Главные вкладки

    Влияние театрального искусства на формирование личности ребёнка.(статья)
    статья по теме

    Делендик Виалетта Георгиевна

    Статья о том, как театр и театральное искусство влияют на формирование личности ребёнка. Насколько важно в современных реалиях школы,где весь образовательный процесс, в основном, направленн на интеллектуальное развитие ребёнка, а эмоциональная сфера практически не задействована , внедрение в школьный образовательный процесс театра и театральных технологий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vliyanie_teatralnogo_iskusstva_na_formirovanie.doc57.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Влияние театрального искусства на формирование

    личности ребёнка.

    В связи с проблемой внедрения новой образовательной парадигмы, когда «основной целью образования сегодня становится предоставление учащимся возможности проектировать собственное будущее и формировать необходимые ресурсы для осуществления осознанного выбора»; когда «задачей школы становится создание условий, благоприятных для возможно более полного раскрытия и развития индивидуальности учащегося»*; в XXI веке возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные изменения. Человек вынужден реагировать на них адекватно и, следовательно, должен активизировать свой творческий потенциал. В соответствии с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого продуктивного мышления, так как прежние не отвечают образовательной парадигме нового тысячелетия.

    Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости — все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

             На сегодняшний день одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая развитие креативных способностей учеников, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.** Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать «возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов».***

            По моему мнению, внедрение в школьный образовательный процесс театра и театральных технологий хорошо этому способствовует. Так как самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком,

    ____________________________________________________________________

    *Прокофьева Л.Б., Зачёсова Е.В. Реализация принципа открытости в повышении квалификации школьных команд в условиях становления гражданского общества. – М., МИОО, 2007г.-стр.8

    ** Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) // На путях к 12-летней школе: Сб. научн. трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В.Хуторского. – М., ИОСО РАО, 2000г.- стр.12

    ***Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М., Центр «Педагогический поиск», 2001г.-стр.14

    наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями»*.

          С античных времён человечество использовало театр и формы театрального действа в целях образования и развития личности и воспитания общественного сознания. Более того, эти формы использовались для передачи знаний и опыта человечества ещё в те времена, когда театра как такового ещё и не было вовсе. Дети принимали участие в древних обрядах, посвященных богам плодородия, света и тепла, и таким образом приобщались к культуре своего народа.

          История приобщения детей к искусству театра в России начинается с XVII века, так же, как и вся история Русского театрального искусства, когда в первых придворных русских театрах при царях Алексее Михайловиче и Петре Алексеевиче играли дети. История становления Русского профессионального театра неразрывно связана и с историей школьных театров, возникших в первых высших учебных заведениях России: Славяно-греко-латинской и Медицинской Академиях и Шляхетном корпусе.

          Театр приобщает детей к музыке, литературе, изобразительному искусству – ко всему богатству культуры. Но это не единственная сильная сторона театрального образования. Гораздо важнее то, что театр помогает социальной и психологической адаптации детей, их личностному росту. Театр – коллективное искусство. Он приучает ребёнка к совместной продуктивной творческой деятельности. Не говоря о том, что обучение ребёнка актёрскому мастерству обеспечивает равномерные физические, интеллектуальные и духовные нагрузки, способствует формированию и физического,  и духовного здоровья.

          Когда наиболее целесообразно ввести театр в духовный мир современного ребёнка и в какой мере детству нужен именно театр?

         Педагогикой и психологией уже давно было отмечено наличие связей между театром и младшими школьниками. «Дети – прирождённые актёры, - писал Н.Е. Румянцев в своей работе «Эстетическое воспитание в начальной школе»,- игра, драматизация – их родная стихия, чем и объясняется их любовь к театру».

          Близость детям театрального искусства особо подчёркивалась педагогикой 20-х годов прошлого столетия. Младшим школьникам отводилось особое место в общем процессе эстетического, творческого формирования личности. Считалось, что первоначально потребность в драматическом творчестве проявляется в игре. Драматизация жизненных впечатлений, любовь к «превращению себя в других» доставляет ребёнку огромную радость и привлекает его очень рано.

          Игра рассматривалась как первое проявление «чувства театра», свойственного ребёнку «драматического инстинкта» - творческой потребности

    в преображении и подражании. Эти возрастные потребности должен был развивать профессиональный детский театр (включение игровой импровизации

    (драматизации) в учебный процесс).  Уже  в 1921  году  увидела свет особая программа «Драматизация в школе первой ступени», вошедшая в общую

    * Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997. –стр.67

    программу единой трудовой школы.

