Рабочая программа курса "Введение в исследовательско-проектную деятельность"
рабочая программа по теме

Чекашкина Ольга Викторовна

Введение в исследовательско-проектную деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

Инсарского муниципального района Республики Мордовия

«СОГЛАСОВАНО»

«УТВЕРЖДЕНО»

ЗАМ ДИРЕКТОРА по ВР

Директор МБОУ «Инсарская средняя общеобразовательная школа №1»

_________     Т.А Зорина

____________Е.В. Гулькина

Протокол №1   от 28.08.2012 г.                                                    Приказ  № 31 от 30.08. 2012г.

Рабочая программа курса

 «Введение в исследовательско-проектную деятельность»

Всего часов на изучение программы 140

Количество часов в неделю 4

Составитель:

Чекашкина Ольга Викторовна,

учитель химии, биологии и экологии

ИНСАР

2012-13

Введение

        Модернизация образования, введение в образовательное пространство таких категорий как информационные технологии, семиотика предполагают необходимость проектирования образовательной траектории каждого ребенка, включая его в гибкую динамическую среду, отличную по содержанию и форме от традиционных уроков. В ней проявляется индивидуальность ребенка, он может соотнести свой выбор с многообразием способов деятельности. Включение его в деятельность, разрешение собственной проблематики, создание собственного образа действия, организацию образовательного семиотического пространства, необходимо для проявления внутренней сущности, глубинных механизмов реализации возможности и потребностей учащегося.

        Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности ребенка через организацию активных способов действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. При организации проектной деятельности возможно не только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа учащихся. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения. Постановка задач, решение проблем повышает мотивацию к проектной деятельности и предполагает: целеполагание, предметность, инициативность, оригинальность в решении познавательных вопросов, неординарность подходов, интенсивность умственного труда, исследовательский опыт, организацию семиотического пространства.

        В курсе «Введение в исследовательско-проектную деятельность» используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», позволяющего продуктивно усваивать знания, учиться их анализировать, сделать их более практико-ориентированными. В конечном счете, именно эти цели и преследует программа модернизации образования.


Пояснительная часть

Исследовательская деятельность обучающихся связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированных исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Проектная деятельность обучающихся - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Исследовательско-проектная деятельность - образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста,  в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования)

Проектная исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования.  Поэтому каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Программы всех школьных предметов ориентированы на данный вид деятельности. Таким образом, проектная исследовательская деятельность учащихся становится  все более актуальной в современной педагогике.

Цель исследовательско-проектной деятельности: формирование условий для введения исследовательско-проектной деятельности как основы саморазвития, самореализации и самообразования учащихся.

Задачи:

  1. Создать условия для организации деятельности учащихся: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;
  2. Создать условия для подготовки к профессиональному выбору, т.е. научить ориентироваться в мире профессий, в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля.
  3. Создать условия для формирования у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения.

Гипотеза: управление качеством образования через технологию исследовательско-проектной деятельности создаст условия для саморазвития, самореализации и самообразования учащихся.

Исследовательско-проектная деятельность осуществляется самостоятельно учащимися  под руководством  педагога-руководителя.  Возможность применения в работе не только учебного, но и реального жизненного опыта позволяет проделать серьезную исследовательскую работу. Результатом работы над проектом, его выходом, является продукт, который создается участниками проекта  в ходе решения поставленной проблемы.

Защита проекта соответствует  уровню экзамена.  На итоговой конференции, в конце полугодия, представляются лучшие проекты по предметам.   По результатам конференции учащиеся награждаются дипломами I, II, III степени.

        Курс «Введение в исследовательско-проектную деятельность» позволяет познакомить учащихся с теорией и практикой организации научно-исследовательской деятельности в учебном процессе и во внеклассной работе, вооружить их методами познания и сформировать познавательную самостоятельность.

ПОЛОЖЕНИЕ

о исследовательско-проектной деятельности

1.     Общие положения

1.1. Исследовательско-проектная деятельность учащихся организуется с целью повышения эффективности обучения на принципах проблемного деятельностного подхода и с целью подготовки учащихся к успешной деятельности в информационно и технологически насыщенном мире.

