"Неделя светской культуры"
материал на тему

Гмыра Светлана Александровна

Маериал предназначен для педагогов занимающихся организацией работы с детьми и подростками в летний период. Неделя посвящена изучению культуры светских балов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл letnyaya_nedelya.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Известно, что каждому ребенку нужен полноценный отдых, ведь от этого зависят его учеба, жизнедеятельность и здоровье. Ребенок становится здоровым и сильным, уверенным в себе. Чтобы хорошо отдохнуть, набраться необходимых сил и энергии нужно, чтобы каждый ребенок имел право и возможность на свое усмотрение выбирать отдых и досуг, заняться тем, что ему интересно.  Благоприятным временем для этого  служит  лето. Лето – это не только сезон года, а важный, уникальный этап, период, фрагмент не останавливающегося потока детской жизни. Как писал Юзефавичус: «Следует иметь в виду, что в свое лето дети приходят со всем разнообразием индивидуального житейского опыта всей своей предшествующей жизни и со всем разнообразием личностного отношения к ней в целом и к отдельным ее проявлениям в частности. Так или иначе, лето в силу своей специфики, как лакмусовая бумажка, проявляет со всей определенностью и этот опыт, и это отношение». 

Однако в летний период важным является не только решение задач оздоровления и отдыха детей, но и организация воспитательного процесса, поскольку непрерывность воспитания позволяет повысить эффективность воспитательных воздействий. Поэтому организация воспитательного процесса в  летний период, разработка методик работы с детьми, сегодня становится всё более актуальной.

Ежегодно для детей   проводится  творческая    смена в летнем оздоровительном  лагере дневного пребывания, который функционирует на базе  ДДТ «Гармония» для    учащихся  4-6 классов.  

Лагерь - это новый образ жизни детей, новый режим с его особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе

Смена длится 21 день  и  нацелена на  оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских интересов и расширения кругозора.

Программа  смены ориентирована  на формирование у детей и подростков  ценности жизни, здоровья, духовности, нравственности, гуманизма, человечности, милосердия,  культуры; развитие социального творчества, вносящего позитивные прогрессивные изменения в реальную действительность.

Пребывание в лагере   для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков различного рода деятельности, опыта общения знакомства,  и приобретения начального жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.

Каждая смена обладают неповторимым социокультурным потенциалом, основой которого является культурная среда лагеря и система работы, созданная в опыте совместной деятельности детей и взрослых.

Ежегодно в  содержание  работы творческой смены  вносятся  изменения  в соответствии с тематикой  запланированной работы.  Это могут быть тематические недели,  праздники,  игровые программы,  объединённые  общей темой.

Каждый  день работы смены  наполнен продуктивным творческим содержанием.  Но работа  не является  хаотичной и бесцельной,  содержание  работы  направлена  на  развитие  познавательной и творческой активности учащихся.

 Одной  из  тем  творческой  смены  в  лагере дневного пребывания  является организация  тематических  недель  посвященных   изучение  культуры народов,  творчества,  быта.    Одна из таких тем  называется  «Неделя светской культуры»

Тема этой недели выбрана не случайно. Духовное возрождение России  одно из важнейших условий её будущего процветания – актуальная задача, стоящая перед нашим народом. Однако если речь идёт о возрождении, неизбежно возникает вопрос: что именно следует возродить, то есть, восстановить, оживить? Каким должен быть характер этого возрождения? Не секрет, что наше общество поражено сегодня разного рода бедами:  неравенством, социальной несправедливостью, национальными конфликтами, аморализмом.

Быстро  решить данные проблемы  не возможно,  решение возможно лишь при планомерной и постоянной работе с детьми.  Занимаясь  патриотическим воспитанием, мы возрождаем  духовно-нравственное  состояние  Великой  России.    Но в понятие  патриотизм  не входит только изучение  древнерусской культуры  народов страны  его быта и обычаев.   Существует  еще  бесконечно многообразный богатейший пласт творческой деятельности человечества – светская культура,  которая  основана  также на народных и духовно-нравственных  ценностях  нашей  Родины.

Вот почему стоит подумать о возрождении и развитии в сегодняшней России лучших, гуманистических традиций светской культуры.   Это   огромное наследие  жизни и творчества  отечественных  философов, писателей, поэтов, художников и т. д.  Нам жизненно важно возродить традиции культуры в её лучших образцах и традициях.

В эту культуру входит и религия как область духовной жизни многих людей, как феномен, исторически связанный с самыми различными сферами светской культуры.

