Главные вкладки

    Открытый урок по предмету «Человек». 9а класс со сложными дефектами. Тема: «Органы дыхания. Значение дыхания в жизни человека».
    план-конспект урока (9 класс) по теме

    Войнах Людмила Борисовна

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon organy_dyhaniya_znachenie_dyhaniya_v_zhizni_cheloveka.doc214 КБ

    Предварительный просмотр:

    Органы дыхания. Значение дыхания в жизни человека.

    Задачи:

    1. Коррекционно - образовательные:

     - сформировать элементарное представление о строении и функциях органов дыхания;

     - показать важность процесса дыхания.

    1. Коррекционно - развивающие:

     - продолжить формирование основ гигиены (правила дыхания);

     - развивать элементы исследовательской работы через постановку учебных экспериментов.

    1. Коррекционно - воспитательные:

     - воспитывать внимательное отношение к своему здоровью и организму.

    Оборудование к уроку: наглядное пособие «Дыхательная система человека», презентация, мультимедийный проектор, интерактивные тренажёры «Дыхательная система», «Органы дыхания», ноутбуки, видеофрагмент «Дыхание в носовой полости», приложения для выполнения домашних заданий, словарь терминов.

    Тип урока: урок сообщения новых знаний.

    Ход урока.

    I Орг. момент.

    1. Психологический настрой на урок Слайд 1

    Здравствуйте! Здороваясь с вами я пожелала вам здоровья, а здоровье это не только здоровое тело, но и хорошее настроение.  

    Глубоко вдохните и выдохните.  Пусть ваше настроение – будет  хорошим, а ум – светлым. Я желаю вам успехов на сегодняшнем уроке. А что  пожелаете друг другу вы?

    Я желаю одноклассникам  быть старательными.

    Я желаю одноклассникам быть внимательными.

    Я желаю всем проявить активность

    Я желаю одноклассникам получить хорошую оценку.

    Я желаю одноклассникам узнать на уроке много интересного.

    Хочу пожелать всем получить новые знания.

    У:  Пусть ваши пожелания сбудутся!

    2. Сядет тот, кто назовёт систему органов человека? (кровеносная система, опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, выделительная, дыхательная)

    II. Постановка целей и задач урока

    Слайд 2.  Выстрой буквы по «росту» и узнаешь слово, которое поможет нам узнать о чём мы будем говорить на уроке?:

    ы    н    е  Д  х   и   а

     Какое слово получилось?  «ДЫХАНИЕ»

     - Можем ли мы обойтись без еды, питья и сна некоторое время?

     - А можно ли жить и не дышать?

    Проведём эксперимент, попробуем не дышать.

    Цель: развитие мыслительной деятельности.

    Задание: Сделайте вдох. Сожмите крепко губы. Зажмите нос пальцами. Кто дольше выдержит? Как вы себя чувствуете.

    Вывод: Человек не может не дышать.

    Органы дыхания занимают в нашем организме очень важное место.

    . Как вы думаете, о какой системе органов мы с вами будем сегодня говорить?

     Слайд 3.     Тема нашего урока: «Органы дыхания. Значение дыхания в жизни человека»  (запись темы урока в тетрадь)

     Слайд 4.     Наша цель:  1 Ответить на вопрос: Зачем мы дышим?

                            2. Узнать из каких органов состоит дыхательная система человека?

     Отгадайте загадку:

    Дышит чем любой из нас

    Каждый миг и каждый час?

    Без чего мертва природа?

    Правильно, без ... (кислорода)

     Сделайте вдох и выдох.

     - Что вы вдохнули? (кислород)

     - Что вы выдохнули? (углекислый газ)

    Правильно, при вдохе мы получаем из воздуха кислород, а при выдохе выдыхаем углекислый газ, которым дышать уже нельзя.

     Итак, в чем же заключается значение дыхания? Прочитаем об этом в учебнике на стр. 115      

     Слайд 5.    Обобщение:  Значение дыхания:

     1.  организм получает кислород.

     2.  углекислый газ  удаляется из организма.

     3.   кислород необходим для работы каждой клетке организма (запись в тетрадь)

    Слайд 6 .   Рассмотрим, как устроена дыхательная система человека

    Органы дыхательной системы можно разделить на две группы:

    1. Самый главный орган дыхания – это легкие.

     2. Дыхательные пути, по которым кислород поступает в лёгкие.

                                                                                        Органы    дыхания

                         

                                   

                                       Дыхательные  пути                                                         Легкие

                                       Носовая полость

                                        Носоглотка

                                            Глотка

                                             гортань

                                  трахея

                                  бронхи                                                                                   (запись в тетрадь)

     - Выясним строение и работу каждого органа дыхания.

     - Это будет долгий путь, поэтому мы отдохнем и выполним дыхательные упражнения.

     Физминутка: дыхательные упражнения

    Слайд 7.    Экскурсия по органам дыхания: проследим какой путь проходит кислород к лёгким.

     1. Носовая полость

     Проведем эксперимент для выяснения как работает  носовая  полость

     Цель: развитие элементов исследовательской работы

     Задание:

      “Проверить проходимость воздуха через носовые ходы”

     ( Пальцем закрыть один носовой ход, а к другому - поднести полоску тонкой бумаги. Сделать вдох и выдох.

