Рабочая программа элективного курса "Общая биология" по подготовке к ЕГЭ для обучающихся 10-11 классов
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Кобелева Елена Яковлевна

Данная программа составлена на 2 года по 1 часу в неделю с целью повторения, систематизации и закрепления основных вопросов биологии для успешной подготовки выпускников к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_10-11_klass.docx52.36 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации Сысертского городского округа

муниципальная автономная общеобразовательная организация

«Средняя общеобразовательная школа №1» г. Сысерть

Рассмотрено:                        Согласовано:                                Утверждено:

На заседании                 Зам. директора по УВР                директор МАОО СОШ №1

пед.совета №__                ________ Н.А.Феофанова                _________ А.Ф.Тарханова

«__»______201__ г.                «__»_________201__ г.                пр. №___ от «__»___201__ г.

                                                Элективный курс «Общая биология»

10-11 класс

Составитель:

учитель биологии

МАОО СОШ №1

Кобелева Елена Яковлевна

г. Сысерть 2017

Пояснительная записка

Биология относится к числу предметов, которые являются наиболее востребованными при государственной (итоговой) аттестации. Программа элективного курса «Общая биология» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников по биологии в рамках единого государственного экзамена. Программа курса ориентирована на повторение, систематизацию знаний учащихся и обеспечивает реализацию требований к уровню подготовки учащихся 11 класса с выходом на единый государственный экзамен.

Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по биологии. Элективный курс «Общая биология» предназначен для учащихся 10-11 классов и рассчитан  на два года обучения в 10 и 11 классе на 68 часов (1 час в неделю).  Важнейшим аспектом программы является возможность придать учебной работе проблемный характер, способствовать углублению содержательной стороны предмета биологии, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность учащихся.        

 Данная программа предусматривает:

1) использование разнообразных наглядных материалов – видеофильмов, слайдовых презентаций, анимаций, web-сайтов, фотоизображений, таблиц и схем в цифровом формате, которые сопровождают теоретический материал и способствуют своевременному закреплению знаний;

2) использование теоретического материала в электронной форме, который соответствует кодификатору элементов содержания контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, что позволяет самостоятельно изучить материалы в случае пропуска занятий;

3) применение комплектов  заданий, составленных по контрольно-измерительным материалам ЕГЭ по биологии 2014-2016 г.г. и позволяющих проводить контроль и самоконтроль знаний по всем блокам содержания ЕГЭ.

4) дифференцированный подход к выпускникам при подготовке к ЕГЭ с учетом уровня их обучаемости, за счет повторения разделов биологии на базовом, повышенном и углубленном уровне.

Кроме того, при изучении курса используются задания, которые систематизированы по разделам, темам и типам, что позволяет эффективно контролировать степень усвоения как отдельных тем, так и всего курса в целом. Достаточно большое количество заданий разного уровня   с приведенными ответами способствует углублению знаний и расширению кругозора в области биологии.

Данная программа может быть применена и при подготовке к ЕГЭ, при подготовке к олимпиадам, что делает ее универсальной.

Цели курса:

1) повышение качества биологического образования на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий.

2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации, умений по выполнению типовых заданий, применяемых в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ;

3) воспитание культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей;

Задачи курса:

1) повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса биологии с помощью различных цифровых образовательных ресурсов;

2) овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;

3) формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности с цифровыми образовательными ресурсами;

4) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации;

5) развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования;

6) использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

7) воспитание культуры труда при использовании компьютерных технологий, ответственного отношения к своему здоровью.

Содержание элективного курса 10 класс

РАЗДЕЛ 1. БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. (1 ЧАС) Роль биологии в жизни и практической деятельности человека. Признаки и свойства живого. Уровни организации живой природы.Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция.

РАЗДЕЛ №2. КЛЕТКА КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (8 ЧАСОВ)

 Современная клеточная теория, её основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов – основа единства органического мира, доказательство родства живой природы. Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.

Многообразие клеток. Строение клеток растений, животных, бактерий, грибов.Клетка - единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Многообразие клеток. Строение про- и эукариотной клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки - основа ее целостности. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов.

