Дополнительная общеобразовательная программа культурологического направления «Умелые ручки»
рабочая программа на тему

Бондарь Инна Николаевна

Дополнительная общеобразовательная программа культурологического направления «Умелые ручки».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного  образования

Москаленского муниципального района Омской области

«Москаленский дом детского творчества»

  1. УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ ДОД

Москаленский ДДТ

_________ С.А.. Милютина

«_____»________2013 г.

Дополнительная общеобразовательная

программа

 «Умелые ручки»

Срок реализации программы 1 год

Возраст детей 7-9 лет

Автор-составитель Бондарь Инна Николаевна

                                                               педагог дополнительного образования,

                                                 МКОУ ДОД  Москаленский ДДТ

                                 Утверждено на методсовете

                                 «_______» ________2013 года

                              Председатель методсовета

                                      ______________Барыляк Н.И.

                                                                 

                      Реализует программу

                            Бондарь Инна Николаевна

                                                               педагог дополнительного образования,

                                                 

Москаленки 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной общеобразовательной программы 

Дополнительная общеобразовательная программа "Умелые ручки" имеет культурологическую направленность.

       В изобразительном искусстве, декоративно-прикладное направление, является лишь частью, но очень ёмкой и разнообразной. Разные виды аппликации, бумагопластика, тестопластика, папье-маше– все это приобщает обучающихся к многонациональной культуре нашего народа.

      Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. А в процессе ручного труда постепенно образуется система специальных навыков и умений.

     Программа предусматривает так же знакомство с основами изобразительного искусства, с учетом специфики занятий с соленым тестом, бумагой, нитками.  

      Изучаются основные элементы изобразительного искусства – такие как цветовой круг, символика цвета, стилизованный рисунок, техника рисования предметов и элементов растений.

       Рисование растительных мотивов и орнамента. А также нетрадиционные методы рисования красками, мелками, парафином.

      Основы изобразительного искусства помогают обучающимся в процессе работы выполнять эскизы будущего изделия, составлять варианты композиций, правильно подобрать цвет и элементы отделки изделия.

     В процессе обучения дети учатся пользоваться инструментами и материалами для графических работ - это бумага, угольник, циркуль, ластик, кисть, гуашь, акварель, трафареты.

      Актуальность программы определяется необходимостью успешной социализации ребёнка в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей и творческой реализацией. Программа объединяет в себе различные аспекты творческой деятельности, необходимые как для дальнейшего обучения, так и для практического применения в жизни.

     Новизна программы заключается в том, что она разноуровневая, позволяющая учесть особенности каждого ребенка. Программа рассчитана на активное приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству, этому способствует группировка учебных занятий в модуль по видам декоративно - прикладного искусства.

      Данная образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации теоретические знания даются в процессе практических занятий.

Эффективным для развития детей является такое введение теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики. Ребенок должен сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому её усвоению.

     Цель дополнительной общеобразовательной программы: 

Формирование социально и творчески активной личности ребенка и его эмоционально-творческого, гармоничного отношения к окружающему миру на основе приобщения к художественному декоративно-прикладному искусству.

      Задачи:

  • развитие индивидуальных творческих способностей, обучающихся;
  • развитие познавательных психологических процессов: восприятие, внимание, память, мышление, воображение;
  • развитие эстетического вкуса;
  • познакомить детей с многообразием жанров декоративно-прикладного     творчества и довести знания до умелого использования их детьми;
  • адаптация детей в обществе, формирование умения работать в коллективе, приобретение навыков общения;
  • формирование коммуникативного умения;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками;
  • приобретение опыта создания художественного образа в декоративно - прикладном искусстве;
  • получение опыта первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
  • овладение начальными навыками рефлексии.

      Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы

Программа рассчитана на детей в возрасте от 7 до 9 лет

      Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы

Программа рассчитана на 1 год обучения:

 72 часа в год - 72 занятия по 1 часу (2 часа в неделю).

Так как занятие идёт 1 час, все часы - практика, теоретические знания даются в процессе практических занятий.

Формы организации деятельности детей на занятиях:

  • индивидуальная;
  • групповая;
  •  работа по подгруппам.

    Формы проведения занятий: вернисаж, выставка, галерея, игра-путешествие, игра сюжетно-ролевая, игровая программа, конкурс, "мастер-класс", наблюдение, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, творческий отчет, экскурсия, ярмарка и др.

