Рабочая программа курса "Я в мире профессий" для обучающихся 7 - 8 классов (соответствует требованиям ФГОС ООО). Автор - составитель: педагог - психолог Антонова С.А.
рабочая программа по психологии (7, 8 класс) по теме

Антонова Светлана Александровна

Выбор профессии - сложный и ответственный шаг, выбирать её необходимо обдуманно, с учётом индивидуальных склонностей и интересов, реальных возможностей. С целью оказания ориентационной помощи обучающимся 7 - 8 классов разработана программа курса "Я в мире профессий". Курс рассчитан на 2 года (7 и 8 классы) по 34 часа в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_7-8.docx271.62 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № ___

________________района Санкт-Петербурга

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора школы по учебной работе

__________________И.О.Ф.

(подпись)

 «___»______________ 2014 г.

ПРИНЯТО

Педагогическим советом ГБОУ СОШ № __ Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Протокол № ___

     «___»___________ 2014г.

Секретарь

педагогического совета

_____________И.О.Ф.

                      (подпись)

УТВЕРЖДЕНА

приказом ГБОУ СОШ №

Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

от «___» __________ 2014 г.

№_______

Директор ГБОУ СОШ №

_________________________

(подпись)

И.О.Ф.

                                       РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Я в мире профессий»

для обучающихся 7 — 8  классов,

 реализующих адаптированную образовательную программу

для детей с ограниченными возможностями здоровья

(с тяжелыми нарушениями речи)

Автор-составитель:

педагог – психолог

Антонова С.А.

Санкт-Петербург

2014

                               

                                                 Пояснительная  записка.                                                                                                        

  Подростковый возраст, характеризующийся глубокими изменениями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида, совпал у современного поколения подростков с периодом преобразования системы внешней и внутренней экономической политики страны, изменениями в международным сотрудничестве страны на мировой арене, и следовательно, возникновением новых профессиональных ориентиров в российском обществе.

 Подрастающее поколение несёт в себе потенциальную энергию дальнейшего развития. От того, насколько молодые люди будут готовы к социальному, профессиональному и культурному самоопределению, зависит путь и перспективы развития нашего общества.

  После окончания девятого класса перед современными молодыми людьми встаёт проблема осознанного первичного профессионального выбора и (или) продолжения своего обучения. Главное – это правильно определить направление  дальнейшего пути и собственные возможности к  этому.

  Дети с ограниченными возможностями здоровья достаточно часто после получения документа об основном общем образовании, а иногда и после 8-го класса, выбирают продолжение обучения в техникумах, профессиональных училищах или колледжах, лицеях, где освоение какой-либо профессии является для них более интересным и значимым.

 Выбор профессии — сложный и ответственный шаг, выбирать её необходимо обдуманно, с учётом индивидуальных склонностей и интересов, реальных возможностей. С целью оказания ориентационной помощи обучающимся 7-8 классов для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи) разработана программа  курса «Я в мире профессий».

 Курс рассчитан на 2 года (7, 8 класс) по 34 занятия в год: 1 занятие в неделю в каждом классе, продолжительность занятия — 45 - 60 минут.

Цель курса:: повышение адаптивных возможностей самоопределения обучающихся в условиях первичной профессиональной ориентации.

Задачи  курса:

  • углубление  знаний  обучающихся о профессиях и требованиях, предъявляемых профессиями к человеку;
  • оказание помощи обучающимся в адекватном восприятии своих возможностей и способностей;
  • овладение обучающимися навыками ориентации в личных психологических свойствах, способах самоанализа и самосовершенствования;
  • развитие познавательных способностей и творческой активности обучающихся;
  • формирование умения ориентироваться в мире профессий, умения работать с различными источниками информации ;
  • оказание психологической поддержки обучающимся при их профессиональном самоопределении.

  В основу рабочей программы  курса  «Я в мире профессий для обучающихся 7-8 классов, реализующих адаптированную образовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья (с тяжёлыми нарушениями речи)» положена  программа «Я в мире профессий» (Элективный курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов, 16 часов)», - Автор-составитель программы: педагог-психолог   Антонова С.А., - СПб, 2005 г./ Программа  допущена РЭС КО Правительства Санкт — Петербурга.

  Рабочая программа разработана с учётом обязательного минимума содержания образовательной программы основного общего образования и требований ФГОС ООО.

  Программа курса состоит из четырёх разделов.

