Рабочая программа курса предпрофильной подготовки "Человек и профессия"
рабочая программа (9 класс)

Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kursa_chelovek_i_professiya.docx52.48 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КУРСА

«ЧЕЛОВЕК И ПРОФЕССИЯ»

Пояснительная записка

 

Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.  

Рабочая программа разработана на основе программы «Человек и профессия» авторов-составителей Л.Н. Бобровской, О.Ю. Просихиной, Е.А. Сапрыкиной, допущена к использованию в учебном процессе экспертным заключением комитета по образованию администрации Волгоградской области от 21.05.2005 №103.

Курс «Человек и профессия» составлен для учащихся 9-х классов и позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

Этот курс   дополнен   программой: «Когда общение становится профессией», данная программа предусматривают проведение профессиональных проб.

Данный курс изучается в 9 классе 35 часов. Так как данный курс не рассчитан на инвариантную часть учебного плана, часы были выделены из вариативной части в количестве 1 часа в неделю. Таким образом, курс рассчитан на реализацию   35 часов в год из расчета 1 час в неделю.

Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

  • помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
  • подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
  • расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
  • обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
  • сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
  • обучить планированию профессиональной карьеры.

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:

  • психологические особенности личности;
  • самоопределение;
  • профессиональные интересы и склонности, способности;
  • классификация, типы и подтипы профессий;
  • профессиограмма;
  • профессиональная пригодность;
  • проектирование профессионального жизненного пути;
  • карьера, виды карьеры;
  • личный профессиональный план;
  • общение;
  • самооценка;
  • профпригодность;
  • компенсация способностей;
  • рынок труда.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

  • раскрывать психологические особенности своей личности;
  • выявлять свои способности и профессиональные интересы;
  • определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
  • работать с профессиограммами;
  • ориентироваться в типах и подтипах профессий;
  • составлять личный профессиональный план;
  • проектировать свою профессиональную карьеру.

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:

  • междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
  • интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
  • обучение через опыт и сотрудничество.

Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. (Большая часть практических заданий представлена в «Дневнике профессионального самоопределения старшеклассника» по курсу «Человек и профессия», разработанной коллективом авторов МОУ МУК. Ссылка на задания дана в колонке «Дидактические средства». Например, задание 2.2). На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.

В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, схемы, видеоматериалы, «Дневник профессионального самоопределения».

При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.

Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в папку «портфолио» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.

Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.

Полный учебно-методический комплект курса состоит из следующих элементов:

  • программа;
  • методическое пособие для учителя;
  • «Дневник профессионального самоопределения»;
  • дидактический материал на электронных носителях.

Методическое пособие для учителя представляет собой рекомендации по реализации программы курса. В нем содержится обширный информационный материал, отобранный и структурированный в соответствии с целями курса, необходимый учителю для проведения занятий, а также методические рекомендации по выбору форм и методов их проведения. Пособие построено по блочно-модульному принципу, что позволит педагогу конструировать и реализовывать многовариантные образовательные траектории.

Тематическое планирование

курса «Человек и профессия»

n/n

Наименование тем

Количество
часов

I

Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана

1

II

Познавательные процессы и способности личности

6

2.1

Память. Внимание

2

2.2

Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение

1

2.3

Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта

42

2.4

Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей

1

III

Психология личности

6

3.1

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка

2

3.2

Самоопределение. Профессиональное самоопределение Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды

2

3.3

Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов

2

IV

Мир профессий

10

4.1

  Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда

2

4.2

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы.  

2

4.3

Типы профессий. Матрица выбора профессий.  

1

4.4

 Характеристика профессий типа «человек-человек»  

 1

4.5

Характеристика профессий типа «человек – техника»

1

4.6

Характеристика профессий типа «человек – знаковая система»

1

4.7

Характеристика профессий типа «человек – природа»

1

4.8

Характеристика профессий типа «человек – художественный образ»

1

V

Профессиональное самоопределение

7

5.1

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»)

2

5.2

Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей

2

5.3

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»)

1

5.4

«Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо»

1

5.5

Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии

1

VI

Подготовка к будущей карьере

2

6.1

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования

2

VII

Обобщение

3

7.1

Построение личного профессионального плана. Зачёт

3

ИТОГО:

 35

 

 


Содержание курса «Человек и профессия»

I. Введение

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.

