Открытый урок по предмету «Человек». 9а класс со сложными дефектами. Тема: «Органы дыхания. Значение дыхания в жизни человека».
план-конспект урока (9 класс) по теме

Войнах Людмила Борисовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organy_dyhaniya_znachenie_dyhaniya_v_zhizni_cheloveka.doc214 КБ

Предварительный просмотр:

Органы дыхания. Значение дыхания в жизни человека.

Задачи:

  1. Коррекционно - образовательные:

 - сформировать элементарное представление о строении и функциях органов дыхания;

 - показать важность процесса дыхания.

  1. Коррекционно - развивающие:

 - продолжить формирование основ гигиены (правила дыхания);

 - развивать элементы исследовательской работы через постановку учебных экспериментов.

  1. Коррекционно - воспитательные:

 - воспитывать внимательное отношение к своему здоровью и организму.

Оборудование к уроку: наглядное пособие «Дыхательная система человека», презентация, мультимедийный проектор, интерактивные тренажёры «Дыхательная система», «Органы дыхания», ноутбуки, видеофрагмент «Дыхание в носовой полости», приложения для выполнения домашних заданий, словарь терминов.

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Ход урока.

I Орг. момент.

1. Психологический настрой на урок Слайд 1

Здравствуйте! Здороваясь с вами я пожелала вам здоровья, а здоровье это не только здоровое тело, но и хорошее настроение.  

Глубоко вдохните и выдохните.  Пусть ваше настроение – будет  хорошим, а ум – светлым. Я желаю вам успехов на сегодняшнем уроке. А что  пожелаете друг другу вы?

Я желаю одноклассникам  быть старательными.

Я желаю одноклассникам быть внимательными.

Я желаю всем проявить активность

Я желаю одноклассникам получить хорошую оценку.

Я желаю одноклассникам узнать на уроке много интересного.

Хочу пожелать всем получить новые знания.

У:  Пусть ваши пожелания сбудутся!

2. Сядет тот, кто назовёт систему органов человека? (кровеносная система, опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, выделительная, дыхательная)

II. Постановка целей и задач урока

Слайд 2.  Выстрой буквы по «росту» и узнаешь слово, которое поможет нам узнать о чём мы будем говорить на уроке?:

ы    н    е  Д  х   и   а

 Какое слово получилось?  «ДЫХАНИЕ»

 - Можем ли мы обойтись без еды, питья и сна некоторое время?

 - А можно ли жить и не дышать?

Проведём эксперимент, попробуем не дышать.

Цель: развитие мыслительной деятельности.

Задание: Сделайте вдох. Сожмите крепко губы. Зажмите нос пальцами. Кто дольше выдержит? Как вы себя чувствуете.

Вывод: Человек не может не дышать.

Органы дыхания занимают в нашем организме очень важное место.

. Как вы думаете, о какой системе органов мы с вами будем сегодня говорить?

 Слайд 3.     Тема нашего урока: «Органы дыхания. Значение дыхания в жизни человека»  (запись темы урока в тетрадь)

 Слайд 4.     Наша цель:  1 Ответить на вопрос: Зачем мы дышим?

                        2. Узнать из каких органов состоит дыхательная система человека?

 Отгадайте загадку:

Дышит чем любой из нас

Каждый миг и каждый час?

Без чего мертва природа?

Правильно, без ... (кислорода)

 Сделайте вдох и выдох.

 - Что вы вдохнули? (кислород)

 - Что вы выдохнули? (углекислый газ)

Правильно, при вдохе мы получаем из воздуха кислород, а при выдохе выдыхаем углекислый газ, которым дышать уже нельзя.

 Итак, в чем же заключается значение дыхания? Прочитаем об этом в учебнике на стр. 115      

 Слайд 5.    Обобщение:  Значение дыхания:

 1.  организм получает кислород.

 2.  углекислый газ  удаляется из организма.

 3.   кислород необходим для работы каждой клетке организма (запись в тетрадь)

Слайд 6 .   Рассмотрим, как устроена дыхательная система человека

Органы дыхательной системы можно разделить на две группы:

1. Самый главный орган дыхания – это легкие.

 2. Дыхательные пути, по которым кислород поступает в лёгкие.

                                                                                    Органы    дыхания

                     

                               

                                   Дыхательные  пути                                                         Легкие

                                   Носовая полость

                                    Носоглотка

                                        Глотка

                                         гортань

                              трахея

                              бронхи                                                                                   (запись в тетрадь)

 - Выясним строение и работу каждого органа дыхания.

 - Это будет долгий путь, поэтому мы отдохнем и выполним дыхательные упражнения.

 Физминутка: дыхательные упражнения

Слайд 7.    Экскурсия по органам дыхания: проследим какой путь проходит кислород к лёгким.

 1. Носовая полость

 Проведем эксперимент для выяснения как работает  носовая  полость

 Цель: развитие элементов исследовательской работы

 Задание:

  “Проверить проходимость воздуха через носовые ходы”

 ( Пальцем закрыть один носовой ход, а к другому - поднести полоску тонкой бумаги. Сделать вдох и выдох.

 -Что происходит с полоской бумаги?

