«Об организации работы педагогического коллектива по профессиональному самоопределению учащихся»
статья по теме

Гергет Ирина Петровна

Выступление на окружном семинаре «Школа-вуз», проводимого совместно с Алтайским государственным техническим университетом им. И.И.Ползунова, 28.03.2012 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Лицей №124»

«Об организации  работы педагогического коллектива по профессиональному самоопределению учащихся»

(Выступление на окружном семинаре «Школа-вуз», проводимого совместно с Алтайским государственным техническим университетом им. И.И.Ползунова, 28.03.2012)

«Каждый отдельный индивид должен заниматься

чем-нибудь одним из того, что нужно государству,

и притом как раз тем, к чему он по своим

природным задаткам больше всего способен»

Платон

Оптимальное решение вопроса «кем быть?», поиском которого неизбежно приходится заниматься каждому человеку на определенном этапе возрастного и социального развития, является жизненно важным не только для него лично, но и для общества в целом. Помочь молодому поколению в его профессиональном самоопределении призвана профессиональная ориентация.

Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность (когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой, трудовой жизни), но и привносит элементы спокойствия в отношение школьника к своему будущему.

В законе Российской Федерации «Об образовании, в статье 14, говорится о содержании образования, которое «является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации…» 

В МБОУ «Лицей №124» работа по профессиональному самоопределению учащихся реализуется посредством:

  • Проведения профориентационной работы
  • Осуществления  предпрофильной подготовки
  • Профильного обучения в 10-11 классах
  • Организации совместной работы с вузами

  1. Профориентационная работа

Профориентационная работа в лицее проводится согласно утвержденному плану работы и программы «Ориентир».

I Выявление интересов и склонностей учащихся в связи с переходом на обучение по профилям и специализациям:

1. Беседы с учащимися и родителями о направлениях и профилях специализации лицея.

2. Организация курсов по подготовке учащихся к поступлению в лицей.

3. Тестирование  по профилирующим предметам (математика, физика).

4. Комплектация профильных классов

II Формирование трудолюбия, творческого отношения и потребности в общественно-трудовой деятельности:

  1. Работа на закрепленных участках территории и «красной линии» по уборке, благоустройству и озеленению.

III Выявление и развитие индивидуальных способностей учащихся в процессе обучения в лицее:

 1. Диагностика познавательных интересов обучающихся.

2.Организация подготовки одаренных учащихся к олимпиадам, научно-практическим конференциям, конкурсам и т.д.

3. Организация и участие в  репетиционном тестировании по форме ЕГЭ:

IV Профессиональная ориентация учащихся во внеклассной работе:

1.Подготовка и проведение классных часов по профориентации активистами детской организации «Малая академия наук».

2. Оформление стендов «В мире профессий» и «Куда пойти учиться» в медиабиблиотеке лицея.

3. Проведение экскурсии для учащихся 9-ых классов в ПУ №35 на  кулинарный  марафон.

4. Проведение мониторинга профессиональной ориентации учащихся 9 и 11-ых классов.

5. Проведение единого  профориентационного  урока  (презентация профессий)

V Формирование конечной цели профориентационной работы:

1. Организация государственного тестирования (для поступления выпускников в вузы) в рамках итоговой аттестации.

2. Проведение мониторинга по результатам поступления выпускников лицея в вузы.

3. Проведение мониторинга профессионального самоопределения выпускников лицея после окончания вузов.

В библиотеке лицея разработан цикл мероприятий по профориентационному направлению. Ежегодно оформляются книжные выставки: «Каждый сам творит свою судьбу», «Не ошибись дверью». На последней выставке с помощью различных тематических блоков  предложена информация для учащихся по инженерно-техническим, математическим, энергетическим, экономическим и механико-технологическим специальностям.

В дополнение к выставке прилагается рекомендательный список литературы «Выбирай на вкус», в котором представлены статьи из журналов о редких профессиях, таких как: постижер, флорист и др.