      Для активизации деятельности младших школьников и повышения интереса к выполнению заданий полезно ввести элементы соревнования, разделив детей на группы. Надо отметить, что групповая форма работы положительно влияет на развитие у ребят таких ценных качеств личности, как коллективизм, взаимопомощь, ответственность, чувство долга. Введение в рабочий процесс игровых элементов также в значительной мере способствует повышению эффективности обучения. Игры - способствуют развитию интеллекта детей, сообразительности, быстроты реакции,  смекалки, фантазии, воображения. Для младших школьников в силу их возрастных и психологических особенностей это имеет немаловажное значение. Включение в занятия музыкального сопровождения, при выполнении заданий, создает спокойную умиротворенную обстановку, что благотворно влияет на психику детей.

Встречи   с    интересными   людьми - ветеранами, педагогами, служащими позволят учащимся ознакомиться с характерными особенностями труда и жизни этих людей, воспитывают стремление к работе над собой.

Методы, применяемые на занятиях:

Словесный метод - на теоретических и практических занятиях (объяснение, рассказ, беседа, сказка).

Игровой метод - для активизации трудовой деятельности и       лучшего усвоения навыков ручного труда.

Наглядный метод - для концентрации внимания и формирования у обучающихся умения планировать свою предстоящую работу.

Последовательный метод позволяет реже прибегать к прямому обучению, так как ранее усвоенный материал повторяется в той или иной форме

Познавательный метод формирует у обучающихся навыки самостоятельной работы, способствует активному применению ранее полученных знаний, развивает мыслительную деятельность.

Репродуктивный метод закрепляет навыки последовательной работы.

Метод коллективной, творческой деятельности позволяет развивать творческое мышление, учит решать поставленные задачи совместно с коллективом единомышленников.

Обьяснительно-иллюстративный метод

Частично-поисковый метод

Метод самостоятельной работы;

Создание ситуации успеха;

Метод поощрения.

        В процессе реализации программы осуществляется методическая работа, основные цели которой – саморазвитие личности педагога и создание условий для оказания методической помощи педагогам из аналогичных творческих объединений. В качестве основных форм методической деятельности возможны такие виды коллективных, групповых и индивидуальных занятий:

-участие в педсоветах, педагогических конференциях;

- создание наглядных материалов и пособий, иллюстрирующих темы и разделы программы;

-подготовка и проведение мастер - классов, открытых занятий;

-организация и проведение методических объединений;

-самообразование и работа над индивидуальной педагогической темой, консультирование.

        Для реализации поставленных целей и задач педагогическая деятельность строится в соответствии со следующими принципами современной педагогики:

- принцип свободы выбора, свободы творчества;

- принцип психологической комфортности, предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации;

- принцип деятельностного обучения – познание нового идет на основе деятельностного участия ребенка в создание этого «нового»;

- принцип индивидуальности - максимально учитываются индивидуальные особенности ребенка, его характер, возраст, темперамент, настроение;

- принцип гуманности – гуманный характер отношений педагога и ребенка. Совместная деятельность основана на реальном сотрудничестве, демократичности и творческих началах;

- креативный принцип - учить творчеству, то есть инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решения нестандартных задач и проблемных ситуаций.

        Приоритетные компоненты:

Культура и организация труда

Своевременная и правильная подготовка к занятиям необходимых материалов, инструментов и приспособлений; правильное размещение их на рабочем месте. Поддержание порядка на рабочем месте в течение занятия. Уборка рабочих мест в конце занятия. Правила безопасной работы с ножницами и иглой.

Приемы обработки различных поделочных материалов

Обработка бумаги (сгибание, скручивание, обрывание, разрезание, сминание); лепка из теста; работа с природными   разными материалами; соединение деталей при помощи клея; витье и плетение из волокнистых материалов; пришивание пуговиц.

Работа с простейшими ручными инструментами

Приемы работы с карандашом, ножницами, иглой, стекой.

Приемы и правила разметки деталей

Разметка сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки.

Экономное расходование материалов при разметке.

Умение работать с учебно-дидактическими материалами, познавательная самостоятельность. Умение работать под руководством педагога

Восприятие, оценка, анализ информации

(рисунки, схемы, инструкции и пр.). Организация работы в соответствии с поставленной задачей и учебной информацией.

