Главные вкладки

    Рабочая программа элективного курса «Химик – профессия будущего» (профессиональные пробы и социальные практики)
    элективный курс по химии (11 класс) на тему

    В связи с объективной необходимостью внедрения во все отрасли производства и техники нашей страны современных технологий в обществе растет востребованность как в специалистах-производственниках, так и в научных кадрах естественнонаучных дисциплин, в том числе, и в химиках.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_elektiva_himik.doc153.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 «Образовательный центр»

    с. Кинель – Черкассы муниципального района Кинель – Черкасский Самарской области

    «Рекомендована к утверждению»

    на заседании НМС

    протокол № 1 от 25.08 2015 г.

    Председатель НМС________ /Пупынина Ю.В./

    «Утверждена»

    Приказ №             от 1.09.2015

    Директор__________ /Иванова О.Е./

    Рабочая программа элективного курса

    «Химик – профессия будущего»

    (профессиональные пробы и социальные практики)

    Класс – 11

    Количество часов в год - 34

    Количество в неделю - 1

    Учитель: Горячкина И. А.

    2015-2016 учебный год

    Пояснительная записка

    В связи с объективной необходимостью внедрения во все отрасли производства и техники нашей страны современных технологий в обществе растет востребованность как в специалистах-производственниках, так и в научных кадрах естественнонаучных дисциплин, в том числе, и в химиках. 

    В современном мире очень многое делается при помощи химии. Специалистами-химиками разрабатываются новая косметика, лекарства, производятся продукты питания, материалы для одежды и обуви, и это только самые известные направления. Химики работают в области химии и технологии органических веществ: промежуточных продуктов, растворителей, пестицидов, органических реакторов, мономеров и вспомогательных веществ для получения полимеров и полимерных материалов, синтетических топлив, масел, специальных жидкостей, поверхностно-активных веществ и моющих средств, органических красителей и других продуктов нефтехимии основного и тонкого органического синтеза.

    Химики работают в отраслях народного хозяйства, производящих вышеперечисленные вещества, а также в научно-исследовательских и проектных организациях. Могут преподавать, работать в образовательных учреждениях, заниматься научно-исследовательской, проектно-конструкторской и инженерно-технологической деятельностью.

    Во всем мире химическая промышленность становится все более важной сферой производства. Естественно, растущая отрасль нуждается в квалифицированных кадрах.

    У специалистов в области химии сегодня появляются новые перспективы. Особенно резко возрастает спрос на химиков-технологов всех направлений.

    Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 – х классов и рассчитан на 17 часов.

    Цель курса: формирование у обучающихся опыта профессиональной деятельности в области химии и оказание помощи в профессиональном самоопределении.

    Задачи:

    • выявление у обучающихся склонностей и способностей к деятельности связанной с химией;
    • знакомство с профессиями, для которых необходимы химические знания;
    • организация исследовательской деятельности учащихся через систему практических работ для развития специальных практических умений и навыков проведения химического анализа.

    Планируемые образовательные результаты учащихся:

    Знаниевые результаты:

    • демонстрируют понимание возрастающей роли химии в решении глобальных проблем человечества: продовольственной, экологической и энергетической;
    • обобщают знания – теоретические (понятия, законы и теории химии) и фактологические (сведения о неорганических и органических веществах и процессах);
    • владеют определенными способами деятельности (составление химических формул, уравнений, определение степени окисления химических элементов, осуществление расчетов по формулам и уравнениям и другое);
    • воспроизводят стандартный алгоритм решения некоторых качественных задач по химии (задач на идентификацию веществ, на осуществление превращений веществ и получение веществ);
    • применяют навыками безопасного обращения с лабораторным оборудованием и реактивами.

    Компетентностные результаты:

    • планируют эксперимент, находят различные способы решения экспериментальных задач;
    • наблюдают, описывают и делают выводы при выполнении экспериментальных работ;
    • проводят реакции на ионы, с использованием методов качественного и количественного анализа исследования состава веществ;
    • применяют химические знания на практике при выполнении исследовательских работ.

