Педсовет по теме «Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения»
материал по теме

Малышкина Наталья Васильевна

В работе представлено содержание  выступления на педагогическом совете школы по теме  "Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения", где прослеживается научно-методическая деятельнсть педагогического коллектива школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_yalga_15.11_sovershenstvovanie.doc208 КБ

Предварительный просмотр:

Тема педсовета «Совершенствование

профессионального мастерства учителя  через участие в работе методического объединения»

Цель педагогического совета: Становление и развитие профессионального  мастерства учителя. Проанализировать работу методических  объединений  и убедить  педагогический коллектив, что участие в работе предметных МО  способствует профессиональному росту учителя.

Повестка педагогического совета

«Совершенствование  профессионального мастерства учителя  через участие в работе методического объединения»

1.Освещение теории обсуждаемого вопроса

Выступающие: заместитель директора по НМР Малышкина Н.В.

2. Состояние практики школы:

-работа МО учителей   математики, физики и информатики (руководитель МО учителей математики, физики и информатики). 

Выступающие:     Ахметова Нязиля Джафяровна

-участие членов МО  в исследовательской работе  учителя с детьми

Выступающие :Калмыкова  Надежда Валентиновна;

-совершенствование  мастерства молодого учителя  через наставничество

 Выступающие: Мартынова Галина Петровна

 -совершенствование  профессионального мастерства классного руководителя через  организацию  учебно-познавательной деятельности  учащихся

  Выступающие: руководители МО классных руководителей: Уханова Ольга Владимировн,    Павлова  Лариса Викторовна.

3. Решение педагогического совета.

Ход педсовета

Выступление.

«Методическая работа-это целостная  система взаимодействия  мер, действий и мероприятий, направленных  на всестороннее повышение  квалификации  и профессионального мастерства каждого педагога. Она основана  на достижениях науки, педагогического опыта, на конкретном  анализе  образовательного процесса »

Марк Максимович Поташник

       Уважаемые коллеги, очевидно, что в условиях модернизации образования обновление работы методической службы является  одним из важнейших направлений. Методическая работа – одно из приоритетных направлений  в развитии  школы нового уровня. Именно эта сфера  выходит сегодня  на первые позиции, ибо школа становится  все более  сложноорганизованной, саморазвивающейся  системой.  Ориентация школы  на профильное обучение, профилизацию классов, выбор учащимися  элективных курсов, налаживание  научно-методического сотрудничества  с вузами города создадут  привлекательный образ  настоящего и будущего нашей школы. В желании что-то изменить  и двигать  идеи  вперед  определенная роль  отводится методическим  объединениям педагогов.

Воспитать человека с современным мышлением, способного самореализоваться в жизни, могут только учителя, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал учителя, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения и установки. На развитие всего перечисленного направлена деятельность методической  службы. Важно, чтобы в ходе этой деятельности педагог стал самым активным субъектом процесса совершенствования.

По отношению к учителю методическая работа выполняет ряд важных функций. Прежде всего, это функции адаптации и социализации. Так, благодаря активному участию в методической работе учитель приобретает и закрепляет за собой определенный статус в школе. С возрастом участие в ней способствует решению проблемы профессионального самосохранения, преодоления возможного отставания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к образовательному процессу. Обучение помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.

В желании что-то изменить и двигать идеи вперед определенная роль отводится методическим объединениям педагогов.Поэтому хотелось бы сосредоточить ваше внимание:

- на эффективности деятельности школьных методических объединений;

- на повышении качества планирования работы методических объединений, поскольку роль МО  в профессиональном мастерстве учителя неоспорима.

       Методические объединения являются  основными  структурными  подразделениями  методической службы школы, осуществляющими проведение учебно-воспитательной, методической, опытно-экспериментальной  и внеклассной работы  по одному  или нескольким родственным учебным предметам.    Основная функция методического объединения - практико-ориентированная деятельность.

Направления деятельности методических объединений:

1.Создание системы непрерывного повышения квалификации в рамках школы, вне школы, включение педагогов в систему повышения квалификации.

2.Формирование методологической культуры педагогов как средства повышения качества образования.

3.Системное освоение педагогами новых подходов в образовании, проектных и программных типов  деятельности.

4.Поддержка инновационных поисков педагога, развитие  культуры самоанализа деятельности.

5.Создание и апробирование  программ, учебно-методических комплексов, дидактических материалов.

6.Организация работы по проведению всех форм учебных занятий, предусмотренных учебным планом.

7.Изучение и распространение  опыта педагогов объединения  через проведение открытых уроков с использованием  современных педагогических технологий, презентаций успехов, публикаций разработок в периодической печати различного уровня.

 В нашей школе семь методических объединений: МО начальных классов (руководитель Калмыкова Надежда Валентиновна), МО математика, физика и информатики (руководитель Ахметова Нязиля Джафяровна),  МО учителей иностранных  языков (руководитель Беспалова Нина Алексеевна),  МО  учителей русского  языка,   литературы и истории (руководитель Каледина Наталья Владимировна), МО учителей биологии, химии и географии (руководитель Краснова Альбина Павловна),  МО  учителей технологии, ИЗО,  физической культуры и ОБЖ (руководитель Альшина Людмила Васильевна)  и  МО классных руководителей (руководители  Павлова Лариса Викторовна- начальная школа и Уханова Ольга Владимировна- основная и средняя школы).

          Каждое МО работает над своей методической проблемой, тесно связанной с методической  проблемой школы «Управление качеством образования как основа учебно-воспитательной работы»  и в своей деятельности, прежде всего, ориентируется на  организацию помощи учителю. Каждое   методическое объединение  имеет свой почерк в работе, свой подход.