 Наблюдения и опыты: рассматривание образов объектов природы и окружающего мира - формы и окраски;

осенний, зимний и весенний пейзажи;

букеты; салют; закладки, открытки; сравнение форм, полученных способом вырезания и обрывания.

Логические задачи, задания на пространственное мышление: аппликации из геометрических фигур, разрезные картинки; достраивание симметричных форм; трансформация плоского листа в объемную форму

    Планируемые результаты

Личностные

  • основы гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с декоративно-прикладным искусством;
  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Метапредметные

регулятивные УУД

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

познавательные УУД

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знако-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач (ИКТ);
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях декоративно-прикладного искусства в соответствии с содержанием дополнительной образовательной программой "Умелые ручки";

коммуникативные УУД

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее -  ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать свой мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные

  • сформированность основ художественной культуры, в том числе культуры родного края; эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских) технологических и организационных задач;
  • приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования, и организации.
  • воспитанники узнают:

— основные требования к культуре труда (своевременная подготовка и уборка рабочего места, поддержание порядка на рабочем месте во время занятия);

— правила безопасной работы с ножницами и иглой;

— правила рациональной разметки деталей на бумаге (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);

— правила вырезания детали ножницами из листа бумаги: а) «режем средней частью лезвий, поворачиваем в руке не ножницы, а бумагу»; б) сначала форма обрезается «грубо», а затем вырезается точно по контуру.

— назначение шаблона, стеки, гладилки.

  • воспитанники овладеют практическими умениями и навыками в декоративно-прикладной деятельности:

— соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями;

— использовать правила и приемы рациональной разметки;

— выполнять разметку по шаблону, на глаз и от руки;

— аккуратно и ровно сгибать бумагу;

— аккуратно вырезать детали из бумаги по прямолинейному и криволинейному контуру;

— аккуратно, быстро и равномерно наносить клей и приклеивать детали из бумаги;

— выполнять простые формы и конструкции из соленого теста, пользоваться стекой;

— плести «косичку» из трех нитей;

— пришивать пуговицы;

— выполнять комбинированные работы из разных материалов;

— самостоятельно подбирать материал, выбирать и

осуществлять наиболее подходящие приемы практической работы, соответствующие ей;

— воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с ней;

— внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и находить адекватные способы работы по их воссозданию;

— устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по ее созданию;

— создавать в воображении несложный художественный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения.

Критериями оценивания планируемых результатов являются:

  • выставки, творческий отчёт, групповое портфолио;
  • рост художественного уровня авторских работ (оригинальность и фантазия, проявляющиеся при выполнении работ, техническая чистота выполнения);
  • активность участия в коллективных работах и мероприятиях, проявление организаторской инициативы;
  • уровень нравственного сознания и глубина осознания стержневых этических норм, принятых в обществе, практическая поведенческая готовность, практическая готовность осуществлять нравственный выбор в различных жизненных ситуациях.

 Занятия декоративно-прикладным искусством должны основываться на знаниях, приобретенных учащимися на уроках изобразительного искусства, трудового обучения. При работе над декоративными композициями учащиеся могут воспользоваться знаниями из области природоведения (Окружающий мир), литературы и других учебных дисциплин.      

Учебно-тематический план

1-го года обучения

Название занятия

часы

1 Раздел: аппликация

Всего

Тео

рия

Прак

тика

1

Вводное занятие. техника безопасности.

2

2

2

Экскурсия в осенний лес, сбор цветных листочков.

2

0,5

1.5

3-4

Аппликация из засушенных листьев.

4

1

3

5-6

Аппликация в технике переплетённой бумаги.

4

1

3

7

Изготовление рамки к аппликации.

2

0,5

1.5

8

Объёмная аппликация из цветной бумаги. Я парикмахер.

2

0,5

1.5

9-10

Объёмная аппликация из цветной бумаги. Цветы, рыбки.

4

1

3

11

Изготовление коллективного панно "У озера".

12

Аппликация из картона "Дельфины"

13

Открытка для учителя.

14

Аппликация из ткани. Композиция из цветов, бабочек. стрекоз и др.

15

Творческая галерея.

