Рабочая программа элективного курса "Общение становится профессией"
рабочая программа (9 класс) по теме

Гончар Татьяна Анатольевна

Программа включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах: в частности, в ней раскрывается содержание ряда профессий, объединенных общими профессиональными действиями, внутренними средствами и предметом труда.

Основной целью данного курса является содействие профессиональному самоопределению учащихся  с ограниченными возможностями здоровья путем знакомства их с профессиями, ведущим предметом труда в которых являются люди, группы, коллективы, общности людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchenie_stanovitsya_professiey_9_kl_kursy.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Общение становится профессией» составлена на основе типовой программы Е. А. Сапрыкиной, О. Ю. Просихиной  «Общение становится профессией» и предназначена для знакомства учащихся 9-х классов с ограниченными возможностями здоровья с особенностями профессиональной деятельности в сфере «человек - человек». Программа рассчитана на 17 часов. Она включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах: в частности, в ней раскрывается содержание ряда профессий, объединенных общими профессиональными действиями, внутренними средствами и предметом труда.

Основной целью данного курса является содействие профессиональному самоопределению учащихся  с ограниченными возможностями здоровья путем знакомства их с профессиями, ведущим предметом труда в которых являются люди, группы, коллективы, общности людей.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

  1. познакомить учащихся с основными требованиями к качествам человека, профессия которого предполагает работу с людьми;
  2. познакомить учащихся с действиями, наиболее характерными для профессий данной группы;
  3. способствовать формированию у учащихся адекватного отношения к данным действиям;
  4. помочь им выявить склонности и способности к профессиям этой сферы или, наоборот,
  5. определить свое несоответствие выбранному типу профессий;
  6. способствовать формированию у учащихся практических умений по целеполаганию, самоанализу, самоопределению путем включения их в систему профессиональных проб;
  7. способствовать формированию у учащихся способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

Поставленные  принципа коррекционной направленности образовательного процесса - использования специальных приемов обучения:

1.Приемы, обеспечивающие доступность учебной информации обучения:

дозированность учебной нагрузки и поэтапная помощь педагога;

включение в урок заданий с опорой на несколько анализаторов,

смена видов деятельности учащихся,

самостоятельное оперирование учеником новой учебной информацией,

усиление интеллектуального фона урока с помощью наглядности,
активизация познавательной деятельности учащихся.

2. Специальные приемы организации обучения:

алгоритмизация учебной деятельности,

специфика структурного построения урока,

специальные коррекционно- развивающие упражнения,

3. Логические приемы переработки информации:

конкретизация,

установление аналогии по образцам,

обобщение по доступным признакам изучаемых объектов и процессов.

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать:

- подтипы профессий группы «человек - человек»;

- особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда:

- журналиста,

- юриста,        ,

- менеджера,

- педагога,

- психолога;

- определение и перечень основных Деловых качеств личности;

- понятие конфликта, причины и возможности преодоления конфликтов.

- требования к составлению личного профессионального плана;

- основные правила работы с профессиограммами.

По окончании изучения курса учащиеся должны иметь представление:

- о результатах труда в профессиональной деятельности сферы «человек- человек»;

- о перспективах профессионального роста работников данного типа профессий. На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

- сравнивать свои   предварительные знания о профессиях группы «человек - человек» с результатами практического знакомства с ними;

- определять свое отношение к тем действиям, которые характерны для данных профессий;

- соотносить свои возможности с требованиями, предъявляемыми к выбранному типу профессии;

- работать с профессиограммами профессий, относящихся к данной группе.

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются профессиональными пробами, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается вовлечение учащихся в практическую деятельность, включающую в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.

Программа предусматривает определение результатов подготовки по каждому разделу и по программе в целом. Контроль проводится для определения степени достижения цели обучения, уровня сформированности знаний, умений и навыков, а также выявления уровня развития учащихся с целью корректировки методики обучения. Итоговый контроль проводится по окончании занятий в форме выступления-устного высказывания и защиты проекта. Все формы контроля направлены на оптимизацию учебного процесса и оказание учащимся содействия в самоопределении.

Тематический план

Тема

Количество часов

Введение. Предмет и задачи курса

1

Характеристика профессий группы «человек – человек»

4

Профессиональные пробы

8

Рефлексия

4

Итого:

17


Поурочное планирование

№п/п

Тема

Кол-во

часов

1/1

 Предмет и задачи курса

1

2/1

Особенности профессий группы «человек - человек»

1

3/2

Основные требования к качествам человека, профессия которого предполагает работу с людьми.

