Рабочая программа курса "Проектная деятельность" 6 класс
рабочая программа (география, 6 класс) по теме

Зверева Ирина Александровна

Рабочая программа курса "Проектная деятельность" составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для учащихся 6 классов; рассчитана на 35 часов. Цели курса: изучение в процессе работы над проектом процессов, объектов, значимых для ученика;   освоение методики проектной деятельности в процессе работы над проектом (формирование технологической культуры);  овладение обучающимися  метапредметными и личностными умениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_rab_pr.docx37.92 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

директор ГБОУ СОШ № 998

___________ /С.Ю.Кузьменко/

«____» ______________ 2013г.

Рабочая программа

учителя географии и биологии Зверевой И.А.

на 2013-2014 учебный год

Наименование курса: проектная деятельность

Класс:

Общее количество часов по учебному плану: 35

           

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа составлена для учащихся 6 классов; рассчитана на 35 часов.

ЦЕЛИ КУРСА:

- изучение в процессе работы над проектом процессов, объектов, значимых для ученика;

- освоение методики проектной деятельности в процессе работы над проектом (формирование технологической культуры);

- овладение  метапредметными умениями и навыками:

 1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

- развитие личностных умений:

1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

2) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

3) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях. 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

  1. Что такое проект. Типы проектов по доминирующей деятельности, по предметно-содержательной области.
  2. Проектная деятельность: требования к организации теоретических и практических исследований. Виды информационных ресурсов. Методы изучения теоретических источников. Характеристика и требования к научному наблюдению.
  3. Общая схема исследования:
  • Выбор темы исследования.
  • Постановка проблемы и обоснование  актуальности выбранной темы.
  • Определение объекта исследования.
  • Определение предмета исследования.
  • Гипотеза, ведущая идея (или идеи), замысел исследования.
  • Постановка цели исследования.
  • Постановка конкретных задач исследования, база исследования.
  • Выбор и обоснование методов (методики) проведения исследования (при необходимости - конструирование методик).
  • Обоснование основных этапов исследования.
  • Описание процесса исследования.
  • Обсуждение результатов исследования, выбор и обоснование критериев оценки результатов.
  • Формулирование выводов и  прогнозирование.

По итогам курса учащиеся должны представить учебный проект – итоговую, самостоятельную работу учащихся, выполненную под руководством педагога.


Календарно - тематическое планирование  по курсу ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 6 КЛАСС

(1 часа в неделю, всего 35 часов).

урока

Сроки прохождения

Тема

Виды деятельности учащихся

1

1 неделя сентября

Что такое проект? Типы проектов.

Ознакомление с многообразием проектов: исследовательские, творческие, игровые, информационные, прикладные; монопроекты, межпредметные и др.  Предварительный выбор типа проекта.

2

2 неделя сентября

Типы проектов

3

3  неделя сентября

 Тема исследования и ее практическая и научная актуальность.

Выбор темы исследования.

4

4  неделя сентября

Проблема научного исследования

Постановка проблемы исследования

5

1 неделя октября

Объект и предмет научного исследования.

Определение объекта и предмета исследования

6

2 неделя октября

Гипотеза как предположение, касающееся установления закономерностей связи исследуемых явлений

Гипотеза, ведущая идея (или идеи), замысел исследования.

7

3 неделя октября

Цель как представление о результате. Правила постановки целей и задач исследования.

Постановка цели и конкретных задач исследования.

8

4 неделя октября

Методы исследования

Выбор и обоснование методов (методики) проведения исследования (при необходимости - конструирование методик).

9

5 неделя октября

Виды информационных ресурсов и способы работы с ними.

Ознакомление с различными источниками информации и правилами работы с ними.

10

2 неделя ноября

Печатные ресурсы. Библиотечные каталоги. Правила составления библиографии.

Работа с каталогами в библиотеке. Составление списка библиографии.

11

3 неделя ноября

Техника работы с печатными ресурсами.

Составление конспектов, выписок и т.д.

12

4 неделя ноября

Интернет - ресурсы

Подбор интернет-ресурсов по теме исследования.

13

1 неделя декабря

Тезисный план

Составление тезисного плана.

