Рабочая программа курса индивидуально-групповых занятий для учащихся 8-9 классов "Подготовительный"
рабочая программа (8 класс) на тему

Кочеткова Любовь Владимировна

Данная рабочая программа позволяет повысить интерес учащихся к математике и подготовить их к различным математическим соревнованиям и ГИА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igz_8-9_klass_podgotovitelnyy.docx41.04 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

курса индивидуально-групповых занятий по математике

«Подготовительный»

для учеников 8-9 классов.

Пояснительная записка

       Программа  индивидуально-групповых занятий по математике для основной школыпредназначена для обучающихся 8-9  классов МБОУ «Школа №161».  Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования  (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010г.), примерной программой одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15). В программе учитываются основные идеи и положения программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с программой индивидуально-групповых занятий в 7 классе . Основное внимание уделяется знакомству обучающихся с методами научного познания,  постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Данный  курс выполняет функцию поддержки основных курсов цикла математического образования основной школы, ориентирован на углубление и расширение предметных знаний по математике и может быть включён в систему предпрофильной подготовки учащихся. Целью организации индивидуально-групповых занятий является расширение кругозора учащихся, развитие математического мышления, формирование активного познавательного интереса к предмету, воспитание мировоззрения и ряда личностных качеств. Занятия дополняют обязательную программу по алгебре и геометрии и призваны способствовать более глубокому усвоению материала. Примечательной особенностью является то, что программа курса составлена из ряда основных тем, содержание которых непосредственно примыкает к общему курсу математики. Индивидуально-групповые занятия по математике должны быть использованы для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, пространственного воображения, исследовательских навыков, смекалки, развития правильной математической речи, привития вкуса к чтению математической литературы, для сообщения учащимся сведений из истории  математики, а также для подготовки к государственной итоговой аттестации.

Общая характеристика учебного курса

Цели курса:

  • расширение кругозора учащихся.
  • развитие математического мышления.
  • формирование активного познавательного интереса к предмету.
  • обучение самостоятельному применению знаний в нестандартных ситуациях.
  • развитие навыков самообразования.
  • развитие исследовательских навыков.

Содержание учебной работы учащихся на занятиях определяется не только математическим содержанием изучаемых тем, но и различными методическими факторами:

  • характером объяснения учителя,
  • соотношением теории и практики,
  • содержанием познавательных вопросов и задач,
  • сочетание самостоятельной работы и коллективного обсуждения полученных каждым учеником результатов.

Занятия могут быть использованы для подготовки к государственной итоговой аттестации, для предпрофильной подготовки, для ознакомления учащихся с применением математики на практике, для привития учащимся конструктивных навыков, навыков в моделировании и т.д. Могут использоваться разнообразные формы проведения занятий рактикумы,семинары, проекты, доклады, лабораторные работы).

Описание места курса в учебном плане

Курс рассчитан на  1 час в неделю , всего 70 часов (35часов - в 8-м классе и 35 часов - в 9-м классе).

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения курса

Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:

личностные:

-сформированность целостного мировоззрения,

-умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию,

-умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

-способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

метапредметные:

-умение  выбирать наиболее эффективные способы решения,

-умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаково- символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

-сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

-умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

-умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

предметные:

-умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач,

-умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами,

-умение решать линейные  уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;

-овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой,

-умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;

-умение распознавать плоские геометрические фигуры, различать их взаимное расположение, аргументировать суждения, используя определения, свойства и признаки;

-умение изображать планиметрические фигуры, выполнять чертежи по условию задач, осуществлять преобразования  планиметрических фигур;

-умение решать задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними;

-умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.

Содержание учебного курса

8 класс

Арифметика. Математика и окружающий мир(8 часов). Различные системы счисления. Решение арифметических задач повышенной трудности. Математика на каждом шагу (решение задач с практическим содержанием). Замечательные свойства натуральных чисел.

Планиметрия (8 часов). Геометрические упражнения с листком бумаги. Задачи на разрезание и перекраивание фигур. Занимательные задачи на построение. Осевая симметрия. Центральная симметрия на плоскости.

