Программа элективного курса предпрофильной подготовки для 9 класса: "Я решу задачу по физике!"
элективный курс по физике (9 класс) по теме

Ткаченко Наталья Николаевна

Учащиеся, окончившие среднюю общеобразовательную школу, должны не только понимать окружающую их действительность, но и уметь плодотворно применять полученные знания и навыки в своей практической деятельности. Образовательное, политехническое и воспитательное значение решения задач при изучении школьного курса физики трудно переоценить. Основные понятия и законы физики не могут быть усвоены на достаточно высоком уровне, если их изучение не будет сопровождаться решением различного типа задач: качественных, расчетных, графических. В данной программе на решение задач выделено 20 учебных часов. Программа предполагает учебно-исследовательскую  и проектную деятельность учащихся.

Цель и основные направления работы:

  1. Ознакомить учащихся с наиболее общими приемами и методами решения типовых задач, задач повышенной сложности, нестандартных задач, которые формируют физическое мышление учащихся, дают им соответствующие практические умения и навыки, сберегают время для получения правильного ответа при выполнении того или иного задания.
  2. Обучение навыкам исследовательской, поисковой и проектной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Элективный курс «Я решу задачу по физике!»              Ткаченко Н.Н., МБОУ СОШ№9, г.Вилючинск

Программа

элективного курса предпрофильной подготовки

для 9 класса

«Я решу задачу по физике!»

Пояснительная записка

Данный курс, в объёме 34 часа, рассчитан на учащихся 9 классов.

Учащиеся, окончившие среднюю общеобразовательную школу, должны не только понимать окружающую их действительность, но и уметь плодотворно применять полученные знания и навыки в своей практической деятельности. Образовательное, политехническое и воспитательное значение решения задач при изучении школьного курса физики трудно переоценить. Основные понятия и законы физики не могут быть усвоены на достаточно высоком уровне, если их изучение не будет сопровождаться решением различного типа задач: качественных, расчетных, графических.

Цель и основные направления работы:

  1. Ознакомить учащихся с наиболее общими приемами и методами решения типовых задач, задач повышенной сложности, нестандартных задач, которые формируют физическое мышление учащихся, дают им соответствующие практические умения и навыки, сберегают время для получения правильного ответа при выполнении того или иного задания.
  2. Обучение навыкам исследовательской, поисковой и проектной работы.

Конкретные задачи, стоящие перед учителем физики:

  1. Включить учащихся в разнообразную деятельность: теоретическую, практическую, аналитическую, поисковую;
  2. Углубить знания учащихся по физике, научить их методически правильно и практически эффективно решать задачи.
  3. Выработать гибкие умения переносить знания и навыки на новые формы учебной работы;
  4. Предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и способность осваивать в дальнейшем программу физики на повышенном уровне.
  5. Создать учащимся условия для подготовки к ГИА по физике, для поступления в класс физико-математического профиля.
  6. Развить сообразительность и быстроту реакции при решении новых различных физических задач, связанных с практической деятельностью.

Исходные принципы в реализации данных задач:

  1. К творчеству ученика надо подводить постепенно, основываясь на уже имеющихся у него знаниях по физике и математике.
  2. Строгий отбор учебного материала по физике.
  3. Многократность повторения. Новые задачи физики преподносятся с опорой на уже усвоенные. Чтобы не снизить интерес к знаниям и стимулировать творческую работу ученика.
  4. Разностороннее развитие ученика, то есть разносторонняя отработка навыков, приемов решения задач от анализа к синтезу и от синтеза к анализу.
  5. Формирование устойчивого интереса к физике. Чтобы поддерживать интерес и развивать ученика творчески, надо менять виды работы, переходить от задач аналитических к задачам экспериментальным. От качественных - к расчетным. Необходимо ставить проблемные вопросы и решать их.
  6. Обучение грамотному выполнению работ по физике. Грамота – это, прежде всего, правила, принципы, способы и приемы решения задач. Обучение рациональным способам деятельности при решении физических задач.
  7. Индивидуальный подход, так как каждый ученик имеет свой багаж знаний, свой уровень умственного развития, обладая своими способностями и психическими качествами.

Решение практических задач творческого характера, решение экспериментальных задач делает знания учащихся более глубокими, осознанными и практически действенными, а также заметно повышает их интерес к физике. В данной программе на решение задач выделено 20 учебных часов. Решение задач имеет многогранные функции:

- овладение теоретическими знаниями;

- овладение понятиями о физических явлениях и величинах;

- развитие умственных способностей, творческого мышления и специальных способностей учащихся;

- знакомит учителя с достижениями науки и техники;

- является средством контроля знаний учащихся.

