Рабочая программа элективного курса "Биология. Подготовка к ЕГЭ. 10-11 класс"
элективный курс по биологии (10 класс) по теме
Рабочая программа элективного курса по подготовке к ЕГЭ 10-11 класс. Включает календарно-тематическое планирование по каждому классу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppovye_programma.doc | 436.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Новостроевская средняя общеобразовательная школа»
Кемеровского муниципального района Кемеровской области
Обсуждено Утверждаю:
на методическом совете Директор школы
дисциплин
естественно-научного цикла
Пр. №____от__________ ________ /_____________./
Руководитель м/о «____»_________20____
_________/____________/
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
Биология. Подготовка к ЕГЭ 10-11 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
.
Составлена
Учителем биологии
Фунтовой И.Г.
2011
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ п/п | Содержание | Коли-чество часов |
Решение тестовых заданий по темам Биосфера, Многообразие форм жизни, Низшие организмы, Растения | 1 |
Решение тестовых заданий по темам Беспозвоночные, Позвоночные животные | 1 |
Решение тестовых заданий по темам Химический состав клеток, Клеточный уровень организации клетки | 1 |
Решение тестовых заданий по темам Наследственный аппарат клетки, способы передачи и реализации наследственной информации | 1 |
Решение тестовых заданий по темам «Многообразие организмов», «Клетка как биологическая система» | 1 |
Решение тестовых заданий по темам Ткани, органы, системы органов и внутренняя среда человека | 1 |
Решение тестовых заданий по темам Метаболические системы и репродуктивный аппарат человека | 1 |
Решение тестовых заданий по темам Способы регуляции функций организма и ВНД человека | 1 |
Решение генетических задач и тестовых заданий по теме Закономерности наследственности | 1 |
Решение тестовых заданий по темам Закономерности изменчивости, селекция и Развитие эволюционных представлений в биологии | 1 |
Решение демонстрационного варианта ЕГЭ прошлого года | 1 |
Решение демонстрационного варианта ЕГЭ текущего года. | 1 |
Итого: 12 практических работ (5 в первый год изучения, 7 во второй год обучения).
ПРИМЕРНАЯ РАЗБИВКА МАТЕРИАЛА ПО ЗАНЯТИЯМ
10 класс
№ п/п | № заня-тия по теме | Содержание | Коли-чество часов |
I. «Многообразие организмов» | 16 |
1.1Биология - наука о жизни. Учение В.И. Вернадского о биосфере | 1 |
Предмет биологии. Признаки живых систем, уровни организации. Компоненты биосферы. |
1.2 Многообразие форм жизни | 2 |
Классификация организмов. Стратегии выживания. Жизненные формы. Экологические группы организмов. |
Клеточная и неклеточная формы жизни. |
1.3 Низшие организмы. Грибы. Лишайники. Водоросли | 2 |
Низшие жизненные формы. Протисты, грибы. |
Лишайники, водоросли. |
1.4 Растения | 4 |
Систематический обзор царства Растения. Мхи, папоротникообразные. Голосеменные и покрытосеменные (цветковые). |
Ткани и органы высших растений |
Основные семейства цветковых растений. |
Практическая работа № 1 «Решение тестовых заданий по темам Биосфера, Многообразие форм жизни, Низшие организмы, Растения» |
1.5 Животные. Беспозвоночные | 3 |
Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика типов двуслойных и трехслойных беспозвоночных животных. |
Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. |
Моллюски. Членистоногие. |
1.6 Животные. Позвоночные | 4 |
Систематический обзор царства Животные. Тип Хордовые. |
№ п/п | № заня-тия по теме | Содержание | Коли-чество часов |
Характеристика классов Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся |
Характеристика классов Птицы, Млекопитающие. |
Практическая работа № 2 «Решение тестовых заданий по темам Беспозвоночные, Позвоночные животные» |
II. «Клетка как биологическая система» | 17 |
2.1 Клеточная теория. Химический состав клеток. | 2 |
Клетка как биологическая система. Неорганические вещества клетки. |
Органические вещества клетки – белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие макроэргические вещества. |
2.2 Клеточный уровень организации жизни | 2 |
Биологические мембраны. Строение эукариотической клетки. Органоиды клетки представителей разных таксонов. |
Практическая работа № 3 «Решение тестовых заданий по темам Химический состав клеток, Клеточный уровень организации клетки» |
2.3 Наследственный аппарат клеток – хранитель генетической информации | 2 |
Прокариоты и эукариоты. Строение ядра. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. |
Хромосомы. Ген – носитель наследственности. Гены прокариот и эукариот. |
2.4 Способы передачи генетической информации | 4 |
Матричный принцип воспроизведения информации. Комплементарность. |
Репликация ДНК. Принципы репликации ДНК. |
Жизненный цикл клетки. Интерфаза. |
Митоз и мейоз. Оплодотворение. Виды полового процесса |
2.5 Реализация генетической информации | 4 |
Метаболизм. Анаболизм и катаболизм на клетки. |
Биосинтез белка. Механизм биосинтеза белка. |
