Рабочая программа курса предпрофильной подготовки "Человек и профессия"
рабочая программа (9 класс)
Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_chelovek_i_professiya.docx | 52.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КУРСА
«ЧЕЛОВЕК И ПРОФЕССИЯ»
Пояснительная записка
Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.
Рабочая программа разработана на основе программы «Человек и профессия» авторов-составителей Л.Н. Бобровской, О.Ю. Просихиной, Е.А. Сапрыкиной, допущена к использованию в учебном процессе экспертным заключением комитета по образованию администрации Волгоградской области от 21.05.2005 №103.
Курс «Человек и профессия» составлен для учащихся 9-х классов и позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
Этот курс дополнен программой: «Когда общение становится профессией», данная программа предусматривают проведение профессиональных проб.
Данный курс изучается в 9 классе 35 часов. Так как данный курс не рассчитан на инвариантную часть учебного плана, часы были выделены из вариативной части в количестве 1 часа в неделю. Таким образом, курс рассчитан на реализацию 35 часов в год из расчета 1 час в неделю.
Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
- помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
- подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
- расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
- обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
- сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
- обучить планированию профессиональной карьеры.
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
- психологические особенности личности;
- самоопределение;
- профессиональные интересы и склонности, способности;
- классификация, типы и подтипы профессий;
- профессиограмма;
- профессиональная пригодность;
- проектирование профессионального жизненного пути;
- карьера, виды карьеры;
- личный профессиональный план;
- общение;
- самооценка;
- профпригодность;
- компенсация способностей;
- рынок труда.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- раскрывать психологические особенности своей личности;
- выявлять свои способности и профессиональные интересы;
- определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
- работать с профессиограммами;
- ориентироваться в типах и подтипах профессий;
- составлять личный профессиональный план;
- проектировать свою профессиональную карьеру.
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:
- междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
- интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
- обучение через опыт и сотрудничество.
Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. (Большая часть практических заданий представлена в «Дневнике профессионального самоопределения старшеклассника» по курсу «Человек и профессия», разработанной коллективом авторов МОУ МУК. Ссылка на задания дана в колонке «Дидактические средства». Например, задание 2.2). На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.
В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, схемы, видеоматериалы, «Дневник профессионального самоопределения».
При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.
Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в папку «портфолио» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.
Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.
Полный учебно-методический комплект курса состоит из следующих элементов:
- программа;
- методическое пособие для учителя;
- «Дневник профессионального самоопределения»;
- дидактический материал на электронных носителях.
Методическое пособие для учителя представляет собой рекомендации по реализации программы курса. В нем содержится обширный информационный материал, отобранный и структурированный в соответствии с целями курса, необходимый учителю для проведения занятий, а также методические рекомендации по выбору форм и методов их проведения. Пособие построено по блочно-модульному принципу, что позволит педагогу конструировать и реализовывать многовариантные образовательные траектории.
Тематическое планирование
курса «Человек и профессия»
n/n | Наименование тем | Количество |
I | Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана | 1 |
II | Познавательные процессы и способности личности | 6 |
2.1 | Память. Внимание | 2 |
2.2 | Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение | 1 |
2.3 | Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта | 42 |
2.4 | Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей | 1 |
III | Психология личности | 6 |
3.1 | Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка | 2 |
3.2 | Самоопределение. Профессиональное самоопределение Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды | 2 |
3.3 | Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов | 2 |
IV | Мир профессий | 10 |
4.1 | Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда | 2 |
4.2 | Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. | 2 |
4.3 | Типы профессий. Матрица выбора профессий. | 1 |
4.4 | Характеристика профессий типа «человек-человек» | 1 |
4.5 | Характеристика профессий типа «человек – техника» | 1 |
4.6 | Характеристика профессий типа «человек – знаковая система» | 1 |
4.7 | Характеристика профессий типа «человек – природа» | 1 |
4.8 | Характеристика профессий типа «человек – художественный образ» | 1 |
V | Профессиональное самоопределение | 7 |
5.1 | Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») | 2 |
5.2 | Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей | 2 |
5.3 | Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо») | 1 |
5.4 | «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо» | 1 |
5.5 | Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии | 1 |
VI | Подготовка к будущей карьере | 2 |
6.1 | Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования | 2 |
VII | Обобщение | 3 |
7.1 | Построение личного профессионального плана. Зачёт | 3 |
ИТОГО: | 35 |
Содержание курса «Человек и профессия»
I. Введение
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
- определение понятия «личный профессиональный план»;
- роль профессионального самоопределения в жизни человека.
