Профессиональное самоопределение учащихся через участие в профессиональной пробе
методическая разработка по технологии (8, 9 класс) на тему
Необходимость определения со школы жизненного пути с учётом своих интересов, склонностей, способностей, состояния здоровья, учёта потребностей общества позволит старшеклассникам эффективнее определиться в будущей профессии. Одной из значимых работ в школе по профориентации является профессиональная проба школьников.
Представленный материал раскрывает содержание и организацию профессиональной пробы учащихся., что позволит эффективнее использовать его в работе учителям технологии и классным руководителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnoe_samoopredelenie.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет технология.
Раздел « Профессиональное
самоопределение учащихся»
Тема « Моя профессиональная проба».
Учитель технологии
Кирилина Галина Петровна
МКОУ СОШ № 11
Пос. Оус, Ивдельского района,
Свердловской области
«Профессиональное самоопределение учащихся через участие в профессиональной пробе».
Важный аспект единства общего и профессионального самоопределения заключается в том, что профессиональная деятельность рассматривается как практическая , преобразующая деятельность.
Включение учащихся в систему практико- ориентированной ( проектной, исследовательской, трудовой) деятельности выступает важным условием формирования их способности к профессиональному самоопределению.
« Необходимость профориентации определяется в ФГОС ООО, где отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы» [ Социально- педагогический подход к профориентации школьников в контексте реализации ФГОС нового поколения»; Парнов Д. А.к. п. н.]
Социально- экономические преобразования в стране выдвигают требования к будущим специалистам - конкурентноспособность, высокая квалификация, мобильность, ответственность, самостоятельность в решении проблем.
Необходимость определения со школы жизненного пути с учётом своих интересов, склонностей, способностей, состояния здоровья, учёта потребностей общества в данной профессии в регионе, городе, селе позволит старшеклассникам эффективнее определиться в будущей профессии.
Программа воспитания и социализации в рамках ФГОС ООО включает профориентационные задачи:
1. Формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессией.
2. Овладение способами и приёмами поиска информации о профессиональной деятельности.
3. Приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям детей.
4. Создание условий для профориентации через сотрудничество школы с базовыми предприятиями, совместную деятельность обучающихся с родителями .
Одной из значимых работ в школе по профориентации является профессиональная проба учащихся. Как учитель технологии отношусь к этому очень серьёзно.
Профессиональная проба- это действенный подход к образовательному процессу, где формируются личностно- значимые УУД. Это моделирование содержания деятельности в рамках данной профессии и соотнесение этой деятельности со школьными предметами, необходимыми для успешной подготовки к выполнению этой деятельности.
Важно иметь информацию о потребностях рынка труда в профессиях на региональном, городском, сельском уровне. Необходимо учесть особенности социально- экономических условий, которые определяют вид и характер профессиональной деятельности.
Профессиональная проба выполняется с целью примерить на себя профессию, сделать пробу в данной профессии и оценить свои возможности освоения той или иной профессией.
По результатам анкетирования и тестирования определилась группа детей, которые решили проверить свои возможности в сфере « человек- человек» и собрать информацию именно в этом направлении. С этой группой проведён курс занятий по подготовке к проведению профессиональной пробы. Выполнение профессиональной пробы формирует адекватную самооценку уровня готовности к выбранной профессии, реализуя принцип свободы выбора. Девочки остановили свой выбор на профессиях воспитателя детского сада, врача, логопеда, продавца.
Педагогической целью является создание условий для осуществления профессиональной пробы в выбранных видах профессиональной деятельности.
Задачи:
1. Оказать помощь в выявлении своих интересов, возможностей способностей. Определить их оптимальное сочетание в своей будущей профессии.
2. Научить анализировать и адекватно оценивать свои возможности и способности в конкретной профессии.
3.Развивать навыки овладения способами и приёмами поиска информации о профессиональной деятельности.
4.Формировать личностные качества и умения необходимые, для осознанного и обоснованного профессионального самоопределения.
5. Развивать интерес к выбранной профессии.
6. Проверить готовность к самостоятельному, сознательному и обоснованному выбору профессии.
Перед учащимися были поставлены проблемные вопросы:
- Какую роль играет профессия в жизни человека?
- Почему выбор профессии - дело серьёзное?
Ожидаемые результаты данной работы:
1. Самоанализ и самооценка учащихся о соответствии или несоответствии своих возможностей и способностей в данной профессии.
2. Получить элементарное представление о профессии.
3. Получить первоначальные навыки трудового сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
4. Приобрести опыт участия в полезной и личностно- значимой деятельности.
5. Выработать потребность участия в творческой деятельности.
Важно грамотно составить практические задания и предоставить больше самостоятельности.
Возможность включения в профессиональную пробу заранее была согласована с организациями, которые создали условия для проведения пробы сил в профессии для учеников. Участниками образовательного процесса стали представители организаций, которые впоследствии стали консультантами.
В процессе беседы школьники задавали вопросы, интересовались содержанием работы, брали интервью. Дети могли наблюдать за работой взрослых, выполнять простейшие задания.
Этапы выполнения профессиональной пробы:
I Вводно- ознакомительный этап.
1. Введение в профессиональную пробу.
Мотивация к деятельности. Цель, задачи , смысл и значение профессиональной пробы.
Диагностические исследования. Анкетирование, тестирование на определение интересов, склонностей, способностей.
2. Экскурсии на производство.
Встреча с представителями профессий на их рабочих местах. Знакомство с условиями, содержанием и требованиями к данной профессии. Демонстрация рабочего места, знакомство с оборудованием
(интервью, собеседование). Определение условий для качественного выполнения пробы в данной профессии.
