Рабочая программа курса «Проектная и исследовательская деятельность» (Литература) для 6 класса
рабочая программа по литературе (6 класс)

elena-vasilevna-parshikova

Рабочая программа предназначена для обучения проектной деятельности учащихся 6 класса на основе литературного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 146»

Рассмотрено

на методическом объединении

МБОУ СОШ № 146

Протокол № 1 от_27.08.21 г.

Принято

Педагогическим советом

МБОУ СОШ № 146

Протокол №_1_ от 31.08.21_г.

Утверждаю

Директор МБОУ СОШ № 146

______________ В.А. Завьялов

Приказ от ____________№______од

Рабочая программа курса

«Проектная и исследовательская   деятельность»

(Литература)

ФГОС ООО

для  6 А, Б  класса

Количество часов: ___0,5__ в неделю,  _17 ч.___  в год.

Срок реализации рабочей программы __2021-2022 уч.г.___

Составитель программы:

Паршикова Елена Васильевна,

учитель русского языка

и литературы

высшей квалификационной категории

Новосибирск, 2021

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу  «Проектная и исследовательская деятельность»

__ для __6__ класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования), закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, учебного плана МБОУ СОШ № 146, локальными актами.

      Рабочая программа «Современные писатели детям» составлена на основе

требований к результатам освоения основных образовательных программ основного общего образования (Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/авт.-сост. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Проектная  деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010 г.

        Современное литературное образование, как и образование в целом, переживает очередной период реформ. Перед школой ставится задача подготовки учащихся к жизни, практической деятельности. Чтение вершинных произведений русской литературы и знакомство с их театральными и кинематографическими интерпретациями справедливо осознается как насущная потребность, необходимый опыт общения с подлинным искусством, заставляющим остановиться, задуматься о вечных, непреходящих жизненных ценностях. В решении комплекса воспитательных задач литературе как искусству словесного образа, имеющему высокую степень эмоционального воздействия на подрастающее поколение, отводится главная роль.

     Курс «Современные писатели детям» для учащихся 6 класса МБОУ СОШ №146 направлен на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса связаны, прежде всего, с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст. Известно, что учащиеся 6-х классов отличаются более сильным воображением, эмоциональной активностью, предметным восприятием. В то же время они могут заметить важные для текста художественные особенности, но не всегда способны обобщить свои впечатления, объяснить их. Именно на таких занятиях учитель может открыть им «секреты» автора художественного произведения, помочь осмыслить прочитанное глубоко.

    Курс литературы уже в 6 классе предоставляет много возможностей для включения ребят в исследовательскую деятельность. Подросткам-читателям интересно и важно выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. А как же доказать свою точку зрения? Необходимо найти подтверждение в науке. Так возникает исследовательская задача, соединяющая учебное и научное содержание. Детям интересно узнавать что-то новое, используя свои способности. Их привлекает все современное. Литература в данном случае не является исключением. В нашем современном мире очень много разных писателей и поэтов, творчество которых будет интересно подросткам. Именно поэтому необходимо изучать творчество популярных среди детей авторов различных произведений.

Проектная деятельность представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект) и выполняется обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одной или нескольких изучаемых дисциплин в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой и другой).

Содержание программы по  проектной деятельности направлено на достижение следующих целей:

  • обучение планированию (обучающийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по ее достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);
  • формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (обучающийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
  • развитие умения анализировать и критически мыслить;
  • развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, четко оформлять и презентовать информацию);
  • формирование позитивного отношения к деятельности (обучающийся должен проявлять инициативу, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы);

    Задачи курса:

• познакомить учащихся с волшебными народными и авторскими сказками;

• учить детей умению видеть эстетическую сторону текста и обучить их анализу произведения;

• развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь;

• прививать интерес к предмету, к различным видам искусств;

  • разрабатывать проект на основе литературного материала.

       Виды проектов:

Создание презентации, творческой папки, оформление справочника по творчеству писателя, разыгрывание сценок (возможны другие виды проектов по желанию обучающихся).

     Предполагаемые результаты обучения

Личностными результатами являются следующие умения:

• оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

• эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

• понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

• выказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

• определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

• проговаривать последовательность действий на уроке;

• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

• учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

• ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

• находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

• преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

• слушать и понимать речь других;

• выразительно читать и пересказывать текст;

• договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

• учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

  • воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • подробно пересказывать текст;
  • составлять устный рассказ по картинке;
  • соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
  • анализировать художественное произведение;
  • сравнивать произведения разных жанров и авторов;
  • давать характеристику героев;
  • создавать и оформлять проекты.

Формы и методы, приёмы, технологии обучения:

Основными технологиями данного курса являются технология применение ИКТ. Используются и уроки-открытия, уроки-исследования. при этом применяются проектный метод, исследовательский метод.


Данный курс рассчитан на 17 часов  (1 занятие в неделю).

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Практика

1.

Вводный урок. Знакомство с содержанием факультативного курса.

Искусство быть читателем. Что находит в чтении вдумчивый читатель. Приемы чтения.

2.

Абрамцева Наталья Корнельевна.
Сказки Н.Абрамцевой

Оформление творческой папки по жизни и творчеству.

3.

Александрова Татьяна Ивановна. Оформление справочника.

«Домовёнок Кузя», «В гостях у зимней сказки», «Домовенок Кузька в новом доме. Кузька в лесу»

Чтение и анализ произведений. Составление аннотаций.

Разыгрывание сценок, работа над ролью.

4.