Учащиеся должны уметь:
- обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
- называть основные элементы структуры личного профессионального плана;
- называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
- перечислять основные разделы программы курса;
- составлять личный профессиональный план.
Учащиеся должны иметь представление:
- о смысле и значении труда в жизни человека и общества.
II. Познавательные процессы и способности личности
Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
Учащиеся должны знать:
- определения понятий «память», «внимание»;
- виды памяти и внимания;
- качества внимания;
- определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»;
- определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;
- виды мышления;
- формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;
- основные операции мышления;
- основные качества мышления;
- определение понятия «способности»;
- основные виды способностей;
- особенности интеллектуальной сферы;
- типы интеллекта.
Учащиеся должны уметь:
- называть основные процессы памяти;
- перечислять основные виды памяти;
- указывать отличительные особенности различных видов памяти;
- определять особенности своей памяти;
- перечислять основные приемы и методы запоминания;
- перечислять основные качества и виды внимания;
- объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;
- определять особенности своего внимания;
- объяснять, как происходит познание окружающего мира;
- перечислять формы чувственного познания;
- перечислять типы мышления;
- определять свой преобладающий тип мышления;
- называть формы логического мышления и определять их сущность;
- перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;
- определять тип своего интеллекта;
- объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей.
III. Психология личности
Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
Учащиеся должны знать:
- определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;
- типы нервной системы;
- типы темперамента;
- определение понятия «потребности»;
- виды потребностей;
- особенности делового общения;
- определение понятия «конфликт»;
- пути предотвращения и разрешения конфликтов;
- особенности своей личности;
- определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».
Учащиеся должны уметь:
- называть типы нервной системы и их различия;
- определять свой тип нервной системы;
- выявлять свой ведущий тип темперамента;
- определять наиболее типичные черты своего характера;
- исследовать формы проявления характера;
- выявлять уровень самооценки;
- называть отличительные признаки видов мотивации;
- использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;
- проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;
- называть различные виды потребностей;
- указывать основные признаки делового общения;
- перечислять способы разрешения конфликтов;
- определять свой уровень конфликтности;
- объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.
IV. Мир профессий
Четырехъярусная обзорная классификация профессий А.Е. Климова. Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Составление профессиограмм. Типы профессий.
Матрица выбора профессий. Как выбрать профессию. Самопрезентация. Составление портфолио. Практическая работа «Самопрезентация» Профессии сферы «человек-человек»
Характеристика профессий типа «человек – человек» Особенности профессиональной деятельности: преподавателя. Особенности профессиональной деятельности: медицинского работника. Особенности профессиональной деятельности: менеджера. Особенности профессиональной деятельности: страхового агента. Особенности профессиональной деятельности: специалиста по рекламе. Особенности профессиональной деятельности: психолога.Экскурсия.
Характеристика профессий «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).
Учащиеся должны знать:
- определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;
- подтипы профессий в сфере «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.
Учащиеся должны уметь:
- называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;
- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
- выявлять тип своей будущей профессии;
- определять свои профессиональные предпочтения;
- выделять подтипы профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
- называть ПВК профессий рассматриваемого типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
- формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.
V. Профессиональное самоопределение
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.
Учащиеся должны знать:
- определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;
- виды профпригодности;
- компоненты и субъекты рынка труда.
Учащиеся должны уметь:
- выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;
- делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);
- называть мотивационные факторы выбора профессии;
- называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;
- перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.
Учащиеся должны иметь представление:
- о важности решения проблемы выбора профессии.
VI. Подготовка к будущей карьере
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.
Учащиеся должны знать:
- определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры».
Учащиеся должны уметь:
- указывать отличительные признаки различных видов карьеры;
- высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;
- определять цели собственной будущей карьеры.
