Рабочая программа курса профориентационной направленности "Человек и профессия" для учащихся 9-х классов
рабочая программа (9 класс) по теме

Добытина Венера Разифовна

Рабочая программа составлена  на основе программы курса профориентационной направленности «Человек и профессия», разработанной Л.Н. Бобровской, Е.А Сапрыкиной, О.Ю. Просихиной (под редакцией Н.Н. Рождественской, М.: Планета, 2011).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kursa_chelovek_i_professiya.doc214 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена  на основе программы курса профориентационной направленности «Человек и профессия», разработанной Л.Н. Бобровской, Е.А Сапрыкиной, О.Ю. Просихиной (под редакцией Н.Н. Рождественской, М.: Планета, 2011).

Для реализации программного содержания используется УМК:

- Человек и профессия. Образовательный курс профориентационной направленности. Методическое пособие для учителя с электронным сопровождением курса + телевизионный фильм о профессиях / авт.-сост.:  Л.Н. Бобровская, Е.А Сапрыкина, О.Ю. Просихина.- М.: Планета, 2011;

- дневник профессионального самоопределения старшеклассника/ авт.- сост.: Л.Н. Бобровская, Е.А Сапрыкина,О.Ю. Просихина .- М.: Глобус, 2009.

Освоение программы учебного предмета в школе планируется осуществлять в 9классах.

Программа рассчитана на  объем  17 часов в учебном году.

 

Года обучения

Количество часов в неделю

Количество учебных недель

Всего часов за учебный год

9 класс

2   (08.09.14- 03.11.14)

8,5

17

17 часов за курс

Общая характеристика курса

Основной целью данного курса является формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.

Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:

  • подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
  • расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
  • сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях.

В авторскую программу изменения не внесены.        

Особенности организации образовательного процесса

Программа курса содержит учебный материал, актуальный и полезный не только для развития учебной мотивации и выбора профиля обучения, но и для повседневной жизни, расширение кругозора школьников.

Рекомендуется использование следующих  форм и типов контроля за развитием знаний и умений учащихся:  индивидуальная форма; внешний контроль учителя за деятельностью учащихся; взаимоконтроль учащихся.

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:

•        междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;

•        интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);

•        обучение через опыт и сотрудничество.

Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать поставленные задачи курса. Для реализации содержания обучения по данной программе основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается практическая деятельность, включающая в себя работу с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх, выполнение упражнений. Предполагается также использование таких активных методов обучения, как эвристическая беседа, эвристический семинар, проблемное изложение учебного материала.

В процессе обучения используется различный дидактический материал: презентации по темам курса, плакаты, схемы, видеоматериалы, «Дневник профессионального самоопределения».

Материально-техническое  обеспечение образовательного процесса:

•        печатные пособия:

- Человек и профессия. Образовательный курс профориентационной направленности. Методическое пособие для учителя с электронным сопровождением курса + телевизионный фильм о профессиях / авт.-сост.:  Л.Н. Бобровская, Е.А Сапрыкина, О.Ю. Просихина.- М.: Планета, 2011;

- Дневник профессионального самоопределения старшеклассника/ авт.- сост.: Л.Н. Бобровская, Е.А Сапрыкина,О.Ю. Просихина .- М.: Глобус, 2009.

•        экранно-звуковые пособия:

-  электронное сопровождение курса (презентация); телевизионный фильм о профессиях;

•        ТСО:

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- демонстрационная доска для работы маркерами;

- сканер, ксерокс и принтер;

- документ-камера.

•        ЦОР: электронное сопровождение курса (презентация); телевизионный фильм о профессиях.

  •   Учебно-практическое оборудование: -
  •   Натуральные объекты: -
  •   Демонстрационные пособия: -

Содержание программы учебного курса

Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.

Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.

I. Введение – 1 час

Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.

II. Познавательные процессы и способности личности – 2 часа

Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.

III. Психология личности - 3 часа

Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение.  Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

IV. Мир профессий – 5 часов

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.

Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.

Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).

V. Профессиональное самоопределение – 4 часов

Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.

VI. Подготовка к будущей карьере – 1 часов

Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.

VII. Обобщение - 1 час

Построение личного профессионального плана. Зачет.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать/понимать  сущность и содержание следующих понятий:

  • психологические особенности личности;
  • самоопределение;
  • профессиональные интересы и склонности, способности;
  • классификация, типы и подтипы профессий;
  • профессиограмма;
  • профессиональная пригодность;
  • проектирование профессионального жизненного пути;
  • карьера, виды карьеры;
  • личный профессиональный план;
  • общение;
  • самооценка;
  • профпригодность;
  • компенсация способностей;
  • рынок труда.

