Открытое занятие "введение в образовательную программу курсов предпрофильной подготовки Фитодизайн"
элективный курс (8 класс) по теме

Долгушина Наталья Викторовна

Наиболее актуальной задачей для учреждений дополнительного образования детей является отработка эффективной модели предпрофильной подготовки учащихся, обеспечивающей формирование у выпускников готовности к самоопределению в отношении профиля обучения и будущей профессии. Именно поэтому сегодня остро стоит проблема инициации деятельности учреждения дополнительного образования с целью наиболее эффективного использования их потенциала в предпрофильной подготовке учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_dolgushinoy_n.v..docx48.57 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

ТЕМА: Введение в образовательную программу курсов предпрофильной подготовки «Фитодизайн».

Автор: Долгушина Наталья Викторовна, МОУ ДОД «Детско-юношеский центр Заводского района», педагог дополнительного образования,

г. Кемерово

Предмет (направленность):  «Фитодизайн», дополнительное образование

Возраст детей: 14-15 лет.

Место проведения: класс

Цель: Содействие профессиональной ориентации подростков через формирование у них знаний, умений, навыков флориста- дизайнера.

Задачи:

Образовательная: Познакомить обучающихся со специальностями фитодизайнера, флориста – дизайнера, флориста.

Воспитательная: Воспитание художественного и эстетического вкуса, творческого восприятия окружающего мира.

Развивающая: развитие воображения, фантазии, творческого мышления.

Тип занятия: сообщение новых знаний.

Форма занятия: групповая и индивидуальная

Дидактические принципы: принцип доступности, наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип сочетания различных форм организации обучения.

Наглядно-дидактический материал:

- композиция из искусственных материалов;

- презентация к занятию;

- видео ролик с примерами композиций;

- технологические карты по составлению композиций из конфет;

- цветовой круг.

Оборудование:

-  ноутбук;

- мультимедийный проектор;

- экран;

- флористический материал;

- сосуды (5шт);

- конфеты (10 шт);

- бумага для упаковки цветов;

- готовые «Цветы из конфет».

План занятия

Оргмомент.

Цель: Подготовить детей к работе на занятии.

Самоопределение.

Сообщение темы и цели занятия.

Цель: Подготовка к активной деятельности на занятии.

Усвоение новых знаний.

Цель: сформировать представление об изучаемом объекте и его сущности, на их основе выработать умения.

Упражнение на понимание.

Цель: применение знаний и их вторичное применение на практике.

Самостоятельная работа.

Цель: Стимулирование на усвоение нового материала.

Обобщение и систематизация знаний.

Цель: Стимулирование на усвоение нового материала.

Подведение итогов.

Провести анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности.

Домашнее задание.

Цель: дать домашнее задание, которое направлено на дальнейшее развитие знаний.

Ход занятия

 Оргмомент  

   - Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть. Меня зовут Наталья Викторовна.  Мне выпала удивительная возможность провести с вами занятие по фитодизайну. Думаю, вам будет интересно.

Самоопределение (1мин)

Сообщение темы и цели занятия.

- Что может быть прекраснее цветов, свежих, гармонично сочетающихся, радующих глаз и сердце? Со вкусом подобранный букет может стать самым приятным подарком, который запомнится надолго. Так кто же такой этот загадочный мастер- флорист, понимающий "язык цветов"? На этот вопрос мы и постараемся найти ответ на  нашем занятии.

Усвоение новых знаний (8 мин) 

У этого ремесла очень интересная история, берущая свое начало еще в Древнем Египте, где флористика была очень популярна и пользовалась большим уважением и почетом. В Древней Греции цветы были важной частью культовых обрядов и жертвоприношений в храмах. В эпоху Ренессанса зародилось садово-парковая культура, а в конце XIX века в моду вошли искусственные цветы. Поверий и обычаев, связанных с цветами, накопилось великое множество. В древности букеты не делали – лишь венки да гирлянды. Греки и римляне, например, пригласив гостей на пиршество, надевали на них венки из роз, украшенные лентами. А на Востоке почетных гостей и поныне украшают гирляндами. Первые букеты появились почти пять веков назад. Их ценили как источник аромата, своеобразную замену духов, и составляли из сильно пахнущих цветов. Соответственно, они были невелики по размеру. Большие букеты вошли в моду лишь в первой половине XVIII века. И лишь во второй четверти XIX столетия появился обычай дарить букеты. Вот тогда-то и началось увлечение “языком” цветов. Стали выходить книги и руководства, посвященные символике цветов, возникла так называемая “ботаническая грамматика”. О том, красив букет или нет, думали мало.

