Конспект занятия кружка "Домисолька" . Тема "Оркестр русских народных инструментов".
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Кривоносов Александр Петрович

На занятии идёт разговор о музыкальных инструментах оркестра русских народных инструментов, о его составе, об В.В. Андрееве, его создателе. Ребята прослушают, как звучит каждый инструмент и оркестр в целом, познакомятся с русской народной песней "Коробейники". Цель занятия - донести до каждого  ребёнка, что народная музыка – зеркало жизни народа, в которой отражаются не только те или иные события в жизни народа, но и дух, атмосфера всей его жизни. В произведениях народного творчества воплотились народный опыт, традиции, мировоззрение, то есть передана народная мудрость. Народная музыка играла и продолжает играть огромную, решающую роль в возникновении и развитии профессионального музыкального творчества. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН

 внеклассного занятия кружка «Домисолька»

«Оркестр русских народных инструментов».

Преподаватель: Кривоносов А.П.

Цели: 

  1. Заинтересовать детей игрой на народных инструментах и развить желание учиться игре на балалайке и домре.

Задачи: 

  1. Обобщить и расширить знания детей в области национальной культуры и музыкального творчества
  2. Познакомить с русскими народными  инструментами, приемами игры на них
  3. Способствовать формированию у обучающихся интереса  и мотивации к дальнейшей деятельности
  4. Создать эмоционально-положительный настрой и умение работать в коллективе

Оборудование:

  • Комплект музыкальных инструментов
  • Баян
  • Стулья
  • Маленькие колокольчики
  • Демонстрационный материал: таблицы, иллюстрации

План занятия.

Этап занятия

Содержание

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ – 5 МИН

Приветствие воспитанников. Знакомство. Сообщение цели учебного занятия.

Здравствуйте, уважаемые  ребята! Я сегодня хочу  пригласить вас в чудесную страну музыки. Я хочу начать сегодня с игры «Вопрос-ответ»:  я буду задавать вопрос, а вы будут отвечать «да» или «нет». Но секрет этой игры в том, что все вопросы музыкальные:

  • Любите ли вы музыку?
  • Детские песни?
  • Эстрадные?
  • А русские народные песни?
  • Весёлая музыка вам нравится?
  • А грустная?
  • Вы любите петь?
  • А музыкальные инструменты знаете?

Хорошо! Сегодня на занятии мы с вами, ребята, поговорим о музыкальных инструментах русского народного оркестра, о его составе. Послушаем, как звучит каждый инструмент и оркестр в целом.  

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 30 МИН

Введение в программу. Знакомство с исконно русскими  народными инструментами и создателем Великорусского оркестра  русских  народных  инструментов  Василием Андреевым.

Но прежде я вам расскажу одну небольшую сказку.

Жила красна девица на виду у честного народа. Дружбу водила с людьми веселыми - в хороводах, на гуляньях. Радость от нее да потеха  людям была. И все бы так шло, да появилась у нее соперница счастливая, заморская - гитара семиструнная. Забывать стали люди потихоньку хохотунью нашу. Все больше по душе им приходилась нежная, задумчивая гитара

...Была бы сказка грустная, кабы конец хороший не вышел. Давно ли, недавно ли, а сто с лишним лет минуло, объявился добрый молодец Андреев Василий Васильевич (Слайд. Портрет А.Васильева) Приметил нашу девицу и полюбил любовью великой. Пришел к мастеру - умельцу столичному. Сшей, говорит, платье новое, нарядное, но по старому образцу - треугольному. И голос укрепи. И стала наша девица с тех пор на весь мир знаменитой. Звенит ее голос по белу свету, русскую песню славит.

-О какой девице в сказке рассказывалось? (О балалайке)

Формирование у обучающихся интереса и мотивации к творческой деятельности

Подготовка к практической работе – 15 мин.: 

  • Знакомство с устройством инструментов. 
  • Название струн на музыкальном  инструменте оркестра.  
  • Вводный инструктаж «Посадка и постановка рук». 
  • Музыкальный  счёт на  «4». 
  • Дирижерский жест.

Вот она балалайка, а вот сестрица ее  - домра (головка, гриф, кузов).

