Защита программы «Вязание» - Кучерова Дарья Викторовна
статья на тему

Кучерова Дарья Викторовна

Текст защиты программы "Вязание" на аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Защита программы "Вязание"29.59 КБ

Предварительный просмотр:

Защита программы «Вязание»

Кучерова Дарья Викторовна

        Образовательная  программа  дополнительного образования «Вязание» является составной частью учебно-методического  комплекса   МОУ  ДОдД «Центр  дополнительного  образования для  детей».  Она создаёт условия  для приобщения  обучающихся к удивительному миру народного декоративно-прикладного искусства, вобравшего в себя вековые традици.

          Концепция  программы базируется  на основополагающих документах в области образования:

  •  «Законе «Об образовании»;
  • Положении об образовательном учреждении дополнительного образования для детей;
  • Уставе  МОУ  ДОдД  «Центр  дополнительного  образования  для  детей»

         Программа «Вязание»  актуальна и педагогически целесообразна,  т.к.  процесс овладения и присвоения обучающимися культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов формирования целостной личности, ее духовности и творческой индивидуальности.

          Народное творчество несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и  нравственный идеал, веру в торжество прекрасного,  в победу добра и справедливости.

    Участие в его познании обеспечивает эмоциональное и духовное благополучие,  творческое развитие обучающихся;

 способствует  формированию навыков организации содержательного и полезного для повышения благосостояния семьи  досуга;  

создает  условия  для    приобретения  подростком  на   сознательном уровне в процессе  творческой деятельности      социально  значимых черт, качеств личности,  помогающих сориентироваться и выжить в  современном  мире.

     Программа  «Вязание» необходима как существенное дополнение к программе «Технология». Она закрепляет, расширяет и углубляет знания и умения, формируемые у детей в школе. От школьной программы она отличается большим количеством часов, отведённых на практическую творческую деятельность обучающихся, на посещение музеев и участие в выставках и ярмарках города и области, на более глубокое вхождение в русское народное творчество и культуру родного края.

    В программе  «Вязание» предполагается более  широкое знакомство  с  историческими, экологическими,  экономическими  основами  вязания;  

выделяется  время  на  формирование культуры  и  безопасность  труда  вязальщицы  и     развитие  творческого  воображения  обучающихся  на  основе  творческой  импровизации и проектирования  изделий.

Цель: создание  благоприятных условий для  дополнительного  образования, творческого развития  личности  обучающихся по средствам приобщения к самостоятельному художественно- прикладному  творчеству, что достигается  решением следующих задач:

  1. (Познавательная). Вовлечение обучающихся в активную творческую деятельность для углубления базовых художественно-прикладных  знаний  и  навыков.

2. (Развивающая). Развитие у детей  эстетических вкусов и творческих потребностей   и навыков.

3. (Мотивационная). Создание творческой атмосферы и эстетичного, воспитывающего и развивающего образовательного пространства.

4. (Социально-педагогическая). Развитие чувства значимости своего  дела на основе создания  ситуации успеха для  каждого ребенка.

5.(Обучающая). Обучение пользованию  инструментами  и    приспособлениями  для вязания; вывязыванию  простейших узоров,  изготовлению  вязаных вещей  для гардероба куклы     и  для  интерьера  

6.(Эстетическая). Использование нравственного потенциала народного искусства для формирования и развития эстетических идеалов личности обучающихся

7.  (Воспитательная).  Воспитание любви к народному искусству, трудолюбия, стремления доводить начатое дело до конца

8. (Оздоровительная). Использование художественно-прикладной деятельности в целях  нормализации  психофизического состояния  обучающихся, профилактики асоциального поведения детей и подростков

Содержание образовательного процесса способствует удовлетворению духовных запросов личности ребенка; соответствует актуальным задачам ее воспитания, обучения и развития, и включает разделы:

1.История  вязания . Краеведение.

2.Материалы. Приспособления и инструменты. Электротехника

3.Рисунок и графика

4.Основы экономических знаний. Основы экологических знаний

5..Технология вязания

6.Изготовление вязаных изделий

7.Художественно-декоративная композиция

8.Выставочная деятельность

9.Психологическая культура  личности

10.Сплочение детского коллектива

11.Информационные технологии

12.Общественно-полезная практика

Набор обучающихся в объединение проводится при наличии интереса у детей к вязанию. Я практикую свободный  набор детей – без конкурса и тестирования.

 Состав группы:  допустимый  -  12 человек,  оптимальный  -  10 человек.  В объединении могут  заниматься  дети   11 – 14  лет.

     В этом возрасте  дети отличаются более устойчивыми  интересами,  развитой  мелкой  моторикой, они  достаточно усидчивы и сориентированы на достижение  конечного результата,  поэтому они   могут выполнять   вязаные вещи  средней сложности  и  в натуральную величину.   Обучающиеся стараются сами усовершенствовать навыки творческой деятельности, увеличить объем потребляемой информации  по избранному   виду творчества.

