Рабочая программа элективного курса "Биология. Подготовка к ЕГЭ. 10-11 класс"
элективный курс по биологии (10 класс) по теме

Фунтова Ирина Геннадьевна

Рабочая программа элективного курса по подготовке к ЕГЭ 10-11 класс. Включает календарно-тематическое планирование по каждому классу

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gruppovye_programma.doc436.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Новостроевская средняя общеобразовательная школа»

Кемеровского муниципального района Кемеровской области

Обсуждено                                                                                              Утверждаю:

на методическом совете                                                                         Директор школы

дисциплин

естественно-научного цикла

Пр. №____от__________                                                                        ________  /_____________./

Руководитель м/о                                                                                     «____»_________20____

_________/____________/

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС

Биология. Подготовка к ЕГЭ 10-11 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                   

.

                                    Составлена

         Учителем биологии

Фунтовой И.Г.

2011  

СОДЕРЖАНИЕ


                                                                                                                Стр.


Пояснительная записка


3


Тематический план


6


Перечень практических работ


8


Содержание дисциплины


9


Примерная разбивка материала по занятиям


12


Литература для учителя


16


Литература для учащихся

17





















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


         На уроках биологии в 10 - 11 классе недостаточное количество часов отведено для  тщательной отработки  знаний и умений базового уровня. С этой целью, при проведении факультатива особое внимание целесообразно уделить повторению и закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых  школьниками знаний   из основной школы, изучаемых на заключительном этапе биологического образования: о классификации органического мира,  его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, а так же вопросов экологии, онтогенеза, селекции, клеточной, эволюционной, хромосомной теорий, вопросов антропогенеза, Кроме того, при изучении соответствующих разделов следует обратить внимание на формирование у учащихся умений работать с текстами, рисунками, иллюстрирующими биологические объекты и процессы.

            Учитывая результаты анализа экзаменуемых на протяжении нескольких лет при подготовке к ЕГЭ следует обратить внимание на закрепление материала, который ежегодно вызывает затруднения: химическая организация клетки; обмен веществ и превращение энергии; нейрогуморальная регуляция физиологических процессов, протекающих в организме человека; способы видообразования; определение движущих сил и результатов эволюции, путей и направлений эволюционного процесса, ароморфозы у конкретных групп организмов; особенности митоза и мейоза, фотосинтеза и хемосинтеза, биогеоциноза и агроценоза, характеристика классов покрытосеменных растений, позвоночных животных.

           Особое внимание следует уделить формированию у школьников умений обосновывать сущность биологических процессов и явлений, наследственности и изменчивости, норм и правил здорового образа жизни, поведения человека в природе, последствий глобальных изменений в биосфере; устанавливать единство и эволюцию органического мира, взаимосвязь строения и функций клеток, тканей, организма и окружающей среды; выявлять причинно-следственные связи в природе; формулировать мировоззренческие выводы на основе знаний биологических теорий, законов, закономерностей.

            В ходе факультативных занятий следует уделять большое внимание формированию предметной компетентности (природоохранной, здоровьесберегающей, исследовательской), формированию у учащихся умений работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников. Сформировать умение четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.

         Курс рассчитан на учащихся 10-11 классов. Занятия проводятся  1 раз в неделю по 1 часу. Курс рассчитан на два года,  всего 68 часов (34 часа в 10 кл и 34 часа в 11 кл).

В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам, итоговая проверка знаний – в виде выполнения демонстрационных вариантов ЕГЭ за текущий и прошедший год.

Итого, полный курс включает 68 часов, из них 46 часов теории и 12 часов практики (из них в 10 кл – 29 теории и 5 практики и в 11 кл – 27 часов теории и 7 часов практики).

             

 Цель: Подготовка к успешной  сдачи  ЕГЭ учащихся 10-11 класса.

Задачи:

повторить и закрепить наиболее значимые темы   из основной школы изучаемые на заключительном этапе общего биологического образования;

закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ЕГЭ (Метод. письмо «Об использовании результатов ЕГЭ в преподавании биологии в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования);

формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;

 научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса  ученик должен

знать/понимать

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);











ТЕМАТИЧЕКИЙ ПЛАН


№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Практи-ческие занятия


Тема 1 «Многообразие организмов»

16



Биология - наука о жизни. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

1



Многообразие форм жизни.