Учащиеся должны знать:

  • определение понятия «личный профессиональный план»;
  • роль профессионального самоопределения в жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

  • обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;
  • называть основные элементы структуры личного профессионального плана;
  • называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;
  • перечислять основные разделы программы курса;
  • составлять личный профессиональный план.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о смысле и значении труда в жизни человека и общества.

II. Познавательные процессы и способности личности

Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «память», «внимание»;
  • виды памяти и внимания;
  • качества внимания;
  • определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»;
  • определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект»;
  • виды мышления;
  • формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;
  • основные операции мышления;
  • основные качества мышления;
  • определение понятия «способности»;
  • основные виды способностей;
  • особенности интеллектуальной сферы;
  • типы интеллекта.

Учащиеся должны уметь:

  • называть основные процессы памяти;
  • перечислять основные виды памяти;
  • указывать отличительные особенности различных видов памяти;
  • определять особенности своей памяти;
  • перечислять основные приемы и методы запоминания;
  • перечислять основные качества и виды внимания;
  • объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;
  • определять особенности своего внимания;
  • объяснять, как происходит познание окружающего мира;
  • перечислять формы чувственного познания;
  • перечислять типы мышления;
  • определять свой преобладающий тип мышления;
  • называть формы логического мышления и определять их сущность;
  • перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;
  • определять тип своего интеллекта;
  • объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей.

III. Психология личности

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение.  Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «самооценка»;
  • типы нервной системы;
  • типы темперамента;
  • определение понятия «потребности»;
  • виды потребностей;
  • особенности делового общения;
  • определение понятия «конфликт»;
  • пути предотвращения и разрешения конфликтов;
  • особенности своей личности;
  • определения понятий «самоопределение», «профессиональное самоопределение», «мотив», «мотивация», «потребность».

Учащиеся должны уметь:

  • называть типы нервной системы и их различия;
  • определять свой тип нервной системы;
  • выявлять свой ведущий тип темперамента;
  • определять наиболее типичные черты своего характера;
  • исследовать формы проявления характера;
  • выявлять уровень самооценки;
  • называть отличительные признаки видов мотивации;
  • использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов;
  • проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях;
  • называть различные виды потребностей;
  • указывать основные признаки делового общения;
  • перечислять способы разрешения конфликтов;
  • определять свой уровень конфликтности;
  • объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.

IV. Мир профессий

Четырехъярусная обзорная классификация профессий А.Е. Климова. Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Составление профессиограмм. Типы профессий.

Матрица выбора профессий. Как выбрать профессию. Самопрезентация. Составление портфолио. Практическая работа «Самопрезентация» Профессии сферы «человек-человек»

Характеристика профессий типа «человек – человек»   Особенности профессиональной деятельности: преподавателя. Особенности профессиональной деятельности: медицинского работника. Особенности профессиональной деятельности: менеджера. Особенности профессиональной деятельности: страхового агента. Особенности профессиональной деятельности: специалиста по рекламе. Особенности профессиональной деятельности: психолога.Экскурсия.

Характеристика профессий  «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация», «характеристика труда», «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма», «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;
  • подтипы профессий в сфере «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.

Учащиеся должны уметь:

  • называть этапы профессионального самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии;
  • приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
  • выявлять тип своей будущей профессии;
  • определять свои профессиональные предпочтения;
  • выделять подтипы профессий рассматриваемого  типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
  • называть ПВК профессий рассматриваемого  типа («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»);
  • формулировать наиболее привлекательные характеристики своей будущей профессии.

V. Профессиональное самоопределение

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;
  • виды профпригодности;
  • компоненты и субъекты рынка труда.

Учащиеся должны уметь:

  • выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;
  • делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);
  • называть мотивационные факторы выбора профессии;
  • называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;
  • перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о важности решения проблемы выбора профессии.

VI. Подготовка к будущей карьере

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.

