Развитие позитивной Я-концепции как приоритетного фактора для успешного профессионального самоопределения обучающихся кадетских классов
методическая разработка по психологии по теме

Градобоева Татьяна Ивановна

В работе представлен материал, освещающий вопросы развития Я - концепции подростка. Раскрыт опыт работы по формированию личностных, коммуникативных, регулятивных УУД подростков в рамках реализации психологических программ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_pozitivnoy_ya-koncepcii.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования

Администрации муниципального образования Надымский район

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6

с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым

Развитие позитивной Я-концепции как приоритетного фактора

для успешного профессионального самоопределения

обучающихся кадетских классов

Градобоева Татьяна Ивановна,                                               педагог-психолог высшей кв. категории

Подростковый возраст – это этап онтогенеза, находящийся между детством и ранней юностью. Он охватывает период от 10-11 до13-14 лет и совпадает со временем обучения детей в 5-8 классах. Начало отрочества характеризуется появлением личностных черт, важнейшими из которых являются общение со сверстниками и появление в поведении признаков, свидетельствующих о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Важным фактором психического развития в подростковом возрасте является общение со сверстниками, выделяемое в качестве ведущей деятельности этого периода.

Центральным личностным новообразованием становится становление нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающееся в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость. Отрочество характеризуется прежде всего повышением значимости Я-концепции, системы представлений о себе, формировании сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Именно с подросткового возраста сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становиться подлинной основой Я-концепции, которая рассматривается как конечный результат, продукт самосознания, формирующегося в самоутверждении и общении со сверстниками.

Характерными проблемами в обучении и воспитании подростков являются:

  1. снижение учебной мотивации;
  2. личностные проблемы подростка: высокий уровень тревожности, неустойчивость самооценки, трудности саморегуляции и самоконтроля;
  3. негативные поведенческие проявления: негативизм, вспыльчивость, грубость, эмоциональная неустойчивость, обидчивость;
  4. сложности в сфере межличностных отношений: трудности в установлении взаимоотношений, конфликтность, непримиримость к чужому мнению.

В связи с тем, что одно из ведущих профильных направлений нашей школы является организация специализированных (кадетских) классов, особенно важным является формирование у кадет нравственных сторон личности: гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, терпимости, а также навыков саморегуляции и самоконтроля, учебно-познавательной мотивации. 

В школе существует модель психологического сопровождения обучающихся 5-8 специализированных (кадетских) классов, включающая всех участников образовательного процесса. Целью психологического сопровождения является: развитие позитивной Я-концепции подростков, как продукта самосознания, формирующегося в самоутверждении и общении со сверстниками, формировании нравственных черт личности и необходимых для данного возраста компетентностей, предпрофильная подготовка и профессиональное самоопределение. Данная цель достигается посредством реализации психологических развивающих программ: «Новичок в средней школе» (5 классы), «Уроки общения» (6-7 классы), «Познай себя» (8 классы) решающих на каждом этапе конкретные задачи.

В работе с обучающимися важным является проведение развивающих занятий по психологическим программам; индивидуальные консультации; организация, совместно с классными руководителями, мероприятий, направленных на формирование у обучающихся основ гражданской идентичности, ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности, развитие нравственно-этической ориентации. Регулярно проводится просветительская работа с родителями и педагогами, включающая проведение практико-ориентированных семинаров, родительских собраний, консультаций. Цель мероприятий – оказание помощи родителям по взаимодействию с ребенком-подростком, стабилизация внутрисемейных отношений, ознакомление учителей с индивидуальными особенностями школьников.

В конце 4 класса, при переходе в среднее звено, проводится комплексное диагностическое обследование познавательной, эмоционально-волевой, мотивационно-личностной сфер каждого школьника, изучение межличностных отношений в классных коллективах. По итогам диагностики и результатов выходных контрольных работ, состояния здоровья детей формируются классы углубленного изучения математики, гуманитарных дисциплин, специализированные (кадетские) классы.