Основная цель качественных задач – научить:

- различать физические явления и процессы в природе и технике;

- объяснять физические явления и процессы на основе имеющихся теоретических знаний.

Количественные задачи требуют для решения проведения математических расчетов. В данной программе используются следующие типы количественных задач:

- аналитические (решаются посредством     использования одного или нескольких необходимых уравнений);

- графические (решаются посредством построения графика);

- оценочные (для их решения необходимо сформулировать простую физическую модель рассматриваемого явления, подобрать разумные значения необходимых физических величин  и получить примерный числовой результат);

- экспериментальные (экспериментальные задачи отрабатывают умение обнаруживать и исследовать факты, лежащие в основе законов и теорий, выявлять границы применимости научных положений, находить частные закономерности и следствия).

Решение физических задач - одно из важнейших средств развития мыслительных, творческих способностей учащихся. Часто на уроках проблемные ситуации создаются с помощью задач, а этим активизируется мыслительная деятельность учащихся. Ценность задач определяется, прежде всего, той физической информацией, которую они содержат. Поэтому особого внимания заслуживают задачи, в которых описываются классические фундаментальные опыты и открытия, заложившие основу современной физики, а также задачи, в которых есть присущие физике методы исследования. 

Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся

Современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы. Занятие исследовательской работой делает учащихся творческими участниками процесса познания. В данной программе на учебную исследовательскую деятельность отводится 9 часов.

Цель – развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе учебно-исследовательской деятельности; подготовка к написанию исследовательских работ.

Задачи:

1 – показать учащимся научное исследование как единую систему во взаимосвязи всех элементов;

2 – развить у учащихся способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал;

5 – познакомить учащихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании.

Поурочное планирование

с методическими рекомендациями

Урок 1. Лекция 1

Основной материал

Основы теории погрешностей. Погрешности прямых измерений. Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков.

Методические рекомендации

На уроке кратко поясняют понятия абсолютной и относительной погрешностей, погрешностей прямых измерений, вводят понятие среднего значения физической величины при прямых измерениях; приводят примеры представления результатов различных физических величин в форме таблиц и графиков. Акцент делают на практическом применении основ теории погрешностей: сравнение результатов измерений и значимые и не значимые различия, учет погрешностей измерений при построении графиков.

Урок 2. Лекция 2

Основной материал

Физическая задача. Правила  и приёмы решения физических задач.

Методические рекомендации

На уроке кратко поясняют, что такое физическая задача. Физическая теория и решение физических задач. Составление физических задач. Основные требования к составлению физических задач. Общие требования  при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Анализ решения и оформление решения задачи. Различные приемы и способы решения: геометрические приемы, алгоритмы, аналогии.

Урок 3. Лекция 3

Основной материал

Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических величин.

Методические рекомендации

Вопросы рассматривают кратко (в обзорном плане), сопровождая пояснения практическими примерами.

Урок 6. Лекция 4

Динамика материальной точки. Законы Ньютона. Силы в механике.

Урок 13. Лекция 5

Основной материал

Избранные вопросы механики жидкостей и газов. Закон Паскаля. Гидростатическое давление в поле тяжести Земли. Закон Архимеда.

Методические рекомендации

Вопросы рассматривают кратко (в обзорном плане), сопровождая пояснения практическими примерами.

Тематическое и поурочное планирование учебного материала

9 класс (34 ч)

Тема

Вид занятия

1

Основы теории погрешностей. Погрешности прямых измерений. Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков.

Лекция 1

2

Физическая задача. Правила  и приёмы решения физических задач

Лекция 2

3

Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических величин.

Лекция 3

4

Классический закон сложения скоростей.

Практическое занятие

5

Решение задач

Практическое занятие

6

Динамика материальной точки. Законы Ньютона. Силы в механике

Лекция 4

7

Решение качественных и количественных задач

Практическое занятие

8

Решение качественных и количественных задач

Практическое занятие

9

Решение задач на применение закона сохранения импульса

Практическое занятие

10

Решение задач на применение законов сохранения энергии в механике

Практическое занятие

11

Статика. Момент силы. Условия равновесия рычага. Правило моментов

Практическое занятие

12

Решение экспериментальных задач

Эксперимент. Практическое занятие

13

Избранные вопросы механики жидкостей и газов. Закон Паскаля. Гидростатическое давление в поле тяжести Земли. Закон Архимеда

Лекция 5

14

Решение экспериментальных задач

Эксперимент. Практическое занятие

15

Электрические явления.