В помощь освоению будущей профессии оформлены рекомендательные списки литературы:

  • «Физика вокруг нас»;
  •  «Математические чудеса и тайны»;    
  •  «Юному химику»;
  • «Занимательная механика»;
  •  «Загадки техники»;
  • «Будущему биологу».

Для того, чтобы помочь учащимся разобраться в многообразии профессий  разработан цикл бесед для учащихся 7 – 9 классов. За основу взяты книги: «Мир профессий»: «Человек-природа», «Человек -техника», «Человек - знаковая система», «Человек - художественный образ», «Человек - человек». Большой популярностью у лицеистов пользуется беседа - диалог «Что я знаю о труде своих родителей».

С целью выявления интересов и склонностей учащихся в связи с переходом на обучение по профилям в лицее по каждому профилю разработаны профессиограммы, которые оформлены в альбоме «Основы выбора профессии». Тематика стендового материала: «Куда пойти учиться»,  «Каждая профессия требует призвания», «Стратегия выбора», «Предмет труда», «Цели труда», «Средства труда», «Любая профессия-труд», «Типы учебных заведений».

Экспозиция «Основы выбора профессии представлена в презентации)

   Регулярно проходят встречи с выпускниками лицея, которые уже приобрели специальность и рассказывают о своих профессиях и успехах. (фотографии со встречи в презентацию)

  1. Предпрофильная подготовка

Для учащихся 9 классов лицея  ведется предпрофильная подготовка по направлениям:

  • Социально-экономическое;
  • Физико-иатематическое;
  • Инженерно-техническое.

Предпрофильная подготовка реализуется через проведение курсов по выбору и внеклассную работу по профориентации учащихся.

В рамках внеклассной работы по профессиональному самоопределению учащихся  проводятся библиотечные уроки, викторины, конкурсы, организуется анкетирование учащихся.

В процессе проведения таких мероприятий учащиеся знакомятся с профессиями и их классификацией, и профессиональными требованиями к человеку. Специалисты из городского профцентра проводят психолого-педагогическое тестирование, дают советы по профессиональному самовоспитанию школьников.

Организация предпрофильного обучения  способствует более тщательной подготовке и более осознанному выбору профиля на ступени старшей школы.

  1. Профильное обучение.

Профильное обучение в МБОУ «Лицей № 124» осуществляется со дня основания лицея. Основу профильного обучения составляет идеология концепции развития и работы лицея, в соответствии с которой были определены цели и задачи профильного обучения.

Задачи профильного обучения:

  • приобретение учащимися профессиональных знаний и умений в соответствии с выбранным профилем обучения,  расширение их кругозора в данной профессии при поступлении в вузы;
  • качественная подготовка по профилирующим предметам, привитие навыков экспериментальной и научно-исследовательской работы под руководством ведущих специалистов вузов.

С 10 класса вводятся  профили:

  • Информационно-технологический;
  • Физико-математический;
  • Физико-химический;
  • Социально-экономический.

Направление: Качественная подготовка учащихся по профильным предметам как основа успешного поступления в вузы:

1.Организация элективных курсов  для   расширения знаний учащихся по профильным предметам.

2. Повышенная подготовка учащихся по профилирующим предметам.

3.Организация и проведение семестровых экзаменов с использованием  КИМов  ЕГЭ.

  1.  Организация совместной работы с вузами

Специфика МБОУ «Лицей №124» заключается в том, что профессиональная ориентация обучающихся направлена на высшие учебные заведения  г.Барнаула, а именно: Алтайский государственный технический университет, Алтайский государственный университет и Алтайская государственная педагогическая академия.

Лицей вместе с базовыми вузами образует единый учебно-воспитательный комплекс, главной задачей которого является формирование творческой личности старшеклассника.

