моя профессиональная проба».

                                                                   Учитель технологии

                                                                   Кирилина Галина Петровна

                                                                       МКОУ СОШ № 11

                                                                        Пос. Оус, Ивдельского района,

                                                                         Свердловской области

«Профессиональное самоопределение учащихся через участие в профессиональной пробе».

           Важный аспект единства общего и профессионального самоопределения заключается в том, что профессиональная деятельность рассматривается как практическая ,  преобразующая деятельность.

Включение учащихся в систему практико- ориентированной ( проектной, исследовательской, трудовой) деятельности выступает важным условием формирования их способности к профессиональному самоопределению.

« Необходимость профориентации определяется в ФГОС ООО, где отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной  деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы» [ Социально- педагогический подход к профориентации школьников в контексте реализации ФГОС нового поколения»; Парнов Д. А.к. п. н.]  

          Социально- экономические преобразования в стране выдвигают требования к будущим специалистам - конкурентноспособность, высокая квалификация, мобильность, ответственность, самостоятельность в решении проблем.

         Необходимость определения со школы  жизненного пути с учётом своих интересов, склонностей, способностей, состояния здоровья, учёта потребностей общества в данной профессии в регионе, городе, селе  позволит старшеклассникам эффективнее определиться в будущей профессии.

 Программа воспитания и социализации в рамках ФГОС ООО  включает профориентационные задачи:

   1. Формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессией.

    2. Овладение способами и приёмами поиска информации о профессиональной деятельности.    

   3. Приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям детей.

 4. Создание условий для профориентации через сотрудничество школы с базовыми предприятиями, совместную деятельность обучающихся с родителями .

          Одной из значимых работ в школе по профориентации является профессиональная проба учащихся.  Как учитель технологии отношусь к этому очень серьёзно.

       Профессиональная проба- это действенный подход к образовательному процессу, где формируются    личностно- значимые УУД. Это моделирование содержания деятельности в рамках данной профессии и соотнесение этой деятельности со школьными предметами, необходимыми для успешной подготовки  к выполнению этой деятельности.

     Важно  иметь информацию о потребностях рынка труда в профессиях на региональном, городском, сельском уровне. Необходимо учесть особенности социально- экономических условий, которые определяют вид и характер профессиональной деятельности.

Профессиональная проба выполняется с целью примерить на себя профессию, сделать пробу в данной профессии  и оценить  свои возможности освоения той или иной профессией.

      По результатам анкетирования и тестирования определилась группа детей, которые решили проверить свои возможности в сфере « человек- человек» и собрать информацию именно в этом направлении. С этой группой проведён курс занятий по подготовке к проведению профессиональной пробы. Выполнение профессиональной пробы формирует адекватную самооценку  уровня готовности к выбранной профессии, реализуя принцип свободы выбора. Девочки остановили свой выбор на профессиях воспитателя детского сада, врача, логопеда, продавца.

 Педагогической целью является создание условий для осуществления профессиональной пробы в выбранных видах профессиональной деятельности.

       Задачи:

1. Оказать помощь в выявлении своих интересов, возможностей  способностей. Определить их оптимальное сочетание в своей будущей профессии.

2. Научить анализировать и адекватно оценивать свои возможности и способности в конкретной профессии.      

3.Развивать навыки овладения способами и приёмами поиска информации о профессиональной деятельности.

4.Формировать личностные качества и умения необходимые, для осознанного и обоснованного профессионального самоопределения.

5. Развивать интерес к выбранной профессии.

6. Проверить готовность к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии.

Перед учащимися были поставлены проблемные вопросы:

     - Какую роль играет профессия в жизни человека?

    -  Почему выбор профессии - дело серьёзное?

Ожидаемые результаты данной работы:

 1.  Самоанализ и самооценка учащихся о соответствии или несоответствии своих возможностей и способностей в данной профессии.

2. Получить элементарное представление о профессии.

3. Получить первоначальные навыки трудового сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

4. Приобрести опыт участия в полезной и личностно- значимой деятельности.

5. Выработать потребность участия в творческой деятельности.

Важно грамотно составить практические задания и предоставить больше самостоятельности.

Возможность включения в профессиональную пробу заранее была согласована с  организациями, которые  создали условия для проведения пробы сил в профессии для учеников. Участниками образовательного процесса  стали  представители организаций, которые впоследствии стали консультантами.

  В процессе беседы  школьники задавали вопросы, интересовались содержанием работы, брали интервью. Дети могли наблюдать за работой взрослых, выполнять простейшие задания.

Этапы выполнения профессиональной пробы:  

  I  Вводно- ознакомительный  этап.

      1. Введение в профессиональную пробу.

        Мотивация к деятельности. Цель, задачи , смысл и значение профессиональной пробы.

 Диагностические исследования. Анкетирование, тестирование на определение интересов, склонностей, способностей.

      2. Экскурсии на производство.

 Встреча с представителями профессий на их рабочих местах. Знакомство с условиями, содержанием и требованиями к данной профессии.       Демонстрация рабочего места, знакомство с оборудованием

(интервью, собеседование). Определение условий для качественного выполнения пробы в данной профессии.

     3. Знакомство с  общей характеристикой, содержанием, требованиями к профессии. Знания и умения, которыми необходимо овладеть ( орудия труда, средства, предмет труда, условия, правила безопасности труда, санитарии, гигиены).    

     4. Сбор и обработка  необходимой информации о профессии через интернет – ресурсы.

     II  Практическая часть.

    1.Моделирование  основных элементов разных видов профессиональной деятельности.

