Программа элективного курса предпрофильной подготовки для 9 класса «Графика в жизни человека»
элективный курс (9 класс) на тему

Яловая Мария Викторовна

 

Программа элективного курса «Графика в жизни человека» предназначена для учащихся

9 х классов.

Разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений

 «Черчение. Элективный курс» автор В.В.Степакова.

Москва «Просвещение».

Программа рассчитана на 34 часа.

Предлагаемый  курс разрабатывался с учётом того, что школьники  не изучали базовый курс черчения. Поэтому в данном курсе предусматривается  знакомствао с основными понятиями, а также расширение и углубление представлений учащихся  о возможности графических методов.

 

Предлагаемый  курс позволит школьникам выстроить личностную траекторию, определив насколько необходимо им получение графического образования.  Содержание элективного курса раскроет возможности графических дисциплин в формировании логического и пространственного мышления; покажет применения графических знаний и умений в быту деловом общении, в бизнесе; выявит возможности использования  различных программных средств в создании конструкторской, деловой документации; познакомит с профессиями ,в которых графический язык является языком профессионального общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grafika_v_zhizni_cheloveka.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

 на заседании  ШМС ______

Протокол № __

от «__»  ______  20__ года

Руководитель метод совета:  

Согласовано:

Заместитель директора по УВР  

от «___»  сентября   20__года

Утверждаю

Директор  школы

 от __»  _______   20__года

Программа

элективного курса

предпрофильной подготовки

для 9 класса

«Графика в жизни человека»

                                     

  Данная программа составлена учителем черчения

Яловой М.В.

 на основе программы для

общеобразовательных учреждений

 «Черчение. Элективный курс» автор В.В.Степакова;

 

МАЙКОП  

Структура программы элективого  курса

1.Титульный лист…………………………………………………………………1 стр.

2.Структура рабочей программы…………………………………………………2 стр.

3.Пояснительная  записка…………………………………………………………3 стр.

4.  Учебно-тематический план……………………………………………………6 стр.

5. Календарно-тематическое планирование……………………………………..6 стр

6. Список литературы для учителя и для учащихся…………………………….9 стр.

Приложение…………………………………………………………………………………10 стр.

Тематика проектных работ учащихся 9 класса.

Пояснительная записка по элективному курсу

«Графика в жизни человека»

Особенности курса.

Программа элективного курса «Графика в жизни человека» предназначена для учащихся

9 х классов.

Разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений

 «Черчение. Элективный курс» автор В.В.Степакова.

Москва «Просвещение».

Программа рассчитана на 34 часа.

Предлагаемый  курс разрабатывался с учётом того, что школьники  не изучали базовый курс черчения. Поэтому в данном курсе предусматривается  знакомствао с основными понятиями, а также расширение и углубление представлений учащихся  о возможности графических методов.

Предлагаемый  курс позволит школьникам выстроить личностную траекторию, определив насколько необходимо им получение графического образования.  Содержание элективного курса раскроет возможности графических дисциплин в формировании логического и пространственного мышления; покажет применения графических знаний и умений в быту деловом общении, в бизнесе; выявит возможности использования  различных программных средств в создании конструкторской, деловой документации; познакомит с профессиями ,в которых графический язык является языком профессионального общения.

 Цели и задачи курса: графическое образование школьников направленно на подготовку грамотных  в области графической деятельности  выпускников школ, владеющих совокупностью знаний  о графических методах, способах, средствах, правилах отображения и их использовании в науке, производстве, дизайне, архитектуре общественных сферах жизни общества; владеющих совокупностью графических умений, способных применять полученные знания.

Цель графического образование школьников конкретизируется в основных задачах:

* развитие пространственного мышления, умению анализировать конструкции, формы предметов и их изображения;  

*расширение знания основных методов прямоугольного проецирования, построение аксонометрических изображений;

*расширение знаний о предмете черчения;

*развитие умений и навыков самостоятельной работы со справочной литературой;

*формирование и развитие эстетического вкуса

*бучение чтению и выполнению чертежей, эскизов, аксонометрических проекций, технических рисунков, схем

 

*знакомство с содержанием и последовательностью этапов проектной деятельности в области технического и художественного конструирования

 

*развитие познавательных и профессиональных интересов ориентированных на выбор технологического профиля обучения в старшей школе  

На каком содержательном материале  строится курс?