1.2. В своей деятельности школа руководствуется законом РФ «Об образовании», документами школы и настоящим положением.

2. Задачи исследовательско-проектной деятельности

2.1. Задачи исследовательско-проектной деятельности:
- обучать планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели на протяжении всей работы);

- формировать навыки сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

- формировать умение анализировать;

- научить составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

- формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, выполнять работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

3. Организация исследовательско-проектной работы учащихся

3.1. В исследовательско-проектную деятельность включаются учащиеся 4-11 классов.

3.2. Учащиеся 8,10 классов в обязательном порядке осуществляют исследовательскщ-проектную деятельность и представляют свою работу в качестве экзаменационной. Защита данной работы производится в сроки, установленные для сдачи экзаменов по выбору.

3.3. Направление и содержание исследовательско-проектной деятельности определяется учащимися совместно с руководителем.

3.4. Процесс работы над проектом осуществляется через ряд последовательных этапов (подготовительный, технологический, презентативный, заключительный этапы).

3.5. Процесс подготовки проектов является планомерным и регулируемым. Общее руководство проектной работой в школе, ее координация, контроль за выполнением этапов, а также методическая и организационная помощь на каждом этапе осуществляются заместителем директора по учебно-методической работе. Исследовательско-проектную деятельность учащихся непосредственно организуют и руководят ею учителя, педагоги дополнительного образования, психолог.

3.6. Типы проектных работ

Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы:

Проблемно-реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности. В последнее время, по-видимому, появилось еще одно лексическое значение термина «экология», обозначающее общественное движение, направленное на борьбу с антропогенными загрязнениями окружающей среды. Работы, выполненные в этом жанре, часто грешат отсутствием научного подхода.

Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредопределенность результата, который могут дать исследования.

Структура исследовательской работы

Структура исследовательской работы включает следующие компоненты: название, план, введение, основную часть, заключение, библиографию, приложения (если они необходимы).

  1. Введение: указывается цель исследования, проблема, которую предполагается решить.
  2. Основная часть: даётся обзор литературы, рассказывается, как представлена тема в научной литературе, обосновывается выбранная точка зрения, проводится анализ текста, даётся описание систематизированного материала, делаются обобщения, тема раскрывается в свободном изложении (можно, но не обязательно, выделить параграфы).
  3. Заключение: делаются выводы; в конце работы прилагается список использованной литературы.

Результаты проведённого исследования оформляются в следующих формах: реферат, научная статья, доклад, тезисы докладов и выступлений, сопровождающиеся компьютерной презентацией-проектом.

               Модель исследовательской   деятельности учащихся

1. Постановка проблемы.

2. Прояснение неясных вопросов.

3. Формулирование гипотезы исследования.

4. Планирование учебных действий.

5. Сбор данных.

6. Анализ и синтез данных.

7. Подготовка сообщений.

8. Выступление с сообщениями.

9. Ответы на вопросы, корректировка.

10. Обобщения, выводы.

11. Самооценка.

3.7. Формы проектов:

Проект может иметь одну из следующих форм:

- информационно-реферативная работа, написанная на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой-либо проблемы;

- проблемно-реферативная творческая работа, предполагающая сопоставление данных нескольких литературных источников, их анализ, на основе которого дается собственная трактовка поставленной проблемы;

- экспериментальная - описывает научный эксперимент, имеющий известный результат;

- натуралистические и описательные, направлены на наблюдение и качественное описание какого-либо явления;

- исследовательская - творческая работа, выполненная при помощи корректной, с научной точки зрения, методики, имеющая собственный экспериментальный материал, на основании которого дается анализ и выводы о характере исследуемого явления;

- практическая работа, основной целью которой является не только разработка проблемы, но и ее реализация

- изобретение или создание макета какого-либо объекта или системы

- презентация плана проведения какого-либо мероприятия или новой общественной организации

3.8. Проект может быть по содержанию как предметным, так и межпредметным, социальным и др.

3.9. Формами отчетности иследовательско-проектной деятельности являются доклады, презентации, инсценировки, игры, видеофильмы, фоторепортажи, стендовые отчеты и т.д.

