Методические рекомендации по развитию творческих способностей детей на основе изучения народных промыслов
методическая разработка на тему

Папырина Наталья Васильевна

Методические рекомендаци предназначены для педагогов дополнительного образования для проведения занятий по изучению народных промыслов России. К разработке прилагаются конспекты занятий по изготовлению матрешки-игольницы и декоративного изделия по мотивам жостовского промысла. Рассчитаны на детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

МБУДО «Центр внешкольной работы Советского района» г.Брянска

Методические рекомендации

по развитию творческих способностей детей

на основе изучения народных промыслов

Разработала:

педагог дополнительного

 образования

Папырина Н.В.

        

г.Брянск

2015 год

Введение

Детское сердце чутко к призыву творить красоту….

Важно только, чтобы за призывами следовал труд.

В.А. Сухомлинский

Прекрасное всегда доставляет людям радость, пробуждает их мысли, обостряет чувства, духовно обогащает. Еще на заре истории люди, живя в очень суровых условиях, стремились украсить свое жилище и предметы быта. Во всем, что выходило из рук народного мастера, сделанное для семьи или подарка, нашел замечательное выражение опыт многих поколений в обработке различных материалов.

Мастер-это не только умелец, но обязательно человек высокой культуры и светлого духа. Отсюда особое внимание к знанию народного искусства.

Значимость данных методических рекомендаций заключается в том, что в ней делается попытка представить деятельность педагога дополнительного образования, направленную на развитие творческих способностей воспитанников на занятиях на основе изучения народных промыслов.

Использование знаний, полученных в процессе ознакомления с народными промыслами,  дает возможность не ограничивать учебный процесс строгими рамками, а предоставляет возможность изменить его в зависимости от интересов детей.

В методических рекомендациях затронуты вопросы важности воспитания творческой личности. Важность соединения обучения с трудом. Включение воспитанников в систематический, организованный, посильный для их здоровья и возраста полезный труд, необходимый обществу.

В методических рекомендациях раскрываются методы обучения, стимулирующие познавательную творческую деятельность воспитанников, а также содержится конкретный материал - рекомендации по проведению занятий по темам: «Изготовление изделия на основе Русской матрешки», «Изготовления изделия по мотивам Жостовского промысла»

В рекомендациях по проведению занятий представлены наглядные пособия по указанным народным промыслам, инструкционно - технологические карты по изготовлению изделий, которыми можно воспользоваться при подготовке к занятиям.

Данные методические рекомендации могут помочь педагогам дополнительного образования в организации учебного процесса. Выполнение предлагаемых практических работ не требует особых материальных затрат. Из обыкновенных материалов, простыми инструментами, можно изготовить изделия, которые будут являться настоящими произведениями искусства.

Библиография

Рассматриваемый в методических рекомендациях вопрос находит отражение в современной литературе:

«Секреты мастерства» Н.М. Конышева, 1997 г.

Конышева Н.И. считает самым главным духовно – нравственное обогащение детей параллельно с развитием их разума и совершенствованием практических умений. Содержательным стержнем работы является исторический опыт человечества, отраженный в создаваемых их вещах.

         «Одной из важнейших задач современного обучения является развитие у учащихся творческой инициативы и самостоятельности, повышающей роль творчества в формировании личности, способной в будущем к высокопроизводительному труду» (Хохлова Н.В. Творческие проекты в младшей школе. Под редакцией В.Д.Симоненко. Брянск: Издательство БГПУ.НМЦ «Технология»,1999.-52с.).

 «Прогресс современного общества невозможен без развития свободного творческого труда и значительного повышения эффективности производства. А это, безусловно, требует воспитания трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к труду с ранних лет» (Народные художественные промыслы. Под редакцией О.С. Поповой).

Здесь рассказывается о наиболее известных традиционных художественных промыслах России

Значимость народного творчества

Творческому развитию детей способствует изучение на занятиях различных видов народного творчества. На ярком и доступном материале дети постигают смысл и сущность исторических традиций. Веками собирались и копились народом знания, вырабатывались свои традиции, свои секреты. Может возникнуть вопрос, а для чего нам современным людям нужны эти «устаревшие знания», и знания народного творчества.

