Рабочая программа элективного курса «Мир профессий» 9 класс
рабочая программа по психологии (9 класс) на тему
Аннотация элективного курса «Мир профессий» 9 класс
Название курса | «Мир профессий» 9 класс |
Класс | 9 класс |
Количество часов | 33 ч. |
Составитель рабочей программы | Бицура Виктория Викторовна
|
Цель курса | Формирование и развитие у девятиклассников навыков самостоятельного и осознанного выбора и принятия решений, включая выбор профильного класса и профессионального самоопределения с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей. |
Задачи курса |
|
Структура курса | Программа курса «Мир профессий» 9 класс направлена на повышение социально-психологической компетентности обучающихся 9 класса общеобразовательных школ и предоставляет им помощь в выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении. Концептуальная основа программы заключается в том, чтобы формировать социально-психологическую компетентность обучающихся для грамотного поиска профессии, образовательного маршрута и его оптимального выбора. Направить обучающихся на практическое применение знаний о профессиях. Особенность программы состоит в том, что занятия проходят в форме урока. Однако занятия не являются традиционными уроками, так как проходят в непринужденной для детей атмосфере за счет использования групповых и интерактивных методов обучения, активизирующих методик. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_mir_profess_9_2018.doc | 450 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа элективного курса «Мир профессий» 9 класс, составлена в соответствии с:
- Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- Приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), утвержденное приказом по школе от 08 июня 2015 г. №244;
- Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);
- Приказом министерства образования и науки Амурской области от 31 марта 2010 года №509 «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
- Уставом Школы, утвержденного постановлением администрации г. Белогорск от 30 сентября 2015 г. №1782.
- Учебным планом МАОУ «Школа № 10 города Белогорск» на 2018-2019
Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники - это выбор будущей профессии. Он предполагает умение планировать и строить профессиональную карьеру в меняющихся условиях рынка труда. Главное в решении этой проблемы – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, который соответствует интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Для молодых людей переходный период между школой и работой становится определяющим для личного и профессионального развития на всю жизнь. А это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться обучающимися уже в 14—15 лет. Но не все выпускники ответственно относятся к планированию своей будущей профессиональной деятельности.
Курс «Мир профессий» позволяет обучающимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор, подготовиться к будущей профессиональной деятельности, в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адоптироваться к социальным условиям и требованиям рынка труда
Планируемые результаты обучения. Обучающиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
- психологические особенности личности;
- самоопределение;
- профессиональные интересы и склонности, способности, креативность;
- классификация, типы и подтипы профессий;
- профессиограмма;
- профессиональная пригодность;
- проектирование профессионального жизненного пути;
- карьера, этапы построения карьеры;
- личный профессиональный план;
- конструктивное общение;
- адекватная самооценка;
- профпригодность и компенсация;
- рынок труда.
На основе полученных знаний обучающиеся должны уметь:
- раскрывать психологические особенности своей личности;
- выявлять свои способности и профессиональные интересы;
- определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
- работать с профессиограммами;
- ориентироваться в типах и подтипах профессий;
- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
- разработать этапы своей профессиональной карьеры.
Содержание элективного курса «Мир профессий»
I. Введение
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие личного профессионального плана.
Обучающиеся должны знать:
- значение профессионального самоопределения;
- понятие личного профессионального плана.
Обучающиеся должны уметь:
- определять предмет и задачи курса.
- составлять личный профессиональный план.
Обучающиеся должны иметь представление:
- о смысле и значении труда в жизни человека и общества.
II. Познавательные процессы и способности личности
Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллектов. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
Обучающиеся должны знать:
- виды памяти и внимания;
- понятие психологических особенностей личности;
- понятие
- «мышление», особенности интеллектуальной сферы;
- понятие способности, виды способностей, условия их развития;
- типы интеллекта.
Обучающиеся должны уметь:
- определять свои возможности (особенности памяти, внимания, воображения).
III. Психология личности
Типы нервной системы. Типы темперамента. Понятие психотипов. Характер. Самооценка. Жизненное и профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Межличностное общение. Деловое конструктивное общение. Конфликт. Пути решения конфликтных ситуаций.
Обучающиеся должны знать:
- типы нервной системы;
- типы темперамента;
- понятие характера;
- понятие жизненного и профессионального самоопределения;
- понятие потребности, виды потребностей;
- особенности делового общения;
- понятие «конфликта» -пути предотвращения и разрешения конфликтов;
- особенности своей личности.