Курс строится на содержательном материале базового курса черчения.

Предлагаемый  курс разрабатывался с учётом того, что школьники  не изучали базовый курс черчения , поэтому в данном курсе предусматривается знакомство с основными понятиями, а также расширение и углубление представлений учащихся  о возможности графических методов.

Чем содержание курса отличается от базового?

Предлагаемый  курс позволит школьникам выстроить личностную траекторию, определив насколько необходимо им получение графического образования.  Содержание элективного курса раскроет возможности графических дисциплин в формировании логического и пространственного мышления; покажет применения графических знаний и умений в быту деловом общении, в бизнесе; выявит возможности использования  различных программных средств в создании конструкторской, деловой документации; познакомит с профессиями ,в которых графический язык является языком профессионального общения.

Какими учебными и вспомогательными

материалами обеспечен курс?

Учебные пособия, справочники, энциклопедии, электронные /мультимедийные пособия. 

1. Как стать изобретателем.                     Иванов Г.И.        

2. Психология  восприятия объёмных форм  Лернер Г.И.

3. Инженерная графика                                           Покровская М.В.

4. Черчение              Жуков С.В. \Павлова А.А.

 5. Черчение          Виноградов Н.В.

                               Ботвинников А.Д.

6. Творчество на уроках черчения          Гарфер В.А.

7. Черчение и перспектива          Буланже Г.В.

8. Техническое черчение        Вышнепольский И.С.

9. Словарь справочник по черчению      Василенко Е.А.

10.Игра света и тени.                   Хогарт Б

11.Декоративное искусство    Николаева Н.С.

Какие виды деятельности возможны с данным содержанием?

Знакомство с основными понятиями Обучение чтению и выполнению чертежей, эскизов, аксонометрических проекций, технических рисунков, схем, графиков, диаграмм.

 Разработка художественного

оформления фасада и его элементов.

Разработка плана загородного домика.

 Разработка интерьера квартиры.

Какова доля самостоятельности

ученика в работе, как и в чём, он может проявить инициативу?

Учащиеся могут выбрать:

объект изучения;

вид отчётных работ;

литературу, на которую они будут опираться, выполняя творческую работу;

художественные материалы для  выполнения творческой работы.

Какие критерии позволят оценить успехи в изучении данного курса?

Критерии оценки достижения учащихся.

Формы текущего контроля:

анкетирование;

тестирование;

собеседование;

анализ практической работы;

защита творческой работы;  

наблюдение активности на уроке;

защита проектов:

беседы с учащимися.

Итоговая аттестация по результатам изучения курса проводится по результатам защиты проектов.

Отметка творческой практической  работы  выставляется по 10 бальной дифференцированной системе, которая является гибкой и даёт возможность понять. Что у подростка получается лучше , а над чем следует ещё поработать. (от 1 до 10 баллов)

самостоятельность идеи;

использование дополнительного материала;

наличие чёткого, явного  образа;

наличие концепции (смысла);

речевая  культура, грамотность.

Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса к курсу и будущему профилю.

Тестирование;

собеседование;

анкетирование.

Чем может для ученика завершиться изучение курса, какова форма отчётности?

Защита творческих проектов, итоговая контрольная работа, участие в предметной олимпиаде.

Ожидаемые результаты.

Для подтверждения  успешности в будущем профильном обучении учащимся необходимо:

Проявлять наличие стержневого интереса к черчению и графике;

Приобрести умение выбирать задания в соответствии с направленностью своих познавательных интересов;

Совершенствовать умения и навыки при выполнении практических работ, творчески подходить к решению графических задач.

Учебно-тематический план

элективного курса

«Графика в жизни человека»

Наименование разделов.