Учащиеся должны знать:

  • определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры».

Учащиеся должны уметь:

  • указывать отличительные признаки различных видов карьеры;
  • высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека;
  • определять цели собственной будущей карьеры.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о необходимости постоянного самообразования и профессионального совершенствования.

VII. Обобщение

Что удалось узнать в ходе занятий? Рефлексия. Построение личного профессионального плана. Зачет.

Учащиеся должны знать:

  • определение понятия «личный профессиональный план».

Учащиеся должны уметь:

  • провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия».

Перечень

учебно-методического и программного обеспечения образовательного процесса  

Рабочая тетрадь для обучающихся

Дневник профессионального самоопределения школьника, -М., Планета, 2011

Методическое  пособие с поурочными разработками

Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» /под ред. С.Н. Чистяковой. – М., 1997

Элективный курс «Человек и профессия».- М., Глобус, 2007.

Список  используемой литературы

С.Н.Пряжников «Профессиональное и личностное самоопределение». –Москва-Воронеж, 1996.

Е.А. Климов «Как выбрать профессию». –М., 1990

В.П.Бондарев «Успешный выбор профессии», пособие –практикум, -М., Вако, 2015

Т.В.Черникова «Профориентационная поддержка самоопределения старшеклассников», -М., Планета, 2011

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

Электронное сопровождение образовательного курса «Человек и профессия»

Телевизионный фильм «Зачет по профессии»

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование по курсу «Человек и профессия»

 

№п\п

количество часов

Дата

Тема

Основное содержание

урока

Основные виды учебной деятельности

Требования к уровню подготовки учащихся (результат)

Объекты и

формы текущего контроля

план

факт

9  А Б В

9 Г Д Е

9  А Б В

9 Г Д Е

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Введение (1  часов)

1.

1

Предмет и задачи курса

Роль профессионального самоопределения в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана

 Лекция с элементами беседы

Знать:

- роль профессионального самоопределения в жизни человека;

- основные разделы программы курса;

- понятие личного профессионального плана;

- основные структуры личного профессионального плана;

Уметь:

- обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;

- называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии;

- составлять личный профессиональный план

Задание

 1.1

2. Познавательные процессы и способности личности (6 часов)

2-3

2

 

Память. Внимание.

Память. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды памяти.

Внимание. Качества внимания. Виды внимания.

 Лекция с элементами беседы

Урок усвоения новых знаний. Решение ситуационных задач

Знать:

- определение понятия «внимание»;

- качества внимания;

- виды внимания.

Уметь:

- использовать приемы концентрации внимания, адекватные конкретным ситуациям

Задание

2.1.-2.4

4

1

Формы чувственного познания (ощущение, представление, восприятие, воображение  

Формы чувственного познания окружающего мира: ощущение. Анализ ситуаций, связанных с чувственным познанием мира, при помощи определенных заданий

Урок усвоения новых знаний.

Знать:

- определение понятий «ощущение», «восприятие», «представление».

Уметь:

- объяснить, как происходит познание окружающего мира;

- анализировать ситуации, связанные с чувственным познанием мира

- объяснить, как происходит познание окружающего мира;

- анализировать ситуации, связанные с чувственным познанием мира

 

Задание

 2.5-2.6.

5-6

2

Мышление

Понятие «мышление». Типы мышления. Формы логического мышления.  

Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы

Знать:

- определение понятия «мышление»;

- типы мышления;

- формы логического мышления: (понятие, суждение, умозаключение)

- основные операции мышления:

- основные качества мышления.

Задание

 2.7

 

 

Интеллектуальная сфера

Особенности интеллектуальной сферы. Интеллект. Типы интеллекта. Сфера интеллекта. Тест Равена.

Диагностика уровня развития интеллекта (по Г. Айзенку)

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Проблемная лекция с элементами беседы.

Практическая работа

Знать:

- определение понятий «интеллектуальная сфера», «интеллект»

-типы интеллекта.

Задание 2.8

7

1

Способности  личности

Способности. Виды способностей: общие и специальные.

Урок усвоения новых знаний. Беседа.

Знать:

- разновидности специальных способностей.