Утверждение Константина Дмитриевича  Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится сам, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь сегодня ставит на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования.

Курсы

Достижение нового качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной компетенции педагогов. Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни в вузе знания. На первый план выходит способность учителя ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать.

Одним из приоритетных направлений в методической работе является  предоставление учителю широких возможностей для выбора формы, модели  профессионального совершенствования.

В нашей отрасли сложилась и развивается профессиональная  поддержка учительских кадров через институты повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Действующее законодательство РФ и нормативно-правовые документы обеспечивают государственную поддержку каждому педагогическому  и руководящему работнику образования в повышении квалификации не реже, чем один раз в пять лет. В настоящее время педагогам предлагается большое разнообразие курсов повышения квалификации, организуемых на базе МРИО, на базе МГУ им. Н.П. Огарева. Как очные, так и заочные курсы, в том числе дистанционные с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, как бесплатные, так и организуемые на платной основе в других городах. Задача методической службы заключается в обеспечении доступа педагогов к этим курсам и оказании консультативной и информационной поддержки при выборе направления повышения квалификации.  Курсы повышения квалификации учителя проходят своевременно (Альшина Л.В., Хальзова Н.С.).

Задачи  модернизации сферы образования  со всей остротой  поставили вопрос о необходимости  изменения  системы повышения  квалификации и переподготовки  учителей начальной школы. На базе Мордовского института образования  по проблеме внедрения  государственных образовательных стандартов прошли обучение   все учителя начальной школы.

     Повышение квалификации помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность.

     Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.

Системообразующий компонент всей методической работы - индивидуальное профессионально-педагогическое самообразование. Самообразование занимает особое место в системе организации научно-теоретической, психолого-педагогической подготовки учителей. Самообразование - управленческий процесс, плановый, который строится на основе анализа деятельности.

Выбор учителем школы методической темы по самообразованию определяется потребностью учителя в повышении своей научно-теоретической подготовки, в совершенствовании практических умений и навыков, необходимых в педагогической деятельности, дальнейшем изучении вопросов дидактики, психологии, теории воспитания, в овладении анализом и синтезом научно-практической деятельности.  В системе повышения профессиональной компетентности учителя ведущим компонентом является сама личность педагога, ее индивидуальные особенности, личностные качества, отношение к обновлению содержания и организации учебного процесса школы.  

Каждое методическое объединение готовит список литературы, делает обзор предметных газет и журналов - это помогает учителю сориентироваться в потоке педагогической информации, подобрать материал для работы над своей темой. Следует отметить, что темы самообразования есть у всех учителей. Педагогами МО темы выбраны в соответствии с методической темой школы. Многие из учителей МО имеют четкий план работы над темой самообразования. Результатом данной работы стали выступления на МО, педсоветах, на конференциях с последующей публикацией ( Ахметова Н.Д., Романова О.М, Калмыкова Н.В., Руженкова Т.В и ряд др. учителей.)    

 Любому учителю хочется стать значимой фигурой. Значимый учитель сегодня – это одновременно профессионал и личность. Для того чтобы стать значимым, сегодня необходимо практическое овладение теми видами педагогической культуры, к которым учитель готов чаще всего только теоретически. Учитель постоянно находится между практикой и теорией, наращивая свой опыт преимущественно практическими умениями.

           Любая педагогическая работа – это практическая деятельность. Выпускники педагогических вузов и педагоги со стажем знают, что педагогическая культура - совокупность умений учителя проявлять образцы личностно-ценностного отношения к ученикам, преподаваемым дисциплинам, детскому творчеству. Часто бывает так, что между теоретическими знаниями и практическими умениями продолжает сохраняться серьёзный разрыв. Преодолеть этот разрыв в современной школе можно средствами профессиональной переподготовки, которую принято называть методической культурой. Но возможным это становится только тогда, когда осмыслены основные причины, породившие отставание практики от теории.

Первая причина: стремление к овладению частными методиками, оттачивание приемов по преподаванию отдельных тем, частей урока, понимается как методическая культура в целом. Это стремление затмевает необходимость овладевать педагогической культурой, где методическая культура является только частью культуры педагогической.

Вторая причина: в отсутствии глубоких знаний о современных смыслах образования, информационная культура, которая является одной из целей работы методического объединения учителей, формируется исходя из приоритета количества информации о новейших технологиях.

Расширение рынка технологий обучения обуславливает стремление педагогов повышать уровень профессионального мастерства, обновлять содержание обучения, совершенствовать методы и формы работы с учащимися. Чтобы сделать процесс обучения основам наук эффективным, недостаточно использовать только традиционные методики преподавания. Решение этой проблемы может быть достигнуто благодаря использованию нестандартных технологий в обучении.

   Новые технологии обучения в контексте современной концепции образования и их влияние на профессиональное мастерство учителей– залог успеха при обучении  учащихся.

    Профессиональная деятельность школьного учителя за последние годы претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования сегодня оказываются  напрямую связаны с ИКТ-технологиями.

Наличие компьютерных классов и компьютеров в кабинетах учителей   позволяет организовать  проведения уроков с использованием  информационных технологий. Начинает интенсивно развиваться в обучении и управлении   образованием в школе  использование информационно-коммуникационных  технологий и сети Интернет. В настоящее время, компьютерные технологии  стали  инструментом в достижении нового современного качественного образования.    Положительным моментом является создание  компьютерной  поддержки в виде web-презентаций учителями, школьниками для проведения уроков   и участия в конференциях, семинарах, педсоветах. В  школе создан свой  WEB-сайт, который входит в Республиканский портал, через который пользователи входят в информационный контакт  друг с другом,  имеются личные сайты учителей, где особое место отведено методической работе.     Ведется  электронный дневник, позволяющий своевременно доводить информацию до родителей. Учителя осваивают  применение  в своей работе интерактивных досок. Для учителей  в настоящее время  этот вопрос  является приоритетным.

