Программа элективного курса предпрофильной подготовки для 9 класса: "Я решу задачу по физике!"
элективный курс по физике (9 класс) по теме
Учащиеся, окончившие среднюю общеобразовательную школу, должны не только понимать окружающую их действительность, но и уметь плодотворно применять полученные знания и навыки в своей практической деятельности. Образовательное, политехническое и воспитательное значение решения задач при изучении школьного курса физики трудно переоценить. Основные понятия и законы физики не могут быть усвоены на достаточно высоком уровне, если их изучение не будет сопровождаться решением различного типа задач: качественных, расчетных, графических. В данной программе на решение задач выделено 20 учебных часов. Программа предполагает учебно-исследовательскую и проектную деятельность учащихся.
Цель и основные направления работы:
- Ознакомить учащихся с наиболее общими приемами и методами решения типовых задач, задач повышенной сложности, нестандартных задач, которые формируют физическое мышление учащихся, дают им соответствующие практические умения и навыки, сберегают время для получения правильного ответа при выполнении того или иного задания.
- Обучение навыкам исследовательской, поисковой и проектной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Элективный курс для 9 класса "Я решу задачу по физике" | 40.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс «Я решу задачу по физике!» Ткаченко Н.Н., МБОУ СОШ№9, г.Вилючинск
Программа
элективного курса предпрофильной подготовки
для 9 класса
«Я решу задачу по физике!»
Пояснительная записка
Данный курс, в объёме 34 часа, рассчитан на учащихся 9 классов.
Учащиеся, окончившие среднюю общеобразовательную школу, должны не только понимать окружающую их действительность, но и уметь плодотворно применять полученные знания и навыки в своей практической деятельности. Образовательное, политехническое и воспитательное значение решения задач при изучении школьного курса физики трудно переоценить. Основные понятия и законы физики не могут быть усвоены на достаточно высоком уровне, если их изучение не будет сопровождаться решением различного типа задач: качественных, расчетных, графических.
Цель и основные направления работы:
- Ознакомить учащихся с наиболее общими приемами и методами решения типовых задач, задач повышенной сложности, нестандартных задач, которые формируют физическое мышление учащихся, дают им соответствующие практические умения и навыки, сберегают время для получения правильного ответа при выполнении того или иного задания.
- Обучение навыкам исследовательской, поисковой и проектной работы.
Конкретные задачи, стоящие перед учителем физики:
- Включить учащихся в разнообразную деятельность: теоретическую, практическую, аналитическую, поисковую;
- Углубить знания учащихся по физике, научить их методически правильно и практически эффективно решать задачи.
- Выработать гибкие умения переносить знания и навыки на новые формы учебной работы;
- Предоставить учащимся возможность уточнить собственную готовность и способность осваивать в дальнейшем программу физики на повышенном уровне.
- Создать учащимся условия для подготовки к ГИА по физике, для поступления в класс физико-математического профиля.
- Развить сообразительность и быстроту реакции при решении новых различных физических задач, связанных с практической деятельностью.
Исходные принципы в реализации данных задач:
- К творчеству ученика надо подводить постепенно, основываясь на уже имеющихся у него знаниях по физике и математике.
- Строгий отбор учебного материала по физике.
- Многократность повторения. Новые задачи физики преподносятся с опорой на уже усвоенные. Чтобы не снизить интерес к знаниям и стимулировать творческую работу ученика.
- Разностороннее развитие ученика, то есть разносторонняя отработка навыков, приемов решения задач от анализа к синтезу и от синтеза к анализу.
- Формирование устойчивого интереса к физике. Чтобы поддерживать интерес и развивать ученика творчески, надо менять виды работы, переходить от задач аналитических к задачам экспериментальным. От качественных - к расчетным. Необходимо ставить проблемные вопросы и решать их.
- Обучение грамотному выполнению работ по физике. Грамота – это, прежде всего, правила, принципы, способы и приемы решения задач. Обучение рациональным способам деятельности при решении физических задач.
- Индивидуальный подход, так как каждый ученик имеет свой багаж знаний, свой уровень умственного развития, обладая своими способностями и психическими качествами.
Решение практических задач творческого характера, решение экспериментальных задач делает знания учащихся более глубокими, осознанными и практически действенными, а также заметно повышает их интерес к физике. В данной программе на решение задач выделено 20 учебных часов. Решение задач имеет многогранные функции:
- овладение теоретическими знаниями;
- овладение понятиями о физических явлениях и величинах;
- развитие умственных способностей, творческого мышления и специальных способностей учащихся;
- знакомит учителя с достижениями науки и техники;
- является средством контроля знаний учащихся.
