Главные вкладки

    Элективные курсы по биологии с элементами проектной и исследовательской деятельности.5-6 класс (автор-составитель Савенкова И.Г.)
    элективный курс по биологии (5, 6 класс) на тему

    Савенкова Ирина Геннадьевна

    Рабочая программа элективных курсов по биологии создана с учетом интереса учащихся 5-6 класса.На уроках учащиеся знакомяться с элементами проектной и исследовательской деятельности.Пробуют себя в роли исследователя.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

           Элективный курс  «Мир растений и животных»,

    предназначен для учащихся 5-го класса.Данная программа носит интегрированный характер, она объединяет географию, биологию, экологию - готовит учащихся к изучению этих предметов в следующих классах.

    Цели:

    • Создать условия для изучения мира животных и растений нашей области,знать комнатные растения и уметь за ними ухаживать.
    • Сформировать у обучающихся представления о животных и растениях-как универсальной ценности.
    • Вовлечение учащихся в конкретную мини-исследовательскую деятельность.

    Задачи:

    – научить ученика делать наблюдения;

    – устанавливать причинно-следственные связи;

    – проводить исследования.

    В процессе освоения курса учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

    • наблюдать и описывать растения разных экологических групп
    • уход и размножение комнатных растений
    • наблюдать и описывать различных животных
    • выявлять влияние человека на окружающую среду
    • представлять результаты исследований в виде отчетов,таблиц, и презентаций

    Изучение курса рассчитано на 35 часа (по 1 часу в неделю).

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ(3час).

    Цели и задачи эл.курса

    «Мир растений и животных».

    Проектно-исследовательская деятельность.

    Требования к исследовательской работе.

    ЖИВОТНЫЕ(18 час).

    Многообразие мира животных.

    Дикие животные(6час).

    Многообразие насекомых,их среда обитания(бабочки,пчелы).

    Пчеловодство и его продукты

    (воск,мед).

    Пресноводные и морские рыбы.

    Птицы-перелетные и зимующие.

    «Животные у нашего пруда.»

    Млекопитающие-кто они ?

    Домашние животные(2час).

    Домашние птицы(куры,гуси,

    индюки,и др.)

    Млекопитающие в нашем дворе.

    Фауна нашего дома(клещи,клопы,блохи).

    Моя кошка (собака) –лучше всех.

    Породы кошек и собак.

    Животные нашей области.

    Болезни,общие для человека и животных.Методы борьбы.

    Значение животных и их охрана.Красная книга.

    Профессии,связанные с животными(егерь,зоотехник,ветврач)

    Консультация перед защитой.

    Защита проектно-исследовательских работ по теме: «ЖИВОТНЫЕ».

    РАСТЕНИЯ(13 час).

    Дикие растения(5 час).Многообразие растительного мира.

    Экологические группы растений.

    Лекарственные растения нашей области.

    Значение растений в природе и жизни человека.

    Редкие и исчезающие виды растений своей местности.

    Культурные растения(3час).

    Многообразие культурных растений.

    Культурные растения в нашем огороде.

    Болезни и вредители сада и огорода.

    Комнатные растения(3час).

    Многообразие комнатных растений.

    Размножение комнатных растений.

    Значение комнатных растений в экологии жилья.

    Консультация перед защитой.

    Защита проектно-исследовательских работ по теме: «РАСТЕНИЯ».

    ПОВТОРЕНИЕ(1час).

    Анализ работы за год.

    ТЕМЫ ДЛЯ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ :

    ТЕМА1.ЖИВОТНЫЕ:

    • Молоко и молочно-кислые продукты для здоровья человека.
    • Аквариум в моей квартире
    • Продукты животноводства
    • Лучше кошки-нету зверя!
    • Собака-друг человека

    ТЕМА 2.РАСТЕНИЯ:

    • Лекарственные растения,на страже здоровья
    • Витамины-круглый год
    • Цветы на моем окне
    • Огород на подоконнике
    • Хлеб-всему голова !

    Календарно-тематическое планирование

    Ур.

    п/п

    Ур.в

    теме

    Название темы

    Вид

    занятия

    Сроки,

    нед.

    план

    факт

    1

    1

    ВВЕДЕНИЕ(3час).

    Цели и задачи эл.курса

    «Мир растений и животных».

    беседа

    4.09

    2

    2

    Проектно-исследовательская деятельность.

    лекция

    11.09

    3

    3

    Требования к исследовательской работе.

    лекция

    18.09

    4

    1

    ЖИВОТНЫЕ(18 час).

    Многообразие мира животных.

    Лекция,

    беседа

    25.09

    5

    2

    Дикие животные(6час).

    Многообразие насекомых,их среда обитания(бабочки,пчелы).

    Лекция,

    Беседа,

    сообщения

    2.10

    6

    3

    Пчеловодство и его продукты

    (воск,мед).

    Лекция,

    Беседа,

    сообщения

    9.10

    7

    4

    Пресноводные и морские рыбы.