И балалайка, и домра входят в состав струнных щипковых инструментов. «Щипковыми» их прозвали, потому что звук извлекается щипками или так называемыми бряцаниями – ударом указательного пальца по всем струнам сразу.

У балалайки и домры есть большая семья: балалайка прима, балалайка альт, балалайка секунда, балалайка бас, балалайка контрабас, домра малая, домра альт, домра бас. (демонстрируются инструменты – Слайд )

-Как вы думаете, зачем в оркестре столько инструментов? (чтобы было громко)

- У каждого инструмента свой неповторимый тембр, это как краски в изобразительном искусстве. Чем больше красок, тем живописнее полотно. Чем больше инструментов, тем ярче выразительнее звучание оркестра.

Каждый инструмент балалайка, домра и их разновидности имеют свой строй.

Взгляните как много разных инструментов, интересно, как им удается играть так согласованно?

-Как вы думаете, кто в оркестре самый главный? (Музыкант, который стоит перед оркестром, отдельно) 

Правильно, самый главный музыкант в оркестре и называется особо – дирижер!

Тем, кто решил развивать свой музыкальный талант, занимаясь игрой на русских народных инструментах, надо запомнить правила о том, как правильно сидеть, как правильно держать руки. Ведь от этого зависит техника  игры.

Упражнение. Правильная посадка и постановка рук

Чтобы оркестр играл слаженно и согласовано необходимо научиться правильно считать (не ускоряя).

Упражнение. Правильный счет

Практическая часть - 10 мин.:

  • Техника извлечения звука разными инструментами. (Слайды).
  • Знакомство с русской народной песней «Коробейники».
  • Пробное  исполнение песни «Коробейники»

участниками кружка.

Ну, а теперь послушаем, как звучат народные инструменты  и весь музыкальный оркестр (играю на синтезаторе).

Практическое занятие 

А сейчас вы посмотрите видео и послушаете  русскую народную песню «Коробейники», которую исполняет оркестр русских народных инструментов (Видео).

 Слова этой песни принадлежат русскому поэту Николаю Некрасову, а мелодия была написана на мотив венгерского танца чардаш.

Практическое занятие (разучивание вокальной партии)

Все внимание на меня!

Звучит р. н. п. «Коробейники»

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ  -  5 МИН

Рефлексия

Примерные вопросы:

  • Закончилось наше занятие. Как ваше настроение?
  • С какими народными  инструментами вы сегодня познакомились? 
  • Что на занятии было самым интересным?
  • А трудным?
  • Как вы оцениваете свою работу на занятии?
  • Хотите еще петь русские народные песни в сопровождении оркестра?

Заключительный этап:

  • Прощание с детьми

Мне было приятно с вами работать. Я  очень доволен совместным творчеством на занятии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Оркестр русских народных инструментов Подготовил педагог дополнительного образования МБОУ Родионово-Неесветайская СОШ №7.

Слайд 5

Группы инструментов русского народного оркестра: Струнные: -Гусли -Домра -Балалайка Духовые: -Свирель -Свистульки (окарина) – Бречка -Жалейка -Рожок Язычково-меховые: -Гармонь -Баян -Бубен -Колокольчики -Бубенчики – Костаньеты (в русском варианте) Ударные: -Ложки -Шаркун -Коробочка -Копытце - Трещетки -Дрова

Слайд 7

Балалайка - русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент. Длина балалайек очень различная: от 600—700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка субконтрабас ) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII—XIX веках также овальным) деревянным корпусом.

Слайд 8

флейта свистулька жалейка рожок кувиклы Флейта — это общее название для ряда инструментов из группы деревянных духовых. По подобию флейты возникли другие музыкальные инструменты: Сопель, Кувиклы

Слайд 9

Игра « ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ »

Слайд 10

ИГРА « Сосчитай все музыкальные инструменты»

Слайд 11

Ресурсы. Images/search Images/search video



Предварительный просмотр:

Конспект

занятия  вокального кружка «Домисолька»

Педагог дополнительного образования

 Кривоносов А.П., МБОУ РНСОШ №7

2015-2016 уч.г.