На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:

  • раскрывать психологические особенности своей личности;
  • выявлять свои способности и профессиональные интересы;
  • определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
  • работать с профессиограммами;
  • ориентироваться в типах и подтипах профессий;
  • составлять личный профессиональный план;
  • проектировать свою профессиональную карьеру.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  •     при выборе учебного заведения при дальнейшем самоопределении;
  •     при выборе профессии.

Учебно-тематический план

№№ п.п

Наименование раздела темы

Количество часов

В том числе

Контрольных работ

Практических работ

ЛЛабораторных работ

1

Введение

1

-

-

-

22

Познавательные процессы и способности личности

2

-

1

-

33

Психология личности

3

-

1

-

4

4

Мир профессий  

5

-

2

-

5

 

Профессиональное самоопределение

 

4

-

   1

-

66

Подготовка к будущей карьере

1

-

-

-

7

Обобщение

1

-

-

-

Итого:

17  часов

-

5

-

Календарно-тематическое планирование

 №

Пп/п

Наименование

раздела

программы

Тема урока

Кол- во часов

Элементы

содержания

Требования

к уровню подготовки обучающихся

Формы

контроля

Дата

проведения

план

факт

11

Введение

Предмет и      задачи курса.

11

  Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.

Знать:

определение понятия «личный профессиональный план»;

роль профессионального самоопределения в жизни человека.

Уметь:

обосновывать важность выбора профессии в жизни человека;

называть основные элементы структуры личного профессионального плана;

называть основные проблемы, возникающие при выборе профессии

Вводный

22

Познавательные процессы и способности личности

Познавательные процессы личности.

11

  Память.

  Внимание.

  Ощущение.

  Восприятие. Представление. Воображение

Знать:

определения понятий «память», «внимание»;

виды памяти и внимания;

качества внимания;

определения понятий «ощущение», «восприятие», «представление», «воображение»;

определения понятий «мышление», «интеллектуальная сфера», «интеллект».

 Уметь:

называть основные процессы памяти;

перечислять основные виды памяти;

указывать отличительные особенности раличных видов памяти;

определять особенности своей памяти;

перечислять основные приемы и методы запоминания;

перечислять основные качества и виды внимания;

объяснять, чем различные виды внимания отличаются друг от друга;

определять особенности своего внимания;

объяснять, как происходит познание окружающего мира;

перечислять формы чувственного познания;

Текущий

33                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Познавательные процессы личности. Способности личности.

11

  Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и

  специальные. Условия развития способностей.

Знать:

виды мышления;

формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение;

основные операции мышления;

основные качества мышления;

определение понятия «способности»;

основные виды способностей;

особенности интеллектуальной сферы;

типы интеллекта.

Уметь:        перечислять типы мышления;

определять свой преобладающий тип мышления; называть формы логического мышления и определять их сущность;

перечислять основные мыслительные операции и качества мышления;

определять тип своего интеллекта;

объяснять необходимость наличия определенных условий для развития способностей.

Текущий

44

Психология личности

Психология личности. Характер и самооценка

11

  Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка.

Знать:

определения понятий «тип нервной системы», «темперамент», «характер», «само-оценка»;

типы нервной системы;

типы темперамента;

определение понятия «потребности»;

виды потребностей;

особенности делового общения.

Уметь:  

называть типы нервной системы и их раз-личия; определять свой тип нервной системы;

выявлять свой ведущий тип темперамента;

определять наиболее типичные черты своего характера;

исследовать формы проявления характера;

выявлять уровень самооценки.

Текущий

55

Самоопределение личности.

Мотивационная сфера.

11

  Самоопределение.  Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды.

Знать: особенности своей личности;              определение понятия «потребности»;                      виды потребностей.

Уметь: называть отличительные признаки видов мотивации; называть различные виды потребностей.

Текущий

66

Общение. Конфликты.

11

  Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.

Знать:  особенности делового общения;

определение понятия «конфликт»;

пути предотвращения и разрешения конфликтов.        Уметь: использовать приёмы делового общения, способы решения конфликтов; проектировать индивидуальные модели поведения в конфликтных ситуациях; указывать основные признаки делового общения; перечислять способы разрешения конфликтов; определять свой уровень конфликтности; объяснять особенности различных способов разрешения конфликтов.

Текущий

77

Мир профессий  

Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда.

1

1

  Понятия профессии, специальности,       специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и           условия труда.

Знать:

определения понятий «профессия»,              «специальность», «специализация»,                 «квалификация», «характеристика труда».

Уметь:

называть этапы профессионального              самоопределения и соотносить их со своим уровнем готовности к выбору профессии.