Химическая организация клетки.Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме чел

 Метаболизм. Энергетический обмен в клетке.Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание

Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.

Пластический обмен. Реакции матричного синтеза. Биосинтез белков. Генетический код, свойства кода.Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот.

Хромосомы. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз. Развитие половых клеток у растений и животных.Клетка - генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз - деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза.

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗМ КАК БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (17 ЧАСОВ)

Вирусы - неклеточные формы жизниРазнообразие организмов: одноклеточные и многоклеточные; автотрофы, гетеротрофы. Вирусы - неклеточные формы жизни. Заболевание СПИД и ВИЧ-инфекция. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний.

 Бесполое размножение организмов.Воспроизведение организмов, его значение. Способы размножения, сходство и отличие полового и бесполого размножения. Способы вегетативного размножения. Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека.

Половое размножение. Оплодотворение, виды оплодотворения. Индивидуальное развитие организмов. Факторы, влияющие на онтогенез.Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение.

 Эмбриональное развитие.Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Этапы эмбрионального развития. Причины нарушения развития организмов.

Генетика, как наука, ее методы. Основные генетические понятия. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.Генетика, ее задачи. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Методы генетики. Основные генетические понятия и символика. Хромосомная теория наследственности. Современные представления о гене и геноме. Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы (моногибридное скрещивание). Решение задач на моногибридное скрещивание, неполное доминирование, анализирующее скрещивание.

Дигибридное скрещивание, цитологические основы.Закономерности наследственности, их цитологические основы. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы (дигибридное скрещивание).Решение задач на дигибридное скрещивание

Законы Т.Моргана: сцепленное наследование признаков, нарушение сцепления генов. Кроссинговер.Решение задач на сцепленное наследование генов и кроссинговер.Наследование генов, сцепленных с полом.Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетика человека. Методы изучения генетики человека.Решение задач на наследование признаков, сцепленных с пол

Генотип как целостная система. Взаимодействие генов.Генотип как целостная система. Взаимодействие генов. Эпистаз, комплементарность, полимери

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Закономерности изменчивости. Ненаследственная (модификационная) изменчивость. Норма реакции. Виды наследственной изменчивости. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика.

Наследственная изменчивость: мутационная, комбинативная. Виды мутаций и их причины. Значение изменчивости в жизни организмов и в эволюции. Значение генетики для медицины. Наследственные болезни человека, их причины, профилактика. Вредное влияние мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки. Защита среды от загрязнения мутагенами. Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на

РАЗДЕЛ  4. СИСТЕМА И МНОГООБРАЗИЕ ОРГАНИЗМОВ (8 ЧАСОВ)

 Систематика. Основные систематические группы живых организмов. Многообразие организмов.Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность.

Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и в жизни человека. Лишайники.Особенности строения и жизнедеятельности грибов, их многообразие и место в системе органического мира. Характерные признаки царства Грибы, отличающие его от других царств (Прокариоты, Растения, Животные), его классификация, отделы (Настоящие грибы, Оомицеты, Лишайники) и особенности организации их основных представителей, роль в природе и жизни человека, в его хозяйственной деятельности.Особенности лишайников как симбиотических организмов, их строение, питание, размножение, их роль в природе и практическое значение.

 Классификация растений. Водоросли, их признаки, роль в природе и в жизни человека.Особенности организации низших растений – водорослей, их распространение и происхождение, признаки усложнения в строении, питании, размножении по сравнению с бактериями, приспособленность водорослей разных отделов к жизни в меняющихся условиях водной среды, их роль в природе и практическое значение.

Мхи, папоротниковидные, их признаки, роль в природе и в жизни человека.Особенности организации Моховидных (распространение, места обитания, питания, размножения) на примере представителей зелёных и сфагновых мхов, рассмотреть признаки усложнения в их строении по сравнению с водорослями. Сравнение их между собой и с водорослями, обоснование более сложную организации мхов по сравнению с водорослями. Особенности строения, жизнедеятельности растений отдела Плауновидных как более сложноорганизованных по сравнению с Моховидными, роль в природе и практическое значение. Особенности строения, жизнедеятельности растений отдела Хвощевидные, их роль в природе.