Актуальность данной темы раскрывается в создании  воспитательной среды, способствующей углубленному знакомству с отечественной историей и культурой, традициями и достижениями страны.  Еще актуальность   данной разработки заключается в том, что 2015 год объявлен Годом Литературы и  лирическое погружение в эпоху  Золотого века русской литературы  поможет детям не только получить информацию, но и  пробудит интерес к дальнейшему изучению литературы,  вызовет чувство любви к прекрасному,  гордость за свою Родину и её культуру

Цель:  

Формирование чувства гражданственности, патриотизма, любви и уважения к историческому наследию Родины через изучение истории светской культуры.

Задачи. 

Воспитательные:

  • воспитание  культуры личности ребенка;
  • формирование гражданской позиции и патриотических чувств у подрастающего поколения;
  • увлечение детей  творческим делом, способствующим снятию негативного влияния уличной среды;
  • воспитание положительных навыков поведения в обществе.

Развивающие:

  • создание благоприятных условий для развития личностных качеств ребенка;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие интереса к истории, творчеству  художников и поэтов.

Обучающие:

  • содействовать приобретению дополнительных практических знаний в светском этикете;
  • изучить танцевальную культуру  эпохи балов и маскарада.
  • развитие творческого потенциала ребят, включение каждого в  обучающую, творческую деятельность.

«Неделя светской культуры»   представляет собой  интерактивную  игру,  рассчитанную  на  5  дней.  В  нее входит тематический  план  с  темами изучения  и  мультимедийной презентацией.        

План  работы

День недели

Тема  

Содержание работы

Понедельник

«Светский бал»

Приложение 1

-история  бала в России

-что такое  русский  бал

Вторник

«Собираемся  на бал»

Приложение 2

-манеры светского  общества

-гардеробная

- пригласительные открытки и украшение зала

Среда

«Танцевальная культура»

Приложение 3

-танцы на светских балах

-изучение танцев

-бальный этикет

-язык церемониальных жестов

Четверг

«Культурное наследие»

Приложение 4

-поэты и поэзия

-о чем расскажут художники

-музыкальные произведения

-изучение танцев

Пятница

«И грянул бал…»

Приложение 5

-проведение  светского бала

Литература и интернет ресурсы

  1. Левко А.И. Социальная педагогика / А.И. Левко. – Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2003. – 341 с.
  2. Лето – не для скуки / Л. Шипилова // Социальная педагогика. – 2005. - № 2. – с. 16-19.
  3. Летний отдых с «группой риска» / В. Смирнов // Социальная педагогика. – 2005. - № 2. – с. 59-61.
  4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2005. – 269 с.
  5. Модель воспитывающей среды детского оздоровительного лагеря / Н.К. Катович // Праблемы выхавання. – 2007. - № 4. – с. 6-10.
  6. Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога / Н.И. Никитина, М.Ф. Глухова. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 399 с.
  7. Тихомирова, Е.И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе / Е.И. Тихомирова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 144 с.
  8. Учительский портал  http://www.uchportal.ru/publ/25-1-0-2710 
  9.  Сайт  «Копилка уроков» http://kopilkaurokov.ru/istoriya/prochee/page=4?class=&count=20 
  10.  Сайт Электронная библиотека  http://www.universalinternetlibrary.ru/book/28809/ogl.shtml#t7 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Неделя физической культуры

План недели физическая культура....

Санкт-Петербург - город светской культуры

Презентация предназначена для урока истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе, а также может быть использована на уроках истории России в 7 классе. В ней показываются изменения в культуре и быте ...

Отчет о проведении мероприятий недели физической культуры "Турнир сильнейших"

Отчет о проведении мероприятий недели физической культуры "Турнир сильнейших"...

Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга по теме: "Санкт-Петербург - город светской культуры"

Урок-исследование с постановкой проблемного вопроса. Учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках, знакомятся с новым материалом, анализируют, дают собственную оценку. В конце урока ч...

Санкт-Петербург- город светской культуры

Санкт-Петербург- город светской культуры...

Открытый урок «Математика в наследии русской народной культуры», в рамках проведения Недели Православной культуры в школе.

Преимущества многопредметного интегрированного урока очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся. Такие уроки пр...

Открытый урок «Математика в наследии русской народной культуры», в рамках проведения Недели Православной культуры в школе.

Преимущества многопредметного интегрированного урока очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся. Такие уроки пр...