Методическая рекомендация «САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
методическая разработка по теме

  В данной методической разработке изложены место самоанализа занятий в системе мониторинга образовательного процесса в учреждении дополнительного образования, а также пошаговые инструкции по проведению самоанализа , структура и значение каждого критерия при оценивании занятия педагогом.

  Данные материалы призваны помочь педагогам дополнительного образования углубить представления о подготовке и проведении учебных  занятий, проанализировать собственный опыт, разобраться с возникающими трудностями, наметить оптимальные пути повышения результативности и качества образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_zanyatiya.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА №4 г. ОРЛА»

Методическая рекомендация

«САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ В СИСТЕМЕ

МОНИТОРИНГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

                                                                                      Автор: методист

Капустина Юлия Владимировна

        Орел, 2015 г.

Содержание.

Аннотация                        ___________________________  1

Пояснительная записка    __________________________   1

Значение самоанализа      __________________________   2

Процедура самоанализа    _________________________   3

Список литературы           __________________________  4

Приложение                       __________________________  5

Аннотация.

  В данной методической разработке изложены место самоанализа занятий в системе мониторинга образовательного процесса в учреждении дополнительного образования, а также пошаговые инструкции по проведению самоанализа , структура и значение каждого критерия при оценивании занятия педагогом.

  Данные материалы призваны помочь педагогам дополнительного образования углубить представления о подготовке и проведении учебных  занятий, проанализировать собственный опыт, разобраться с возникающими трудностями, наметить оптимальные пути повышения результативности и качества образовательного процесса.

Пояснительная записка.

   Повышение качества образования является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Решение этой проблемы связано с оптимизацией способов и технологий образовательного процесса.

   Обеспечение качества в сфере дополнительного образования детей осуществляется с помощью различных методов и средств и на разных уровнях. Однако самым первым уровнем является уровень учебного занятия.

   Учебное занятие – это основной элемент образовательного процесса в дополнительном образовании. Занятие -  самое важное и самое сложное педагогическое дело, это «живая клеточка» всего учебно-воспитательного процесса, ступенька в развитии ребенка. Именно поэтому невозможно переоценить значение анализа и самоанализа занятий, как наиболее эффективных инструментов повышения качества и результативности всего образовательного процесса.

   Самоанализ занятия – рефлексия, позволяющая педагогу оценить свои сильные и слабые стороны, осмыслить совокупность собственных теоретических знаний и  приемов работы, что способствует улучшению профессионализма педагога.

   Таким образом, эффективность каждого занятия является залогом успешной деятельности не только самого педагога, но и учреждения в целом.

     В данном материале изложен один из возможных вариантов проведения самоанализа занятий педагогом. Особенность предлагаемого варианта заключается в том, что анализ и самоанализ занятий неразрывно связаны по времени и способу проведения оценивания, оцениваются по перекликающимся критериям, что позволяет получить наиболее полный  и объективный диагностический срез, а также сравнить разные точки зрения на определенные моменты.

Значение самоанализа.

   Поскольку умение проводить самоанализ свое деятельности принято считать признаком профессионализма, то данное направление работы является неотъемлемой составляющей системы мониторинга образовательного процесса учреждения дополнительного образования.

   Существует много моделей как анализа занятий, так и  самоанализа, однако основной считается модель структурного анализа (поэтапного). Критерии обусловлены наиболее значимыми требованиями к занятию:

  • Целенаправленность
  • Обоснованность выбора средств, приемов и форм работы
  • Сотрудничество педагога и детей во время занятия
  • Рациональное построение структуры занятия

    В основе предлагаемой системы мониторинга качества проводимых занятий лежат следующие принципы:

  • Мониторинг занятий основывается на структурной модели анализа занятий
  • Анализ и самоанализ каждого занятия рассматривается по единым направлениям
  • Самоанализ занятий проводится с той же периодичностью, что и анализ

Процедура самоанализа.

   Самоанализ занятия проводится по следующему алгоритму:

В конце занятия педагог заполняет карту самоанализа (см. прил. №1). В начале карты заполняются общие сведения (дата, количество детей, тема). Само же занятие рассматривается по трем основным составляющим, внутри которых есть по пять критериев:

  1. организация занятия
  2. ведение занятия
  3. результативность занятия

  1. Организация занятия рассматривается с точки зрения следующих критериев:

Расчет времени, то есть соблюдение временных соотношений этапов занятия,

Логическая взаимосвязь нового материала с ранее пройденным

Соблюдение педагогом на протяжении всего занятия требований ТБ и здоровьесберегающих технологий

Постановка понятной и посильной трудной цели перед детьми и разбивка её на задачи

Раскрытие темы занятия

   Таким образом, с помощью этих критериев оценивается эффективность применения правил организации занятия.

  1. Ведение занятия рассматривается с точки зрения следующих критериев:

Использование ТСО и наглядности во время занятия

Организация работы детей как в микрогруппах или индивидуально

Активность детей во время урока

Решение педагогом воспитательных задач

Рациональность выбора формы занятия для решения поставленных задач

  Таким образом, с помощью этих критериев оценивается методика преподавания, рациональность выбора форм и средств обучения.

