Рабочая программа курса предпрофильной подготовки «Как правильно решать уравнения»
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему

Лебедева Ольга Юрьевна

Курс предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов углубляет "линию уравнений" в школьном курсе математики и не дублирует программу базового изучения математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_ppp_14-15.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса по выбору

 «Как правильно решать уравнения»

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа   курса по выбору «Как правильно решать уравнения»  составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике и позволяет осуществлять задачи предпрофильной подготовки учащихся 9 классов.

 Существует много уравнений, которые считаются для школьников задачами повышенной трудности. Данная рабочая программа ставит целью познакомить школьников с различными, основанными на материале программы общеобразовательной школы, методами решения трудных задач, проиллюстрировать широкие возможности использования школьных знаний, привить учащимся навыки употребления нестандартных методов рассуждения.

Цель курса:

  • овладеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • проверить готовность учащихся, ориентированных на математический профиль обучения к усвоению материала различного уровня сложности в старшей школе;
  • развить такие качества личности как ясность и точность мысли, логическое мышление, алгоритмическая культура, интуиция, критичность и самокритичность;
  • сформировать представлений об идеях и методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования процессов и явлений.

Задачи:

  • Углубление знаний об алгебраических уравнениях высших степеней, уравнениях, содержащих переменную под знаком модуля, иррациональных уравнениях, ознакомление со способами и методами их решения.
  • Применение полученных знаний для построения и исследования математических моделей практических задач смежных дисциплин, требующих решения уравнений.
  1. Общая характеристика курса по выбору

Данный  курс направлен, прежде всего, на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника в математике, способствует удовлетворению познавательных потребностей школьников в методах и приёмах решения нестандартных задач. Содержание курса углубляет «линию уравнений» в школьном курсе математики и не дублирует программу базового  изучения математики.

Данная программа направлена на расширение основного курса алгебры. Вводятся понятия однородного, возвратного, симметрического уравнений. Учащиеся знакомятся с операцией деления многочлена на многочлен, методом неопределенных коэффициентов и замены переменной. С первоначальными сведениями об уравнениях высших степеней учащиеся познакомились в основном курсе алгебры.

При изучении данного курса у девятиклассников повысится возможность намного полнее удовлетворить свои интересы и запросы в математическом образовании. Курс «Как правильно решать уравнения» может занять значимое место в образовании старшеклассников, так как поможет научить их применять свои умения в нестандартных ситуациях. С другой стороны, курс позволяет выпускнику основной школы приобрести необходимый и достаточный набор умений по решению уравнений и лучше подготовиться к обучению в старшем классе, где математика является профилирующим предметом.

Целесообразность введения данного  курса состоит и в том, что содержание курса, форма его организации помогут школьнику через практические занятия оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы и предоставят ему возможность работать на уровне повышенных возможностей.

Курс «Как правильно решать уравнения» позитивно влияет на мотивацию девятиклассника к учению, развивает его учебную мотивацию по предметам естественно-математического цикла. Задания, предлагаемые программой данного  курса, носят исследовательский характер и способствуют развитию навыков рационального мышления, способности прогнозирования результатов деятельности.

  1. Описание места  курса в учебном плане

Данный курс продолжительностью 17 часов (1 час в неделю) рассчитан на учеников 9 классов.

  1. Содержание  курса

 Реализация указанных целей курса достигается в результате освоения следующего содержания курса.

  • Понятие равносильности уравнений:
  • Понятие о следствии и равносильности.
  • Равносильные уравнения и уравнения-следствия.
  • Потерянные и посторонние корни.
  •  Целые алгебраические уравнения и способы их решения:
  • уравнения высших степеней,
  • симметрические,
  • возвратные;
  • разложение многочлена на множители,
  • теорема Безу, деление многочлена на многочлен,
  • метод неопределенных коэффициентов,
  • способ замены неизвестных.

  • иррациональные уравнения,
  • уравнения, содержащие переменную под знаком модуля.
  1. Тематическое планирование

№ занятия

Раздел, тема занятия

Примечание

Роль математики в современном мире (5 часов)

1

Применение математики. Роль математики в современном мире.

2

Математические сочинения

3

Исторические сведения о математике и математиках

4

Математический журнал

5

Вводное тестирование

Понятие равносильности уравнений (2 часа)

6  

Понятие о следствии и равносильности. Равносильные уравнения и уравнения-следствия. Потерянные и посторонние корни.

