Главные вкладки

    Рабочая программа элективного курса «Я и моя будущая профессия» 9 класс
    рабочая программа (9 класс) по теме

    Иволгина Надежда Валентиновна

    Рабочая программа  элективного курса «Я и моя будущая профессия» 9 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon elektiv_ya_i_moya_budushchaya_professiya_9_kl.doc103.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Григорьевский филиал

    Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  Шпикуловской средней общеобразовательной школы

     

    Рассмотрена на заседании методического совета и рекомендована к утверждению

    Протокол № 1 от «30» августа  2013 г.

    Утверждаю.

    Директор школы __________/П.А. Чернов/

                                               Ф.И.О.

    Приказ № 138 от «31» августа  2013 г.

                                                               РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    элективного курса

    Я и моя будущая профессия

    для  9  класса

    на 2013-2014 год

                                                                                                                                       

                                                                                                                                          составитель:

                                                                                                                                             учитель

    Иволгина Надежда Валентиновна

    д. Петровка, 2013 год

                                               Пояснительная записка

      Рабочая программа по элективному курсу «Я и моя будущая профессия» разработана в соответствии с  нормативно-правовой базой:

    1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
    2. Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ МБОУ Шпикуловской СОШ;
    3. Образовательная программа МБОУ Шпикуловской СОШ;
    4. Учебный  план Григорьевского филиала МБОУ Шпикуловской СОШ на 2013-2014 учебный год.

     Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники - это выбор будущей профессии. Он предполагает умение планировать и строить профессиональную карьеру в меняющихся условиях рынка труда. Главное в решении этой проблемы – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, который соответствует интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Для молодых людей переходный период между школой и работой становится определяющим для личного и профессионального развития на всю жизнь. А  это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному  благополучию в будущем. Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться обучающимися уже в 14—15 лет. Но не все выпускники ответственно относятся к планированию своей будущей профессиональной деятельности.

    Курс «Я и моя будущая профессия» позволяет обучающимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор , подготовиться к будущей профессиональной деятельности, в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адоптироваться к социальным условиям и требованиям рынка труда

    Актуальность  данной программы состоит в том, что необходимо с  учащимися 9 класса проводить систематически организованную профориентацию, направленную не только на знакомство с профессиями, но и

    на изучение личностных особенностей,  учет их при выборе своей будущей профессии и на развитие личности, потому что

    - выпускники основной школы должны сами определить свой дальнейший путь получения образования,

    - часть обучающихся покидает стены школы, поступая в техникумы , колледжи;

    - в современном мире выигрывает лучший, а для этого нужно наметить пути своего образования как можно раньше, чтобы как можно больше времени уделить изучению предметов в выбранном направлении и работать над коррекцией и развитием своих личностных качеств.

    Значимость программы курса «Я и моя будущая профессия» заключается в том, что наряду с проблемой профориентации у обучающихся этого возраста складывается потребность в развитии социального интеллекта. Выпускнику важно при этом получить оценку окружающих, сравнить её с самооценкой. Естественно такая ситуация заставляет задумываться, осмысливать свои возможности, потребности, притязания, а так же  при этом развития коммуникативных качеств.

      Программа по профориентации  «Я и моя будущая профессия» призвана помочь школьникам  в нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфику возраста.

    Работая в группах,  подростки учатся обмениваться информацией и выражать личное мнение, говорить и слушать, принимать решения, обсуждать и решать проблемы. Это развивает личностную и социальную компетентность

    Основная цель данного курса - формирование у обучающихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

    Задачи:

    - помочь  обучающимся  раскрыть психологические особенности своей личности ;

    - помочь молодым людям определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий;

    - способствовать развитию социального интеллекта (овладение способами и приёмами конструктивного взаимодействия с окружающими);

    - расширить знания обучающихся о мире профессий, познакомить с их классификацией, дать представление о профпригодности ;

    - обучить выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям.

              Работа осуществляется с помощью игровых методов, методов групповой работы,  дискуссий и «генераций  идей» («мозговых штурмов»),эвристических бесед, проблемного изложения материала.

     Необходимыми условиями, определяющими успешность работы на занятиях, являются: во-первых, создание и поддержание педагогом благоприятного эмоционального фона (комфорта), во-вторых – атмосферы доверия, в–третьих – доброжелательного отношения участников друг к другу.

    Программа элективного курса  рассчитана на  34 часа, программа  включается в сетку расписания с пометкой «элективный курс». Занятия проводятся 1 раз в неделю на протяжении всего учебного года.