    Лекция

    16.10

    8

    5

    Птицы-перелетные и зимующие.

    Лекция,

    беседа

    23.10

    9

    6

    «Животные у нашего пруда.»

    экскурсия

    30.10

    10

    7

    Млекопитающие-кто они ?

    Лекция,

    беседа

    13.11

    11

    8

    Домашние животные(2час).

    Домашние птицы(куры,гуси,

    индюки,и др.)

    Лекция,

    Беседа,

    сообщение

    20.11

    12

    9

    Млекопитающие в нашем дворе.

    беседа

    27.11

    13

    10

    Фауна нашего дома(клещи,клопы,блохи).

    Лекция

    4.12

    14

    11

    Моя кошка (собака) –лучше всех.

    Породы кошек и собак.

    беседа

    11.12

    15

    12

    Животные нашей области.

    сообщение

    18.12

    16-17

    13-14

    Болезни,общие для человека и животных.Методы борьбы.

    лекция

    25.12

    17.01

    18

    15

    Значение животных и их охрана.Красная книга.

    Лекция,

    беседа

    24.01

    19

    16

    Профессии,связанные с животными(егерь,зоотехник,ветврач)

    беседа

    31.01

    20

    17

    Консультация перед защитой.

    7.02

    21

    18

    Защита проектно-исследовательских работ по теме: «ЖИВОТНЫЕ».

    14.02

    22

    1

    РАСТЕНИЯ(13 час).

    Дикие растения(5 час).Многообразие растительного мира.

    Лекция,

    беседа

    21.02

    23

    2

    Экологические группы растений.

    Лекция

    28.02

    24

    3

    Лекарственные растения нашей области.

    Беседа,

    сообщения

    6.03

    25

    4

    Значение растений в природе и жизни человека.

    беседа

    13.03

    26

    5

    Редкие и исчезающие виды растений своей местности.

    сообщения

    20.03

    27

    6

    Культурные растения(3час).

    Многообразие культурных растений.

    Лекция

    3.04

    28

    7

    Культурные растения в нашем огороде.

    беседа

    10.04

    29

    8

    Болезни и вредители сада и огорода.

    Лекция,

    сообщения

    17.04

    30

    9

    Комнатные растения(3час).

    Многообразие комнатных растений.

    беседа

    24.04

    31

    10

    Размножение комнатных растений.

    Практич.

    занятие

    8.05

    32

    11

    Значение комнатных растений в экологии жилья.

    Лекция

    15.05

    33

    12

    Консультация перед защитой.

    22.05

    34

    13

    Защита проектно-исследовательских работ по теме: «РАСТЕНИЯ».

    29.05

    35

    1

    ПОВТОРЕНИЕ(1час).

    Анализ работы за год.

    29.05

    ТЕМЫ ДЛЯ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ :

    ТЕМА1.ЖИВОТНЫЕ:

    • Молоко и молочно-кислые продукты для здоровья человека.
    • Аквариум в моей квартире
    • Продукты животноводства
    • Лучше кошки-нету зверя!
    • Собака-друг человека

    ТЕМА 2.РАСТЕНИЯ:

    • Лекарственные растения,на страже здоровья
    • Витамины-круглый год
    • Цветы на моем окне
    • Огород на подоконнике
    • Хлеб-всему голова !



    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Элективный курс «Волшебное царство растений»,предназначен для учащихся 6-го класса,и является продолжением элективного курса «Мир растений и животных».В этом году по учебному плану ребята начинают изучение курса биологии,элективный курс расширит знания ребят по данному разделу биологии и даст ответы на интересующие их вопросы.Данноая программа носит интегрированный характер,она объединяет географию,биологию,экологию-готовит учащихся к изучению этих предметов в следующих классах.

    Цели:

    • создать условия для изучения мира растений нашей области и нашего района
    • сформировать у обучающихся представления о растениях-как универсальной ценности

    Задачи:

    • научить ученика делать наблюдения
    • устанавливать причинно-следственные связи
    • проводить исследования

    В процессе освоения курса учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

    • наблюдать и описывать растения разных экологических групп
    • выявлять влияние человека на растительный мир
    • представлять результаты исследований в виде отчетов,таблиц,диаграмм и т.д.
    • оформление и создание гербария
    • сбор,хранение,использование лекарственного сырья

    Изучение курса рассчитано на 18 часов (1 час в неделю),включает 1 экскурсию,2 лабораторные работы.

            

    СОДЕРЖАНИЕ

    Введение (1час)

    Цели изадачи элективного курса «Волшебное царство растений».

    Растения нашей местности(2час)

    Понятие о растительном сообщестах-лес,луг,поле,болото,водоем.Взаимосвязи растений в сообществе.Ярусность-надземная,подземная

    Экскурсия:Растительное сообщество.

    История и структура ботаники(3час)

    Основоположники науки,их заслуги и учение Аристотель,Теофраст,Ж.Б.Ламарк,к.Линней,Ч.Дарвин,Н.Вавилов и др.Ботаника ее структура(анатомия,физиология,морфология,систематика,геоботаника,селекция,цитология,биохимия,палеоботаника,экология).

