План-конспект открытого занятия «Осьминог из мятой бумаги в технике сухой лепки»
методическая разработка (5 класс) на тему

План-конспект открытого занятия «Осьминог из мятой бумаги в технике сухой лепки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rozhkova_konspekt_i_hod_zanyatiya.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого занятия

структурного подразделения «Клуб «Штрих» МБУ ДО ДЮЦ «Контакт»

детского объединения «Бумажный веер»

Ф.И.О. педагога

Рожкова Светлана Игоревна

Название и направление деятельности коллектива

Детское объединение «Бумажный веер», художественная направленность

Название программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Превращения бумаги»

Место учебного занятия в программе

Учебно-тематический план 1-го года обучения.

Тема: Лепка из массы папье-маше составных фигур.

Учебно-тематический план 2-го года обучения.

Тема: Бумажные скульптуры.

Тема занятия

«Осьминог из мятой бумаги в технике сухой лепки»

Место проведения

В рамках городского фестиваля открытых занятий и воспитательных мероприятий педагогических работников УДОД по месту жительства

«Новые вершины»

Дата и время проведения

Краткая характеристика группы

Возраст детей – 8 - 9 лет, количество – 12 человек

Цель

Способствовать развитию творческого восприятия в процессе изготовления бумажной скульптуры

Задачи

-образовательные

- воспитательные

- развивающие

- познакомить детей с основными приемами сухой лепки из мятой бумаги;  

- дать новые знания и умения по использованию и преобразованию бумажных материалов.

-воспитывать интерес к нетрадиционным видам декоративного творчества;    

- формировать терпение и аккуратность.

- развивать пространственное мышление;

- развивать любознательность и эмоциональную сферу.

Материалы и оборудование

Бумага тонированная 80 г/кв.м, газета или писчая бумага на выброс, нитки, клей ПВА, ножницы, зубочистки, фломастеры. 14 одноместных столов, 12 стульев.

Регламент занятия

45 минут

Тип занятия

Комбинированное занятие

Форма занятия

Беседа, практическая работа.

Методы, используемые на занятии

Словесные методы: беседа, объяснение; метод упражнения; метод наблюдения; методы проблемного обучения: постановка проблемных вопросов, объяснение основных понятий; наглядные методы; методы практической работы.

Дидактические средства

Презентация, включающая слайды с изображением осьминога; несколько разных скульптур, выполненных в технике сухой лепки; детские работы, выполненные в разных техниках, предусмотренных программой.

План занятия «Осьминог из мятой бумаги в технике сухой лепки»

  1. Организация (приветствие, знакомство, сообщение темы и цели занятия)

  1. Основная часть:
  1. Беседа с детьми. Работа по новому материалу:

- особенности техники сухой лепки

- необходимые материалы

  1.  Подготовительный этап-наблюдение (подготовка к практической деятельности)
  2. Демонстрация этапов работы и самостоятельная деятельность детей

3.Анализ продуктивности занятия. Подведение итогов.

Ход занятия

Этап занятия

Задача этапа

Основная деятельность педагога

Прогнозируемая деятельность обучающихся

1.Организационная часть.

Познакомиться с детьми, настроить их на восприятие материала. Сообщить тему и цель занятия.

Включить показ слайдов.

- Здравствуйте! Меня зовут Светлана Игоревна.

- Давайте с Вами познакомимся. У каждого на столе лежат открытки – напишите крупно в центре свое имя. Обратите внимание, что открытки у всех разные, сделаны они в разных техниках, но материал, который использовался, один – это бумага.

- Посмотрите, как разнообразны эти бумажные техники. В этой открытке использовалась техника папье-маше, здесь применили технику пейп-арт, а здесь торцевание, а у кого-то на открытке бумажные цветы.

Называя техники, показывать соответствующие открытки и изделия, выполненные в данной технике.