Научно-методическая работа в  школе немыслима без тесного сотрудничества с МГУ им. Н. П. Огарева,  с педагогическим институтом им. М.Е. Евсевьева, с МРИО, с методическим кабинетом ГУО, поэтому ведется работа по заключению договоров с данными учреждениями.

Для решения многочисленных задач, стоящих перед  ОУ необходимы  высококвалифицированные педагогические кадры. Каким же педагогическим потенциалом обладает наша школа  96%  с высшим  профессиональным образованием,37% награждены  государственными и  отраслевыми наградами,  37% учителей имеют высшую квалификационную категорию,33% имеют первую квалификационную категорию. Более 68%   педагогов  имеют достаточно высокий уровень  креативности и работают в режиме  творческого саморазвития.

Модель  выпускника школы

Выпускник школы – это:

  •  личность, устойчивая в сложных социально-экономических условиях;
  •  личность, готовая к социальному, гражданскому и профессиональному самоопределению;
  •  личность, отличающаяся высоким самосознанием, ориентированным на человеческие ценности, ставшие личными убеждениями и жизненными принципами;
  •  личность, отличающаяся физическим, духовным, нравственным и психологическим здоровьем;
  •  личность, отличающаяся широкой образованностью, способная к самостоятельному освоению знаний, проявляющемуся   в виде непрерывного самообразования, ставшего потребностью, привычкой жизни;
  •   личность, отличающаяся гражданской активностью, инициативностью и ответственностью.

          Поэтапное формирование модели выпускника школы достигается благодаря созданию в образовательном учреждении условий для развития составляющих образа выпускника каждой ступени обучения.

Образ выпускника начальной школы

Нравственный потенциал

   Восприятие и понимание учащимися таких ценностей, как «семья», «школа», «учитель», «родина», «природа», «дружба со сверстниками», «уважение к старшим». Потребность выполнять правила для учащихся, умение различать хорошие и плохие поступки людей, правильно оценивать свои действия и поведение одноклассников, соблюдать порядок и дисциплину в школе и общественных местах.

   Наличие опыта участия в подготовке и проведении общественно полезных дел, осуществление индивидуального и коллективного выбора поручений и заданий в процессе организации жизнедеятельности в классе и школе.

Познавательный потенциал

   Овладение навыками учебной деятельности: чтением, письмом, счетом, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий в рамках освоения общеобразовательных программ по предметам школьного учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования.

    Наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию. Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, готовности к обучению в основной школе.

Коммуникативный потенциал

   Овладение простейшими коммуникативными умениями и навыками: умениями говорить и слушать; способность сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание к другим людям, животным, природе.  Освоение достаточного уровня культуры поведения и речи. Сформированность первичных навыков саморегуляции.

Эстетический потенциал

Эстетическая восприимчивость предметов и явлений в окружающей природной и социальной среде, наличие личностного (собственного, индивидуального) эмоционального окрашенного отношения к произведениям искусства.

Физиологический потенциал

    Овладение основами личной гигиены и здорового образа жизни. Соблюдение режима дня и правил личной гигиены, стремление стать сильным, быстрым, ловким и закаленным, желание попробовать свои силы в занятиях физической культурой и спортом.

Образ выпускника основной школы

Нравственный потенциал

Восприятие и понимание ценностей «человек», «личность», «индивидуальность», «труд», «общение», «коллектив», «доверие», «выбор». Знание и соблюдение традиций школы.

         Осознание возможностей, достоинств и недостатков собственного «Я», овладение приёмами и методами самообразования и самовоспитания, ориентация на социально ценные формы и способы самореализации и самоутверждения. Готовность бороться за свою честь и честь коллектива, отвечать за свои поступки и действия.

         Активность и способность проявлять сильные стороны своей личности в жизнедеятельности класса и школы, умение планировать, готовить, проводить и анализировать коллективное творческое дело, беседу, игру и т.п.

Познавательный потенциал

Сформированность индивидуального стиля учебной деятельности, устойчивых учебных интересов и склонностей, умение развивать и управлять познавательными процессами личности, способность адекватно действовать в ситуации выбора на уроке.

Коммуникативный потенциал

Усвоение основ коммуникативной культуры личности: умение высказывать и отстаивать свою точку зрения; овладение навыками неконфликтного общения; способность строить и вести общение в различных ситуациях с людьми, отличающимися друг от друга по возрасту, ценностным ориентациям и другим признакам.

Эстетический потенциал

Способность видеть и понимать гармонию и красоту, знание выдающихся деятелей и произведений литературы и искусства, апробация своих возможностей в музыке, литературе, сценическом и изобразительном искусстве.

Физический потенциал

Развитие основных физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости; овладение простейшими туристическими умениями и навыками; знание и соблюдение режима занятий физическими упражнениями; способность разработать и реализовать индивидуальную программу физического совершенствования.

Образ выпускника средней школы

Нравственный потенциал

Осмысление целей и смысла своей жизни. Усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «творчество», «самоактуализация» и «субъектность».

Наличие чувства гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину. Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации.

         Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость.

         Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни.

         Активность в общешкольных и классных делах, в работе с младшими школьниками. Наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.

