Обобщение педагогического опыта.
материал на тему

Обобщение педагогического опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_novyy.docx28.94 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение педагогического опыта

педагога дополнительного образования

МБОУ ДОД «ЦДОД» «ЮНИТЭР»

Рузаевского муниципального района

Мустафиной Эльмиры Айсиновны

«Оригами – как всестороннее развитие личности ребёнка, его умственных и творческих способностей».

«Истоки творческих способностей и

дарования детей на кончиках их пальцев».

В.А.Сухомлинский.

1.Актуальность и перспективность опыта.

    Каждый ребенок талантлив, нужно увидеть этот талант, развить его и приумножить. Это одна из задач, которая стоит перед учреждениями дополнительного образования, где ребенок проявляет интерес к творчеству, осознает, что он тоже может сделать своими руками красивые вещи. Как успешно развить его способности, во многом зависит от педагога. Передо мной, как педагогом дополнительного образования, встает вопрос: как организовать работу с детьми так, чтобы дать возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир творчества, проявлять и реализовывать свои способности, как сделать занятия более интересными, плодотворными. Способности у всех разные, видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия педагога. Поэтому я превращаю свои занятия в совместную творческую деятельность с обучающимися.

   Работа в технике «оригами»- это доступное и увлекательное для детей занятие. За короткое время они могут научиться превращать такой доступный материал как бумага, в удивительные изделия.

   Систематические занятия в творческом объединении, способствуют развитию художественного вкуса и логики, конструктивного мышления, творческого воображения, концентрации внимания, заставляют сосредоточиться на процессе изготовления и получения желаемого результата. На занятиях творческого объединения «Оригами» я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека.

   Заниматься оригами с детьми  необходимо  с семи лет, так как возможность развития мелкой моторики ребенка напрямую связано с развитием интеллекта.  Этот вид искусства, благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти. Дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности, воспроизводят сохранённые в памяти знания и умения.

– Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.

– Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.

– Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

– Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

– Оригами активизирует мыслительные процессы.

В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) с словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность  (самостоятельное выполнение действий).

– Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

– Оригами успокаивает нервную систему, улучшает работу мозга и синхронизирует работу обоих полушарий головного мозга. Помимо этого оригами воспитывает любовь к природе, эстетический вкус, доброту и чуткость, удовлетворяет потребности человека в самооценке, самоуважении и саморазвитии.

– Оригами – это одно из уникальных занятий для всех и каждого, независимо от физического и психологического состояния.  

   Занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и бумаге. Занятия влияют на формирование самостоятельности.

   И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе искусство оригами.

       2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия                    возникновения, становления опыта.

   Ведущей педагогической идеей опыта является вовлечение обучающихся в активную творческую деятельность на основе сотрудничества, как одного из условий психологической комфортности воспитанника в образовательном процессе.

   Путем некоторых манипуляций с бумагой дети из одной фигуры получают совсем другую, таким образом, развивается фантазия, формируется творческое воображение, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и  утвердиться в обществе сверстников.

   При отборе дидактических единиц ("чему учить?"), с одной стороны, и при выборе целевого направления ("для чего учить?"), с другой стороны, в оригами как образовательном процессе обнаруживаем чрезвычайную концентрацию проблем.  Природа этих проблем однозначно вытекает из смысла оригами.

   В оригами комплексно присутствуют:


        
интеллектуально-познавательные составляющие:

  • логические и технические, развивающие техническую изобретательность;
  • эстетические и художественно-изобразительные, развивающие художественную одарённость;

        досуговые и социально адаптирующие составляющие:

        Оригами комплексно выполняет основные функции в области образования и педагогики, касающиеся категорий:

  • "учить" ("знать", "уметь" и "владеть" или "знания", "умения" и "навыки");
  • "развивать"; "воспитывать".

        Оригами, будучи игрой, вносит в образовательный процесс немало специфического. Так обучающиеся вовлекаются в "мир оригами", или:

  • мир общения (восприятие, самовыражение, убеждения, поведение, этика, риторика, интеллект, телекоммуникация);
  • мир искусства (творчество, эстетика, экология человека);
  • мир науки, техники и технологии (творчество, логика, экология природы).

  Оригами имеет возможность объединять:

  • детский и взрослый интересы,
  • детские и педагогические ценности,
  • гуманитарное и политехническое образования,
  • естественнонаучные и логические знания,
  • восточные и западные традиции культуры,
  • нравственно-идеологические и научно-технические системы взглядов.

  3.Теоретическая база опыта.

    Фридрих Фребель, известный немецкий педагог, именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии. Он говорил: «Оригами это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий».

   В.М. Бехтерев писал: «что движение рук тесно связано с речью и её развитием». В.А Гиляровский отмечал, что «запоздалое развитие речи в свою очередь в большинстве случаев представляет частичное проявление общего недоразвития моторики».

   Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

   Занятия оригами имеют большое значение в развитии умственных и творческих способностей детей.

              4. Технология опыта.

   Работу в данном направлении я веду по принципу перехода от простого к сложному.

   Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Оригами», по которой я работаю, рассчитана на 4 года обучения, для детей от 7 до 14 лет. Работу я веду по принципу перехода от простого к сложному.

   На первых занятиях я рассказываю об истории возникновения бумаги и искусства «оригами». Показываю способы приготовления квадратов нужной величины, учу складывать простые модели оригами.

   К концу первого года обучения дети легко усваивают такие понятия, как диагональ, деление угла пополам, базовая форма, одностороннее оригами, умеют изготавливать минимальное оригами, знают способы гофрировки.

