Рабочая программа элективного курса «Мир профессий» 9 класс
рабочая программа по психологии (9 класс) на тему

Бицура Виктория Викторовна

Аннотация элективного курса «Мир профессий» 9 класс

Название курса

«Мир профессий» 9 класс

Класс

9 класс

Количество часов

33 ч.

Составитель рабочей программы

Бицура Виктория Викторовна

 

Цель курса

Формирование и развитие у девятиклассников навыков самостоятельного и осознанного выбора и принятия решений, включая выбор профильного класса и профессионального самоопределения с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей.

Задачи курса

 

  • психологическое просвещение обучающихся (расширить знания о мире профессий, рынке труда; получить основы правильного выбора профессии; познакомиться с классификацией профессий по Климову, требованиями и условиями труда выбранной профессии, возможностями обучения);
  • психологическая диагностика и самодиагностика по выявлению способностей и профессиональных предпочтений обучающихся;
  • моделирование индивидуального образовательного маршрута в рамках предпрофильной подготовки каждым участником курса.

Структура курса

Программа курса «Мир профессий» 9 класс направлена на повышение социально-психологической компетентности обучающихся 9 класса общеобразовательных школ и предоставляет им помощь в выборе профиля обучения и профессиональном самоопределении.

Концептуальная основа программы заключается в том, чтобы формировать социально-психологическую компетентность обучающихся для грамотного поиска профессии, образовательного маршрута и его оптимального выбора. Направить обучающихся на практическое применение знаний о профессиях.

Особенность программы состоит в том, что занятия проходят в форме урока.          

         Однако занятия не являются традиционными уроками, так как проходят в непринужденной для детей атмосфере за счет использования групповых и интерактивных методов обучения, активизирующих методик.

 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr_mir_profess_9_2018.doc450 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Психолог\Desktop\CCI15102018_0001.jpg

            Рабочая программа элективного курса «Мир профессий» 9 класс, составлена в соответствии с:

  • Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
  • Приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);
  • Приказом Министерства Образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), утвержденное приказом по школе от 08 июня 2015 г. №244;
  • Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями);
  • Приказом министерства образования и науки Амурской области от                    31 марта 2010 года №509 «О реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
  • Уставом Школы, утвержденного постановлением администрации г. Белогорск от 30 сентября 2015 г. №1782.
  • Учебным планом МАОУ «Школа № 10 города Белогорск» на 2018-2019

Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники - это выбор будущей профессии. Он предполагает умение планировать и строить профессиональную карьеру в меняющихся условиях рынка труда. Главное в решении этой проблемы – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, который соответствует интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Для молодых людей переходный период между школой и работой становится определяющим для личного и профессионального развития на всю жизнь. А  это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному  благополучию в будущем. Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться обучающимися уже в 14—15 лет. Но не все выпускники ответственно относятся к планированию своей будущей профессиональной деятельности.

Курс «Мир профессий» позволяет обучающимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор, подготовиться к будущей профессиональной деятельности, в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адоптироваться к социальным условиям и требованиям рынка труда

Планируемые результаты обучения. Обучающиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:

  • психологические особенности личности;
  • самоопределение;
  • профессиональные интересы и склонности, способности, креативность;
  • классификация, типы и подтипы профессий;
  • профессиограмма;
  • профессиональная пригодность;
  • проектирование профессионального жизненного пути;
  • карьера, этапы построения карьеры;
  • личный профессиональный план;
  • конструктивное общение;
  • адекватная самооценка;
  • профпригодность и компенсация;
  • рынок труда.

На основе полученных знаний обучающиеся должны уметь:

  • раскрывать психологические особенности своей личности;
  • выявлять свои способности и профессиональные интересы;
  • определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
  • работать с профессиограммами;
  • ориентироваться в типах и подтипах профессий;
  • составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
  • разработать этапы своей профессиональной карьеры.

Содержание элективного курса «Мир профессий»

I. Введение

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие личного профессионального плана.

Обучающиеся должны знать:

  • значение профессионального самоопределения;
  • понятие личного профессионального плана.

Обучающиеся должны уметь:

  • определять предмет и задачи курса.
  • составлять личный профессиональный план.

Обучающиеся должны иметь представление:

  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества.

II. Познавательные процессы и способности личности

Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллектов. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.