Учащиеся должны иметь представление:
- о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.
VII. Обобщение
Что удалось узнать в ходе занятий? Рефлексия. Построение личного профессионального плана. Зачет.
Учащиеся должны знать:
- определение понятия «личный профессиональный план».
Учащиеся должны уметь:
- провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия».
Перечень
учебно-методического и программного обеспечения образовательного процесса
Рабочая тетрадь для обучающихся | Дневник профессионального самоопределения школьника, -М., Планета, 2011 |
Методическое пособие с поурочными разработками | Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» /под ред. С.Н. Чистяковой. – М., 1997 Элективный курс «Человек и профессия».- М., Глобус, 2007. |
Список используемой литературы | С.Н.Пряжников «Профессиональное и личностное самоопределение». –Москва-Воронеж, 1996. Е.А. Климов «Как выбрать профессию». –М., 1990 В.П.Бондарев «Успешный выбор профессии», пособие –практикум, -М., Вако, 2015 Т.В.Черникова «Профориентационная поддержка самоопределения старшеклассников», -М., Планета, 2011 |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы | Электронное сопровождение образовательного курса «Человек и профессия» Телевизионный фильм «Зачет по профессии» |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование по курсу «Человек и профессия»
№п\п | количество часов | Дата | Тема | Основное содержание урока | Основные виды учебной деятельности | Требования к уровню подготовки учащихся (результат) | Объекты и формы текущего контроля | ||||||||||||||||
план | факт | ||||||||||||||||||||||
9 А Б В | 9 Г Д Е | 9 А Б В | 9 Г Д Е | ||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||||||||||||||
1. Введение (1 часов) | |||||||||||||||||||||||
1. | 1 | Предмет и задачи курса | Роль профессионального самоопределения в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана | Лекция с элементами беседы | Знать: - роль профессионального самоопределения в жизни человека; - основные разделы программы курса; - понятие личного профессионального плана; - основные структуры личного профессионального плана; Уметь: - обосновывать важность выбора профессии в жизни человека; - называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии; - составлять личный профессиональный план | Задание 1.1 | |||||||||||||||||
2. Познавательные процессы и способности личности (6 часов) | |||||||||||||||||||||||
2-3 | 2 |
| Память. Внимание. | Память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды памяти. Внимание. Качества внимания. Виды внимания. | Лекция с элементами беседы Урок усвоения новых знаний. Решение ситуационных задач | Знать: - определение понятия «внимание»; - качества внимания; - виды внимания. Уметь: - использовать приемы концентрации внимания, адекватные конкретным ситуациям | Задание 2.1.-2.4 | ||||||||||||||||
4 | 1 | Формы чувственного познания (ощущение, представление, восприятие, воображение | Формы чувственного познания окружающего мира: ощущение. Анализ ситуаций, связанных с чувственным познанием мира, при помощи определенных заданий | Урок усвоения новых знаний. | Знать: - определение понятий «ощущение», «восприятие», «представление». Уметь: - объяснить, как происходит познание окружающего мира; - анализировать ситуации, связанные с чувственным познанием мира - объяснить, как происходит познание окружающего мира; - анализировать ситуации, связанные с чувственным познанием мира
| Задание 2.5-2.6. | |||||||||||||||||
5-6 | 2 | Мышление | Понятие «мышление». Типы мышления. Формы логического мышления. | Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы | Знать: - определение понятия «мышление»; - типы мышления; - формы логического мышления: (понятие, суждение, умозаключение) - основные операции мышления: - основные качества мышления. | Задание 2.7 | |||||||||||||||||
|
| Интеллектуальная сфера | Особенности интеллектуальной сферы. Интеллект. Типы интеллекта. Сфера интеллекта. Тест Равена. Диагностика уровня развития интеллекта (по Г. Айзенку) | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Проблемная лекция с элементами беседы. Практическая работа | Знать: - определение понятий «интеллектуальная сфера», «интеллект» -типы интеллекта. | Задание 2.8 | |||||||||||||||||
7 | 1 | Способности личности | Способности. Виды способностей: общие и специальные. | Урок усвоения новых знаний. Беседа. | Знать: - разновидности специальных способностей. - условия развития специальных способностей. Уметь: - объяснять необходимость наличия специальных способностей для успешной профессиональной деятельности | ||||||||||||||||||
3. Психология личности (6 часов) | |||||||||||||||||||||||
8-9 | 2 |
| Типы нервной системы. Темперамент
Характер и самооценка | Нервная система человека. Типы нервной системы и их различия. Темперамент. Типы темперамента. Анализ различных типов нервной системы и темперамента. Характер. Виды черт характера. Самооценка. | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Лекция с элементами беседы.