Кол-во

часов

Практические

работы

Формы

контроля

1. Графика и человек

9 час.

3

Собеседование

Анализ пр. работы Тестирование

2. Дизайн и его место в духовной и материальной культуре.

3 час.

Собеседование

Анализ пр. работы

3.Графический дизайн.         Введение в графический дизайн

7 час.

3

Собеседование

Анализ пр. работы

4.Графический дизайн и его направления

10 час.

4

Собеседование

Анализ пр. работы

5.Прикладная графика

(схемы)

4.час.

2

Собеседование

Анализ пр. работы

6. Обобщающее занятие

(защита творческих проектов)

2 час

Тестирование Собеседование

Итого:

34 часа

12 часов

           

Календарно-тематическое планирование элективного курса

 «Графика в жизни человека»

Наименование разделов.

К.ч.

Дата

план

Дата факт

Наименование

темы

Форма провидения/

форма контроля

1. Графика и человек

1

1 час

5.09

1. От пещерной до компьютерной графики

Лекция.

Тестирование

2

1 час

6.09

2.Состав визуального языка проектной графики.

Лекция;

Практическая работа.

«Типы линий»

( 1 час)Р\Т

3

4

2 часа

12. 09

13.09

3-4.Инструменты и материалы художника-графика.

Практическая работа №1

«Некоторые правила и приёмы работы с инструментами и материалами 09Оформление чертежа»

А-4(2 часа)

5

6

2 часа

19. 09

20.09

5-6.Шрифт. Понятие о шрифтах технике выполнения шрифтов.

Практическая работа №2

Практическая работа

Выполнение шрифтовой надписи.

2 часа

26.09

27.09

 7-8.Графические изобразительные операции

Лекция.

Практическая работа №3

«Использование

Простых гометрических  образов в символическом декоре.древних изделий»

1 час

03.10

9.Области применения графики

Типы графических изображений.

Лекция.

2. Дизайн и его место в духовной и материальной культуре.

1 час

04.10

10..Особенности дизайна, его место в системе пластических искусств.

Лекция.

1 час

10.10

11.Из истории развития дизайна.

1 час

11.10

12.Направления (виды) дизайна. Твой выбор.

Тест по проф. Ориентации

3.Графический дизайн. 

       

2 часа

17.10

18.10

Введение в графический дизайн

13-14. Сфера дизайн-графики. Композиция-определиния, понятие, свойство.

Лекция.

Практическая работа №4

2 часа

24.10

25.10

15-16 .Простейшие геометрические образы - эмоциональное воздействие и символическая значимость.

Лекция.

Практическая работа №5

2 часа

7.11

8.11.

17-18..Примеры анализа различной композиции

Лекция.

Практическая работа №6

1 час

14.11

19.Основные требования к изготовлению продуктов графического дизайна.

Лекция.

4.Графический дизайн и его направления

2 часа

15.11

21.11

20-21.Графический дизайн как область дизайна, занимающееся проектированием печатной продукции (книги, плакаты, афиши, визитки, товарные знаки, реклама)

Лекция.

Практическая работа №7

2 часа

22.11

28.11

22-23 .Графический дизайн как способ создания какого либо изделия (эскизы, чертежи, тех. Рисунки)  

Лекция.

Практическая работа

2 часа

29.11

5.12

24-25.Компьютерная графика. Графический знак.

Лекция.

Практическая работа №8

2 часа

6.12

12.12

26-27. Разработка графических знаков для школьных кабинетов

Практическая работа №9

2 часа

13.12

19.12

28-29. Разработка графических знаков для личной визитки.

Практическая работа №10

5.Прикладная графика

(схемы)

1 час

20.12

30. Прикладная графика

(схемы)

Лекция.

1 час

21.12

31-32Графики. Диаграммы

Лекция.

 Практическая работа №11

 «Построение графика, диаграммы».

6. Обобщающее занятие

(защита творческих проектов)

1 час

26.12

27.12

33-34.Общий обзор пройденного материала.