    Способы оценки планируемых результатов

    Входной контроль осуществляется в начале обучения в виде собеседования, текущий контроль проводится в ходе бесед и практических работ на занятиях. На практических работах проверяются умения и навыки работы с химическими веществами и приборами. Итоговый контроль – защита проектов по выбранной профессии.

    Оценивание обучающихся предполагается по результатам их отчётов за проделанные практические работы и защиту проекта - «зачтено»/«не зачтено».

    Формы проведения занятий: лекция, практическая работа, лабораторные опыты, защита творческих работ.

    Формы организации работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.

    Основания для отбора содержания образования

    В процессе изучения материалов элективного курса ученикам прививается вкус к исследовательской деятельности, выполнению практических профессиональных работ, закладываются основы общенаучного мышления, умение правильно построить исследовательскую задачу, использовать разные методы, проанализировать и обобщить материал, формирует правильную речь, развивает самостоятельность, формирует привычку к публичным выступлениям.

    Предоставление обучающимся возможности самостоятельно проводить намеченные программой практические работы является важнейшим условием успешности проведения данного курса, развивает их способности и укрепляет желание посвятить себя работе по химическим специальностям.

    Курс даёт возможность сравнить требования, которые предъявляют профессии химического профиля, со своими возможностями.

    Характеристика ресурсов

    Дидактические материалы:

    • опорные схемы, тексты заданий;
    • справочно-информационная таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»;
    • таблица «Растворимость солей, кислот и оснований в воде»;
    • руководство для лабораторных опытов и практических занятий по химии.

    Необходимое оборудование:

    • набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента;
    • нагревательные приборы;
    • наборы химических реактивов для проведения практических работ.
    • коллекции: «Металлы и сплавы», «Волокна», «Каучук», «Пластмассы», «Стекло и изделия из стекла».

    Информационно-коммуникативные средства:

    • мультимедийное оборудование;
    • электронное издание «Виртуальная химическая лаборатория»;
    • «Открытая Химия 2.5»;
    • выход в Интернет.

    Тематическое планирование

    Вводное занятие. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Порядок выполнения химического эксперимента, его результатов, составление отчета.

    Тема 1. Роль химии в профессиональной деятельности человека. Знакомство с ролью химии в жизни, быту, профессиональной деятельности человека. Профессии, для которых необходимы химические знания.

    Тема 2. Профессии, связанные с химическим производством: химик – технолог, химик-исследователь, химик-инженер, химик-аналитик, биохимик, химик-эколог. Химическая промышленность и химическая технология. Научные принципы организации химических производств. Важнейшие составляющие химического производства. Рассмотрение химико-технологических процессов получения сахара из сахарной свеклы, крахмала из картофеля и кукурузы, масло из семян подсолнечника.

    Практическая работа №1. Анализ водопроводной воды.

    Практическая работа №2: Получение глюкозы из картофеля.

    Экскурсия в санитарно-эпидемиологическую станцию Кинель – Черкасского района.

    Тема 3. Химия в профессиях, необходимых человеку: фармацевт, провизор, эксперт – лаборант, эксперт по качеству потребительских товаров.

    Профессии провизора и фармацевта. Порядок проведения анализов лекарственных средств и их оформление. Приготовление и применение лекарственных сборов. Соки растений – источники здоровья. Целебные яды

    растений.

    Анализ пищевых продуктов. Анализ молока и молочных продуктов: определение кислотности, содержания белков и молочного сахара; установление свежести молока. Определение кислотности хлеба и яблок, глюкозы и фруктозы в яблоках, сахарозы в карамели. Определение белков в мясе и муке. Изучение свойств пигментов свеклы, моркови, хлорофилла.

    Практическая работа №3. «Оценка качества коровьего молока органолептическими и физико - химическими методами».

    Практическая работа №4. Приготовление лекарственных (витаминных, успокоительных, тонизирующих) чаев.

    Практическая работа 5. Приготовление растворов перманганата калия для полоскания горла, для обработки ожогов. Приготовление изотонического и гипертонического растворов хлорида натрия, водно-спиртового раствора йода, борной кислоты.

    Экскурсия в аптеку «ИМПЛОЗИЯ». Экскурсия на предприятия Кинель – Черкасского районного потребительского общества.