2 Раздел: тестопластика

16-17

Калачи, пироги, бублики (лепка)

2

0,5

1,5

18-19

Калачи, пироги, бублики (окраска изделий)

2

0,5

1,5

20

Корзина с цветами (лепка)

1

0,5

0,5

21-22

Корзина с цветами (раскрашивание)

2

23

Открытка для мамы

1

0,5

0,5

24

Панно Морское дно (рыбки, камни, водоросли, и т.д.)

1

0,5

0,5

25-26

Панно Морское дно (рыбки, камни, водоросли, и т.д.) раскрашивание

2

0,5

1,5

27-28

Ежик на травке (лепка из цветного теста)

2

0,5

1,5

29

Сюжетно-ролевая игра

1

0,5

0,5

3 Раздел: поделки к новому году

30-31

Новогодний сувенир

2

0,5

1,5

32

Новогодние снежинки

1

0,5

0,5

33-34

Новогодние игрушки

2

0,5

1,5

35

Новогодняя елка из квадратов (Ритм в композиции)

1

0,5

0,5

36

Аппликация из карандашных очисток «Новогодние шары»

1

0,5

0,5

37

Конкурсная программа.

1

0,5

0,5

4 Раздел: папье-маше

38-39

Тарелка из папье-маше (изготовление)

2

0,5

1,5

40-41

Тарелка из папье-маше (роспись)

2

0,5

1,5

42

Игра -путешествие.

1

0,5

0,5

5 Раздел: бумагопластика

43

Мой бумажный мир

1

0,5

0,5

44

Открытка папе

1

0,5

0,5

45

Свойства бумаги

1

0,5

0,5

46

"Кукла на пальчик"

1

0,5

0,5

47

Аппликация «Белый мишка»

1

0,5

0,5

48

Разноцветные коты (прорезные формы)

1

0,5

0,5

49

"Лиса и заяц"

1

0,5

0,5

50

«Сова» (круги, овалы)

1

0,5

0,5

51

«Паучок» (объемная поделка)

1

0,5

0,5

52

Кукла – настроение (на пальчик)

1

0,5

0,5

53

Аквариум

1

0,5

0,5

6 Раздел: работа в разных техниках

54

Сюрприз для мамы

1

0,5

0,5

55

Аппликация из резаных нитей «Мир цветов» «Одуванчик»

1

0,5

0,5

56

Аппликация из резаных нитей «Мир цветов» «Ромашка»

1

0,5

0,5

57-58

Георгин (техника торцевания на пластилине)

2

0,5

1,5

59-60

Цветок для Дюймовочки (техника торцевания на клей)

2

0,5

1,5

61-62

Браслет из пуговиц

2

0,5

1,5

63

Ленточка победы

1

0,5

0,5

64-65

Гирлянды из бумаги

2

0,5

1,5

67-68

Рисование пальчиками

2

0,5

1,5

70

Подготовка к творческому отчёту.

1

1

71

Итоговое занятие.  Творческий отчёт.

1

0,5

0,5

72

Конкурсная программа

1

1

ИТОГО

72

 Содержание

Раздел 1

Аппликации в разных техниках

Цель: принятие ценности природного мира через знакомство с разными видами аппликаций.

Задачи: развитие чувства прекрасного; знакомство с разными техниками аппликаций; овладение элементарными практическими умениями и навыками;

развитие индивидуальных творческих способностей; формирование навыков работы в группе.

   №    

Тема занятия

Часы

Цель занятия

Содержание занятия

1

Вводное занятие. ТБ.

1

Знакомство. Представление программы.

Рассказ о программе. Показ поделок, изготовленных старшими воспитанниками.

Техника безопасности

2

Экскурсия в осенний

лес

1

Любовь к природе и красоте родного края.

Экскурсия в осенний лес, сбор разноцветных опавших листьев. Беседа о признаках осени, чтение стихов о осени. Правила засушивания листьев.

3

Аппликация из засушенных листьев.

1

Прививать детям любовь к природе с помощью аппликации из сухих листьев.

Рассказ и показ презентации на компьютере: техники аппликаций из засушенных листьев. Алгоритм выполнения работы. Изготовление аппликации.

4

Аппликация из засушенных листьев.

1

Прививать детям любовь к природе с помощью аппликации из сухих листьев.

Продолжение изготовления аппликации.

Самооценка

5

Аппликация в технике переплетённой бумаги. "Грибочки"

1

Научить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Показ презентации на компьютере. Ознакомление с техникой переплетения. Изготовление переплетённой бумаги.