2



Низшие организмы. Грибы. Лишайники. Водоросли

2



Растения

4

1


Беспозвоночные животные

3



Позвоночные животные

4

1


Тема 2 «Клетка как биологическая система»

18



Клеточная теория. Химический состав клеток.

2



Клеточный уровень организации жизни

2

1


Наследственный аппарат клеток – хранитель генетической информации

2



Способы передачи генетической информации

4



Реализация генетической информации

4

1


Клеточный метаболизм

4

1


Тема 3 «Человек и его здоровье»

15



Общий обзор организма на примере человека. Ткани, органы и их системы

2



Внутренняя среда организма человека

4

1


Метаболические системы организма человека

3



Репродуктивный аппарат человека

2

1


Системы регуляции функций организма

3



ВНД человека. Организм человека как единое целое

1

1


Тема 4.  «Надорганизменные системы.  Эволюция органического мира»

15



Закономерности наследственности                                                        

(популяционно-видовой уровень жизни)  

4

1


Закономерности изменчивости

3



Основы селекции и биотехнологии

3



Развитие эволюционных представлений в биологии.

3

1


Синтетическая теория эволюции.

2



Тема 5 «Экосистемы и присущие им закономерности»

2



Экология организмов. Сообщества живых организмов

1



Экосистемы. Основа охраны природы

1



Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ЕГЭ»

2

2


Итого

68

12


























СОДЕРЖАНИЕ


№ п/п

Темы занятий

1

Тема 1 «Многообразие организмов» (16 ч.)
Биология - наука о жизни. Учение В.И. Вернадского о биосфере.(1 ч.)
Структура биологии. Предмет биологии, методы познания. Этапы развития биологии.
Системность в природе. Признаки живых систем. Уровни организации живой природы. Структурно-функциональный подход в современном понимании жизни.
Компоненты биосферы: живое и неживое вещество. Функции живого вещества планеты.

2

Многообразие форм жизни.(2 ч.)
Критерии классификации организмов. Стратегии выживания представителей разных сред обитания. Жизненные формы. Экологические группы организмов.
Многообразие классификаций. Научная классификация организмов. Научная классификация. Систематические категории и таксоны. Систематическое положение организмов.
Клеточная и неклеточная формы жизни: их организация, роль и место в биосфере; значение для человека, роль и место в биосфере; значение для человека. Про- и эукариоты.

3

Низшие организмы. Грибы. Лишайники. Водоросли (2 ч.)
Низшие жизненные формы – нетканевые формы жизни. Протисты. Грибы, лишайники, водоросли - организация, классификация, роль и место в биосфере, значение для человека.

4

Растения (4 ч.)
Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений.

5

Беспозвоночные животные (3 ч.)
Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика двуслойных и трехслойных беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие.

6

Позвоночные животные (4 ч.)
Тип Хордовые. Общая характеристика надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие.

7

Тема 2 «Клетка как биологическая система» (18 ч)
Клеточная теория. Химический состав клеток. (2 ч)
Клетка как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Клетка как биологическая система. Неорганическиевещества: вода и минеральные соли. Органические вещества клетки – белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие макроэргические вещества.
 


8

Клеточный уровень организации жизни (2 ч)
Биологические мембраны. Строение эукариотической клетки.Мембранные и немембранные органоиды. Органоиды клетки, их структура, назначение в клетке. Органоиды клеток представителей разных таксонов. Включения клетки, цитоскелет – принципы организации, функции в клетке.

9

Наследственный аппарат клеток – хранитель генетической информации (2 ч)
Прокариоты и эукариоты. Строение ядра. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Хромосомы. Ген – носитель наследственности. Гены прокариот и эукариот.


№ п/п

Темы занятий

10

Способы передачи генетической информации (4 ч)
Матричный принцип воспроизведения информации. Комплементарность. Репликация ДНК. Принципы репликации ДНК. Жизненный цикл клетки. Интерфаза. Митоз и мейоз. Оплодотворение. Виды полового процесса

11

Реализация генетической информации (4 ч)
Метаболизм. Анаболизм и катаболизм на клетки. Биосинтез белка. Механизм биосинтеза белка. Тракскрипция. Генетический код. Трансляция белка. Утилизация белков в клетке. Лизосомы.