Познавательный потенциал

Наличие желания и готовности продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении избранной области знаний, их самостоятельном добывании.

Коммуникативный потенциал

Сформированность индивидуального стиля общения; овладение разнообразными коммуникативными умениями и навыками, способами поддержания эмоционально устойчивого поведения  в кризисной жизненной ситуации; способность корректировать в общении и отношениях свою и чужую агрессию.

Эстетический потенциал

Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты; потребность в посещении театров, выставок, концертов; стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, досуговой деятельности, поведении и отношениях с окружающими; проявление индивидуального своеобразия, восприятии и созидании  красоты.

Физический потенциал

Стремление к физическому совершенству; умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные соревнования среди сверстников и младших школьников; привычка ежедневно заниматься физическими упражнениями и умение использовать их  в улучшении своей работоспособности и эмоционального состояния.

Познавательный интерес школьника развивается и формируется  в деятельности, и прежде всего, в учении. Именно от качества урока  в наибольшей степени  зависит качество  и объем приобретаемых ребенком знаний.  

За период своей профессиональной деятельности  учитель в среднем  дает более 25 тысяч уроков. В процессе  подготовки и проведения  урока ему  приходится  решить сложнейшие  вопросы  педагогической теории и практики. Чем больше  мы будем  разбираться  в этих вопросах, тем скорее  мы создадим  то мастерство, которым  без теоретической выучки  никак не овладеешь.  С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное  в школе играет  хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков. Каждый новый урок – это ступенька в  знаниях и развитии ученика, новый вклад  в формирование его умственной  и моральной культуры. При подготовке к уроку перед учителем постоянно встает вопрос: Как сделать урок  более продуманным и интересным и добиться того, чтобы учащиеся были конкурентоспособными  и смогли бы использовать полученные знания на практике?

Каждому из нас, уважаемые коллеги, необходимо, глубоко изучить эту «живую клеточку» учебно-воспитательного процесса.

Урок-это зеркало  общей педагогической культуры, культуры учителя,- как писал В.А. Сухомлинский, - мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.

Посещая уроки, складывается ясная картина и представление о том:

-каковы отношения учителя с учениками;

-глубоко или поверхностно он знает свой предмет;

-как он мотивирует познавательную деятельность своих учащихся;

-кто он: примитивный информатор или организатор процесса учения детей;

-обеспечивает ли он прочные знания, умения и навыки;

-формирует ли он УУД;

-умеет ли  он использовать  процесс освоения учащимися знаний по предмету для их развития и воспитания.

Только на уроке можно определить  роль и место учителя в  учебном процессе, только на уроке можно увидеть его рост и развитие.

Урок - не самоцель. Это инструмент воспитания и развития  личности. И если мы хотим  перевести нашу школу  в режим развития, мы должны  в совершенстве овладеть  этим инструментом, научиться более  рационально  его использовать в совершенстве,   освоить управление им.

Анализируя посещенные  уроки учителей школы (Ахметовой Н.Д., Хальзовой Н.С., Воробъевой В.В.,    ,) можно отметить  логичную последовательность при изучении материала, системность в работе, учет возрастных особенностей учащихся, смену  видов деятельности, развитие исследовательских навыков, использование игровых моментов, сотрудничество учителя и ученика.

Над своим профессиональным развитием педагоги работают не только в своих предметных МО, но и в методическом объединении классных руководителей. Очевидно, что совершенствование профессионального мастерства учителя происходит  через организацию учебно-познавательной деятельности учащихся.

Выявить творческий потенциал учителя, изучить его опыт, увидеть в нем ценность для других педагогов коллектива, наладить тесное сотрудничество между отдельными членами коллектива и группами работников - это далеко не простая задача. Нужно создать такую образовательную среду, в которой одни учителя получали бы необходимый им передовой педагогический опыт, а другие - возможность самовыражения, раскрытия профессионального и творческого потенциала. Создать необходимую среду помогают такие формы методической работы, как творческие отчеты учителей по темам самообразования, открытые уроки, проведение «дней мастерства», «Панорам методических идей», конкурсы «Учитель года», «круглые столы» по обмену опытом.

С 1 января 2011 года  была введена новая модель  аттестации педагогических работников, включающая два направления: соответствие занимаемым должностям; соответствие квалификационным категориям (первой или высшей). Новая модель аттестации позволяет  педагогу  провести глубокий анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, умение применять теоретические знания на практике, и что самое главное, новая модель аттестации  способствует  диссеминации (тиражированию)  инновационного педагогического опыта.

В 2012-2013 учебном году процедуру аттестации на соответствие квалификационным категориям проходят,     и будут проходить  учителя:  

  • На высшую квалификационную категорию:

Воробъева В.В., Каледина Н.В., Хальзова Н.С. , Куршева Н.А, Малышкина Н.В. , Алексина Е.В.

Руководители  методических объединений  имеют рейтинговые  листы членов МО, которые  каждый педагог   заполнять в межаттестационный период. По накопленному материалу учитель будет видеть свои наработки и пробелы, что будет стимулировать его к дальнейшей работе, а администрация лицея, руководители  МО будут видеть и «предвидеть» деловые качества, достоинства учителя и использовать их в работе.      

Хочется отметить работу руководителей методических объединений учителей, которые проявляют заинтересованность, помогают при подготовке и во время проведения аттестационных мероприятий каждому члену своего объединения.  