- условия развития специальных способностей.

Уметь:

- объяснять необходимость наличия специальных способностей для успешной профессиональной деятельности

3. Психология личности (6 часов)

8-9

2

 

 

Типы нервной системы. Темперамент

 

Характер и самооценка

Нервная система человека. Типы нервной системы и их различия. Темперамент. Типы темперамента.  

 Анализ различных типов нервной системы и темперамента.

Характер. Виды черт характера. Самооценка.  

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Лекция с элементами беседы.

 

Знать:

- определения понятий «тип нервной системы», «темперамент»;

- типы нервной системы и их различия;

- типы темперамента.

 Уметь:

- характеризовать типы темперамента человека по его поведению;

- характеризовать свой тип нервной системы;

- выявить свой ведущий тип темперамента с помощью специальный диагностических методик

 

 

 

Задания

3.1 – 3.10, 3.12

 

10-11

2

 

 

Самоопределение личности

Профессиональное самоопределение.  

Мотивационная сфера

Самоопределение личности. Виды самоопределения. Профессиональное самоопределение

Профессиональное самоопределение: определение направления профессионального развития на основе осознания личностных качеств

Смысл и цель жизни человека. Мотив и мотивация. Мотивационная сфера личности.

 Урок усвоения новых знаний. Рассказ учителя с выполнением практических заданий

Знать:

- определение понятия «самоопределение личности»;

- виды самоопределения

- определение понятия «профессиональное самоопределение»

Уметь:

- называть свои ценностные ориентации

 

 

Задание 3.11 Задание 3.13

Потребности и их виды

Потребности. Виды потребностей

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Беседа с выполнением практических заданий.

Знать:

- определение понятия «потребность»;

- виды потребностей.

Уметь:

- определять свои жизненные ценности с учетом предполагаемых профессиональных предпочтений

12-13

 2

 

 

Общение

Деловое общение

Конфликты

Способы разрешения конфликтов

Общение. Способность различных людей к общению.

Деловое общение. Основные признаки делового общения. Правила ведения переговоров

Конфликт. Виды конфликтов

  Способы разрешения конфликтов

Урок усвоения новых знаний умений и навыков. Беседа с выполнением практических заданий.

 

Знать:

- определение понятия «общение»

Уметь:

- определять уровень собственной общительности с помощью специальных диагностических методик

Знать:

- определение понятия «деловое общение»;

- признаки делового общения

Уметь:

- использовать навыки делового общения в конкретных ситуациях

Знать:

- определение понятия «конфликт»;

- виды конфликтов

Знать:

- способы разрешения конфликтов.

Уметь:

- проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях

Задания 3.14

 

Задания

3.15

3.16

  1. Мир профессий (10часа)

14-15

2

 

 

Профессия, специальность, специализация квалификация

Характеристика труда

Этапы профессионального самоопределения. Профессия, Специальность. Специализация. Квалификация.

 

Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.

Урок усвоения новых знаний. Лекция с элементами беседы

 

Знать:

Этапы профессионального самоопределения;

- определение понятий «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация»,

Уметь:

- соотносить этапы профессионального самоопределения со своим уровнем готовности к выбору профессии;

- объяснять различия между профессией и специальностью, специализацией и квалификацией;

- устанавливать взаимосвязь между понятиями «профессия», «специальность», «специализация», «квалификация»

Знать:

- определение понятия «характеристика труда», «характер труда», «процесс труда», «условия труда»

Уметь:

- объяснять сущность понятий «характеристика труда», «характер труда», «процесс труда», «условия труда»;

Задание 4.1

16-17

2

 

 

 

Классификация профессий

Формула профессии.

Профессиограмма.

Классификация профессий. Цели труда. Орудия труда. Классификация профессий по Е.А.Климову

Формула профессии. Профессиограмма.

 Профессиограмма: подробное описание профессий.

Урок усвоения новых знаний. Эвристическая беседа

 

Знать:

-определение понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда»;

- структуру и содержание таблицы Е.А. Климова

Уметь:

- объяснять сущность понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда»

Уметь:

- составлять формулу профессии, используя таблицу Е.А.Климова;

Знать:

- определение понятия «профессиограмма»

Уметь:

- пользоваться профессиограммой для составления формулы профессии  

Задание 4.2

18

1

 

Типы профессий. Матрица выбора профессии.

