Главные вкладки

    Коррекционно-развивающая программа "Развитие познавательных процессов 5 класс", автор-составитель педагог-психолог Потапова Н. В.
    учебно-методический материал по психологии (5 класс) на тему

    Потапова Наталья Владимировна

    Пояснительная записка, тематическое планирование, подробное описание занятий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_5_klass.doc75.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Лакинск

    «Утверждаю»

    Руководитель

    МБОУ СОШ №1 г. Лакинска

    Мальчикова Э. Т.

    Приказ № 429 от 30.08.2013г.

    АВТОРСКАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

    «Развитие познавательных процессов»

    (для обучающихся 5 классов средней общеобразовательной школы)

    Автор-составитель педагог-психолог

    Потапова Наталья Владимировна

    Рассмотрено на заседании

    методического объединения

    (педагогического совета)

    протокол № 4

    От «30» августа  2013г.  2013-2014 учебный год

    г. Лакинск

    2014

    Пояснительная записка

    Коррекционно-развивающая программа "Развитие познавательных процессов" для

    обучающихся 5 класса средней общеобразовательной школы

     (в рамках общеинтеллектуального  направления).

      Школьная не успешность, выражающаяся в слабой предметной успеваемости – одна из важнейших причин, способствующих нарушению психологического здоровья обучающихся и с которой чаще всего приходится сталкиваться педагогам в период адаптации обучающихся к среднему звену школы.

    Основными причинами слабой успеваемости пятиклассников являются:

    • низкая мотивация к познавательной деятельности;
    • недостаточный уровень учебной подготовки при нормальном и даже хорошем уровне развития мышления и других познавательных процессов - значительные пробелы в знаниях за предшествующие периоды обучения, а также несформированность общеучебных и специальных учебных умений и навыков;
    • недостаточный уровень развития познавательных процессов;
    • недостаточный уровень развития мыслительных операций;
    • слабая произвольность поведения и деятельности – нежелание, «невозможность» по словам школьников, заставить себя постоянно заниматься.

    Нередко все эти причины выступают не изолированно, а совместно, объединяясь в достаточно сложные комбинации.

      Таким образом, возникает необходимость проведения дополнительной работы педагога-психолога с обучающимися, которые имеют данные трудности.

      Для обеспечения успешной адаптации слабоуспевающих пятиклассников разработана коррекционно-развивающая программа "Развитие познавательных процессов", которая направлена на развитие познавательных процессов и мыслительных операций обучающихся, а также, на формирование социального доверия, обучение навыкам сотрудничества, развитие социальных эмоций, развитие коммуникативных эмоций и обучение переносу полученных навыков в учебную деятельность.

      Новизна  данной программы определена федеральным государственным стандартом среднего общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:

    1.Определение видов организации деятельности обучающихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

    2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты. 

    3. Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

    4. При планировании содержания занятий  прописаны виды  деятельности обучающихся.

    Цель программы - создание условий для успешного интеллектуального развития и обучения детей.

    Задачи программы:

    • Выявить особенности познавательного развития слабоуспевающих детей.
    • Организовать предметно-развивающую среду в соответствии с задачами коррекции и развития.
    • Сформировать позитивную мотивацию к познавательной деятельности
    • Развить мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, сравнение и др.)
    • Развить внутренний план действий
    • Развить творческое воображение, внимание и память
    • Развить речь

    Описание ценностных ориентиров содержания

      Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.  

      Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

      Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

      Ценность  науки – ценность знания, стремления к  истине.

    Организационно-педагогические основы

      Программа предназначена для занятий с детьми 11-12 лет и направлена на слабоуспевающих обучающихся.

      Количество занимающихся – не более 10 человек (оптимальное количество – 6 человек).

      Программа рассчитана на 14 часов.

      Занятия проходят 2 раза (допустимо и 1 раз) в неделю по 40 минут.

      Расписание занятий составляется в соответствии с "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251-03".

      Данная коррекционно-развивающая программа опирается, в основном, на следующие принципы психокоррекционной работы:

    • Принцип единства диагностики и коррекции - отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога. Подробно рассмотренный в трудах Д.Б. Эльконина, И.В. Дубровиной и др., этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.
    • Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.
    • Принцип системности развития. Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач.
    • Деятельностный принцип коррекции. Данный принцип определяет сам предмет приложения коррекционных усилий, выбор средств и способов достижения цели, тактику проведения коррекционной работы, пути и способы реализации поставленных целей.

    Основные формы работы:

      Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу.

    Содержание программы

    Структура занятия:

    1. Вводная часть содержит:

    - Приветствие, позитивный настрой.

    - Знакомство с задачами занятия.

    1. Основная часть содержит:

    - Упражнения.

    - Игры.

    1. Рефлексия занятия:

    - Что мы развивали на нашем занятии?

    - Что вам особенно понравилось?

    - Что не понравилось?

    - В чем испытывали затруднении, почему?

    - Дайте словесную оценку своей деятельности и деятельности своего соседа (взаимооценивание).

    1. Прощание

    В данной программе подобраны задания на:

    - развитие мыслительной деятельности («Лесенка из слов», «Составь предложение», «Выражение», «Найди общее», «Соединительное звено», «Замаскированный предмет», «Отгадай меня», «Испорченный телефон», «Найди значение», «Вставь пропущенное слово», «Рассыпанный текст», «Помоги пословице», «Найди ассоциацию», «Цепочка ассоциаций», «Найди пару», «Последовательности», «А ну-ка, разберись», «Часть и целое», «Словесное домино», «Пересядут те, кто…», «Четвертый лишний», «Образование групп», «Заглавие», «Логические задачки»);

    - развитие внимания («Крестики-нолики», «Наблюдатели», «Штирлиц», «Заглавие»);

    - развитие памяти («Запомни по ассоциациям», «Наблюдатели», «Запомни слова», «Штирлиц»);

    - развитие творческого воображения («Коллаж: Я и мои увлечения», «Коллаж: Наши достижения»);

    - развитие внутреннего плана действий («Страна Наоборотия», «Больше-меньше», «Пропущенные буквы»).