Алгебра (10 часов). Занимательные и исторические задачи на составление уравнений. Неопределённые уравнения первой степени. Разложение многочленов на множители. Решение и исследование алгебраических уравнений и систем уравнений. Решение задач ГИА по алгебре. Математический турнир.

Графики функций (9 часов) Линейная функция и её график. Свойства линейной функции. График квадратичной функции. Графическое решение систем уравнений и квадратных уравнений. Построение, чтение и применение графиков. Защита проектов. Итоговое занятие.

9 класс.

Функции (10 часов). Квадратичная функция. Общие свойства квадратичной функции. Квадратичная функция в заданиях с параметрами. Дробно-линейная функция.

Многочлены (10 часов). Деление многочленов и теорема Безу. Многочлены вида   и . Формулы Виета. Решение кубических уравнений.

Планиметрия (15 часов). Элементы тригонометрии в планиметрии. Пифагоровы  треугольники. ТЕОРЕМА Стюарта. Решение треугольников. Олимпиадные задачи на треугольники. Вывод формул площади четырёхугольника. Метод площадей в решении задач. Решение задач ГИА по геометрии.

Тематическое планирование.

8 класс.

Тема

Кол-во часов

Форма проведения

1

Различные системы счисления.

1

Лекция

2

Решение задач на перевод от недесятичной системы счисления к десятичной и наоборот.

1

Практическое занятие

3-4

Решение арифметических задач повышенной трудности.

2

Практическое занятие

5-6

Математика на каждом шагу (решение задач с практическим содержанием).

2

Практическое занятие

7-8

Замечательные свойства натуральных чисел.

2

Практическое занятие

9

Геометрические упражнения с листком бумаги.

1

Практическое занятие

10

Проект «Задачи-парадоксы».

1

Исследование

11-12

Задачи на разрезание и перекраивание фигур.

2

Практическое занятие

13-14

Занимательные задачи на построение.

2

Практическое занятие

15

Осевая симметрия.

1

Защита проектов

16

Центральная симметрия на плоскости.

1

Творческая мастерская

17-18

Занимательные и исторические задачи на составление уравнений.

2

Практическое занятие

19-20

Неопределённые уравнения первой степени.

2

Лекция, практическое занятие

21-22

Разложение многочленов на множители.

2

Практическое занятие

23-24

Решение и исследование алгебраических уравнений и систем уравнений.

2

Практическое занятие

25-26

Математический турнир.

2

Урок-игра

27

Линейная функция и её график.

1

Практическое занятие

28

Свойства линейной функции.

1

Практическое занятие

29

График квадратичной функции.

1

Практическое занятие

30

Графическое решение систем уравнений и квадратных уравнений.

1

Практическое занятие

31-32

Построение, чтение и применение графиков.

2

Практическое занятие

33-34

Защита проектов.

2

Защита проектов

35

Итоговое занятие.

1

Практическое занятие

Итого: 35 часов

9 класс.

Тема

Кол-во часов

Форма проведения

1

Квадратичная функция.

1

Практическое занятие

2-3

Общие свойства квадратичной функции.

2

Практическое занятие

4

Квадратичная функция в задачах.

1

Практическое занятие

5-6

Квадратичная функция в заданиях с параметром.

2

Лекция

7

Дробно-линейная функция.

1

Лекция

8-10

График дробно-линейной функции.

3

Практическое занятие

11

Многочлены.

1

Лекция

12-13

Деление многочленов.

2

Лекция, практическое занятие

14-15

Теорема Безу.

2

Лекция, практическое занятие

16

Многочлены вида - и +.

1

Лекция

17-18

Формулы Виета.

2

Практическое занятие

19-20

Решение кубических уравнений.

2

Лекция

21

Элементы тригонометрии в планиметрии.

1

Лекция

22-24

Решение задач.

3

Практическое занятие

25

Пифагоровы  треугольники.

1

Исследование

26-27

Теорема Стюарта.

2

Лекция

28

Решение треугольников.

1

Практическое занятие

29-30

Олимпиадные задачи на треугольники.

2

Практическое занятие

31-32

Площадь четырёхугольника.

2

Лекция, практическое занятие

33

Метод площадей в решении задач.

1

Практическое занятие

34-35

Решение задач ГИА по геометрии.