3. Знакомство с общей характеристикой, содержанием, требованиями к профессии. Знания и умения, которыми необходимо овладеть ( орудия труда, средства, предмет труда, условия, правила безопасности труда, санитарии, гигиены).
4. Сбор и обработка необходимой информации о профессии через интернет – ресурсы.
II Практическая часть.
1.Моделирование основных элементов разных видов профессиональной деятельности.
Определение готовности к выполнению пробы в данной профессии.
2. Выполнение практических заданий.
3. Дифференцированные задания разного уровня, задания
ситуационного характера.
4. Выполнение простейших операций на рабочих местах, консультирование, показ действий.
5. Сбор кейс- документов ( сообщения, схемы, таблицы, буклеты, информационные бюллетени о профессиях, исследования, творческие задания).
6. Оценивание практических заданий
III Анализ выполнения профессиональной пробы.
Успешность освоения способов деятельности.
1. Самоанализ и самооценка.
2. Выводы и заключение.
- Какие качества приобрели в данной профессии.
- Какой продукт деятельности представлен после завершения пробы.
- Сравнить требования, предъявляемые профессией к человеку со своими индивидуальными возможностями.
- Создание рекламы своей профессии « Проф- шоу»
-Разработка имитационных игр: « За прилавком магазина»,
« На приёме у врача», « Утренний приём ребёнка в детском саду».
IV Защита проектов.
- Изменились ли профессиональные намерения?
-Какие трудности и проблемы испытывали?
Лист оценивания « Успешность приобретения навыков в профессиональной пробе».
самостоятельность | Активность, целеустремлённость | Обоснованность своего выбора | Качество выполнения практической работы | Рефлексия, адекватная самооценка |
По результатам собранного материала и выполнения практической части проектов проведена конференция. В непринуждённой беседе учащиеся делились своими впечатлениями, ощущениями, представляли результаты своей деятельности. Это фотогалерея , стенгазеты, санбюллетень, папки с выполненными практическими заданиями. Выступали в сценках, в которых имитировали проблемные ситуации на рабочих местах и решали проблемы с точки зрения полученных умений и знаний в пределах профессии. А представители профессий давали советы, рекомендации, уточняли ответы. Совместно с представителями организаций дети принимали участие в разгоревшейся дискуссии о важности и нужности профессионального самоопределения.
Результаты самоанализа и самооценки показали, что некоторые учащиеся серьёзно решили определиться в выбранных профессиях. Но попробовав себя в новой роли выбранной профессии, выбор не всегда должен быть конкретным. Поэтому , даже если было такое заключение ученика, что узнав больше о данной профессии, реально оценив свои способности и возможности, ученик мог придти к выводу, что профессия интересная, но он хотел бы определиться в другой профессии. Учитель оценил его самооценку, что такой подход не является ошибкой. Выбор всегда остаётся за личностью.
С воодушевлением пришли к выводу, что необходимо серьёзно задуматься о подготовке к будущей профессии, о важности изучения школьных предметов, которые помогут в дальнейшем обучении. Возрос интерес к данным профессиям, появилось больше уважения к тем людям, которые работают в этих организациях.
В процессе профессиональной пробы учащиеся получили опыт той работы, которую выбрали и попытались определить соответствие характера данной работы со своими способностями и умениями.
Литература:
1. Резапкина Г.В. Я и моя профессия6 Программа профессионального самоопределения подростков. Учебно- методическое пособие для школьных психологов и педагогов.- 2-е изд., исправ.- М.: Генезис, 2004 г.- 125 с.
2.Дереклеева Н. И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире.- М.: ВАко, 2004 г.- 122 с.
3. Микляева А. В. Я- подросток. Я среди других людей. Программа уроков психологии ( 9 класс).- СПб.: Издательство « Речь», 2003 г.- 118 с.
4. Прошицкая Е. Н. Выбирайте профессии: Учеб. Пособие для ст. кл. сред. Шк.- М.: Просвещение, 1991 г.- 144 с.
5.Пряжников Н. С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники ( 8-11 классы).- М.:ВАко, 2005 г.- 228 с.
6. Савченко М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. ( 9-11 классы): Практическое руководство для кл-ых руков. и шк-ых психологов /Под науч. ред. Л. А. Обуховой.- М.: Вако, 2005 г., 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональное самоопределение обучающихся через вовлечение их в учебно-исследовательскую деятельность по экологии
В методическом материале представлен проект педагогического эксперимента по формированию профессионального самоопределения обучающихся...
Педсовет по теме «Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения»
В работе представлено содержание выступления на педагогическом совете школы по теме "Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения...
Выступление на педагогическом совете по теме «Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения»
В работе представлены материалы выступления руководителя МО учителей математики, физики и информатики по теме: «Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе мето...
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО-ПРАКТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Знания, которые учащиеся получают на основе проектной деятельности, помогают им в выборе будущей профессии. Ежегодно многие учащиеся нашей школы поступают в высшие и средние специаль...
Возможности профессионального самоопределения обучающихся через проектную деятельность в объединении Дизайн-студия «Сувенир» МБОУ ДО ДДТ «Искорка»
Данный материал содержит текст доклада, выступления на конференции по проектной деятельности. Отражает опыт работы педагога по оганизации профессиональных проб и погружения в профессии чер...
Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профессиональных проб на этапе основного общего образования и профильного обучения на этапе среднего общего образования
Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профессиональных проб на этапе основного общего образования и профильного обучения на этапе среднего общего образования...
Социально-профессиональное самоопределение обучающихся через различные виды деятельности на занятиях изобразительного искусства
Задача педагога изобразительного искусства состоит в том, чтобы помочь обучающимся не только правильно выбрать профессию, но и выбрать нужное направление в будущей профессии...