3.10. Ежегодно в феврале проводится школьная конференция, на которой производится презентация и защита исследовательских и проектных работ.

3.11. Для проведения конференции  создаётся специальная комиссия, в состав которой могут входить преподаватели, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, администрация образовательного учреждения, преподаватели вузов и иные квалифицированные работники.

3.12. Специальная комиссия оценивает уровень проектно-исследовательской деятельности конкретного обучающегося, определяет победителей конкурса проектных и исследовательских  работ.

3.13. Состав специальной комиссии определяется  Методическим советом образовательного учреждения. Количество членов комиссии не должен быть менее 3-х и более 7 человек.

3.14. По решению специальной комиссии лучшие работы учащихся могут быть поощрены дипломами и ценными подарками, рекомендованы к представлению на конференции, симпозиумы и конкурсы муниципального, регионального уровня.

3.15. Защищённая работа не может быть полностью использована в следующем учебном году в качестве отдельной проектной или исследовательской работы. Возможно лишь использование отдельных материалов для осуществления новой работы.

3.16. В общеобразовательном учреждении организуется фонд исследовательско-проектных работ, которым (при условии сохранности этих работ) могут пользоваться как педагоги, так и обучающиеся, занимающиеся исследовательской и проектной деятельностью.

4. Основные характеристики проекта.

4.1. Тема проекта должна быть сформулирована грамотно, с литературной точки зрения, и отражать содержание проекта.

4.2. Структура проекта содержит в себе: титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение, список литературы.

4.3. Требования к оформлению титульного листа согласно положению конкурса.

4.4. Введение включает в себя ряд следующих положений:

- любой проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Здесь показывается, что уже известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных условиях. На этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен данный проект. На основании выявленного противоречия может быть сформулирована проблема;

- далее устанавливается цель работы; цель - это то, что необходимо достигнуть в результате работы над проектом;

- формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели;

- далее указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта;

- завершают введение разделы «на защиту выносится», «новизна проекта», «практическая значимость».

4.5. Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как правило, содержит теоретический материал, а второй - экспериментальный (практический).

4.6. В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели, решены ли задачи.

4.7. Общие требования к оформлению работ

Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman, размером шрифта 12 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2см., нижнее – 1,5 см., левое – 3см., правое – 2 см.

Каждая новая глава начинается с новой страницы. Точку в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.

Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое приложение) начинаются с новых страниц.

Рекомендуется тексты заголовков выполнять одинаковым шрифтом.

Страницы в проекте  считают с титульного листа, нумеруют со второго.

Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.

Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не должен превышать 15 машинописных страниц.

Для приложений может быть отведено дополнительно не более 10 стандартных страниц. Основной текст работы нумеруется арабскими цифрами, страницы приложений – римскими цифрами.

Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТа: в алфавитном порядке по фамилии авторов, наименование источника, место и год издания, наименование издательства, количество страниц. Если используются статьи из журналов, то указывается автор, наименование статьи, наименование журнала, номер и год выпуска и номера страниц, на которых напечатана статья. В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).

5. Процедура защиты проекта, представление на конкурс или на итоговую аттестацию

5.1. Не позднее, чем за две недели до установленного срока проект предоставляется руководителю проекта.

5.2. Процедура защиты состоит в 6-8 минутном выступлении учащегося, который раскрывает актуальность, поставленные задачи, суть проекта и выводы. Далее следуют ответы на вопросы комиссии.

6. Критерии оценки проекта

Оценка проекта основывается на:

- уровне сложности выбранной работы;

- соответствии содержания теоретической, практической и экспериментальной частей проекта поставленной цели и задачам;

- лаконичности выступления при защите;

- четкости ответов на поставленные вопросы;

- актуальности выбранной темы, ее практической значимости и новизне.

Ожидаемые результаты исследовательско-проектной деятельности

Общеучебные умения и навыки, формирующиеся в проектно- исследовательской  деятельности:

Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

Проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

 

Учащиеся должны уметь:

• формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;

• составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;

• выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;

• определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;

• работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;

• выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования;

• оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;

• рецензировать чужую исследовательскую или проектную работу;

• наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;

• описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;

• проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты;

• проводить измерения с помощью различных приборов;

• выполнять инструкции по технике безопасности;

• оформлять результаты исследования.