В работе с базовыми вузами лицей  работает над реализацией следующих задач:

- профессиональная ориентация учащихся, расширение кругозора в выборе профессий при поступлении в вузы;

- привитие навыков экспериментальных исследований при проведении научных и творческих работ;

- качественная подготовка учащихся по предметам естественно-математического и социально-экономического  цикла для поступления и обучения  в вузе;

- активное участие в предметных олимпиадах и научно-практических конференциях.

Для реализации поставленных задач заключен договор о взаимном сотрудничестве лицея с Алтайским государственным техническим университетом им. И.И. Ползунова.

Основные направления взаимного сотрудничества:

  • организация преподавания профильных предметов специалистами вуза;
  •  проведение летней учебно-производственной практики;
  • участие лицеистов в научно-творческой деятельности на базе вуза;
  • проведение профориентационной работы.

Первое направление – организация преподавания профильных предметов специалистами вуза осуществляется в рамках социально-экономического профиля. Заключен договор с Институтом экономики и управления Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова о преподавании в лицее профильного предмета «Экономика» специалистами института ЭиУ.

Для учащихся 10 классов ежегодно организуется летняя учебно-производственная практика как на базе АлтГТУ, так  и на промышленных предприятиях: Барнаульской ТЭЦ-3, Барнаульском электротехническом заводе, Центральной городской электрической станции, где лицеисты знакомятся с технологическими процессами производства изготовления трансформаторов и трансформаторных подстанций, изучают устройство и применение различных сварочных аппаратов, действие электротока в литейном производстве.

Для закрепления теоретических знаний учащиеся лицея социально-экономического профиля  проходят обширную практику на промышленных предприятиях:

- На Алтайском заводе прецизионных изделий знакомятся с технологическими процессами, изучают экономику и организацию труда;

- В городской налоговой инспекции изучают основы налоговой системы РФ, работу отдела информатизации, принимают участие в оформлении уведомлений на уплату транспортного налога физическим лицам.

- На практических занятиях ООО «Мельница», на заводе АТИ, станкостроительном заводе рассматривают вопросы ассортиментной политики и ценообразования на продукцию.

Учащиеся лицея принимают активное участие в совместных мероприятиях Отделения довузовской подготовки Алтайского государственного технического университета: краевом конкурсе для одаренных учащихся «Будущее Алтая», проводимом на базе АлтГТУ, целевом приеме победителей и призеров конкурса по секции «Физика, техника, астрономия», профдиагностике и тестировании по программе центра гуманитарных технологий МГУ им. М.В.Ломоносова, Днях здоровья и Днях «открытых дверей» АлтГТУ, городской игре  для учащихся инновационных школ «Одиссея разума». (фотографии) 

 Для учащихся лицея и их родителей  ежегодно организуются профориентационные встречи с ведущими преподавателями кафедр университета.(фото с собраниями)

Результаты:

Такая целенаправленная работа и тесное сотрудничество с базовыми вузами способствуют значительному улучшению профессиональной ориентации учащихся, расширению их кругозора по выбранной специальности, приобретению навыков исследовательской работы, более глубокой подготовке учащихся по профильным предметам (математике, физике, информатике и экономике) и гарантируют дальнейшее успешное  обучение  в вузе.

В результате проводимой совместной работы  достигнуты высокие показатели в научно-творческой и учебной  деятельности учащихся. Учащиеся лицея ежегодно занимают призовые места на олимпиадах и конференциях различного уровня. За последние 9 лет работы лицея 151 выпускнику вручены золотые и серебряные медали, на олимпиадах и научно-практических конференциях различного уровня учащиеся лицея заняли 1408 призовых места. В 2011-2012 учебном году итоги олимпиад и конкурсов по профильным предметам следующие: (будут на слайдах показаны )

№п/п

Профильный предмет

Наименование конкурса

Кол-во победителей и призеров

Учитель/специалист вуза

1

Математика

Районная олимпиада

Городская олимпиада

Краевая

олимпиада

Городская открытая математическая олимпиада

Дистанционная игра «Предметный математический марафон

XIII турнир математических боев памяти Е.В.Напалковой

Всего:

32

16

3

1

1 команда

4 команды

51 + 5 (ком)

Зенина Т.Я.