      При проведении занятий по данной программе используются следующие виды деятельности: игровая, познавательная, трудовая, художественное творчество, слушание, письмо, запоминание, выполнение инструкций, фантазирование.

    Тематический план 

    Тема

    Задачи

    Содержание

    Продолжи

    тельность

    1

    «Знакомство»

    - знакомство ребят между собой

    - знакомство с целями и задачами занятий

    - сплочение группы

    - развитие творческого воображения

    - 1 упр. «Представление имени»

    - 2 упр. «Люблю – не люблю»

    - 3 упр. «Выработка правил работы в группе»

    - 4 упр. «Коллаж: Я и мои увлечения»

    40 минут

    2

    «Интеллектуальная гимнастика»

    - развитие способности устанавливать разнообразные связи между предметами

    - 1 упр. «Лесенка из слов»

    - 2 упр. «Составь предложение»

    - 3 упр. «Выражение»

    40 минут

    3

    «Интеллектуальные игры»

    - стимулирование мыслительной активности

    - формирование интереса к занятиям

    - развитие произвольного внимания

    - 1 упр. «Найди общее»

    - 2упр. «Соединительное звено»

    - 3 упр. «Крестики-нолики»

    40 минут

    4

    «Свойства предметов»

    - развитие умения определять признаки одушевленных и неодушевленных предметов

    - развитие умения узнавать предметы по их качествам и свойствам

    - 1 упр. «Замаскированный предмет»

    - 2 упр. «Отгадай меня»

    - 3 упр. «Испорченный телефон»

    40 минут

    5

    «Развитие внутреннего плана действий»

    - развитие умения выполнять действия в уме

    - 1 упр. «Страна Наоборотия»

    - 2 упр. «Больше-меньше»

    - 3 упр. «Пропущенные буквы»

    40 минут

    6

    «Понимание смысла и выделение существенного»

    (1 часть)

    - обучение пониманию смысла текстового материала

    - развитие умения осознавать семантические связи между словами и словосочетаниями

    - развитие умения выделять общий и переносный смысл

    - 1 упр. «Найди значение»

    - 2 упр. «Вставь пропущенное слово»

    40 минут

    7

    «Понимание смысла и выделение существенного»

    (2 часть)

    - обучение пониманию смысла текстового материала

    - развитие умения осознавать семантические связи между словами и словосочетаниями

    - развитие умения выделять общий и переносный смысл

    - 1 упр. «Рассыпанный текст»

    - 2 упр. «Помоги пословице»

    40 минут

    8

    «Ассоциации»

    - развитие ассоциативного потока

    - развитие ассоциативной памяти

    - 1 упр. «Найди ассоциацию»

    - 2 упр. «Запомни по ассоциациям»

    - 3 упр. «Цепочка ассоциаций»

    40 минут

    9

    «Причинно-следственные связи»

    - развитие умения устанавливать причинно-следственные связи, умения отличать причинно-следственную связь и последовательную связь

    - 1 упр. «Найди пару»

    - 2упр.

    «Последовательности»

    - 3 упр. «А ну-ка, разберись»

    40 минут

    10

    «Род и вид предмета. Целое – часть»

    - развитие умения определять понятия «вид» и «род», различать эти понятия

    - обучение пониманию отношения часть-целое

    - 1 упр. «Часть и целое»

    - 2 упр. «Словесное домино»

    40 минут

    11

    «Внимание и память»

    - развитие внимания

    - развитие памяти

    - 1 упр. «Наблюдатели»

    - 2 упр. «Запомни слова»

    - 3 упр. «Штирлиц»

    40 минут

    12

    «Классификация»

    - развитие умения классифицировать

    - 1 упр. «Пересядут те, кто…»

    - 2 упр. «Четвертый лишний»

    - 3 упр. «Образование групп»

    40 минут

    13

    «Интеллектуальные игры»

    - стимулирование познавательной активности

    - развитие логического мышления

    - 1 упр. «Заглавие»

    - 2 упр. «Логические задачки»

    40 минут

    14

    «Наши достижения»

    - развитие рефлексии

    - развитие творческого воображения

    - создание группового коллажа на тему «Наши достижения»

    40 минут

    Материально-техническое и методическое обеспечение, необходимое для реализации программы.

      Основные формы работы – групповая и индивидуальная. Поэтому помещение для занятий должно обеспечить и аудиторную работу (т. е. работу за партой), и работу «в кругу».

      Каждый обучающийся для работы на занятиях должен иметь:

    • Рабочую тетрадь
    • Ручку, карандаши
    • Печатные индивидуальные карточки с заданиями

      А также, ватманы, цветные карандаши, фломастеры, краски, ножницы, клей, различные печатные издания для оформления коллажа.

      Для решения задач, поставленных программой, используются основные методы обучения:

    - словесность;

    - наглядность;

    - проблемная ситуация;

    - игровые моменты.

    Механизм оценки полученных результатов.

      Результативность обучения проверяется методом частичного наблюдения за обучающимися на уроках и путём проведения психологической диагностики познавательных процессов и интеллектуального развития обучающихся перед началом занятий и после.

    Ожидаемые результаты        

    • Умение самостоятельно выполнять упражнения (чем меньше помощи педагога-психолога, учителя, тем выше самостоятельность обучающихся и, следовательно, выше коррекционный эффект занятий).
    • Изменение поведения на занятиях: активность, заинтересованность школьников в изучении материала.
    • Умение успешно выполнять контрольные психологические задания.
    • Повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам (возрастание активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.) как положительный результат эффективности коррекционных занятий.
    • Изменение эмоционального состояния каждого ученика под влиянием коррекционных занятий.