Тракскрипция. Генетический код. Трансляция белка. Утилизация белков в клетке. |
№ п/п | № заня-тия по теме | Содержание | Коли-чество часов |
Практическая работа № 4 «Решение тестовых заданий по темам Наследственный аппарат клетки, способы передачи и реализации наследственной информации» |
2.6 Клеточный метаболизм | 3 |
Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез. |
Энергетический обмен. Гликолиз. Этапы гликолиза. |
Роль АТФ. Кислородный этап катаболизма глюкозы. Классификация организмов по способам питания. |
III. Итоговое занятие по темам «Многообразие организмов», «Клетка как биологическая система» | 1 |
Практическая работа № 5 «Решение тестовых заданий по темам «Многообразие организмов», «Клетка как биологическая система» |
ПРИМЕРНАЯ РАЗБИВКА МАТЕРИАЛА ПО ЗАНЯТИЯМ
11 класс
№ п/п | № заня-тия по теме | Содержание | Коли-чество часов |
I. Человек и его здоровье | 15 |
1.1 Общий обзор организма на примере человека. Ткани, органы и их системы | 2 |
Тканевой уровень организации жизни на примере тканей человека. Системы и аппараты органов. |
Опорно-двигательный аппарат человека |
1.2 Внутренняя среда организма человека | 4 |
Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. |
Взаимосвязь систем внутренней среды организма. Иммунитет. Системы иммунитета. Виды иммунитета |
Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция. |
№ п/п | № заня-тия по теме | Содержание | Коли-чество часов |
Практическая работа № 1 «Решение тестовых заданий по темам Ткани, органы, системы органов и внутренняя среда человека» |
1.3 Метаболические системы организма человека | 3 |
Системы метаболизма человека: дыхательная, пищеварительная, выделительная системы. |
Основные процессы: дыхание, пищеварение, выделение. |
Структурно-функциональные единицы органов. |
1.4 Репродуктивный аппарат человека | 2 |
Система размножения. Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды. |
Практическая работа № 2 «Решение тестовых заданий по темам Метаболические системы и репродуктивный аппарат человека» |
1.5 Системы регуляции функций организма . | 3 |
Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. |
Нервная система человека. Состав и строение отделов нервной системы. |
Органы чувств. Анализаторы |
1.6 ВНД человека. Организм человека как единое целое | 1 |
Условные и безусловные рефлексы человека. Высшая нервная деятельность. Практическая работа № 3 «Решение тестовых заданий по темам Способы регуляции функций организма и ВНД человека» |
II. Надорганизменные системы. Эволюция органического мира | 15 |
2.1 Закономерности наследственности (популяционно-видовой уровень жизни) | 4 |
Генетика как наука. Законы Г. Менделя. Моно-, ди-, полигибридные скрещивания. Полное и неполное доминирование. |
Чистые линии. Анализирующие скрещивания. Сцепленное наследование. |
Закон Моргана. Нарушение сцепления генов. Генные карты. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. |
Практическая работа № 4 «Решение генетических задач и тестовых заданий по теме Закономерности наследственности» |
2.2 Закономерности изменчивости | 3 |
Изменчивость, виды изменчивости. Мутации, их виды, причины и последствия. |
№ п/п | № заня-тия по теме | Содержание | Коли-чество часов |
Модификационная изменчивость. Норма реакции. Генотип и среда. |
Генетика человека. Методы изучения генетики человека. |
2.3 Основы селекции и биотехнологии | 3 |
Селекция, основы и методы. |
Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений, закон гомологических рядов и наследственной изменчивости. |
Биотехнология, генная и клеточная инженерия, клонирование. |
2.4 Развитие эволюционных представлений в биологии. | 3 |
Вид. Представления Карла Линнея. Бинарная номенклатура. Теория эволюции Ж.-Б. Ламарка. |
Доказательства эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор и его формы. |
Практическая работа №5 «Решение тестовых заданий по темам Закономерности изменчивости, селекция и Развитие эволюционных представлений в биологии» |
2.5 Синтетическая теория эволюции. | 2 |
Понимание биологического вида. Критерии вида. Популяция – форма существования вида. Основные характеристики популяции. |
Микро- и макроэволюция, ее закономерности. Результаты эволюции. Этапы развития жизни на Земле. Антропогенез. |
III. Экосистемы и присущие им закономерности | 2 |
3.1 Экология организмов. Сообщества живых организмов | 1 |
Экологические факторы. Адаптации живых форм к условиям обитания. Биотические отношения. Цепи питания. Биоценоз. |
3.2 Экосистемы. Основа охраны природы | 1 |
Биогеоценоз. Биосфера. Охрана природы. Проблемы устойчивого развития биосферы. |
IV. Решение демонстрационных вариантов ЕГЭ | 2 |
Практическая работа №6 «Решение демонстрационного варианта ЕГЭ прошлого года». |
Анализ ошибок, допущенных при решение демонстрационного варианта ЕГЭ прошлого года. Практическая работа №7 «Решение демонстрационного варианта ЕГЭ текущего года». |
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. – Ярославль: «Академия развития», 1997.-128 с.