Колташкина А.П.

Коростелева Л.Я.

Лисица Л.Г.

Борисова Л.Л.

Баянкина Л.А.

Исаев И.М., кандидат ф-м наук, преподаватель АлтГПА

2

Физика

Районная олимпиада

Городская олимпиада

Краевая

олимпиада

Всесибирская олимпиада

Дистанционная Всероссийская олимпиада С-Петербургского университета

Краевая установочная нпк «Будущее Сибири»

«Будущее Сибири», I этап

Олимпиада «Ломоносов» МГУ, I отборочный тур

Всего:

28

8

4

35

5

2

14

1

97

Рыбицкая В.А.

новиков А.В.

Рыбицкий В.Л.

Соломатин К.В., кандидат ф-м наук, преподаватель АлтГУ

3

Информатика

Районная олимпиада

I дистанционный тур муниципального этапа Всероссийской олимпиады по информатике

Краевая установочная нпк «Будущее Сибири»

Всероссийский конкурс «Инфознайка»

Всего:

3

1

1

1

6

Поздняков А.М.

4

Химия

Районная олимпиада

Всесибирская олимпиада

Всего:

3

4

7

Дурнова Ю.В.

5

Экономика

Равйонная олимпиада

Квест-игра  АлтГТУ, института экономики и регионального развития

Всероссийская олимпиада по финансовому рынку для старшеклассников

Всего:

2

1(команд)

2

4 +1 (ком)

Былина О.В.

6

Обществознание

Районная олимпиада

Всего:

4

4

Былина О.В.

Погребников Н.М.

7

Право

Районная олимпиада

Краевой конкурс на лучшую творческую работу «Я знаю, что такое выборы»

Всего:

1

4

5

Былина О.В.

Итого по профильным предметам:

174 +6(ком)

Лицеисты успешно проходят отборочный тур краевой научно-практической конференции «Будущее Алтая» На итоговой конференции за последние два года победителями в секции «Физика» стали четверо учащихся 9-11 классов лицея.

Учащиеся социально-экономического профиля принимают активное участие в районных олимпиадах по экономике, занимая призовые места. В 2006 году вошли в десятку сильнейших на краевой олимпиаде, стали призерами в районной научно-практической конференции по экономике.

.. Результатом работы по профессиональному самоопределению учащихся является показатель поступления выпускников лицея в вузы г.Барнаула и России. Процент поступления на технические специальности в АлтГТУ составляет  в среднем 70% от общего числа всех выпускников лицея.  На протяжении последних 10 лет все выпускники лицея не только поступают в вузы. но и успешно в них обучаются. (Из мониторинга данные)

Ежегодно в адрес администрации и педагогического коллектива лицея поступают письма от Отделения довузовской подготовки Алтайского государственного технического университета, в которых выражается благодарность  «за активную профориентационную работу среди выпускников». (сканированные дипломы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Решение проблем психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащейся молодежи в процессе экспериментальной деятельности"

Борисова Л.А. ,Московский педагогический государственный университет,Волошко И.Г. ,директор ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1234Чарнецкий С.Н.,ГОУ СОШ  с углубленным изу...

Психолого-педагогическая поддержка социально-профессионального самоопределения воспитанников

В соответствии с поставленными исследовательскими задачами рассмотрим модель индивидуального образовательно-профессионального маршрута личности выпускника профильного класса. Сначала раскроем этапы де...

Описание институциональной образовательной практики «Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения учащихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9 г. Надыма»

Новой реальностью Российской образовательной системы является переход средней школы на профильное обучение. Профильное обучение - это средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее з...

Профессиональное самоопределение учащихся через участие в профессиональной пробе

Необходимость  определения со школы жизненного пути с учётом своих интересов, склонностей, способностей, состояния здоровья, учёта потребностей общества позволит старшеклассникам эффективнее опре...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»...