- Бумажный мир очень разнообразен и на этом занятии мы с вами тоже будем работать с бумагой. Я бы даже сказала, что сегодня вы будите фокусниками, превращающими несколько обычных бумажных листов в объемную скульптуру: мы с вами сделаем смешную игрушку-осьминога из мятой бумаги в технике сухой лепки.  

Дети здороваются.

Дети подписывают открытки.

Дети рассматривают открытки

2. Основная часть

2.1. Беседа с детьми. Работа по новому материалу:

- особенности техники сухой лепки

   

- необходимые материалы

Рассказать о сути техники сухой лепки; показать основные приёмы

Рассказать о материалах, используемых для сухой лепки

- Вы конечно знаете, что обычно лепят из пластилина, глины, теста? Как думаете, можно ли лепить из бумаги?

- Проще простого! Во-первых, можно лепить из бумажной массы папье-маше. А еще вспомните, наверняка каждый мнет и комкает бумажку перед тем как кинуть ее в мусорное ведро? А пробовали ли вы придать форму такому комку? Давайте попробуем слепить что-нибудь.

«Слепить» вместе с детьми из газеты.

- На самом деле, сухому комку придать форму сложнее, чем тому же бумажному кому намоченному водой. Поэтому для сухой лепки бумажный комок необходимо зафиксировать еще одним мягким листом бумаги, концы которого можно скрепить клеем, скотчем или нитками.

Показать детям несколько скульптур, выполненных в технике сухой лепки.

- Вот пример того, что можно «слепить» из бумаги.

- Итак, какая же бумага может быть использована для бумажного комка, а какая для верхнего фиксирующего слоя?

Конечно же для внутреннего слоя лучше всего использовать газетные листы – такая бумага достаточно мягкая для комкования и в то же время она отлично поддерживает форму, которую ей придали. Для комка также используются салфетки, туалетная бумага, офисная бумага, тетрадные листы.

- Для верхнего слоя подойдет бумага мягкая как ткань, например, цветные салфетки. Но салфетки недостаточно прочные и если изделие будет активно использоваться – они порвутся. И тогда нам на помощь приходит офисная бумага для печати. Она выдерживает многократные складывания, а значит для придания эластичности ее можно смять и расправить. К тому же эта бумага бывает разных цветов и называется она – тонированная бумага.

- А какую бумагу нельзя использовать для внешнего фиксирующего слоя, как считаете?

- Здесь нам категорически не подойдет бумага плотная как для черчения или картон, и обычная цветная бумага для детского творчества. Попробуйте дома их помять и тогда поймете почему.

И мы будем делать наших осьминогов из мятой тонированной бумаги и газеты.

Дети отвечают на вопросы

Дети «лепят» комки из газеты

Дети отвечают на вопросы, делают предположения.

Дети отвечают на вопрос, делают предположения.

2.2. Подготовительный этап- наблюдение (подготовка к практической деятельности)

Изучить внешний вид осьминога. Обговорить стилизацию будущей скульптуры осьминога

- А теперь, чтобы скульптура наша была узнаваема и каждый мог понять, кого же мы изобразили, нам необходимо вспомнить как выглядит осьмино. Расскажите мне, все, что знаете об этом животном.

Продемонстрировать фотографии с реальным изображением осьминога.

- Итак мы выяснили, что у осьминога 8 щупалец, выступающие глаза и самая выдающаяся его часть – это мантия – она похожа и на голову, и на туловище, именно в ней находятся все важные внутренние органы животного.

А вот осьминог, которого сделала я.

Продемонстрировать детям готовую скульптуру осьминога из мятой бумаги.

- Мы немного изменим строение того осьминога, которого будем делать. Оставим большую мантию, но сделаем ее круглой; щупальца будут короче; и снизу закрепим два выступающих глаза.

- Выбирайте цвета бумаги для ваших осьминогов и будем приступать к работе.

Показать детям, какие есть цвета бумаги; раздать бумагу в соответствии с выбранным цветом.