В первом полугодии пятого класса проводится изучение психолого-социальной адаптации школьников по следующим критериям: личностная школьная тревожность, изучение социального статуса в коллективе сверстников, эмоционально-психологического комфорта в классе, взаимоотношений с детьми и педагогами, уровня самооценки и учебно-познавательной мотивации. Наблюдение за учениками в течение 3 лет (2009-2011 г.г.) показало, что психосоциальная адаптация пятиклассников к новым условиям обучения проходит по-разному. Большая часть обучающихся (около 85%)  адаптируются в течение 1– 2 месяцев. Эти школьники относительно быстро осваиваются в коллективе сверстников, в условиях кабинетной системы школы, чувствуют себя комфортно во взаимоотношениях с новыми учителями, находят друзей, хорошо идут на контакт, с желанием, без видимого напряжения выполняют школьные обязанности. Часть пятиклассников (около 15%) (в основном дети, вновь прибывшие в школу, и дети со слабой сформированностью эмоционально-волевой сферы) имеет более длительный период психосоциальной адаптации. Поведение этих детей не соответствует требованиям школы, они испытывают трудности в общении со сверстниками и педагогами. У данной категории пятиклассников наблюдается негативизм, отказ от выполнения заданий, высокий уровень тревожности, неустойчивость самооценки, агрессивные проявления в поведении, низкий уровень учебно-познавательной мотивации. Успешность психосоциальной адаптации ребенка в среднем звене школы во многом зависит от эмоциональной поддержки его учителями и родителями. Положительные эмоции, которые школьник испытывает, во многом формируют его поведение, облегчают привыкание к новым условиям обучения в школе.

В период адаптации пятиклассников активно проводим работу с семьей и педагогами. На консультациях даем рекомендации родителям по организации режима дня школьника, рассказываем способах поддержки детей в адаптационный период, предоставляем рекомендации по развитию навыков саморегуляции и формированию адекватной самооценки ребенка. Для педагогов разрабатываем рекомендации по взаимодействию с конкретным учеником с учетом его индивидуальных особенностей.

В пятом классе со школьниками проводятся адаптационные занятия по психологической программе «Новичок в средней школе». Данная программа направлена на развитие коммуникативной культуры младших подростков. Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоваться для всех школьников в качестве профилактики неблагоприятных процессов. На занятиях подростки получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Данный курс помогает наладить адекватные межличностные взаимоотношения, повысить коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать свое поведение. В процессе проведения занятий психолог наблюдает за отношениями участников, старается предупреждать ситуации, ведущие
к возникновению конфликтов, формирует дружеские взаимоотношения среди детей.

Цель программы: формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.

Задачи: закреплять навыки бесконфликтного общения на разных уровнях; мотивировать учащихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков; развивать позитивную моральную позицию по отношению к окружающему миру, другим людям, к себе.

Методы и формы работы: беседа; ролевая игра; упражнения по межличностной коммуникации; дыхательные и двигательные упражнения; методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).

Предполагаемые результаты:

  1. улучшение межличностных взаимоотношений и доброжелательных отношений друг
    к другу;
  2. развитие умения использовать альтернативы поведения в конфликте;
  3. изменение негативных поведенческих реакций;
  4. повышение уровня школьной мотивации;
  5. формирование здорового жизненного стиля.

Как известно, подростковый возраст — период активного формирования мировоззрения человека — системы взглядов на действительность, самого себя и других людей. В этом возрасте совершенствуется самооценка и самопознание, что оказывает сильное влияние на развитие личности в целом. Самооценка, по мнению многих психологов, является центральным новообразованием подросткового возраста, а ведущей деятельностью является общение и общественно значимая деятельность. Из-за непонимания родителями детей возникают конфликты в общении. В связи с этим появляется неудовлетворенность, которая компенсируется в общении со сверстниками, авторитет которых играет очень значимую роль. Возникает потребность в достойном положении в коллективе сверстников, стремление обзавестись верным другом, отвращение к необоснованным запретам. Подросток становится восприимчивым к промахам учителя. Кроме того, эмоциональная сфера подростков характеризуется повышенной чувствительностью, повышается тревожность в сфере общения со сверстниками, раздражительность и возбудимость, эмоциональная лабильность. Подросток ищет ответ на вопрос, каков он среди других, насколько он похож на них. Психологические проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения основных потребностей: потребности в безопасности, которую подростки находят в принадлежности к группе; потребности в независимости и эмансипации от семьи; потребности в привязанности; потребности в успехе, в проверке своих возможностей; наконец, потребности в самореализации и развитии собственного Я. Школа, составляющая социальную среду, в которой дети находятся довольно продолжительную часть времени, нередко создает для них дополнительные психологические трудности. Экстремальность современного учебного процесса обусловлена, не только продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, но и количеством, темпами и способами подачи информации, характером эмоционального фона и другими факторами школьной среды.

