ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ УЧЕНИКА ПО ИСТОРИИ КАК ФАКТОР ЕГО УСПЕШНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
материал по истории (11 класс) на тему

Нестабильность современной жизни, неясность перспектив, материальные трудности в семье, зачастую ведет к тому, что многие молодые люди с тревогой смотрят в будущее, не могут самостоятельно определиться в жизни. В этой ситуации задача общества и, прежде всего, школы. каждого учителя. помочь им определиться с выбором будущей профессии, создать условия для уверенности в том, что именно она станет тем стержнем, который поможет жить, а не существовать во взрослой жизни.

Модернизация образования прежде всего предполагает его эффективность. В общеобразовательной школе эта цель, подчеркивается в требованиях федерального годударственного стандарта, может быть достигнута с помощью индивидуальных образовательных траекторий обучения, которые характеризуются многоаспектностью и несколькими направлениями реализации: содержательным (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностным (специальные педагогические технологии); процессуальным (организационный аспект).

В образовательной практике сегодня все шире используется термин "индивидуальный образовательный маршрут". Ученые и учителя практики считают, что маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, определяющий персональную траекторию развития образования учащихся. При этом особо отмечается необходимость действенного профильного психолого-педагогического сопровождения при формировании ключевых компетенций обучаемого, создание ситуации успеха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тезисы к докладу на тему: «прпррп»

ГОЛОВАНОВА В. П.

Россия, г. Кыштым Челябинской области, СОШ №3

    Нестабильность современной жизни, неясность перспектив, материальные трудности в семье зачастую ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой смотрят в будущее, не могут самостоятельно  определиться в жизни. В такой ситуации задача учителя помочь им определиться с выбором будущей профессии, создать условия для уверенности в том, что именно  она станет тем стержнем, который поможет  жить, а не существовать во взрослой жизни. Поэтому я решила создать индивидуальный образовательный маршрут для конкретной ученицы класса, в котором являлась классным руководителем. Мне хотелось узнать: можно ли с его помощью подготовить ее  к сдаче единого государственного экзамена, успешней формировать чувство гражданственности, любви к истории. И, конечно же, помочь ей  определиться в выборе профессии.

Целью индивидуального образовательного маршрута, рассчитанного  на два года (обычные 10 и 11 классы общеобразовательной школы), должна была стать профессия учителя истории.  В этих классах, согласно учебного плана по истории,  предмету отводится  2 часа в неделю).  Самыми сложными  здесь считаются разделы древней истории и истории до ХIХ века, а также проблемы ХХI века. Особое внимание при подготовке к ЕГЭ  уделяется вопросам I мировой войны, революциям, пятилеткам, Великой Отечественной войне.  

Поскольку многие вопросы, особенно по девяностым годам двадцатого века, являются спорными,  нередко имеют ярко выраженную субъективную оценку,  они  также  были включены в индивидуальный образовательный маршрут ученицы.   В его рамках были использованы такие задания как: анализ источников, работа с фотодокументами, текст с ошибками, работа с таблицами и диаграммами, задания с выбором ответа, составление исторического портрета выдающегося деятеля государства, культуры или науки.

Цель   индивидуального образовательного маршрута:

содействие  самоопределению личности, создание  условий для  ее  реализации;

воспитание  гражданственности и любви  к  истории;

создание  условий  для  реализации  права  учащихся  на  свободный  выбор  взглядов  и  убеждений  с учетом разнообразия мировоззренческих  подходов.

Учебный  материал  маршрута должен  обеспечить:

создание условий  для  выработки  собственной  жизненной  позиции;

возможность  оценивать происходящие  исторические  события;

овладеть специальными  умениями:

– выделять  главную  мысль  текста, составлять  план и тезисы;

– конспектировать (используя  несколько  источников);

– описывать события, объяснять их, используя исторические примеры;

– сравнивать  и  делать  выводы  с  аргументацией;

– отбирать  исторический  материал  для  урока, используя  нетрадиционные  формы;

– анализировать  исторические  документы.

Место  курса  в  учебном  плане

Элементы  исторического  образования  включаются  в  содержание  программы  по  истории  за  курс  полной  средней  школы. Развертывание  содержания  осуществляется  в  соответствии  со  следующими  ориентирами:

– исключается  дублирование  учебного материала;

– осуществляется  возврат  к  отдельным  вопросам с  целью  их  углубленного  изучения  на  более  высоком  уровне.

Этот  курс  дает  возможность  ученику:

овладеть  историческими  понятиями;

усвоить  исторический  материал;

использовать  принцип  историзма  при  сравнении  и  оценке  фактов  и  событий;

иметь четкие ценностные ориентиры гуманистической направленности.

Оценка  подготовки  ученика

Исторические  измерители  направлены  на  выявление  знаний  и  умений.

Работы  предусматривают проверку усвоения  тех  терминов, понятий, умений, которые  заложены в историческом образовании .Выполнение  каждого  задания  оценивается  по   шкале  : «верно –неверно», «назвал – не назвал», «решил– не  решил».

Все  задания можно  считать одинаковыми  по  сложности, что  дает  основание  выводить  общую  оценку  за  работу  как  сумму  верного  выполнения  отдельных  заданий. 75% выполнения  заданий  оценивается «зачтено».

Используются  следующие  виды  работ:

Тестирование;

Анализ исторических источников;

Сравнение и сопоставление;

Дискуссия (участие) в рамках урока;

Текст с ошибками;

Работа с фотодокументами;

Работа со схемами и таблицами;

Написание исторического портрета.

Главная цель курса – формирование  исторического  мышления  и  профессионального  самоопределения

Приемы  организации  деятельности   ученика:

Интерактивные:

 Подготовка доклада и выступления;

Участие с докладом на научно-практической конференции;

Участие в дискуссии по спорным точкам зрения на уроках истории;

Составление исторического портрета.

Активные:

Участие в семинаре;

Практическая  работа;

Деловая  игра;

Экскурсия;

Дебаты.

1 занятие

Определение исходного уровня подготовки ученика

Для этой цели  используется вариант экзаменационного задания

2 занятие

Тема 1 «Древние  предки»

Первобытное  общество. Южный  Урал  в древности.

Индоевропейцы

Славяне.

Практическая работа.

3 занятие

Тема 2  Древнерусское государство в 1Х-Х1 вв.

Государственность у славян. Феодальный способ производства. Раннефеодальная монархия. «Норманнская теория» Социальная и политическая структура государства. Особенности государства Киевская Русь. Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей.

Первые  Рюриковичи. Работа  со схемой. Христианизация Руси. Правление Ярослава Мудрого. Распад Киевской Руси.

Выполнение заданий:

По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

1.1. 964 г., 965 г., 971 г.

1.2. 988 г., 1051 г., 1072 г.

1.3. 1107 г., 1109 г., 1111 г.

1.2. По какому принципу образованы пары?