    Цветок-любимец природы(3час)

    Строение цветка.Классификация плодов.Плоды сухие и сочные.распространение плодов и семян.Антоцианы.Естественные растительные красители.

    Лабораторная работа №1.

    Строение цветка.

    Лабораторная работа №2.

    Классификация плодов.

    Природа Новосибирской области(2час)

    Географическое положение НСО,областной центр,численность населения.Полезные ископаемые.Растительные сообщества и природные зоны.Растения,характерные для этих зон.

    Лекарственные растения(3час)

    Дикорастущие и культурные лекарственные растения.Правила сбора и хранения лекарственного сырья.Использование человеком.

    Происхождение растений(1час)

    Происхождение растений.

    Повторение и обобщение(3час)

    Значение человека и его влияние на растительный мир. «Космическая» роль растений.Урок-игра «Мир вокруг нас».

    Календарно-тематическое планирование

    ур.

    п/п

    ур.в

    теме

    Название темы

    Вид занятия

    сроки

    план

    факт

    1

    1

    ВВЕДЕНИЕ(1час)

    Цели и задачи эл.курса «Волшебное царство растений»

    беседа

    19.01

    2

    1

    РАСТЕНИЯ НАШЕЙ МЕСТНОСТИ (2час)

    Растительные сообщества(луг,лес,поле)

    экскурсия

    26.01

    3

    2

    Растения нашего водоема.

    Беседа,отчет по экскурсии

    2.02

    4

    1

    ИСТОРИЯ И СТРУКТУРА БОТАНИКИ(3час).

    Основоположники науки о растениях

    (Аристотель,Теофраст,Ламарк)

    лекция

    9.02

    5-6

    2-3

    Ботаника и ее структура

    (анатомия,морфология,физиология,

    систематика,геоботаника,селекция,цитология,

    биохимия,палеоботаника,экология)

    Лекция,беседа

    16.02

    16.02

    7

    1

    ЦВЕТОК-ЛЮБИМЕЦ ПРИРОДЫ(3час).

    Строение цветка.

    Лекция,беседа

    Лаб.раб.№1

    2.03

    8

    2

    Плоды и семена.

    Лекция,беседа

    Лаб.раб.№2

    9.03

    9

    3

    Антоцианы.Естественные красители из растений.

    лекция

    16.03

    10

    1

    ПРИРОДА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ(2час).

    Географическое положение.

    лекция

    23.03

    11

    2

    Растительные и природные зоны.

    Лекция,беседа

    6.04

    12

    1

    ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ(3час).

    Дикорастущие и культурные лекарственные растения.

    Лекция,

    беседа,

    сообщения

    13.04

    13

    2

    Сбор и хранение лекарственного сырья.

    беседа

    20.04

    14

    3

    Использование лекарственного сырья человеком.

    сообщения

    27.04

    15

    1

    ПРОИСХОЖДЕНИЕ РАСТЕНИЙ(1час)

    Происхождение растений.

    лекция

    4.05

    16

    1

    ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ(3час).

    Значение человека и его влияние на растительный мир.

    семинар

    11.05

    17

    2

    «Космическая» роль растений.

    конференция

    18.05

    18

    3

    Заключительный урок.

    Игра «Мир вокруг нас».

    Игра

    25.05

    Лабораторная работа №1.Строение цветка.

    Лабораторная работа №2.Плоды сухие и сочные.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление "Элективный курс как одна из форм организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на старшей ступени обучения" - 2013 г.

    Выступление на августовском городском педагогическом форуме 2013, СамараВ презентации есть ссылка на работу учащихся 9 класса под названием "Ах, самарочка-волжанка, россияночка", которая стала победит...

    элективный курс «Основы проектно-исследовательской деятельности» 8- 10 класс

    Рабочая программа является типовой, модифицированной  и предназначена для общеобразовательного учреждения. В курсе «Основы проектно-исследовательская деятельность» используются технология ис...

    Рабочая программа элективного курса "Общая биология" по подготовке к ЕГЭ для обучающихся 10-11 классов

    Данная программа составлена на 2 года по 1 часу в неделю с целью повторения, систематизации и закрепления основных вопросов биологии для успешной подготовки выпускников к ЕГЭ...

    Рабочая программа курса «Проектная и исследовательская деятельность по биологии» для 10 класса

    Для учителей, ведущих курс «Проектная и исследовательская деятельность»...

    Использование элементов проектной и исследовательской деятельности как способов системно-деятельного подхода при реализации ФГОС нового поколения

       Современное развитие научно-технического процесса общества создает необходимость в новом подходе к обучению и воспитанию школьников. Сейчас нашему государству нужны люди, способные...

    программа элективного курса история 10 класс организация проектной и исследовательской деятельности учащихся

    Средняя общеобразовательная школа предусматривает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее предс...