Открытый урок по предмету «Человек». 9а класс со сложными дефектами. Тема: «Органы дыхания. Значение дыхания в жизни человека».
план-конспект урока (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Органы дыхания. Значение дыхания в жизни человека.
Задачи:
- Коррекционно - образовательные:
- сформировать элементарное представление о строении и функциях органов дыхания;
- показать важность процесса дыхания.
- Коррекционно - развивающие:
- продолжить формирование основ гигиены (правила дыхания);
- развивать элементы исследовательской работы через постановку учебных экспериментов.
- Коррекционно - воспитательные:
- воспитывать внимательное отношение к своему здоровью и организму.
Оборудование к уроку: наглядное пособие «Дыхательная система человека», презентация, мультимедийный проектор, интерактивные тренажёры «Дыхательная система», «Органы дыхания», ноутбуки, видеофрагмент «Дыхание в носовой полости», приложения для выполнения домашних заданий, словарь терминов.
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Ход урока.
I Орг. момент.
1. Психологический настрой на урок Слайд 1
Здравствуйте! Здороваясь с вами я пожелала вам здоровья, а здоровье это не только здоровое тело, но и хорошее настроение.
Глубоко вдохните и выдохните. Пусть ваше настроение – будет хорошим, а ум – светлым. Я желаю вам успехов на сегодняшнем уроке. А что пожелаете друг другу вы?
Я желаю одноклассникам быть старательными.
Я желаю одноклассникам быть внимательными.
Я желаю всем проявить активность
Я желаю одноклассникам получить хорошую оценку.
Я желаю одноклассникам узнать на уроке много интересного.
Хочу пожелать всем получить новые знания.
У: Пусть ваши пожелания сбудутся!
2. Сядет тот, кто назовёт систему органов человека? (кровеносная система, опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, выделительная, дыхательная)
II. Постановка целей и задач урока
Слайд 2. Выстрой буквы по «росту» и узнаешь слово, которое поможет нам узнать о чём мы будем говорить на уроке?:
ы н е Д х и а
Какое слово получилось? «ДЫХАНИЕ»
- Можем ли мы обойтись без еды, питья и сна некоторое время?
- А можно ли жить и не дышать?
Проведём эксперимент, попробуем не дышать.
Цель: развитие мыслительной деятельности.
Задание: Сделайте вдох. Сожмите крепко губы. Зажмите нос пальцами. Кто дольше выдержит? Как вы себя чувствуете.
Вывод: Человек не может не дышать.
Органы дыхания занимают в нашем организме очень важное место.
. Как вы думаете, о какой системе органов мы с вами будем сегодня говорить?
Слайд 3. Тема нашего урока: «Органы дыхания. Значение дыхания в жизни человека» (запись темы урока в тетрадь)
Слайд 4. Наша цель: 1 Ответить на вопрос: Зачем мы дышим?
2. Узнать из каких органов состоит дыхательная система человека?
Отгадайте загадку:
Дышит чем любой из нас
Каждый миг и каждый час?
Без чего мертва природа?
Правильно, без ... (кислорода)
Сделайте вдох и выдох.
- Что вы вдохнули? (кислород)
- Что вы выдохнули? (углекислый газ)
Правильно, при вдохе мы получаем из воздуха кислород, а при выдохе выдыхаем углекислый газ, которым дышать уже нельзя.
Итак, в чем же заключается значение дыхания? Прочитаем об этом в учебнике на стр. 115
Слайд 5. Обобщение: Значение дыхания:
1. организм получает кислород.
2. углекислый газ удаляется из организма.
3. кислород необходим для работы каждой клетке организма (запись в тетрадь)
Слайд 6 . Рассмотрим, как устроена дыхательная система человека
Органы дыхательной системы можно разделить на две группы:
1. Самый главный орган дыхания – это легкие.
2. Дыхательные пути, по которым кислород поступает в лёгкие.
Органы дыхания
Дыхательные пути Легкие
Носовая полость
Носоглотка
Глотка
гортань
трахея
бронхи (запись в тетрадь)
- Выясним строение и работу каждого органа дыхания.
- Это будет долгий путь, поэтому мы отдохнем и выполним дыхательные упражнения.
Физминутка: дыхательные упражнения
Слайд 7. Экскурсия по органам дыхания: проследим какой путь проходит кислород к лёгким.
1. Носовая полость
Проведем эксперимент для выяснения как работает носовая полость
Цель: развитие элементов исследовательской работы
Задание:
“Проверить проходимость воздуха через носовые ходы”
( Пальцем закрыть один носовой ход, а к другому - поднести полоску тонкой бумаги. Сделать вдох и выдох.
-Что происходит с полоской бумаги?
(Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе)
Вывод:
При дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость.
Просмотр видеофрагмента: работа носовой полости.
Вывод: воздух в носовой полости очищается, увлажняется и согревается.