2

Практическое занятие

Итого: 35 часов

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра . 7-9 классы. Составитель Т.А. Бурмистрова. М.,2008.
  2. Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия . 7-9 классы. Составитель Т.А. Бурмистрова. М.,2008.
  3. Факультативный курс математики 8-9 классов (предпрофильная подготовка учащихся). Составители: И.Г.Малышев, М.А.Мичасова., Н.Н.,2010.
  4. Алгебра и начала анализа: сборник задач для подготовки и проведения итоговой аттестации за курс средней школы/ под ред. С.А.Шестакова, М., 2007.
  5. Атанасян Л.С. Геометрия. Дополнительные главы к учебнику 8 класс. М.,2002.
  6. Атанасян Л.С. Геометрия. Дополнительные главы к учебнику 9 класс. М.,2002.
  7. Семёнов А.Л. ГИА: 3000 задач с ответами по математике. Все задания части 1. – М.,2013.

Интернет-ресурсы

  1. Всем кто учится. http://www.alleng.ru
  2. Математическое образование. Прошлое и настоящее. http://www.mathedu.ru
  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru
  4. Математические этюды. http://www.etudes.ru/ru/
  5. Готовые презентации для школьников и студентов. http://prezented.ru
  6. Конкурс Ребус. help@konkurs-rebus.ru
  7. Для подготовки к ГИА. alexlarin.net.

Планируемые результаты изучения учебного курса.

Личностные:

обучающиеся научатся:

  1. ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  2. контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

обучающиеся получат возможность научиться:

  1. распознавать логически некорректные высказывания,
  2. отличать гипотезу от факта,
  3. креативно мыслить;

метапредметные:

регулятивные

     обучающиеся научатся:

  1. формулировать и удерживать учебную задачу;
  2. планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. решать задачи с физическим содержанием;

обучающиеся получат возможность научиться:

  1. предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
  2. прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей;
  3. проводить геометрические исследования в компьютерной среде.

познавательные:

обучающиеся научатся:

  1. осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  2. находить в различных источниках информацию и представлять ее в понятной форме;
  3.  создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

обучающиеся получат возможность научиться:

  1. планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  2. выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
  3. выдвигать гипотезы при решении учебных и понимать необходимость их проверки;

коммуникативные:

обучающиеся научатся:

  1. организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  2. взаимодействовать и находить общие способы работы, работать в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, слушать партнера, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  3. аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

обучающиеся получат возможность научиться:

  1. продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  2. оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности.

предметные:

обучающиеся научатся:

  1. работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, обосновывать суждения;
  2. выполнять алгебраические преобразования, применять их для решения математических задач;
  3. самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях при решении практических задач;
  4. решать различные алгебраические и геометрические  задачи;
  5. раскладывать многочлены на множители различными способами;
  6. решать уравнения высших степеней;

обучающиеся получат возможность научиться:

  1. применять изученные понятия, результаты и методы при решении   задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
  2. выступать перед аудиторией с подготовленными сообщениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 6-х классов

Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 6-х классов средней общеобразовательной школы № 169 разработана в соответствии с учебным планом образовательного учреждения...

Рабочая программа по индивидуально-групповым занятиям по математике для учащихся 5 класса

Данный курс посвящен отработке навыков, полученных на уроке,  а также некоторому  углублению тем математики, изучаемых в курсе 5 класса общеобразовательной школы....

Рабочая программа курса "Индивидуально-групповые занятия по русскому языку" для 7 класса

Рабочая программа курса "Индивидуально-групповые занятия по русскому языку" для 7 класса позволяет дифференцированно подходить к дополнительным занятиям с обучающимися....

Рабочая программа индивидуально-групповых (групповых) занятий для учащихся 3 класса с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (сенсорное развитие)

Программа является вариативной, имеет адресную направленность на конкретного ребёнка или подгруппу учащихся, имеющих сходные затруднения. Сенсорное развитие составляет основу умственного развития ребе...

Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы» для учащихся 6-10 классов

Цель: Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и адаптивных форм поведенияЗадачи программы:- Формирование способности распознавать и дифференциацировать эмоциональные состояния;- Развитие произ...