    Тема 4. Химия в профессиях сферы обслуживания. Исследование свойств тканей из синтетических, искусственных и натуральных волокон. Чистящие средства. Удаление пятен: техника выведения пятен, пятновыводители. Удаление жировых пятен, пятен от ягод и фруктов, овощей и соков, пищевых продуктов, крови, краски.

    Практическая работа 6. Удаление пятен различного происхождения.

    Учебно - тематическое планирование

    Тема

    Количество часов

    Формы контроля

    всего

    аудиторных

    внеаудиторных

    В т.ч. на практическую

    деятельность

    Вводное занятие. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Порядок выполнения опытов и составление отчета.

    1

    1

    Зачет по ТБ

    Тема 1. Роль химии в профессиональной деятельности человека.

    1

    1

    Результаты анкетирования

    Тема 2. Профессии, связанные с химическим производством.

    5

    2

    1

    2

    Отчет по практической работе

    Тема 3. Химия в профессиях, необходимых человеку.

    6

    1

    2

    3

    Отчет по практической работе

    Тема 4. Химия в профессиях сферы обслуживания

    2

    1

    1

    Отчет по практической работе

    Итоговое занятие. Защита проектов: «Мое место в мире химических специальностей».

    2

    2

    Зачет

    Итого:

    17

    8

    3

    6

    Список использованной литературы

    Литература для учителя:

    1. Бурицкая Н.Н. Политехническое образование и профориентация учащихся в процессе обучения химии. – М.: Просвещение,1983г.
    2. Белорус А.В. Применение химических веществ в пищевой промышленности и быту. Журнал «Химия. Все для учителя» №7, 2011г.
    3. Волков В. Н., Солодова Р. И., Волкова Л. А. Определение качества молока и молочных продуктов // Химия в школе. – 2002г. – № 1.
    4. Воскресенский П.И. Неймак А.М. Основы химического анализа. Пособие для учащихся. – М. Просвещение,1977г.
    5. Климов Е. А. Путь в профессию. – Л.: Лениздат,1974.
    6. Маршанова Г.Л.Техника безопасности в школьной лаборатории: сборник инструкций и рекомендаций. М.: АРКТИ, 2002г.
    7. Петрова Д.В., Тургенева М.В. Потребляй, но проверяй. Методическое пособие из серии «Искусство ведения здорового образа жизни». – Отрадный, 2006г.
    8. Пичугина Г.В. «Повторяем химию на примерах из повседневной жизни». – М.: «Аркти», 1999г.
    9. Прощицкая Е.Н. Выбирай профессию. – М.: Просвещение, 1991г.
    10. Практикум по общей и неорганической химии / Под ред. Н. Н. Павлова, В. И. Фролова. - М.: Дрофа, 2002г.
    11. Речкалова Н. И., Сысоева  Л. И. Какую воду мы пьем // Химия в школе. – 2004г.  – № 3.
    12. Солдатенков А. Т. Основы органической химии лекарственных веществ. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Химия, 2003г.
    13. Сопова А. С. Химия и лекарственные вещества. – Л., 1982гг.
    14. Степин Б. Д., Аликберова Л. Ю., Рукк Н. С. Домашняя химия. Химия в быту и на каждый день. – М.: РЭТ, 2001г.

    Литература для учащихся:

    1. Афанасьев А. Г. Химия на службе быта. М.: Знание, 1986г.
    2. Войтович В. А. Химия в быту. М.: Знание, 1980г.
    3. Дружинина А. Здоровое питание. – М.: АСТ -  Пресс книга, 2004г.
    4. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа, 1992г.
    5. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 10 класс (учебник). М.: «Просвещение», 2007г.
    6. Стивен У. Мойе. Занимательная химия. Замечательные опыты с простыми веществами. М.: Астрель, 2007г.
    7. Энциклопедия для детей. Т. 17. Химия. М.: Аванта+, 2000г.
    8. Шустов С. Б., Шустова Л.Б. Химические основы экологии, М., Просвещение, 1995г.
    9. Шульгин Г. Б. Химия для всех. М.; Знание, 1987г.

    Интернет – ресурсы:

    Приложение 1

    Оценочные материалы для оценки практических работ

    Практическая работа №1. 