    Основные формы учета знаний и умений:

    тестирование (проводится перед началом проведения занятий и по окончании):

    - диагностика интеллектуального развития обучающихся (ГИТ);

    - диагностика развития познавательных процессов (исследование творческого мышления – Краткий тест творческого мышления (фигурная форма) П. Торренс, исследование уровня развития внимания (Корректурная проба, таблицы Шульте), памяти (Заучивание 10 слов, запоминание ряда бессвязных слогов и др.);

    - диагностика мотивации учения (методика Н.В. Лускановой, методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению модификация А.Д. Андреевой);

    - диагностика уровня самооценки (методика Г.Н. Казанцевой, тест-опросник С. В. Ковалёва);

    - а также исследование внутреннего плана действий (ТВПД).

      Данная программа прошла апробацию в течение 3 лет. Эффективность занятий подтверждается результатами диагностических исследований. Более успешными в учебной деятельности становятся  50-75% обучающихся, получающих коррекционно-развивающие услуги.

    Универсальные учебные действия

    Личностные

    Метапредметные

    Предметные

    Знать

    - о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

    - правила поведения на занятиях, в игровом творческом процессе;

    - правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам,  к победе, поражению.

    - возможности и роль русского языка в познании окружающего мира;

     - понимать и русский язык, как часть общечеловеческой культуры;

    - иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, взрослыми  в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

    - общие приемы  и способы  решения  логических заданий;

    - общие приёмы и способы сравнения, анализа, синтеза, обобщения и классификации установления разнообразных связей между предметами;

    - необходимую терминологию по русскому языку.

    Уметь

    -  анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели;

    - соблюдать правила игры и дисциплину;

    - правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).

    -  выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой  и игровой деятельности.

    - устанавливать разнообразные связи между предметами;

    - определять признаки одушевленных и неодушевленных предметов;

    - узнавать предметы по их качествам и свойствам;

    - выполнять действия в уме;

    - выделять общий и переносный смысл;

    - устанавливать причинно-следственные связи, отличать причинно-следственную связь и последовательную связь;

    - определять понятия «вид» и «род», различать эти понятия;

    - различать понятия «часть» и «целое»;

    - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

    -   адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителей  и других людей;

    - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

    - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

    - формулировать собственное мнение и позиции.

      -  выполнять логические задания, производить вычислительные действия,

    систематизировать и структурировать знания;

    - устанавливать семантические связи между словами и словосочетаниями;

    - выполнять задания на сравнение свойств предметов и явлений, на установление причинно-следственных и последовательных связей.

    Применять

    - быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия;

    - подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки.

    - полученные сведения о русском языке в других областях знаний;

    - приемы сравнения, обобщения и классификации по заданным критериям;

    - приемы установления разнообразных связей между предметами;

    - речевые средства для решения  различных коммуникативных задач.

    - первоначальный  опыт самореализации в различных видах  деятельности;

    - умение выражать себя в доступных видах деятельности, игре и использовать накопленные знания.

    Библиографический список

    • Акимова М. К., Козлова В. Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. Учеб. Пособие – М.: Изд-й центр «Академия», 2000. – 160 с.
    • Андрияхина Н. Как помочь пятикласснику? Школьный психолог, 2003, № 30
    • Глозман Ж. М. Развиваем мышление: игры, упражнения, советы специалиста / Ж. М. Глозман, С. В. Курдюкова, А. В. Сунцова. – М.: Эксмо, 2010. – 80 с.
    • Заика Е. В. Комплекс упражнений для развития логической памяти учащихся. Вопросы психологии, 1991. № 6
    • Заика Е. В. Игры для развития внутреннего плана действий школьников. Вопросы психологии, 1994. № 5
    • Заика Е. В. Комплекс игр для развития воображения. Вопросы психологии, 1993. №2
    • Заика Е. В. Комплекс интеллектуальных игр для развития мышления учащихся. Вопросы психологии, 1990. № 6
    • Игры – обучение, тренинг, досуг. Под ред. В. В. Петрусинского в четырех книгах – М.: Новая школа, 2000. – 240 с.
    • Осипова А. А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. – 240 с.
    • Практическая психология образования. Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студ. Высш. И ср. спец. Учебных заведений. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 528 с.
    • Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: в 2-х книгах. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. – М.: Гуманид. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 480 с.: ил.
    • Самоукина Н. В. «Игры, в которые играют…». Психологический практикум – г. Дубна, «Феникс+», 2000. – 128 с.
    • Сунцова А. В. Развиваем память: игры, упражнения, советы специалиста / А. В. Сунцова, С. В. Курдюкова. – М.: Эксмо, 2010. – 64 с.

    Занятие 1 «Знакомство».

      На первом занятии происходит знакомство ребят между собой (в группу могут попасть ребята из разных классов), знакомство с целями и задачами занятий.

      Вырабатываются правила работы в группе.

      Оформляется групповой коллаж на тему «Я и мои увлечения»

    1 Упражнение «Представление имени»

      Обучающиеся по кругу называют своё имя и какое-либо хорошее качество личности.

    2 Упражнение «Люблю – не люблю»

      Обучающиеся по кругу называют то, что они любят (делать, кушать…) и что не любят.

    3 Упражнение «Выработка правил работы в группе»

      Совместно с детьми вырабатываются, обсуждаются и записываются на доске правила работы в группе.

    4 Упражнение «Коллаж: Я и мои увлечения»

      На одном ватмане ребята, определяя каждый для себя место на листе, создают совместный коллаж «Я и мои увлечения».

    Занятие 2 «Интеллектуальная гимнастика».

    1 Упражнение «Лесенка из слов»

      В данной игре нужно взять любое слово, желательно длинное, и используя имеющиеся буквы, составить как можно больше своих слов. Также с обучающимися следует обсудить значение составленных слов. Побеждает тот, кто составит наибольшее кол-во слов.

      Например, слово ТРАНСПОРТ:

    Рапорт           Порт               Сорт                Пост              Сан

    Патрон          Роса                 Наст               Торс               Пас

    Стропа          Нора                Тост                Пан                Опт

    Старт             Нота                Пора               Нос                Рот

    Напор            Рота                 Стан               Сон                Тон

    Спора            Торт                 Стон               Тор                 Пар

    Тропа             Трон                Рост                Оса

    Спорт            Трос                 Сноп               Сап              

    Транс             Спор                Сота                Пот              

    2 Упражнение «Составь предложение»

      Берутся три слова, не связанные между собой по смыслу. Надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова, при этом можно менять их падеж и использовать другие слова. Ответы могут быть как банальными, так и сложными, выходящими за пределы ситуации, обозначенной тремя словами с введением новых объектов. Особенно поощряются оригинальные ответы, в которых задуманные слова включаются в нестандартные связи. Все предложенные ответы сопоставляются и обсуждаются учащимися.