Обучающиеся должны знать:

  • виды памяти и внимания;
  • понятие психологических особенностей личности;
  • понятие
  • «мышление», особенности интеллектуальной сферы;
  • понятие способности, виды способностей, условия их развития;
  • типы интеллекта.

Обучающиеся должны уметь:

  • определять свои возможности (особенности памяти, внимания, воображения).

III. Психология личности

Типы нервной системы. Типы темперамента. Понятие психотипов. Характер. Самооценка. Жизненное и профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Межличностное общение. Деловое конструктивное общение. Конфликт. Пути решения конфликтных ситуаций.

Обучающиеся должны знать:

  • типы нервной системы;
  • типы темперамента;
  • понятие характера;
  • понятие жизненного и профессионального самоопределения;
  • понятие потребности, виды потребностей;
  • особенности делового общения;
  • понятие «конфликта» -пути предотвращения и разрешения конфликтов;
  • особенности своей личности.

Обучающиеся должны уметь:

  • определять тип нервной системы, темперамента;
  • использовать приёмы делового общения, стили решения конфликтов.
  • проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях

IV. Мир профессий

Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда.

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.

Характеристика профессий типа «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ».

Обучающиеся должны знать:

  • понятие профессии, специальности, специализации, квалификации;
  • характеристику труда: содержание, характер, процесс и условия труда;
  • классификацию профессий, формулу профессии;
  • понятие профессиограммы, основные правила работы с профессиограммами;
  • подтипы профессий в сфере «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ», основные характеристики содержания деятельности данных подтипов, требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.

Обучающиеся должны уметь:

  • сравнивать свои представления о мире профессий с полученной на уроках информацией;
  • определять своё отношение к содержанию деятельности в рамках определенного типа профессии;
  • анализировать информацию о профессиях.

V. Профессиональное самоопределение

Проблема выбора профессии. Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях «хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю». Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Частичная профпригодность. Понятие компенсации. Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо»

Обучающиеся должны знать:

  • факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях («хочу» - «могу» - «надо» - «предпочитаю»).

Обучающиеся должны уметь:

  • на основе самооценки и анализа своих желаний, возможностей и способностей сделать самостоятельный и независимый профессиональный выбор.

Обучающиеся должны иметь представление:

  • о важности решения проблемы выбора профессии.

VI. Подготовка к будущей карьере

Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали). Понятие штатного расписания и должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личностного профессионального плана.

Обучающиеся должны знать:

  • понятие карьеры;
  • этапы построения карьеры;
  • понятие профессионального роста.

 Обучающиеся должны уметь:

  • составлять личный профессиональный план с учётом факторов, влияющих на выбор профессии.

 Обучающиеся должны иметь представление:

  • о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.

Перечень тем

Кол-во часов

  Введение.

1

Познавательные процессы и способности личности

5

  Психология личности

6

Мир профессий

11

Профессиональное самоопределение

7

Подготовка к будущей карьере

2

   Обобщение

2

                                     Всего часов

34


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 А класс

п/п

Название раздела, тема урока

Кол-во часов

Дата

План

факт

I

Введение в мир профессий.

1

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана

1

05.09

II

Познавательные процессы и способности личности

2

Память. Внимание.

1

12.09

3

Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение.

1

19.09

4

Мышление.

Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта.

2

26.09

3.10

5

Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.

1

10.10

III

Психология личности

6

Психология личности

1

17.10

7

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка.

1

24.10

8

Самоопределение. Профессиональное самоопределение

1

31.10

9

Смысл и цель жизни человека.

Мотивационная сфера личности. Потребности и их виды

1

14.11

10

Общение. Деловое общение. Конфликт.

Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

2

21.11

28.11

IV

Мир профессий

11

Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации.

Характеристика труда.

Классификация профессий.

2

5.12

12.12

12

Формула профессии. Понятие профессиограммы

2

19.12

26.12

13

Типы профессий.  Матрица выбора профессии.

Характеристика профессий типа «человек – человек.

2

16.01

23.01

14

Характеристика профессий типа  «человек-техника».

1

30.01

15

Характеристика профессий типа «человек - знаковая система», «человек-природа», «человек-художественный образ»

1

6.02

16

Характеристика профессий типа «человек - знаковая система.

1

13.02

17

Характеристика профессий типа

«человек-природа».