14

2 неделя декабря

Тезисный план

Составление тезисного плана.

15

3 неделя декабря

Формирование  творческих групп

Распределение обязанностей между членами группы.

16

4  неделя декабря

Этапы организации исследовательской деятельности, методика работы над рефератом, структура реферата.

Ознакомление со структурой реферата, с правилами его написания и оформления.

17

3 неделя января

Работа над  введением.

Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования.

18

4 неделя января

Работа над основной частью реферата.

Описание процесса исследования.

19

5 неделя января

Работа над основной частью реферата.

Описание процесса исследования.

20

1 неделя февраля

Работа над основной частью реферата.

Описание процесса исследования.

21

2 неделя февраля

Работа над основной частью реферата.

Описание процесса исследования.

22

3 неделя февраля

Работа над заключением.

Формулирование результатов исследования.

23

4 неделя февраля

Работа над заключением.

Формулирование результатов исследования

24

1 неделя марта

Оформление результатов научно-исследовательской деятельности в программе Microsoft PowerPoint.

Создание презентации

25

2 неделя марта

Оформление результатов научно-исследовательской деятельности в программе Microsoft PowerPoint.

Создание презентации

26

3 неделя марта

Оформление результатов научно-исследовательской деятельности в программе Microsoft PowerPoint.

Создание презентации

27

1 неделя апреля

Структура доклада.

Подготовка к выступлению по теме исследования.

28

2 неделя апреля

Составление доклада по теме исследования.

Подготовка к выступлению по теме исследования.

29

3 неделя апреля

Защита проекта

Представление доклада и его обсуждение

30

4 неделя апреля

Защита проекта

Представление доклада и его обсуждение

31

5 неделя апреля

Защита проекта

Представление доклада и его обсуждение

32

2 неделя мая

Рефлексия

Осуществляется рефлексия процесса, себя в нем с учетом оценки других.

33

3неделя мая

Рефлексия

Осуществляется рефлексия процесса, себя в нем с учетом оценки других.

34-35

4 неделя мая

Резерв


Система оценивания и контроля исследовательских работ

При условии построения факультативного курса как преимущественно практического, наиболее целесообразной формой оценки и контроля усвоения материала является защита исследовательских работ.

Критерии оценивания научно-исследовательской деятельности:

  • соответствие содержания сформулированной теме, поставленной цели и задачам, структура работы;
  • наличие литературного обзора, его качество;
  • соответствие выбранных методик поставленным задачам, корректность методик исследования;
  • умение выделить и обосновать проблему, поставить цели и задачи исследования;
  • логичность и полнота доказательств;
  • соответствие выводов полученным результатам;
  • культура оформления материалов.

При оценке ученической работы не только проверяется формальное соответствие  вышеизложенным критериям, но также оригинальность замысла и построения эксперимента, степень самостоятельности, уровень сложности работы и т.д. На основании данных составляется рецензия на ученическую работу.

Примерное содержание рецензии:

  1. соответствие содержания работы теме и цели исследования;
  2. качество обоснования актуальности и практической ценности исследования;
  3. корректность методик исследования;
  4. объективность полученных данных и аргументированность выводов;
  5. наличие собственных предположений и отношения автора к изучаемой проблеме;
  6. соответствие требованиям к оформлению работы;
  7. оценка литературного стиля и грамотности исследования;
  8. оценка оригинальности исследования;
  9. рекомендации и пожелания.

Формой защиты в рамках данного курса можно считать: выступление учеников с докладами об основных результатах своих работ в ходе тематических семинаров, выступление на конференциях различного уровняи т.д.

Примерные критерии оценивания доклада и защиты исследования: степень владения излагаемым материалом, знания в области науки и владение терминологией, доходчивость и выразительность изложения, умение использовать различные приемы привлечения внимания слушателей; качество иллюстративного сопровождения доклада (в том числе, с использованием информационных технологий), аргументированность ответов на вопросы и умение отстаивать свою точку зрения в рамках научного спора.

Список используемой литературы

  1. Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности и его развивающие возможности // Школьные технологии. – 2002. - №2
  2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. – М.: Просвещение, 2011
  3. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии.- М.: 2010
  4. http://sch1552.edusite.ru/p32aa1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...