Голосеменные растения, их признаки, роль в природе и в жизни человека.Особенности строения, жизнедеятельности растений отдела Голосеменных как наиболее сложноорганизованных по сравнению с Папоротниковидными.

Покрытосеменные растения. Однодольные и Двудольные растения, их признаки. Основные семейства Однодольных и Двудольных. Значение покрытосеменных растений в природе и в жизни человека.

Особенности организации Покрытосеменных растений (строение, размножение, развитие) по сравнению с Голосеменными. Характерные признаки Однодольных и Двудольных растений. характеристики семейств.

 Царство Животные, основные признаки, классификация. Одноклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности позвоночных и беспозвоночных животных

РАЗДЕЛ № 2. ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА  (6 ЧАСОВ)  11класс

Место человека в органическом мире. Ткани их строение и функции. Опорно-двигательная система. Основные особенности человека; черты сходства человека и с животными и с человекообразными обезьянами, различия между ними; место человека в системе органического мира.

Характерные для человека особенности; черты различия между человеком, человекообразными обезьянами и другими животными.

Основные типы и виды тканей, их локализация и функции в организме человека.Строение и функции скелета; особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Строение и свойства мышечной ткани, особенности строения и функций скелетных мышц; основные группы мышц тела человека.

Внутренняя среда организма человека. Внутренняя среда организма, её состав; роль внутренней среды в жизнедеятельности организма, значение постоянства её состава. Плазма крови, её функции, свёртывание крови.Защитные свойства организма; инфекционные заболевания, иммунитет, лечебные сыворотки, предупредительные прививки, аллергия; виды иммунитета, значение анализа крови при установлении диагноза; сущность СПИДа.

Группы крови, их отличительные признаки, совместимость крови по группам; переливание крови и роль доноров в сохранении жизни и здоровья людей.

Движение крови и лимфы, её значение для организма; особенности строения органов и кровообращения; пульс, кровяное давление.

Сущность процесса дыхания, значение в обмене веществ и превращениях энергии в организме человека; строение органов дыхания в связи с их функциями и функцией образования звуков и членораздельной речи; меры профилактики заболевания голосовых связок.

Пищеварительная система. Особенности пищи, потребляемой человеком, и её значение; понятия пищевые продукты, питательные вещества, пищеварение; роль питательных веществ в организме.

Особенности строения пищеварительной системы человека; процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов, нервно-гуморальную регуляция этих процессов; влияние курения и алкоголя на пищеварение в ротовой полости

Строение мочевыделительной системы; особенности внешнего строения и локализации почек в организме; взаимосвязь строения почек с выполняемой функцией.

Строение мочевыделительной системы; особенности внешнего строения и локализации почек в организме; взаимосвязь строения почек с выполняемой функцией.

Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.Понятие гуморальной регуляции; железы эндокринного аппарата, особенности работы желёз внутренней секреции, их отличие от желёз внешней секреции, роль гормонов в жизнедеятельности человека.Строение нервной системы, её функции; зависимость выполняемых функций от особенностей нервных клеток, рефлекторный принцип работы нервной системы; механизм нервной регуляции.

Строение спинного мозга, его функции; составные части центрального отдела нервной системы; механизм взаимосвязи спинного и головного мозга, соподчинения их функций.Строение основных отделов головного мозга, выполняемые функции; особенности микроскопического строения мозга.

Анализаторы, их строение и функции.Понятие анализатор и особенности строения на примере зрительного анализатора; строение и функции глаза, его частей, особенности восприятия окружающего мира, гигиена зрения. Различные виды анализаторов, их локализация в организме; представление о строении и функциях каждого из них.

Свойства анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость; роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения.

Высшая нервная деятельность (ВНД). Рефлекторная теория поведения, особенности врождённых и приобретённых форм поведения; рефлексы: безусловные и условные, рефлекторная дуга и характер деятельности нервной системы.