1.2.1. Кий – Киев

1.2.2. Склавины –  византийцы

1.2.3. Перун – Владимир Святой

1.3. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркнуть.

1.3.1.Поляне, северяне, радимичи, варяги

1.3.2. Рюрик, Радим, Синеус, Трувор

1.3.3. Святослав, Ярополк, Владимир, Куря.

4 занятие

Русские земли в Х11-Х111 вв.

 Феодальная раздробленность. Борьба русских земель за независимость в Х11-Х111 вв. Борьба Новгорода с немецко-шведскими рыцарями. Нашествие на Северо-Восточную Русь. Практическая работа . Написание исторического портрета.

5 занятие

Русские земли в Х1V -  середине XV вв.

 Куликовская битва. Распад Золотой Орды. Культура Руси домонгольского периода. Образование централизованного государства. Борьба Москвы с Тверью. Иван Калита. Семен Гордый. Дмитрий Донской.

Выполнение заданий по определению исторических терминов. Впишите правильную букву(ы) вместо пропусков и дайте определение данным понятиям.

1.7.1. Вот…ина, ве…е, п…людье

1.7.2. К…па, р…дович, в…ра

1.7.3. Друж…на, п…гост, ве…вь

1.8. используя все приведенные слова и словосочетания, составьте определения трех исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Разрешается добавлять предлоги, изменять слова по падежам.

 1.8.1. Подвиги, сказание, русский, герои, народный.

1.8.2. Божество, деревянное, или, изображение, каменное, языческое

1.8.3.Памятники, представляющие, собой, письменности, палочка, повседневные, специальная, Руси, записи, кора, на березовая, писало.

6 занятие

Тема «Русские земли во второй половине ХV –XV1 в.»

Внутренняя политика России в середине – второй половине Ху1 в.

Правление Елены Глинской. Иван Грозный. Избранная Рада. Судебник 1550 г. Уложение о службе. Стрелецкое войско. Стоглавый собор.Опричнина. Внешняя политика России в середине – второй половине ХУ1 в.Участие в дебатах.

Выполнение заданий:

1.5. Расположите в хронологической последовательности.

1.5.1.

А0 начало Ливонской войны

Б) Стоглавый собор

В) введение опричнины

Г) осада польскими войсками Пскова

Д) отмена опричнины

Е) окончание Ливонской войны

  7 занятие

Тема « Россия в ХУ11 в.

 Борьба за власть в период правления Федора Ивановича. Борис Годунов. Лжедмитрий 1. Боярский царь Василий Шуйский. Крестьянская война. Лжедмитрий 11. Семибоярщина. Первой и второе ополчение. Земский собор 1613 г. Внешняя политика России в середине – второй половине ХУ11 в. Смоленская война 1632-1634 гг. Русско-шведская война 1656-1661 гг. Кардисский мир. Азовское сидение.1637-1642 гг. Русско-турецкая война 1677-1681 гг. Освоение Сибири. Народные движения в середине- второй половине ХУ11 в.

1.1. По какому принципу образованы пары? Дайте краткий ответ.

1.1.1. И. Болотников – В. Шуйский

1.1.2. Патри арх Никон – протопоп Аввакум

1.1.3. С. Разин – царь Алексей Михайлович

8 занятие

Тема «Российское государство в конце ХУ11 первой четверти ХУ111 вв.»

Социальные и политические преобразования петра1. Внешняя политика в конце ХУ11- первой четверти ХУ111 вв.

Петровские реформы. Великое посольство. Северная война. Прутский поход. Культура России первой четверти ХУ111 в.

Задания из  ЕГЭ.

9 занятие

Тема  Россия в 1725 -1801 гг.

Внутренняя политика России второй четверти – середины ХУ111 в. Дворцовые перевороты. Роль гвардии. Просвещенный абсолютизм . Внешняя политика России в середине – второй половине ХУ111в

1.6.»Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет».

1.6.1. Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев, Г.Р. Державин, Н.И. Новиков были современниками Екатерины 11.

1.6.2. Павел1 с малых лет воспитывался как будущий император; он давал аудиенции иностранным послам, обедал за одним столом с самыми знатными сановниками государства, чтобы научиться царствовать.

10 занятие

Тема: « Россия в первой четверти Х1Х в.»Социально- экономическое и политическое развитие России в первой половине Х1Х в. Внутренняя и внешняя политика России в первой четверти Х1Х в. Отечественная война 1812 г. Движение декабристов.

 Контрольный  тест;  дискуссия по вопросам темы. Тест проводится по материалам тренировочных заданий по истории ЕГЭ 2013 года.

(материал прилагается)

Вопросы для дискуссии:

Формирование идеологии декабристов. В каких исторических условиях это происходило.

Первые тайные организации. Союз Спасения и Союз Благоденствия.

Северное и Южное общества: создание, программные документы, разработка плана вооруженного восстания.

Выполнение заданий из ЕГЭ

Сравните программные документы Северного и Южного общества декабристов. Запишите ответ в форме таблицы:

                                                            Общее

1.

2.

3.

                                                          Различия

«Конституция» Н. Муравьева

«Русская правда» П. Пестеля

1.

2.

3.

1.

2.

3.

11 занятие

Тема: « Российское государство во второй четверти Х1Х в.»Внутренняя политика России во второй четверти Х1Х в. Политическая программа Николая 1.Крестьянский вопрос во второй четверти Х1Х в. Указ «об обязанных крестьянах» Реформа государственных крестьян. Финансовая реформа. Политика в области просвещения. Внешняя политика России во второй четверти –середине Х1Х в. Общественно-политическая мысль и общественное движение в России во второй половине Х1Х в.

Варианты проверочных заданий:

1.3. По какому принципу образованы пары? Дайте краткий ответ.

1.3.1.1612 – 1812 гг.

1.3.2. В.Г. Перов, И.Е. Репин

1.3.3. В.И. Даль, А.Н. Афанасьев

 12 занятие

Тема  « Культура России первой половины Х1Х в»

Вопросы для изучения:

Особенности развития русской культуры в 1 пол.Х1хв.

 Просвещение и система образования. Развитие науки. Литература. Живопись. Архитектура. Театр и музыка.

13 занятие

Тема « Россия в период реформ 1860-1870 гг.»

Социально-экономические и политические предпосылки буржуазных реформ 60-70 гг. Х1Х в. Выработка проекта. Положение о крестьянах и Манифест 19 февраля 1861 г. Надел. Повинности. Выкуп.  Либеральные реформы 60-80-х гг. Х1Х в.. Обстановка в стране и отношение к реформам. Земская и городская реформы. Судебная реформа. Финансовая реформа. Военная реформа. Контрреформы. Политика в области просвещения. Проект реформы местного самоуправления. Закон о земских начальниках. Социально-экономическое развитие России во второй половине Х1Х в.

 Население. Социальная структура. Особенности и этапы развития капитализма в России.