Флористика в России шла по собственному пути развития, отличному от европейского. Древние славяне любили использовать цветы в гуляниях и обрядах. Например, на Ивана Купалу девушки отправляли в плавание по рекам венки из цветов со вставленными в них свечами, гадая на суженых. Наши предки обожали простые, изящные, лесные и полевые цветы, а также предпочитали умеренность в любых сферах жизни. Именно язычество породило так называемый «природный стиль», столь характерный для российской школы составления букетов. Он выражается в скромных, ненавязчивых цветах, простоте, легких ароматах и расположении цветков в отдалении друг от друга, что способствует отсутствию ярких сплошных пятен.

В дореволюционной России тоже существовали школы флористов, только таких специалистов долгое время называли либо озеленителями, либо продавцами цветочных магазинов.

Октябрьская революция нанесла значительный урон искусству аранжировки букетов, отрицая какую-либо его значимость. И только во времена хрущевской оттепели (60-е годы)  наша флористика, можно сказать, родилась заново. С тех самых пор, словно наверстывая упущенное, она постоянно совершенствуется и движется только вперед, поражая всех смелостью дизайнерских решений, однако, помня при этом о максимальной естественности и некоторой строгости.

В России представление о флористике сформировано в основном благодаря различным европейским флористическим школам, у каждой из которых есть свое учение о стилях и принципах составления цветочных композиций. Большинство учебных пособий по флористике также написано европейскими авторами. Однако в последнее время появился огромный интерес к икебане — японскому искусству, у которого очень долгая история и особые традиции.

В России только в 2000 году профессия флорист была включена в государственный классификатор профессий. Сейчас интерес к флористике растет с каждым годом.

Вопрос детям: Как Вы думаете, что такое флористика?

Ответы детей:……………

В последние годы флористика стала очень широким понятием. К ней отно сят и аранжировку живыми цветами и высушенными растениями, и фито дизайн (художественно-проектировочную деятельность, связанную с растениями), и гербаризацию, цветочную – живопись.

Флористика иногда используется как обобщенный термин, относящийся к культивированию цветов, а так же к композициям из них.

 Флористика - это серьезная, кропотливая работа с живыми цветами: срезка, составление букетов, композиций, оформление помещений, - одним словом, настоящее искусство.

Вопрос детям: Кто же такие флористы?

Ответы детей:……………

Профессия флориста предполагает различные навыки. Они включают отбор цветов, которые будут гармонично выглядеть вместе, знания о том, как срезать, ухаживать и хранить цветы и другие растения, таким образом, чтобы они оставались свежими максимально долгое время, и их продажа, которая предполагает знания требований клиента и его ожиданий. Знания в области составления венков, букетов, корсажей, бутоньерок, искусственных цветов и другие более сложные манипуляции с цветами также важны.

Лучше всего, конечно, заниматься этой профессией людям, которые уже имеют какое-либо художественное образование. Флорист должен чувствовать не только цветы, но и цвета, знать основы композиции. Более того, флористика - это еще и тяжелый физический труд. Знаете ли вы, например, что, составляя композицию, букет нужно держать на расстоянии вытянутой руки? А ведь это подчас пять-шесть килограммов! Кроме того, цветы всегда нужно "готовить": чистить, убирать шипы, менять воду, не забывая о том, что у разных цветов должны быть разные условия хранения, оптимальная температура воды. Если у вас биологическое образование, вы знаете агротехнику? Замечательно! Эти знания тоже пригодятся профессиональному флористу. Он должен знать, какие цветы сочетаются друг с другом, а какие будут "враждовать", приводя тем самым букет к преждевременному увяданию.

 Вопрос детям: Как Вы думаете, какими качествами должен обладать флорист?

Ответы детей:………………..

Трудолюбие. В цветочном салоне нельзя расслабляться, здесь много цветов, и за всеми нужен тщательный уход.

Фантазия. К составлению каждого букета нужно подходить индивидуально, они не должны быть братьями-близнецами.

Смелость. Не нужно бояться экспериментировать!

Вкус. Например, обычный интерьер рабочего кабинета нужно сделать праздничным. Украшая его цветами, можно как подчеркнуть его изысканность, уникальность, так и, наоборот, абсолютно обезобразить его. А можно и вообще оставить интерьер без изменений. И это зависит в первую очередь от вкуса оформителя.

Аккуратность. Цветы - капризные создания, и обращаться с ними нужно осторожно.

Доброжелательность, умение "разговорить" человека. Это то, что сближает профессию флориста с работой продавца. Нужно расположить к себе человека, сделать так, чтобы ему было приятно прийти в салон вновь и вновь.

 Хоть профессия и является творческой, но образование чаще всего требуется – среднее-специальное, или даже высшее. Предпочтительно – художественное или биологическое.

