Кружок "Юный журналист". Рабочая программа
календарно-тематическое планирование (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Нарушева Наталья Викторовна

Кружок "Юный журналист". Рабочая программа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование для дополнительного кружка «Юный журналист»

Наименование раздела программы

Тема урока

Коли

чество

часов

Тип урока

Элементы содержания

Вид контроля.

Измерители

Дата

проведения

план

факт

1

Тема 1

Вводное занятие

Знакомство с целями и задачами программы. Инструктаж по технике безопасности

1

Урок-знакомство

Знакомство с обучающимися, составление плана работы в кружке, знакомство с программой кружка.

Составление

плана работы

2

Тема 2

Журналистика в России.

Журналистика в России. Возникновение журналистики в России. «Куранты», «Петровские ведомости», «Всякая всячина» Екатерины II, «Трутень», «Московские ведомости», Краткий обзор журналов XIX века. Состояние современной журналистики в России.

1

Урок усвоения новых знаний,

урок-беседа

Основные вехи истории отечественной журналистики, современная журналистика в России

Беседа с обучающимися о том, как они оценивают деятельность СМИ на данном этапе.

3

Тема 3

Журналистское произведение.

Журналистское произведение. Рождение журналистского произведения, социальный заказ, приверженность определенной теме, Замысел произведения, структура, проблемная сторона замысла. Накопление материала, планирование и конкретизация идеи.

1

Урок усвоения новых знаний, урок-беседа

Журналистское произведение, замысел, гипотеза, структура, проблема, накопление материала

Рассказ учителя

4

Практическое занятие

1

Практическое занятие

Написание материала по любой интересующей теме, проследив за структурой замысла, его воплощением в конкретной работе.

Написание материала по заданной теме.

5

Тема 4

Журналистика как профессия.

Журналистика как профессия. Место и роль журналистики в современном обществе. Основные типы информации. Функции журналистики (Коммуникативная, организаторская, регулятивная, рекреационная и др.). Права и обязанности журналистов, регламентируемые  Законом о СМИ. Этика журналиста.

1

Урок усвоения новых знаний

Профессия журналист

Работа с иллюстративным материалом, индивидуальными карточками

6

Практическое занятие

1

Практическое занятие

Беседа по теме

Беседа с обучающимися об их представлении о профессии журналиста

7

Тема 5

Типы речи.

Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Особенности и различие типов речи

1

Урок усвоения новых знаний, урок-беседа

Типы речи, повествование, описание, рассуждение

Работа с иллюстративным материалом, индивидуальными карточками

8

Практическое занятие по теме «Типы речи»

1

Практическое занятие

Написание материала: портрет (описание), оставить короткий рассказ «Как я провел вчерашний день (повествование), и устное рассуждение на заданную тему.

Написание материала по вариантам

9

Тема 6

Стили речи.

Тема 6

Стили речи.

(продолжение)

Понятие о стилях речи. Научный, художественный, официально-деловой, публицистический стили. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Особенности публицистического стиля – лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные средства.

 

1

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

Стили речи, научный, художественный, официально-деловой, публицистический.

Работа с иллюстративным материалом, индивидуальными карточками

10

Практическое занятие по теме

«Стили речи»

1

Практическое занятие

Определение стиля произведений, назвать его особенности. Уметь выявлять характерные признаки стилей.

Устное/письменное определение стиля произведений, обоснование своего выбора

11

Тема 7 Публицистический стиль.

Публицистический стиль. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Особенности публицистического стиля – лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные средства.

1

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

стили речи, научный, художественный, официально-деловой, публицистический.

Работа с иллюстративным материалом, индивидуальными карточками

12

Практическое занятие по теме

«Публицистический стиль»

1

Практическое занятие

Умение выявлять характерные признаки публицистического стиля.

Устное/письменное определение стиля произведений, обоснование своего выбора

13

Тема 8

Методы сбора информации.

Методы сбора первичной информации, факторы, влияющие на выбор методов. Традиционные и нетрадиционные методы. Наблюдение и эксперимент как метод сбора первичной информации. Эксперимент как метод и жанр журналистики.

1

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

Наблюдение, эксперимент, интервью, информация

Работа с иллюстративным материалом, индивидуальными карточками.

14

Практическое занятие по теме «Методы сбора информации»

1

Практическое занятие

Накопление материала, используя известные методы.