      Слова для предъявления:

    1. Озеро, карандаш, медведь.
    2. Боль, брюки, велосипед.
    3. Дом, самолет, радио.
    4. Лиса, ягоды, пчела.
    5. Стол, фартук, ботинки.
    6. Гроза, день, кровать.

    3 Упражнение «Выражение»

        Обучающимся предлагается придумать предложение из 4 слов, причём каждое слово должно начинаться с указанной буквы. Можно предложить два варианта выполнения задания:

    1. последовательность указанных букв, с которых начинаются слова, менять нельзя;
    2. слова в предложении можно расставить в любой последовательности.

       Например: МВЧО

    1. Мастер Володя чинит обувь.
    2. Маша облила чаем Витю.

      Для работы предлагаются различные наборы букв: ВСНТ, ЕЛТО, ЕНВСА.

      Количество букв можно увеличивать.

    Занятие 3 «Интеллектуальные игры».

    1 Упражнение «Найди общее»

      Для этого упражнения необходимо взять два слова (предметы, явления), мало связанных между собой. Следует найти и выписать как можно больше общих признаков для этих предметов. Побеждает тот, у кого список общих признаков длиннее. Также, полезно разобрать ответы обучающихся по степени существенности вскрываемых в них связей между предметами, для того, чтобы обучающиеся могли усвоить, что такое существенные и несущественные признаки.

    Слова для предъявления:

    1. Игра – урок                       5. Собака – плюшевый мишка
    2. Гусь – корова                    6. Ролики - самокат
    3. Дом – больница                7. Крокодил - черепаха
    4. Корабль – велосипед        8. Мальвина – золушка

    2 Упражнение «Соединительное звено»

      Задаются два предмета, которые, на первый взгляд, кажутся далекими друг от друга. Обучающимся необходимо назвать предметы, являющиеся как бы «переходным мостиком» от первого ко второму. Называемые предметы должны иметь четкую логическую связь с обоими заданными предметами. Допускается использовать два, три или четыре соединительных звена.

      Слова для предъявления:

    1. Туча – авария (дождь, лужа, дорога, авто)
    2. Школа – музыка (учитель, урок)
    3. Лес – дупло (орехи, белка)
    4. Магазин – радость (мама, торт, праздник)
    5. Игра – больница (салочки, дети, падение, ушиб)
    6. Молоко – роса (корова, трава)
    7. Шерсть – бабушка (кошка, клубок, нитки, носки)
    8. Дерево – ружье (кора, заяц, охотник)

    3 Упражнение «Крестики-нолики»

      Известная всем игра в «крестики-нолики», единственной особенностью которой является расширение поля для ходов. Игра проводится на доске. Обучающиеся по очереди ставят необходимый «знак».

    Занятие 4 «Свойства предметов».

    1 Упражнение «Замаскированный предмет»

      Называется какой-либо хорошо известный всем предмет (явление, существо). Нужно назвать два других предмета, в целом, мало похожих на заданный, но таких, сочетание признаков которых, по возможности, однозначно его определяло бы, т. е., как бы, замаскировать его другими предметами. Предложенные обучающимися ответы обязательно обсуждаются и обосновываются.

      Слова для предъявления:

    1. Новый год (зима – праздник)
    2. Хлеб (завод – зерно)
    3. Аквариум (рыбки – корм)
    4. Автомобиль (ремонт – скорость)
    5. Телефон (разговор – кнопки)
    6. Почтальон (дом – письмо)
    7. Цветы (подарок – аромат)
    8. Пейзаж (природа – краски)
    9. Лебедь (пух -  шея - песня)
    10. Игра (кубик – правила)

    2 Упражнение «Отгадай меня»

      Данная игра противоположна предыдущей. Ведущий, а потом и сами  обучающиеся должны придумать пары предметов, которые однозначно кодируют третий предмет.

      Слова для предъявления:

    1. Небо – вода (дождь)
    2. Металлический хвост – небо (самолет)
    3. Человек – кровать (сон, ночь)
    4. Веселье – гости (праздник)
    5. Поле – сыр (мышь)
    6. Мята – улыбка (зубная паста, жвачка)
    7. Шар – стол (бильярд)
    8. Когти – мед (медведь)
    9. Бабушка – кухня (пирог)
    10. Австралия – прыжок (кенгуру)

    3 Упражнение «Испорченный телефон»

      Обучающиеся рассаживаются, образуя цепочку. Первый игрок получает от ведущего некоторое слово, например, «самолет». Его задача – быстро закодировать это слово с помощью пары других предметов (например, птица – она летает, с крыльями, хвостом и т. д., и напильник – он железный, тяжелый) и передать второму игроку эти два слова. Второй игрок должен догадаться, о каком предмете идет речь. Например, он может предположить, что это «граната» и, замаскировав, передать это слово третьему игроку. Третий – кодирует принятое сообщение по своему и передает его следующему игроку и так далее. Передача каждого сообщения осуществляется письменно на полосках бумаги.

    Занятие 5 «Развитие внутреннего плана действий».

    1 Упражнение «Страна Наоборотия»

      Заданное слово (сначала из трех, затем из четырех, пяти, шести и т. д. букв) следует прочитать по буквам в обратном порядке, справа налево, например, «работа – атобар». Все операции должны осуществляться мысленно, а не письменно.

      Слова для предъявления:

      Сон, тигр, тапок, карета, самолет, пропеллер, чебурашка, император.

    2 Упражнение «Больше-меньше»

      Зачитывается ряд чисел из трех-шести цифр. В ответ надо назвать другие цифры – на 1 (или 2) больше или меньше. Все операции должны осуществляться мысленно.