| Знать: - определения понятий «тип нервной системы», «темперамент»; - типы нервной системы и их различия; - типы темперамента. Уметь: - характеризовать типы темперамента человека по его поведению; - характеризовать свой тип нервной системы; - выявить свой ведущий тип темперамента с помощью специальный диагностических методик
|
| ||||||||||||||||
Задания 3.1 – 3.10, 3.12 | |||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
10-11 | 2 |
| Самоопределение личности Профессиональное самоопределение. Мотивационная сфера | Самоопределение личности. Виды самоопределения. Профессиональное самоопределение Профессиональное самоопределение: определение направления профессионального развития на основе осознания личностных качеств Смысл и цель жизни человека. Мотив и мотивация. Мотивационная сфера личности. | Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий | Знать: - определение понятия «самоопределение личности»; - виды самоопределения - определение понятия «профессиональное самоопределение» Уметь: - называть свои ценностные ориентации
| Задание 3.11 Задание 3.13 | ||||||||||||||||
Потребности и их виды | Потребности. Виды потребностей | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Беседа с выполнением практических заданий. | Знать: - определение понятия «потребность»; - виды потребностей. Уметь: - определять свои жизненные ценности с учетом предполагаемых профессиональных предпочтений | ||||||||||||||||||||
12-13 | 2 |
| Общение Деловое общение Конфликты Способы разрешения конфликтов | Общение. Способность различных людей к общению. Деловое общение. Основные признаки делового общения. Правила ведения переговоров Конфликт. Виды конфликтов Способы разрешения конфликтов | Урок усвоения новых знаний умений и навыков. Беседа с выполнением практических заданий.
| Знать: - определение понятия «общение» Уметь: - определять уровень собственной общительности с помощью специальных диагностических методик Знать: - определение понятия «деловое общение»; - признаки делового общения Уметь: - использовать навыки делового общения в конкретных ситуациях Знать: - определение понятия «конфликт»; - виды конфликтов Знать: - способы разрешения конфликтов. Уметь: - проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях | Задания 3.14
Задания 3.15 3.16 | ||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
14-15 | 2 |
| Профессия, специальность, специализация квалификация Характеристика труда | Этапы профессионального самоопределения. Профессия, Специальность. Специализация. Квалификация.
Характеристика труда: характер, процесс и условия труда. | Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы
| Знать: Этапы профессионального самоопределения; - определение понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», Уметь: - соотносить этапы профессионального самоопределения со своим уровнем готовности к выбору профессии; - объяснять различия между профессией и специальностью, специализацией и квалификацией; - устанавливать взаимосвязь между понятиями «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация» Знать: - определение понятия «характеристика труда», «характер труда», «процесс труда», «условия труда» Уметь: - объяснять сущность понятий «характеристика труда», «характер труда», «процесс труда», «условия труда»; | |||||||||||||||||
Задание 4.1 | |||||||||||||||||||||||
16-17 | 2 |
|
| Классификация профессий Формула профессии. Профессиограмма. | Классификация профессий. Цели труда. Орудия труда. Классификация профессий по Е.А.Климову Формула профессии. Профессиограмма. Профессиограмма: подробное описание профессий. | Урок усвоения новых знаний. Эвристическая беседа