В 6-7 классах реализуется психологическая программа развивающих занятий
с подростками
«Уроки общения». Цель программы: формирование навыков адекватного общения у подростков со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме, развитие способности к самосознанию и самопониманию, повышение уверенности в себе путем формирования адекватной устойчивой самооценки.

Возрастной период обучения в 6-7 классах является благоприятным временем для реализации поставленной цели так как, во-первых, мотивационно-смысловая система школьников еще не сформирована и открыта позитивным изменениям, возможность для которых создается в тренинговых занятиях, и, во-вторых, как известно, на этом этапе общение приобретает особую смысловую ценность. В процессе общения со сверстниками развиваются навыки взаимопонимания, взаимодействия и взаимовлияния.

Программа решает следующие задачи:

  1. формировать и закреплять навыки бесконфликтного общения на разных уровнях;
  2. мотивировать обучающихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков;
  3. развивать позитивную моральную позицию по отношению к окружающему миру, другим людям, себе.

На каждом занятии учащиеся учатся представлять себя, выражать свои ощущения, анализировать свои действия и поступки.

Предполагаемые результаты:

  1. улучшение межличностных взаимоотношений и доброжелательных отношений друг к другу;
  2. развитие умения использовать альтернативы поведения в конфликте;
  3. развитие группового сплочения;
  4. изменение негативных поведенческих реакций;
  5. повышение уровня школьной мотивации;
  6. формирование здорового жизненного стиля.

Основная линия развития личности восьмиклассника – начало осознавания новой, взрослой Я – концепции. В возрасте 14-15 лет у большинства подростков уже сформировалось формально-логическое мышление. Новое мышление и возрастающие рефлексивные возможности заставляют их задумываться о себе, своих способностях, способах взаимодействия с окружающими.

Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, оно включает в себя: обмен информацией, обмен словами и действиями, восприятия общающихся друг с другом. В старшем подростковом возрасте происходит бурное психофизиологическое развитие и перестройка социальной активности ребенка. Это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становление - «Я», обретение новой социальной позиции. Это возраст потерь детского мироощущения, когда появляются чувства тревожности и психологического дискомфорта. Это трудности, возникающие в процессе взаимодействия с другими людьми, которые могут быть определены следующим образом:

  1. несформированность навыков общения (замкнутость, застенчивость, болтливость);
  2. неадекватное понимание существенности высших человеческих чувств;
  3. преобладание эгоистических тенденций, деформирование понятия справедливости;
  4. излишняя критичность, скептицизм в восприятии чужих мыслей и т.д.

В это время у школьников происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опыт позитивного и негативного отношения к себе и окружающим людям. Недовольство собой, психологическая незащищенность, снижение учебной мотивации может стать стимулом к развитию потребности в самовоспитании, а может и негативно отразиться на характере и самоуважения, стать препятствием полноценного формирования личности. Следует особо отметить, что физиологическая перестройка организма, половое созревание еще больше усугубляет отклонения в эмоционально – регуляторной и поведенческой сфере.

Исходя из перечисленных выше проблем для данной категории подростков актуальна специальная психокоррекция, направленная на эмоциональный, социальный, коммуникативный, регуляторный, поведенческий  компонент эмоционально-волевой сферы, а также  развитие познавательных процессов.

Целью программы «Познай себя», реализуемой в 8 классе, является развитие у обучающихся способности к самопониманию, навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме, профилактика ПАВ, подготовка к профильному обучению.