      Цифры для предъявления:

    1 7 4    больше на 1 – 2 8 5

                меньше на 1 – 0 6 3

                больше на 2 – 3 9 6

    2 5 6 3    больше на 1 –  3 6 7 4

                   меньше на 1 – 1 4 5 2

                   больше на 2 – 4 7 8 5

                   меньше на 2 – 0 3 4 1

    3 4 2 8    больше на 1 – 4 5 3 9  

                   меньше на 1 – 2 3 1 7

                   больше на 2 – 5 6 4 1 0

                   меньше на 2 – 1 2 0  6

    3 2 4 1 5  больше на 1 –  4 3 5 2 6

                    меньше на 1 – 2 1 3 0 4

                    больше на 2 – 5 4 6 3 7

    6 7 3 5 2 4   больше на 1 – 7 8 4 6 3 5  

                        меньше на 1 – 5 6 2 4 1 3

                        больше на 2 – 8 9 5 7 4 6

                        меньше на 2 – 4 5 1 3 0 2

    3 Упражнение «Пропущенные буквы»

      Нужно придумать слово и прочитать его так, чтобы в нем звучали лишь первая, третья, пятая и т. д. буквы, пропуская вторую, четвертую и т. д. Сначала ведущий загадывает слова по буквам, а затем и сами обучающиеся. Остальные отгадывают. Обязательно называется количество букв, из которых состоит загаданное слово.

      Слова для предъявления:

    1. Конфета (7) – к н е а
    2. Собака (6) – с б к
    3. Кошка (5) – к ш а
    4. Корова (6) – к р в
    5. Ракета (6) – р к т
    6. Таракан (7) – т р к н
    7. Цветок (6) – ц е о
    8. Пистолет (8) – п с о е

    Занятие 6 «Понимание смысла и выделение существенного» (1 часть).

    1 Упражнение «Найди значение»

      В данном упражнении обучающимся предлагается ряд многозначных слов. Их задача состоит в том, чтобы найти как можно больше значений следующих слов:

    1. Фигура (человека, геометрическая…)
    2. Адрес (почтовый, поздравительный…)
    3. Зарядка (аккумулятора, физические упражнения…)
    4. Вал (земляная насыпь, техническая деталь…)
    5. Вилка (столовый прибор, часть электроприборов…)
    6. Каток (ледяная площадка, машина для укладывания асфальта…)
    7. Лопатка (садовый инструмент, часть тела…)
    8. Коса (прическа, инструмент…)
    9. Проводник (профессия, электрическая составляющая…)
    10. Собачка (животное, деталь замка молнии…)
    11. Узел (веревочный, скорость судна…)
    12. Шашка (игровая, дымовая, холодное оружие…)
    13. Барашек (животное, морская волна…)
    14. Лавка (магазин, сиденье…)
    15. Дробь (оружейная, барабанная, число…)
    16. Шишка (еловая, опухоль…)
    17.  Ручка (письменная, дверная…)
    18. Бой (сражение, удары курантов…)

    2 Упражнение «Вставь пропущенное слово»

        Для выполнения данного упражнения необходимо заранее заготовить для каждого участника текст с пропущенными словами. Каждый обучающийся должен на место пропусков вставить недостающие слова.

      Предложения для предъявления:

    1. … плохую погоду, экскурсия состоялась. (несмотря на)
    2. В лесу еще было светло, … солнце уже село. (хотя)
    3. Мама послала мальчика в магазин, … он купил хлеба. (чтобы)
    4. … … не поздний час, на улице было бы много народу. (если бы)
    5. Как вчера, … … сегодня стоит теплая погода. (так и)
    6. Я поздно лег спать, … … читал интересную книгу. (так как)
    7. Требуется много усилий … …, …вырастить хороший урожай. (для того, чтобы)
    8. В комнате горел яркий свет, … люди уже спали. (хотя)
    9. Несмотря на сильный мороз, ему … было холодно. (не)
    10. … мальчики, … и девочки сдали спортивные нормативы. (как; так)
    11. Цветки привлекают насекомых … только окраской, … и запахом. (не, но)
    12. Сейчас мы живем в городе, … раньше жили в деревне. (а)
    13. … … свою силу он не мог одолеть его. (несмотря на)
    14. Новые дома строятся … в городе, … … в деревне. (как; так и)
    15. … … сильную жажду, я … стал пить из ручья. (несмотря на, не)

    Занятие 7 «Понимание смысла и выделение существенного» (2 часть).

    1 Упражнение «Рассыпанный текст»

      Данное упражнение можно проводить как соревнование двух участников или команд. Командам одновременно раздается по набору заранее заготовленных карточек с одним и тем же заданием: собрать из имеющихся слов предложение. Время выполнения фиксируется. Побеждает тот участник или команда, которая быстрее других успела выполнить задание и с меньшим количеством ошибок.

    1. зайцы, мультфильмов, несколько, Котеночкин, ловит, как, о, кинорежиссер, том, создал, волк.

    2. по, мотоцикл, а, шоссе, велосипеде, заяц, на, волк, заводил, ехал.

    3. трав, у, кустарников, многих, и, деревьев, землю, в, глубоко, корни, уходят.

    4. в, которым, растения, не, деревьев, располагаются, на, света, много, тени, нужно.

    5. поверхности, когда, волны, моря, подует, возникают, ветер, на.

    6. земля, живем, шара, на, имеет, который, мы, форму.

    7. без, редкое, выдумки, без, произведение, фантазии, художественное, обходится.

    8. знание, только, нас, сильными, может, честными, сделать, разумными, людьми, искренне, которые, любить, способны, человека. (М. Горький)

    9. населяют, только, растения, не, суши, поверхность, и, толщу, но, морей, океанов, и.

    10. с, дела, не конца, хвоста, не надевай, с, начинай, хомута (пословица).

     

    Правый столбик предназначен для ответов обучающихся.

    2 Упражнение «Помоги пословице»

      В этом упражнении нужно собрать пословицы из частей, «потерявших» друг друга. Для этого к каждому началу пословицы из левого столбика нужно подобрать окончание из правого столбика.