Приоритетный национальный проект  стал важным фактором  модернизации российского образования. За годы его реализации  Грантами различного уровня  удостоены  7 педагогов школы.   Ежегодно учителя    школы участвуют  в профессиональных конкурсах лучших учителей общеобразовательных учреждений:

  •   Мартынова Г.П. (учитель  начальных классов )-   )-  победитель конкурса  «Лучший учитель общеобразовательного учреждения г.о. Саранск», 2012-2013.

  • Ахметова Н.Д. (учитель физики)-  победитель конкурса  «Лучший учитель общеобразовательного учреждения г.о. Саранск», 2011-2012.
  • Альшина Л.В. (учитель  технологии)- победитель конкурса  «Лучший учитель общеобразовательного учреждения г.о. Саранск», 2011-2012.
  • Воробъева В.В..(учитель химии)- победитель конкурса  «Лучший учитель общеобразовательного учреждения г.о. Саранск».
  • Калмыкова Н.В.- победитель конкурса  «Лучший учитель общеобразовательного учреждения РФ».
  • Ларина (на пенсии)- победитель конкурса  «Лучший учитель общеобразовательного учреждения РФ».
  • Бабина Н.В.- победитель конкурса  «Лучший учитель общеобразовательного учреждения ».

Ценный опыт работы этих учителей необходимо довести  до каждого учителя школы через проведение мастер-классов, семинаров, открытых уроков, через знакомство с опытом этих учителей на страницах их личных сайтов.

            В рамках реализации  приоритетного национального проекта «Образование»  могут  присуждаться так же премии  и учащимся школы. Результаты их труда могут быть отмечены и премией Главы РМ, и Грантами разного уровня. А это  результаты научно-методической работы    учителей, которые с ними работают,  повышая их уровень.

  Распространение педагогических инноваций способствует  также  повышению педагогического мастерства учителя. Результаты научно-методической  работ учителей  представляются в виде докладов на научно - практических конференциях, как внутри школы, так и на  республиканских   научно-практических конференциях.

      представляют в сетевых сообществах.

Публикации по итогам инновационной работы

Опыт  некоторых учителей нашей  школы известен на уровне республики. Материалы «Из опыта работы учителей»  опубликованы в журналах  «Народное образование Республики Мордовия», в Федеральных научно-методических журналах «Интеграция образования»,  выпускаемых Региональным учебным округом МГУ им. Н.П. Огарева, в сборниках выпускаемых Министерством образования РМ совместно с МРИО   по итогам научно-практических  конференций.  Учителя нашей школы делятся результатами своей работы  с коллегами, публикуя  в ИНТЕРНЕТЕ на своих электронных страницах разработки внеклассных мероприятий, открытых уроков, выступления по итогам  семинаров и конференций разного уровня, программы элективных курсов, рабочие программы.

Дата публикации

Тема публикации

Издание

Автор публикации

2010год

16.12.2010

«Сценарий праздника 1сентября в первом классе»

http://pedmir.ru/

3065477635

Калмыкова Н.В.

16.12.2010

«Сценарий праздника 1сентября в третьем классе»

http://pedmir.ru/

2845478436

Калмыкова Н.В.

16.12.2010

Дневник здоровья

http://pedmir.ru/

8815479825

Калмыкова Н.В.

16.12.2010

Программа валеологического курса «Я и мое здоровье»

http://pedmir.ru/

3065477635

Калмыкова Н.В.

16.12.2010

Конспект урока «Число и цифра 3»

http://pedmir.ru/

9005481311

Калмыкова Н.В.

16.12.2010

Социальный проект «Современная школа как пространство заботы о здоровье учащихся, педагогов и родителей»

http://pedmir.ru/

8075471481

Калмыкова Н.В.

05.12.2010

Конспект урока по окружающему миру «Мы и наше здоровье»

http://numi.ru/docs/

16296

Калмыкова Н.В.

05.12.2010

Факультативный курс «Я и мое здоровье»

http://numi.ru/docs/

16296

Калмыкова Н.В.

12.12.2010

Разноуровневые контрольные работы по физике

http://numi.ru/docs/

16519

Ахметова Н.Д.

12.12.2010

Конспект урока по теме «Линзы»

http://numi.ru/docs/

16517

Ахметова Н.Д.

11.12.2010

Конспект урока по теме «Исследование зависимости силы тока от напряжения»

http://numi.ru/docs/

16490

Ахметова Н.Д.

12.12.2010

Анализ работы методического объединения учителей математики и физики

http://numi.ru/docs/

16510

Ахметова Н.Д.

12.12.2010

Рабочая пограмма по физике. 10-11класс

http://numi.ru/docs/

16520

Ахметова Н.Д.

«Творчество учащихся»

Газета «Родничок»

Шмелева О. – ученица 5класса

2011год

2011

Инновационные технологии в системе экологического воспитания младших школьников

В сборнике «Проблемы и перспективы перехода на ФГОС начального общего образования».

Руженкова Т.А.

12.02.2011

Мотивированная деятельность учителя

http://pedmir.ru/

5490

Ахметова  Н.Д.

12.02.2011

Реализация проблемно-развивающего обучения на уроках физики с целью активизации познавательной деятельности учащихся.

http://pedmir.ru/

5492

Ахметова  Н.Д.

14.02.2011

Электронные журналы и дневники как одно из средств повышения качества образования.

http://pedmir.ru/

5522

Ахметова  Н.Д.

14.02.2011

Моя педагогическая концепция

http://pedmir.ru/

5524

Ахметова  Н.Д.

16.02.2011

Программа элективного курса"Физические величины и их измерение"7-9классы

http://pedmir.ru/

5579

Ахметова  Н.Д.

17.02.2011

Программа элективного курса "Методы решения задач повышенной сложности в

10-11 классах"

http://pedmir.ru/

5592

Ахметова  Н.Д.