12

Клеточный метаболизм (4 ч)
Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез. Энергетический обмен. Гликолиз. Этапы гликолиза. Роль АТФ. Кислородный этап катаболизма глюкозы. Классификация организмов по способам питания.

13

Тема 3 «Человек и его здоровье» (15 ч)
Общий обзор организма на примере человека. Ткани, органы и их системы (2ч)
Тканевой уровень организации жизни на примере тканей человека. Системы и аппараты органов. Опорно-двигательный аппарат человека.

14

Внутренняя среда организма человека (4 ч)
Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь систем внутренней среды организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Системы иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет. Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция.

15

Метаболические системы организма человека (3 ч)
Системы метаболизма человека: дыхательная, пищеварительная, выделительная системы. Основные процессы: дыхание, пищеварение, выделение. Структурно-функциональные единицы органов.

16

Репродуктивный аппарат человека (2 ч)
Система размножения. Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды.

17

Системы регуляции функций организма (3  ч)
Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций организма человека. Нервная система человека. Состав центрального и периферического отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного мозга. Органы чувств. Анализаторы.

18

ВНД человека. Организм человека как единое целое (1 ч)
Условные и безусловные рефлексы человека. Высшая нервная деятельность.

19

Тема 4.  «Надорганизменные системы.  Эволюция органического мира» (15 ч) Закономерности наследственности  (популяционно-видовой уровень жизни) (4 ч). Генетика как наука. Законы Г. Менделя. Моно-, ди-, полигибридные скрещивания. Полное и неполное доминирование. Чистые линии. Анализирующие скрещивания. Сцепленное наследование. Закон Моргана. Нарушение сцепления генов. Генные карты. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.  


№ п/п

Темы занятий


20

Закономерности изменчивости (3 ч)
Изменчивость. Модификационная, мутационная и комбинативная изменчивость признаков организмов. Мутационная и комбинативная изменчивость. Мутации, их виды, причины и последствия. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Генотип и среда. Причины модификационной, мутационной, комбинативной изменчивости. Норма реакции, ее генетические основы. Значение разных форм изменчивости для жизни организма и эволюции. Генетика человека. Методы изучения генетики человека.

21

 Основы селекции и биотехнологии (3 ч)                                                                             Сорта растений, причины их разнообразия. Селекция растений. Биологические основы выращивания культурных растений. Породы животных, причины их многообразия. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений, закон гомологических рядов и наследственной изменчивости. Биотехнология, генная и клеточная инженерия, клонирование. Значение биотехнологии для развития селекции, народного хозяйства, охраны природы  

22

Развитие эволюционных представлений в биологии.(3 ч)
Вид. Представления Карла Линнея. Бинарная номенклатура. Теория эволюции Ж.-Б. Ламарка. Доказательства эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор и его формы.

23

Синтетическая теория эволюции.(2 ч)
Современное понимание биологического вида. Критерии вида. Популяция – форма существования вида. Основные характеристики популяции. Микроэволюция.
Макроэволюция, ее закономерности. Результаты эволюции. Этапы развития жизни на Земле. Антропогенез.

24

Тема 5 «Экосистемы и присущие им закономерности» (2 ч)
Экология организмов. Сообщества живых организмов (1 ч)
Экологические факторы. Организм и среда: адаптации живых форм к условиям обитания. Биотические отношения. Цепи питания. Биоценоз, его структура и свойства.

25

Экосистемы. Основа охраны природы (1 ч)
Биогеоценоз. Круговорот веществ и поток энергии в природных экосистемах. Биосфера. Биогеохимические циклы. Охрана природы. Проблемы устойчивого развития биосферы.

