Рабочая программа курса по выбору "Искусство общения"
рабочая программа (9 класс) на тему

Гончар Татьяна Анатольевна

 Рабочая программа  курса по выбору "Искусство общения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа  №19»

Согласована                                                                                

на методическом объединении учителей

русского языка и литературы

Протокол  № 1  от августа 2013г.                                        

                                                                        УТВЕРЖДАЮ

Руководитель МОУ «СОШ №19»

   

_____________ В.В.Терешина

 «___» август 2013 г.

Рабочая  программа

курса по выбору

 «Искусство общения»

                                       

 Уровень основного общего образования

 Срок  реализации  1 год

Составлена  на  основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта
  • Примерной программы основного общего образования по Г.И.Дудиной, В.Н.Пташкиной «Культура речи. Языковая норма»-М.Учитель, 2007 г.

Составитель  Гончар Т.А.

2013г.

                Пояснительная записка        

Программа курса по выбору «Искусство общения» предназначена для работы с учащимися  9- классов с ограниченными возможностями здоровья и составлена в соответствии с программой элективного курса автора-составителя Г.И.Дудиной,  В.Н.Пташкиной «Культура речи. Языковая норма».

Цели курса:

  1. развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;
  2.  развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию;
  3.  развитие потребности в речевом самоусовершенствовании.

Задачи курса:

  1. развивать устную и письменную речь учащихся;

      2.  обогащать активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи;

      3.  способствовать усвоению норм литературного языка.

Для достижения указанной цели и поставленных задач предлагается система занятий по культуре речи для 9 классов. Умение чётко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи - своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов, экономистов и т. д. Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится о здоровье, оказывает людям различные услуги.

        цели и задачи могут быть успешно реализованы только при условии реализации Поставленные  принципа коррекционной направленности образовательного процесса - использования специальных приемов обучения:

1.Приемы, обеспечивающие доступность учебной информации обучения:

  • дозированность учебной нагрузки и поэтапная помощь педагога;
  • включение в урок заданий с опорой на несколько анализаторов,
  • смена видов деятельности учащихся,
  • самостоятельное оперирование учеником новой учебной информацией,
  • усиление интеллектуального фона урока с помощью наглядности,
    активизация познавательной деятельности учащихся.

2. Специальные приемы организации обучения:

  • алгоритмизация учебной деятельности,
  • специфика структурного построения урока,
  • специальные коррекционно- развивающие упражнения,

3. Логические приемы переработки информации:

  • конкретизация,
  • установление аналогии по образцам,
  • обобщение по доступным признакам изучаемых объектов и процессов.

 Содержание занятий представляет собой единство процесса усвоения элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.

                

Тематический план.

Тема

Количество часов

1

Введение. Культура речи, её предмет и задачи.

 

1час

2.

Культура речи.

9час

3.

Виды речи.

6час

4.

Публичные выступления.

1 час

Содержание учебного материала.

Введение. Культура речи, её предмет и задачи.

Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный, эстетический.

Основные понятия культуры речи. Язык как система.

Язык и речь. Функции языка. Культура речи

Нормативный аспект культуры речи и его основные особенности. Критерии языковой нормы. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические и грамматические.

Коммуникативные качества речи: точность, понятность, чистота, богатство.

Этико-социальные аспекты культуры речи.

Культура монологической речи.

Классификация видов речи. Приветственная речь. Монологическое высказывание. Языковые средства.

Виды речи. Информационная речь.

Виды речи. Агитационная речь.

Анализ текста. Фигуры речи.

Публичные выступления учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения данного курса обучающийся должен: знать/понимать:

  • под культурой речи понимается владение нормами литературного языка; понимать, что в современном обществе важно владеть культурой речи, уметь грамотно выразить свои мысли;
  • строить аргументированное высказывание и защищать свою позицию;

          закрепить умения различать орфоэпические, лексические,           грамматические нормы; формировать навыки использования нормативной речи;

  • развивать умение производить лингвистический анализ текста;
  • отбирать этикетные формулы в зависимости от условий речевого общения;
  • использовать в речи риторические фигуры и приёмы аргументации;
  •  строить собственное монологическое высказывание, грамотно отбирать языковые средства;
  • уметь находить в тексте риторические фигуры и приёмы аргументации;
  • уметь находить в тексте фигуры речи; уметь использовать их, создавая текст;
  • составлять письменное или устное высказывание.

• роль языка в жизни современного успешного человека;

• основные признаки официально-делового стиля;

• требования к оформлению деловых бумаг;

• составляющие речевого портрета человека;

•  основные нормы русского литературного языка и нормы речевого этикета;

уметь:

• соблюдать нормы русского речевого этикета;

•  уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

• свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста, адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей жизни;

•  корректно и грамотно составлять деловые бумаги (заявление, расписка, докладная и объяснительная записки);

• составлять тексты рекламного характера (резюме);

•   пользоваться современными средствами связи (телефон, сотовая связь, электронная почта) для осуществления делового общения;

•  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты родного языка в жизни человека и общества;

•  увеличение словарного запаса; расширение круга используемых грамматических средств;

• создание благоприятного речевого портрета.

Критерии и нормы оценки знаний учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний обучающихся.

Развёрнутый ответ ученика должен предоставлять собой связанное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка "5" ставится, если ученик:1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятии; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания  на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положении данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятии или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определении и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка "1" ставится, если ученик, обнаруживает полное незнание  или непонимание материала.

Оценка ("5","4","3")может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определённое время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы обучающегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Литература для учащихся:

1.  Скворцов, Л. И. Культура русской речи [Текст]: словарь-справочник / Л. И. Скворцов. - М.: Знание, 1995.

2.  Влодавская, Е. А. Русский язык [Текст]: единый государственный экзамен / Е. А. Влодавская. - М.: Экзамен, 2005.

3. Горшков, А. И. Русская словесность [Текст] / А. И. Горшков. -М: Дрофа, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дисциплины Психология общения

Рабочая программа дисциплины Психология общения в соответствии с требованиями ФГОС СПО...

Рабочая программа элективного курса "Общение становится профессией"

Программа включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах: в частности, в ней раскрывается содержание ряда профессий, объединенных общими профессиональными действиями, ...

Рабочая программа по культуре общения (7 класс)

Данная программа разработана на основе...

Рабочая программа клуба "Час общения" для 5 класса.

Настоящая программа подготовлена в соответствии с  внедрением Федеральных государственных стандартов общего образования второго ...

рабочая программа по культуре общения для 5 класса

Рабочая програма по культуре общения для 5 класса. Автор программы И. Стернин. Компонент ОУ. Рассчитано на 17 часов (0,5 часа в неделю)...

10 класс.рабочая программа.Русское речевое общение

Шаталова В.М. Культура русского речевого общения. Учебное пособие для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений Московской области. – М.: Изд-во МГОУ, 2004 г....

11 класс.рабочая программа.Русское речевое общение

Шаталова В.М. Культура русского речевого общения. Учебное пособие для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений Московской области. – М.: Изд-во МГОУ, 2004 г....