 В первом разделе программы учащиеся знакомятся с классификациями профессий, учатся ориентироваться в их многообразии.

 Второй раздел ориентирован на общее знакомство с такими познавательными процессами, как внимание, память, мышление, воображение и координация движений. Учащиеся приобретают навыки самоанализа, активизируются личностные потенциалы.

 Третий раздел знакомит с соотношением биологического и социального в человеке и понятиями: направленность личности, интересы, склонности, способности, характер, темперамент. В нём моделируются ситуации самоанализа.

 Заключительный раздел посвящён знакомству с требованиями предъявляемыми профессиями к человеку и определению путей самовоспитания в соответствии с личностными особенностями.

  В программе курса предложены активные формы работы: творческие задания, обсуждения, заполняются анкеты, проводятся работы с тестами, выполняются упражнения, направленные на самопознание.

На каждом занятии обязательно предусматривается проведение практической части. Для знакомства с теоретическим материалом отводится не более 15 - 20 минут.

  Результатом реализации данной программы является осознанный выбор направления в продолжении обучения по окончании 8-9 классов, первичная подготовка к дальнейшему выбору будущей профессии. Кроме того, программа курса призвана способствовать формированию у учащихся определенных свойств личности и черт характера, и прежде всего, нравственных качеств.

                                       

Содержание курса.

Введение. История профессиональной ориентации и профессионального отбора.

Первый  раздел «Понятие о профессии и специальности».

1.Общий обзор классификаций профессий. Определение профессии. Определение специальности. Определение классификации. Различные виды классификаций профессий.

2.Классификация профессий Е. А. Климова. Типы профессий (построение таблицы): Ч-Ч, Ч-Т, Ч-П, Ч-ХО, Ч-Э.

3.Классы, отделы и группы  профессий. Построение таблицы классификационных признаков.

Второй  раздел «Познавательная деятельность личности».

1. Внимание. Понятие о внимании. Виды внимания: произвольное, непроизвольное. Основные свойства внимания (колебания, устойчивость, объем, распределение, переключаемость, концентрация). Способы развития внимания.

2. Память. Понятие о памяти. Качества памяти. Виды памяти:         двигательная, слуховая, зрительная, эмоциональная; образная, логическая, произвольная, непроизвольная; механическая, смысловая. Правила обращения с памятью. Способы развития памяти (смысловые части, эмоциональная окраска, тренировка всех видов памяти, нагрузка, повторение, установление ассоциаций).

3. Мышление и воображение. Понятие о мышлении. Ассиметрия мозга. Когнитивные познавательные стили: аналитический, синтетический, поленезависимый. Мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация. Индивидуальные особенности мышления: самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота, критичность. Приемы развития мышления. Мышление и речь. Понятие и виды воображения: непроизвольное и произвольное, воссоздающее (репродуктивное) и творческое (продуктивное). Воображение и фантазия. Воображение и творчество. Творческая личность и ее особенности. Приемы развития воображения.

4. Координация движений. Понятие о координации движений: статическая координация, динамическая координация, соразмерность движений, скорость движений, сила движений, излишние сопровождающие движения. Приемы и упражнения по развитию координации движений.

 

Третий раздел «Индивидуальные особенности личности».

1.Темперамент. Свойства нервной системы. Типы темперамента. Свойства темперамента: активность, реактивность, чувствительность, темп деятельности, ригидность и пластичность, экстраверсия и интроверсия, тревожность.

2. Характер. Понятие о характере. Черты характера. Формирование характера.

3. Способности, склонности и интересы. Три признака понятия по Б. М. Тепловой. Общие и специальные способности. Формирование способностей. Взаимосвязь задатков и способностей. Интересы (содержание, широта, длительность, глубина). Интересы и склонности. Влияние интересов, склонностей и способностей на выбор профессии.

4. Направленность личности. Личность. Направленность личности (на себя, на дело, на общение). Потребности, мотивы.

Четвертый  раздел «Слагаемые выбора будущей профессии».

1.Требования профессии к человеку (в соответствии с классификацией профессий).   Здоровье и профессия. Профессиональная пригодность. Показатели профессиональной пригодности: успешность и удовлетворенность. Степени профессиональной пригодности: непригодность, пригодность, соответствие, призвание. Причины ошибок и затруднений в выборе профессии.

2.Профессиональное самовоспитание. Самопознание, самообразование, самоприказ, самоубеждение, самоконтроль, упражнения. Что такое резюме?  Правила составления резюме?