24.02.2011

Обучающая программа в рамках технологии "Деятельностный подход"

http://pedmir.ru/

5759

Ахметова  Н.Д.

28.04.2011

Презентация к уроку решения задач по теме "Давление жидкостей и газов"

http://pedmir.ru/

7194

Ахметова  Н.Д.

06.05.2011

Конспект электива в 7 классе по теме "Решение экспериментальных задач".

http://pedmir.ru/

7372

Ахметова  Н.Д.

04.07.2011

Учебник физики - неизменная основа активизации деятельности

учащихся на уроках

http://pedmir.ru/

8682

Ахметова  Н.Д.

22.01.2011

Рабочая программа курса по выбору для 5-6 классов «Занимательная физика»

http://numi.ru/docs/

17472.

Ахметова Н.Д.

29.04.2011

Опорные конспекты на уроках физики

http://numi.ru/docs/

20514

Ахметова Н.Д.

12.02.2011

Дифференцированное обучение на уроках физики

http://numi.ru/docs/

18089

Ахметова Н.Д.

06.05.2011

Конспект электива в 7 классе по теме "Решение экспериментальных задач".

http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=7372

http://nyazilya1.pedmir.ru/

Ахметова Н.Д.

04.07.2011

Учебник физики - неизменная основа активизации деятельности

учащихся на уроках

http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=8682

http://nyazilya1.pedmir.ru/

Ахметова Н.Д.

22.01.2011

Рабочая программа курса по выбору для 5-6 классов «Занимательная физика»

http://numi.ru/fullview.php?id=17472

Ахметова Н.Д.

29.04.2011

Опорные конспекты на уроках физики

http://numi.ru/fullview.php?id=20514

Ахметова Н.Д.

12.02.2011

Дифференцированное обучение на уроках физики

http://numi.ru/fullview.php?id=18089

Ахметова Н.Д.

14.03. 2011

Общественный смотр знаний по физике и геометрии по теме:"Треугольники. Геометрическая и волновая оптика".

http://numi.ru/fullview.php?id=18999

Ахметова Н.Д.

Сургучева Г.Я.

01.10.2011

Электронный школьный журнал — это новый стандарт информатизации школы

Электронный журнал «Цифровое образование»

http://digital-edu.info/vyp/2/?ELEMENT_ID=995

Ахметова Н.Д.

25.01.2012

Реализация проблемного обучения на уроках физики с целью активизации познавательной деятельности учащихся

http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=16474

http://nyazilya1.pedmir.ru/

Ахметова Н.Д.

17.02.2012

Анализ работы методического объединения учителей математики, физики и информатики за 2010-2011учебный год

http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=18511

http://nyazilya1.pedmir.ru/

Ахметова Н.Д.

07.04.2012

Программа элективного курса по физикедля 5-6классов «Занимательная физика

http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=21739

Ахметова Н.Д.

08.04.2012

Самообразование учителя – путь к успешной учебно-воспитательной деятельности.

http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=21735

Ахметова Н.Д.

11.04.2012

Рабочая программа по физике 10-11классы

http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=21960

Ахметова Н.Д.

13.04.2012

Интегрированный урок «Химики в гостях у физиков».

Тема. «Диэлектрики в электростатическом поле»

http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=22120

Воробьева В.В.

Ахметова Н.Д.

18.04.2012

«На сцене - школьные таланты» - учащиеся МОУ «Ялгинская СОШ»

Газета для детей и подростков «Диагональ»

МОУ «Ялгинская СОШ»

26.04.2012

Рабочая программа по физике за 7класс

http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=22790

Ахметова Н.Д.

26.04.2012

Рабочая программа по физике за

8 класс

http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=22791

Ахметова Н.Д.

26.04.2012

Рабочая программа по физике за 9 класс

http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=22808

Ахметова Н.Д.

05.05.2012

Реализация личностно-ориентированного обучения через интеграцию предметов на примере физики, математики, химии.

http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=23256

Сургучева Г.Я.

Ахметова Н.Д.

Воробьева В.В.

Каледина Н.В.

02.05.2012

Выступление наVIII республиканской научно-практической конференции, посвященной Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.

http://kafioo.edurm.ru/dnv/Programma12.pdf

Романова О.М.

Ахметова Н.Д.

05.05.2012

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,  свободам и обязанностям человека в МОУ «Ялгинская СОШ»

http://kafioo.edurm.ru/dnv/Pobeda67/AhmetovaN_RomanovaO.pdf

Романова О.М

Ахметова Н.Д.

Сентябрь, 2012г.

Сочинение по правилам безопасного движения

Известия Мордовии

Сержантов И. – ученик 5а класса

24.12.2012

Использование Инновационных  технологии в системе воспитательной деятельности в МОУ «Ялгинская СОШ»

Михайлова О.С.

Существенную стимулирующую роль в   совершенствовании профессионального мастерства учителя играет проведение  и  участие   в семинарах  для работников образования. Основная цель  семинаров -  обновление теоретических знаний, совершенствование навыков и развитие практических умений в связи с необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач.

В 2013-2014 учебном году   учителя нашей школы участвовали  в муниципальных  и республиканских   семинарах. В рамках семинаров   учителя  нашей школы делились опытом   своей работы.

 Участие учителей МОУ «Ялгинская СОШ» в научно-методических семинарах

Предмет

Тема

Учитель

Место проведения

Сроки

ИЗО и технологии

Республиканский  Форум мастер-классов «Народная педагогика»

Альшина Л.В.

МОУ N39

24.10.2013

8.30 ч.