     Учащиеся имеют право после соответствующего тестирования начать обучение как  с начала,  так  и  в  течение     первого, второго  или третьего  учебного года; проходить программный материал в ускоренном или замедленном темпе,  самостоятельно  выбирать для  исполнения  изделия из  предложенных  педагогом  перечня,  подборки учебной  литературы   или  журналов по  вязанию.

       Программа рассчитана на три года обучения, 195  часов  в  год,  5  часов  в  неделю. Целесообразно  занятия проводить 2 раза в неделю по 2  и  по  3   часа

 Реализация программы «Вязание» основана на использовании педагогических технологий:

- личностно-ориентированной педагогики,

- педагогики сотрудничества и сотворчества,

- технологии развивающего дифференцированного обучения;

общепедагогических принципах обучения: обучение от простого  к сложному,   научности, доступности, системности, преемственности, связи обучения с жизнью; опора на российские  культурные особенности; индивидуализированный подход к особо одаренным личностям и обучающимся,    имеющим ограниченные  возможности.   

      Методы обучения и воспитания  соответствуют образовательным задачам и возрасту учащихся. Предпочтение отдаю практическим, творческим.  Приветствую  нестандартный подход учащихся  к выполнению задания (выбору композиции, цветовой гаммы, материалов, и т.д.).  Поощряю  импровизацию, экспериментальную работу.      

 Моим излюбленным  методом  является беседа,  сочетающаяся  с  рассказом, объяснением  и  активным  использованием  средств  наглядности:  образцов,  схем,  фотографий,  видеоматериалов.

     В  процессе проведения экскурсий  на  выставки,  просмотре периодической печати  по вязанию как  метод  обучения     применяю  наблюдение.

       Основной формой организации  работы с детьми по  программе является занятие  продолжительностью  45 минут.

    Форма организации учебной  работы  -  индивидуально-групповая.        

     Привлекаю учащихся и к коллективному творчеству, что способствует развитию коммуникативных качеств личности. Без этого немыслим процесс создания художественного изделия.

При проведении каждого занятия свою деятельность направляю на:

  • создание благоприятной психологической атмосферы на занятиях,
  • создание положительной познавательной мотивации детей, установление с ними доверительных отношений,
  • подбор посильных и интересных заданий, которые способствуют  личному  развитию и творческому росту,
  • формирование способов оценки ребёнком собственной деятельности.

Постоянно создаю ситуацию успеха ребенка, которая  помогает   ему справляться с заданием.

            При  проведении   занятий  обращаю внимание на организацию рабочего места: на рабочем месте должны находиться только те материалы и приспособления, которые необходимы для данной работы. Каждый предмет имеет свое место, чтобы было удобно работать двумя руками. Наглядные пособия располагают так, чтобы они не мешали работе, не были испорчены. Приучаю детей к чистоте и аккуратности.

  1. Занятие начинаю  с вступительной беседы ( сообщаю цель, задачи, мотивирую на выполнение работы). 
  2. Основная часть  состоит из 2-х моментов:

Теоретическая часть – это

- беседы о народном творчестве и современном декоративно-прикладном искусстве, по истории развития вязания и кружевоплетения, о творчестве народных мастеров и  художников, работающих в области декоративно-прикладного искусства.

- Рассматривание образца, показ приёмов выполнения, последовательность выполнения. Важно умело сочетать наглядный показ приемов вязания с интересным, содержательным рассказом об искусстве  художественной  обработки  пряжи, с демонстрацией соответствующих изделий. Полученные теоретические знания необходимо тут же закреплять, выполняя в материале собственные варианты изделий и украшая их творчески переработанными композициями.

Практическая часть (80 % времени занятия); предполагает работу в нескольких направлениях:

1.Обязателен инструктаж:

                 а) вводный – проводится перед началом практической работы;

                 б) текущий – проводится во время практической работы;

                 в) заключительный;

2. Выбор  направления  деятельности,  рождение  творческого  замысла.

3. Разработка творческих вариантов изделия,  выбор рисунков, цветовой гаммы, орнаментов, способов декорирования изделий.

4. Самостоятельное выполнение изделий в материале

Основное внимание на занятиях уделяется совершенствованию навыков техники вязания и повышению качества выполняемых изделий.

    Программа предусматривает наличие на занятиях   валеологических  пауз,  которые  направлены на улучшение физического и физиологического состояния детского организма.    (Предлагаю выполнить упражнения для глаз, гимнастические и пальчиковые упражнения).

       3.Заключительный этап подведение итогов, анализ и оценка работ.

Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и структуре.

Перечисленные элементы не обязательно использую на каждом занятии. Дополнительное образование позволяет педагогу быть более свободным в выборе средств обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для детей источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.

      Эффективность  программы основывается  на  результатах  обучения,  которые  проявляются  в  ходе  контроля    качества  знаний,  умений  и навыков  обучающихся.

    Основными формами  подведения итогов реализации  программы  являются   самоанализ  обучающимися  своих  достижений,  применяемые  в  конце  изучения  наиболее  важных  тем.    Своеобразным отчетом о достижениях учащихся являются выставки работ учащихся. В  течение года  обучающиеся  принимают  участие  в  нескольких  выставках  детского  творчества,  что  позволяет  им  видеть  свою  работу  в  сравнении  с  лучшими  образцами.