Учащиеся должны владеть понятиями: абстракция, анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, дедукция, закон, индукция, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, синтез, сравнение, теория, факт, эксперимент.

Содержание спецкурса


        Содержание курса базируется на классических основах ведения научной работы, методологии научного исследования и традициях оформления такого рода текстов. В содержании спецкурса можно выделить
три направления.

• Формирование представлений о роли и ценности научного познания, престиже образования и научной деятельности.

• Формирование знаний о структуре, содержании, этапах, методах исследовательской и проектной работ.

• Развитие умений работать с различными источниками информации и текстом исследования.

        Материал располагается таким образом, чтобы обеспечить поддержку исследовательской и проектной деятельности учащихся. Все виды работ в курсе подразделяются на
лекционные, семинарские занятия и практические работы. Порядок расположения тем в программе обусловлен необходимостью осуществления исследовательской и творческой деятельности учащихся, результаты которой могут войти в «портфолио» учащихся. Содержание программы имеет тесную связь с физикой, химией и экологией. Динамика интереса к курсу фиксируется с помощью анкетирования на первом и последнем занятиях, собеседований после выполнения каждого вида обязательных работ. Текущий контроль основан на небольших самостоятельных работах проблемного характера и отслеживании хода научной работы.

В качестве формы итоговой отчетности в конце изучения курса проводится конференция учащихся с предоставлением исследовательской работы (10-й класс) или проекта.


Отбор содержания курса проводился с учетом вида внеклассной работы — функционирования научно-исследовательского общества учащихся (НОУ), на заседаниях которого проводятся такие мероприятия, сопровождающие проектно-исследовательскую работу школьников, как:
• защита тем проектов и исследовательских работ школьников;
• круглые столы, дискуссии, дебаты, посвященные обсуждению отдельных частей проектов, исследований школьников и проблем современной науки;
• предзащита завершенных проектов и исследовательских работ;
• защита завершенных проектов и исследовательских работ;
• итоговая конференция НОУ.

Содержание программы

1. Введение в исследовательскую деятельность.

Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор образовательного пути. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.
        Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата, Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель, задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.
        Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы.

 Формулирование цели, определение задач, выбор предмета и объекта.
        Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста. Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.

Использование каталогов и поисковых программ.
        Занятие в библиотеке: «Правила работы в библиографическом отделе».

2. Изучение теоретических основ проектной деятельности

        Значение проектов в развитии общества. Особенности проектной деятельности.

        Типы и виды проектов.

        Этапы организации проектной деятельности.

        3. Организация проектной деятельности 

        Осознание проблемной ситуации, выбор темы проекта. Постановка цели: выявление проблемы; формулировка задачи.

        Построение ориентировочной схемы действий. Обсуждение вариантов решения, составление маршрута получения результатов, способов и средств деятельности.         Построение плана деятельности. Обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов. Продумывание хода деятельности, распределение заданий в работе с учетом выбранной роли. Самообразование и актуализация знаний.

         Исследование, решение отдельных задач, компоновка и т.д. Сбор и обработка данных. интерпретация результатов. графическое представление результатов.

        Сравнение планируемых и реальных результатов, обобщение, выводы.

        Анализ ошибок и успехов, поиск способов коррекции ошибок.

        Представление содержания работы, обоснование выводов.

        4. Индивидуальная работа учащихся по выбранной теме
        Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Работа над введением научного исследования: выбор темы, обоснование ее актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу); формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования (практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования). Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала.

         Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

        Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение. Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.
        Подготовка авторского доклада. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как завершать выступление.

План работы НОУ Инсарской СОШ №1

(2012-13 уч. год)

№ п/п

Тема

занятия

Время проведения

Введение в исследовательскую деятельность

1.

Образование, научное познание, научная деятельность. Образование как ценность. Выбор образовательного пути.

7.09-8.09

2.

Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания. Метод и его роль в научном познании.

14.09-15.09

3.

Учебно-исследовательская работа, её структура, содержание, этапы, методы. Определение общего тематического направления учебного исследования.

21.09-22.09

4.

Цели и задачи учебного исследования. Структура учебного исследования. План работы над учебным исследованием.

28.09-29.09

5.

Утверждение темы учебного исследования. Методологический аппарат исследования. Объект, предмет и гипотеза исследования.

5.10-6.10

6.

Оформление результатов учебно-исследовательской работы. Оформление теоретической главы исследования. Фразеология научной прозы.

12.10-13.10

7.

Способы представления экспериментальных результатов исследования. Апробация учебного исследования. Подготовка доклада по учебно-исследовательской работе.

19.10-20.10

8.

Рецензирование учебно-исследовательской работы. Правила написания рецензии. Подготовка к защите учебного исследования.

26.10-27.10

9.

Работа с различными источниками информации и над текстом исследования.

2.11-3.11

10.

Работа с различными источниками информации и над текстом исследования. Виды информационных источников. Работа в библиотеке.

16.11-17.11

11.

Виды литературных источников. Справочный аппарат книги.

23.11-24.11

12.

Этапы работы с книгой. Стратегии работы с текстами. Анализ первоисточников по проблеме исследования. Этика цитирования.

30.11-1.12

13.

Правила оформления библиографических ссылок. Библиографическое описание издания. Составление библиографического списка по теме исследования.

7.12-8.12

Изучение теоретических основ проектной деятельности

14.

Значение проектов в развитии общества. Особенности проектной деятельности.

14.12-15.12

15.

Типы и виды проектов. Исследовательские проекты.

21.12-22.12

16.

Практико-ориентированные проекты.

28.12-29.12

17.

Этапы организации проектной деятельности

11.01-12.01

Организация проектной деятельности

18.

Формулировка темы. Постановка проблемы. Анализ исходной ситуации.

18.01-19.01

19.

Постановка и решение задач в ходе выполнения проекта.

25.01-26.01

20.

Постановка и решение задач в ходе выполнения проекта.

1.02-2.02

21.

Этапы реализации проекта.

8.02-9.02

22.

Этапы реализации проекта.

15.02-16.02

23.

Текстовое представление данных о проекте.

22.02-23.02

Индивидуальная работа учащихся по выбранной теме

24.

Формулирование темы исследования. Определение аспекты своего исследования

1. 03-2.03

25.

Изучение литературы по теме. Определение неизвестного.

8. 03-9.03

26.

Определение методов исследования. Разработка плана эксперимента

15. 03-16.03

27.

Составление содержания работы (главы, параграфа, приложения)

22.03-23.03

28.

Разработка научного аппарата исследования. Определение основной темы эксперимента

5.04-6.04

29.

«Закладка» опыта, наблюдение, фиксирование результатов, ведение записей

12.04-13.04

30.

Повторы опытов. Выяснение ошибочных явлений

19.04-20.04

31.

Повторы опытов. Выяснение ошибочных явлений

26.04-27.04

32.

Предварительное обсуждение экспериментальных данных

3.05-4.05

33.

Написание теоретической части работы.

10.05-11.05

34.

Текстовое представление экспериментальных данных

17.05-18.05

35.

Участие в школьных, районных, республиканских и федеральных мероприятиях.