     -Что происходит с полоской бумаги?

     (Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе)

     Вывод:

     При  дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость.

    Просмотр видеофрагмента: работа носовой полости.

    Вывод: воздух в носовой полости очищается, увлажняется и согревается.

    2. Куда движется воздух из носовой полости? Слайд 10, 11

      Из носовой полости кислород через носоглотку попадает в глотку. Из глотки  -  попадает в гортань. Стенки гортани образованы хрящами, которые соединены между собой связками.

     А сейчас проведем эксперимент для того, чтобы понять как работает гортань.

     Цель: развитие логического мышления,  наблюдательности

     Задания:

     1. Поставьте пальцы на гортань и скажите « а-а-а…». Что вы почувствовали? Между хрящами натянуты голосовые связки, а между связками находится голосовая щель.

     2. Нащупайте щитовидный хрящ. Сделайте глотательное движение.

     Что происходит со щитовидным хрящом?

     ( Хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место)

     - Дыхание в это время прекращается.

    3.    Слайд 12, 13.  Из гортани кислород попадает в трахею. Трахея – это трубка длиной 10-15 см.

    Нижний конец трахеи разделяется на два главных бронха: левый и правый. Каждый бронх ветвится на маленькие веточки. Самые мелкие бронхи оканчиваются лёгочными пузырьками.  

    4.  Слайд 14, 15. Многочисленные лёгочные пузырьки и ветвящиеся бронхи образуют  самый главный орган дыхательной системы – легкие. В лёгких происходит газообмен: кислород поступает в кровь, углекислый газ из крови выходит в лёгкие.

     III. Закрепление.

    а) А сейчас мы с вами вспомним расположение органов дыхательной системы. ( интерактивный тренажёр «Органы дыхания» зад.3, файл «Интерактив. Строение органов дыхания» - фронтальная работа)

    б) Откройте на рабочем столе ноутбука в правом верхнем углу документ   «Интерактив. Строение органов дыхания» Найдите задание под номером 1.  Дыхательная система (сборка модели). Откройте его.

    Перед вами тренажер.  Используя ваши знания и  набор картинок, составьте правильное расположение органов  дыхания.

    IV. Подведём итоги. Мы хотели узнать: Зачем мы дышим?

       Сформулируйте ответ на этот вопрос.                                                                    

      Составьте свой вопрос по теме урока? Подсказка на экране. Слайд 17.

    Вопрос

    ответ

    Каково значение ………….?

    При дыхании человек получает кислород, а углекислый газ удаляется из организма.

    Какие органы образуют …… …… …..?

    Дыхательная система человека состоит из дыхательных путей и легких.

    Какое значение имеет кислород …. …. ….?

    Кислород нужен каждой клетке человеческого организма..

    Какое значение в дыхании имеет ….. ……?

    В носовой полости воздух очищается, увлажняется и согревается.

    Где образуются …… …..?

    Гортань участвует в образовании звуков речи.

    V. Домашнее задание: Слайд 18.

     1.  Всем: провести эксперимент: «Правильно ли вы дышите?» Приложение 1

    2.Сорокин И., Томилов А. Составить рассказ о путешествии кислорода по вашему организму. Приложение 2.

    3. Дранич К., Иванова К. читать текст  на стр. 116 «Органы дыхательной системы». Ответить на вопрос: Почему необходимо дышать через нос?

    VI. Оценки за урок.   Оцените свою работу на уроке : Своей работой на уроке доволен (не доволен).  

    Продолжите фразу:

    Сегодня на уроке я узнал …

    Слайд 19.  Закончим наш урок словами:

    Нам в этом мире многое дано,

     Расти, искать и ошибаться,

     Но, главное дано дышать.  

     Спасибо за урок!

    Приложение 1.        

    Провести дома эксперимент, количество вдохов записать в тетрадь. И по шкале результатов сделать вывод.

    Многие люди сами того не подозревая, не умеют правильно дышать. Оказывается, это очень важно, особенно в холодное время года, во время эпидемии гриппа. При неправильном дыхании в организм чаще попадают возбудители различных инфекций, что повышает риск заболевания гриппом или простудой.

     Фамилия, имя _________________________ Класс ______________

    Количество вдохов в минуту______________________________________

     Домашнее задание

     1. Правильно ли вы дышите?

     Для этого положите перед собой часы с секундной стрелкой, сядьте удобно, расслабьтесь, расправьте плечи. Сосчитайте, сколько вдохов делаете в течение минуты.

     Шкала результатов

     14 вдохов – очень хорошо. Это полное дыхание.

     От 14 до 18 – неплохо. Именно так дышит большинство здоровых людей, которые могут болеть гриппом или ОРВИ не более 2 раз в сезон.

     Более 18 вдохов в минуту – это уже серьезный повод для беспокойства. Такое дыхание называется поверхностным.

    Приложение 2

    Подпиши на рисунке названия органов дыхания


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

    Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

    Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

    Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

    Конспект урока по биологии на тему:"Органы дыхания. Значение дыхания".

    Урок биологииТема: Органы дыхания. Значение дыхания"....

    Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека».

    Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека»....

    Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека».

    Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и жизни человека. Задачи урока:- образовательные:  дать знания о многообразии кишечнополостных; рассмотреть к...