Дети рассматривают слайды, и называют ярко-выраженные особенности животного.

Дети выбирают бумагу по цвету.

2.3. Демонстрация этапов работы и самостоятельная деятельность детей

Продемонстрировать порядок действий для изготовления скульптуры осьминога.

Самостоятельное выполнение детьми скульптуры осьминога

- Приступаем!

Демонстрация этапов работы с пояснениями:

- Аккуратно мнем лист бумаги в тугой комок; потом расправляем его и проглаживаем ладошкой. Будьте внимательны, старайтесь не порвать. Откладываем лист в сторону.

- Берем газетный лист, сминаем в комок, формируем из него шар.

- Расстилаем цветной лист на ладони, в центр помещаем газетный комок. Надавливая на комок, постепенно закрываем ладонь в кулак. У вас должен получиться плотный узелок с равномерно распределенными концами.

- Зажимаем пальцами шейку узелка и помогаем друг другу закрепить ее нитками.

Пройтись и помочь детям замотать нитками узелки.

- Отложите узелок в сторону. Будем делать глаза.

- От другого листа бумаги отрезаем четвертинку и точно также делаем маленький узелок – один глаз осьминога, затем делаем второй глаз.

Пройтись, помочь детям.

- Возвращаемся к туловищу осьминога. Нам надо сделать 8 щупалец. Для этого свободные концы узелка аккуратно расправляем и делаем надрезы ножницами (показать где, как и сколько надрезов сделать).

- Получившиеся полоски закручиваем по спирали. Не закручивайте сильно, чтобы не порвать. Распределяем щупальца вокруг туловища.

 - Теперь нам нужно глаза прикрепить к туловищу. У маленьких узелков расправляем свободные концы, прижимаем и подрезаем, оставив небольшую полоску, чтобы нитки не слетели. Берем зубочистку, смазываем один конец клеем и втыкаем в центр узелка. Смазываем клеем другую часть зубочистки и края узелка и крепим глаз к осьминогу, то же самое со вторым глазом.

- Останется разрисовать глаза фломастерами и осьминог готов.

В процессе объяснения наблюдать - у всех ли получается выполнить тот или иной этап работы. Если необходимо, то поправить или помочь.

Дети повторяют технологические действия.

Кто-то в процессе задает вопросы или просит о помощи.

Дети доделывают своих осьминогов

3.Анализ продуктивности занятия. Подведение итогов.

Дать анализ и оценку успешности достижения цели

- Наше занятие подходит к концу. Давайте посмотрим, что у вас получилось.

Пройтись и продемонстрировать каждого осьминога.

- Обратите внимание, каждый осьминог уникален, у каждого свой характер, свое настроение: этот осьминог силач, а этот грустный, здесь у нас осьминог-ученый, а здесь…

Дать каждому осьминогу оценку, характерное название.

- Предлагаю вам дома украсить своих осьминогов, а еще лучше сделайте ему друга. Вспомните, как же мы делали осьминогов? Для чего мяли верхний слой бумаги?

Что больше всего понравилось делать?

Что оказалось самым сложным?

Какую бумагу можно использовать для внутреннего слоя, а какую для фиксирующего?

- Вам понравилось «лепить» из мятой бумаги? Попробуйте, поэкспериментируйте дома и сделайте какое-нибудь другое животное в этой технике.

- До свидания! Очень приятно было с вами работать!

Дети делятся впечатлением. Вспоминают этапы работы над своим изделием, отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия «Осьминог из мятой бумаги в технике сухой лепки»

План-конспект открытого занятия «Осьминог из мятой бумаги в технике сухой лепки»...

План - конспект индивидуального открытого занятия с ребёнком с ОВЗ по теме: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Рекомендуется для воспитателей ДОУ, психологов, логопедов, учителей-дефектологов...

План конспект открытого занятия на тему: «Оформление шкатулки в технике Скрапбукинг»

План-конспект открытого занятия по декоративно-прикладному искусству....