РАЗДЕЛ 6 ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (12 ЧАС)

Вид, его критерии. Характеристика популяции. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. История эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина о движущих силах эволюции. Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Творческая роль естественного отбора в эволюции.

Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Доказательства эволюции живой природы.

Микроэволюция. Образование новых видов. Способы видообразования. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм). Направления и пути эволюции: биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных.

Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Движущие силы и этапы эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека.

РАЗДЕЛ 7. ЭКОСИСТЕМЫ И ПРИСУЩИЕ ИМ ЗАКОНОМЕРНОСТИ (9 ЧАС)

Среды обитания организмов. Экологические факторы: абиотические, биотические. Антропогенный фактор. Их значение. Экосистема (биогеоценоз), её компоненты: продуценты, консументы, редуценты, их роль. Видовая и пространственная структура экосистемы. Трофические уровни. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Цепи и сети питания, их звенья. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Саморазвитие и смена экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Разнообразие экосистем. Агроэкосистемы.

Разнообразие экосистем (биогеоценозов). Саморазвитие и смена экосистем. Устойчивость и динамика экосистем. Биологическое разнообразие, саморегуляция и круговорот веществ – основа устойчивого развития экосистем. Причины устойчивости и смены экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Агроэкосистемы, основные отличия от природных экосистем.

Раздел 8.БИОСФЕРА (3 часа)

Биосфера, ее компоненты. Проблемы устойчивого развития биосферы.Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции. Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот и превращение энергии в биосфере, роль в нем организмов разных царств. Эволюция биосферы.

Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека (нарушение озонового экрана, кислотные дожди, парниковый эффект и др.). Проблемы устойчивого развития биосферы. Правила поведения в природной среде.

РАЗДЕЛ 9.  РАБОТА С КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫМИ ЗАДАНИЯМИ (4часа)

Тренировочные тестирования. Задания , аналогичные частям А,В и С в КИМах ЕГЭ. Разбор демонстрационной версии

Работа с демонстрационной версией Единого государственного экзамена по биологии текущего года.

 


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 10 класс

Наименование разделов

Наименование  тем

Всего

 часов

Из них

Лабораторные и практические

Контрольные и

 диагностические материалы

1 Биология- наука о живой природе. Методы научного познания.

Урок 1 Биология как наука. Уровни организации живой природы.

1

2 Клетка как биологическая система

2. Современная клеточная теория, её основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира.

3 Многообразие клеток. Строение клеток растений, животных

4 Химическая организация клетки бактерий, грибов Химическая организация клетки

5 Метаболизм. Энергетический обмен в клетке

6 Фотосинтез и хемосинтез

7 Пластический обмен. Реакции матричного синтеза. Биосинтез белков. Генетический код, свойства кода.

8. Хромосомы. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз. 9.Развитие половых клеток у растений и животных

8

Работа с КИМами

3. Организм как биологическая система

 10. Вирусы - неклеточные формы жизни

11 Бесполое размножение организм

12 Половое размножение. Оплодотворение, виды оплодотворения.

13. Онтогенез

14. Генетика, как наука, ее методы. Основные генетические понятия. Закономерности наследственности, их цитологические основы

15. Решение задач по генетике. Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание

16. Дигибридное скрещивание, цитологические основы.

17-19 Решение задач по генетике.

20 Наследование генов, сцепленных с полом.

21 Решение задач по генетике

22-24 Генотип как целостная система. Взаимодействие генов.

25-26.Закономерности изменчивости

17

Лабораторная   работа

«Выявление    приспособлений   у   организмов   к   среде   обитания»

Работа с КИМами

Решение биологических задач

Решение генетических задач

Зачет  «Основные закономерности эволюции».

4. Система и многообразие организмов

27. Систематика. Основные систематические группы живых организмов. Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и в жизни человека. 28 Грибы, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и в жизни человека. Лишайники.

29. Классификация растений. Водоросли, их признаки, роль в природе и в жизни человека.

30.Споровые растения особенности строения и жизнедеятельности.

31. Семенные растения особенности строения и жизнедеятельности.

32 Царство Животные, основные признаки, классификация. Одноклеточные животные.