7

Проверочная работа № 1

Целые алгебраические уравнения и способы их решения (6 часов)

8

Метод разложения многочлена на множители. Вынесение общего множителя. Применение формул сокращенного умножения. Группировка. Выделение полного квадрата.

9

Теорема Безу. Деление многочлена на многочлен.

10

Метод неопределенных коэффициентов. Проверочная работа № 2(20 мин)

11

Метод введения новой неизвестной. Понижение степени

12

Симметрические уравнения третьей и четвертой степени

13

Возвратные уравнения. Проверочная работа № 3

Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля. Иррациональные уравнения (2 часа)

14

Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля

15

Иррациональные уравнения

16

Итоговая контрольная работа

17

Научно – практическая конференция

  1. Материально-техническое обеспечение

УМК

Класс

Учебник

Дидактический материал

Контрольный материал

9

Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра. Дополнительные главы к школьному учебнику 9 класса. М.: «Просвещение», 2009

Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. Уравнения и неравенства. Нестандартные методы решения.

М.: «Факториал», 2009

Симонов А.Я., Бакаева Д.С. и другие. Система тренировочных задач и упражнений по математике. М.: «Просвещение», 2009

Интернет-ресурсы

http://www.edu.ru

http://www.kokch.kts.ru/cdo

http://teacher.fio.ru

Необходимые ТСО

  • компьютер;
  • проектор;
  • экран;
  • интерактивная доска

Контроль и диагностика

Учебная неделя

Тема

Форма контроля

5

(I полугодие)

22

(II полугодие)

Вводное тестирование

Тест

7

(I полугодие)

24

(II полугодие)

 Понятие равносильности уравнений

 зачет

10

(I полугодие)

27

(II полугодие)

Целые алгебраические уравнения и способы

их решения

Проверочная работа

13

(I полугодие)

30

(II полугодие)

Целые алгебраические уравнения и способы

их решения

Проверочная работа

16

(I полугодие)

33

(II полугодие)

 Итоговая контрольная работа

Контрольная работа

  1. Планируемый результат изучения  

В результате изучения данного курса предполагается, что ученики:

  • выполняют действия с многочленами, включая разложение многочленов на множители, нахождение целых корней многочлена с целыми коэффициентами, применять теорему Безу;
  • умеют исследовать рациональные и иррациональные уравнения и применяют нужные методы для их решения;
  • применяют полученные знания для построения и исследования математических моделей практических задач и задач смежных дисциплин.

В результате изучения курса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

  • имеют представление о математике как форме описания и методе познания действительности;
  • умеют анализировать, сопоставлять, сравнивать, систематизировать и обобщать;
  • умеют самостоятельно работать с математической литературой;
  • знают основные приемы решения  уравнений, понимают теоретические основы способов решения уравнений;
  • умеют решать  уравнения высших степеней различными методами;
  • умеют представлять результат своей деятельности, участвовать в дискуссиях;
  • умеют проводить самоанализ деятельности и самооценку ее результата.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "введение в образовательную программу курсов предпрофильной подготовки Фитодизайн"

Наиболее актуальной задачей для учреждений дополнительного образования детей является отработка эффективной модели предпрофильной подготовки учащихся, обеспечивающей формирование у выпускников готовно...

Программа курса предпрофильной подготовки «Написание писем на английском языке: личное письмо»

Данный курс по выбору предназначен для учащихся девятых классов, является  межпредметным  и рассчитан на 8 часов.В основу содержания программы положен модульный принцип организации материала...

Программа курса предпрофильной подготовки по английскому языку "«Great Travelers, Discoverers, Explorers» («Великие путешественники, первооткрыватели, исследователи»)Авторы учителя ГБОУ СОШ №297 г. Москвы Негру Анна Дмитриевна, Адамян Наталья Васильевн"

Программа «GreatTravelers, Discoverers, Explorers» имеет целью оказание помощи в подборе материала для расширенной работы над темами «Путешествие», «Биография», «Знаменитые люди».Программа содержит пя...

Программа курса предпрофильной подготовки 9 класс.

Ознакомление с русскими подвижными играми, а также играми других стран мираОзнакомление с историей происхождения основных подвижных и спортивных игрОзнакомление с играми входящими в олимпийскую програ...

Программа курса предпрофильной подготовки учащихся "Алгоритмика и программирование"

Курс рассчитан на 8 часов, ориентирован на учащихся 8-9 классов....

Рабочая программа курса предпрофильной подготовки "Выбор профессии"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу предпрофильной подготовки на 17 часов....

Рабочая программа курса предпрофильной подготовки "Человек и профессия"

Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профе...