Русский язык

Городской семинар «Особенности подготовки к муниципальной олимпиаде школьников по русскому языку и литературе»

Каледина Наталья Владимировна

МГПИ им. М.Е. Евсевьева

25.10.2013г.

14.00ч.

Мордовский язык

Республиканский семинар «Особенности формирования социальной компетентности обучающихся в условиях поликультурного  образовательного пространства»

Корнеева О.Н.

МБОУ «Кочкуровская средняя общеобразовательная школа» Кочкуровского района

30.10.2013

Мордовский язык

Городской семинар –практикум «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках эрзянского языка и во внеурочной деятельности в рамках ФГОС»

Корнеева О.Н.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16»

18.10.2013

Учителя математики

Особенности математической подготовки учащихся в условиях реализации  ФГОС ООО (8.11.2013г.)

Квачадзе С.А.,

Малышкина Н.В.

МГПИ им. М,Е. Евсевьева

Учителя информатики и физики

Совершенствование профессионального обучения физике и информатике в условиях реализации ФГОС ООО

(8.11.2013г.).

Ахметова Н.Д.

Бутырина Л.М.

МГПИ им. М,Е. Евсевьева

Учителя биологии

Содержание и методическое сопровождение научного исследования учащихся по биологии(8.11.2013г.).

Краснова А.П.

МГПИ им. М,Е. Евсевьева

Учителя истории

Содержание и методическое сопровождение научного  исследования учащихся по истории. Научно-методическое сопровождение проектной деятельности  учащихся в процессе изучения истории (8.11.2013г.).

Уханова О.В.

МГПИ им. М,Е. Евсевьева

Учителя русского языка

Реализация компетентностно-деятельного подхода в обучении русскому языку в контексте ФГОС ООО.

Научно-методическое сопровождение проектной деятельности учащихся в процессе изучения русского языка (8.11.2013г.) .

Хальзова Н.С.

МГПИ им. М,Е. Евсевьева

Учителя начальных классов

Использование современных педагогических технологий в условиях внедрения ФГОС НОО(8.11.2013г.).

Куянова Ю.Н.

МГПИ им. М,Е. Евсевьева

  Деятельность методической службы невозможна сегодня без участия психологической службы, призванной повысить психологическую культуру педагога. В школе работает психологическая служба, одним из направлений  которой является психологическое  просвещение педагогов. Для нас очевидно, что для реализации  нового стандарта  и построения  его на основе  действительно «Новой школы» потребуется  «новый учитель», формирующий  не только предметные  и метапредметные , но и личностные  компетенции, обладающей способностью «видеть»  многообразие учащихся, учитывать  в учебно-воспитательном  процессе   возрастные  индивидуальные  и личностные  особенности  различных  контингентов  детей  и реагировать  на их потребности.

       Ведется  работа по созданию банка  данных, включающая  обобщенные материалы о педагогическом опыте педагогов, базу данных по итогам аттестации, по итогам научно-практических конференций, по итогам олимпиад, по итогам ЕГЭ и т.д.

Молодой учитель в школе.

Особого внимания требуют молодые учителя, которые с первого учебного дня должны включиться в интенсивный ритм образовательного процесса и у которых еще не хватает опыта и профессионализма. Задача руководителей предметных методических объединений подумать о наставничестве и обеспечить им поддержку и квалифицированную помощь со стороны коллег- предметников, поэтому в плане работы предметных МО обязательным является раздел «Работа с молодыми специалистами».

Молодость-это мечта. Это вера.

Это большие планы на будущее.

                                                                         Это начало всех перспектив.

Назым  Хикмет - литератор, поэт.

(1902-1963)

     Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность  в школе, нередко теряется. С чего начать? Казалось бы, что полученных знаний  в вузе достаточно, но школьная практика  показывает, что молодым учителям не хватает педагогического опыта, который приходит не сразу, а с годами. Отсюда, задача  коллектива школы - организовать  целенаправленную помощь начинающим молодым  учителям  в приобретении  практического опыта, включающего познавательные, проектировочно-конструктивные, организаторские, коммуникативные умения. Немного  раскрою эти умения для молодых учителей, а нам с вами – педагогам  с опытом - напомню о них.

Познавательные умения:

-ориентация в содержании образования;

-распознавание  внутреннего  состояния  обучающихся;

-осуществление контроля за своим  психологическим  содержанием, результатами  собственной деятельности, ее достоинствами и недостатками.

Проектировочно - конструктивные умения:

-формирование цели  и задачи  педагогического процесса;

-планирование  системы  работ, отбор оптимального содержания информации;

-проектирование деятельности обучающихся, в которой  необходимая информация  может быть усвоена;

-проектирование  собственной будущей  деятельности и поведения, какими  они должны быть  в процессе  взаимодействия с обучающимися.

Организаторские умения:

-строительство перспективных и организаторских планов  самостоятельной и совместной  деятельности (учебной, образовательной, воспитательной, исследовательской и т. д.);

-выбор оптимальных методов;

-организация эффективной системы контроля, самоконтроля, обратной связи с учениками.

Коммуникативные умения:

-общение, обмен информацией  и на этой основе налаживание  отношений с участниками  педагогического процесса;

-основные средства общения-слова и речь, мимика и жесты.

Результативность педагогической деятельности  молодого учителя зависит не только  от названных умений, но и от желания более успешно адаптироваться  в условиях  реальной  школы и не отвергать помощь со стороны более опытных педагогов.