Тема: Формирование навыков двухголосного пения.

Цель: Развитие навыков чистого двухголосного пения в ансамбле.

Задачи:

  1. Воспитывать у обучающихся  чувство ансамбля, навыков и культуры ансамблевого пения.
  2. Развивать навыки двухголосного пения:

- выстроить точную интонацию в голосах, в общем ансамбле.

- уравновесить голоса по динамике звука.

  1. Закрепить навыки правильного певческого дыхания, выработать навык «цепного дыхания», опоры звука.
  2. Выработать собранный, напевный звук с ясным формированием гласных и  активным произношением согласных.
  3. Вырабатывать естественное звучание произведения.

Методы обучения:

-наглядный (слуховой и зрительный) - просмотр и прослушивание иллюстративного материала;

-словесный  - обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);

-метод мысленного пропевания - формирование вокально-слуховых представлений;

-проблемно - поисковый - осмысление художественного образа и осознанный  поиск вокальных приемов и способов исполнения;

-объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным.

Планируемые  результаты:

  • певческое дыхание: спокойный, без напряжения вдох, задержка вдоха перед началом пения (люфт-пауза), выработка равномерного выдоха;
  • правильное певческое формирование гласных в сочетании с согласными звуками, чёткое произношение согласных звуков.

Ход занятия:

1.  Организационный момент.

2. Упражнения на развитие диафрагмального дыхания:

Плечи при вдохе расправленные, свободно опущенные, неподвижные. Вдох в «живот», «в нижние ребра»:

- медленный спокойный вдох - медленный выдох;                                                                         -короткий вдох - медленный ровный выдох;                                                                    

-короткий вдох - ровный выдох  на счет на 4, 8, 16 ;                                                                                                                                                            -короткий, бесшумный вдох - активный выдох на звук с,с,с,сссссссс;

3.Артикуляционная гимнастика:

  • «часики» (круговые вращения языка при сомкнутых губах), «шпага» (уколоть языком  правую, левую щеку),
  • «улыбка Буратино» (максимально растянуть сомкнутые губы, собрать губы в трубочку),
  • упражнения на раскрепощение челюсти, мышц лица -  произношение звуков да - дэ – ди – до – дуууу (активная работа губ) ,                             .

4. Учебно-тренировочные упражнения на развитие голосового аппарата, навыков двухголосного пения.

Вокальные упражнения направлены на формирование основных певческих навыков: чистого интонирования, правильной певческой позиции, опоры звука, расширение диапазона, напевного льющегося звука, различных видов звуковедения, динамики, навыков двухголосного пения.

1.Упражнения на выработку вокального зевка, раскрепощение нижней челюсти, выравнивание гласных:

- Ми-мэ-ма-мо-му;

-Ди-дэ-да-до-ду;

-Би-бэ-ба-бо-бу;

- работа над йотированными гласными (распевание звуков Ю, Ё, Е, Я,  максимально опуская челюсть, округляя звук).

2.Упражнение для сглаживания регистров:

   Надо зафиксировать щеки ладошками и петь упражнение на слогах «ма», «мэ», «мо»     от нижнего к верхнему регистру.

- Ясный-ясный-ясный (скачок на квинту,октаву).

3.Упражнение на выработку легато, стаккато, расширение диапазона: техника отрывистого пения (стаккато)

Петь отрывисто это значит, отделять каждый звук, как бы атакуя каждую ноту, с самого начала смыкая голосовые складки и дыхание, используя при этом активные движения дыхательной мембраны. При правильном вокальном исполнении в стиле стаккато верхний отдел стенки живота перемещается. Пение на стаккато является хорошей проверкой работы диафрагмы.

Отрывистое пение хорошо разрабатывает голосовые складки при помощи их смыкания, а также тренирует голосовые мышцы при их вялом состоянии или сиплом звуке. (Отрывистую вокализацию наиболее часто используют при работе с детским пением, особенно на начальной стадии их обучения).