    Стимул

    Анализ водопроводной воды.

    Задачная формулировка

    Приготовьте пробы воды и определите:

    1) запах воды и его интенсивность, вкус воды;

    2) наличие растворенных солей, аммиака в воде, соединений двухвалентного и трехвалентного железа, нитратов.

    Источник

    Физические и химические свойства воды.

    Бланк ответа

    Объект исследования

    Прозрачность

    Запах

    Вкус

    Соли

    Аммиак

    Трех

    валентное железо

    Двух

    валентное железо

    Нитраты

    Инструмент проверки

    0 баллов – практическая работа не выполнена;

    1 балл – практическая работа выполнена на 50%;

    2 балла – практическая работа выполнена в полном объеме.

    Практическая работа №2:

    Стимул

    Докажите экспериментально, что картофель содержит крахмал.

    Задачная формулировка

    Соберите прибор, необходимый для получения крахмала из картофеля, прокипятите раствор до полного растворения (гидролиза) крахмала, нейтрализуйте серную кислоту (катализатор) с помощью карбоната кальция; отфильтруйте остатки картофеля и выпавший осадок сульфата кальция.

    Отлейте в пробирку немного фильтрата и проведите реакцию, доказывающую, что получена глюкоза, осуществив реакцию «серебряного зеркала» или с помощью гидроксида меди при нагревании. Еще немного фильтрата перелейте в тигель и упарьте раствор до появления белых кристаллов глюкозы.

    Источник

    Химические свойства крахмала и глюкозы – качественные реакции.

    Инструмент проверки

    0 баллов – практическая работа не выполнена;

    1 балл – практическая работа выполнена на 50%;

    2 балла – практическая работа выполнена в полном объеме.

    Практическая работа №3. 

    Стимул

    Оцените качества коровьего молока, чтобы познакомиться с работой эксперта - лаборанта по анализу пищевых продуктов.

    Задачная формулировка

    Определите 

    1) органолептические показатели молока: внешний вид, цвет, консистенцию, запах, и вкус;

    2) физико-химические показатели молока: степень чистоты, кислотность, количество белка, крахмала и пероксида водорода.

    Источник

    Физические и химические свойства молока

    Бланк ответа

    Показатели

    Сорт молока

    Результаты исследований

    Внешний вид

    Цвет

    Консистенция

    Вкус

    Степень чистоты

    Кислотность

    Количество белка

    Наличие крахмала

    Наличие пероксида водорода

    Инструмент проверки

    0 баллов – практическая работа не выполнена;

    1 балл – практическая работа выполнена на 50%;

    2 балла – практическая работа выполнена в полном объеме.

    Практическая работа №4. 

    Стимул

    Вам необходимо приготовить лекарственный (витаминный, успокоительный, тонизирующий) чай для своих членов семьи.

    Задачная формулировка

    Заварите лекарственный сбор в фарфоровом (или глиняном) чайнике. Вода должна быть закипевшей «белым ключом». Если чай делается не только из листьев, а и из сушеных ягод, то их перед завариванием нужно раздробить. Кипятить витаминный чай не рекомендуют, ведь при высоких температурах травы отдают много полезных веществ. Чтобы получить более насыщенный вкус, можно в течение 3-4-х минут подержать заваренную смесь на водяной бане.

    Источник

    Целебные свойства чая из лечебных трав и плодов.

    Инструмент проверки

    0 баллов – практическая работа не выполнена;

    1 балл – практическая работа выполнена на 50%;

    2 балла – практическая работа выполнена в полном объеме.

    Практическая работа 5. 

    Стимул

    Вам необходимо научиться готовить в домашних условиях для оказания первой медицинской помощи членам своей семьи:

    1) раствор перманганата калия, водно-спиртового раствора йода, борной кислоты (для полоскания горла, для обработки ожогов);

    2) изотонический (для коррекции состояния при обезвоживании) и гипертонического растворов хлорида натрия (для лечении гнойных ран, заболеваниях верхних дыхательных путей).

    Задачная формулировка

    Для обработки ожога растворите 2г перманганата калия в 100мл воды. Для обработки глубоких ран приготовьте 5% раствор, т.е. 5г соли растворите в 100мл воды.