6

Аппликация в технике переплетённой бумаги. "Грибочки"

1

Научить планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Ознакомление с алгоритмом выполнения аппликации из переплетённой бумаги. Выполнение аппликации, с помощью раздаточного материала. Самооценка.

7

Изготовление рамки к аппликации.

1

Развитие чувства прекрасного и эстетических чувств.

Оформление работы в рамку.

8

Объёмная аппликация из цветной бумаги. "Я парикмахер".

1

Развитие индивидуальных творческих способностей, творческой мысли воспитанников.

Ознакомление с алгоритмом выполнения объёмной аппликации. Выполнение аппликации с применением собственной фантазии.

9

Объёмная аппликация из цветной бумаги. "Цветы, рыбки".

1

Получение опыта работы по технологической карте. Закрепление умений выполнения объёмной аппликации.

Выполнение аппликации по технологической карте.

10

Объёмная аппликация из цветной бумаги. "Цветы, рыбки".

1

Получение опыта работы по технологической карте.

Продолжение работы по изготовлению аппликации. Самооценка.

11

Изготовление коллективного панно "У озера".

1

Формирование умений творческого взаимодействия со сверстниками в группе, в процессе изготовления коллективной работы.

Постановка цели. Ознакомление с алгоритмом работы. Напоминание техники безопасности при работе с ножницами. Распределениё по группам и видам деятельности. Изготовление панно. Самооценка.

12

Аппликация из картона "Дельфины"

1

Получение опыта работы по технологической карте.

Изготовление аппликации по технологической карте.

13

Открытка для учителя

1

Знание государственных праздников, уважение к учителю.

Беседа о празднике. чтение стихов. Изготовление открытки.

14

15

Аппликация из ткани. Композиция из цветов, бабочек стрекоз и др.

1

Формирование умений творческого взаимодействия со сверстниками в группе, в процессе изготовления коллективной работы.

Постановка цели. Ознакомление с алгоритмом работы и техникой аппликации из ткани. Напоминание техники безопасности при работе с ножницами. Распределениё по группам и видам деятельности. Изготовление композиции. Самооценка.

Творческая галерея.

1

Потребность в самовыражении и самореализации и социальном признании.

Совместная подготовка выставки. Приглашение родителей, учителей и других учеников на выставку. Проведение выставки. Рассказ о технике объёмной аппликации.

Раздел 2

Соленое тесто

Цель: Развитие прикладных умений и навыков работы с соленым тестом

Задачи: Выполнять простые формы и конструкции из соленого теста, пользоваться стекой

Тема занятия

Часы

Цель занятия

Содержание занятия

16

Калачи, пироги, бублики

1

Познакомить с основными приемами работы с тестом

Дать рецепт замеса теста, беседа об основных способах формовки теста, сушка изделий

17

Калачи, пироги, бублики

1

Познакомить с основными приемами работы с тестом

Дать рецепт замеса теста, беседа об основных способах формовки теста, сушка изделий

18

Калачи , пироги, бублики (окраска изделий)

1

Познакомить с основными приемами окраски готовых изделий

Раскрашивание готовых изделий способом тампоновки

19

Калачи , пироги, бублики (окраска изделий)

 1

Познакомить с основными приемами окраски

Раскрашивание готовых изделий способом тампоновки

20

Корзина

с цветами

1

Дать понятие композиции и декора

Эскиз корзины, цветовые сочетания, цветовой круг

Изготовить корзину из отдельных частей, цветы приемом налепа

21

Корзина с цветами (раскрашивание)

1

Дать понятие композиции и декора

Раскрашивание готовых изделий

22

Корзина с цветами (раскрашивание)

1

Дать понятие композиции и декора

Раскрашивание готовых изделий

23

Открытка для мамы

1

Знание государственных праздников, привитие семейных ценностей.

Эстетическая беседа о празднике. чтение стихов. Изготовление открытки.