Тестирование Собеседование

Учебно-методическое обеспечение:

Анкеты;

 Тесты;

Учебно-методические таблицы;

Учебные пособия;

 Справочники;

 Энциклопедии;

 Электронные /мультимедийные пособия. 

 Список рекомендуемой литературы.

Используемая литература

Литература для учителя.

1. Как стать изобретателем.                                    Иванов Г.И.        

2. Психология  восприятия объёмных форм         Лернер Г.И.

3. Инженерная графика                                           Покровская М.В.

4. Черчение                                                               Жуков С.В.

                                                                                   Павлова А.А.

5. Черчение                                                               Виноградов Н.В.

                                                                                   Ботвинников А.Д.

6. Творчество на уроках черчения                         Гарфер В.А.

7. Черчение и перспектива                                      Буланже Г.В.

8. Техническое черчение                                         Вышнепольский И.С.

9. Словарь справочник по черчению                     Василенко Е.А.

10.В поисках начала: Рассказы о начертательной геометрии. Фролов С.А.

                                                                                                        ПокровскаяМ.В.

11.Российское образование в 21 веке: новые рубежи.

                         Литература для учащихся.

1.Игра света и тени.                                               Хогарт Б

2.Декоративное искусство                                    Николаева Н.С.

3.Черчение                                                              Виноградов Н.В.

                                                                                 Ботвинников А.Д.

4. Черчение                                                             Жуков С.В.

                                                                                 

Приложение

Тематика проектных работ учащихся 9 класса.

№ п\п

И.Ф.Учащегося

                     Тема

дата

1.

Простейшие геометрические образы.

Эмоциональное воздействие и символическая значимость.

Использование простейших геометрических образов в символическом декоре древних изделий прикладного искусства.

2.

Использование циркульных и лекальных кривых при проектировании различных конструкций в прикладном искусстве.

3.

Проектированием печатной продукции (книги, плакаты, афиши, визитки, товарные знаки, реклама)

4.

Разработка графических знаков для школьных кабинетов

5.

Разработка графических знаков для личной визитки

6

Техника выполнения шрифтов.

7.

Графический дизайн как способ создания, какого либо изделия (эскизы, чертежи, тех. Рисунки)  

8.

От пещерной до компьютерной графики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе « Лирика Ф.И. Тютчева. Романтическое понимание сущности жизни человека и жизни природы в творчестве Ф.И. Тютчева»

Урок посвящен прекрасному русскому поэту второй половины 19 века - Фёдору Ивановичу Тютчеву, его  лирике.Кто-то должен разбираться  в  сумятице  повседневной  жизни.Но кто-то ...

Янушкявичене Ольга Леонидовна, доктор педагогических наук. «Что есть человек, что Ты помнишь его», или главная задача каждого возрастного периода жизни человека

Психологи, рассматривая возрастные особенности человека, обычно выделяют какую-то основную характеристику возрастного этапа.В статье введено понятие главной задачи духовного воспитания для каждого воз...

ОТКРЫТЫЙ УРОК элективного курса «Стиль жизни – здоровье». Занятие по теме: «Мораль и нравственность в жизни человека»

В текущем учебном году после прохождения курсов повышения квалификации на кафедре НИПКПиПРО г. Новосибирска, я взялась за апробацию программы «Стиль жизни – здоровье», авторы: И.В. Габер, М.П. Радченк...

ОТКРЫТЫЙ УРОК в 5 Б классе Тема: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Одежда «говорит о человеке». Западная Европа 17 век (эпоха барокко).»

Познакомить учащихся с понятием и языком декоративного искусства разных стран. На примере Западной Европы  XVII в..Формирование духовно-нравственного развития; сформировать понимания роли декорат...

Сертификат участника«Эффективные формы и методы обучения: современное состояние, проблемы, перспективы. Доклад «Декор-человек, общество, время. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Декоративное искусство в современном мире»

Сертификат участника«Эффективные формы и методы обучения: современное состояние, проблемы, перспективы. Доклад «Декор-человек,  общество, время. Декоративно-прикладное искусство в жиз...