          Психологическую природу  возрастных предпочтений различных видов творческой деятельности стремился выявить и обосновать известный советский психолог Л.С.Выгодский. Он считал, скажем, что рисование является «типичным творчеством раннего возраста, особенно дошкольного».*

         С переходом в другую фазу возрастного развития изменяется и характер детского творчества – наступает период литературного творчества, «господствующий у подростков». Выгодский пытался раскрыть внутреннюю связь между потребностью в том или ином виде творчества и возрастным этапом развития. По его мнению, в основе этих внутренних связей лежат возрастные потребности личности в том или ином способе постижения окружающего мира.

          Театральное творчество близко ребёнку по двум причинам. Во-первых, этот вид творческой деятельности основан на действии, совершаемом самим ребёнком. Во-вторых, драматизация непосредственно связана с игрой – этим корнем всякого детского творчества. Именно игру, по мнению Выгодского, можно рассматривать как первичную драматическую форму в творчестве детей.      В процессе игры природа как бы тренирует отдельные способности и психические функции, необходимые для восприятия искусства. И в первую очередь – способность воспринимать условность отражения жизни в искусстве. Ведь именно в игре ребёнок привыкает действовать в предлагаемых обстоятельствах, впервые прибегает к услугам могущественного «как бы» и «понарошку».

          В процессе игры складывается и способность  к внутреннему действию. Минуя ряд последовательных ступеней развития, она постепенно превращается в важный элемент художественного восприятия.

          Наконец, способность к обобщению. Как раз в процессе игры ребёнку приходится постоянно выделять существенные, наиболее типичные признаки явлений и предметов, обобщать их. Ребёнок ведь играет не в конкретного доктора, шофёра или лётчика, а в созданный в воображении обобщённый образ представителя этой профессии.

          Игра развивает и тренирует определённый тип воображения, необходимый для восприятия искусства: в ходе игры необходимо создавать в воображении игровую ситуацию, придавать предметам условный (символический) смысл.

          Постепенно в процессе развития личности наступает этап, когда игра, выполнив своё назначение, шаг за шагом уходит из жизни детей. Но к этому периоду у них оказываются уже сформированными внутренние способности, которые при благоприятных условиях становятся важными элементами художественного восприятия. И в первую очередь это проявляется при овладении языком зрелищных искусств, театра в особенности.

         Особую чуткость в отношении детей к театру ощущал К.С.Станиславский. Его заботило, «чем впервые пробуждают эстетическое чувство детей, остро,

    на всю жизнь воспринимающих первые сценические впечатления». Константин

    Сергеевич считал, что именно в процессе театрального восприятия «у детей

    *Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С-Пб.: Союз, 1997.-

    вскрываются тайники их творческой силы (инстинкта или дара)»*. Великий режиссёр не только почувствовал значение детства в процессе приобщения личности к театру, но и вплотную подошёл к пониманию общеэстетического значения театрального искусства, способного проникать в тайники творческих возможностей детей и открывать их органично и естественно.

          Во все времена театр использовали как мощнейшее средство психореабилитации и психокоррекции при работе с проблемными детьми. Не случайно актёр и режиссёр А.А.Брянцев совместно с известнейшими психологами и педагогами в труднейшие годы революционных потрясений и деформаций общества использовал средства театра при работе с беспризорниками для возврата детей в социум. Придя рядовым воспитателем в детский дом, Брянцев на собственном примере убедился в наличии у детей «особого игрового инстинкта и влияния его на общее развитие детского интеллекта». В двадцатые годы его опыт был широко распространён в детских приёмниках и везде приносил заметные положительные результаты.

          Таким образом, привлекая детей к театральному движению, решается одна из острейших социальных проблем общества. Театральная работа требует максимальной отдачи сил и времени. Поэтому занятия в театре исключают возможность пребывания ребёнка «на улице», а, следовательно, являются профилактикой антисоциального поведения.

          В начале XX века театральные методики стали активно использоваться в терапевтических целях, появилось множество школ арттерапии. Уже в наше время, на рубеже XX и XXI века педагоги, психологи, деятели искусства стали использовать театральные методики для борьбы с наркоманией, для реабилитации молодых людей, стремящихся излечиться от наркозависимости. Причина успехов театральной педагогики в этой области, очевидно, заключается в том, что, прибегая к наркотикам, человек стремится расширить границы своего сознания, а театр даёт ему возможность осуществить это и без наркотиков.