 

14 занятие

Тема « Российская империя в 1880- начале 1890 гг.»

Решение  заданий из ЕГЭ

Общественное движение во второй половине 50-х г.Х1Хв. «Эпоха прокламаций». «земля и воля» 60-х гг. Польское восстание. Либеральное и консервативное движение. Революционное народничество: сущность, идеология. Нечаев и нечаевщина. «Земля и воля» 70-х гг.

Внешняя политика России в 60-х – 90-х гг. Х1Х в.Основные направления внешней политики России в 60-е-90-е гг. Х1Х вв. Восточный вопрос. Русско-турецкая война 1877-1878гг. Присоединение Средней Азии к России. Политика России на Дальнем Востоке.

Варианты заданий:

Сравните общественное движение в России с точки зрения его участников, их идеологии, форм народных выступлений в 1860-1870-х гг. и в 1880-1890-х гг.

                                                 Общие черты

1.

2.

3.

                                                   Различия

Общественное движение в России в 1860-1870-х гг.

Общественное движение в России в 1880-1890-х гг.

1.

2.

3.

15 занятие

Тема: « Россия в конце Х1Х – начале ХХ в

Социально-экономическое развитие России в конце Х1Х – начале ХХ вв.Российский монополистический капитализм как один из укладов промышленности. Российский монополистический капитализм и его особенности. Экономический кризис и депрессия 1900-1908 гг. Промышленный подъем 1908-12913 гг. Общественно-политическая мысль и общественное движение в России в конце Х1Х – начале ХХвв.

 .

16 занятие

 «Эпоха революции и Гражданской войны»

Революция 1905-1907гг.Начало революции. Кровавое воскресенье. Рескрипт 18 февраля 1905 г. 111съезд РСДРП. Стачка в Иваново-Вознесенске. Всероссийская октябрьская  стачка. Манифест 17 октября 1905 г. Образований партий. Восстания в армии и на флоте. Декабрьское вооруженное восстание в Москве. Характер революции 1905-1907 гг. Внутренняя политика России в 1907-1914 гг. Внешняя политика России в период с конца Х1Х в. до 1914 г. Россия в первой мировой войне.    

Работа с фотодокументами по Первой мировой войне.

17 занятие

Тема: « Советский Союз в 1920 – 1930-х гг.»

 Развитие революционного кризиса В России(февраль-июнь 1917 г.)

Нарастание революционного кризиса в России (июль-октябрь 1917 г) Корниловский мятеж. Всероссийское Демократическое совещание. Октябрьская революция в Петрограде. 11 съезд Советов. Установление Советской власти. Становление Советской государственности (октябрь 1917-июль 1918 годов). Социально-экономические преобразования в Советской России (октябрь 1917 –июнь 1918 годов). Гражданская война и интервенция. Причины, этапы итоги. Экономическая политика периода гражданской войны. Новая экономическая политика. Образование СССР. Проведение политики индустриализации, коллективизации и культурной революции. Советская культура в 20-е -30-е гг.

18 занятие

Тема: «СССР во Второй Мировой и Великой Отечественной войне»

Международное положение и внешняя политика СССР в 1921-1939 гг. СССР накануне Великой Отечественной войны.

Первый период Великой Отечественной войны. Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Боевые действия 1944-1945 годов. Разгром фашисткой Германии и Японии. Советский тыл и партизанское движение в годы Великой Отечественной войны. Наш край в годы войны. Кыштымцы на фронте и в тылу. Внешняя политика СССР в годы Великой Отечественной войны.

Варианты заданий.

Сравните настроение общества, идеологию, формы народной борьбы с врагом в Отечественной войне 1812г.в годы Великой Отечественной войны:

                                                            Различия

Отечественная войнва 1812 г.

Великая Отечественная война

1.

2.

3.

                                                           Общее

1.

2.

2.

19 занятие

Тема: « Советский Союз в 1945-1953 гг.»Восстановление народного хозяйства. Засуха 1946 года. Проект Конституции. Международные отношения и внешняя политика СССР (1945- середина 50-х гг.) Экономическая политика СССР в середине 1950-х первой половине 1960-х гг. Социально-экономическая политика СССР 1960-1980-хгг. «Новый курс» во внешней политике СССР. Отношения со странами социалистического лагеря. Отношения со странами Запада, Японией и США. СССР за мир и разоружение.

20 занятие

«Советский Союз в 1953-1964 гг.»

Контрольный  тест, дискуссия.

21 занятие

Тема: «  СССР в середине 1960-х-середине 1980-х гг.».

Социально-экономическая полтика СССР 1960-1980 гг. Приход к власти Л.И. Брежнева. Выработка программы реформ. Пятилетки: восьмая, девятая, десятая. Попытки преобразований в 1983-1984 гг. Внешняя политика в 1960-1980 гг.

22 занятие

Тема «Эпоха перестройки» и распада СССР (1985-1991 гг.)

Перестройка и ускорение. Переход к рыночной экономике. Попытка реформирования политической системы. Складывание многопартийной системы. Обострение национального вопроса. Август 1991 – распад СССР.

Внешняя политика СССР в 1985-1997 гг. Новое политическое мышление. Основные направления внешней политики. Вывод войск из Афганистана. Отношения со странами ближнего зарубежья.

23 занятие

Тема: «  Современная Россия (90-е гг. ХХ в.- начало ХХ1 в.)

 

24 занятие

Работа  в  библиотеке.

25 –26 занятия

Работа в музее. Подборка материала для написания творческого отчета.

27-28 занятия

Подготовка к научно-практической конференции.

Варианты разработанных занятий.

Первое занятие тест по определению исходного подготовки ученика.

А1. Кто из названных лиц был лидером «нестяжателей» в ХY1в.?

1) Иосиф Волоцкий

2) патриарх Никон

3) Сергий Радонежский

4) Нил Сорский

А2. Какое из названных событий произошло раньше других?

1) поход Святослава в Хазарию

2) поход Олега на Византию

3)_ принятие христианства на Руси

4) убийство князя Игоря древлянами

А3. Что из названного было одной из причин Смуты конца ХV1 – начала XV11в.?

1) династический кризис

2) отмена урочных лет

3) введение медных денег

4) введение рекрутчины

А4. Что из перечисленного относится к достижениям культуры России ХV1в.?

1) творения иконописца Андрея Рублева

2) возведение храма Покрова на Нерли

3) начало книгопечатания

4) творения зодчего Василия Баженова

А5. Прочтите отрывок из летописи и укажите, о каком событии идет речь.

«В лето 1547 г. Когда же вошел князь великий Иван Васильевич всея Руси в Соборную церковь, митрополит со всем Освященным собором начал молебен…И после молитвы велел митрополит принести с налоя бармы,  и знаменовал митрополит великого князя Ивана Васильевича  крестом и возложил на него бармы и шапку. И сел царь на своем стуле, а митрополит на своем…И взошел на амвон архидиакон и проговорил велегласно многолетие царю Ивану Васильевичу Русскому. И по многолетии митрополит Макари        й здравствовал великого князя…И поклонился царю митрополит».