Попробуем поразмышлять об этом. А для начала вчитаемся в слова русского писателя Василия Белова: «Шагнуть вперед можно только тогда, когда нога отталкивается от чего-то, движение от ничего или из ничего невозможно». Изучение народного творчества формирует у детей понимание того, что вещи, которые создает человек, не могут появиться ни с того, ни с сего.

В процессе получения новых знаний формируется заинтересованность и почтительное отношение к культурным традициям, уважение к мудрости мастерства. Освещение исторических фактов, сознательное овладение теми или иными видами практической деятельности, информацией о зарождении и развитии народных промыслов – на таком материале дети учатся размышлять, творчески мыслить.

Народное декоративное искусство – неиссякаемый источник мудрости и красоты. Узнать народное искусство – значить и полюбить его, поняв и почувствовав, что это основа всей художественной культуры народа. С древности народными мастерами создана высокая культура бытовой вещи. Красота в народном творчестве неразрывно связана с добром. И как бы далеко не шагнула техника, как бы ни преуспевала во всех сферах производства электроника, «умные» роботы, механические руки – живые человеческие руки не могут оставаться без дела. Своими руками сработанная вещь, в которой можно выразить себя, свои чувства, проявить смекалку, творческую фантазию – эта вещь всегда найдет место среди стандартных промышленных изделий. Мастерить, фантазировать, подчинять себе материал – в этом человек проявляет свою истинно человеческую сущность и в наибольшей степени ощущает себя творцом. Особенно восприимчивы к проявлению прекрасного дети. Поэтому очень важно приобщить детей к народному творчеству – фундаменту, на котором выросло здание нашей художественной культуры.

Развитие творческих способностей учащихся

Считается доказанным, что  если к творческой деятельности «не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому мастерству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научить» (Скаткин М.Н.)

Психологи утверждают, что деятельность учащихся, когда они в процессе работы что – то изменяют, дополняют, комбинируют, вносят «Йоту нового», представляет не что иное, как творчество. Почему же в наше время повышается роль воспитания творческой личности?

Творческое начало заложено в природе каждого человека. Все дети активные творцы. Занимаясь творчеством, дети могут практически применить и использовать полученные знания в различных областях, что в будущем может облегчить сознательный выбор профессии и последующее овладение специальностью. В процессе творчества учащиеся овладевают элементарными приемами работы с различными материалами и инструментами.

В.А.Сухомлинский подметил: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли….». В воспитании личности, способной к творчеству, на первый план выступает процесс творческой деятельности и только, как следствие его – результат труда. Для формирования творческой личности можно использовать все методы, которыми располагает современная дидактика:

Объяснительно – иллюстративные – рассказ, объяснения, демонстрации, опыты – способствуют формированию первоначальных сведений об основных материалах, инструментах, технологии, организации труда. Репродуктивные методы содействуют развитию практических умений и навыков. Проблемно – поисковые в совокупности с предыдущими способствуют развитию творческих способностей детей.

Формы проведения занятий

В психо – педагогических исследованиях была обнаружена возможность обучения детей с помощью инструкционных карт, планирования работы над любым изделием, контроля и объективной оценке готового изделия. Применение инструкционных карт повышает производительность труда, помогает учащимся приобрести навыки планирования. Четкая последовательность заранее проверенных и обоснованных действий экономит время учащихся при изготовлении изделия. У учащихся действительно формируется умение планировать работу. Но использование такой карты на занятии ставит ученика в позицию слушателя и исполнителя. При таком методе самостоятельность сводится к нулю. Дети изготовляют изделие под диктовку педагога.

Поэтому, планируя занятие согласно его задачам и содержанию, педагог должен правильно выбрать проблемно – поисковые методы для развития творчества, самостоятельности, инициативы. Становление творческой личности предполагает использование на занятиях постановки проблемных задач. Возникает противоречие между необходимостью использования репродуктивных методов и ограниченностью их в развитии творческих возможностей учащихся.

Опыт практической работы показывает, что разрешить это противоречие можно путем сочетания репродуктивных и проблемно – поисковых методов при использовании различных дидактических средств. Помощь педагога в процессе разработки учащимися технологии изготовления изделия не должна выражаться в том, что сам педагог предлагает наилучший вариант. Он должен создавать условия для успешного выполнения работы, возбуждать любознательность детей, предлагая им задачи, соразмерные с их знаниями, и своими наводящими вопросами помогать решать возникающие трудности. Помощь педагога может быть выражена в форме пояснения, напоминания, конкретизации.