Текущий

88

Классификация профессий.         Понятие             профессиограмма

11

  Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы.

Знать:

определения понятий «классификация профессий», «цели труда», «орудия труда», «формула профессии», «профессиограмма».

Уметь: приводить примеры и указывать отличия в характере, процессе и условиях труда различных типов профессий («человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая си-стема», «человек – природа», «человек – художественный образ»).

Текущий

9

Типы профессий. Матрица выбора профессий. Характеристика профессий типа «человек – человек»

                1

  Типы профессий. Матрица выбора         профессии.

  Характеристика профессий типа «человек – человек».             Профессионально важные качества (ПВК).

Знать:

определения понятий «тип профессии», «тип личности», «подтипы профессий», «профессионально важные качества»;

подтипы профессий в сфере «человек – человек», «человек – техника»,; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.

Уметь:

выявлять тип своей будущей профессии;

определять свои профессиональные предпочтения; выделять подтипы профессий рассматриваемого  типа («человек – человек»).

Текущий

10

Характеристика профессий типа «человек –       техника» и         «человек –          знаковая система»

11

Типы про-фессий. Характеристика профессий типа «человек – техника», «человек – знаковая     система». Профессионально важные качества (ПВК).

Знать:

подтипы профессий в сфере «человек – техника», «человек – знаковая система основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.

Уметь: выделять подтипы профессий рассматриваемого  типа («человек – техника», «человек – знаковая система»).

Текущий

11

Характеристика профессий типа «человек –    природа» и   «человек –      художественный образ»

11

  Типы                профессий.

  Характеристика профессий типа «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).

Знать: подтипы профессий в сфере «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в данной сфере.

Уметь: выделять подтипы профессий рассматриваемого  типа («человек – художественный образ»).

Текущий

12

Профессиональное само-определение

Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»).

11

  Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»).     Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей.

Знать:

определения понятий «интересы», «склонности», «способности», «специальные спо-собности», «профпригодность», «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;

виды профпригодности.

Уметь:

выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;

делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»).

Текущий

13

Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»)

11

  Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»).

Знать: определения понятий  «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ»; компоненты и субъекты рынка труда.

Уметь: выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере                деятельности;

делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими                       способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);

называть мотивационные факторы выбора профессии.

Текущий

14

Выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» –            «надо»

11

  «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» –           «надо».  Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.

Знать:

определения понятий «интересы»,               «склонности», «способности», «специальные способности», «профпригодность»,                          «компенсация способностей», «рынок труда», «работодатель», «работник», «социальный заказ», «мотив», «мотивация»;

виды профпригодности.

Уметь:

выявлять собственные интересы и склонности в профессиональной сфере деятельности;

делать вывод о необходимости соотносить свои желания («хочу») со своими                        способностями и возможностями («могу») и требованиями рынка труда («надо»);

называть ошибки, которые могут быть допущены при выборе профессии;

перечислять основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.

Текущий

15

Мотивационные факторы выбора профессии.

11

  Мотивационные факторы выбора профессии.

Знать: определения понятий  «мотив», «мотивация».

Уметь:

называть мотивационные факторы выбора профессии.

Текущий

16

Подготовка к        будущей карьере

Понятие карьеры. Виды карьеры. Профессиональный рост.

11

  Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершен-ствования.

Знать: определения понятий «карьера», «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», «должность», «внутренняя оценка карьеры», «внешняя оценка карьеры».

Уметь: указывать отличительные признаки различных видов карьеры;                                         высказывать свое мнение по поводу влияния внутренней и внешней оценки карьеры на самооценку человека; определять цели собственной будущей карьеры.

Текущий

17

Обобщение

Построение личного профессионального плана. Зачёт

11

  Построение личного профессионального плана.

Знать:

определение понятия «личный профессиональный план».

Уметь:

провести сравнительный анализ ЛПП, составленного в начале и конце изучения курса «Человек и профессия».

Итоговый

Контроль результатов обучения

При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.

Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в папку «портфолио» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 6-х классов

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 6-х классов средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учреждения...

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7-х классов

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 7-х классов средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учре...

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8-х классов

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 8-х классов средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учре...

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 9 классов

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 9 классов школы № 169 является локальным и индивидуальным документом образовательного учреждения. Она показывает как ...

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-го класса

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10-го класса средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учр...

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11-го класса

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 11-го класса средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учр...

Рабочая программа курса индивидуально-групповых занятий для учащихся 8-9 классов "Подготовительный"

Данная рабочая программа позволяет повысить интерес учащихся к математике и подготовить их к различным математическим соревнованиям и ГИА....