Написание материала для школьной газеты

15

Тема 9

Интервью как метод сбора информации.

Интервью как метод сбора информации. Проблемы, которые могут возникнуть при интервьюировании, пути их решения.

1

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

Наблюдение, эксперимент, интервью, информация

Работа с иллюстративным материалом – газетами и журналами.

16

Практическое занятие по теме «Интервью как метод сбора информации»

1

Практическое занятие

Обучение составлению «правильному списку вопросов» при интервьюировании.

Написание плана-интервью для материалов школьной газеты.

17

Тема 10

Литературное редактирование текста.

Понятие литературного редактирования, Основные виды речевых ошибок. Плеоназм и неправильное употребление фразеологизмов.

1

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

Классификация речевых, грамматических, пунктуационных ошибок. Их исправление

Работа с иллюстративным материалом

18

Практическое занятие

1

Практическое занятие

Найти и исправить в тексте речевые ошибки

Работа с текстами

19

Виды правок текста (правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка).

1

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка

Работа с иллюстративным материалом

20

Практическое занятие

1

Практическое занятие

Отредактировать текст, используя один вид правки

Работа с иллюстративным материалом

21

Тема 11 Типология периодических изданий. Газета и журнал как тип изданий.

Понятие о типе средства массовой информации, основные типологообразующие факторы. Различие печатных и аудиовизуальных СМИ. Газета как тип издания Журнал как тип издания. Различие газеты и журнала. Основные типологические признаки газеты и журнала.

1

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Типология печати

Работа с иллюстративным материалом

22

Практическое занятие.

1

Практическое занятие.

Определение различия типологических параметров газеты и журнала.

Работа с иллюстративным материалом.

23

Тема 12

Как делается газета.

Технологический цикл выпуска газеты. Основные характеристики газеты: формат, объем, тираж, шрифт, текст, понятие о газетном дизайне, модели газеты.

1

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

Формат, объем, тираж, шрифт, текст, понятие о газетном дизайне, модели газеты.

Работа с иллюстративным материалом

24

Практическое занятие.

1

Практическое занятие.

Характеристика любимой газету по всем изученным признакам, в том числе и типологическим.

Работа с иллюстративным материалом.

25-26

Тема 13

Заголовок и лид в газете.

Заголовок и лид в газете. Заголовок и заголовочный комплекс, информационные свойства заголовка, его функции. Способы создания заголовков. Понятие о лиде, его различные виды.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Заголовок, лид.

Работа с иллюстративным материалом.

27-28

Практическое занятие.

2

Практическое занятие.

Различные виды лидов и суметь их проанализировать.

Работа с иллюстративным материалом.

29-30

Тема 14

Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы.

Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы. Проблемы жанроразграничения, различные теории жанров журналистики.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых. знаний

Жанр, жанрообразующие факторы.

Работа с иллюстративным материалом.

31-32

Тема 15

Информационные жанры.

Информационные жанры. Общая характеристика. Особенности информационных жанров, их отличительные признаки.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

информационные жанры.

Работа с иллюстративным материалом.

33-34

Тема 16

3аметка как жанр.

Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки. "Перевёрнутая пирамида".

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

заметка как информационный жанр.

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

35-36

Практическое занятие.

2

Практическое занятие.

Работа с газетным материалом, написание заметки.

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

37-38

Тема 17

Интервью как жанр.

Интервью. Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Интервью как информационный жанр.

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

39-40

Практическое занятие

2

Практическое занятие.

Разработать план вопросов и провести интервью.

Написание материала.

41-42

Тема 18

Репортаж.

Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Репортаж как информационный жанр.

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

43-44

Практическое занятие.

2

Практическое занятие.

проанализировать расширенную заметку и репортаж;

- на одном материале подготовить заметку и репортаж;

- подготовить спортивный репортаж;

- подготовить проблемный репортаж на заданную тему.

Написание репортажа для газеты.

45-46

Тема 19

Отчет.

Отчет. Виды отчетов. Особенности отчетов.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Отчет как жанр.

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

47-48

Практическое занятие.

2

Практическое занятие.

проанализировать отчет;

- на одном материале подготовить отчет.

Написание материала для газеты.

49-50

Тема 20

Аналитические жанры, их особенности.