        Определение готовности к выполнению пробы в данной профессии.

     2. Выполнение практических заданий.

   3. Дифференцированные задания разного уровня, задания

       ситуационного характера.

  4. Выполнение простейших операций на рабочих местах, консультирование, показ действий.

 5. Сбор кейс- документов ( сообщения, схемы, таблицы, буклеты, информационные бюллетени о профессиях, исследования, творческие задания).

 6. Оценивание практических заданий

III Анализ выполнения профессиональной пробы.  

   Успешность освоения способов деятельности.

   1. Самоанализ и самооценка.

   2. Выводы и заключение.

- Какие качества приобрели в данной профессии.

- Какой продукт деятельности представлен после завершения пробы.

- Сравнить требования, предъявляемые профессией к человеку со своими индивидуальными возможностями.

- Создание рекламы своей профессии « Проф- шоу»

  -Разработка  имитационных  игр: « За прилавком магазина»,

       « На приёме у врача», « Утренний приём ребёнка в детском саду».

IV Защита проектов.

- Изменились ли профессиональные намерения?

 -Какие трудности и проблемы испытывали?  

Лист оценивания « Успешность приобретения навыков в профессиональной пробе».

самостоятельность

Активность,

целеустремлённость

Обоснованность своего выбора

Качество

выполнения

практической работы

Рефлексия, адекватная

самооценка

По результатам собранного материала и выполнения практической части проектов проведена конференция. В непринуждённой беседе учащиеся делились своими впечатлениями, ощущениями, представляли результаты своей деятельности. Это фотогалерея , стенгазеты, санбюллетень, папки с выполненными практическими заданиями.  Выступали  в сценках, в которых имитировали проблемные ситуации на рабочих местах и решали проблемы с точки зрения полученных умений и знаний в пределах профессии. А представители профессий давали советы, рекомендации, уточняли ответы. Совместно с представителями организаций дети принимали участие в разгоревшейся дискуссии о важности и нужности профессионального самоопределения.

                Результаты самоанализа и самооценки показали, что некоторые учащиеся серьёзно решили определиться в выбранных профессиях. Но попробовав себя в новой роли выбранной профессии, выбор не всегда должен быть конкретным. Поэтому , даже если было такое заключение ученика, что узнав больше о данной профессии, реально  оценив свои способности и возможности, ученик мог придти к выводу, что профессия интересная, но он хотел бы  определиться в другой профессии. Учитель оценил его самооценку, что такой подход не является ошибкой. Выбор всегда остаётся за личностью.

             С воодушевлением пришли к выводу, что необходимо серьёзно задуматься о подготовке к будущей профессии, о важности изучения школьных предметов, которые помогут  в дальнейшем обучении. Возрос интерес к данным профессиям, появилось больше уважения к тем людям, которые работают  в этих организациях.

            В процессе профессиональной пробы учащиеся получили опыт той работы, которую выбрали и попытались определить соответствие характера данной работы со своими способностями и умениями.

  Литература:

1. Резапкина Г.В. Я и моя профессия6 Программа профессионального самоопределения подростков. Учебно- методическое пособие для школьных психологов и педагогов.- 2-е изд., исправ.- М.: Генезис, 2004 г.- 125 с.

2.Дереклеева Н. И.  Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире.- М.: ВАко, 2004 г.- 122 с.

3. Микляева А. В.  Я- подросток. Я среди других людей. Программа уроков психологии ( 9 класс).- СПб.: Издательство « Речь», 2003 г.- 118 с.

4. Прошицкая Е. Н. Выбирайте профессии: Учеб. Пособие для ст. кл. сред. Шк.- М.: Просвещение, 1991 г.- 144 с.

5.Пряжников Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники ( 8-11 классы).- М.:ВАко, 2005 г.- 228 с.

6. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. ( 9-11 классы): Практическое руководство для кл-ых руков. и шк-ых психологов /Под науч. ред. Л. А. Обуховой.- М.: Вако, 2005 г., 240 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональное самоопределение обучающихся через вовлечение их в учебно-исследовательскую деятельность по экологии

В методическом материале представлен проект педагогического эксперимента по формированию профессионального самоопределения обучающихся...

Педсовет по теме «Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения»

В работе представлено содержание  выступления на педагогическом совете школы по теме  "Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения...

Выступление на педагогическом совете по теме «Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения»

В работе представлены материалы выступления руководителя МО учителей математики, физики и информатики по теме: «Совершенствование профессионального мастерства учителя  через участие в работе мето...

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО-ПРАКТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

Знания,  которые учащиеся получают на основе проектной деятельности, помогают им в  выборе будущей профессии. Ежегодно многие учащиеся нашей школы  поступают в высшие и средние специаль...

Возможности профессионального самоопределения обучающихся через проектную деятельность в объединении Дизайн-студия «Сувенир» МБОУ ДО ДДТ «Искорка»

Данный материал содержит текст доклада, выступления на конференции  по  проектной деятельности. Отражает опыт работы педагога по оганизации профессиональных проб и погружения в профессии чер...

Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профессиональных проб на этапе основного общего образования и профильного обучения на этапе среднего общего образования

Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профессиональных проб на этапе основного общего образования и профильного обучения на этапе среднего общего образования...

Социально-профессиональное самоопределение обучающихся через различные виды деятельности на занятиях изобразительного искусства

     Задача педагога изобразительного искусства состоит в том, чтобы помочь обучающимся не только правильно выбрать профессию, но и выбрать нужное направление в будущей профессии...