33. Характеристика основных типов беспозвоночных

34. Характеристика основных типов позвоночных

8

Работа с КИМами

Итого

34

11 класс

5. Организм человека

1. Место человека в органическом мире. Ткани их строение и функции. Опорно-двигательная система.

2. Внутренняя среда организма человека. Кровеносная и дыхательные системы

3.Пищеварительная и выделительная системы

4. Нервная и эндокринная системы. Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

5. Анализаторы, их строение и функции.

6.Анализаторы, их строение и функции.

6

Работа с КИМами

6. Эволюция живой природы

7. Развитие эволюционной теории. Основные факторы эволюции, их значение. Учение Ч. Дарвина о движущих силах эволюции

8 Виды борьбы за существование. Формы естественного отбора

 9 Синтетическая теория эволюции. Элементарные факторы эволюции.

10. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов

11. Доказательства эволюции живой природы.

12. Микроэволюция, способы видообразования, дивергенция, конвергенция, параллелизм

13. Макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм).

14. Макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм).

15. Гипотезы возникновения жизни на Земле

16. Эволюция органического мира

17-18. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных.

12

 Работа с КИМами

7.Экосистемы и присущие им закономерности

19. Среды обитания организмов. Экологические факторы

20 Экосистема (биогеоценоз), её компоненты

21. Видовая и пространственная структура экосистемы

22. Цепи и сети питания, их звенья. Правила экологической пирамиды

23. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.

24-25 Саморазвитие и смена экосистем. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.

26. Разнообразие экосистем. Агроэкосистемы

27. Устойчивость и динамика экосистем.

9

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Работа с КИМами

8.Биосфера

28. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Живое вещество, его функции.

29. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека

30.Проблемы устойчивого развития биосферы

3

Работа с КИМами

9.Работа с КИМами

31-34  Работа с КИМами, разбор заданий  ЕГЭ, тренировочные работы

4

Работа с КИМами

Итого

34

Литература

  1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3-х томах: Перевод с английского/Под ред Р. Сопера. – М.: Мир, 1993.
  2. Готовимся к Единому государственному экзамену. Биология. Растения. Грибы. Лишайники / В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2005.
  3. Готовимся к Единому государственному экзамену. Биология. Животные / В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2004.
  4. Готовимся к Единому государственному экзамену. Биология. Человек / В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2004.
  5. Биология. Общая биология. Профильный уровень. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. М.: Дрофа, 2014.
  6. Биология. Общая биология. Профильный уровень. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.Б. Захаров, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова. М.: Дрофа, 2014.
  7. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Зачёты по биологии. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Лист-Нью, 1999.
  8. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Зачёты по биологии. Животные: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Лист-Нью, 1999.
  9. Калинова Г.С., Мягкова А.Н., Резникова В.З. Зачёты по биологии. Человек и его здоровье: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Лист-Нью, 1999
  10.  Кириленко А.А. Биология. ЕГЭ. Раздел "Молекулярная биология". 10-11 класс Теория и тренировочные задания. Учебное пособие «подготовка к ЕГЭ. Из-во «Легион», 2014,  443с
  11.  Кириленко А.А.. С. И. Колесников Биология : подготовка к ЕГЭ : учебно-методическое пособие. Из-во «Легион», 2012
  1. Кириленко А.А.Биология. 10-11 класс. Тематические задания для подготовки к ЕГЭ. Базовый, повышенный, высокий уровни. Из-во «Легион», 2014
  1. 13. Кириленко А.А. Биология. Эволюция органического мира. Теория и тренировочные задания. Учебное пособие «подготовка к ЕГЭ». Из-во «Легион», 2014
  2. 14. .Кириленко А.А. Биология. Биология. Сборник задач по генетике. Базовый и повышенный уровни ЕГЭ. Из-во «Легион», 2012

15. Лернер Г.И. Биология животных. Тесты и задания. 8 класс – М.: Аквариум, 1997.

17.Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. 9 класс – М.: Аквариум, 1998.