   Чтобы детям легче было овладеть техникой складывания поделок из бумаги, я использовала разные приёмы: объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры, выполнение действий с детьми с проговариванием, выполнение действий по инструкционным картам и схемам.

   В ходе деятельности стремилась создавать ситуацию успеха и положительного взаимоотношения в группе, прививать настойчивость в достижении цели, путём вовлечения воспитанников в мероприятия и праздники.  Каждый ребенок должен знать, что если ему многое пока не удается и его возможности ограничены, но они совершенствуются, развиваются, и завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня. Поэтому я постоянно поддерживаю каждого ребенка в различных ситуациях и помогаю ему поверить в свои силы.

   Ребенок в школе чрезмерно загружен, а оригами дает ему возможность выйти в какой-то другой мир, где он может творить, и развивать творческое воображение.

Занятия  расширяют представление о технологии, используя метапредметную связь с предметами художественно - эстетического цикла, введению дополнительных методов и приёмов: выполнение действий по инструкционным картам и схемам. Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.  Предлагаемая система практических занятий позволит формировать, развивать, корректировать у обучающихся пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь легко и радостно включиться в процесс обучения. 

   Во второй год обучения, опираясь на полученный ранее опыт детей и их интерес к технике оригами, работу провожу более углублённо.

   На занятиях творческого объединения «Оригами» дети осваивают способы конструирования поделок, основанные на умении складывать квадрат в разных направлениях, подравнивая противоположные стороны и углы; приемы складывания на основе нескольких базовых форм: треугольник, двойной треугольник, конверт, воздушный змей.

   К концу второго года обучения я постепенно перехожу к модульному оригами, которая интересна тем, что из нескольких одинаковых заготовок в процессе дальнейшего их соединения получается единая поделка. При этом ребенок проявляет волевые усилия и развивает мелкую моторику пальцев. Детей очень захватывает этот вид оригами, они с удовольствием изготавливают поделки в этой технике, любят дарить в подарок своим родителям, друзьям, учителям, участвовать в конкурсах разного уровня: международных - «Подводный мир», всероссийских -  «Зеленая планета», республиканских - «Защитим лес», «Конкурс по пожарной безопасности» и т.д., муниципальных - «Вторая жизнь отходов», «Дорога безопасности», «Конкурс на знание государственной символики», многочисленных учрежденческих и интернет конкурсах.  Поделки из бумаги мы использовали для украшения и оформления кабинета.

   В третий и четвертый годы обучения я продолжаю обучать детей новым базовым формам оригами, учу и дальше осваивать модульное оригами, работать со схемами.

   Постепенность усложнения занятий, взаимодействие и доброжелательное отношение в коллективе вырабатывает устойчивый интерес обучающихся к занятиям. Дети с удовольствием занимаются оригами. Такое увлечение, на мой взгляд, в большей степени связано с самой сущностью оригами, где сходятся разнородные психо-физиологические механизмы: движение и воображение (логическое и пространственное), размышление и воображение, интерес быстрого достижения цели. Если ребёнок утомляется, он тут же переключается на другую составляющую деятельности: от складывания переходит к игре с готовой поделкой, рисует последовательность складывания, читает схемы, составляет готовые оригами в панно. Такая смена внимания предупреждает умственные переутомления детей при насыщенной, согласованной и разнообразной работе мысли и рук. За время работы я, как педагог,  нахожусь  в постоянном творческом  поиске, сочетая традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания и умения моих учеников соответствовали современным требованиям образования, я использую такие технологии, как: информационно-компьютерные, (создание презентаций к занятиям, работа с ресурсами интернета), здоровьесберегающие (физкультминутки), игровые.

                 5. Анализ результативности.

   Из опыта работы видно, что у детей возрос интерес к оригами. Дети приобрели опыт эстетического восприятия, повысился уровень художественных способностей. Стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, которые участвуя в Международных, Всероссийских, республиканских, муниципальных, учрежденческих конкурсах и  занимают призовые места: Кулагина Полина – Лауреат Международного фестиваля «Звезды нового века»; Федотова Арина – Лауреат Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета»; Русскина Алёна – диплом победителя – 3 место Всероссийский творческий конкурс «Арт-талант»; Ковайкин Влад,– диплом победителя – 2 место Всероссийский творческий конкурс «Арт-талант» ; Куликов Сергей – диплом за активное участие в Республиканском конкурсе детско-юношеского творчества по пожарной безопасности; Моисеева Дарья- муниципальный конкурс «Вторая жизнь отходов» – Победитель в номинации «Модель одежды»; Местюкова Ангелина- муниципальный конкурс «Вторая жизнь отходов – 2 место;  Кулагина Полина- муниципальный конкурс на знание государственной символики Российский федерации – победитель в номинации «Оригами» и т.д.

    6.Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Чтобы  результат моей работы был еще более эффективным, необходимо продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию самостоятельности, всестороннему развитию личности ребёнка, его умственным и творческим способностям.

     7.Адресные рекомендации по использованию опыта

Свой материал я разместила на сайте:

http://nsportal.ru/mustafina-elmira-aysinovna-0

http://www.schoolrm.ru/schools_ruz/uniterruz/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта.

 Обобщение педагогического опыта.АктуальностьУсловия возникновения, становления и адресная направленность опыта   Ведущие педагогические идеи           Теоретическая база и технология        Новизна С...

Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка Козловой М. А.

На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"

Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....

Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)

Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...