1)об учреждении опричнины

2) о венчании на царствование

3) о созыве Стоглавого собора

4) о созыве первого Земского собора

А6. Кто из названных лиц возглавил восстание в 1707-1708 гг.?

1) Степан Разин

2) Емельян Пугачев

3) Кондратий Булавин

4) Иван Болотников

А7. Что из названного относится к царствованию Александра 1?

1) издание указа «о вольных хлебопашцах»

2) издание указа «об обязанных крестьянах»

3) реформа управления государственных крестьян П.Д. Киселева

4) создание Верховного тайного совета

А8. Что из названного послужило предлогом для объявления Турцией войны России в 1853 г.?

1) отказ русского царя предоставить мусульманам равные с православными права на территории Российской империи

2) введение русских войск на территорию Молдавии и Валахии

3) занятие русским флотом проливов Босфор и Дарданелл

4) захват Константинополя

А9. Прочтите отрывок из речи одного из монархов во время пребывания в Польше в 1835 г. И назовите его имя.

« Вам предстоит, господа, выбор между двумя путями: или упорствовать в мечтах о независимой Польше, или жить спокойно и верноподданным под моим правлением. Если вы будете упрямо  лелеять мечту отдельной национальности, независимой Польши и все эти химеры, вы только накликните на себя большие несчастья. По велению моему воздвигнута здесь цитадель (Александровская крепость), и я прикажу разгромить ваш город, я разрушу Варшаву и уж, конечно, не я отстрою ее снова».

1) Александр 1

2) Александр 111

3) Николай 1

4) Павел 1

А10. Историческая батальная живопись была представлена в творчестве художников Х1Х в.

1) И.И. Левитана, А.К. Саврасова

2) И.И. Шишкина, И.Н. Крамского

3) В.И. Сурикова, В.М. Васнецова

4) В.А. Серова, О.А. Кипренского

А11. Что было одной из причин аграрного кризиса в России второй половины Х1Х в.?

1) массовый выход крестьян из общины с наделами

2) малые размеры наделов, полученные крестьянами в результате реформы 1861г.

3) национализация всех помещичьих земель

4) отсутствие спроса на зерно заграницей

А12. Прочтите отрывок из договора и определите имя российского императора, от имени которого он был заключен.

«Ст1. Его величество император всероссийский Сим обязуется уступить Соединенным Штатам…всю территорию с верховным на оную правом, владеемую ныне его величеством на Американском материке, а также прилегающие к ней острова.

Ст. 6. На основании вышеустановленной уступки, Соединенные Щтаты обязываются заплатить …дипломатическому представителю или иному е.в. имп. Всероссийским надлежаще уполнолномоченному лицу семь миллионов двести тысяч долларов золотою монетою…»

1) Николай 1

2) Александр 11

3) Александр 111

4) Николай 11.

А13. Из перечисленных исторических лиц скульптором был

1) М.М. Антокольский

2) И.Е. Репин

3) Ф.И. Шаляпин

4) М.П. Мусоргский

А14. Термин «социализация земли» содержался в 1917 г. В программных требованиях партии

1) кадетов

2) октябристов

3) «Союза русского народа»

4) эсеров

А15. Последствием начала Гражданской войны стал(о)

1) переход большевиков к  «политике военного коммунизма»

2) восстановление большевиками и меньшевиками единой РСДРП

3) отказ большевиков от участия в выборах в Учредительное собрание

4) соглашение всех антибольшевистских сил о необходимости восстановления монархии в России.

А16. Операция по контрнаступлению советских войск под Сталинградом получила название

1) «Сатурн»

2) «Уран»

3) «Цитадель»

4) «Тайфун»

А17. Прочтите отрывок из документа и определите, о каком сражении в нем идет речь.

«Это… немецкое наступление не застало наши войска врасплох. Они были готовы не только к отражению наступления немцев, но и к нанесению мощных контрударов. …В ожесточенных боях наши войска измотали и обескровили отборные дивизии немцев и последующими контрударами не только отбросили врага и полностью восстановили положение, занимавшееся ими до 5 июля, но и прорвали оборону противника, продвинувшись в сторону Орла от 15 до 25 км».

1) Смоленское сражение

2) битва за Киев

3) Курская битва

4) форсирование Днепра

А18. Какое их названных событий произошло в период с 1975 по 1980 гг.?

1) избрание Ю.В. Андропова на пост Генерального секретаря ЦК КПСС

2) начало политики «ускорения»

3) принятие новой четвертой советской Конституции

4) первый выход советских космонавтов в открытый космос

А19. Как назывался художественный метод, утвердившийся в советском искусстве в 1930-е гг., который требовал изображать деятельность не такой, какова она есть, а такой, какой она должна быть с точки зрения интересов борьбы рабочего класса?

1) критический реализм

2) революционный конструктивизм

3) пролетарский авангардизм

4) социалистический реализм

А21. Одним из проявлений социальных трансформаций в России 1990-х гг. стал(о)

1) рост численности населения страны

2) резкое социальное расслоение между бедными  и богатыми

3) сокращение притока мигрантов

4) рост числа работников бюджетной сферы

Часть 2

В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события.  

1) церковный раскол

2) реформы Петра1

3) пугачевский бунт

4) Смута

5) дворцовые перевороты

В2. Какие тир исторических деятеля из перечисленных относятся к сподвижникам Петра 1?

1) Я. Брюс

2) А. Меншиков

3) А. Орлов

4) Г. Державин

5) Г. Потемкин

6) Ф. Лефорт

В3. Установите соответствие между терминами, понятиями и их определениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Термины

Определения

А) Детинец

1) правительство России, образованное после свержения В. Шуйского

Б) тризна

2)Укрепление внутри города вокруг княжеского дворца

В) секуляризация

3) языческий обряд , посвященный поминовению

Г) «Семибоярщина»

4) круг соратников Ивана 1V

5) обращение церковной собственности в светскую

 

В4. Кто из перечисленных общественных деятелей были идеологами революционного народничества?

1) П.Н. Ткачев

2) Н.М. Муравьев

3) М.А. Бакунин

4) В.И. Ульянов

5) П.Л. Лавров

6) П.И. Пестель

В5. Установите  соответствие между именами деятелей науки Х1Х в. и областью знаний, к ним относящейся: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

Деятель науки

Область знания

А) Г.И. Невельский

1) географические исследования

Б) И.И. Мечников

2) медицинские исследования

В) Н.И. Пирогов

3) проблемы органической химии

Г) Н.И. Лобачевский

4) неевклидова геометрия

5) изучение иммунитета

В6. Расположите в хронологической последовательности термины, понятия, связанные с внешней политикой, международным положением нашей страны.