Аналитические жанры, их особенности. Назначение и функции аналитических жанров, их отличие от информационных жанров. Основные виды жанров.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний

Аналитические жанры

Работа с иллюстративным материалом, книгами

51-52

Тема 21

Статья.

Виды статей, трансформация жанра.

Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая, историческая.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Статья как жанр.

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

53-54

Практическое занятие.

2

Практическое занятие.

подготовить проблемную статью;

- подготовить общеисследовательскую статью;

- подготовить полемическую статью;

- подготовить историческую статью.

Написание материала для газеты.

55-56

Тема 22

Рецензия.

Рецензия Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии. Гранд - рецензии и мини-рецензии.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Рецензия как жанр.

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

57-58

Практическое занятие.

2

Практическое занятие.

подготовить рецензию на книгу; на фильм; на спектакль; мини-рецензию на книгу, фильм или спектакль.

Написание материала для газеты.

59

Тема 23

Обзор и обозрение.

Обзор и обозрение. Общий обзор, обзор-презентация, информационный обзор.

Метод обозрения, стиль. Общее обозрение. Тематическое обозрение.

1

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Обзор и обозрение как жанры журналистки.

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

60

Практическое занятие.

1

Практическое занятие.

подготовить общий обзор местных печатных СМИ за неделю;

общий обзор местных телевизионных каналов за неделю;

общий обзор местных радиопередач за неделю;

общий обзор центральных печатных СМИ за неделю.

Написание материала для газеты.

61-62

Тема 24.

Комментарий.

Комментарий. Комментарий как метод и жанр журналистики. Цель комментирования, предмет. Построение комментария и его структурные элементы. Колонка, её принципиальное отличие от комментария.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Комментарий как жанр.

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

63-64

Практическое занятие.

2

Практическое занятие.

Подготовить комментарий на заданную тему.

Написание материала для газеты.

65-66

Тема 25

Художественно-публицистические жанры.

Художественно-публицистические жанры. Их особенности, отличия от аналитических. Образность. Очерк. Жанровое разнообразие.

Образность, типизация, насыщенность литературно-художественными средствами, языковые и стилистические особенности. Эмоциональная выразительность.

2

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Художественно-публицистические жанры, очерк как жанр.

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

67-68

Практическое занятие.

2

Практическое занятие.

Подготовить портретный очерк;

подготовить событийный очерк;

подготовить путевой очерк.

Написание материала для газеты.

69

Тема 26

Зарисовка.

Зарисовка. Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете.

1

Урок-беседа, урок усвоения новых знаний.

Зарисовка как жанр.

Работа с иллюстративным материалом, книгами.

70

Практическое занятие.

1

Практическое занятие.

подготовить пейзажную зарисовку.

Написание материала для газеты.

71-72

Тема 27 Подведение итогов работы кружка.

Подведение итогов работы кружка. Обсуждение достигнутого, планирование дальнейшей деятельности.

2

Комбинированный урок-размышление.

Итоги работы кружка.

Написание размышления на тему: «Чему я научился в результате посещения кружка «Юный журналист».



Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка        стр.3
  2. Содержание программы        стр.6
  3. Учебно-методический план        стр.11
  4. Учебно-методическое обеспечение        стр.27
  5. Список литературы        стр.28

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Обоснование необходимости разработки программы.

В воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем несравнимую роль играют средства массовой информации. Они не только становятся «окном в мир» для ребят, но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности: как источник социальной информации определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу. Главная же задача образовательного процесса – социализация личности, превращение ее в элемент общественных отношений. Поэтому сосуществование образовательной системы и детского СМИ должно быть плодотворным, а их взаимодействие является мощным фактором социального развития подрастающего поколения.

Описание новизны, актуальности программы.

Актуальность кружка «Юный журналист» связана и возрастает именно с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков в условиях современной разобщенности юных и взрослых членов общества.

Пресса, которая выпускается ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить свои успехи в общественном мнении, включает их в систему новых отношений, помогающую выявить свои способности, определиться в мире профессий. Занятия журналистикой развивают нестандартное мышление, способность к творческому восприятию и отражению мира, формируют активную и независимую жизненную позицию.

 Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Введение данного факультативного курса общеобразовательного учреждения обусловлено тем, что определенный круг обучающихся стремится развить в себе эти умения, развить способности, необходимые для занятий журналистикой. Кружок «Юный журналист» ориентирован на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Кроме того, занятия по данной программе направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, экспериментальный поиск, развитие фантазии и способности мыслить гибко и четко, укрепление связей с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами).