    1. Рано пташечка запела,

    Будешь дуть и на воду

    1. Свои собаки грызутся,

    Люби и саночки возить

    1. Не говори «гоп»,

    А он все в лес глядит

    1. Готовь сани летом,

    Да сыта бывает

    1. Как на охоту идти,

    Не суйся в воду

    1. Как месяц ни свети,

    Да не укусишь

    1. Любишь кататься,

    А все не солнышко

    1. Близок локоток,

    А телегу зимой

    1. Назвался груздем,

    Так и собак кормить

    1. Не узнавши броду,

    Ни одного не поймаешь

    1. Не смотри на кличку,

    Пока не перепрыгнешь

    1. За двумя зайцами погонишься

    Как бы кошечка не съела

    1. Взявши за гуж,

    Полезай в кузов

    1. Курочка по зернышку клюет,

    Не говори, что не дюж.

    1. Как волка не корми,

    Чужая не приставай

    1. Обжегшись на молоке,

    Смотри на птичку

    Занятие 8 «Ассоциации».

    1 Упражнение «Найди ассоциацию»

      Берется какое-либо словосочетание или фраза. За ограниченное время нужно выписать в столбик как можно больше ассоциаций, которые она вызывает. Ассоциации могут быть как банальными и однозначными, так и достаточно нестандартными, но в любом случае они должны быть тесно связаны по смыслу с исходной фразой. Побеждает тот, у кого больше таких ассоциаций, которые не встречаются у других обучающихся.

      Слова для предъявления:

    1. Урок в школе.
    2. Поездка в музей.
    3. Цирковой номер.
    4. Волшебство в новогоднюю ночь.
    5. Отдых на природе.
    6. Маленький ребенок.
    7. Спектакль в театре.
    8. Весенняя гроза.
    9. Рыбак на речке.
    10. Деревенская изба.

    2 Упражнение «Запомни по ассоциациям»

      Обучающимся для запоминания предъявляются несколько слов, логически не связанных между собой. Затем предлагается найти ассоциации, которые бы связывали эти слова. На доске фиксируются все пришедшие на ум ассоциации обучающихся. Во время работы не нужно ограничивать простор их воображения. В результате должна получиться маленькая история. Когда ребята поймут и научатся выполнять это задание, количество слов для запоминания можно увеличивать и придумывать ситуации про себя, а слова в нужном порядке произносить вслух.

      Например: книга, цветок, сосиска (Я закончил читать книгу, сорвал цветок, вымыл руки с мылом и съел сосиску).

      Слова для запоминания:

    1. Яблоко, собака, книга
    2. Кисть, тетрадь, история, брат
    3. Телефон, магазин, кошка, прогулка, обед

    3 Упражнение «Цепочка ассоциаций»

      Обучающиеся рассаживаются, образуя цепочку. Ведущий дает первому игроку полоску бумаги с написанной на ней фразой. Первый игрок должен на другой полоске быстро записать одну из понравившихся ему ассоциаций и передать второму игроку, тот записывает на своей полоске свою ассоциацию и передает третьему и т. д. В результате образуется цепочка из разнообразных ассоциаций. При обсуждении итогов участники анализируют полученные цепочки.  

      Слова для предъявления:

    1. Праздничный день
    2. Осеннее время года
    3. Летний сад
    4. Радостное событие
    5. Здоровый образ жизни
    6. Сотрудник милиции
    7. Государство, в котором мы живем
    8. Крепкая дружба
    9. Спортивные соревнования
    10. Космические путешествия

    Занятие 9 «Причинно-следственные связи».

    1 Упражнение «Найди пару»

      Данное упражнение лучше проводить на отдельно заготовленных карточках. На карточках напечатаны задания, среди которых нужно найти пары понятий, которые находятся между собой в причинно-следственных отношениях.

    1. Образование льда, север, мороз, погода, снег.

    (мороз – образование льда)

    1. Осень, холод, дерево, листопад, время года.

    (осень – листопад)

    1. Время года, весна, деревья, лето, таяние льда.

    (весна – таяние льда)

    1. Кипение воды, образование пара, жара, кастрюля, солнце.

    (кипение воды – образование пара)

    1. Радость, игра, плач, таблетка, боль.

    (боль – таблетка, боль – плач)

    1. Радость, подарок, кукла, игра, дети.

    (подарок – радость)

    1. Вода, юг, море, волны, ветер.

    (ветер – волны)

    1. Страх, ребенок, опасность, явление природы, дом.

    (опасность – страх)

    1. Дождь, вода, снег, солнце, лужа.

    (дождь – лужа)

    1. Смех, слезы, горе, книга, телевизор.

    (горе – слезы)

    Обучающимся предъявляются слова, находящиеся только в левом столбике таблицы, правый столбик остается пустым и предназначается для ответов.

    2 Упражнение «Последовательности»

      В этом упражнении обучающиеся должны к заданным понятиям подобрать такие, которые находились бы с ними в отношениях последовательности.

    1. Январь

    (февраль…)

    1. Подросток

    (юноша…)

    1. Первый

    (второй…)

    1. Зима

    (весна…)

    1. День

    (вечер…)

    1. Чердак

    (крыша…)

    1. Завтрак

    (обед…)

    1. Шестиклассник

    (семиклассник…)

    1. Начало

    (середина…)

    1. 1997

    (1998…)

      и т. д…

      Обучающимся предъявляются слова, находящиеся в левом столбике, правый столбик для ответов.

    3 Упражнение «А ну-ка, разберись»

      Упражнение также следует выполнять на индивидуальных карточках. Здесь требуется найти причину и следствие следующих событий.