26

Тема 6 «Решение демонстрационных вариантов ЕГЭ» (2 ч)


ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

№ п/п

Содержание

Коли-чество часов

Решение тестовых заданий по темам Биосфера, Многообразие форм жизни, Низшие организмы, Растения

1

Решение тестовых заданий по темам Беспозвоночные, Позвоночные животные

1

Решение тестовых заданий по темам Химический состав клеток, Клеточный уровень организации клетки

1

Решение тестовых заданий по темам Наследственный аппарат клетки, способы передачи и реализации наследственной информации

1

Решение тестовых заданий по темам «Многообразие организмов», «Клетка как биологическая система»

1

Решение тестовых заданий по темам Ткани, органы, системы органов и внутренняя среда человека

1

Решение тестовых заданий по темам Метаболические системы и репродуктивный аппарат человека

1

Решение тестовых заданий по темам Способы регуляции функций организма и ВНД человека

1

Решение генетических задач и тестовых заданий по теме Закономерности наследственности

1

Решение тестовых заданий по темам Закономерности изменчивости,  селекция и Развитие эволюционных представлений в биологии

1

Решение демонстрационного варианта ЕГЭ прошлого года

1

Решение демонстрационного варианта ЕГЭ текущего года.

1

Итого: 12 практических работ  (5 в первый год изучения, 7 во второй год обучения).            

ПРИМЕРНАЯ РАЗБИВКА МАТЕРИАЛА ПО ЗАНЯТИЯМ

10 класс

№ п/п

№ заня-тия по теме

Содержание

Коли-чество часов

I. «Многообразие организмов»

16

1.1Биология - наука о жизни. Учение В.И. Вернадского о биосфере

1

Предмет биологии. Признаки живых систем, уровни организации. Компоненты биосферы.

1.2 Многообразие форм жизни

2

Классификация организмов. Стратегии выживания. Жизненные формы. Экологические группы организмов.

Клеточная и неклеточная формы жизни.

1.3 Низшие организмы. Грибы. Лишайники. Водоросли

2

Низшие жизненные формы. Протисты, грибы.

Лишайники, водоросли.

1.4 Растения

4

Систематический обзор царства Растения. Мхи, папоротникообразные. Голосеменные и покрытосеменные (цветковые).

Ткани и органы высших растений

Основные семейства цветковых растений.

Практическая работа № 1 «Решение тестовых заданий по темам Биосфера, Многообразие форм жизни, Низшие организмы, Растения»

1.5 Животные. Беспозвоночные

3

Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика типов двуслойных и трехслойных беспозвоночных животных.

Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Кольчатые черви.

Моллюски. Членистоногие.

1.6 Животные. Позвоночные

4

Систематический обзор царства Животные. Тип Хордовые.

№ п/п

№ заня-тия по теме

Содержание

Коли-чество часов

Характеристика классов Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся

Характеристика классов Птицы, Млекопитающие.

Практическая работа № 2 «Решение тестовых заданий по темам Беспозвоночные, Позвоночные животные»

II. «Клетка как биологическая система»

17

2.1 Клеточная теория. Химический состав клеток.

2

Клетка как биологическая система. Неорганические вещества клетки.

Органические вещества клетки – белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие макроэргические вещества.

2.2 Клеточный уровень организации жизни

2

Биологические мембраны. Строение эукариотической клетки. Органоиды клетки представителей разных таксонов.

Практическая работа № 3 «Решение тестовых заданий по темам Химический состав клеток, Клеточный уровень организации клетки»

2.3 Наследственный аппарат клеток – хранитель генетической информации

2

Прокариоты и эукариоты. Строение ядра. Нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

Хромосомы. Ген – носитель наследственности. Гены прокариот и эукариот.

2.4  Способы передачи генетической информации

4

Матричный принцип воспроизведения информации. Комплементарность.

Репликация ДНК. Принципы репликации ДНК.

Жизненный цикл клетки. Интерфаза.

Митоз и мейоз. Оплодотворение. Виды полового процесса

2.5 Реализация генетической информации

4

Метаболизм. Анаболизм и катаболизм на клетки.

Биосинтез белка. Механизм биосинтеза белка.

Тракскрипция. Генетический код. Трансляция белка. Утилизация белков в клетке.

№ п/п

№ заня-тия по теме

Содержание

Коли-чество часов

Практическая работа № 4 «Решение тестовых заданий по темам Наследственный аппарат клетки, способы передачи и реализации наследственной информации»

2.6 Клеточный метаболизм

3

Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез. Хемосинтез.

Энергетический обмен. Гликолиз. Этапы гликолиза.

Роль АТФ. Кислородный этап катаболизма глюкозы. Классификация организмов по способам питания.