24.05-25.05

Литература

  1. Александрова Т.К. Положение о работе учащихся Ломоносовской гимназии над индивидуальными исследовательскими темами. // Завуч. 2002. № 2.  
  2. Айзенк Ганс Ю., Эванс Д. Как проверить способности вашего ребенка. М.: АСТ, 1998.  
  3. Брагинский И.Л. Исследования юных. Научные общества учащихся в России. История и современность. М.: Просвещение, 1997.  
  4. Белов А. Об организации учебно-исследовательской работы в области математики // Внешкольник. 1997. № 7-8.  
  5. Бруднова А.Учебно-исследовательская работа школьников. // Воспитание школьников. 1996. № 3.
  6. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. // Народное образование. 2000. № 9.
  7. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся./ М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999.
  8. Исследовательская работа школьников: Научно-методический и информационно-публицистический журнал. 2002. № 1.
  9. Криволапова Н.А. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся: Программа элективных курсов для классов профильного обучения / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образовали Курганской области. Курган, 2003.  
  10. Леонтович. А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии //Народное образование. 1999. № 10.
  11. Плыкин Р. Научное творчество школьников: миф или реальность? // Внешкольник. 1997. № 7-8.
  12. Пиявский С.Л. Критерии оценки исследовательских работ учащихся. // Дополни-тельное образование. 2000. № 12.
  13. Пиявский С.Л. Критерии оценки исследовательских работ учащихся. // Дополнительное образование. 2001. № 1.
  14. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся. Пособие для учителей. М.: просвещение, 1975.
  15. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001.
  16. Саламатов Ю.П. Как стать изобретателем: 50 часов творчества: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990.
  17. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации// Народное образование, М, 2000, №9, с.177 – 180
  18. Коваль. Е.Ф. Организация проектной деятельности с использованием информационных технологий// Информационные технологии в образовании: Материалы научно – практической конференции МО РМ, МРИО, Саранск, 2004, с.80
  19. Ком Л.И. Технология учебного проектирования// Профессиональное образование, №6, 2005, с.21
  20. Кривоногова Л. Методы проектов в преподавании общественных дисциплин//  Народное образование РМ, №3, 2003,с. 56 -61
  21. Организация проектной деятельности по химии. 8-9 классы. / Сост. С.Г. Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 112 с.
  22. Организация проектной деятельности по химии. 10 класс. / Сост. Л.И. Назарова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 128 с.
  23. Химия. 11 класс. Проектная деятельность. / Сост. Т.А. Мирошниченко. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
  24. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей. – М.: АРКТИ, 2005.
  25. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании //http://www.researcher/ru/metodics/teor/a_lxitfn.html
  26. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения// Завуч, М, 2003, №6, с.96 – 111
  27. Стрельников В, Французова Е. Метод проектирования – педагогическая технология будущего // Учитель, 2005, № 1, с. 36-39.
  28. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995
  29. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157
  30. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия», 1999, — 224 с.
  31. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

Интернетресурсы:

http://www.edic.ru – энциклопедические и исторические словари

http://www.encyclopedia.ru – мир энциклопедий

http://www.gnpbu.ru – гос. научная педагогическая библиотека им. Ушинского

http://rsl.ru – Российская государственная библиотека

http://ts.edu.ru «твоя школа»

www.vernadsky.dnttm.ru — сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. Русская и английская версии. Публикуются нормативные документы по конкурсу, рекомендации по участию в нем, детские исследовательские работы. Организована система on-line регистрации рецензентов, каждый посетитель сайта может написать отзыв или рецензию на выбранную работу. До 300 посещений в день во время чтений им. В. И. Вернадского.

www.issl.dnttm.ru   — сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке. 40 посещений в день.

www.konkurs.dnttm.ru  — обзор исследовательских и научно-практических юношеских конференций, семинаров конкурсов и пр. Организовано on-line размещение нормативных документов по конкурсам от всех желающих. До 50 посещений в день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Основы предрпинимательской деятельности"

Данную рабочую программу можно использовать для преподавани профильного курса "Основы предпренимательской деятельности"...

Рабочая программа элективного курса "Проектная учебная деятельность"

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знани...

рабочая программа по предмету "основы исследовательской деятельности" 5 класс

Представленная рабочая программа включает в себя пояснительную записку к программе и примерный календарно-тематический план из расчета 34 часа в учебном году (т.е. 1 раз в неделю)+19 часов самостоятел...

Рабочая программа "Информационные технологии в профессиональной деятельности"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального об...

Рабочая программа ПМ. 02 «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников»

Представляет собой структурированный процесс изучения содержания профессионального модуля....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По русскому языку (внеурочная деятельность «Речь. Речевая деятельность»)

У человека наряду с трудовой, научной, государственной, политической и другими существует самая распространенная, но самая сложная - речевая деятельность.  Речевая деятельность пронизывает всю жи...