          В XX веке первый всплеск активности детского театрального движения приходится на 10-20 годы, а последний – на конец 80-х. Набирают силу многообразные формы детской театральной деятельности. Здесь и театральные кружки, и детские клубы при профессиональных театрах, и школьные театры, и театры в детских садах, и семейные театры, и театральные формы проведения уроков, и создание специальных детских театральных классов и школ, и массовые театрализованные игры, и летние театральные лагеря, и коррекционные театры для детей, страдающих различными заболеваниями и многое другое.

          Но для чего бы ни предназначались программы детского театрального образования, на что бы они ни были ориентированы, в них можно отметить одни и те же черты.

    __________________________________________________________________

    *Станиславский К.С. Статьи. Речи. Беседы. Письма. – М., Искусство, 1953г.-стр.397

    **Театр повышенной тревожности: Мастера театра для детей о театральном воспитании.- М., ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), №12(88), 2004г.-стр.15

    • Театр – синтетический вид искусства. Знакомясь с языком театра, ребёнок погружается в мир литературы, музыки, изобразительного и других видов искусства.
    • Театр – коллективное искусство. Занимаясь театром, ребёнок учится плодотворному взаимодействию с большими и малыми социальными группами, овладевает навыками коллективного творчества.
    • Основной язык театрального искусства – действие, основные видовые признаки – диалог и игра. Эти особенности делают театральное искусство особенно близким детям, потому что игра и общение являются для младших школьников ведущей психологической деятельностью.
    • Театр – искусство, обращённое к самым различным социальным слоям. Поэтому детская театральная студия может объединить под своей крышей детей с самыми разнообразными интересами и способностями, а плоды работы могут быть интересны широкому кругу как юных, так и взрослых зрителей.

           Ребёнок, растущий в огромном городе, чаще всего оторван от естественных условий общения с окружающим его миром. В детской среде ребёнок практически лишён межвозрастного общения (он замкнут в одновозрасном классе), общение с взрослыми сведено до делового минимума, общение с природой бесконечно затруднено. Ребёнок практически лишён возможности, а потому и навыков спокойного созерцания, в большинстве его контакты с миром торопливы и поверхностны. Нарушенная структура общения ведёт, естественно, к всевозможным нарушениям развития. Разбалансированным оказываются физический, эмоциональный, интеллектуальный аппарат ребёнка и их взаимодействие.

           Игра является почти врождённой потребностью ребёнка, так как даёт возможность познавать мир, общаясь со взрослыми, копировать действия людей, развивать свой личностный потенциал. Рассматривая игру как условие и средство личностного развития, можно сделать выводы, что она позволяет удовлетворять в детстве большинство человеческих потребностей. Игра вселяет уверенность в свои силы, поднимает настроение и даёт возможность чувствовать себя нужным, значимым в сообществе других людей. Игра создаёт особую среду жизнедеятельности, которая даёт возможность каждому быть успешным, найти смысл своего существования.

          Театральная игра как специфическая деятельность и как форма деятельности привлекает школьников предоставляемой возможностью самовыразиться, реализовать свой личностный потенциал, получить новые знания и умения, обрести успех в процессе межличностного взаимодействия.

          Занятия театральным искусством включает в работу и физический, и эмоциональный, и интеллектуальный аппарат ребёнка, театр обращается к ребёнку, как к целостной личности. Благодаря этому занятия театром эффективно помогают восстановить утраченный баланс, помогают активизировать затруднённые процессы общения, сделать их радостными и плодотворными.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Влияние школьной оценки на формирование личности младшего школьника (консультация для родителей второклассников)

    Как относиться к школьным оценкам, чтобы не нанести ребенку психической травмы?...

    Влияние изобразительного искусства на формирование личности ребенка

    Фрагменты методических разработок. "Путь от живой природы к художественному образу....

    Влияние музыкального искусства на формирование личности ребёнка

    Данная работа посвящена процессу формирования личности под влиянием музыкального искусства. Насколько важно ребёнка с малых лет знакомить с настоящими музыкальными произведениями, с народным творчеств...

    Влияние эстетического воспитания на формирование личности ребенка

    Эстетическое образование, приобщение детей к сокровищнице мировой культуры и искусства – музыке, живописи, хореографии – все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического восп...

    Влияние физической культуры на формирование личности

    Как, благодаря чему приходит к людям смелость, сила, быстрота и осмотрительность, умение не сдаваться и радоваться победе других – все те лучшие волевые и физические качества, которыми спорт венчает п...

    ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

    Во все времена художественная литература играла  ведущую роль в формировании мировоззрения человека, в становлении личности. Перед литературой преклонялись великие, трепетали святые и тираны. Нас...