  1. Подведение итогов.

Тематический план курса для обучающихся

7-8 классов для детей с ОВЗ (68 часов).

п/п

                      Название темы

     Количество

          часов

7 класс.

   

Введение в курс для 7 класса

             1

    I.

Понятие о профессии и специальности

             5

   1.1.

Общий обзор классификаций профессий

             2

   1.2.

Классификация профессий Е.А.Климова

             1

   1.3.

Классы, отделы и группы профессий.

             2

   II.

Познавательная деятельность личности.

            28

    2.1.

Внимание.

             8

    2.2.

Память.

             6

    2.3.

Мышление и воображение.

            12

    2.4.

Координация движений.

             2

Итого:

            34

8 класс.

Введение в курс для 8 класса.

             1

   III.

Индивидуальные особенности личности

            22

    3.1.

Темперамент.

             5

    3.2.

Характер.

             7

    3.3.

Способности, склонности и интересы.

             5


п/п

                      Название темы

     Количество

          часов

    3.4.

Направленность личности.

             5

   IV.

Слагаемые выбора будущей профессии.

            10

    4.1.

Требования профессии к человеку  

 (в соответствии с классификацией профессий)

             7

    4.2.

Профессиональное самовоспитание.

             3

    4.3.

Подведение итогов.

             1

Итого:

            34

Итого (за 2 года обучения):                                                                                  

            68

Требования к уровню подготовки обучающихся  

по программе курса «Я в мире профессий»

  Курс «Я в мире профессий» способствует формированию у обучающихся личностных  универсальных учебных действий, умений.

Личностные универсальные учебные действия:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных упражнений и заданий проблемного и эвристического характера;
  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности —  важных качеств в практической деятельности любого человека;
  • воспитание чувства справедливости, ответственности;
  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
  • выраженное стремление учиться и трудиться для дальнейшего осуществления своих жизненных планов;
  • самостоятельность в организации и выполнении различных работ.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

  • планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
  • определение адекватных способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
  • проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач;
  • приведение примеров, подбор аргументов, формирование выводов по обоснованию своего выбора  и отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  • выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
  • согласование и координация совместной деятельности с другими ее участниками;
  • диагностика результатов деятельности по принятым критериям и показателям;
  • находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором пути продолжения образования;
  • объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
  • ставить цели и планировать действия для их достижения;
  • использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Предметные УУД:

  • рациональное использование учебной и дополнительной информации для выбора профессии;
  • планирование образовательной и профессиональной карьеры;
  • знание классификации видов профессий;
  • планирование деятельности по выбору профессии;
  • адекватное оценивание своих способностей и готовности к выбранной профессии;
  • понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
  • понятие темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей, стилей общения;
  • понимание значения профессионального самоопределения и его роли в самореализации личности;
  • умение анализировать профессиограммы, информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности), а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
  • пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования;
  • представление о том как  составлять личное резюме.

Критерии оценки эффективности занятий по программе курса

«Я в мире профессий»

  Специфика данного курса предполагает введение без оценочной системы.

Для оценки эффективности занятий рекомендуется использовать следующие показатели:

-  посещаемость занятий обучающимися;

- степень помощи, которую оказывает учитель при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников;

– поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников;

– результаты выполнения тестовых заданий и упражнений, при выполнении которых выявляется, справляются ли обучающиеся с этими заданиями самостоятельно;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой обучающихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, самостоятельности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности);

- дополнительным показателем является положительная динамика в развитии познавательных процессов обучающихся, которая  отслеживается посредством сравнительного анализа результатов первичной (входящей) диагностики в начале учебного года с результатами итоговой диагностики уровня развития психических процессов в конце учебного года.  

 

        Учебно — методическое и  материально — техническое обеспечение курса

 Реализация данного курса базируется на сочетании разных методов и форм обучения: групповые беседы, информирование, анкетирование, диагностические исследования, ролевые и профориентационные игры, развивающие задания.

 На каждом занятии обязательно предусматривается проведение практической части. Для знакомства с теоретическим материалом отводится не более 10 - 15 минут.

 К каждой теме курса «Я в мире профессий» предлагается вариативный набор дидактического, раздаточного и тестового материала. В ходе реализации программы курса, педагог может самостоятельно варьировать предложенный инструментальный материал, исходя из динамически - временных особенностей каждой группы обучающихся и собственных учебно-методических возможностей оснащения предложенного курса:

Введение. Анкета «Планы на ближайшее будущее».