III. Итоговое занятие по темам «Многообразие организмов», «Клетка как биологическая система»

1

Практическая работа № 5 «Решение тестовых заданий по темам «Многообразие организмов», «Клетка как биологическая система»

ПРИМЕРНАЯ РАЗБИВКА МАТЕРИАЛА ПО ЗАНЯТИЯМ

11 класс

№ п/п

№ заня-тия по теме

Содержание

Коли-чество часов

I. Человек и его здоровье

15

1.1 Общий обзор организма на примере человека. Ткани, органы и их системы

2

Тканевой уровень организации жизни на примере тканей человека. Системы и аппараты органов.

Опорно-двигательный аппарат человека

1.2 Внутренняя среда организма человека

4

Кровь и кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение.

Взаимосвязь систем внутренней среды организма. Иммунитет. Системы иммунитета. Виды иммунитета

Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция.

№ п/п

№ заня-тия по теме

Содержание

Коли-чество часов

Практическая работа № 1 «Решение тестовых заданий по темам Ткани, органы, системы органов и внутренняя среда человека»

1.3 Метаболические системы организма человека

3

Системы метаболизма человека: дыхательная, пищеварительная, выделительная системы.

Основные процессы: дыхание, пищеварение, выделение.

Структурно-функциональные единицы органов.

1.4 Репродуктивный аппарат человека

2

Система размножения. Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и постэмбриональный периоды.

Практическая работа № 2 «Решение тестовых заданий по темам Метаболические системы и репродуктивный аппарат человека»

1.5 Системы регуляции функций организма .

3

Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат.

Нервная система человека. Состав и строение отделов нервной системы.

Органы чувств. Анализаторы

1.6 ВНД человека. Организм человека как единое целое

1

Условные и безусловные рефлексы человека. Высшая нервная деятельность. Практическая работа № 3 «Решение тестовых заданий по темам Способы регуляции функций организма и ВНД человека»

II.  Надорганизменные системы.  Эволюция органического мира

15

2.1 Закономерности наследственности                                                        (популяционно-видовой уровень жизни)

4

Генетика как наука. Законы Г. Менделя. Моно-, ди-, полигибридные скрещивания. Полное и неполное доминирование.

Чистые линии. Анализирующие скрещивания. Сцепленное наследование.

Закон Моргана. Нарушение сцепления генов. Генные карты. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола.

Практическая работа № 4 «Решение генетических задач и тестовых заданий по теме Закономерности наследственности»

2.2 Закономерности изменчивости

3

Изменчивость, виды изменчивости. Мутации, их виды, причины и последствия.

№ п/п

№ заня-тия по теме

Содержание

Коли-чество часов

Модификационная изменчивость. Норма реакции. Генотип и среда.

Генетика человека. Методы изучения генетики человека.


2.3 Основы селекции и биотехнологии

3

Селекция, основы и методы.

Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений, закон гомологических рядов и наследственной изменчивости.

Биотехнология, генная и клеточная инженерия, клонирование.

2.4 Развитие эволюционных представлений в биологии.

3

Вид. Представления Карла Линнея. Бинарная номенклатура. Теория эволюции Ж.-Б. Ламарка.

Доказательства эволюции. Основные положения теории Ч. Дарвина. Элементарные факторы эволюции. Естественный отбор и его формы.

Практическая работа №5 «Решение тестовых заданий по темам Закономерности изменчивости,  селекция и Развитие эволюционных представлений в биологии»

2.5 Синтетическая теория эволюции.

2

Понимание биологического вида. Критерии вида. Популяция – форма существования вида. Основные характеристики популяции.

Микро- и макроэволюция, ее закономерности. Результаты эволюции. Этапы развития жизни на Земле. Антропогенез.

III. Экосистемы и присущие им закономерности

2

3.1 Экология организмов. Сообщества живых организмов

1

Экологические факторы. Адаптации живых форм к условиям обитания. Биотические отношения. Цепи питания. Биоценоз.

3.2 Экосистемы. Основа охраны природы

1

Биогеоценоз. Биосфера. Охрана природы. Проблемы устойчивого развития биосферы.

IV. Решение демонстрационных вариантов ЕГЭ

2

Практическая работа №6 «Решение демонстрационного варианта ЕГЭ прошлого года».

Анализ ошибок, допущенных при решение демонстрационного варианта ЕГЭ прошлого года. Практическая работа №7 «Решение демонстрационного варианта ЕГЭ текущего года».

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. – Ярославль: «Академия развития», 1997.-128 с.

Биология ЕГЭ – 2009. Вступительные испытания./ А.А.Кириленко, С.И.Колесников. – Ростов-на-Дону. «Легион», 2009.

Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др. – М.: Дрофа, 1999.-432 с.

Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек/ В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2003

ЕГЭ 2012. Биология: тренировочные задания/ Г.И. Ларнер. – М.: Эксмо, 2011.

Единый государственный экзамен: Биология: Методика подготовки. /Г.И.Лернер – М.Просвещение. ЭКСМО, 2005.

Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии. К учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология: 10-11 классы». М.: Изд-во «Экзамен», 2006. – 286 с.

Красновидова С.С. Дидактические материалы по общей биологии: 10-11 кл.: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ С.С Корасновидова, С.А. Павлов, А.Б. Хватов.- М.: Просвещение, 2000.-159 с.

Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс / Т.А. Ловкова, Н.И. Сонин,– М.: Дрофа, 2003.– 128 с.

 Настольная книга учителя биологии/ Авт.-сост. Калинова Г.С., Кучменко В.С.-М: ООО «Издательство АСТ»: «ООО Издательство Астрель», 2002.-158 с. Ловкова Т.А. Н.Б. Биология. Общие закономерности. 9 класс.:

Семенцова В.Н. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Технологические карты уроков: Методическое пособие. – СПб.:»Паритет», 2002.-192 с.

 Типовые тестовые задания. Биология./ Н.А.Богданов – М. «Экзамен», 2009.

 Шалапенок Е.С. , Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Тесты по биологии.-М.: Рольф, 2001.-384 с

 Фросин В.Н. Готовимся е КГЭ: Биология. Человек/ В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов.-М.:Дрофа, 2003.-224 с.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Учебники

«Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 кл. И.Н. Пономарева, Щ.А. Корнилова, В.С. Кучменко «Вентана-Граф»: 2010

«Биология.  Животные» 7 кл.В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко «Вентана-Граф»: 2010

«Биология.  Человек» 8 кл. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, «Вентана-Граф», 2010

«Основы общей биологии» 9 кл. И.Н. Пономарева, Н.М. Чернова, О.А. Корнилова «Вентана-Граф»: 2010

«Биология. Базовый уровень». 10 кл. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощинина «Вентана-Граф»: 2010

«Общая биология. Базовый уровень» И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко «Глобус»: 2007г.

Перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ

                              Пособия,  разработанные в 2005-06 гг.

Единый государственный экзамен: биология: контрольные измерительные материалы: 2005-2006 /под общ. редакцией Г.С.Калиновой; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба в сфере образования и науки, Федеральный институт педагогических измерений. – М.: Просвещение, 2005

                            Пособия,  разработанные в 2007-2008 гг.

Единый государственный экзамен 2007. Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова, В.З.Резникова – М.: Интеллект-Центр, 2007.

 Единый государственный экзамен. Биология. Контрольные измерительные материалы 2007/ ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, В.З. Резникова, А.Н. Мягкова – М.: Вентана-Граф, 2007.

 ЕГЭ-2007: Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Никишова,  С.П. Шаталова – М.: Астрель, 2007.

 Сдаем единый государственный экзамен: Биология / ФИПИ авторы составители: Г.С. Калинова, В.Н. Кузнецова, Л.Г. Прилежаева – М.: Дрофа, 2007.

 ЕГЭ-2008. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Биология/ ФИПИ автор-составитель: Р.А. Петросова – М.: Эксмо, 2007.

 ЕГЭ-2008. Биология. Методические материалы/ ФИПИ авторы- составители: Р.А. Петросова, Г.С. Калинова  - М.: Эксмо, 2008.

 Единый государственный экзамен 2008. Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Г.С.Калинова, А.Н.Мягкова, В.З.Резникова – М.: Интеллект-Центр, 2008.

 ЕГЭ-2008: Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Никишова,  С.П. Шаталова – М.: Астрель, 2008.

 Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2008. Биология/ ФИПИ авторы составители: Е.А. Никишова, С.П. Шаталова - М.: Астрель, 2008.

Пособия,  разработанные в 2008- 2009 гг.

 ЕГЭ-2009. Биология: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов/ ФИПИ автор-составитель: Р.А. Петросова – М.: Эксмо, 2009.

 Единый государственный экзамен 2009. Биология. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова– М.: Интеллект-Центр, 2009.

 Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Биология/ ФИПИ авторы-составители: Е.А. Никишова, С.П. Шаталова - М.: Астрель, 2009.

 ЕГЭ-2009: Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Никишова,  С.П. Шаталова – М.: Астрель, 2008.

Пособия,  разработанные в 2009- 2010 гг.

 Единый государственный экзамен 2010. Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова – М.: Интеллект-Центр, 2009.

 ЕГЭ-2010: Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Никишова,  С.П. Шаталова – М.: Астрель, 2009.

 ЕГЭ-2010. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Биология/ ФИПИ автор-составитель: Р.А. Петросова – М.: Эксмо, 2009.

 Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ. 2009. Биология/ ФИПИ авторы-составители: Е.А. Никишова, С.П. Шаталова - М.: Астрель, 2009.

 Отличник ЕГЭ. Биология. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, Е.А. Никишова, Р.А. Петросова – М.: Интеллект-Центр, 2010.

Пособия,  разработанные в 2010 г.

 Единый государственный экзамен 2011. Биология. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, В.З. Резникова – М.: Интеллект-Центр, 2010.

 ЕГЭ-2011: Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Никишова,  С.П. Шаталова – М.: Астрель, 2010.

 ЕГЭ-2011. Биология. 10 типовых вариантов экзаменационных работ/ ФИПИ авторы: Калинова Г.С., Никишова Е.А., Петросова Р.А. – М.: Национальное образование, 2010.

 ЕГЭ-2011. Биология. 30 типовых вариантов экзаменационных работ/ ФИПИ авторы: Калинова Г.С., Никишова Е.А., Петросова Р.А.  – М.: Национальное образование, 2010

Дополнительная литература

Анашкина Е.Н. Кроссворды для школьников. Биология. – Ярославль: «Академия развития», 1997.-128 с.

Биология: 1600 задач, тестов и проверочных работ для школьников и поступающих в вузы/ Дмитриева Т.А., Гуленков С.И., Суматихин С.В. и др. – М.: Дрофа, 1999.-432 с.

Красновидова С.С. Дидактические материалы по общей биологии: 10-11 кл.: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ С.С Корасновидова, С.А. Павлов, А.Б. Хватов.- М.: Просвещение, 2000.-159 с.

Семенцова В.Н. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Технологические карты уроков: Методическое пособие. – СПб.: «Паритет», 2002.-192 с.

Типовые тестовые задания. Биология./ Н.А.Богданов – М. «Экзамен», 2009.

 Шалапенок Е.С. , Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Тесты по биологии.-М.: Рольф, 2001.-384 с

 Фросин В.Н. Готовимся к ЕГЭ: Биология. Человек/ В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов.-М.:Дрофа, 2003.-224 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе "Решение пунктуационных задач. Подготовка к ЕГЭ"

Программа  элективного курса  по русскому языку в 10 классе «Решение пунктуационных задач. Подготовка к ЕГЭ» рассчитана на 1 час в неделю, итого- 35 часов в год . Предполагае...

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс.

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ГИА по русскому языку" 9 класс на 18 часов....

Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике 2015г.» 11 класс

Рабочая программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по информатике 2015г.» для 11 класса. Дополняет  основной курс предмета  для отработки навыков решения всех возможных заданий из базы ЕГ...

Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию 11 класс"

Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часа. Составлена н...

Рабочая программа элективного курса подготовки к ЕГЭ по математике в 11 классе.

P { margin-bottom: 0.21cm; Рабочая программа составлена для подготовки выпускников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и к поступлению в ВУЗы. Она разработана для 11 классов общеобразовательных шко...

Рабочая программа элективного предмета «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» 10 класс

Рабочая программа по курсу «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» систематизирует и конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, рассчитана на 34...