Обучающиеся должны уметь:
- определять тип нервной системы, темперамента;
- использовать приёмы делового общения, стили решения конфликтов.
- проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях
IV. Мир профессий
Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
Характеристика профессий типа «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ».
Обучающиеся должны знать:
- понятие профессии, специальности, специализации, квалификации;
- характеристику труда: содержание, характер, процесс и условия труда;
- классификацию профессий, формулу профессии;
- понятие профессиограммы, основные правила работы с профессиограммами;
- подтипы профессий в сфере «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ», основные характеристики содержания деятельности данных подтипов, требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.
Обучающиеся должны уметь:
- сравнивать свои представления о мире профессий с полученной на уроках информацией;
- определять своё отношение к содержанию деятельности в рамках определенного типа профессии;
- анализировать информацию о профессиях.
V. Профессиональное самоопределение
Проблема выбора профессии. Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях «хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю». Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Частичная профпригодность. Понятие компенсации. Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо»
Обучающиеся должны знать:
- факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях («хочу» - «могу» - «надо» - «предпочитаю»).
Обучающиеся должны уметь:
- на основе самооценки и анализа своих желаний, возможностей и способностей сделать самостоятельный и независимый профессиональный выбор.
Обучающиеся должны иметь представление:
- о важности решения проблемы выбора профессии.
VI. Подготовка к будущей карьере
Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали). Понятие штатного расписания и должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личностного профессионального плана.
Обучающиеся должны знать:
- понятие карьеры;
- этапы построения карьеры;
- понятие профессионального роста.
Обучающиеся должны уметь:
- составлять личный профессиональный план с учётом факторов, влияющих на выбор профессии.
Обучающиеся должны иметь представление:
- о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.
Перечень тем | Кол-во часов |
Введение. | 1 |
Познавательные процессы и способности личности | 5 |
Психология личности | 6 |
Мир профессий | 11 |
Профессиональное самоопределение | 7 |
Подготовка к будущей карьере | 2 |
Обобщение | 2 |
Всего часов | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 А класс
№ п/п | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата | |
План | факт | |||
I | Введение в мир профессий. | |||
1 | Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана | 1 | 05.09 | |
II | Познавательные процессы и способности личности | |||
2 | Память. Внимание. | 1 | 12.09 | |
3 | Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. | 1 | 19.09 | |
4 | Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. | 2 | 26.09 3.10 | |
5 | Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей. | 1 | 10.10 | |
III | Психология личности | |||
6 | Психология личности | 1 | 17.10 | |
7 | Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. | 1 | 24.10 | |
8 | Самоопределение. Профессиональное самоопределение | 1 | 31.10 | |
9 | Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности и их виды | 1 | 14.11 | |
10 | Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. | 2 | 21.11 28.11 | |
IV | Мир профессий | |||
11 | Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда. Классификация профессий. | 2 | 5.12 12.12 | |
12 | Формула профессии. Понятие профессиограммы | 2 | 19.12 26.12 | |
13 | Типы профессий. Матрица выбора профессии. Характеристика профессий типа «человек – человек. | 2 | 16.01 23.01 | |
14 | Характеристика профессий типа «человек-техника». | 1 | 30.01 | |
15 | Характеристика профессий типа «человек - знаковая система», «человек-природа», «человек-художественный образ» | 1 | 6.02 | |
16 | Характеристика профессий типа «человек - знаковая система. | 1 | 13.02 | |
17 | Характеристика профессий типа «человек-природа». | 1 | 20.02 | |
18 | Характеристика профессий типа «человек-художественный образ» | 1 | 27.02 | |
V | Профессиональное самоопределение | |||
19 | Проблема выбора профессии. | 1 | 6.03 | |
20 | Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях («хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю»). | 1 | 13.03 | |
21 | Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). | 1 | 20.03 | |
22 | Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. | 1 | 03.04 | |
23 | Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»). | 1 | 10.04 | |
24 | «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо» | 2 | 17.04 24.04 | |
Подготовка к будущей карьере | ||||
25 | Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали). | 1 | 08.05 | |
26 | Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. | 1 | 15.05 | |
VII | Обобщение | |||
27 | Построение личного профессионального плана. Защита проекта | 1 | 22.05 | |