24

Панно Морское дно (рыбки, камни, водоросли)

1

Закрепить понятие композиции

Составление эскиза, лепка основных элементов панно

25

Панно "Морское дно" (рыбки, камни, водоросли) раскрашивание

1

Познакомить с основными приемами окраски готовых изделий

Раскрашивание готовых изделий

способом тампоновки

26

Панно "Морское дно" (рыбки, камни, водоросли) раскрашивание

1

Познакомить с основными приемами окраски готовых изделий

Раскрашивание готовых изделий

способом тампоновки

27

Ежик на травке

1

Работа с цветным тестом

Приготовление цветного теста. Составление

простой композиции

28

Ежик на травке

1

Работа с цветным тестом

Составление

простой композиции

29

Сюжетно-ролевая игра.

1

Совершенствование коммуникативных навыков посредством сюжетно- ролевой игры.

Проведение игры.

Раздел3

Поделки к новому году

Цель: Создание праздничного новогоднего настроения и привития уважения к семейным ценностям через изготовление новогодних игрушек и подарков.

Задачи: Создать весёлое новогоднее настроение. Развивать творческие способности.

Тема занятия

Часы

Цель занятия

Содержание занятия

30

Новогодний сувенир.

1

Уважение к ценностям семьи и дружбы через изготовление новогодних подарков для родных и друзей.

Изготовление новогодних подарков.

31

Новогодний сувенир.

1

Уважение к ценностям семьи и дружбы через изготовление новогодних подарков для родных и друзей

Изготовление новогодних подарков.

32

Новогодние снежинки.

1

Создание праздничного Новогоднего настроения, развитие чувства прекрасного через изготовление новогодних снежинок.

Показ основных приёмов изготовления снежинки. Вырезание снежинок.

33

Новогодние игрушки.

1

Создание праздничного Новогоднего настроения, развитие чувства прекрасного

Беседа о празднике. чтение стихов. Изготовление игрушки.

34

Новогодние игрушки.

1

Создание праздничного Новогоднего настроения, развитие чувства прекрасного

Беседа о празднике. чтение стихов. Изготовление игрушки.

35

Новогодняя елка из квадратов (Ритм в композиции).

1

Создание праздничного Новогоднего настроения, развитие чувства прекрасного

Изготовление елки с помощью трафарета.

36

Аппликация из карандашных очисток «Новогодние шары».

1

Создание праздничного Новогоднего настроения, развитие чувства прекрасного

Показ презентации. Выполнение работы по алгоритму действий. Самооценка.

37

Конкурсная программа.

1

Получение опыта бесконфликтного взаимодействия. Формирование умения соревноваться.

Проведение конкурсной программы.

Раздел 4

Папье-маше

Цель: Познакомить с новым видом художественной техники (папье-маше)

Задачи: Овладеть начальными трудовыми умениями по выклейке изделий на простой форме

Тема занятия

Часы

Цель занятия

Содержание занятия

38

Тарелка из папье-маше (изготовление)

1

Знание культурных традиций родного края. Овладение элементарными практическими умениями в технике папье-маше.

показ основных приемов выклейки изделия. Разница между обрыванием и разрезанием бумаги при выклейке. Правильный подбор бумаги, рецепт клейстера

39

Тарелка из папье-маше (эскиз)

1

Знание культурных традиций родного края. Овладение элементарными практическими умениями в технике папье-маше.

Знакомство с понятием узора (рисование растительных мотивов и орнамента),

составление узора для тарелки  

40

Тарелка из папье-маше (роспись)

1

Овладение элементарными практическими умениями в технике папье-маше.

Роспись готового изделия по эскизу. Создавать в воображении несложный художественный замысел, правильно подобрать цвет.

41

Тарелка из папье-маше (роспись)

1

Развитие чувства прекрасного

Роспись готового изделия по эскизу

42

Конкурсная программа.

1

Коммуникативное общение, работа в группе

Проведение конкурсной программы.

Раздел 5

Бумагопластика

Цель: Знакомить с различными техниками работы с бумагой

Задачи: Овладеть навыками работы с бумажным листом (выполнять разметку по шаблону, на глаз и от руки; аккуратно и ровно сгибать бумагу)

Тема занятия

Часы

Цель занятия

Содержание занятия

43

Мой бумажный мир

(вводное)

1

Познакомить обучающихся

с историей изобретения бумаги

Изготовить самолетик из бумаги

Рассказ по материалам

книги Л. Разгона «Чёрным по белому» («Малыш», М., 1982 г.), игра

44

Открытка папе

1

Уважение к ценностям семьи через изготовление подарка для мамы.

Беседа, ознакомление с технологией изготовления открытки.