Развивающая программа «Познай себя» предназначена помочь обучающимся 8 классов, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать свое поведение через овладение навыками конструктивного общения, сформировать культуру вербальных и невербальных средств общения, сформировать стойкое отрицательное отношение
к ПАВ, изучить профессиональные интересы, опираясь на свои индивидуальные особенности.

Программа «Познай себя» решает следующие задачи:

  1. создать условия для открытого, прямого диалога (общения, обмена мнениями, информацией);
  2. совершенствовать коммуникативные умения, обогащать поведенческий репертуар подростка;
  3. закрепить навыки бесконфликтного общения на разных уровнях;
  4. продолжать обучение навыкам самопознания;
  5. мотивировать обучающихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков;
  6. формировать стойкое отрицательное отношение к ПАВ;
  7. активизировать размышления о будущей профессиональной деятельности;
  8. продолжать развивать рефлексию как процесс познания и понимания подростком самого себя.

На каждом занятии учащиеся учатся представлять себя, выражать свои ощущения, анализировать свои действия и поступки, активизировать мыслительные процессы.

Предполагаемые результаты:

  1. улучшение межличностных взаимоотношений и доброжелательных отношений друг к другу;
  2. развитие умения использовать альтернативы поведения в конфликте;
  3. изменение негативных поведенческих реакций;
  4. повышение уровня школьной мотивации;
  5. формирование здорового жизненного стиля.

Результаты мониторинга психоэмоционального самочувствия обучающихся специализированных кадетских 5-8 классов, проводимого по следующим параметрам: личностная школьная тревожность, эмоционально-психологическое самочувствие детей в классном коллективе, социальный статус школьников показывают, что на протяжении ряда лет (с 5 по 8 класс), в результате коррекционно-развивающей работы с обучающимися по программам «Новичок в средней школе», «Уроки общения», «Познай себя», произошли позитивные изменения. Нормативный уровень тревожности детей за годы обучения в начальной школе повысился с 60% до 78%. Динамика составила – 18%. Динамика благоприятного эмоционально-психологического климата в кадетских коллективах за три года обучения в 6-8 классах составила 10%. Социальный статус обучающихся за три года обучения повысился на 33%.

Таким образом, существующая модель психологического сопровождения способствует формированию позитивной Я-концепции обучающихся путем развития адекватной устойчивой самооценки, формирования активной жизненной позиции, развития учебно-познавательной мотивации, навыков конструктивного общения и саморегуляции, формирующих способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов во временной перспективе. По мнению педагогов и родителей, с учетом данных диагностических исследований, благодаря развивающим занятиям по психологическим программам, обучающиеся на этапе предпрофильной подготовки (9 класс) легче и быстрее принимают адекватное решение при выборе профиля дальнейшего обучения и будущего направления профессии, уверенно выставляют приоритеты, выстраивают дальнейшие жизненные планы и осуществляют первые шаги по их реализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧЕНИКА ПО ИСТОРИИ КАК ФАКТОР ЕГО УСПЕШНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Нестабильность современной жизни, неясность перспектив, материальные трудности в семье, зачастую ведет к тому, что многие молодые люди с тревогой смотрят в будущее, не могут самостоятельно определитьс...

Развитие творческих способностей с целью профессионального самоопределения обучающихся при изучении информатики

Развитие творческих способностей с целью профессионального самоопределения обучающихся при изучении информатики...

«Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся. Проблемы институционального перехода на конкретных этапах развития личности обучающегося"

Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить ...

Программа «Профессиональное самоопределение обучающихся естественнонаучного класса»

Программа профориентационной работы предназначена для обучающихся 9-11 классов естественнонаучного направления, чтобы помочь в выборе будущей профессии, а также повышения готовности подростков к дальн...

Индивидуальная образовательная программа «Профессиональное самоопределение обучающихся естественнонаучного класса»

Молодежь накануне совершеннолетия мало подготовлена к тому, чтобы разрешать проблемы, поставленные социумом и государством: самостоятельно принимать решения в самых разных ситуациях, включая нестандар...

Профессиональная ориентация обучающихся 9 классов Программа организации диагностической и консультативной помощи обучающимся в профессиональном самоопределении.

Одним из направлений воспитательной деятельности педагогического коллектива на основной ступени образования является воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения обучающихся к образован...