итого | 33 | 33 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 Б и 9 Г классы
№ п/п | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
I | Введение в мир профессий. | |||
1 | Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана | 1 | 06.09 | |
II | Познавательные процессы и способности личности | |||
2 | Память. Внимание. | 1 | 13.09 | |
3 | Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. | 1 | 20.09 | |
4 | Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. | 2 | 27.09 4.10 | |
5 | Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей. | 1 | 11.10 | |
III | Психология личности | |||
6 | Психология личности | 1 | 18.10 | |
7 | Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. | 1 | 25.10 | |
8 | Самоопределение. Профессиональное самоопределение | 1 | 1.11 | |
9 | Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности и их виды | 1 | 15.11 | |
10 | Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. | 2 | 22.11 29.11 | |
IV | Мир профессий | |||
11 | Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда. Классификация профессий. | 2 | 6.12 13.12 | |
12 | Формула профессии. Понятие профессиограммы | 2 | 20.12 27.12 | |
13 | Типы профессий. Матрица выбора профессии. Характеристика профессий типа «человек – человек. | 2 | 10.01 17.01 | |
14 | Характеристика профессий типа «человек-техника». | 1 | 24.01 | |
15 | Характеристика профессий типа «человек - знаковая система», «человек-природа», «человек-художественный образ» | 1 | 31.01 | |
16 | Характеристика профессий типа «человек - знаковая система. | 1 | 07.02 | |
17 | Характеристика профессий типа «человек-природа». | 1 | 14.02 | |
18 | Характеристика профессий типа «человек-художественный образ» | 1 | 21.02 | |
V | Профессиональное самоопределение | |||
19 | Проблема выбора профессии. | 1 | 28.03 | |
20 | Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях («хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю»). | 1 | 07.03 | |
21 | Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). | 1 | 14.03 | |
22 | Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. | 1 | 21.03 | |
23 | Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»). | 1 | 04.04 | |
24 | «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо» | 2 | 11.04 18.04 | |
Подготовка к будущей карьере | ||||
25 | Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали). | 1 | 25.04 | |
26 | Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. | 1 | 16.05 | |
VII | Обобщение | |||
27 | Построение личного профессионального плана. Защита проекта | 1 | 23.05 | |
итого | 33 | 33 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
9 В класс
№ п/п | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата | |
план | факт | |||
I | Введение в мир профессий. | |||
1 | Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана | 1 | 07.09 | |
II | Познавательные процессы и способности личности | |||
2 | Память. Внимание. | 1 | 14.09 | |
3 | Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. | 1 | 21.09 | |
4 | Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. | 2 | 28.09 5.10 | |
5 | Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей. | 1 | 12.10 | |
III | Психология личности | |||
6 | Психология личности | 1 | 19.10 | |
7 | Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. | 1 | 26.10 | |
8 | Самоопределение. Профессиональное самоопределение | 1 | 02.11 | |
9 | Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности и их виды | 1 | 16.11 | |
10 | Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов. | 2 | 23.11 30.11 | |
IV | Мир профессий | |||
11 | Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда. Классификация профессий. | 2 | 7.12 14.12 | |
12 | Формула профессии. Понятие профессиограммы | 2 | 21.12 28.12 | |
13 | Типы профессий. Матрица выбора профессии. Характеристика профессий типа «человек – человек. | 2 | 11.01 18.01 | |
14 | Характеристика профессий типа «человек-техника». | 1 | 25.01 | |
15 | Характеристика профессий типа «человек - знаковая система», «человек-природа», «человек-художественный образ» | 1 | 01.02 | |
16 | Характеристика профессий типа «человек - знаковая система. | 1 | 08.02 | |
17 | Характеристика профессий типа «человек-природа». | 1 | 15.02 | |
18 | Характеристика профессий типа «человек-художественный образ» | 1 | 22.02 | |
V | Профессиональное самоопределение | |||
19 | Проблема выбора профессии. | 1 | 01.03 | |
20 | Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях («хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю»). | 1 | 15.03 | |
21 | Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). | 1 | 22.03 | |
22 | Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. | 1 | 05.04 | |
23 | Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»). | 1 | 12.04 | |
24 | «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо» | 2 | 19.04 26.04 | |
Подготовка к будущей карьере | ||||
25 | Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали). | 1 | 03.05 | |
26 | Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. | 1 | 10.05 | |
VII | Обобщение | |||
27 | Построение личного профессионального плана. Защита проекта | 2 | 17.05 24.05 | |
итого | 34 | 34 |