Разнообразие сфер деятельности флориста привело к тому, что в этой профессии выделяют несколько специализаций: флориста-декоратора, фитодизайнера, дизайнера цветочных композиций, флориста-дизайнера, художника-оформителя в области флористики. Эти направления пользуются большой популярностью. Правда, сейчас, когда профессия флориста уже считается дизайнерской (а флористика и есть цветочный дизайн), к кандидатам предъявляют все более широкие требования. Флорист должен уметь не только составлять букеты, но и создавать концепции оформления помещений во время различных мероприятий (банкетов, праздников, презентаций, показов  и т.д.), делать эскизы цветочных композиций.

Если вы думаете о карьере во флористике, вы должны любить работать с цветами и стремиться изучить все аспекты профессии флориста.

Поскольку флорист имеет близкую к людям работу, он должен иметь настоящую симпатию к людям, и иметь приятную и участливую манеру общения.  

И так мы узнали, кто такие флористы и что это за профессия. И я хочу, что бы каждый из вас попробовал себя в этом качестве.

Но профессия флориста, как я уже сказала, невозможна без определенных знаний о правилах составления композиций. Поэтому мы  сейчас поговорим с вами о цветовой гармонии. Ведь не секрет, что без знаний цветовых сочетаний не обходится ни одна сфера деятельности дизайна.

Упражнение на понимание (5мин)
Пожалуй, самое важное правило, с которым стоит считаться при составлении букета, это цветовая гармония. Тематика сладкого подарка может определять его цветовое решение. На рождение девочки, например, уместен бело-розовый букет, на рождение мальчика – сине-голубой, на Рождество — жёлтый.
На юбилей солидному мужчине благородно будет смотреться букет с преобладанием бордового, тёмно-синего или фиолетового цвета. Каждый из этих цветов выгодно будет оттенять светло-зеленый.

Гармоничное многоцветие создать сложно, а потому лучше использовать всего 2-3 цвета и их оттенки.

Всем известно, что есть тёплые и холодные оттенки одного и того же цвета. С тёплыми оттенками лучше смотрится золото , а с холодными – серебро . Не исключены и другие сочетания, но в любом случае, каждый раз надлежит задуматься о сочетании тех или иных оттенков в одной композиции, от этого ваше произведение только выиграет.

Здесь без врожденного вкуса и чувства меры не обойтись. Перед вами лежат цветовые круги, на которых обозначены наиболее подходящие цветовые  сочетания. Интересные контрастные сочетания — это красный и зеленый, желтый и синий, фиолетовый и оранжевый. Они не перебивают друг друга и не режут глаза совместной пестротой. Однако не всегда получается соединить в одном букете вышеперечисленные цвета. Но это не причина отчаиваться и складывать с себя полномочия флориста.

 Вспомните о белых цветах. Они идеально гармонируют с любыми другими: разбавьте ими свою композицию и она уже не будет «отдавать» излишней напыщенностью. Если же вы хотите создать спокойную однотонную композицию, то прибегнете к использованию цветов одного и того же оттенка, но различной интенсивности. Это могут быть белоснежные, чайные и кофейные розы. Беспроигрышный вариант — одноколерные цветы одного сорта или вида. Розовые и красные пионы, насыщенно-алые лилии и нежно-белый жасмин.

Перед вами белый лист бумаги и бумажные геометрические фигуры разного цвета. Используя цветовой круг, найдите гармоничное сочетание цветов. Это может быть сочетание 2 цветов 3 и 4 цветов.

Самостоятельная работа (15 мин)

А сейчас мы с вами представим себя флористами- дизайнерами. Перед нами стоит задача составить букет из нетрадиционных материалов, а в частности из конфет. Да, такие букеты тоже существуют и некоторые фирмы полностью специализируются на изготовлении таких букетов. Сейчас я вам покажу, как они выглядят (2мин ролик)

Мы будем пользоваться заготовками. Но чтобы в будущем вы могли порадовать своих близких таким букетом, я покажу вам, как изготовить цветочную конфету. (изготовление цветочной конфеты)

А теперь используя цветовой круг и знания о сочетании цветов, вы можете выбрать заготовки, флористический материал, подходящий по цвету и сосуд, в котором будет находиться ваша композиция  и начать фантазировать.

В своей работе вы можете использовать  схемы форм букетов, которые  находятся перед вами. (начинается практическая работа)

Подведение итогов (3мин)

Ребята, вы сегодня молодцы. У нас получились замечательные композиции. Возможно, что после сегодняшнего занятия кто- то из вас задумается о профессии флориста. А все полученные сегодня знания вам пригодятся  в повседневной жизни.

Давайте дадим краткую характеристику профессии флорист. И так.