Первый раздел «Понятие о профессии и специальности».

«Общий обзор классификаций профессий»:

        -упражнения: «Определи специальность»,

        «Найди профессию»;

«Классификация профессий Е. А. Климова». Вопросник ДДО (дифференциально-диагностический опросник).

«Классы, отделы и группы профессий»:

-упражнения: «Преобладание умственного или физического труда?»,    «Определи класс профессии», «Классифицируй орудия труда по отделам», «Определи группу профессий и специальностей».

- предварительное построение профессиограммы — характеристики  профессий.

Второй раздел «Познавательная деятельность личности».

«Внимание»:

-упражнения: «Особенности произвольного внимания», «Графики   распределения внимания на уроках», «Колебания внимания», «Устойчивость внимания», «Объем внимания», «Распределение внимания», «Переключаемость внимания», «Концентрация внимания»;

-игры: «Сосчитай до 30», «Сторож»;

-дискуссия: «Какие виды профессий предъявляют повышенное требование к вниманию».

«Память»:

-упражнения: «Тип памяти», «Логическая и механическая память», «Произвольная память», «Объем непроизвольной памяти»;

-игры: «Кто больше запомнит?» (ассоциативная цепочка образов),

 «Кто знает больше песен с названиями деревьев?»;

-творческие задания: «Запиши свое первое воспоминание», «Почему запомнилось именно это?», «Особенности моей памяти».

«Мышление   и  воображение»:

-тесты: «Художник-мыслитель» (самооценочный), «Экспресс-анализ  по биологическим признакам», «Творческий возраст», «Склонность к творчеству» (ориентировочный);

-упражнения: «Тип мышления», «Умение анализировать и сравнивать предметы, понятия», «Уровень развития навыков анализа», «Уровень развития операций обобщения», «Скорость протекания мыслительных процессов», «Гибкость мышления», «Воссоздающее воображение», «Уровень развития творческого воображения», «Духовная гимнастика»;

-«мозговой штурм»: «Составить список профессий предъявляющих повышенные требования к: а) воссоздающему воображению; б) творческому воображению».

«Координация   д вижений»:

-анкета: «Как лучше вы усваиваете движения?»;

-упражнения: «Координация движения руки»;

         -тест: «Темпинг-тест Ильина».

Третий раздел «Индивидуальные особенности личности».

«Темперамент». Тест: «Опросник Айзенка».

«Характер»:

-тесты: «Какой у вас характер?», «Шкала значимости эмоций», «Эмоциональная направленность личности», «Тип регидности психологической установки», «Тест Голланда»;

-анкета: «Уровень развития волевых качеств»;

-упражнения: «Моя самооценка», «Отношение к самому себе», «Определить черты характера по описанию поведения».

«Способности, склонности и интересы»:

-анкета: «Карта интересов»;

-упражнение: «Проверка устойчивости своих интересов»;

-дискуссия: «Как вы относитесь к идее испытания способностей?».

«Направленность личности». Тесты: «Определение направленности личности»,  «16-факторный опросник Р. Кеттелла».

 Четвёртый раздел «Слагаемые выбора будущей профессии».

«Требования профессии к человеку (в соответствии с классификацией профессий)»:

-тест «ОПГ-М»;

-сочинение: «Что мне нравится в предполагаемой профессии?»

(с обсуждением сочинений);

-«мозговой штурм»: «Какие обстоятельства нужно учитывать при обдумывании выбора профессии?».

-построение профессиограммы выбранной профессии.

«Профессиональное самовоспитание». Составление «Программы самовоспитания для предполагаемой будущей профессии» (с дискуссионным обсуждением программ). Проба написания обучающимися личных резюме. Сочинение «Если бы я был губернатором/президентом?»

«Подведение итогов».  Анкета «Профессиональное самоопределение».

Медиа — ресурсы:

  • Школа развития личности Кирилла и Мефодия. Практический курс «Развиваем внимание», - диск «Школа развития КМ», 2007;
  • Школа развития личности Кирилла и Мефодия. Практический курс «Улучшаем память»,- диск «Школа развития КМ», 2007

Интернет-ресурсы:

Информационное обеспечение / литература:

  1. Бендюков М., Соломин И., Ткачёв М. «Азбука профориентации» – СПб, 1997.
  2. Бернс Р. «Развитие Я-концепции и воспитание» – М, 1986.
  3. Биркенбиль В. Ф. « Как добиться успеха в жизни» – М, 1999.
  4. Гарибян С. «Школа памяти» – СПб, 1993.
  5. Генкин Е. «Загляни в своё «Я»» – Рига, 1991.
  6. Гинзбург М. Р. «Путь к себе» – М, 1991.
  7. Головаха Е. И. «Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи» – Киев, 1988.