Цели программы.

 

  • дать представление о сфере массовой коммуникации;
  • познакомить с основами журналистского мастерства;
  • создать условия для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального и мыслительного совершенствования;
  •  расширить кругозор, развить владение словом.

Задачи программы.

  1. Обучающие:
  • знакомство с принципами журналистской деятельности;
  • изучение основ социологии и журналистики;
  • формирование знаний об истории журналистики и этапах ее развития;
  • формирование навыков журналистского мастерства и приобретение первичного профессионального опыта.
  1. Воспитывающие:
  • формирование навыков совместной деятельности и диалогового общения;
  • привитие культуры общения с миром средств массовой информации;
  • пробуждение интереса к прессе и формирование осознанного отношения к журналистике как виду деятельности;
  • формирование потребности в постоянном повышении информированности;
  • воспитание любви и уважения к школе.
  1. Развивающая:
  • развитие творческих способностей, индивидуального мышления.

Тип и вид групп.

Программа кружка «Юный журналист» рассчитана на обучающихся 5-8-х классов, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы, и ориентирована на применение широкого комплекса знаний по ранее изученным учебным дисциплинам, таким, как литература, русский язык, история.

Сроки реализации программы.

Срок реализации – 1  год

Учащиеся 5-8  классов (10–14 лет)

Количество детей в группе – 14 человек

Планирование рассчитано на 72  часа в учебный год.

Занятия проходят 1  раз в неделю:

вторник – 2 часа;

 (всего в неделю –2 часа).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1

Вводное занятие

Знакомство с целями и задачами программы. Составление плана работы в кружке. Инструктаж по технике безопасности.

Тема 2

Журналистика в России.

Журналистика в России. Возникновение журналистики в России. «Куранты», «Петровские ведомости», «Всякая всячина» Екатерины II, «Трутень», «Московские ведомости», Краткий обзор журналов XIX века. Состояние современной журналистики в России.

Тема 3

Журналистское произведение.

Журналистское произведение. Рождение журналистского произведения, социальный заказ, приверженность определенной теме, Замысел произведения, структура, проблемная сторона замысла. Накопление материала, планирование и конкретизация идеи.

Тема 4

Журналистика как профессия.

Журналистика как профессия. Место и роль журналистики в современном обществе. Основные типы информации. Функции журналистики (Коммуникативная, организаторская, регулятивная, рекреационная и др.). Права и обязанности журналистов, регламентируемые  Законом о СМИ. Этика журналиста.

Тема 5

Типы речи.

Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Особенности и различие типов речи.

Тема 6

Стили речи.

Понятие о стилях речи. Научный, художественный, официально-деловой, публицистический стили. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Особенности публицистического стиля – лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные средства.

Тема 7 

Публицистический стиль.

Публицистический стиль. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Особенности публицистического стиля – лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные средства.

Тема 8

Методы сбора информации.

Методы сбора первичной информации, факторы, влияющие на выбор методов. Традиционные и нетрадиционные методы. Наблюдение и эксперимент как метод сбора первичной информации. Эксперимент как метод и жанр журналистики.

Тема 9

Интервью как метод сбора информации.

Интервью как метод сбора информации. Проблемы, которые могут возникнуть при интервьюировании, пути их решения.

Тема 10

Литературное редактирование текста.

Понятие литературного редактирования, Основные виды речевых ошибок. Плеоназм и неправильное употребление фразеологизмов.

Тема 11 

Типология периодических изданий. Газета и журнал как тип изданий.

Понятие о типе средства массовой информации, основные типологообразующие факторы. Различие печатных и аудиовизуальных СМИ. Газета как тип издания Журнал как тип издания. Различие газеты и журнала. Основные типологические признаки газеты и журнала.

Тема 12

Как делается газета.

Технологический цикл выпуска газеты. Основные характеристики газеты: формат, объем, тираж, шрифт, текст, понятие о газетном дизайне, модели газеты.

Тема 13

Заголовок и лид в газете.

Заголовок и лид в газете. Заголовок и заголовочный комплекс, информационные свойства заголовка, его функции. Способы создания заголовков. Понятие о лиде, его различные виды.