Педагог стимулирует творческий поиск учащихся, фиксирует их предложения, помогает отобрать и обосновать рациональные идеи, оказывает помощь в их осуществлении.

Важным моментом при этом является формирование у учащихся умения реально сопоставлять свои возможности. Педагог должен помочь детям сконцентрировать внимание на конкретных задачах.

Заключение

Методическая разработка написана в соответствии с авторской  программой педагога «Калейдоскоп творчества».  В программе предусмотрен комплекс занятий по народному художественному промыслу России.

В разработке предусмотрена практическая и теоретическая творческая деятельность учащихся. Занятия направлены на осознанное восприятие учебной информации, конечным результатом которого является возможность творческого использования каждым ребенком багажа полученных знаний, умений и навыков.

Разработка практических работ представлена с подробным описанием, а задания носят как репродуктивный, так и творческий характер. Разработка содержит иллюстративный материал,  опираясь на него, учащиеся могут освоить азы практической деятельности. Главным в этих занятиях духовно – нравственное обогащение  учащихся параллельно с развитием их разума и совершенствованием практических умений. Содержательным стержнем работы на данном зтапе является исторический опыт человечества, отраженный в создаваемых им вещах. На ярком и доступном материале учащиеся постигают смысл и сущность исторических традиций. Ненавязчивое формирование заинтересованного и почтительного отношения к культурным традициям, уважение к мудрости мастерства – такова цель занятий. Не нравоучительные беседы, а освещение исторических фактов, не механическая работа, а овладение практической деятельностью – на таком материале ребята учатся размышлять, формулировать выводы. Кому – то может показаться, что работа по изготовлению изделий слишком проста. Изготовление на первый взгляд простых изделий, но с учетом определенных канонов, требует от учащихся более высокого уровня мышления и более совершенных практических навыков. Все внимание сосредотачивается на историческом опыте, на обязательном его изучении. Постигая,  практические основы мастерства ребята,  приобщяются к человеческой культуре. На такой базе они в дальнейшем будут осваивать культуру в разнообразных видах деятельности.

Использованная литература

Бедник И.И. «Цветы на подносе», 1986 год.

Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству – ППб: Детство – Пресс, 2004г.

Конышева Н.М. Секреты мастеров»  LINKA-PRESS. 1997

Никологорская Ольга  «Основы художественного ремесла» Москва «АСТ - ПРЕСС» 1997

МителлоК. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002г.

Попова О.С. Народные художественные промыслы

Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. – М.: Мозаика-Синтез. 2009г.

Хохлова Н.В. Творческие проекты в младшей школе. Под редакцией            В. Д.Симоненко. Брянск: Издательство БГПУ. НМЦ «Технология»,1999.-52с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию творческих способностей воспитанников.

Возможно эти методические рекомендации кому-то пригодятся в эго дальнейшей работе....

Методические приемы развития творческих способностей обучаемых на основе изучения композиции художественной народной росписи.

Содержание урока по декоративно - прикладному творчеству с учащимися 4 класса. Цель урока - познакомить учащихся с различными направлениями декоративной народной росписи, с отличительными чертам...

Методические приемы развития творческих способностей обучаемых на основе изучения композиции художественной народной росписи.

Содержание урока по декоративно - прикладному творчеству с учащимися 4 класса. Цель урока - познакомить учащихся с различными направлениями декоративной народной росписи, с отличительными чертам...

Приложение к методическим рекомендация по развитию творческих способностей

Практическое приложение включает в себя методические рекомендации по проведению занятий в объединении декоративно-прикладной направленности и конспект занятия по изготовлению матрешки-игольницы...

Методические рекомендации по развитию творческих способностей учащихся начальной школы на занятиях хореографией посредством танцевальных игр

В данной работе представлен опыт автора по использованию танцевальных игр на занятиях хореографией в целях развития творческих способностей. Она содержит в себе как теоретическую часть с подробным опи...

Развитие творческих способностей детей в процессе изучения культуры и традиций народа.

В статье  анализируются способы развития творческих способностей, приводятся  приемы анализа и сравнения культуры и традиций народов....