| Знать: -определение понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда»; - структуру и содержание таблицы Е.А. Климова Уметь: - объяснять сущность понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда» Уметь: - составлять формулу профессии, используя таблицу Е.А.Климова; Знать: - определение понятия «профессиограмма» Уметь: - пользоваться профессиограммой для составления формулы профессии | Задание 4.2 | |||||||||||||||
18 | 1 |
| Типы профессий. Матрица выбора профессии. | Типы профессий. Ведущий предмет труда каждого типа профессии. Матрица выбора профессии. Выявление профессиональных предпочтений учащихся | Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Эвристическая беседа | Знать: - основные типы профессий; - ведущий предмет труда каждого типа профессии Уметь: - определять профессии, наиболее близкие своим интересам, с помощью матрицы выбора профессии | Задания 4.3 – 4.6 | ||||||||||||||||
19 | 1 |
| Характеристика профессий типа «человек - человек» | Характеристика профессий типа «человек - человек». Подтипы профессий типа «человек - человек». Понятие «профессионально важные качества» (ПВК) ПВК профессий типа «человек - человек». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - человек» | Урок усвоения навыков и умений. Эвристический семинар | Знать: - характеристику профессий типа «человек - человек»; - подтипы профессий типа «человек - человек»; - определение понятия «профессионально важные качества» (ПВК); - ПВК профессий типа «человек - человек». Уметь: - приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - человек». | |||||||||||||||||
20 | 1 | Характеристика профессий типа «человек - техника» | Характеристика профессий типа «человек - техника». Подтипы профессий типа «человек - техника». ПВК профессий типа «человек - техника». | Урок усвоения навыков и умений. Эвристический семинар. Тест «Механическая понятливость» 9задачи из теста Беннета) | Знать: - характеристику профессий типа «человек - техника»; - подтипы профессий типа «человек - техника»; - ПВК профессий типа «человек - техника».
| ||||||||||||||||||
21 | 1 | Характеристика профессий типа «человек – знаковая система» | Характеристика профессий типа «человек – знаковая система». Подтипы профессий типа «человек – знаковая система». ПВК профессий типа «человек – знаковая система». | Урок усвоения навыков и умений. Эвристический семинар | Знать: - характеристику профессий типа «человек – знаковая система»; - подтипы профессий типа «человек – знаковая система»; - ПВК профессий типа «человек – знаковая система».
| ||||||||||||||||||
22 | 1 | Характеристика профессий типа «человек - природа» | Характеристика профессий типа «человек - природа». Подтипы профессий типа «человек - природа». ПВК профессий типа «человек - природа». | Урок усвоения навыков и умений. Эвристический семинар | Знать: - характеристику профессий типа «человек - природа». - подтипы профессий типа «человек - природа». - ПВК профессий типа «человек - природа».
| ||||||||||||||||||
23 | 1 | Характеристика профессий типа «человек – художественный образ» | Характеристика профессий типа «человек – художественный образ». Подтипы профессий типа «человек – художественный образ». ПВК профессий типа «человек – художественный образ».
| Урок усвоения навыков и умений. Эвристический семинар | Знать: - характеристику профессий типа «человек – художественный образ». - подтипы профессий типа «человек – художественный образ». - ПВК профессий типа «человек – художественный образ».