Основная цель качественных задач – научить:
- различать физические явления и процессы в природе и технике;
- объяснять физические явления и процессы на основе имеющихся теоретических знаний.
Количественные задачи требуют для решения проведения математических расчетов. В данной программе используются следующие типы количественных задач:
- аналитические (решаются посредством использования одного или нескольких необходимых уравнений);
- графические (решаются посредством построения графика);
- оценочные (для их решения необходимо сформулировать простую физическую модель рассматриваемого явления, подобрать разумные значения необходимых физических величин и получить примерный числовой результат);
- экспериментальные (экспериментальные задачи отрабатывают умение обнаруживать и исследовать факты, лежащие в основе законов и теорий, выявлять границы применимости научных положений, находить частные закономерности и следствия).
Решение физических задач - одно из важнейших средств развития мыслительных, творческих способностей учащихся. Часто на уроках проблемные ситуации создаются с помощью задач, а этим активизируется мыслительная деятельность учащихся. Ценность задач определяется, прежде всего, той физической информацией, которую они содержат. Поэтому особого внимания заслуживают задачи, в которых описываются классические фундаментальные опыты и открытия, заложившие основу современной физики, а также задачи, в которых есть присущие физике методы исследования.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся
Современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведения ее до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы. Занятие исследовательской работой делает учащихся творческими участниками процесса познания. В данной программе на учебную исследовательскую деятельность отводится 9 часов.
Цель – развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе учебно-исследовательской деятельности; подготовка к написанию исследовательских работ.
Задачи:
1 – показать учащимся научное исследование как единую систему во взаимосвязи всех элементов;
2 – развить у учащихся способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал;
5 – познакомить учащихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании.
Поурочное планирование
с методическими рекомендациями
Урок 1. Лекция 1
Основной материал
Основы теории погрешностей. Погрешности прямых измерений. Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков.
Методические рекомендации
На уроке кратко поясняют понятия абсолютной и относительной погрешностей, погрешностей прямых измерений, вводят понятие среднего значения физической величины при прямых измерениях; приводят примеры представления результатов различных физических величин в форме таблиц и графиков. Акцент делают на практическом применении основ теории погрешностей: сравнение результатов измерений и значимые и не значимые различия, учет погрешностей измерений при построении графиков.
Урок 2. Лекция 2
Основной материал
Физическая задача. Правила и приёмы решения физических задач.
Методические рекомендации
На уроке кратко поясняют, что такое физическая задача. Физическая теория и решение физических задач. Составление физических задач. Основные требования к составлению физических задач. Общие требования при решении физических задач. Этапы решения физической задачи. Анализ решения и оформление решения задачи. Различные приемы и способы решения: геометрические приемы, алгоритмы, аналогии.
Урок 3. Лекция 3
Основной материал
Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических величин.
Методические рекомендации
Вопросы рассматривают кратко (в обзорном плане), сопровождая пояснения практическими примерами.
Урок 6. Лекция 4
Динамика материальной точки. Законы Ньютона. Силы в механике.
Урок 13. Лекция 5
Основной материал
Избранные вопросы механики жидкостей и газов. Закон Паскаля. Гидростатическое давление в поле тяжести Земли. Закон Архимеда.
Методические рекомендации
Вопросы рассматривают кратко (в обзорном плане), сопровождая пояснения практическими примерами.
