Рабочая программа курса «Проектная и исследовательская деятельность по биологии» для 10 класса
календарно-тематическое планирование по биологии (10 класс) на тему

Для учителей, ведущих курс «Проектная и исследовательская деятельность»

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Департамента образования города Москвы
  2. Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа № 1375 города Москвы
  3. 115533, г. Москва, Нагатинская наб., д.24, тел./факс:8-499-618-50-84,8-499-618-98-80
  4. e-mail: 1375@edu.mos.ru, http://sch1375u.mskobr.ru
  5.                                                                                                                                                                                    «Утверждаю»

                                                                                                                                                        Директор ГБОУ Школа № 1375

                                                                                                                                                                                     Михарева Н.Б.

  1. Рабочая программа курса «Проектная и исследовательская деятельность по биологии»
  2. для 10-11 класса
  3. на 2017-2018 учебный год
  4. Программа рассмотрена на заседании предметной кафедры (протокол № 1 от 26.08.2017 г.)
  5. Программа принята на заседании Методического совета (протокол № 1 от 04.09.2017 г.)

Пояснительная записка

        В стратегии модернизации содержания общего образования, в качестве основного ориентира изменений содержания общего образования выдвинута необходимость развития у школьников основных компетентностей, характеризующих самостоятельную познавательную и практическую деятельность школьника. Эта компетентность характеризует готовность и способность ученика применять усвоенные знания в рамках изучения курса биологии в школе, полученные учеником способы деятельности и личностное отношение для решения практических задач в своей реальной жизни. Школьник получает образцы и формирует свой опыт в решении личностных задач на основе осмысления собственных результатов и собственного опыта, а также овладение новыми технологиями критического отношения к различной информации. Компетентности в способности учиться познавать, делать, учиться жить и учиться быть соответствуют ориентации на фундаментальность знаний, понимание научной картины мира, воспитание биологической и экологической культуры, развитие деятельностной и творческой способности. Это достигается использованием разнообразных методов обучения, в том числе и практических методов, предполагающих работу с изучаемым объектом на экскурсии, на практических занятиях, в уголке живой природы, внеклассная работа опытном участке. Эти работы предполагают распознавание и определение объектов, проведение наблюдений за природными явлениями и биологическими процессами в жизни организмов. Проектная деятельность – один из практических методов, связанных с проведением наблюдений, опытов, способствует развитию исследовательских умений. Самостоятельная, преимущественно практическая натуралистическая работа под руководством учителя должна быть основой всех практических занятий в школе. Эти задачи решаются, в том числе, через проектную и кружковую деятельность.

В рамках реализации Концепции модернизации российского образования и в соответствии с современной государственной образовательной политикой, результатом деятельности образовательного учреждения является формирование комплекса «ключевых компетентностей», способствующих адаптации личности молодого человека в человеческом обществе, а именно:

  • Способность к адаптации;
  • Ответственность перед другими людьми;
  • Толерантное отношение к другим людям разных возрастов;
  • Способность к коммуникации.

При создании проектов присутствует эмоционально-ценностная (личностная) и творческая сторона деятельности.

Проект побуждает учащегося проявить интеллектуальные способности; нравственные и коммуникативные качества; продемонстрировать свои умения и навыки по предмету; показать способность к самоорганизации и самообразованию.

В процессе разработки проекта каждый ученик синтезирует знания в ходе поиска интересующей информации; интегрирует информацию смежных дисциплин (например, биология и химия, биология и география, биология и физика); ищут более эффективные пути решения задач проекта; активно общаются друг с другом.

Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности монопредметного и полипредметного, индивидуального и группового маршрутов проекта. Особенностями этого проекта является субъективность школьника, диалогичность, креативность, технологичность и самостоятельность учащихся, возникающие в процессе реализации методов проектов.

Организация обучения по биологии по методу проектов создает оптимальные условия превращения учащихся в «субъектов» деятельности. Каждый ученик становится равноправным членом творческого коллектива. В проектную деятельность вовлечены чувства, отношения, мысли и действия школьников.

Диалогичность: позволяет ученику вступить в свободный диалог как с собственным «Я», так и с другими людьми. Именно в диалоге осуществляется «свободное самооткровение личности».