Биология ЕГЭ – 2009. Вступительные испытания./ А.А.Кириленко, С.И.Колесников. – Ростов-на-Дону. «Легион», 2009.
Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др. – М.: Дрофа, 1999.-432 с.
Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек/ В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2003
ЕГЭ 2012. Биология: тренировочные задания/ Г.И. Ларнер. – М.: Эксмо, 2011.
Единый государственный экзамен: Биология: Методика подготовки. /Г.И.Лернер – М.Просвещение. ЭКСМО, 2005.
Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии. К учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология: 10-11 классы». М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 286 с.
Красновидова С.С. Дидактические материалы по общей биологии: 10-11 кл.: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ С.С Корасновидова, С.А. Павлов, А.Б. Хватов.- М.: Просвещение, 2000.-159 с.
Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс / Т.А. Ловкова, Н.И. Сонин,– М.: Дрофа, 2003.– 128 с.
Настольная книга учителя биологии/ Авт.-сост. Калинова Г.С., Кучменко В.С.-М: ООО «Издательство АСТ»: «ООО Издательство Астрель», 2002.-158 с. Ловкова Т.А. Н.Б. Биология. Общие закономерности. 9 класс.:
Семенцова В.Н. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Технологические карты уроков: Методическое пособие. – СПб.:»Паритет», 2002.-192 с.
Типовые тестовые задания. Биология./ Н.А.Богданов – М. «Экзамен», 2009.
Шалапенок Е.С. , Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Тесты по биологии.-М.: Рольф, 2001.-384 с
Фросин В.Н. Готовимся е КГЭ: Биология. Человек/ В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов.-М.:Дрофа, 2003.-224 с.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Учебники
«Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 кл. И.Н. Пономарева, Щ.А. Корнилова, В.С. Кучменко «Вентана-Граф»: 2010
«Биология. Животные» 7 кл.В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко «Вентана-Граф»: 2010
«Биология. Человек» 8 кл. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, «Вентана-Граф», 2010
«Основы общей биологии» 9 кл. И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова, О.А. Корнилова «Вентана-Граф»: 2010
«Биология. Базовый уровень». 10 кл. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощинина «Вентана-Граф»: 2010
«Общая биология. Базовый уровень» И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко «Глобус»: 2007г.
Перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ
Пособия, разработанные в 2005-06 гг.
Единый государственный экзамен: биология: контрольные измерительные материалы: 2005-2006 /под общ. редакцией Г.С.Калиновой; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба в сфере образования и науки, Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Просвещение, 2005
Пособия, разработанные в 2007-2008 гг.
Единый государственный экзамен 2007. Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова, В.З.Резникова – М.: Интеллект-Центр, 2007.
Единый государственный экзамен. Биология. Контрольные измерительные материалы 2007/ ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, В.З. Резникова, А.Н. Мягкова – М.: Вентана-Граф, 2007.
ЕГЭ-2007: Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Никишова, С.П. Шаталова – М.: Астрель, 2007.
Сдаем единый государственный экзамен: Биология / ФИПИ авторы составители: Г.С. Калинова, В.Н. Кузнецова, Л.Г. Прилежаева – М.: Дрофа, 2007.