1) «холодная война»

2) Антанта

3) «полоса дипломатического признания СССР»

4) ленд-лиз

5) СНГ

В7. Какие три из названных событий относятся к 1953-1957 гг.?

1) запуск первого советского спутника Земли

2) арест и казнь Л.Б. Берии

3) разгром «антипартийной группы» Маленкова-Молотова-Кагановича

4) отставка Н.С. Хрущева

5) испытание первого советского ядерного устройства

6) ввод советских войск в Чехословакию для подавления «Пражской весны»

В8. Установите соответствие между экономическими реформами второй половины ХХ в. и фамилиями руководителей, в годы правления которых эти реформы были осуществлены

Экономические реформы

Фамилии руководителей

А) ликвидация отраслевых министерств и создание совнархозов

1) Л.И. Брежнев

Б) разрешение индивидуальной трудовой деятельности, поощрение развития кооперации

2) М.С. Горбачев

В) Приватизация крупных государственных предприятий

3) И.В. Сталин

Г)начало разработки пятилетних планов развития народного хозяйства

4) Б.Н. Ельцин

5) Н.С. Хрущев

 В9. Прочтите отрывок из документа и напишите сокращенное название комиссии, задачи которой  в нем переданы.

«Задачи комиссии:

1) пресечение и ликвидация всех  контрреволюционных и саботажных попыток и действий по всей России, со стороны кого бы они ни исходили;

2) предание суду военно-революционного трибунала всех саботажников и контрреволюционеров и выработка мер борьбы с ними».

В10. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют период новой экономической политики.

Концессия, аренда, червонец, биржа труда, денационализация, продразверстка.

Найдите и запишите термин, который не относится к характеристикам НЭПа.

В11. Напишите пропущенное слово.

Одно из направлений в литературе и искусстве ХV111в., отличающееся обращением к античному наследию как образцу, называется----------

В12. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Годы

События

Участники

_______(А)

ХХ съезд КПСС

_________(Б)

_______(В)

Генуэзская

конференция

_________(Г)

1979 г.

______________(Д)

А.А. Громыко

_______(Е)

Приход большевиков к власти

Л.Д. Троцкий

Пропущенные элементы:

1) 1917 г.

2) 1922 г.

3) 1956 г.

4) Г.В. Чичерин

5) Н.С. Хрущев

6) П.Н. Милюков

7) ввод советских войск в Афганистан

9) заключение Брестского мира

9)Тегеранская конференция

Часть 3.

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний  по курсу истории соответствующего периода.

Из записок председателя КГБ Ю.В. Андропова в ЦК КПСС

«Совершенно секретно.

Среди научной, технической и части творческой интеллигенции распространяются документы, в которых проповедуются различные теории «демократического социализма». Согласно схеме одной их таких теорий «демократического социализма», автором которой является академик Сахаров, эволюционный путь внутриполитического развития СССР должен неизбежно привести к созданию в стране «истинно демократической системы». Математики и экономисты должны в связи с этим заблаговременно разработать ее модель тем, чтобы она являлась синтезом положительного в существующих ныне общественно-политических системах.

  В ряде проектов «демократизации» СССР предусматривается «ограничение или ликвидация монопольной власти КПСС, создание в стране лояльной социализму оппозиции». Их авторы и распространители, считая, что нынешний уровень развития социалистической демократии дает право на существование оппозиционных воззрений, требуют предоставления легальных возможностей для выражения несогласия  с официальным курсом. Уголовное законодательство, карающее за антисоветскую агитацию и пропаганду или распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строй, они объявляют на этой основе антиконституционным.

   На базе изготовления и распространения «самиздатовской» литературы происходит определенная консолидация единомышленников, наглядно прослеживаются попытки создания подобия оппозиции.

  Из оппозиционно настроенных элементов сформировалось политическое ядро, именуемое «демократическим движением», которое, по их оценке, обладает тремя признаками оппозиции: «имеет руководителей, активистов и опирается на значительное число сочувствующих, не принимая четкой формы организации, ставит себе определенные цели и избирает определенную тактику, добивается легальности.

   Основные задачи «движения» включает в себя «демократизацию» страны путем выработки в людях демократических и научных убеждений, сопротивление сталинизму, самозащиту от репрессий, борьбу с экстремизмом любого толка».

С1. Какое общее название получило движение, о котором говорится в документе? В какое десятилетие оно возникло? Кто был руководителем СССР в этот период?

С2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех общих целей, которые ставили перед собой представители описанного в тексте движения (большинство представителей)

С3. На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех средств, которые  использовал власть в борьбе с данным движением.

С4. Долгое время местничество играло важную роль в политической жизни Русского государства. Но в 1682 г. При царе Федоре Алексеевиче местничество было отменено.

Приведите три объяснения этой реформы.

С5. Ниже приведены две точки зрения на характер политики императора Александра 111:

1. Г.В. Плеханов писал об эпохе 1880-х – начале 1890-х годов: «Целых тринадцать лет Александр 111 сеял ветер. Его наследнику предстоит сделать все, чтобы буря не разразилась».

2. Политика Александра111 была направлена на стабилизацию общества, укрепление Российского государства, она опиралась на исторические традиции. И хотя акцент был сделан на ограничение реформ 60-70-х годов, проводились и либеральные мероприятия. Он вошел в историю как царь-миротворец, так как был убежденным противником  разрешения международных проблем военными средствами.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

С6. Напишите исторический портрет

1) Е.Т. Гайдара

2) Владимира Святого

3) Ивана Грозного

2 занятие

Тема 1 «Древние  предки»

Первобытное  общество. Южный  Урал  в древности.

Индоевропейцы

Славяне.

Практическая работа.

Первобытный строй.

Первобытный строй является первой, наиболее длительной стадией в развитии человеческого общества. Он характеризуется коллективной собственностью на средства производства и орудия труда, равным правом всех членов общины на продукты труда и равным отношением к труду. Основными занятиями населения были охота и собирательство. Такой тип хозяйства называется потребляющим или присваивающим. Переход к производящему хозяйству начинается в конце первобытности, когда появляются скотоводство и земледелие.

Заселение территории нашей страны. Стоянки древних людей. Палеолит. Мезолит. Неолит. Южный Урал в древности. Выполнение творческого задания.

Начало обработки металла. Разложение первобытнообщинного строя. Становление классового общества и государственности.

Греческая колонизация Северного Причерноморья. Скифы.

Происхождение славян. Заселение территории нашей страны. Стоянки древних людей.

Археологические, лингвистические и письменные свидетельства о славянах. Племенные союзы восточных славян в У1-1Х вв. Территория. Соседи.

Государственность у славян.

Основные занятия населения.

Культура древних славян.