Креативность: связана с разрешением проблемной ситуации, которая обуславливает начало активной мыслительной деятельности, самостоятельности учащихся. Решение проблемы нередко приводит к оригинальным и нестандартным способам деятельности. Любой проект – это всегда творчество учащихся.

Контекстность: это позволяет создать проекты, которые приближены к естественной жизнедеятельности учащихся.

Технологичность: связана с организацией познавательной деятельности учащихся по оределенным этапам проектной деятельности.

Проекты побуждают учащихся к целеполаганию, овладению общеучебными умениями, проявлению  интеллектуальных способностей, проявлению коммуникативных качеств, отработке навыков работы в группах, выстраиванию взаимоотношений.

В ходе работы образовательными продуктами являются исследовательские работы. Лучшие проекты по конкурсу могут быть представлены на школьной и городской научно-практической конференции.

Цель использования проектной технологии:

  1. самостоятельное постижение учащимися проблем, проблемных ситуаций, имеющих жизненный смысл для учащихся.
  2. Приобретение реального опыта участия в жизни общества, решение социально-значимых проблем.
  3. Соотношение общих представлений, усвоенных на уроках с реальной жизнью, в которую они вовлечены сами, учителя, их друзья, родные и близкие люди.

Таким образом, проект позволяет преодолеть разрыв между школьным образованием и жизнью, и является связующим звеном между учебной и научно-исследовательской деятельностью.

        Цель любого проекта – это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. Внешние компетенции проявляются, как правило, в форме умений. Поэтому наиболее простой и вполне грамотный путь формулировки целей проекта – выбор подходящих для данного проекта общеучебных умений и навыков из предложенного ниже списка. Они могут быть дополнены перечнем предметных знаний и умений, формирующихся в процессе работы над ним.

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности

  1. Рефлексивные умения:
  • умения осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
  • умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
  1. Поисковые (исследовательские) умения:
  • умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
  • умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
  • умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, специалиста);
  • умение находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение выдвигать гипотезы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи.
  1. Навыки оценочной самостоятельности.
  2. Умения работать сотрудничая:
  • умения коллективного планирования;
  • умение взаимодействовать с любым партнером;
  • умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
  • навыки делового партнерского общения;
  • умения находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
  1. Менеджерские умения и навыки:
  • умение проектировать процесс (изделие);
  • умение планировать деятельность, время, ресурсы;
  • умение принимать решения и прогнозировать их последствия;
  • навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов).
  1. Коммуникативные умения:
  • умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
  • умение вести дискуссию;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс;
  • навыки интервьюирования, устного опроса и т.д.
  1. Презентационные умения и навыки:
  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держать себя во время выступления;
  • артистические умения;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • умение отвечать на незапланированные вопросы.

        Критерии оценивания проекта:

  1. Связь с программой и учебным планом курса;
  2. Содержание проекта;
  3. Используемый шрифт;
  4. Источник информации, используемый в тексте (не менее пяти);
  5. использование схем, таблиц, диаграмм, рисунков, фотографий;
  6. Анализ корректности текста:

а) использование научной терминологии

б) информация должна быть точной, полезной и актуальной

в) отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.

Литература учителя:

  1. Методические рекомендации по использованию ИКТ в общеобразовательной школе. Пермь, 2004г.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина и др. – М.: «Академия», 1999г.
  3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основа проектной деятельности школьника. Под ред. проф. Е.Я. Когана. – Издательский дом «Фёдоров». Издательство «Учебная литература», 2006.
  4. Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Издательско-торговый дом «Корифей» - Волгоград, 2007.

№ п/п

Тема занятия

Дата проведения

Форма проведения

1

Использование метода проектирования для развития творческих навыков учащихся в биологии. Основные требования к проекту. Вопросы и проблемы

Лекция 1

2

Проблемы проектного метода. Основные требования к использованию метода проектов.

Лекция 2

3

Классификация проектов по доминирующей деятельности учащихся

Лекция 3

4

Последовательность этапов проектно-исследовательской деятельности школьника.

Паспорт проектной работы.

Лекция 4

5

Оформление проектной папки. Примеры оформления проектов.

Лекция 5

6

Общие требования к оформлению проекта по биологии. Выбор темы проекта.