ЕГЭ-2008. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Биология/ ФИПИ автор-составитель: Р.А. Петросова – М.: Эксмо, 2007.
ЕГЭ-2008. Биология. Методические материалы/ ФИПИ авторы- составители: Р.А. Петросова, Г.С. Калинова - М.: Эксмо, 2008.
Единый государственный экзамен 2008. Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова, В.З.Резникова – М.: Интеллект-Центр, 2008.
ЕГЭ-2008: Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Никишова, С.П. Шаталова – М.: Астрель, 2008.
Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2008. Биология/ ФИПИ авторы составители: Е.А. Никишова, С.П. Шаталова - М.: Астрель, 2008.
Пособия, разработанные в 2008- 2009 гг.
ЕГЭ-2009. Биология: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ автор-составитель: Р.А. Петросова – М.: Эксмо, 2009.
Единый государственный экзамен 2009. Биология. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова– М.: Интеллект-Центр, 2009.
Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Биология/ ФИПИ авторы-составители: Е.А. Никишова, С.П. Шаталова - М.: Астрель, 2009.
ЕГЭ-2009: Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Никишова, С.П. Шаталова – М.: Астрель, 2008.
Пособия, разработанные в 2009- 2010 гг.
Единый государственный экзамен 2010. Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова – М.: Интеллект-Центр, 2009.
ЕГЭ-2010: Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Никишова, С.П. Шаталова – М.: Астрель, 2009.
ЕГЭ-2010. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Биология/ ФИПИ автор-составитель: Р.А. Петросова – М.: Эксмо, 2009.
Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Биология/ ФИПИ авторы-составители: Е.А. Никишова, С.П. Шаталова - М.: Астрель, 2009.
Отличник ЕГЭ. Биология. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, Е.А. Никишова, Р.А. Петросова – М.: Интеллект-Центр, 2010.
Пособия, разработанные в 2010 г.
Единый государственный экзамен 2011. Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова – М.: Интеллект-Центр, 2010.
ЕГЭ-2011: Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Никишова, С.П. Шаталова – М.: Астрель, 2010.
ЕГЭ-2011. Биология. 10 типовых вариантов экзаменационных работ/ ФИПИ авторы: Калинова Г.С., Никишова Е.А., Петросова Р.А. – М.: Национальное образование, 2010.
ЕГЭ-2011. Биология. 30 типовых вариантов экзаменационных работ/ ФИПИ авторы: Калинова Г.С., Никишова Е.А., Петросова Р.А. – М.: Национальное образование, 2010
Дополнительная литература
Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. – Ярославль: «Академия развития», 1997.-128 с.
Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др. – М.: Дрофа, 1999.-432 с.
Красновидова С.С. Дидактические материалы по общей биологии: 10-11 кл.: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ С.С Корасновидова, С.А. Павлов, А.Б. Хватов.- М.: Просвещение, 2000.-159 с.
Семенцова В.Н. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Технологические карты уроков: Методическое пособие. – СПб.: «Паритет», 2002.-192 с.
Типовые тестовые задания. Биология./ Н.А.Богданов – М. «Экзамен», 2009.
Шалапенок Е.С. , Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Тесты по биологии.-М.: Рольф, 2001.-384 с
Фросин В.Н. Готовимся к ЕГЭ: Биология. Человек/ В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов.-М.:Дрофа, 2003.-224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе "Решение пунктуационных задач. Подготовка к ЕГЭ"
Программа элективного курса по русскому языку в 10 классе «Решение пунктуационных задач. Подготовка к ЕГЭ» рассчитана на 1 час в неделю, итого- 35 часов в год . Предполагае...
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ГИА по русскому языку» 9 класс Автор: Сапунова Т.В.
Рабочая программа элективного курса...
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс.
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс на 18 часов....
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике 2015г.» 11 класс
Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике 2015г.» для 11 класса. Дополняет основной курс предмета для отработки навыков решения всех возможных заданий из базы ЕГ...
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию 11 класс"
Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часа. Составлена н...
Рабочая программа элективного курса подготовки к ЕГЭ по математике в 11 классе.
P { margin-bottom: 0.21cm; Рабочая программа составлена для подготовки выпускников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и к поступлению в ВУЗы. Она разработана для 11 классов общеобразовательных шко...
Рабочая программа элективного предмета «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» 10 класс
Рабочая программа по курсу «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» систематизирует и конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, рассчитана на 34...