1

Действия,  наиболее характерные для профессий данной группы

4/3

Подтипы профессий данной группы

1

5/4

Результаты труда и перспективы профессионального роста в профессиональной деятельности группы «человек - человек»

1

6/1

Особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда юриста. Работа с профессиограммой.

1

7/2

Деловая игра «Учимся читать законы»

1

8/3

Особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда менеджера. Работа с профессиограммой

1

9/4

Деловая  игра «Организация фирмы»

1

10/5

Особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда педагога и психолога. Работа с профессиограммами.

1

11/6

Практикум «Решение конфликтных педагогических ситуаций»

1

12/7

Особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда журналиста. Работа с профессиограммой.

1

13/8

Защита проекта газеты

1

14/1

Реалистическая оценка профессий группы «человек - человек».

1

15/2

Соотнесение своих возможностей с требованиями, предъявляемыми к профессиям данного типа

1

16/3

Эвристический семинар «Станет ли общение моей профессией?»

1

17/4

Итоговое занятие.

1

Итого:

17

Содержание учебного материала

I. Введение        

-Предмет и задачи курса.

- понятия «профессия», «профессиональная деятельность», «специальность»;

- значение профессионального самоопределения;    

- требования   к   составлению   личного   профессионального плана;

- понятие профессиограммы;

-смысл и значение труда в жизни человека и общества.

II Характеристика профессий группы «человек - человек»

-Особенности профессий группы «человек - человек».

-Основные требования к качествам человека, профессия которого предполагает работу с людьми.  Действия, наиболее характерные для профессий данной группы,

Подтипы профессий данной группы:

1) профессии, связанные с управлением, руководством чьей-то деятельностью;

2) профессии, связанные с обучением и воспитанием людей;

3) профессии, связанные с материально-бытовым торговым обслуживанием людей;

4) профессии, связанные с информационным обслуживанием людей;

5) профессии, связанные творчеством;

6) профессии, связанные с производством;

7) профессии, связанные с исследованием, научным изучением чего-либо или кого-либо;

8) профессии, связанные с защитой людей от враждебных действий;

9) профессии, связанные с контролем над людьми.

-Результаты труда и перспективы профессионального роста профессиональной деятельности сферы «человек- человек».

III. Профессиональные пробы

- Особенности    профессиональной    деятельности,    характер    и    содержание    труда    юриста.    Работа   с профессиограммой. Деловая игра «Учимся читать законы».

- Особенности   профессиональной   деятельности,   характер   и   содержание   труда   менеджера.   Работа   с профессиограммой. Деловая игра «Организация фирмы».

Особенности профессиональной деятельности, характер и содержание труда педагога и психолога. Работа с профессиограммой. Практикум «Решение конфликтных педагогических ситуаций».

- Особенности   профессиональной   деятельности,   характер   и   содержание   труда   журналиста.   Работа   с профессиограммой. Защита проекта газеты.

IV.Рефлексия

-Реалистическая оценка профессий группы «человек - человек», понимание содержания профессиональной деятельности в данной сфере, типичных профессиональных трудностей, объективных достоинств и недостатков профессий.

-Определение своего отношения к тем действиям, которые характерны для данных профессий.

-Выполнение коллажа, иллюстрирующего особенности профессиональной деятельности в сфере «человек -человек».

Требования к уровню подготовки учащихся:

Учащиеся должны знать:

- основные особенности профессий группы «человек - человек»;

-деловые качества, необходимые для работы по данные профессиям (общие и специфические);

-действия, наиболее характерные для профессий группы «человек - человек»;

- подтипы профессий группы «человек - человек».

Учащиеся должны уметь:

 - определять свое отношение к тем действиям, которые характерны для данных профессий;

 - анализировать информацию о профессиях.

- сравнивать свои   предварительные знания   о профессиях группы «человек - человек» с результатами практического знакомства с ними;

- работать с профессиограммами профессий, относящихся к данной группе.

Учащиеся должны иметь представление:

-о результатах труда в профессиональной деятельности сферы «человек - человек»;

- о перспективах профессионального роста работников данного типа профессий.

Критерии и нормы оценки знаний учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний обучающихся.