Лекция 6

7

Знакомство с алгоритмом работы с литературой.

Индивидуальные занятия

8

Этапы работы над проектом: поисковый, аналитический, практический

9

Определение цели, задач проекта.

Индивидуальные занятия

10

Подготовка к разработке учебного проекта.

Индивидуальные занятия

11

Планирование учебного проекта

12

Критерии оценивания проектов.

Лекция 7

13

Определение проблемы, выдвижение гипотезы.

Индивидуальные занятия

14

Работа по формулировке гипотезы

15

Поиск  информации для работы над проектом

индивидуальная работа

16

Поиск  информации для работы над проектом. Создание плана.

индивидуальная работа

17

Поиск  информации для работы над проектом. Консультирование.

18

Поиск  информации для работы над проектом. Консультирование.

Индивидуальные занятия

19

Работа по составлению схемы проекта.

Индивидуальные занятия

20

Работа над актуальностью проекта.

Индивидуальные занятия

21

Формулировка цели и задач исследования.

Индивидуальные занятия

22

Работа над степенью разработанности темы.

Индивидуальные занятия

23

Знакомство с разработками по теме исследования

24

Определение необходимости и планирование экспериментальной работы.

Индивидуальные занятия

25

Составление алгоритма экспериментальной деятельности

Индивидуальные занятия

26

Работа над практической частью исследования.

Индивидуальные занятия

27

Работа над практической частью исследования. Консультирование.

Индивидуальные занятия

28

Методика оформления практической части исследования.

Индивидуальные занятия

29

Оформление проекта. Написание.

Индивидуальные занятия

30

Работа над оформлением проектной работы. Консультации.

Индивидуальные занятия

22

Построение графиков, таблиц, схем и пр.

Индивидуальные занятия

23

Оформление проекта (написание). Консультирование.

Индивидуальные занятия

24

Оформление проекта. Консультирование

Индивидуальные занятия

25

Создание презентаций.

Индивидуальные занятия

26

Обсуждение способов оформление конечных результатов (защиты, презентаций)

индивидуальная работа

27

Обсуждение способов оформление конечных результатов (ответы на вопросы)

индивидуальная работа

37

Алгоритм действий по подготовке презентаций

лекция

38

Оформление презентаций.

Индивидуальные занятия

39

Работа над презентациями. Консультации

Индивидуальные занятия

40

Подготовка выступлений и презентаций.

Индивидуальные занятия

41

Подготовка выступлений

Индивидуальные занятия

42

Написание выступлений. Консультации.

Индивидуальные занятия

43

Подготовка к предзащите. Консультации.

Индивидуальные занятия

44

Предзащита готовых проектов

практикум

45

Предзащита готовых проектов

практикум

46

Корректировка  выступлений

Индивидуальные занятия

47

Корректировка проекта и подготовка к защите

Индивидуальные занятия

48

Корректировка проекта и подготовка к защите

Индивидуальные занятия

49

Защита готовых проектов

практикум

50

Защита готовых проектов

практикум

51

Обсуждение результатов. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Введение в исследовательско-проектную деятельность"

Введение в исследовательско-проектную деятельность...

Рабочая программа курса "Проектная деятельность" в 5 классе по ФГОС

Рабочая программа курса "Проектная деятельность" в 5 классе разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Курс входит в раздел  учебного плана "Внеурочная деятельность" в 5 классе....

Рабочая программа курса "Проектно-исследовательская деятельность"

Рабочая программа разработа для проведения занятия по биологии направленных на проведение исследовательской и проектной деятельности....

Рабочая программа курса «Проектная и исследовательская деятельность» (Литература) для 6 класса

Рабочая программа предназначена для обучения проектной деятельности учащихся 6 класса на основе литературного материала....

Рабочая программа курса «Проектная и исследовательская деятельность» (Русский язык) для 5 класса

Обучение проектной деятельности учащихся 5 класса  на основе предмета "Русский язык"...

Темы проектно-исследовательской деятельности по биологии 11 класс.

Проектная деятельность является неотъемлемой частью обучения....

Темы проектно-исследовательской деятельности по биологии 7 класс.

Проектная деятельность является неотъемлемой частью процесса обучения....