45

Свойства бумаги

1

Формирование умения работать с бумагой.

изучение свойств бумаги.

Рассказ возникновение и развитии бумажного производства, исследование свойств бумаги

46

"Кукла на пальчик"

1

Знакомство с понятиями театр, театральная игрушка

Рассказ о кукольном театре

47

  1. Аппликация "Белый мишка"

1

Способствовать развитию мелкой мускулатуры кистей рук. Расширение знаний учащихся о белом медведе.

Закрепление приемов работы с шаблоном. Знакомство с новой техникой работы с бумагой (обрывная аппликация), Закрепление знаний по свойствам бумаги (рвется)

48

Разноцветные коты

1

Учить выполнять разметку при помощи шаблонов;

создать свой образ фантастического кота, после прочтения стихотворения Планета разноцветных кошек

49

"Лиса и заяц"

1

Обучить поэтапному изготовлению из полосок цветной бумаги персонажей сказки.

Создать персонажей сказки «Лиса и заяц» Формировать объемные фигуры из полосок бумаги разной длины

50

«Сова»

1

Учить детей выполнять аппликации из кругов и частей круга

Круги, моделирование на плоскости

Сведения о сове

51

«Паучок»

1

учить детей выполнять поделки из полос бумаги, развивать пространственное видение

Интересные сведения о пауках, занимательная поделка. Придавать бумажной заготовке определенную форму

52

Кукла –настроение (на пальчик)

1

Закреплять приемы работы с полоска ми бумаги

Беседа. Настроение- какое оно

53

Аквариум

1

учить работать по технологической  карте, познакомить  с обитателям аквариума

Изготовление рыбок в технике оригами Знакомство с различными моделями рыбок из оригами

Раздел 6

Работа в разных техниках

Цель: Знакомить с различными техниками работы с прикладным материалом

Задачи: Овладеть навыками работы с нитками, карандашными очистками, луковой шелухой, конфетными фантиками в технике аппликации, конструирования, витража из бумаги

Тема занятия

Часы

Цель занятия

Содержание занятия

54

Сюрприз для мамы

1

Уважение к ценностям семьи через изготовление подарка для мамы.

Показ алгоритма действия на компьютере. Работа с помощью шаблонов.

55

Аппликация из резаных нитей «Мир цветов»

«Одуванчик»

1

развивать творческие и конструкторские способности детей

Знакомство с аппликацией из ниток, рисуем эскиз.

56

Аппликация из резаных нитей «Мир цветов»

«Ромашка»

1

Закреплять навыки учащихся при работе с резаными нитками

Рисуем эскиз, знакомство с новым способом работы в технике аппликация из резаных ниток

57

Аппликация из карандашных очисток «Новогодние шары»

1

научить детей основным приемам выполнения в технике аппликации из стружки цветного карандаша

Рисуется заготовка шаров, висящих на ветке, просматривается мини-презентация по выклейке шаров

58

Георгин (техника торцевания на пластилине)

1

Дать представление о методе торцевания на пластилине. Развивать мелкую моторику рук путем  формирования  навыков работы с гофрированной бумагой

Составить композицию. Дать понятие о строении цветка, его форме и цвете. Рассказать о последовательности изготовления цветов, составлении композиции

59

Георгин (техника торцевания на пластилине)

1

Дать представление о методе торцевания на пластилине. Развивать мелкую моторику рук путем  формирования  навыков работы с гофрированной бумагой

Составить композицию. Дать понятие о строении цветка, его форме и цвете. Рассказать о последовательности изготовления цветов, составлении композиции

60

Цветок для Дюймовочки

(техника торцевания на клей)

1

познакомить с торцеванием на клей гофрированной бумагой аккуратно приклеивать лепестки цветка к картону

повторить сюжет сказки “Дюймовочка” Г.Х.Андерсена, выбор момента сказки для передачи его в своей работе

61

Цветок для Дюймовочки

(техника торцевания на клей)

1

познакомить с торцеванием на клей гофрированной бумагой аккуратно приклеивать лепестки цветка к картону

повторить сюжет сказки “Дюймовочка” Г.Х.Андерсена, выбор момента сказки для передачи его в своей работе

62

Новогодняя елка из квадратов (Ритм в композиции)

1

научить детей составлять ритмическую закономерность в композиции

Познакомить с понятием –ярус, ритм. Составить ритмичную композицию

63

Браслет из пуговиц

1

Закрепить понятие ритма при составлении браслета из пуговиц, развитие мелкой моторики руки

Из истории пуговиц (презентация) самостоятельная работа по изготовлению браслета

64

Браслет из пуговиц

1

Закрепить понятие ритма при составлении браслета из пуговиц, развитие мелкой моторики руки

Из истории пуговиц (презентация) самостоятельная работа по изготовлению браслета

65

Гирлянды из бумаги

1

Развитие творческой фантазии

Представление алгоритма действия. Изготовления гирлянды с помощью шаблонов.