    Чтобы провести полоскание горла 0,01-0,1% раствором марганцовокислого калия - в стакан с теплой водой добавьте кристаллики марганцовки, тщательно растворяя до того, как жидкость станет бледно-розовой.

    Для приготовления изотонического раствора из хлорида натрия необходимо нужно взять 9 г на 1000 мл раствора, чтобы концентрация раствора составила 0,9%.

    5%-го гипертонический раствор означает, что в 100 мл воды следует растворить 5 граммов соли.

    Источник

    Химические свойства данных соединений.

    Инструмент проверки

    0 баллов – практическая работа не выполнена;

    1 балл – практическая работа выполнена на 50%;

    2 балла – практическая работа выполнена в полном объеме.

    Практическая работа 6. 

    Стимул

    Вам необходимо удалить пятна различного происхождения в домашних условиях, не прибегая к услугам химчистки.

    Задачная формулировка

    1. Нанесите на выданные вам образцы тканей (шерстяная, хлопчатобумажная, шелковая, ацетатная) пятна: майонезом, растительным маслом, ржавчиной, чернилами, губной помадой, парафином, чаем, йодной настойкой, косметическим кремом.

    2. Пользуясь инструкцией и соблюдением правил по технике безопасности, приступите к выведению нанесенных пятен.

    3. Нанесите немного ацетона на разные виды тканей. Сделайте вывод о целесообразности применения ацетона для выведения пятен.

    Источник

    Действие химических веществ на различные виды тканей.

    Бланк ответа

    Виды пятен

    Способ удаления

    Жирные и масляные

    Пятна от йодной настойки

    Цветные пятна органического происхождения

    Чернильные капли

    Пятна от ржавчины

    Инструмент проверки

    0 баллов – практическая работа не выполнена;

    1 балл – практическая работа выполнена на 50%;

    2 балла – практическая работа выполнена в полном объеме.

    Приложение 2

    Критерии оценивания проектов

    Критерии оценки содержания

    Количество баллов

    Соблюдение авторами структуры проекта

    Использование в проекте различных источников информации

    (словари, энциклопедии, научная литература, Интернет-ресурсы)

    Использование в проекте разнообразных форм представления информации

    (схемы, графики, таблицы, карты, иллюстрации, фотографии….)

    Стилистическая грамотность (отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок)

    Доступность представленной в проекте информации

    Наличие у авторов проекта собственной позиции на рассматриваемые события и явления

    Критерии оценки дизайна

    Соблюдение единого стиля оформления презентации

    Соответствие содержания изображению

    Сочетание фона с графическими элементами и текстом

    Общее количество баллов

    Оценка отдельных параметров:

    5 - отлично

    4 - хорошо

    3 - средне

    2 - требуется доработка

    1 - плохо


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Информационные технологии в твоей будущей профессии»

    На старшей ступени школьного образования должна быть усилена профессиональная направленность информационной подготовки учащихся в области информационных технологий, в содержание обучения этому предмет...

    Рабочая программа элективного курса «Я и моя будущая профессия» 9 класс

    Рабочая программа  элективного курса «Я и моя будущая профессия» 9 класс...

    Рабочая программа элективного курса «Английский язык в профессиональной сфере» для учащихся 9-х классов

    Рабочая программа элективного курса«Английский язык в профессиональной сфере»для учащихся 9-х классов17 часов...

    Рабочая программа элективного курса «Английский язык в профессиональной сфере» для 9 класса

    Программа элективного курса «Английский язык в профессиональной сфере» для 9 класса составлена на основе федерального компонента для 8-11 классов государственного стандарта среднего общего...

    Рабочая программа элективного курса «Мир профессий» 9 класс

    Аннотация элективного курса «Мир профессий» 9 классНазвание курса«Мир профессий» 9 классКласс 9 классКоличество часов33 ч.Составитель рабочей программыБицура Виктория Викторовн...

    Рабочая программа элективного курса «Моя профессия и карьера» -10 класс

    Аннотация элективного курса «Моя профессия и карьера» -10 классНазвание курсаЭлективный курс «Моя профессия и карьера»Класс 10 классКоличество часов33 ч.Составитель рабочей про...