1

20.02

18

Характеристика профессий типа

«человек-художественный образ»

1

27.02

V

Профессиональное самоопределение

19

Проблема выбора профессии.

1

6.03

20

Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях («хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю»).

1

13.03

21

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»).

1

20.03

22

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность.

1

03.04

23

Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»).

1

10.04

24

«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо»

2

17.04

24.04

Подготовка к будущей карьере

25

Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали).

1

08.05

26

Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования.

1

15.05

VII

Обобщение

27

Построение личного профессионального плана.

Защита проекта

1

22.05

итого

33

33

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 Б и 9 Г классы

п/п

Название раздела, тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт

I

Введение в мир профессий.

1

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана

1

06.09

II

Познавательные процессы и способности личности

2

Память. Внимание.

1

13.09

3

Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение.

1

20.09

4

Мышление.

Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта.

2

27.09

4.10

5

Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.

1

11.10

III

Психология личности

6

Психология личности

1

18.10

7

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка.

1

25.10

8

Самоопределение. Профессиональное самоопределение

1

1.11

9

Смысл и цель жизни человека.

Мотивационная сфера личности. Потребности и их виды

1

15.11

10

Общение. Деловое общение. Конфликт.

Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

2

22.11

29.11

IV

Мир профессий

11

Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации.

Характеристика труда.

Классификация профессий.

2

6.12

13.12

12

Формула профессии. Понятие профессиограммы

2

20.12

27.12

13

Типы профессий.  Матрица выбора профессии.

Характеристика профессий типа «человек – человек.

2

10.01

17.01

14

Характеристика профессий типа  «человек-техника».

1

24.01

15

Характеристика профессий типа «человек - знаковая система», «человек-природа», «человек-художественный образ»

1

31.01

16

Характеристика профессий типа «человек - знаковая система.

1

07.02

17

Характеристика профессий типа

«человек-природа».

1

14.02

18

Характеристика профессий типа

«человек-художественный образ»

1

21.02

V

Профессиональное самоопределение

19

Проблема выбора профессии.

1

28.03

20

Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях («хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю»).

1

07.03

21

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»).

1

14.03

22

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность.

1

21.03

23

Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»).

1

04.04

24

«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо»

2

11.04

18.04

Подготовка к будущей карьере

25

Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали).

1

25.04

26

Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования.

1

16.05

VII

Обобщение

27

Построение личного профессионального плана.

Защита проекта

1

23.05

итого

33

33

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 В класс

п/п

Название раздела, тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт

I

Введение в мир профессий.

1

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана

1

07.09

II

Познавательные процессы и способности личности

2

Память. Внимание.

1

14.09

3

Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение.

1

21.09

4

Мышление.

Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта.

2

28.09

5.10

5

Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.

1

12.10

III

Психология личности

6

Психология личности

1

19.10

7

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка.

1

26.10

8

Самоопределение. Профессиональное самоопределение

1

02.11

9

Смысл и цель жизни человека.

Мотивационная сфера личности. Потребности и их виды

1

16.11

10

Общение. Деловое общение. Конфликт.

Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

2

23.11

30.11

IV

Мир профессий

11

Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации.

Характеристика труда.

Классификация профессий.

2

7.12

14.12

12

Формула профессии. Понятие профессиограммы

2

21.12

28.12

13

Типы профессий.  Матрица выбора профессии.

Характеристика профессий типа «человек – человек.

2

11.01

18.01

14

Характеристика профессий типа  «человек-техника».

1

25.01

15

Характеристика профессий типа «человек - знаковая система», «человек-природа», «человек-художественный образ»

1

01.02

16

Характеристика профессий типа «человек - знаковая система.

1

08.02

17

Характеристика профессий типа

«человек-природа».

1

15.02

18

Характеристика профессий типа

«человек-художественный образ»

1

22.02

V

Профессиональное самоопределение

19

Проблема выбора профессии.

1

01.03

20

Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях («хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю»).

1

15.03

21

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»).

1

22.03

22

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность.

1

05.04

23

Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»).

1

12.04

24

«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо»

2

19.04

26.04

Подготовка к будущей карьере

25

Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали).

1

03.05

26

Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования.

1

10.05

VII

Обобщение

27

Построение личного профессионального плана.

Защита проекта

2

17.05

24.05

итого

34

34