18.Лернер Г.И. Общая биология. Поурочные тесты и задания. 10-11 класс – М.: Аквариум, 1998.

17. Варианты КИМов

Планируемые результаты изучения курса (Безоценочный)

Выпускник должен знать:

• особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

• методы биологической науки для изучения клеток и организмов;

• составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;

• методы биологической науки при изучении организма человека;

• составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека;

• доказательства родства человека с млекопитающими животными;

• общие биологические закономерности, их практическую значимость;

• методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;

• составляющие проектной и исследовательской деятельности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;

• о влиянии деятельности человека на природу.

Выпускник должен уметь:

•соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

•проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

•использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений;

•выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

•осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

•ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

•находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

•выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

•использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха;

•проводить наблюдений за состоянием собственного организма;

•реализовывать установки здорового образа жизни;

•ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

•находить в учебной и научно- популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

•анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека;

•выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;

•аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем

По окончании курса обучающийся получает зачет или незачет.

Биология относится к числу предметов, которые являются наиболее востребованными при государственной (итоговой) аттестации. Программа элективного курса «Общая биология» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к государственной итоговой аттестации выпускников по биологии в рамках единого государственного экзамена. Программа курса ориентирована на повторение, систематизацию знаний учащихся и обеспечивает реализацию требований к уровню подготовки учащихся 11 класса с выходом на единый государственный экзамен.

Важнейшим аспектом программы является возможность придать учебной работе проблемный характер, способствовать углублению содержательной стороны предмета биологии, индивидуализировать процесс обучения и развивать самостоятельную деятельность учащихся.

Данная рабочая программа включает в себя пояснительную записку, названия разделов, тематическое распределение часов, список используемой литературы и планируемые результаты. В ходе обучения у учащихся будет возможность последовательно повторить все разделы биологии на повышенном уровне: ботаника, зоология, анатомия, общая биология, что станет хорошим подспорьем для подготовки к сдаче ЕГЭ по данному предмету.

В программе представлены современные педагогические технологии как наиболее оптимальные для обеспечения достижения высокого качества знаний.

Рабочая программа элективного курса «Общая биология» рассчитана на 2 года обучения. Программа соответствует предъявляемым требованиям к её составлению и рекомендуется к использованию в учебном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса для подготовки к ЕГЭ в 10 классе

       Структуру элективного курсасоставляют теоретическая и практическая часть в области чтения, говорения, письма, грамматики и аудирования. Основными методическим достоин...

Рабочая программа элективного курса "Биология. Подготовка к ГИА. 9 класс"

Рабочая программа элективного курса  "Биология. Подготовка к ГИА. 9 класс" Включает календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа элективного курса "Биология. Подготовка к ЕГЭ. 10-11 класс"

Рабочая программа элективного курса по подготовке к ЕГЭ 10-11 класс. Включает календарно-тематическое планирование по каждому классу...

Рабочие программы элективного курса "Обществознание: подготовка к ЕГЭ (Основы обществоведческих знаний)" для 10-11 классов

p { margin-bottom: 0.21cm; } Элективный курс «Обществознание: подготовка к ЕГЭ» в 10-11 классах направлен на достижение следующих целей: - актуализировать знания учащихся по проверяемым в рамках ...

Рабочая программа элективного курса предпрофильной подготовки для обучающихся 9 класса "Введение в экономику"

Файл содержит  рабочую программу элективного курса предпрофильной подготовки для обучающихся 9 класса общеобразовательной школы "Введение в экономику", составленную на основе авторской программы ...

Рабочая программа элективного курса по подготовке обучающихся к олимиаде по литературе

Данная программа представляет систему индивидуальных занятий по подготовке к олимпиаде по литературе,напрвленных на формирование навыков анализа художественного текста.Курс рассчитан на 17 часов,предн...

Рабочая программа элективного курса "Система, многообразие и эволюция живой природы" для 9 класса (подготовка к ОГЭ)

Рабочая программа содержит материал сверх программ по данной дисциплине, предусмотренных федеральными государственными стандартами для 9 класса. Изучение материала данного курса направлено на подготов...