Законы постоянного тока

Практическое занятие

16

Электрические цепи. Решение качественных и количественных задач

Практическое занятие

Учебная исследовательская и проектная деятельность учащихся

17

Учебное исследование и его основные характеристики. Выбор темы

Лекция 6. Изучение образцов работ, тест

18

Цель, задачи, гипотеза исследования. Предмет и объект исследования. Составление плана учебной исследовательской работы

Групповая форма занятия, игра. Практическое занятие

19

Поиск информации в интернет сайтах

Работа в интернете

20

Методы обработки информации. Индивидуальные консультации по проведению исследования

Консультации

21

Оформление результатов работы

Практическое занятие

22

Применение информационных технологий в исследовании. Подготовка к защите проекта

Работа в компьютерном классе

23/24

Презентация проекта. Защита ученических проектов в группе

Выступление. Дискуссия

25

Анализ созданных презентаций. Отбор презентаций на школьную конференцию

Выступление. Дискуссия

26

Электромагнитные явления. Решение задач

Практическое занятие

27

Решение задач на применение уравнения теплового баланса

28

Геометрическая оптика. Решение задач

29/30

Решение качественных и количественных задач

31

Решение экспериментальных задач

Эксперимент.

Практическое занятие

32/33

Контрольное тестирование (2 часа)

Тестирование

34

Итоговое занятие

Беседа. Анализ контрольной работы

Всего: 34 часа

Литература для учащихся

  1. Дик Ю.Ф., Ильин В.А., Исаев Д.А. и др. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2008
  2. Кабардин О.Ф. ГИА 2013. Физика 9 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
  3. Камзеива Е.Е, Демидова М.Ю. ГИА – 2011: Экзамен в новой форме: Физика: 9 класс - М.: АСТ: Астрель, 2011.
  4. Нурминский А.И. и др. ЕГЭ: шаг за шагом. Физика. 7 - 9 классы. – М. : Дрофа, 2011.
  5. Пурышева Н.С. и др. ГИА. Физика: 9 класс. ФИПИ. – М.: «Интелект-Центр», 2011.
  6. Ромашкевич А.И. Физика. Механика. М.: Дрофа, 2008.

Литература для учителя

1. Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике. М.: Просвещение, 2000.

2. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Физика. М.: Просвещение, 2008.

3. Кирик Л.А. Самостоятельные и контрольные работы по физике,8,9 классы -  М.: «Илекса», 2007.

4. Баканина Л. П. и др. Сборник задач по физике: Учебное пособие для углубленного изучения физики в 9 кл. М.: 2008.

5. Гольдфарб И. И. Сборник вопросов и задач по физике. М.: Высшая школа, 2005.

6. Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. Задачи по физике для основной школы. 7 - 9 кл., М.: Илекса,  2009.

7. Лукашик В.И. «Физическая олимпиада» Москва: Просвещение, 1987г, 192с.

  1. Марон А.Е., Позойский С.В., Марон Е.А. «Сборник задач по физике 7-9»

С-Петербург: Специальная литература, 1998г, 165с

  1. Степанова Г.Н. «Сборник вопросов и задач по физике 7-8» С-Перербург:

Специальная литература, 1995г, 320с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»

Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...

Программа элективного курса предпрофильной подготовки «ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. НАУКА И ПРАКТИКА»

Программа курса «Химический анализ. Наука и практика» направлена на удовлетворение познавательных интересов и применения практических знаний по химии учащихся основной общеобразовательной школы....

Программа элективного курса предпрофильной подготовки обучающихся 9 классов. "Преобразование графиков функций".

Стратегия модернизации содержания образования, концепция профильного обучения предполагает переход в старших классах на профильное обучение. В 9-ых классах должна осуществляться предпрофильная подгото...

Рабочая программа элективного курса предпрофильной подготовки для обучающихся 9 класса "Введение в экономику"

Файл содержит  рабочую программу элективного курса предпрофильной подготовки для обучающихся 9 класса общеобразовательной школы "Введение в экономику", составленную на основе авторской программы ...

Программа элективного курса предпрофильной подготовки для 9 класса «Графика в жизни человека»

Программа элективного курса «Графика в жизни человека» предназначена для учащихся9 х классов.Разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений «Черчение. Элективный курс» а...