      Найди причину:

    1. Наводнение

    (ослабленное зрение)

    1. Травма (перелом)

    (солнце)

    1. Гололед

    (разлив реки, таяние снега)

    1. Двойка

    (удар)

    1. Загар

    (падение)

    1. Награда

    (пожар, костер)

    1. Дождь

    (невыученный урок)

    1. Дым

    (ударный труд)

    1. Очки

    (мороз после дождя)

    1. Синяк

    (туча)

      Найди следствие:

    1. Болезнь

    (радость)

    1. Укол

    (рассвет)

    1. Праздник

    (усталость)

    1. Оскорбление

    (разрушения)

    1. Ураган

    (обида, ссора)

    1. Молния

    (замечание учителя)

    1. Восход солнца

    (боль)

    1. Опоздание на урок

    (гром)

    1. Работа

    (лечение)

    Занятие 10 «Род и вид предмета. Целое – часть».

    1 Упражнение «Часть и целое»

      Упражнение предъявляется на отдельных карточках. В данном задании нужно найти понятия, отношение между которыми обозначаются как ЦЕЛОЕ – ЧАСТЬ (в некоторых заданиях может быть не один, а несколько ответов).

    1. Кастрюля, сковорода, посуда, крышка, кухня.

    (кастрюля – крышка, сковорода – крышка)

    1. Мебель, дверца, шкаф, стол, книжный шкаф.

    (шкаф – дверца, книжный шкаф – дверца)

    1. Экран, изображение, телевизор, цветной телевизор, радио.

    (телевизор – экран, цв. телевизор – экран)

    1. Обувь, туфли, щетка, крем, подошва.

    (обувь – подошва, туфли – подошва)

    1. Растение, сад, лепесток, мак, цветок.

    (цветок – лепесток, мак – лепесток)

    1. Юг, стрелки, горизонт, компас, направление.

    (компас – стрелка)

    1. Нос, человек, дыхание, запах, мальчик.

    (человек – нос, мальчик – нос)

    1. Пчела, шмель, насекомое, мед, крыло.

    (пчела – крыло, шмель – крыло)

    1. Крепость, дача, дом, стена, строить

    (крепость – стена, дача – стена, дом – стена)

    1. Книга, карандаш, страница, буква, точилка.

    (книга – страница)

    2 Упражнение «Словесное домино»

      Играть могут несколько человек (до 6 человек, остальные могут помогать). Каждый игрок получает по пять карточек, приготовленных заранее. На каждой карточке написаны два слова – одно слово представляет собой частное, конкретное понятие, т. е. понятие, обозначающее реальный объект. Другое слово на карточке обязательно представляет собой обобщенное понятие. Обобщенные понятия подходят для нескольких конкретных понятий одновременно.

      Правила игры состоят в следующем: все по очереди должны прикладывать друг к другу карточки с одинаковыми понятиями – как конкретными, так и обобщенными. Если нет подходящей карточки, то можно брать карточки, оставшиеся на столе. Выигрывает тот, кто первым выложит все карточки. (30 карточек по 2 понятия)

      Общие понятия:

    1. Водоем
    2. Геометрические фигуры
    3. Знаки препинания
    4. Внутренние органы человека
    5. Школьные принадлежности
    6. Время суток
    7. Автотранспорт
    8. Насекомое
    9. Мебель
    10. Вычислительные действия

    Карточки для разрезания

    1. Водоем

    Вычитание

    1. Вычислительные действия

    Озеро

    1. Геометрические фигуры

    Диван

    1. Мебель

    Ромб

    1. Знаки препинания

    Стрекоза

    1. Насекомые

    !

    1. Внутренние органы человека

    Автобус

    1. Автотранспорт

    Легкие

    1. Школьные принадлежности

    Ночь

    1. Время суток

    Тетрадь

    1. Время суток

    Кузнечик

    1. Насекомые

    День

    1. Автотранспорт

    Табурет

    1. Мебель

    Мотоцикл

    1. Вычислительные действия

    Круг

    1. Геометрические фигуры

    Умножение

    1. Водоем

    ,

    1. Знаки препинания

    Пруд

    1. Внутренние органы человека

    Циркуль

    1. Школьные принадлежности

    Сердце

    1. Сложение

    Стол

    1. Бабочка

    Автомобиль

    1. Утро

    Линейка

    1. Печень

    ?

    1. Овал

    Болото

    1. Шифоньер

    Мопед

    1. Муха

    Деление

    1. Вечер

    Почки

    1. Карандаш

    Тире

    1. Прямоугольник

    Море

    Занятие 11 «Внимание и память».

    1 Упражнение «Наблюдатели»

      В данном упражнении обучающимся предлагается по памяти подробно описать школьный двор или путь из дома в школу – т. е. то, что они видели сотни раз. Один из участников описывает, другой дополняет пропущенные детали. Можно выполнять это задание письменно, а затем сравнить полученные результаты. Побеждает тот участник, который даст наиболее точное описание.

    2 Упражнение «Запомни слова»

      Психолог даёт обучающимся задание: запомнить слова и словосочетания (всего 12), которые им будут названы. Для лучшего запоминания им необходимо схематично зарисовать названные предметы так, чтобы рисунок потом помог вспомнить заданные слова. После предъявления всех слов, обучающиеся с помощью рисунков, вспоминают и называют заданные слова.  

    3 Упражнение «Штирлиц»

      В начале игры выбирается ведущий. Остальные участники замирают в каких-либо позах. Ведущий должен внимательно осмотреть других участников и запомнить их позы, одежду и т. д. Затем он выходит  из класса. Остальные обучающиеся в это время должны что-то у себя поменять. Вначале изменений всего должно быть не более 5-6, далее можно увеличить количество изменений, тем самым, усложнив игру. Задача ведущего найти эти изменения у игроков.

    Занятие 12 «Классификация».

    1 Упражнение «Пересядут те, кто…»

      В данной игре обучающиеся должны классифицировать себя и друг друга по какому-либо признаку. Ведущему нужно назвать какой-либо признак, по которому учащиеся должны объединиться. Тем ребятам, которые находят у себя названный признак необходимо поменяться местами друг с другом.

    2 Упражнение «Четвертый лишний»

      В данном упражнении необходимо иметь либо набор карточек с картинками, по четыре картинки на каждой карточке, три из которых объединены чем-то общим, а одна «лишняя», либо набор слов, составленных аналогичным способом. Задача обучающихся найти это «лишнее» слово или картинку.