66

Гирлянды из бумаги

1

Развитие творческой фантазии

Декорирование заготовок гирлянды.

67

Рисование пальчиками

1

Развитие творческой фантазии

Ознакомление с техникой рисования.  1-й этап - рисование пальчиками, 2-й этап - раскрашивание.

68

Рисование пальчиками

1

Развитие творческой фантазии

1-й этап - рисование пальчиками, 2-й этап - раскрашивание.

70

Подготовка к творческому отчёту.

Развитие умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Подготовка выставки и рассказа о занятиях в объединении. Приглашение родителей, учителей и других учеников.

71

Итоговое занятие.  Творческий отчёт.

1

Потребность в самовыражении и самореализации и социальном признании.

Проведение выставки творческих работ. Проведение конкурса лучших работ.

72

Конкурсная программа

1

Получение опыта бесконфликтного игрового взаимодействия.

Проведение игровой программы. Обмен впечатлениями о выставке.

Итого:

72

Методическое обеспечение образовательной программы.

Дидактический материал:

  • наглядные материалы, таблицы, плакаты, картины, фотографии;
  • дидактические карточки, технологические карты, памятки, раздаточный материал, шаблоны,
  • научная и специальная литература,
  • видеозаписи, мультимедийные материалы,  компьютерные программные средства и др.

Материально-техническое обеспечение:

  • компьютер,
  •  мультимедийный проектор.

Литература:

1. В.Г. Бабенко «Моя первая энциклопедия. От акулы до ерша.» ООО Издательский дом «ОНИКС ХХ1 век» 2001 

2. С. Грейзер, В. Плонский «Необычный аквариум» Издание Знание М.1998

3. Г.И. Долженко «100 оригами» Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг   200

4. Дополнительная образовательная программа "Умейка" автор-составитель Милых Лариса Ивановна   педагог дополнительного образования, высшей    квалификационной категории БОУ ОО ДОД ОДЮЦТиК.

5. Цирулик Н.А., Преснякова Т. Н., Уроки творчества. Учебник для 2-го класса. - Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2002. - 112 е.: ил. 

6. Э.К. Гульянц, И. Я. Базик «Что можно сделать из природного материала», М.: Просвещение, 1991.

7. И. К. Щеблыкин, В. И. Романина, И. И. Кагакова «Аппликационные работы в начальных классах» , М.: Просвещение, 1990.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности "Сундучок"

Программа «Сундучок» имеет художественную напрвленнсть и предназначена для обучения  детей декоративно-прикладному творчеству. Программа рассчитана на детей в возрасте от 10 до 15...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Основы декоративно-прикладного искусства»

Формирование и развитие художественной культуры личности, развитие творческой активности в изобразительной и декоративно – прикладной деятельности. Возраст учащихся: 6-17 лет Срок реализации...

Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Роспись по дереву»

Раскрытие и развитие потенциальных способностей детей в освоении различных видов росписей и общей культуры личности. Возраст учащихся: 6-17 лет Срок реализации: 3 года обучении (432 часа)...

Разработка Дополнительной общеобразовательной программы технической направленности «К ВЕРШИНАМ ВОДИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА»

Дополнительная общеобразовательная программа «К вершинам водительского мастерства» является следующим уровнем в обучении по профессиональной общеобразовательной программе «Водитель автомобиля категори...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «Умелые руки»

Настоящая программа предусматривает работу с учащимися по развитию технического мышления на занятиях творческого объединения «Умелые руки». Актуальность программы состоит в том, что она имеет техниче...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки»...

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ В 9 КЛАССЕ»

Дополнительная общеобразовательная программаестественнонаучной направленности«ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ В 9 КЛАССЕ»...