Типы профессий. Ведущий предмет труда каждого типа профессии. Матрица выбора профессии. Выявление профессиональных предпочтений учащихся

Урок усвоения новых знаний, умений и навыков. Эвристическая беседа

Знать:

- основные типы профессий;

- ведущий предмет труда каждого типа профессии

  Уметь:

- определять профессии, наиболее близкие своим интересам, с помощью матрицы выбора профессии

Задания 4.3 – 4.6

19

1

 

Характеристика профессий типа «человек - человек»

Характеристика профессий типа «человек - человек». Подтипы профессий типа «человек - человек». Понятие «профессионально важные качества» (ПВК) ПВК профессий типа «человек - человек». Анализ характеристик профессий различных подтипов типа «человек - человек»

Урок усвоения навыков и умений. Эвристический семинар

Знать:

- характеристику профессий типа «человек - человек»;

- подтипы профессий типа «человек - человек»;

- определение понятия «профессионально важные качества» (ПВК);

- ПВК профессий типа «человек - человек».

Уметь:

- приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда в профессиях различных подтипов типа «человек - человек».

20

1

Характеристика профессий типа «человек - техника»

Характеристика профессий типа «человек - техника». Подтипы профессий типа «человек - техника». ПВК профессий типа «человек - техника».  

Урок усвоения навыков и умений. Эвристический семинар. Тест «Механическая понятливость» 9задачи из теста Беннета)

Знать:

- характеристику профессий типа «человек - техника»;

- подтипы профессий типа «человек - техника»;

- ПВК профессий типа «человек - техника».

 

21

1

Характеристика профессий типа «человек – знаковая система»

Характеристика профессий типа «человек – знаковая система». Подтипы профессий типа «человек – знаковая система».  ПВК профессий типа «человек – знаковая система».    

Урок усвоения навыков и умений. Эвристический семинар

Знать:

- характеристику профессий типа «человек – знаковая система»;

- подтипы профессий типа «человек – знаковая система»;

- ПВК профессий типа «человек – знаковая система».

   

22

1

Характеристика профессий типа «человек - природа»

Характеристика профессий типа «человек - природа». Подтипы профессий типа «человек - природа». ПВК профессий типа  «человек - природа».  

Урок усвоения навыков и умений. Эвристический семинар

Знать:

- характеристику профессий типа «человек - природа». - подтипы профессий типа «человек - природа».

- ПВК профессий типа  «человек - природа».

 

23

1

Характеристика профессий типа «человек – художественный образ»

Характеристика профессий типа «человек – художественный образ».   Подтипы профессий типа «человек – художественный образ».     ПВК профессий типа  «человек – художественный образ».

     

Урок усвоения навыков и умений. Эвристический семинар

Знать:

- характеристику профессий типа «человек – художественный образ».  

- подтипы профессий типа «человек – художественный образ».    

- ПВК профессий типа  «человек – художественный образ».

   

5.Профессиональное самоопределение ( 7 часов)

24-25

2

Склонности, интересы и мотивы в профессио-нальном выборе (хочу)

Понятия «склонности», «интересы». Выявление собственных интересов и склонностей в профессиональной сфере деятельности

Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Беседа с выполнением практических заданий

Знать:

- определение понятий «склонности», «интересы»

Уметь:

- выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере

26-27

2

Возможности личности в профессио-нальной деятельности (могу)

Понятия «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей». Виды профессиональной пригодности, их сущность

Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Беседа с выполнением практических заданий

Знать:

- определение понятий  «специальные способности», «профессиональная пригодность», «компенсация способностей».

- виды профессиональной пригодности, их сущность.

Уметь:

- пояснять сущность профессиональной пригодности.

28

1

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах

(надо)

Понятия «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ». Потребности рынка труда в кадрах

(«надо»). Компоненты и субъекты рынка труда.

Урок усвоения новых знаний, навыков и умений. Деловая игра

Знать:

- определение понятий «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ».