Организация Школы молодого учителя

1.Уточнение списка молодых учителей (педагогический стаж до 5 лет)                

2.Составление         Банка данных молодых учителей 

В нашем коллективе 6 молодых специалистов:

Куянова Юлия Наилевна - учитель начальных классов ( 1Б класс); Коткина Мария Ивановна.- учитель английского языка;

 Ручканов Николай Сергеевич-учитель технологии, искусства и литературы;

 Корнеева Олеся Николаевна-учитель мордовского языка;

Бутырина  Людмила Максимовна-учитель информатики и математики,

Михайлова Олеся Сергеевна-заместитель директора по ВР, учитель обществознания).

3.Определение      наставников для молодых учителей 

В  М/О школы  согласован вопрос наставничества (закрепленный протоколом    заседания МО)., утвержден план работы.

Куянова Юлия Наилевна-наставник Павлова Лариса Викторовна;

Коткина Мария Ивановна- наставник Максимова Нина Николаевна;

Ручканов Николай Сергеевич- наставник  Каледина Наталья Владимировна;

Корнеева Олеся Николаевна-наставник Хальзова Наталья Станиславовна;

Бутырина  Людмила Максимовна- наставник Малышкина Наталья  Васильевна;

Михайлова Олеся Сергеевна - наставник Юркин Николай Афанасьевич.

        4.Занятия в школе  молодого специалиста

  • Знакомство с традициями школы.
  • Выбор темы по самообразованию.
  • Утверждение индивидуального плана работы.
  • Практикум по разработке  рабочих программ  по предмету.
  • Требования к уроку как основной форме  организации  учебного процесса. Основные компоненты  современного урока.
  • Использование ИКТ  в преподавании предмета.
  • Знакомство с нормативными  документами  по организации  УВП, с гигиеническими  требованиями  к условиям  обучения школьников.
  • Выявление профессиональных затруднений  молодого учителя

      (в     течение учебного года  разрабатываются  тесты, анкеты  для

       выявления профессиональных затруднений молодых педагогов).

  • Составление графика проведения уроков молодыми учителями
  • Организация  взаимопосещения уроков молодыми учителями с последующим их обсуждением        (не реже, чем 1 раз в месяц.).
  • Посещение уроков творчески работающих учителей.
  • Посещение конференций, научно-практических семинаров, круглых столов.
  • Обучение на курсах повышения квалификации.

     В апреле месяце эти учителя дадут уроки, будет проведен «круглый стол» по результатам совместной работы молодых специалистов, наставников и руководителей М/О.

        За  работой, связанной с профессиональным ростом молодых учителей, за  их педагогическим самообразованием и становлением,  естественно,     должен быть  контроль   со стороны администрации.

Главным направлением  в работе МО, способствующим  становлению профессионального мастерства учителя,  является практическая работа  с учащимися, которая  проводится МО по плану недели точных наук, недели гуманитарных наук,  спортивно-оздоровительной недели, недели творчества, гражданско-патриотической недели, недели художественно-эстетического направления. Неделя несет в себе элемент новизны  и желания  участвовать и развиваться  у каждого ребенка. Совершенствование мастерства учителя проходит так же через подготовку детей для участия в олимпиадах, конференциях разного уровня. Всему этому  предшествует большая подготовительная работа  со стороны учителя, способствующая  его профессиональному росту.

Можно было бы добавить к докладу перечисление недостатков и упущений в работе МО. убеждена: это никогда и никому не приносило пользы. Задача педсовета – помочь учителям проанализировать собственное профессиональное мастерство, вселить в учителя уверенность, что он может работать лучше, и подсказать на конкретных примерах положительного педагогического опыта, как это можно сделать. А помочь – значит ликвидировать обнаруженные недостатки.

Как сказал ученик Сократа о своем учителе: «Хваля меня, он сделал меня достойным похвал».

Считаем, что в нашей школе  потенциал МО не всегда используется в полной мере. Это все еще не востребованный  внутренний резерв  развития  образовательного учреждения. Сегодня пришло время выработать новый взгляд  на роль методической  службы  как ключевого звена, обеспечивающего  развитие  школы. Ведь повседневное  повышение  профессионального мастерства  учителя  происходит на рабочем месте.

   Совершенно очевидно: развитие внутришкольной методической работы  нуждается  в новых импульсах  ее дальнейшего  совершенствования, обретения нового качества, новых задач.

     Убеждены: сегодня нужен новый взгляд на планирование  методической работы, для того, чтобы обеспечить  органичное сочетание  целей образовательного  учреждения  с целями МО, сделать портфолио  методического продукта  школы  содержательным и интересным.

Методическая работа, конечно, способствует профессиональному самосовершенствованию педагогов, но только тех, кто заинтересован в своем профессиональном росте. Новой школе нужен новый учитель, мобильный, готовый к восприятию инноваций и умеющий действовать по-новому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете по теме «Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения»

В работе представлены материалы выступления руководителя МО учителей математики, физики и информатики по теме: «Совершенствование профессионального мастерства учителя  через участие в работе мето...

6. Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

6.1. Методическая работа 6.2. Участие педагогического работника в профессиональных конкурсах 6.3. Участие в деятельности  профессиональных ассоциаций, союзов и сетевых сообществ, экспер...

Критерий 5: Активное участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

Участие в работе методических обьединений педагогических работников, оказание методической помощи при подготовки к муниципальному и областному конкурсу "Учитель года", участие о областной ол...

Критерий 4. Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

Критерий 4. Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах...

Критерий 5: Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

Справка об участие в работе методических советов, объединений, педагогических советовКопии программ воспитательной работы с обучающимися: 1) Программа по профилактике безнадзорности, правона...

Критерий 5: Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах .

Участие в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах....