Рабочая программа элективного курса предпрофильной подготовки для обучающихся 9 класса "Введение в экономику"
рабочая программа по экономике (9 класс) на тему

Файл содержит  рабочую программу элективного курса предпрофильной подготовки для обучающихся 9 класса общеобразовательной школы "Введение в экономику", составленную на основе авторской программы Б.А.  Райзберга , А.С. Прутченкова одноименного названия. Программа адаптирована для преподавания 17-часового курса в рамках подготовки к профилизации в выпускном классе основной общей школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa_po_ekonomike_9_klass_17_ch.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Научно-методический Совет

МАОУ  СОШ № 1

«30» августа 2013г.

(протокол № 01)

«Утверждаю»

        Директор МАОУ «СОШ №   1

 _________________________________      

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

«ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ»

(9  класс)

17 часов

                                                                      Разработчик программы:

                                                                     Сальникова Г.Д.. учитель

                                                 истории и  обществознания

                                МАОУ СОШ № 1

                                                                высшая квалификационная категория

г. Лабытнанги

2013 год

Рабочая программа элективного  курса «Введение в экономику»

2013-2014 учебный год

(9 класс)

Аннотация

       Рабочая программа   для обучающихся 9 класса  составлена на основе  авторской программы Б.А.Райзберга,А.С.Прутченкова «Введение в экономику»( 9 кл).

Модифицированная программа подготовлена Сальниковой Г.Д., учителем обществознания МОУ СОШ №1 г.Лабытнанги, высшая квалификационная категория

          Программа  рассмотрена и утверждена  на  заседании  Научно-методического совета  МАОУ СОШ №1. В рамках предпрофильной подготовки обучающемуся  будет дана возможность реализовать свой интерес к предмету, уточнить готовность и способность осваивать выбранный предмет на повышенном уровне.

Таким образом, данный курс является пропедевтическим по отношению к профильному курсу « Основы экономики» на 3 ступени обучения (в случае выбора данного профиля), его присутствие в ученическом учебном плане повышает вероятность того, что выпускник основной школы сделает осознанный и успешный выбор профиля.

Пояснительная записка

      Переход к рыночной экономике требует формирования нового поколения экономически грамотных людей. Школа не должна отставать  от происходящих в обществе изменений, приобщая школьников к азам экономической науки и формируя новое экономическое  мышление. На актуальность курса указывает выраженная мотивация родителей и  учеников в получении экономического образования.

Цели и задачи данного курса направлены на:

  • освоение системы знаний, опирающихся на основы экономической науки об экономическом поведении людей, для подготовки к изучению социально-экономических и гуманитарных дисциплин в старшей школе;
  • ознакомление со способами познавательной, практической деятельности в условиях рыночной экономики, необходимыми для участия в экономической жизни  общества и государства;
  • овладение умением применять полученные знания для решения типичных познавательных и практических экономических задач и осваивать социальные роли потребителя, работника, собственника
  • развитие социального кругозора личности в подростковом возрасте, интереса к изучению  дисциплин социально-экономического цикла, способности к личному самоопределению и самореализации.

Приобретение компетентности :

  • в сфере гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений – освоение на информационном и практическом уровнях основных  социальных ролей, наиболее важных в экономической деятельности ( потребителя, работника. собственника)
  • в сфере познавательной деятельности – распознавание на основе полученных знаний различных экономических явлений и их взаимосвязи;
  • в сфере трудовой деятельности – раскрытие и понимание закономерностей рынка труда, причин и форм безработицы;
  • в сфере массовой коммуникации – развитие у учащихся способности рассматривать события с экономической точки зрения с использованием отдельных приемов экономического анализа, критически  осмысливать экономическую информацию, содержащуюся в СМИ и вырабатывать собственное аргументированное мнение.

В логику построения программы заложен принцип первоначального формирования самых общих знаний и представлений об экономической системе, о роли экономики в жизни и деятельности людей. Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате  освоения следующего содержания образования:

                                           Ценностные ориентиры

Свобода выбора. Ответственность за последствия выбора. Уважение права собственности независимо от ее форм. Труд. Законопослушность в сфере экономической деятельности.

Знания

Экономическая сфера жизни общества. Товары и услуги. Ограниченность ресурсов.Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Экономические системы. Собственность. Обмен. формы торговли. Потребитель и реклама .Рынок и рыночные механизм. Спрос и предложение.

Деньги .Инфляция. Банки и их операции. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Семейный бюджет. Доходы семьи. Неравенство доходов. Экономические меры социальной поддержки. Формы сбережений граждан.

Предпринимательство. Затраты, выручка, прибыль. Основные формы организации производства. Акции и другие ценные бумаги.

Рынок труда. Заработная плата. Безработица. Роль профсоюзов.

Способы деятельности

Соотнесение доходов и расходов семейного бюджета. Выбор лучшего способа размещения сбережений. Выполнение простейших расчетных задач с экономическим содержанием.

Опыт

Опыт экономической деятельности в пределах дееспособности подростка. Опыт рационального поведения в качестве потребителя, члена семьи, собственника ресурсов. Опыт оценки своего поведения с точки зрения его экономической эффективности.

Требования к знаниям, умениям, навыкам обучающихся

В результате изучения элективного курса учащийся должен:

  • Знать и понимать:

 виды экономических систем. Формы организации производства. Основные источники доходов и статьи расходов семейного бюджета, возможные виды сбережений. Основные налоги, уплачиваемые гражданами. Формы господдержки  безработных и малоимущих.

  • Уметь (владеть способами познавательной деятельности) :

-приводить примеры  различных систем, разделения труда, различных видов рынков, описывать экономические системы, рациональное поведение потребителя и роль  рекламы, рациональное поведение человека, размещающего свои сбережения,  оценивать роль конкуренции, деятельность предпринимателя, формы заработной платы и стимулирования труда.

-объяснять происхождение денег, взаимовыгодность добровольного обмена, выгоды и трудностей предпринимательского дела, а также работы по найму.

  • Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (практические (социальные) компетенции:

-вычислять на условных примерах : доход от банковских вкладов, доход от ценных бумаг, индивидуальный подоходный налог.

Элективный курс рассчитан на   17 часов и состоит из разделов:

             Наименование раздела

   Количество часов

1

Что такое экономика. Экономические ресурсы.

Экономические циклы.

       3 часа

2

 Как устроена и действует экономическая     система

       2 часа    

3

Экономика и собственность

       2 часа  

4

 Экономика и труд

       2 часа

5

 Деньги и цены

       2 часа

6

  Финансы, бюджет, банки

       2 часа

7

 Деловые  игры, практикум

        4 часа

       

  Итого : 17 часов

Занятия проводятся с помощью различных форм и методов обучения:

  • изложение  доступного материала в виде беседы – диалога
  • моделирование конкретных экономических ситуаций
  • практикумы и деловые игры, закрепляющие теоретические знания
  • выполнение индивидуальных заданий обучающимися
  • ознакомление с дополнительной литературой и текущей экономической информацией

В ходе преподавания экономических знаний есть необходимость в максимальной степени использовать индуктивный метод, предваряя изложение теории как можно большим числом жизненных ситуаций, примеров и фактов.

Учащиеся также получат возможность разгадать тематические кроссворды, проверить себя в тестах, принять участие в бизнес-играх, экономической викторине.

              Концепция курса и модели уроков  строятся на основе обязательного минимума содержания основных образовательных программ («Образовательный стандарт основного общего образования по экономике»), программы Б.А.Райзберга, А.С.Прутченкова «Введение в экономику»\Сборник программ «Экономика» для с общеобразовательных учреждений, Москва, «Просвещение», 2010 г.

Примерные нормы оценки знаний соответствуют общепринятому стандарту требований для общеобразовательной школы и предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный и деятельностный подход к организации работы в классе. По окончании изучения элективного курса учащиеся сдают зачет в форме собеседования или контрольного тестирования.  

Реализация данной программы в плане предпрофильной экономической подготовки позволит осуществить цели и задачи, изложенные в настоящей пояснительной записке, подготовить выпускников основной общей школы к обучению в профильной школе на старшей ступени (при условии выбора данного профиля).

 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА «ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ»

(9 класс, 17 часов)

 

1.ЧТО ТАКОЕ ЭКОНОМИКА? ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ  ( 3 часа)

Понятие экономики. Составляющие элементы экономики. Человек как активное начало экономики .Природа – кладовая экономики и ее среда.Цели и задачи экономики как средства жизнеобеспечения. Экономический продукт. Экономические объекты и экономические ресурсы. Экономические циклы.

2. КАК УСТРОЕНА И ДЕЙСТВУЕТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (2 часа)

Три уровня экономики. Экономика семьи. Экономика предприятия. Государственная экономика.  Производственная и непроизводственная сфера экономики. Производство, распределение, обмен и потребление.  Основные типы экономических систем.  

Деловая игра. (1 час)

3. ЭКОНОМИКА И СОБСТВЕННОСТЬ (2 часа)

Что такое собственность? Природа собственности. Разнообразие собственников и объектов собственности. Формы собственности: личная, частная, коллективная, муниципальная, государственная. Смешанные формы собственности. Изменение форм собственности. Приватизация.

4. ЭКОНОМИКА И ТРУД (2 часа)

Труд – созидательное начало экономики. Труд и рабочая сила. Физический и умственный труд. Рынок труда. Занятость населения.Отношения найма. Трудовой контракт.Заработная плата. Различные системы оплаты труда.

Безработица. Социальные последствия безработицы. Эффективность труда. Производительность труда.

Деловая игра (1 час)

5. ДЕНЬГИ И ЦЕНЫ (2 часа)

Природа денег и причины их возникновения. Почему золото стало деньгами.

Деньги как всеобщий товарный эквивалент, функции денег. Наличные и безналичные деньги. Денежное обращение. Откуда берутся деньги. Связь денежной и товарной массы.

Цена как денежное выражение стоимости продукции, товаров, работ , услуг.

Оптовые и розничные цены. Как устанавливаются цены на рынке. Что такое цена равновесия спроса и предложения. Инфляция. Как определяется уровень инфляции.

Деловая игра (1 час)

6. ФИНАНСЫ, БЮДЖЕТ, БАНКИ (2 часа)

Что такое финансы и чем они отличаются от денег .Ценные бумаги: акции, облигации, сертификаты, чеки, векселя.. Финансовые связи между государством, предприятием, населением .Налоги и платежи.

Бюджет. Доходные и расходные статьи бюджета. Государственный, региональные, местные бюджеты. Личный и семейный бюджет.

Банк как основной элемент структуры финансовой системы. Виды банков. Финасово-кредитная деятельность банков. Кредиты и депозиты

Практикум (1 час)

                    Используемый учебно-методический   комплекс (УМК)

Литература, предназначенная для

предпрофильной подготовки (9 классы).

  • -Липсиц И.В., Экономика, М., ВИТА-ПРЕСС, 2009
  • Автономов В.С. Введение в экономику. М.Вита-Пресс, 1999.
  • -Обществознание в вопросах и ответах (раздел «Экономика») –под редакцией проф. Белокрыловой О.С., Ростов, 2009
  • Справочные пособия по экономике – 2010, 2011 гг.
  • В.Д. Симоненко, Т.А. Степченко. Азбука потребителя - Учебное пособие по элективному курсу для 8-9 кл. общеобразоват.учрежд.: Предпрофильная подготовка учащихся.

Литература для учителя:

-Азимов Л.Б. Преподавание курса ''Введение в экономику'' : Пособие для учителя .- М. : Вита-Пресс, 2007

- Справочные пособия по экономике – 2010, 2011 гг.

                                                                                        Приложение к  рабочей программе

                                                                                       « Введение в экономику"

Календарно-тематическое планирование

учителя истории  и обществознания

по  элективному курсу: « Введение в экономику»» (9 класс)

Количество часов на год –17 часов

Базовый уровень

                                       

Планирование составлено  на  основе

Рабочая программа   учителя истории и обществознания Сальниковой Г.Д. для обучающихся 9 класса  составлена на основе  авторской программы Б.А.Райзберга,А.С.Прутченкова «Введение в экономику»( 9 кл).