  1. Результативность занятия рассматривается с точки зрения следующих критериев:

Практическая направленность занятия

Степень мотивации детей

Наличие во время занятия ситуаций успеха

Использование стимулирующих методов оценивания

Организация контроля усвоения знаний, умений и навыков  

Таким образом, с помощью этих критериев оценивается эффективность используемых методов в развитии познавательной активности детей, их личностном развитии.

Напротив каждого критерия в карте самоанализа ставится «+», если есть полное соответствие, «+», если соответствие частичное, «-», если соответствия нет. Затем подсчитывается общий балл и выставляется общая оценка занятия.

 

   Данный вариант проведения самоанализа занятия позволяет не только получить «картину в целом», отследить динамику показателей, но и сделать выводы о причинах успехов и проблемных моментах, наметить перспективы дальнейшей работы.

Список литературы:

  1. Учебно-методическое пособие «Организация методической службы УДОД». Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева, М.,  2001г.
  2. Логинова Л.Г. Качество дополнительного образования детей. Менеджмент. Изд. 2-е – М. Академический Проект: Мир, 2006.
  3. Ситник А.П. Внутришкольная методическая работа в современных условиях. – М.:  Изд-во МГОПИ «Альфа», 1993.
  4. Фомин А.А. Соблюдение педагогических требований как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя.// Завуч. – №1. – 2000.
  5. Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования. – М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2001.
  6. Ушакова М.В. Учебное занятие в учреждении дополнительного образования //Внешкольник. – 1997. - №1.
  7. Мякинченко Л.П., Ушакова Т.В. Современный урок. Схемы анализа урока.//Настольная книга завуча школы.– 2006.
  8. Гребёнкина Л.К., Анциперова Н.С. Критерии эффективности наблюдения, анализа и оценки урока //Технология управленческой деятельности заместителя директора школы.
  9. Плешакова Л.В., Савельев В.В. Анализ и самоанализ занятия педагога дополнительного образования //Методические рекомендации , 2003.

Приложение №1.

Карта самоанализа занятия.

ФИО педагога _____________________________________________________________________

Дата _________   Время занятия ________ Кол-во детей __________  Кол-во по списку _______  

Образовательная программа _________________________________________________________

 Группа (объеднение, год обучения) ________________ __________________________________

Тема _____________________________________________________________________________

Образовательные задачи ____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Воспитательные задачи _____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

«+» - полностью соответствует, «+» - соответствует частично, «-»  - не соответствует

                                                       

Структурная часть

Критерии для оценивания

Оценка

Примечание

Организация занятия

Расчет времени (соблюдение временных соотношений этапов занятия)

Взаимосвязь изучаемого материала с ранее пройденным

Соблюдение ТБ и здоровьесберегающих технологий

Постановка понятной и посильно трудной цели перед детьми, разбивка её на задачи

 Раскрытие темы занятия

Ведение занятия

Использование ТСО, наглядности

Организация работы детей в микрогруппах или индивидуально

Активность детей

Решение воспитательных задач

Рациональность выбора формы занятия для решения поставленных задач

Результативность занятия

 Практическая направленность занятия

Мотивация

Создание ситуаций успеха

Использование стимулирующих методов оценивания

Организация контроля усвоения знаний, умений и навыков

Количество баллов  _________  Общая оценка занятия ____________

Примечания ___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

ФИО проверяющего, подпись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Применение интерактивной доски в образовательном процессе"

Каждый отдельно взятый урок - это звено в цепи уроков; сложная процессуальная система, состоящая из компонентов - этапов. И на каждом этапе возможно применение ИКТ и НИТ, как еще одного инструмента ис...

методическая разработка "Применение интегрированного подхода в образовательном процессе ДОУ"

В статье обобщён опыт по применению интегрированного подхода в образовательном процессе ДОУ....

Методическая разработка «Интеграция фольклора в учебно-образовательном процессе»

ВведениеГлава I.  Исторические условия и особенности формирования        фольклора1.1   Жанры и классификация фольклора, его значение в воспитании...

Методический проект "Метапредметные технологии в современном образовательном процессе"

Представленный опыт работы методической службы школы раскрывает механизм действий при внедрении новейших педагогических технологий, таких как метапредметные. В методическом проекте подробно даны опред...

Семинар: Современный урок (занятие): эффективная организация образовательного процесса

Методический семинар для учителей естественно-математического цикла...

Рецензия на методическую разработку "Роль дополнительного образования в образовательном процессе для детей с ОВЗ"

Материал соответствует требованиям педагогических разработок, будет интересен широкому кругу целевой аудитории и может быть использован в практической работе педагогов....

Методическая разработка "Учебный контракт для организации образовательного процесса".

Толковый словарь В.Даля определяет «Контракт», как (совершенное на законном основании)  письменное условие, договор в законном порядке. Контрактовать – договариваться, заключать...