Культура славян накануне образования древнерусского государства известно мало. Из дошедших до нас образцов прикладного искусства следует упомянуть клад русских вещей У1-У11 вв.бассейне р. Роси, среди которых – серебряные фигурки коней с золотыми гривами и копытами и серебряные изображения мужчин в славянской одежде. Религия была существенной частью жизни древних славян. Каждое событие в жизни человека, от рождения до смерти. Сопровождалось определенными обрядами и заклинаниями. Существовал годовой цикл земледельческих праздников, широко были распространены приметы и гадания. Главными божествами славян были: божество  Вселенной – Род, божество солнца – Даждьбог, бог скота – Велес, бог огня – Сварог, бог грозы – Перун. Существование различных именований одного и того же бога ( например, солнца – Даждьбог, Ярило, Хорс) говорит об отсутствии еще  устойчивого межплеменного единства. С утверждением княжеской власти изменился и религиозный культ – на первое место выходит Перун, который становится богом войны и покровителем князя.

 Результатом изучения вопроса по истории Урала в древности стала презентация.

2-е занятие

Тема 2 «Славянские  государства»

Образование  государства  славян.

При изучении этой темы рассматриваются следующие вопросы:

Феодальный способ производства. Складывание феодальных отношений. Соотношение их с другими укладами экономики.

Раннефеодальная монархия. «Норманнская теория»

Формирование территории государства. Объединение восточных славян вокруг Киева. Складывание феодальных отношений.

Социальная и политическая структура государства.

Основные занятия населения.

Особенности государства Киевская Русь.

3 занятие

Первые  Рюриковичи. Работа  со схемой

Великие князья и царствующие особы . Рюриковичи.

                       Рюрик

                       Олег

                       Игорь  - Ольга

                       Святослав

Ярополк       Владимир

Святополк

Окаянный  Ярослав Мудрый

Изяслав

Ярославич Всеволод Ярославич  Святослав Ярославич

Святополк

Изяславич  Владимир Мономах

Мстислав

Владимирович                                   Ярополк Владимирович

Изяслав мстиславич

                                              Юрий Долгорукий

Андрей Боголюбский      Всеволод Большое Гнездо

Константин Всеволодовия                                         Юрий Всеволодович

                                            Ярослав Всеволодович

                                            Александр Невский

                                            Даниил Александрович

Юрий Данилович           Иван1 Данилович Калита

Семен Гордый                Иван11Иванович Красный

                                           Дмитрий Донской

Юрий Дмитриевич   Василий 1

                                      Василий 11 Темный

                                     Иван 111 Васильевич

                                     Василий 111

                                     Иван 1У Васильевич (Грозный)

                                     Федор Иванович      



Предварительный просмотр:

 Индивидуальный образовательный маршрут ученика по истории как фактор  его успешного профессионального самоопределения

ГОЛОВАНОВА В. П.

Россия, г. Кыштым Челябинской области,  учитель истории МОУ СОШ №3

    Нестабильность современной жизни, неясность перспектив, материальные трудности в семье зачастую ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой смотрят в будущее, не могут самостоятельно  определиться в жизни. В этой ситуации задача общества и, прежде всего, школы, каждого учителя помочь им определиться с выбором будущей профессии, создать условия для уверенности в том, что именно  она станет тем стержнем, который поможет  жить, а не существовать во взрослой жизни. [2, с.17].

Модернизация образования прежде всего предполагает   его   эффективность.   В общеобразовательной  школе эта цель, подчеркивается в требованиях  федерального государственного стандарта, может быть достигнута с помощью индивидуальных образовательных  траекторий обучения, которые  характеризуется многоаспектностью и несколькими направлениями реализации: содержательным (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный  образовательный маршрут); деятельностным (специальные педагогические технологии); процессуальным (организационный аспект). 

В образовательной практике сегодня все шире используется термин «индивидуальный образовательный маршрут». Ученые и учителя-практики считают, что   маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении,  определяющий   персональную траекторию развития и образования учащихся. При этом особо отмечается необходимость действенного профильного  психолого- педагогического сопровождения  при формировании ключевых компетенций обучаемого,  создание ситуации успеха. [1, с. 82].

Многими  исследователями  индивидуальный образовательный маршрут сегодня понимается как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащимся позиции субъекта ее выбора, разработки и реализации   при осуществлении преподавателями психолого-педагогической поддержки самоопределения и самореализации обучаемых.  Его ценность еще и в том, что он позволяет каждому,  на основе   самооценки обеспечить формирование и развитие ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений.  При этом следует помнить, что, во-первых, такой маршрут  – это индивидуальная образовательная программа.  А, во-вторых, он может разрабатываться для  любого ученика.

Индивидуальные образовательные маршруты учеников отличаются не только по объёму, но и по содержанию. Данное отличие обусловлено индивидуальными способностями и соответственно их видами деятельности, применяемыми обучающимися при изучении одного и того же образовательного объекта.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты: целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования);
содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей); технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания); диагностический (определение системы диагностического сопровождения); организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей). При этом педагог выполняет следующие действия по организации данного процесса: структурирование педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды); сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута); регулирование (обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности); результативный (формулируются ожидаемые результаты).

   При этом этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута могут быть представлены следующим образом: определение потребностей и мотивов; постановка цели; разработка содержания   маршрута; определение технологического инструментария; определение направлений диагностического сопровождения учащегося; определение условий, обеспечивающих достижение цели; обсуждение результатов и корректировка. [3].

Обучение школьников по индивидуальным  образовательным  маршрутам позволяет: усилить поисково-исследовательский, проблемный характер предметного содержания обучения, связанный с опробированием, моделированием, экспериментированием в рамках образовательных областей; создать условия для профилизации обучения, формировать портфолио учащегося; сосредоточить контрольно-оценочную деятельность учащихся на анализе и оценке способов и результатов собственной самостоятельной работы; перевести контрольно-оценочную деятельность учителя, во-первых, на помощь в освоении учащимися способов учения, во-вторых, на фиксацию исключительно достижений учащихся.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут реально становится  путем реализации личностного потенциала ученика. При этом реализуется его право на выбор темпов работы, форм обучения и, несомненно, даёт ему шанс  открыть себя как  личность.

Цели использования индивидуального образовательного маршрута по предмету формируются в зависимости от сложившейся ситуации, в которой оказался обучающийся.

Эффективность результатов  работы определяется рядом условий, ведущим из них является  осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости, значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов повышения качества знаний по конкретной образовательной области или учебному предмету.

Поэтому я решила создать индивидуальный образовательный маршрут для конкретной ученицы класса, в котором являлась классным руководителем. Мне хотелось узнать: можно ли с его помощью эффективно подготовить ее  к сдаче единого государственного экзамена, успешней формировать чувство гражданственности, любви к истории. И, конечно же, помочь ей  определиться в выборе профессии.

В ходе предварительной организационной работы автором было проведено анкетирование по профориентации     в  классах,  где она вела  свой предмет.  Несколько человек из этого класса хотели  стать  учителями и только одна ученица – учителем истории. Под нее и был разработан индивидуальный образовательный маршрут по истории.