2. Куда движется воздух из носовой полости? Слайд 10, 11
Из носовой полости кислород через носоглотку попадает в глотку. Из глотки - попадает в гортань. Стенки гортани образованы хрящами, которые соединены между собой связками.
А сейчас проведем эксперимент для того, чтобы понять как работает гортань.
Цель: развитие логического мышления, наблюдательности
Задания:
1. Поставьте пальцы на гортань и скажите « а-а-а…». Что вы почувствовали? Между хрящами натянуты голосовые связки, а между связками находится голосовая щель.
2. Нащупайте щитовидный хрящ. Сделайте глотательное движение.
Что происходит со щитовидным хрящом?
( Хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место)
- Дыхание в это время прекращается.
3. Слайд 12, 13. Из гортани кислород попадает в трахею. Трахея – это трубка длиной 10-15 см.
Нижний конец трахеи разделяется на два главных бронха: левый и правый. Каждый бронх ветвится на маленькие веточки. Самые мелкие бронхи оканчиваются лёгочными пузырьками.
4. Слайд 14, 15. Многочисленные лёгочные пузырьки и ветвящиеся бронхи образуют самый главный орган дыхательной системы – легкие. В лёгких происходит газообмен: кислород поступает в кровь, углекислый газ из крови выходит в лёгкие.
III. Закрепление.
а) А сейчас мы с вами вспомним расположение органов дыхательной системы. ( интерактивный тренажёр «Органы дыхания» зад.3, файл «Интерактив. Строение органов дыхания» - фронтальная работа)
б) Откройте на рабочем столе ноутбука в правом верхнем углу документ «Интерактив. Строение органов дыхания» Найдите задание под номером 1. Дыхательная система (сборка модели). Откройте его.
Перед вами тренажер. Используя ваши знания и набор картинок, составьте правильное расположение органов дыхания.
IV. Подведём итоги. Мы хотели узнать: Зачем мы дышим?
Сформулируйте ответ на этот вопрос.
Составьте свой вопрос по теме урока? Подсказка на экране. Слайд 17.
Вопрос | ответ |
Каково значение ………….? | При дыхании человек получает кислород, а углекислый газ удаляется из организма. |
Какие органы образуют …… …… …..? | Дыхательная система человека состоит из дыхательных путей и легких. |
Какое значение имеет кислород …. …. ….? | Кислород нужен каждой клетке человеческого организма.. |
Какое значение в дыхании имеет ….. ……? | В носовой полости воздух очищается, увлажняется и согревается. |
Где образуются …… …..? | Гортань участвует в образовании звуков речи. |
V. Домашнее задание: Слайд 18.
1. Всем: провести эксперимент: «Правильно ли вы дышите?» Приложение 1
2.Сорокин И., Томилов А. Составить рассказ о путешествии кислорода по вашему организму. Приложение 2.
3. Дранич К., Иванова К. читать текст на стр. 116 «Органы дыхательной системы». Ответить на вопрос: Почему необходимо дышать через нос?
VI. Оценки за урок. Оцените свою работу на уроке : Своей работой на уроке доволен (не доволен).
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я узнал …
Слайд 19. Закончим наш урок словами:
Нам в этом мире многое дано,
Расти, искать и ошибаться,
Но, главное дано дышать.
Спасибо за урок!
Приложение 1.
Провести дома эксперимент, количество вдохов записать в тетрадь. И по шкале результатов сделать вывод.
Многие люди сами того не подозревая, не умеют правильно дышать. Оказывается, это очень важно, особенно в холодное время года, во время эпидемии гриппа. При неправильном дыхании в организм чаще попадают возбудители различных инфекций, что повышает риск заболевания гриппом или простудой.
Фамилия, имя _________________________ Класс ______________
Количество вдохов в минуту______________________________________
Домашнее задание
1. Правильно ли вы дышите?
Для этого положите перед собой часы с секундной стрелкой, сядьте удобно, расслабьтесь, расправьте плечи. Сосчитайте, сколько вдохов делаете в течение минуты.
Шкала результатов
14 вдохов – очень хорошо. Это полное дыхание.
От 14 до 18 – неплохо. Именно так дышит большинство здоровых людей, которые могут болеть гриппом или ОРВИ не более 2 раз в сезон.
Более 18 вдохов в минуту – это уже серьезный повод для беспокойства. Такое дыхание называется поверхностным.
Приложение 2
Подпиши на рисунке названия органов дыхания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"
Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...
Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"
Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...
Конспект урока по биологии на тему:"Органы дыхания. Значение дыхания".
Урок биологииТема: Органы дыхания. Значение дыхания"....
Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека».
Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека»....
Открытый урок по биологии в 8 классе на тему "Значение дыхания. Органы дыхательной системы"
Урок биологии на тему "Значение дыхания. Органы дыхательной системы"...