Алексин Анатолий Георгиевич

«Мой брат играет на кларнете»,), «В стране вечных каникул», «Юлька». Воспитание чувства ответственности по отношению к окружающим, содействие утверждению общечеловеческих ценностей

. Создание презентации.

5.

Успенский Эдуард Николаевич.

«Крокодил Гена и его друзья», «Бизнес крокодила Гены», «Отпуск крокодила Гены», «Крокодил Гена – лейтенант милиции», «Чебурашка уходит в народ», «Похищение Чебурашки».Викторина.

Работа с оформлением справочника.

6.

Булычев Кир. Знакомство с писателем.

 Оформление презентации по творчеству.

«Путешествие Алисы» , «Сто лет тому вперед», «День рождения Алисы», «Миллион приключений» , «Заповедник сказок» , «Лиловый шар»

7.

Владислав Крапивин. Знакомство с писателем.«Брат, которому семь», «Звезды под дождем», «Бегство рогатых викингов».

Чтение а анализ произведений по выбору «Белый шарик матроса Вильсона», «Та сторона, где ветер», «Мальчик со шпагой», «Всадники со станции «Роса» (по выбору). Дружба сверстников.

8.

Ю. Я. Яковлев. Слово о писателе.

«Рыцарь Вася», «Багульник». «Мальчик с коньками» Взаимоотношения подростков.

Создание творческой папки. Сочинение:

1.Нравственный выбор героя. 2.Богатая душа подростка. 3.Отношение к животным (по выбору).

9.

В. К. Железников.  Слово о писателе.

«Чудак из шестого Б“», «Путешественник с багажом», «Хорошим людям — доброе утро», «Чучело» (по выбору).

Создание презентации.

Сочинение «Мир детства, сложные взаимоотношения подростков».

10.

А.А. Лиханов. Слово о писателе.

«Последние холода» Судьба детей военных лет. Высокое чувство доброты, совести, человечности в рассказе.

Составление диафильма по произведению

11.

Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая).
«Где-то в тылу». Способность понимать себя и окружающий мир, любить жизнь.

Оформление справочника по творчеству писателя.



12.

Андрей Платонович Платонов Климентов»..

«Неизвестный цветок».Деятельное отношение к жизни.

«Любовь к родине, или Путешествие воробья».Воспитание чувства патриотизма, уважения к старости.

Создание презентации – книжки-малышки.

Работа с изобразительно-выразительными средствами.


13.

Василий Белов..«Рассказы о всякой живности».Доброе и внимательное отношение к природе, животному миру.

 Работа с оформлением справочника

14.

Леонид Андреев.

«Ангелочек».Душевные переживания героя.

. Создание презентации по жизни и творчеству писателя

15.

Г.Троепольский.

«Белый Бим Чёрное ухо».Воспитание любви к природе, к «братьям нашим меньшим»

Создание презентации к книге.

16

П.Краснов. Жизнь писателя. Знакомство с творчеством.

«Шатохи». Духовное начало повседневного человеческого начала.

Оформление фотовыставки «Мой верный друг»

17.

Защита творческих проектов.

Юрий Петрович Казаков.

Феликс Давыдович Кривин.

Мошковская Эмма.

Драгунский Виктор Юзефович.

Радий Погодин.

Защита творческих проектов.

Литература

  1. Беленький Г.И., Снежневская М.А. Изучение теории литературы в средней школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Бершадская Н.Р., Халимова В.З. Литературное творчество учащихся в школе. – М., 1996.
  3. Збарский И.С., Полухина В.П. Внеклассное чтение по литературе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Поиск новых путей: Из опыта работы / Сост. С. Н. Громцева. – М.: Просвещение, 1990.
  5. Уроки литературы в школе / Подбор статей, 2001 (№5), 2004г. (№1, 2), 2005 (№9), 2008г. (№1), 2009г. (№12).
  6. Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1,2 / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. – М.: Аванта +, 2002.
  7. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. – М.: Педагогика, 1987.
  8. О.А.Андреев, Л.Н.Хромов «Учитесь быстро читать»- М.: Просвещение,1991.
  9. Г.Гранник, Л.А.Концевая, С.М.Бондаренко «Когда книга учит»-М.:Педагогика, 1991.
  10. Техника быстрого чтения. Самоучитель по программе Школы Олега Андреева / Олег Андреев. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009

Интернет-ресурсы

  1. http://www.school-litra.ru/
  2. Литературная энциклопедия на Яндекс.Словарях
  3. http://pushkin.niv.ru/
  4. http://www.hobbitaniya.ru/
  5. http://skazka.ucoz.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса "Проектная деятельность" в 5 классе по ФГОС

Рабочая программа курса "Проектная деятельность" в 5 классе разработана в соответствии с требованиями ФГОС. Курс входит в раздел  учебного плана "Внеурочная деятельность" в 5 классе....

Рабочая программа курса "Проектная деятельность" 6 класс

Рабочая программа курса "Проектная деятельность" составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для учащихся 6 классов; рассчитана на 35 час...

Рабочая программа курса "Проектно-исследовательская деятельность"

Рабочая программа разработа для проведения занятия по биологии направленных на проведение исследовательской и проектной деятельности....

Рабочая программа курса «Проектная и исследовательская деятельность по биологии» для 10 класса

Для учителей, ведущих курс «Проектная и исследовательская деятельность»...

Рабочая программа курса «Проектная деятельность на уроках немецкого языка» для 8 класса

Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности по...

Рабочая программа курса "Проектная деятельность" для 6 класса

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской ...

Рабочая программа курса «Проектная и исследовательская деятельность» (Русский язык) для 5 класса

Обучение проектной деятельности учащихся 5 класса  на основе предмета "Русский язык"...