 Вопрос детям: Кто такие флористы?

Ответ:
Флорист - специалист в области декорирования интерьеров с помощью цветочных композиций.

Вопрос детям: Какова специфика профессии?
Творческая специальность, - необходим хороший вкус, «чувство цветов»
Вопрос детям:  Какие необходимы качества, обязанности,образование?
Профессиональные: знание цветов и умение ориентироваться в них, вкус, чувство гармонии, знание значений цветов, умение за ними правильно ухаживать. Владение общими принципами оформления интерьера, искусством композиции и светотехникой. Личностные: коммуникабельность, добросовестность, терпеливость, аккуратность, творческое мышление.

Обязанности
Разработка дизайн-проектов и непосредственное декорирование интерьеров с помощью цветочных композиций, озеленение помещений.
Образование
Хоть профессия и является творческой, но образование чаще всего требуется – среднее-специальное, или даже высшее. Предпочтительно – художественное или биологическое.

Если вы думаете о карьере во флористике, вы должны любить работать с цветами и стремиться изучить все аспекты профессии флориста. Вы должны будете уметь расположить цветы в привлекательной композиции и при этом работать довольно быстро.

Домашнее задание

В качестве домашнего задания я предлагаю вам  найти интернет сайты и более подробно познакомиться с профессией флориста, дизайнера. И познакомиться работами ведущих специалистов в этой области.

Корректировка

Я хочу познакомить вас с некоторыми работами знаменитых флористов.

Безусловно «Верховным Гуру Флористики» необходимо признать Даниэля Оста (Daniel Ost).
http://www.danielost.be/

Такуми Накая (Takumi Nakaya) – флорист из Японии. Очень интересные работы. В Японии вообще масса интересных флористов.
http://www.madka.jp/

Пер Бенжамин (Per Benjamin) – Швеция,
Макс Ван Де Слюис (Max Van De Sluis) – Недерланды,
Томас Де Брюин (Tomas De Bruyne) – Бельгия.
Три очень одаренных флориста объединились в одну команду “Life3” – так им лучше работается, наверное.
http://www.life3.net/

Литература и ссылки

Задварнова Т.Д. Аранжировка цветов. Роксолана. Киев. 1993г.

Осипова Н.В. Исскуство флориста-дизайнера М. 1994г.

Новикова Е.Ф. Вдохновенье. Аранжировка цветов. Флористика.- Минск: ПП"Мет", 1994г

Хессайон Д.Г. Все об аранжировке цветов. - М., 1996г.

Суханова Н.П. 1000 способов как украсить дом цветами. - М.: ОЛМА-
ПРЕСС, 2001г.

http://handmade.idvz.ru/forum/forum_posts.asp?TID=254&KW=%E1%F3%EA%E5%F2+%E8%E7+%EA%EE%ED%F4%E5%F2&TPN=4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса предпрофильной подготовки «Написание писем на английском языке: личное письмо»

Данный курс по выбору предназначен для учащихся девятых классов, является  межпредметным  и рассчитан на 8 часов.В основу содержания программы положен модульный принцип организации материала...

Программа курса предпрофильной подготовки по английскому языку "«Great Travelers, Discoverers, Explorers» («Великие путешественники, первооткрыватели, исследователи»)Авторы учителя ГБОУ СОШ №297 г. Москвы Негру Анна Дмитриевна, Адамян Наталья Васильевн"

Программа «GreatTravelers, Discoverers, Explorers» имеет целью оказание помощи в подборе материала для расширенной работы над темами «Путешествие», «Биография», «Знаменитые люди».Программа содержит пя...

Программа курса предпрофильной подготовки 9 класс.

Ознакомление с русскими подвижными играми, а также играми других стран мираОзнакомление с историей происхождения основных подвижных и спортивных игрОзнакомление с играми входящими в олимпийскую програ...

Программа курса предпрофильной подготовки учащихся "Алгоритмика и программирование"

Курс рассчитан на 8 часов, ориентирован на учащихся 8-9 классов....

Программа курса предпрофильной подготовки учащихся "Компьютерная графика"

Курс расчитан на 8 часов, ориентирован на учащихся 8-9 классов. Лучше проводить этот курс в 8 классе во время прохождения темы "Графическая информация и компьютер"....

Программа курса предпрофильной подготовки учащихся "Информационное моделирование"

Курс рассчитан на 8 часов, ориентирован на учащихся 8-9 классов....

Программа курса предпрофильной подготовки «Написание личного письма»

Программа настоящего курса разработана на основе учебного пособия  Е.Я. Григорьева, Е.Ю. Горбачёва «Le français en perspective» Французский язык 9-11 классы Москва, Просвещение 2006. Курс о...