Номер

урока

        Содержание

(разделы , темы)

Кол-во

часов

ЗУН

по теме урока

Дата  проведения

Согласно планированию

Фактическая

дата проведения

                                           

Урок 1

ЧТО ТАКОЕ ЭКОНОМИКА?

1

Понятие экономики. Составляющие элементы экономики. Человек как активное начало экономики .Природа – кладовая экономики и ее среда. Цели и задачи экономики как средства жизнеобеспечения.

14.01.

Урок 2

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ.

1

Экономический продукт. Экономические объекты и экономические ресурсы.

21.01

Урок 3

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ  

1

Экономические циклы.

Понятие об эк.росте

28.01

Урок 4-5

КАК УСТРОЕНА И ДЕЙСТВУЕТ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

2

Три уровня экономики. Экономика семьи. Экономика предприятия. Государственная экономика.  Производственная и непроизводственная сфера экономики. Производство, распределение, обмен и потребление.  Основные типы экономических систем.  

04.02

11.02

Урок 6

ДЕЛОВАЯ ИГРА-практикум

18.02

Урок 7-8

ЭКОНОМИКА И СОБСТВЕННОСТЬ

   2

Понятие  и природа собственности.

Разнообразие собственников и объектов собственности. Формы собственности : личная, частная, коллективная, муниципальная, государственная. Смешанные формы собственности. Изменение форм собственности. Приватизация

25.02

04.03

Урок 9-

10

ЭКОНОМИКА И ТРУД

    2

Труд – созидательное начало экономики. Труд и рабочая сила. Физический и умственный труд. Рынок труда. Занятость населения. Отношения найма. Трудовой контракт. Заработная плата. Различные системы оплаты труда.

Безработица.Социальные последствия  езработицы. Эффективность труда. Производительность труда.

11.03

18.03

Урок 11

ДЕЛОВАЯ ИГРА

 1

01.04

Урок 12-13

ДЕНЬ ГИ и ЦЕНЫ

2

Деньги, функции денег. Наличные и безналичные деньги. Денежное обращение. Откуда берутся деньги. Связь денежной и товарной массы.

Цена как денежное выражение стоимости продукции, товаров, работ , услуг.

Оптовые и розничные цены. Как устанавливаются цены на рынке. Что такое цена равновесия спроса и предложения. Инфляция. Как определяется уровень инфляции.

08.04

15.04

Урок 14

ДЕЛОВАЯ ИГРА

 1

22.04

Урок 15-16

ФИНАНСЫ, БЮДЖЕТ, БАНКИ

2

Что такое финансы и чем они отличаются от денег .Ценные бумаги: акции, облигации, сертификаты, чеки, векселя.. Финансовые связи между государством, предприятием, населением .Налоги и платежи.

Бюджет .Доходные и расходные статьи бюджета. Государственный, региональные, местные бюджеты. Личный и семейный бюджет.

Банк как основной элемент структуры финансовой системы. Виды банков. Финасово-кредитная деятельность банков. Кредиты и депозиты

29.04

06.05

Урок 17

ПРАКТИКУМ. Заключительное занятие

1

Основные понятия спецкурса

13.05

 

Резерв – 1ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...

Программа элективного курса предпрофильной подготовки «ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. НАУКА И ПРАКТИКА»

Программа курса «Химический анализ. Наука и практика» направлена на удовлетворение познавательных интересов и применения практических знаний по химии учащихся основной общеобразовательной школы....

Программа элективного курса предпрофильной подготовки для 9 класса: "Я решу задачу по физике!"

Учащиеся, окончившие среднюю общеобразовательную школу, должны не только понимать окружающую их действительность, но и уметь плодотворно применять полученные знания и навыки в своей практической деяте...

Рабочая программа элективного курса предпрофильной подготовки "Я и моя профессия"

Основной целью данного курса является содействие профессиональному самоопределению учащихся путем знакомства их с различными вариантами продолжения образования по окончании основной школы, с образоват...

Рабочая программа элективного курса (предпрофильная подготовка)

Рабочая программаэлективного курса  (предпрофильная подготовка)...