      Программа  предусматривает   разноуровневое   усвоение содержания  учебного  материала:

 Р- (репродуктивный   уровень) – решение творческих задач по  образцу;

Э - (эвристический,  ассоциативный) – решение творческих задач с   элементами рационализаторства и изобретательства;

 К - (креативный, творческий, продвинутый) – творческое     воплощение собственных разработок на основе полученных    знаний, умений и навыков.

 Программа «Вязание» для детей 11-14 лет предусматривает углубленный уровень усвоения материала. 

     В  конце учебного года  проводятся  творческие  испытания  - подготовка  и  защита проекта или изготовление  выставочного  отдельного изделия  или композиции.

Оценочные формы детских работ:

· оценка педагога;

· оценка обучающихся;

· самооценка своей работы;

· отбор работы на выставки;

· участие в конкурсах.

Стимулы: похвала, поддержка, отбор работы на выставку, награждение грамотой, ценным призом или поездкой.

      Обучение  по программе  «Вязание» требует  освоение  ключевых   понятий:

- народное  творчество, художественно-декоративное  искусство  и композиция;

- орнамент (особенности заполнения его  пространства, пропорция, соразмерность частей, ритм, симметрия, композиционный центр);

- интерьер, стиль, колорит, гармония, форма  и цвет;  

- технология подготовки  пряжи  и вязания;

- экология  творческой  деятельности,  основы  экономических знаний  и  предпринимательства;

 -  психологическая  культура  личности, техника  безопасности и  научная  организация  труда.

      Важнейшим  средством  реализации  программы  является  эстетичная, развивающая,  здоровьесберегающая,  образовательная среда.

      Это наш кабинет с мебелью  для детей  среднего  школьного возраста, с хорошим дневным и вечерним освещением, доской,  набором инструментов  и  приспособлений  для вязания, которые размещаются в специальном шкафу.

  Комплексное  учебно – методическое  обеспечение  программы  включает:

 1.   Информационное  обеспечение:  специальную  и  популярную  литературу  для  педагога  и      для  обучающихся,  альбомы, журналы,  фото  и  видеоматериалы  о  художественно-прикладном  искусстве  и  технологии  вязания.

 2.    Алгоритмы  деятельности:  планы   последовательности  изготовления вязаных изделий и  анализа  проделанной  работы;  демонстрационный  материал

 3.    Контрольно – измерительные  материалы:  методики  контроля,  тестовые  задания,  схемы  самоанализа.

По окончании  курса учащиеся должны

Знать: 

краткую  историю возникновения и  развития вязания,

условные обозначения  вязания,

ассортимент  вязаной одежды,

основные инструменты для  вязания, их назначение,

материалы, их свойства,

виды петель

узоры на основе различных петель,

 иметь представление о народных орнаментах  и  солярных  знаках,

 правила безопасного труда;

Уметь:

 вязать спицами или крючком узоры  и вещи

изготовить пряжу из старой вязаной вещи,

 правильно организовывать свое рабочее место,

 вязать ассортимент  вязаной одежды и предметы  убранства интерьера  жилого  помещения( салфетка ; панно  из  связанных  цветов)

Развить качества личности: 

Устойчивый интерес  к  вязанию. Осознание  себя  членом творческого коллектива, уважение к  его традициям. Бережное  отношение  к своему труду и к труду свих товарищей. Умение доводить начатое дело до конца, настойчивость, аккуратность, эстетический вкус, креативность, целеустремленность.

Освоить  термины и  понятия: 

народное  творчество, условные обозначения,  ассортимент пряжи,  петли, столбики, рабочее место,

 интерьер, панно, аксессуары, орнамент,  солярные  знаки, техника безопасности

  психологическая  культура  личности

Все это поможет достичь главной цели – созданию благоприятных условий для разностороннего развития личности, удовлетворения её интересов, склонностей и в дальнейшем профессионального самоопределения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

учебная программа "Вязание с бисером"

комплексная программа объединяющая два вида рукоделия:бисероплетение и вязание....

Дополнительная образовательная программа "Вязание на спицах"

Дополнительная образовательная программа "Вязание на спицах"...

Дополнительная образовательная программа "Вязание крючком"

Дополнительная образовательная программа "Вязание крючком"...

Образовательная программа "Вязаный сувенир"

Материал предназначен учителям труда школ, педагогам дополнительного образования, воспитателям...

Занятие по программе «Вязание крючком» Тема «Вязание сердечка – валентинки»

Тип занятия: комбинированный.Содержание занятия:1. Знакомство детей с историей и традициями праздника День святого Валентина.2. Повторение теоретических знаний  по вязанию крючком.3. Обвязывание ...

1. Программа социальной направленности "Дарите радость". 2022

Программа социальной направленности "Дарите радость"...

Музыкальная сказка для детей " Лиса, заяц и петух". Автор Синцова Дарья Викторовна .

Методическая разработка проекта для педагогов детских музыкальных театров....