| ||||||||||||||||||
5.Профессиональное самоопределение ( 7 часов) | |||||||||||||||||||||||
24-25 | 2 | Склонности, интересы и мотивы в профессио-нальном выборе (хочу) | Понятия «склонности», «интересы». Выявление собственных интересов и склонностей в профессиональной сфере деятельности | Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Беседа с выполнением практических заданий | Знать: - определение понятий «склонности», «интересы» Уметь: - выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере | ||||||||||||||||||
26-27 | 2 | Возможности личности в профессио-нальной деятельности (могу) | Понятия «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей». Виды профессиональной пригодности, их сущность | Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Беседа с выполнением практических заданий | Знать: - определение понятий «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей». - виды профессиональной пригодности, их сущность. Уметь: - пояснять сущность профессиональной пригодности. | ||||||||||||||||||
28 | 1 | Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах (надо) | Понятия «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ». Потребности рынка труда в кадрах («надо»). Компоненты и субъекты рынка труда. | Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Деловая игра | Знать: - определение понятий «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ». - Компоненты и субъекты рынка Уметь: - аргументировать причины выбора профессии с учетом текущего состояния рынка труда | ||||||||||||||||||
29 | 1 |
| Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» -«могу» -«надо» | Взаимосвязь содержания «хочу» -«могу» -«надо» и их роль в оптимальном выборе профессии. Необходимость соотнесения своих желаний («хочу») со своими способностями возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо») | Урок обобщения и систематизации новых знаний. Решение ситуационных задач. | Знать: - взаимосвязь содержания «хочу» -«могу» -«надо» и их роль в оптимальном выборе профессии. Уметь: - адекватно соотносить свои желания со своими специальными способностями и требованиями рынка труда | |||||||||||||||||
30 | 1 |
| Мотивационные факторы выбора профессии | Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии | Урок обобщения и систематизации новых знаний. Эвристический семинар | Знать: - мотивационные факторы выбора профессии. Уметь: - называть и анализировать ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии; - осуществлять выбор профессии, используя изученный материал | Задания 5.4, 5.5 | ||||||||||||||||
6. Подготовка к будущей карьере(2 часа) | |||||||||||||||||||||||
31-32
| 2 |
| Карьера. Виды карьеры
| Понятие «карьера». Виды карьеры: «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера». Построение и обоснование учащимися вариантов будущей карьеры Должность. Внутренняя и внешняя оценка карьеры. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Цели своей будущей карьеры. | Урок усвоения новых знаний беседа с решением ситуационных задач. Тест «Творческий потенциал» (автор Е.С. Жариков)
| Знать: - определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера»; - отличительные признаки различных видов карьеры. Уметь: - проектировать варианты своей будущей карьеры
| |||||||||||||||||
Профессиональный рост | Должность. Внутренняя и внешняя оценка карьеры. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Цели своей будущей карьеры. Планирование самообразования, необходимого для успешного профессионального роста | Урок усвоения новых знаний беседа с элементами самостоятельной работы. Опросник самоактуализации (автор Э.Шостром) |
Уметь: - обосновывать необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования для успешного построения карьеры | ||||||||||||||||||||
7. Обобщение (3 часов) | |||||||||||||||||||||||
33-34 | 2 | Зачет | Обобщение изученного теоретического материала | Урок обобщения и систематизации знаний. Итоговое тестирование | Задание 7.1 | ||||||||||||||||||
35 | 1 | Построение личного профессионального плана | Построение нового варианта личного профессионального плана. Сравнительный анализ варианта ЛПП, составленного в начале изучения курса и нового варианта | Урок обобщения и систематизации знаний. Итоговая диагностика | Уметь: - провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия»; - делать вывод о своей готовности к осознанному выбору будущей профессии | Задание 7.2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса информационной работы, профильной ориентации (для 9 класса предпрофильной подготовки)
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы ориентационного курса для 9 класса Л. И. Зикуновой, О. И. Поверенной и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).Так как учебным планом ...
Программа курса предпрофильной подготовки "Моя профессия - химик" - 9 класс
В презентации представлена программа курса предпрофильной подготовки. Определены цели и задачи курса, приведена тематика каждого занятия....
Рабочая программа курса предпрофильной подготовки "Выбор профессии"
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу предпрофильной подготовки на 17 часов....
Рабочая программа курса "Я в мире профессий" для обучающихся 7 - 8 классов (соответствует требованиям ФГОС ООО). Автор - составитель: педагог - психолог Антонова С.А.
Выбор профессии - сложный и ответственный шаг, выбирать её необходимо обдуманно, с учётом индивидуальных склонностей и интересов, реальных возможностей. С целью оказания ориентационной помощи обучающи...
Программа курса предпрофильной подготовки "Основы выбора профессии" (9 класс)
Известно, что психолого-педагогические воздействия наиболее эффективны в том случае, когда они учитывают особенности развития различных групп. Так, для подростка велико значение эмоциональности. Сухой...
Рабочая программа курса предпрофильной подготовки «Как правильно решать уравнения»
Курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов углубляет "линию уравнений" в школьном курсе математики и не дублирует программу базового изучения математики....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир профессий»
Подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору является одним из приоритетных направлений современного воспитания в условиях модернизации, так как возросшие требования современного высоко...