Тематическое и поурочное планирование учебного материала
9 класс (34 ч)
№ | Тема | Вид занятия |
1 | Основы теории погрешностей. Погрешности прямых измерений. Представление результатов измерений в форме таблиц и графиков. | Лекция 1 |
2 | Физическая задача. Правила и приёмы решения физических задач | Лекция 2 |
3 | Кинематика поступательного и вращательного движения. Уравнения движения. Графики основных кинематических величин. | Лекция 3 |
4 | Классический закон сложения скоростей. | Практическое занятие |
5 | Решение задач | Практическое занятие |
6 | Динамика материальной точки. Законы Ньютона. Силы в механике | Лекция 4 |
7 | Решение качественных и количественных задач | Практическое занятие |
8 | Решение качественных и количественных задач | Практическое занятие |
9 | Решение задач на применение закона сохранения импульса | Практическое занятие |
10 | Решение задач на применение законов сохранения энергии в механике | Практическое занятие |
11 | Статика. Момент силы. Условия равновесия рычага. Правило моментов | Практическое занятие |
12 | Решение экспериментальных задач | Эксперимент. Практическое занятие |
13 | Избранные вопросы механики жидкостей и газов. Закон Паскаля. Гидростатическое давление в поле тяжести Земли. Закон Архимеда | Лекция 5 |
14 | Решение экспериментальных задач | Эксперимент. Практическое занятие |
15 | Электрические явления. Законы постоянного тока | Практическое занятие |
16 | Электрические цепи. Решение качественных и количественных задач | Практическое занятие |
Учебная исследовательская и проектная деятельность учащихся | ||
17 | Учебное исследование и его основные характеристики. Выбор темы | Лекция 6. Изучение образцов работ, тест |
18 | Цель, задачи, гипотеза исследования. Предмет и объект исследования. Составление плана учебной исследовательской работы | Групповая форма занятия, игра. Практическое занятие |
19 | Поиск информации в интернет сайтах | Работа в интернете |
20 | Методы обработки информации. Индивидуальные консультации по проведению исследования | Консультации |
21 | Оформление результатов работы | Практическое занятие |
22 | Применение информационных технологий в исследовании. Подготовка к защите проекта | Работа в компьютерном классе |
23/24 | Презентация проекта. Защита ученических проектов в группе | Выступление. Дискуссия |
25 | Анализ созданных презентаций. Отбор презентаций на школьную конференцию | Выступление. Дискуссия |
26 | Электромагнитные явления. Решение задач | Практическое занятие |
27 | Решение задач на применение уравнения теплового баланса | |
28 | Геометрическая оптика. Решение задач | |
29/30 | Решение качественных и количественных задач | |
31 | Решение экспериментальных задач | Эксперимент. Практическое занятие |
32/33 | Контрольное тестирование (2 часа) | Тестирование |
34 | Итоговое занятие | Беседа. Анализ контрольной работы |
Всего: 34 часа |
Литература для учащихся
- Дик Ю.Ф., Ильин В.А., Исаев Д.А. и др. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 2008
- Кабардин О.Ф. ГИА 2013. Физика 9 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
- Камзеива Е.Е, Демидова М.Ю. ГИА – 2011: Экзамен в новой форме: Физика: 9 класс - М.: АСТ: Астрель, 2011.
- Нурминский А.И. и др. ЕГЭ: шаг за шагом. Физика. 7 - 9 классы. – М. : Дрофа, 2011.
- Пурышева Н.С. и др. ГИА. Физика: 9 класс. ФИПИ. – М.: «Интелект-Центр», 2011.
- Ромашкевич А.И. Физика. Механика. М.: Дрофа, 2008.
Литература для учителя
1. Тульчинский М. Е. Качественные задачи по физике. М.: Просвещение, 2000.
2. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Физика. М.: Просвещение, 2008.
3. Кирик Л.А. Самостоятельные и контрольные работы по физике,8,9 классы - М.: «Илекса», 2007.
4. Баканина Л. П. и др. Сборник задач по физике: Учебное пособие для углубленного изучения физики в 9 кл. М.: 2008.
5. Гольдфарб И. И. Сборник вопросов и задач по физике. М.: Высшая школа, 2005.
6. Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. Задачи по физике для основной школы. 7 - 9 кл., М.: Илекса, 2009.
7. Лукашик В.И. «Физическая олимпиада» Москва: Просвещение, 1987г, 192с.
- Марон А.Е., Позойский С.В., Марон Е.А. «Сборник задач по физике 7-9»
С-Петербург: Специальная литература, 1998г, 165с
- Степанова Г.Н. «Сборник вопросов и задач по физике 7-8» С-Перербург:
Специальная литература, 1995г, 320с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь»
Программа элективного курса предпрофильной подготовки по химии для учащихся 9 класса «Химия и повседневная жизнь» ...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки «ХИМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. НАУКА И ПРАКТИКА»
Программа курса «Химический анализ. Наука и практика» направлена на удовлетворение познавательных интересов и применения практических знаний по химии учащихся основной общеобразовательной школы....
Программа элективного курса предпрофильной подготовки обучающихся 9 классов. "Преобразование графиков функций".
Стратегия модернизации содержания образования, концепция профильного обучения предполагает переход в старших классах на профильное обучение. В 9-ых классах должна осуществляться предпрофильная подгото...
программа элективного курса предпрофильной подготовки "Курс юного спасателя"
записка, цели,задачи, зезультат...
Рабочая программа элективного курса предпрофильной подготовки для обучающихся 9 класса "Введение в экономику"
Файл содержит рабочую программу элективного курса предпрофильной подготовки для обучающихся 9 класса общеобразовательной школы "Введение в экономику", составленную на основе авторской программы ...
Программа элективного курса предпрофильной подготовки для 9 класса «Графика в жизни человека»
Программа элективного курса «Графика в жизни человека» предназначена для учащихся9 х классов.Разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений «Черчение. Элективный курс» а...