    Формы занятий –  рассказ, беседа, практика, ролевая игра, тренинг, тестирование, анкетирование;

    Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается включение учащихся в практическую деятельность, включающую в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.

    Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

    Результаты  выполнения программы  приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся

                       Требования к уровню подготовки учащихся.

    В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:

    • психологические особенности личности;
    • самоопределение;
    • профессиональные интересы и склонности, способности, креативность;
    • классификация, типы и подтипы профессий;
    • профессиограмма;
    • профессиональная пригодность;
    • проектирование профессионального жизненного пути;
    • карьера, этапы построения карьеры;
    • личный профессиональный план;
    • конструктивное общение;
    • адекватная самооценка;
    • профпригодность и компенсация;
    • рынок труда.

    На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

    • раскрывать психологические особенности своей личности;
    • выявлять свои способности и профессиональные интересы;
    • определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
    • работать с профессиограммами;
    • ориентироваться в типах и подтипах профессий;
    • составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
    • разработать этапы своей профессиональной карьеры.

               

    Содержание курса «Я и моя будущая профессия»

    I. Введение

    Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие личного профессионального плана.

    Учащиеся должны знать:

    • значение профессионального самоопределения;
    • понятие личного профессионального плана.

    Учащиеся должны уметь:

    • определять предмет и задачи курса.
    • составлять личный профессиональный план.

    Учащиеся должны иметь представление:

    • о смысле и значении труда в жизни человека и общества.

    II. Познавательные процессы и способности личности

    Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллектов. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.

    Учащиеся должны знать:

    • виды памяти и внимания;
    • понятие психологических особенностей личности;
    • понятие
    • «мышление», особенности интеллектуальной сферы;
    • понятие способности, виды способностей, условия их развития;
    • типы интеллекта.

    Учащиеся должны уметь:

    • определять свои возможности (особенности памяти, внимания, воображения).

    III. Психология личности

    Типы нервной системы. Типы темперамента. Понятие психотипов. Характер. Самооценка. Жизненное и профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Межличностное общение. Деловое конструктивное общение. Конфликт. Пути решения конфликтных ситуаций.

               Учащиеся должны знать:

    • типы нервной системы;
    • типы темперамента;
    • понятие характера;
    • понятие жизненного и профессионального самоопределения;
    • понятие потребности, виды потребностей;
    • особенности делового общения;
    • понятие «конфликта» -пути предотвращения и разрешения конфликтов;
    • особенности своей личности.

    Учащиеся должны уметь:

    • определять тип нервной системы, темперамента;
    • использовать приёмы делового общения, стили решения конфликтов.
    • проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях

    IV. Мир профессий

    Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда.

    Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.

    Характеристика профессий типа «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ».

    Учащиеся должны знать:

    • понятие профессии, специальности, специализации, квалификации;
    • характеристику труда: содержание, характер, процесс и условия труда;
    • классификацию профессий, формулу профессии;
    • понятие профессиограммы, основные правила работы с профессиограммами;
    • подтипы профессий в сфере «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек - природа», «человек - художественный образ», основные характеристики содержания деятельности данных подтипов, требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.

    Учащиеся должны уметь:

    • сравнивать свои представления о мире профессий с полученной на уроках информацией;
    • определять своё отношение к содержанию деятельности в рамках определенного типа профессии;
    • анализировать информацию о профессиях.

    V. Профессиональное самоопределение

    Проблема выбора профессии. Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях «хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю». Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Частичная профпригодность. Понятие компенсации. Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо»

    Учащиеся должны знать:

    • факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях («хочу» - «могу» - «надо» - «предпочитаю»).

    Учащиеся должны уметь:

    • на основе самооценки и анализа своих желаний, возможностей и способностей сделать самостоятельный и независимый профессиональный выбор.

    Учащиеся должны иметь представление:

    • о важности решения проблемы выбора профессии.

    VI. Подготовка к будущей карьере

    Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали). Понятие штатного расписания и должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личностного профессионального плана.

    Учащиеся должны знать:

    • понятие карьеры;
    • этапы построения карьеры;
    • понятие профессионального роста.

    Учащиеся должны уметь:

    • составлять личный профессиональный план с учётом факторов, влияющих на выбор профессии.

    Учащиеся должны иметь представление:

    • о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.

    Учебно – тематический план курса «Я и моя будущая профессия»

    Перечень тем

    Кол-во часов

      Введение.