8. Добрынин Н. Ф. «Внимание и его воспитание» – М, 1951.

9. Добрынин Н. Ф. «Произвольное и непроизвольное внимание» -М, 1958.

10. Зейгарник Б. В. «Психология мышления» – М, 1962.

11. Ивин А. А. «Искусство правильно мыслить» – М, 1990.

12. «Игры-обучение, тренинг, досуг…»/ Под ред. В.В. Петрусинского // В      четырёх книгах – М, 1994.

13. Климов Е.А. «Как выбирать профессию» – М, 1990.

14. Климов Е.А.«Психология профессионального самоопределения» – Ростов-на-Дону,                      

       1996.

15. Козлов Н. «Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день» – М, 1993.

16.  «Краткий психологический словарь – хрестоматия» - М, 1974

17. «Критерии готовности учащихся к профессиональному самоопределению»/ Под ред. Чистяковой С.  Н. – М, 1998.

18. Крутецкий В. А. «Психология» – М, 1982.

19. Коломинский Я. Л. «Человек: психология» – М, 1986.

20. Куликова Л. Н. «Воспитать себя» – М, 1991.

21. Ланда Л. Н. «Умение думать. Как ему научить.»

22. «Лучшие психологические тесты» – Петрозаводск, 1992.

23. Мудрик А. В. «Время поисков и решений или старшеклассникам о них самих» – М,

      1990.

24. Мургулец Л. В. «Методы социально-психологической диагностики личности» – Л,  

      1990.

25. Орлов Ю.М. «Восхождение к индивидуальности» – М, 1992.

26. Орлов Ю.М. «Самосознание и самовоспитание характера» – М, 1987.

27. Павлова Л.Г. «Спор, дискуссия, полемика» – М, 1991.

28. Петровский А.В. «Психология о каждом из нас» – М, 1992.

29. Петровский А.В. «Роль фантазии в развитии личности» – М, 1961.

30. Прощицкая Е.Н. «Выбирайте профессию» – М, 1991

31. «Психологические проблемы профессиональной деятельности» – М, 1991.

32. «Психологическое сопровождение выбора профессии»/ Под ред. Митиной Л.М. – М,

       1998.

33. Смирнов А.А. «Психология запоминания» – М, 1948.

34. Степанов А., Бендюков М., Соломин И. «Ищу работу» – СПб, 1995.

35. Сухаребский Л.М. «О памяти» – Л, 1962.

36. Тарасов В.К. «Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров» – Л, 1989.

37. Фромм Э. «Иметь или быть» – М, 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для организации профориентационной работы специалистами ГОУ "Областная кадетская школа - интернат МЧС" автор - составитель: педагог - психолог Е.А. Мешкова

Организация и оптимизация условий для реализации системы профориентации обучающихся через урочную и внеурочную деятельность в ОУ.Методические рекомендации используются специалистами и педагогами при с...

Рабочая программа курса "В мире музыки" 7 класс

Здесь представлены основные русские и зарубежные композиторы 19 го столетия Программа расчитана на 35 часов....

Рабочая программа и КТП по обществознанию 5 класс (по требованиям ФГОС)

РП составлена на основании Примерной основной образовательной программы   [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.  — (Стандарты второго поколения) и в соответсвии с  Федеральным...

Рабочая программа по географии для 6 кл. в соответствии с ФГОС. Авторы: И.И. Баринова, В.П. Дронов, И.В. Душина, В.И. Сиротин. Составитель С.В. Курчинина

Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предметам «Географ...

Рабочая программа курса химии для 8-9 классов в рамках ФГОС, созданная на основе авторской программы О.С.Габриеляна.Тематическое планирование 8-9 классы.

Программа включает шесть разделов:1. «Пояснительная записка», где охарактеризован вклад предмета в достижение целей ос-новного общего образования; сформулированы цели, задачи и основные результаты изу...

Рабочая программа по географии для 10-11 класса согласно требованиям ФГОС СОО.

Рабочая программа по географии составлена для 10-11 класса согласно требованиям ФГОС СОО по программе автора А.П Кузнецова....