Развёрнутый ответ ученика должен предоставлять собой связанное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка "5" ставится, если ученик:1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятии; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания  на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положении данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятии или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определении и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка "1" ставится, если ученик, обнаруживает полное незнание  или непонимание материала.

Оценка ("5","4","3")может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определённое время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы обучающегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Критерии оценки проектных работ

1) Самостоятельность работы над проектом;

2) актуальность и значимость темы;

3) полнота раскрытия темы;

4) оригинальность решения проблемы;

5) презентация содержания проекта;

6) использование средств наглядности, технических средств;

7) ответы на вопросы.

Экспертный лист для оценки проектов.

1.  Название проекта______________

2.  Авторы проекта (Ф.И.О)____________

3.   Система оценки.

Соответствие каждому критерию выражено в следующих баллах:

1.  Наиболее полно соответствует данному критерию - 3 балла.

2. Достаточно полно соответствует данному критерию - 2 балла.

3.   Частично соответствует данному критерию - 1 балл.

4.  Не соответствует данному критерию - 0 баллов.

Первая часть. Экспертиза проекта.

Критерии оценки разработанного проекта

Баллы |

1. Значимость и актуальность выдвинутой проблемы

2. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему и привлечение для её расширения знаний из разных областей науки и практики

3.  Полнота и содержательность представленного проекта

4.  Оригинальность решения проблемы

5.  Оформление проекта

Общая сумма баллов

Критерии оценки процесса реализации

Баллы

1 .  Соответствие реализации задуманному проекту

2. Умение внести коррективы в реализацию проекта

3. Умение взаимодействовать с различными людьми в процессе реализации

4. Активность каждого автора проекта

Общая сумма баллов

Вторая часть. Экспертиза процесса реализации проекта

Третья часть. Экспертиза защиты проекта

Критерии оценки защиты проекта

Баллы

1. Умение раскрывать сущность реализованного проекта и его основные результаты

2. Форма представления проекта

3. Умение отвечать на вопросы: лаконичность и аргументированность

Общая сумма баллов

Главное достоинство проекта:___________________________________________________

Слабые стороны проекта:_______________________________________________________

Основной вывод эксперта:______________________________________________________

Список литературы для учащихся:

1.   Белова  Т.В.,Волошина И.А.,Солнцева В.А., Щегорцев В.А. Справочник  начинающего профконсультанта. М., 1998.

2. Климов Е. А. Как выбирать профессию. М, 1990.

3. Мир профессий. М., 1988.

4. Мир человека:Учебное пособие / Под ред. В. А. Лекторского и А. Ф. Малышевского. М.. 1993.

5. Моя профессиональная карьера: Пособие для учащихся. М.| 1993.

6. Пекелис В. Д. Как найти себя. М., 1989.

7. Поляков В., Яновский Ю. Как получить хорошую работу новой России. М., 1995. ч /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по математике "Математика в твоей профессии"

Рабочая программа элективного курса «Математика в твоей профессии» для учащихся 9 классов предпрофильных классов общеобразовательных школ составлена учителем математики первой квалификационной к...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Информационные технологии в твоей будущей профессии»

На старшей ступени школьного образования должна быть усилена профессиональная направленность информационной подготовки учащихся в области информационных технологий, в содержание обучения этому предмет...

Рабочая программа элективного курса предпрофильной подготовки "Я и моя профессия"

Основной целью данного курса является содействие профессиональному самоопределению учащихся путем знакомства их с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы, с образоват...

Рабочая программа элективного курса «Я и моя будущая профессия» 9 класс

Рабочая программа  элективного курса «Я и моя будущая профессия» 9 класс...

Рабочая программа элективного курса «Химик – профессия будущего» (профессиональные пробы и социальные практики)

В связи с объективной необходимостью внедрения во все отрасли производства и техники нашей страны современных технологий в обществе растет востребованность как в специалистах-производственниках, так и...

Рабочая программа элективного курса «Мир профессий» 9 класс

Аннотация элективного курса «Мир профессий» 9 классНазвание курса«Мир профессий» 9 классКласс 9 классКоличество часов33 ч.Составитель рабочей программыБицура Виктория Викторовн...

Рабочая программа элективного курса «Моя профессия и карьера» -10 класс

Аннотация элективного курса «Моя профессия и карьера» -10 классНазвание курсаЭлективный курс «Моя профессия и карьера»Класс 10 классКоличество часов33 ч.Составитель рабочей про...