    1

    Познавательные процессы и способности личности

    5

      Психология личности

    6

    Мир профессий

    11

    Профессиональное самоопределение

    7

    Подготовка к будущей карьере

    2

       Обобщение

    2

                                         Всего часов

    34

    Календарно-тематический план

    n/n

    Наименование тем

    Дата

    Кол-во

    часов

    I

    1

    Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана

    1

    II

    Познавательные процессы и способности личности

    6

    2

    Память. Внимание.

    1

    3

    Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение.

    1

    4-5

    Мышление.

    Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта.

    2

    6

    Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.

    1

    III

    Психология личности

    5

    7

    8

    Психология личности

    Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка.

    1

    1

    9-10

    11-12

    Самоопределение. Профессиональное самоопределение.

    Смысл и цель жизни человека.

    Мотивационная сфера личности. Потребности и их виды.

    Общение. Деловое общение. Конфликт.

    Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

    2

    2

    IV

    Мир профессий

    11

    13-14

    15-16

    Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации.

    Характеристика труда.

    Классификация профессий.

    Формула профессии. Понятие профессиограммы.

    2

    2

    17-18

    19

    Типы профессий.  Матрица выбора профессии.

    Характеристика профессий типа «человек – человек.

    Характеристика профессий типа  «человек-техника».

    2

    1

    20

    21

    22

    23

    Характеристика профессий типа «человек - знаковая система», «человек-природа», «человек-художественный образ»

    Характеристика профессий типа «человек - знаковая система.

    Характеристика профессий типа

    «человек-природа».

    Характеристика профессий типа

    «человек-художественный образ»

    1

    1

    1

    1

    V

    Профессиональное самоопределение

    7

    24-25

    Проблема выбора профессии.

    Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях («хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю»).

    2

    26

    Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»).

    1

    27

    Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность.

    1

    28

    Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»).

    1

    29-30

    «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» - «могу» - «надо»

    2

    VI

    Подготовка к будущей карьере

    2

    31

    Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали).

    1

    32

    Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования.

    1

    7

    33-34

     Обобщение

    Построение личного профессионального плана. Зачёт.

    2

                                                      Литература и средства обучения

    Для учителя

    1. Климов В.А., Развивающийся человек в мире профессий. - Огнинск, 2010.
    2. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению/ Под ред. Чистяковой С.Н., Журкина А.Я. - М., 2011.
    3. Кулагин С.Б. Основы профессиональной психодиагностики. - М., 2011.
    4. Прощицкая Е.Н Практикум по выбору профессии.- М., 2011.

    Для обучающихся

                1. Белова Т.В., Волошина И.А., Солнцева А.А. Справочник начинающего         профконсультанта. - М., 2012.

    1. Климов В.А. Как выбрать профессию. - М.,2013.
    2. Мир профессий. - М., 2013.
    3. Мир человека: Учебное пособие/ Под ред. В.А. Лекторского и А.Ф. Малышевского. - М., 2011.
    4. Пвсковский  Д.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? - М., 2012
    5. Резапкина Т.В. Секреты выбора профессии. М.: «Генезис», 2013.

                                                   Интернет – ресурсы.

    http://.www.proshkolu.ru

    http://.www.kraeved.ru

    http://.www.openclass.ru

    http://.www.it-n.ru

    http://festival.1 september.ru

    http://.www.pedsovet.ru

    http://.wikipedia.org/wiki


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа курса английский язык в 10-11 классах.

    Программа по английскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и примерных программ по ИЯ .Преподование ведётся по учебно-методичес...

    Рабочая программа курса «Иностранный (английский) язык» для 5 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень)

    1. Пояснительная записка к рабочей учебной программеЦелями реализации образовательной программы основного общего образования по английскому языку являются:— обеспечение планируемых ре...

    Рабочая программа курса по выбору "Проба пера", 9 класс.

    Рабочая программа ориентационного курса по выбору "Проба пера", преподаваемого в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9 классов....

    Элективный курс " Физика в моей будущей профессии"

    Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9 класса поможет учащимся использовать знания из области физики в разных профессиях....

    Рабочая программа курса профориентационной направленности "Человек и профессия" для учащихся 9-х классов

    Рабочая программа составлена  на основе программы курса профориентационной направленности «Человек и профессия», разработанной Л.Н. Бобровской, Е.А Сапрыкиной, О.Ю. Просихиной (под редакцией Н.Н....

    Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Химия в моей будущей профессии»

    рабочая программа по внеурочному курсу "Химия в моей будущей профессии"...