    Слова для предъявления:

    1. Корень, лист, стебель, земля.
    2. Платье, кофта, кроссовки, брюки.
    3. Пианино, дрель, флейта, барабан.
    4. Ботинки, сапоги, носки, туфли.
    5. Конфета, колбаса, ириска, леденец.
    6. Малина, ежевика, арбуз, яблоко.
    7. Молоко, лимонад, кефир, йогурт.
    8. Собака, кошка, заяц, овечка.
    9. Щука, камбала, карп, карась.
    10. Кукушка, сорока, страус, воробей.

    3 Упражнение «Образование групп»

      Ребятам предлагается набор карточек (около 50 – 60 штук, одна карточка – одно изображение) с изображениями различных предметов, живых существ, природных явлений…, которые надо классифицировать по какому-либо общему признаку. После образования групп, обучающиеся должны аргументировать свой выбор. Затем, ребятам следует предложить классифицировать те же картинки по какому-либо другому признаку, если это возможно…  

    Занятие 13 «Интеллектуальные игры».

    1 Упражнение «Заглавие»

      Для этого упражнения необходимо приготовить небольшой текст, объемом примерно в 12-15 предложений. В некоторых словах текста сознательно должны быть допущены орфографические ошибки по изученным правилам. Затем бланки с текстом выдаются каждому обучающемуся, и предлагается придумать к нему заглавие так, чтобы оно отражало основную мысль текста, и найти все орфографические ошибки. Желательно, чтобы к одному рассказу ребята придумали 3-5 названий. Количество допущенных ошибок в тексте оговаривается заранее.

    Варианты текста:

    Зимой

      Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет все вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в белую шубку. Загораются и блестят разноцветные искорки инея. Вода темнеет среди прибрежных зарослей.

      Как прекрасна березовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревья, что ты их не узнаешь. Ёлочка становится похожей на причудливую снежную бабу. Всюду виднеются следы лесных зверей.

      В зимние дни дома не сидится. Дети и взрослые выходят на прогулку. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

      «Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди.

    Белка

      Жила белка в лесу, ни о чём не тужила. Никто её не беспокоил. Спала на ветке большой ели. Не заботилась она ни о ком, только о себе. Прошло время, и у нее появились бельчата. Теперь белка от них не уходила.

      Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжелый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Она выскочила, а её беспомощные детки оказались в ловушке. К кому обратиться за помощью? А вдруг кто-нибудь  спасёт бельчат.

      Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое гнездо из мягкого мха осталось целым. Лесная жительница была счастлива. Ничто больше не огорчит её!

    2 Упражнение «Логические задачки»

      Психолог устно предъявляет ребятам логические задачи. Можно дать задачи на карточках. Упражнение можно проводить в соревновательном русле. Побеждает тот, кто больше «решит» задач.

      Варианты задач:

    1) Если бы верблюд был ниже ёжика, но выше слона, кто был бы выше всех? (Ёжик)

    2) Если бы собака была легче жука, но тяжелее бегемота, то кто был бы легче всех? (Бегемот)

    3) По улице идут два сына и два отца. Сколько человек идёт по улице? (Три человека – дедушка, папа, сын)

    4) Что становится легче, когда увеличивается в размерах? (Воздушный шарик)

    5) Можно ли бросить мяч так, чтобы он, пролетев некоторое время, остановился и начал движение в обратном направлении? (Да, если бросить мяч вверх)

    6) Чем больше берут, тем больше становится. Что это? (Яма)

    7) Шёл мальчик в школу и встретил трёх девочек. У каждой девочки было по одной собаке. Сколько всего живых существ направлялось в сторону школы? (Один мальчик)

    8) Вы входите в тёмную комнату. В ней есть свеча и керосиновая лампа. Что вы зажжёте в первую очередь? (Спичку)

    9) Один предсказатель мог угадать счёт любого футбольного матча до его начала. Как он это делал? (До начала матча счёт всегда 0:0)

    10) Если в 11 часов ночи идёт дождь, то возможна ли через 48 часов солнечная погода? (Нет, так как через 48 часов будет ночь)

    Занятие 14 (итоговое) «Наши достижения».

      Оформляется групповой коллаж на тему «Наши достижения».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Элективные курсы по биологии с элементами проектной и исследовательской деятельности.5-6 класс (автор-составитель Савенкова И.Г.)

    Рабочая программа элективных курсов по биологии создана с учетом интереса учащихся 5-6 класса.На уроках учащиеся знакомяться с элементами проектной и исследовательской деятельности.Пробуют себя в роли...

    Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе: «Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; издательство «Просвещение», Москва – 2012г.

    Рабочая программа по физической культуре для 7 класса разработана на основе:«Комплексной программы физического воспитания 1-11 классы», автором - составителем которой являются В.И.Лях и А.А.Зданевич; ...

    Дополнительная программа по предмету «Туризм» 5 класс Авторы-составители: Учитель географии -- Чиркова Нина Павловна

    Учебно-воспитательный процесс требует от учащегося школы в основном умственного напряжения, в то время как биологическая сущность ребенка направлена на активную физическую деятельность и непосредствен...

    Рабочая программа по предмету «Краеведение» 8 класс Авторы-составители: Учитель географии -- Чиркова Нина Павловна Учитель истории – Ренжина Лилия Павловна

    Краеведение позволяет глубже понять происходящие события современности и принять участие в изучении и сохранении природного, исторического и культурного наследия. Сохранение и изучение наследия - долг...

    рабочая программа по литературе 9 класс Авторы-составители Г.С. Меркин С. А. Зинин, В. А. Чалмаев

    Настоящая программа  составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку 2004 года,  Примерной программы основного общего о...

    Рабочая программа по литературе 10 класс авторов-составителей С.А. Зинина, В. А.Чалмаева.

    Рабочая программа составлена на основе программы по литературе авторов-составителей С.А. Зинина, В. А.Чалмаева.         Рабочая и авторская программы рассчитаны...