  Маршрут был  рассчитан  на два года  обучения в обычных (не профильных) 10 и 11 классах  средней общеобразовательной школы.  В них, согласно учебному плану по истории,  предмету отводится  2 часа в неделю.  Самыми сложными  здесь считаются разделы древней истории и истории до ХIХ века, а также проблемы ХХI века. Особое внимание при подготовке к ЕГЭ  уделяется вопросам I мировой войны, революциям, пятилеткам, Великой Отечественной войне.  

Эти и многие спорные вопросы, особенно по девяностым годам двадцатого века,   имеющие ярко выраженную субъективную оценку  были включены в индивидуальный образовательный маршрут ученицы.    

Целями   индивидуального образовательного маршрута по истории были: содействие профессиональному самоопределению личности, создание  условий для  ее  реализации; воспитание  гражданственности и любви  к  истории; создание  условий  для  реализации  права   обучаемого  на  свободный  выбор  взглядов  и  убеждений  с учетом разнообразия мировоззренческих  подходов.

  Учебный  материал  маршрута должен  был обеспечить: создание условий  для  выработки  собственной  жизненной  позиции; возможность  оценивать происходящие  исторические  события; овладеть специальными  умениями: выделять  главную  мысль  текста, составлять  план и тезисы; конспектировать (используя  несколько  источников); описывать события, объяснять их, используя исторические примеры; сравнивать  и  делать  выводы  с  аргументацией; отбирать  исторический  материал  для  урока,   анализировать  исторические  документы.

В рамках изучения курсов истории в старших классах ученик должен был: овладеть  историческими  понятиями; усвоить  исторический  материал; использовать  принцип  историзма  при  сравнении  и  оценке  фактов  и  событий; иметь четкие ценностные ориентиры гуманистической направленности.

Конкретным выражением индивидуального образовательного маршрута по предмету является карта педагогического сопровождения ученика, которая ведется учителем. Она является документом, в котором фиксируются мероприятия (задания) и результаты их реализации. Формы контроля усвоения знаний   выбирались в соответствии с индивидуальными особенностями обучающегося.

При этом измерители были направлены  на  выявление уровня знаний  и  умений по предмету. Предусматривалась проверка усвоения  тех  терминов, понятий, умений, которые заложены в государственных стандартах исторического образования. Выполнение  каждого  задания  оценивалось  по   шкале  «верно – неверно», «назвал – не назвал», «решил – не  решил».  75% выполнения  заданий  оценивались   как «зачтено».

Как уже упоминалось, автором был разработан двухгодичный индивидуальный образовательный  маршрут  ученика, сориентированного на выбор профессии учителя истории. Он включал в себя 28 занятий. В их  числе были не только уроки по учебной программе,  но и  творческие задания, направленные на развитие познавательной активности и самостоятельности обучаемого.

В ходе реализации индивидуального образовательного маршрута широко использовались как интерактивные приемы  организации  деятельности   ученика (подготовка доклада и выступления на уроке; участие  в научно-практической конференции; участие в дискуссии по спорным точкам зрения на уроках истории; составление исторического портрета), так и активные приемы (участие в семинаре; практическая  работа; деловая  игра; экскурсия; дебаты).

Подводя итог,  скажем, что сегодня моя ученица, занимавшаяся  два года по индивидуальному образовательному маршруту, оканчивает последний курс Челябинского государственного педагогического университета по специальности «история», а другая только начала свой путь к профессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Даутова, О. Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении [Текст]  / О. Б. Даутова.  – СПб: КАРО, 2005. – 234с. 

2. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]  / Е.А. Климов. – Ростов на Дону: Феникс, 2008. – 338с.

3. Приоритетный национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] // http://www.ed.gov.ru/priorprojectedu.



Предварительный просмотр:

 Индивидуальный образовательный маршрут ученика по истории как фактор  его успешного профессионального самоопределения

ГОЛОВАНОВА В. П.

Россия, г. Кыштым Челябинской области,  учитель истории МОУ СОШ №3

    Нестабильность современной жизни, неясность перспектив, материальные трудности в семье зачастую ведут к тому, что многие молодые люди с тревогой смотрят в будущее, не могут самостоятельно  определиться в жизни. В этой ситуации задача общества и, прежде всего, школы, каждого учителя помочь им определиться с выбором будущей профессии, создать условия для уверенности в том, что именно  она станет тем стержнем, который поможет  жить, а не существовать во взрослой жизни. [2, с.17].

Модернизация образования прежде всего предполагает   его   эффективность.   В общеобразовательной  школе эта цель, подчеркивается в требованиях  федерального государственного стандарта, может быть достигнута с помощью индивидуальных образовательных  траекторий обучения, которые  характеризуется многоаспектностью и несколькими направлениями реализации: содержательным (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный  образовательный маршрут); деятельностным (специальные педагогические технологии); процессуальным (организационный аспект). 

В образовательной практике сегодня все шире используется термин «индивидуальный образовательный маршрут». Ученые и учителя-практики считают, что   маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении,  определяющий   персональную траекторию развития и образования учащихся. При этом особо отмечается необходимость действенного профильного  психолого- педагогического сопровождения  при формировании ключевых компетенций обучаемого,  создание ситуации успеха. [1, с. 82].

Многими  исследователями  индивидуальный образовательный маршрут сегодня понимается как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащимся позиции субъекта ее выбора, разработки и реализации   при осуществлении преподавателями психолого-педагогической поддержки самоопределения и самореализации обучаемых.  Его ценность еще и в том, что он позволяет каждому,  на основе   самооценки обеспечить формирование и развитие ценностных ориентаций, собственных взглядов и убеждений.  При этом следует помнить, что, во-первых, такой маршрут  – это индивидуальная образовательная программа.  А, во-вторых, он может разрабатываться для  любого ученика.

Индивидуальные образовательные маршруты учеников отличаются не только по объёму, но и по содержанию. Данное отличие обусловлено индивидуальными способностями и соответственно их видами деятельности, применяемыми обучающимися при изучении одного и того же образовательного объекта.

Структура индивидуального образовательного маршрута включает следующие компоненты: целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и потребностей ученика при получении образования);
содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых, межпредметных и внутрипредметных связей); технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания); диагностический (определение системы диагностического сопровождения); организационно-педагогический (условия и пути достижения педагогических целей). При этом педагог выполняет следующие действия по организации данного процесса: структурирование педагогического процесса (согласование мотивов, целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального образовательного маршрута с возможностями образовательной среды); сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута); регулирование (обеспечение реализации индивидуального образовательного маршрута через использование адекватных форм деятельности); результативный (формулируются ожидаемые результаты).

   При этом этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута могут быть представлены следующим образом: определение потребностей и мотивов; постановка цели; разработка содержания   маршрута; определение технологического инструментария; определение направлений диагностического сопровождения учащегося; определение условий, обеспечивающих достижение цели; обсуждение результатов и корректировка. [3].