Техника связного пения (легато)

Связную вокализацию можно использовать не только при вокальном исполнении песни, но и при исполнении кантилены (исполнение произведений с текстом). Стиль кантилены bel canto, если говорить простыми словами, это протяжное, красивое широкое пение. Кантилена получила свое развитие в итальянском вокале. Итальянский язык является самый певучий, из-за большого количества гласных звуков:

- нисходящий ход на легато и стаккато,

- пение стаккато по ступеням трезвучия,

 - пение гаммы (легато, стаккато).

4. Упражнение на развитие навыков двухголосного пения:

- расхождение голосов на терцию,                                                                                                 - пение трезвучия с задержкой голосов,                                                                    

-пение гаммы по терциям:

«Мы стоим на месте, а мы идем наверх. Мы стоим на месте, а мы шагаем вниз».  Поступенное расхождение голосов.

5. Работа над дикцией.                                        

Пропевание скороговорок (четкая, активная работа губ, языка): -от медленного темпа до быстрого, - от пиано (активный шепот)  до форте.

Клара у Карла  украла кораллы.                      

От топота копыт пыль по полю летит.                                                                    

Мы перебегали берега.

Шла Саша по шоссе и сосала соску.

6. Работа над  двухголосием в разнохарактерных произведениях.

Беседа  о содержании и характере песен «Не отнимайте солнце у детей» и «Мы победили в Сочи!», звуковедение в произведениях.

- При исполнении песни «Не отнимайте солнце у детей»  требуется собранный звук, но в то же время легкий, полетный.

Певучее звуковедение и слияние голосов.

- В песне «Мы победили в Сочи!» перестроить характер исполнения  на наиболее энергичный, ритмичный, раскованный.

Необходимо добиваться, легкости  и высокой позиции звучания, работать над интонационным, динамическим, дикционным, ритмическим, темповым ансамблем:

  • работа над чистым  интонированием в голосах,                                                    
  • работа над устойчивым двухголосием  в произведениях,                                                     пропевание наиболее сложных в интонационном, ритмическом, вокальном отношении фрагментов произведений на различные слоги, в медленном темпе.

5. Заключительный этап.

Подведение итогов занятия.

А сейчас поиграем: вы споете шуточную песенку, и мы послушаем, как вы  усвоили  способы пения.

«Хор птиц»

Как-то раз, в одной деревне

Птицы хором собрались.

И все вместе и все дружно

Песню пели прям на бис!

Гуси громко гоготали –

Га-га-га, га-га-га!

Курицы кудахтали –

Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

А цыплята – малышата

Запищали, как мышата

Пи-пи-пи, пи-пи-пи!

А петух, взлетев на крышу,

Прокричал: Ку-ка-ре-ку!

Утки хором, не стесняясь,

Крякали: кря-кря, кря-кря!

И все вместе и все дружно

Пели песню до утра!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по сказкотерапии. Русская народная сказка «Маша и три медведя»

Оборудование: магнитная дока, карточки, магниты.Раздаточный материал: кукольный театр – персонажи сказки, карточки, фломастеры.Техническое оснащение: телевизор, презентация к сказкеЦЕЛЬ: активиз...

Конспект занятия по сказкотерапии. Русская народная сказка «Маша и три медведя»

Оборудование: магнитная дока, карточки, магниты.Раздаточный материал: кукольный театр – персонажи сказки, карточки, фломастеры.Техническое оснащение: телевизор, презентация к сказкеЦЕЛЬ: активиз...

Конспект занятия по сюжету русской народной сказки «Колобок»

Цель: Развитие познавательного интереса детей на примере загадок,  пословиц, поговорок.  Коррекционно-образовательные задачи: Обогащение словаря по теме «Дикие животные» (название, внешние п...

РОЛЬ СИНТЕЗАТОРА НА ЗАНЯТИИ В КЛАССЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

В наши дни всё большее распространение получают электронные клавишные инструменты – синтезаторы. Одно из требований времени – это  использование на занятиях в качестве аккомпанемента современных ...

Конспект занятия по мотивам русской народной сказки «Колобок» с воспитанниками подготовительной к школе группы с ЗПР

Целью занятия яляется воспитание любви и интереса к сказке, как к средству развития творческого потенциала детей....

Конспект урока на тему "русские народные инструменты"

Конспект урока на тему "Русские народные инструменты"...