 (Струя воздуха будет отбрасывать ее при выдохе, и прижимать к носовому отверстию при вдохе)

 Вывод:

 При  дыхании воздух обязательно проходит через наружные ноздри в носовую полость.

Просмотр видеофрагмента: работа носовой полости.

Вывод: воздух в носовой полости очищается, увлажняется и согревается.

2. Куда движется воздух из носовой полости? Слайд 10, 11

  Из носовой полости кислород через носоглотку попадает в глотку. Из глотки  -  попадает в гортань. Стенки гортани образованы хрящами, которые соединены между собой связками.

 А сейчас проведем эксперимент для того, чтобы понять как работает гортань.

 Цель: развитие логического мышления,  наблюдательности

 Задания:

 1. Поставьте пальцы на гортань и скажите « а-а-а…». Что вы почувствовали? Между хрящами натянуты голосовые связки, а между связками находится голосовая щель.

 2. Нащупайте щитовидный хрящ. Сделайте глотательное движение.

 Что происходит со щитовидным хрящом?

 ( Хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место)

 - Дыхание в это время прекращается.

3.    Слайд 12, 13.  Из гортани кислород попадает в трахею. Трахея – это трубка длиной 10-15 см.

Нижний конец трахеи разделяется на два главных бронха: левый и правый. Каждый бронх ветвится на маленькие веточки. Самые мелкие бронхи оканчиваются лёгочными пузырьками.  

4.  Слайд 14, 15. Многочисленные лёгочные пузырьки и ветвящиеся бронхи образуют  самый главный орган дыхательной системы – легкие. В лёгких происходит газообмен: кислород поступает в кровь, углекислый газ из крови выходит в лёгкие.

 III. Закрепление.

а) А сейчас мы с вами вспомним расположение органов дыхательной системы. ( интерактивный тренажёр «Органы дыхания» зад.3, файл «Интерактив. Строение органов дыхания» - фронтальная работа)

б) Откройте на рабочем столе ноутбука в правом верхнем углу документ   «Интерактив. Строение органов дыхания» Найдите задание под номером 1.  Дыхательная система (сборка модели). Откройте его.

Перед вами тренажер.  Используя ваши знания и  набор картинок, составьте правильное расположение органов  дыхания.

IV. Подведём итоги. Мы хотели узнать: Зачем мы дышим?

   Сформулируйте ответ на этот вопрос.                                                                    

  Составьте свой вопрос по теме урока? Подсказка на экране. Слайд 17.

Вопрос

ответ

Каково значение ………….?

При дыхании человек получает кислород, а углекислый газ удаляется из организма.

Какие органы образуют …… …… …..?

Дыхательная система человека состоит из дыхательных путей и легких.

Какое значение имеет кислород …. …. ….?

Кислород нужен каждой клетке человеческого организма..

Какое значение в дыхании имеет ….. ……?

В носовой полости воздух очищается, увлажняется и согревается.

Где образуются …… …..?

Гортань участвует в образовании звуков речи.

V. Домашнее задание: Слайд 18.

 1.  Всем: провести эксперимент: «Правильно ли вы дышите?» Приложение 1

2.Сорокин И., Томилов А. Составить рассказ о путешествии кислорода по вашему организму. Приложение 2.

3. Дранич К., Иванова К. читать текст  на стр. 116 «Органы дыхательной системы». Ответить на вопрос: Почему необходимо дышать через нос?

VI. Оценки за урок.   Оцените свою работу на уроке : Своей работой на уроке доволен (не доволен).  

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал …

Слайд 19.  Закончим наш урок словами:

Нам в этом мире многое дано,

 Расти, искать и ошибаться,

 Но, главное дано дышать.  

 Спасибо за урок!

Приложение 1.        

Провести дома эксперимент, количество вдохов записать в тетрадь. И по шкале результатов сделать вывод.

Многие люди сами того не подозревая, не умеют правильно дышать. Оказывается, это очень важно, особенно в холодное время года, во время эпидемии гриппа. При неправильном дыхании в организм чаще попадают возбудители различных инфекций, что повышает риск заболевания гриппом или простудой.

 Фамилия, имя _________________________ Класс ______________

Количество вдохов в минуту______________________________________

 Домашнее задание

 1. Правильно ли вы дышите?

 Для этого положите перед собой часы с секундной стрелкой, сядьте удобно, расслабьтесь, расправьте плечи. Сосчитайте, сколько вдохов делаете в течение минуты.

 Шкала результатов

 14 вдохов – очень хорошо. Это полное дыхание.

 От 14 до 18 – неплохо. Именно так дышит большинство здоровых людей, которые могут болеть гриппом или ОРВИ не более 2 раз в сезон.

 Более 18 вдохов в минуту – это уже серьезный повод для беспокойства. Такое дыхание называется поверхностным.

Приложение 2

Подпиши на рисунке названия органов дыхания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Конспект урока по биологии на тему:"Органы дыхания. Значение дыхания".

Урок биологииТема: Органы дыхания. Значение дыхания"....

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека».

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека»....

Открытый урок по биологии в 8 классе на тему "Значение дыхания. Органы дыхательной системы"

Урок биологии на тему "Значение дыхания. Органы дыхательной системы"...