- Компоненты и субъекты рынка  

Уметь:

- аргументировать причины выбора профессии с учетом текущего состояния рынка труда

29

1

 

Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» -«могу»  -«надо»

Взаимосвязь содержания «хочу» -«могу»  -«надо» и их роль в оптимальном выборе профессии. Необходимость соотнесения своих желаний («хочу») со своими способностями возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»)

Урок обобщения и систематизации новых знаний. Решение ситуационных задач.

Знать:

- взаимосвязь содержания «хочу» -«могу»  -«надо» и их роль в оптимальном выборе профессии.

Уметь:

- адекватно соотносить свои желания со своими специальными способностями и требованиями рынка труда

30

1

 

Мотивационные факторы выбора профессии

Мотивационные факторы выбора профессии.

Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии

Урок обобщения и систематизации новых знаний. Эвристический семинар

Знать:

- мотивационные факторы выбора профессии.

Уметь:

- называть и анализировать ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;

- осуществлять выбор профессии, используя изученный материал

Задания 5.4, 5.5

6. Подготовка к будущей карьере(2 часа)

 31-32

 

2

 

 

Карьера. Виды карьеры

 

Понятие «карьера». Виды карьеры: «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера».  

  Построение и обоснование учащимися вариантов будущей карьеры

Должность. Внутренняя и внешняя оценка карьеры. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Цели своей будущей карьеры.  

 Урок усвоения новых знаний беседа с решением ситуационных задач. Тест «Творческий потенциал» (автор Е.С. Жариков)

 

Знать:

- определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера»;

- отличительные признаки различных видов карьеры.

  Уметь:

- проектировать варианты своей будущей карьеры

 

Профессиональный рост

Должность. Внутренняя и внешняя оценка карьеры. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Цели своей будущей карьеры. Планирование самообразования, необходимого для успешного профессионального роста

Урок усвоения новых знаний беседа с элементами самостоятельной работы. Опросник самоактуализации (автор Э.Шостром)

 

Уметь:

- обосновывать необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования для успешного построения карьеры

7. Обобщение (3 часов)

33-34

2

Зачет

Обобщение изученного теоретического материала

Урок обобщения и систематизации знаний. Итоговое тестирование

Задание 7.1

35

1

Построение личного профессионального плана

Построение нового варианта личного профессионального плана. Сравнительный анализ варианта ЛПП, составленного в начале изучения курса и нового варианта

Урок обобщения и систематизации знаний. Итоговая диагностика

Уметь:

- провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия»;

- делать вывод о своей готовности к осознанному выбору будущей профессии

Задание 7.2

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса информационной работы, профильной ориентации (для 9 класса предпрофильной подготовки)

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы ориентационного курса для 9 класса Л. И. Зикуновой, О. И. Поверенной и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).Так как учебным планом ...

Программа курса предпрофильной подготовки "Моя профессия - химик" - 9 класс

В презентации представлена программа курса предпрофильной подготовки. Определены цели и задачи курса, приведена тематика каждого занятия....

Рабочая программа курса предпрофильной подготовки "Выбор профессии"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу предпрофильной подготовки на 17 часов....

Рабочая программа курса "Я в мире профессий" для обучающихся 7 - 8 классов (соответствует требованиям ФГОС ООО). Автор - составитель: педагог - психолог Антонова С.А.

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг, выбирать её необходимо обдуманно, с учётом индивидуальных склонностей и интересов, реальных возможностей. С целью оказания ориентационной помощи обучающи...

Программа курса предпрофильной подготовки "Основы выбора профессии" (9 класс)

Известно, что психолого-педагогические воздействия наиболее эффективны в том случае, когда они учитывают особенности развития различных групп. Так, для подростка велико значение эмоциональности. Сухой...

Рабочая программа курса предпрофильной подготовки «Как правильно решать уравнения»

Курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов углубляет "линию уравнений" в школьном курсе математики и не дублирует программу базового изучения математики....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир профессий»

Подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору является одним из приоритетных направлений современного воспитания в условиях модернизации, так как возросшие требования современного высоко...