Обучение школьников по индивидуальным  образовательным  маршрутам позволяет: усилить поисково-исследовательский, проблемный характер предметного содержания обучения, связанный с опробированием, моделированием, экспериментированием в рамках образовательных областей; создать условия для профилизации обучения, формировать портфолио учащегося; сосредоточить контрольно-оценочную деятельность учащихся на анализе и оценке способов и результатов собственной самостоятельной работы; перевести контрольно-оценочную деятельность учителя, во-первых, на помощь в освоении учащимися способов учения, во-вторых, на фиксацию исключительно достижений учащихся.

Таким образом, индивидуальный образовательный маршрут реально становится  путем реализации личностного потенциала ученика. При этом реализуется его право на выбор темпов работы, форм обучения и, несомненно, даёт ему шанс  открыть себя как  личность.

Цели использования индивидуального образовательного маршрута по предмету формируются в зависимости от сложившейся ситуации, в которой оказался обучающийся.

Эффективность результатов  работы определяется рядом условий, ведущим из них является  осознание всеми участниками педагогического процесса необходимости, значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов повышения качества знаний по конкретной образовательной области или учебному предмету.

Поэтому я решила создать индивидуальный образовательный маршрут для конкретной ученицы класса, в котором являлась классным руководителем. Мне хотелось узнать: можно ли с его помощью эффективно подготовить ее  к сдаче единого государственного экзамена, успешней формировать чувство гражданственности, любви к истории. И, конечно же, помочь ей  определиться в выборе профессии.

В ходе предварительной организационной работы автором было проведено анкетирование по профориентации     в  классах,  где она вела  свой предмет.  Несколько человек из этого класса хотели  стать  учителями и только одна ученица – учителем истории. Под нее и был разработан индивидуальный образовательный маршрут по истории.

  Маршрут был  рассчитан  на два года  обучения в обычных (не профильных) 10 и 11 классах  средней общеобразовательной школы.  В них, согласно учебному плану по истории,  предмету отводится  2 часа в неделю.  Самыми сложными  здесь считаются разделы древней истории и истории до ХIХ века, а также проблемы ХХI века. Особое внимание при подготовке к ЕГЭ  уделяется вопросам I мировой войны, революциям, пятилеткам, Великой Отечественной войне.  

Эти и многие спорные вопросы, особенно по девяностым годам двадцатого века,   имеющие ярко выраженную субъективную оценку  были включены в индивидуальный образовательный маршрут ученицы.    

Целями   индивидуального образовательного маршрута по истории были: содействие профессиональному самоопределению личности, создание  условий для  ее  реализации; воспитание  гражданственности и любви  к  истории; создание  условий  для  реализации  права   обучаемого  на  свободный  выбор  взглядов  и  убеждений  с учетом разнообразия мировоззренческих  подходов.

  Учебный  материал  маршрута должен  был обеспечить: создание условий  для  выработки  собственной  жизненной  позиции; возможность  оценивать происходящие  исторические  события; овладеть специальными  умениями: выделять  главную  мысль  текста, составлять  план и тезисы; конспектировать (используя  несколько  источников); описывать события, объяснять их, используя исторические примеры; сравнивать  и  делать  выводы  с  аргументацией; отбирать  исторический  материал  для  урока,   анализировать  исторические  документы.

В рамках изучения курсов истории в старших классах ученик должен был: овладеть  историческими  понятиями; усвоить  исторический  материал; использовать  принцип  историзма  при  сравнении  и  оценке  фактов  и  событий; иметь четкие ценностные ориентиры гуманистической направленности.

Конкретным выражением индивидуального образовательного маршрута по предмету является карта педагогического сопровождения ученика, которая ведется учителем. Она является документом, в котором фиксируются мероприятия (задания) и результаты их реализации. Формы контроля усвоения знаний   выбирались в соответствии с индивидуальными особенностями обучающегося.

При этом измерители были направлены  на  выявление уровня знаний  и  умений по предмету. Предусматривалась проверка усвоения  тех  терминов, понятий, умений, которые заложены в государственных стандартах исторического образования. Выполнение  каждого  задания  оценивалось  по   шкале  «верно – неверно», «назвал – не назвал», «решил – не  решил».  75% выполнения  заданий  оценивались   как «зачтено».

Как уже упоминалось, автором был разработан двухгодичный индивидуальный образовательный  маршрут  ученика, сориентированного на выбор профессии учителя истории. Он включал в себя 28 занятий. В их  числе были не только уроки по учебной программе,  но и  творческие задания, направленные на развитие познавательной активности и самостоятельности обучаемого.

В ходе реализации индивидуального образовательного маршрута широко использовались как интерактивные приемы  организации  деятельности   ученика (подготовка доклада и выступления на уроке; участие  в научно-практической конференции; участие в дискуссии по спорным точкам зрения на уроках истории; составление исторического портрета), так и активные приемы (участие в семинаре; практическая  работа; деловая  игра; экскурсия; дебаты).

Подводя итог,  скажем, что сегодня моя ученица, занимавшаяся  два года по индивидуальному образовательному маршруту, оканчивает последний курс Челябинского государственного педагогического университета по специальности «история», а другая только начала свой путь к профессии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Даутова, О. Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении [Текст]  / О. Б. Даутова.  – СПб: КАРО, 2005. – 234с. 

2. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]  / Е.А. Климов. – Ростов на Дону: Феникс, 2008. – 338с.

3. Приоритетный национальный проект «Образование» [Электронный ресурс] // http://www.ed.gov.ru/priorprojectedu.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ученика.

Индивидуальный образовательный маршрут ученика....

Индивидуальный образовательный маршрут ученика коррекционной школы

Индивидуальный образовательный маршрут составлен для ученика 5 класса специальной коррекционной школы 8 вида...

Индивидуальный образовательный маршрут ученика пятого класса по теме «Умножение и деление чисел»

Индивидуальный образовательный маршрут позволяет учащимся самостоятельно отобрать виды и количество упражнений для улучшения или закрепления тех умений, уровень усвоения которых оказался недостаточно ...

Индивидуальный образовательный маршрут ученика

Индивидуальный образовательный маршрут ученика по биологии...

Индивидуальный образовательный маршрут ученика

Индивидуальная траектория как действенная   и результативная технология применяется при работе с одарённым учеником....

Индивидуально-образовательный маршрут ученика

Данный маршрут можно использовать для коррекции знаний и умений обучающихся в процессе подготовки к ОГЭ по обществознанию....

Индивидуально-образовательный маршрут ученика

Индивидуально-образовательный маршрут ученика...


 

Комментарии

Работа по подобному маршруту дает результаты. Одна ученица заканчивает исторический факультет, другая готовиться стать учителем.

Работа по данному маршруту дает результаты. Заканчивает исторический факультет одна выпускница, другая готовится к поступлению в университет.