Тема 14

Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы.

Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы. Проблемы жанроразграничения, различные теории жанров журналистики.

Тема 15

Информационные жанры.

Информационные жанры. Общая характеристика. Особенности информационных жанров, их отличительные признаки.

Тема 16

3аметка как жанр.

Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки. "Перевёрнутая пирамида".

Тема 17

Интервью как жанр.

Интервью. Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации.

Тема 18

Репортаж.

Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.

Тема 19

Отчет.

Отчет. Виды отчетов. Особенности отчетов.

Тема 20

Аналитические жанры, их особенности.

Аналитические жанры, их особенности. Назначение и функции аналитических жанров, их отличие от информационных жанров. Основные виды жанров.

Тема 21

Статья.

Виды статей, трансформация жанра.

Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая, историческая.

Тема 22

Рецензия.

Рецензия Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии. Гранд- рецензии и мини-рецензии.

Тема 23

Обзор и обозрение.

Обзор и обозрение. Общий обзор, обзор-презентация, информационный обзор.

Метод обозрения, стиль. Общее обозрение. Тематическое обозрение.

Тема 24.

Комментарий.

Комментарий. Комментарий как метод и жанр журналистики. Цель комментирования, предмет. Построение комментария и его структурные элементы. Колонка, её принципиальное отличие от комментария.

Тема 25

Художественно-публицистические жанры.

Художественно-публицистические жанры. Их особенности, отличия от аналитических. Образность. Очерк. Жанровое разнообразие.

Образность, типизация, насыщенность литературно-художественными средствами, языковые и стилистические особенности. Эмоциональная выразительность.

Тема 26

Зарисовка.

Зарисовка. Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете.

Тема 27 

Подведение итогов работы кружка.

Подведение итогов работы кружка. Обсуждение достигнутого, планирование дальнейшей деятельности.

Формы, методы, способы и средства реализации программы.

 Обучение строится на основе процессов исследования, анализа, синтеза, проектирования. Ребята в процессе совместной деятельности  учатся ставить   перед собой цель, идти  к намеченной цели, видеть перспективу развития.

В процессе  работы по выпуску школьной газеты у ребят возрастает мотивация  к обучению.  Учащиеся  совершенствуют навыки литературного творчества, получают первый журналистский опыт, повышают грамотность. Кроме того, ребята приобретают  знания и умения по составлению текстов, планированию и макетированию газеты; демонстрируют  уровень компьютерной грамотности, коммуникативной культуры.

Программа включает в себя вопросы речевого этикета, что позволит ребятам научиться правильно,  использовать речевые этикетные формулы, умело выстраивать общение в любой ситуации.

 В работе используются технологии личностно-ориентированного обучения. Организация занятий должна соответствовать принципам доступности, индивидуальности, результативности.

Основные формы и методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: лекции; семинарские занятия;  практические занятия (написание статей различных жанров, редактирование текстов, корректировка); ролевые игры; тренинги.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Учащиеся должны знать:

  1. о профессии журналиста в целом,
  2. об основных специальностях журналиста: корреспонденте, репортере, комментаторе, фотокорреспонденте,
  3. о том, что такое газета и ее основных рубриках,
  4. о том, как выпускается газета (сбор материала, написание статьи, редактирование, оформление).
  5.  понятия, определения, термины по журналистике,
  6. особенности, связанные с выпуском газеты (выбор тем, расположение рубрик, написание статьи, подборка иллюстративного материала, редактирование),
  7. что такое газетная статья, основные жанры статьи (заметка, репортаж, публицистическая статья, интервью),
  8. особенности профессии журналиста (профессиональные качества, умения, возможности),
  9. основные специальности журналистской деятельности: репортер, корреспондент, комментатор, фотожурналист.

Учащиеся должны уметь:

  1. определять основные специальности журналистской деятельности
  2. определять основные качества журналиста
  3. написать газетную статью в основных жанрах:
  1. заметка о каком-либо культурном событии,
  2. статья на нравственно-моральную тему,
  3. репортаж о спортивном мероприятии,
  4. интервью с интересным человеком,
  1. посетить различные внутришкольные мероприятия, провести встречу с интересным человеком в качестве журналиста с целью написания газетной статьи в жанрах заметки, интервью, репортаже,
  2. смоделировать и выпустить номер газеты творческой группой с распределением обязанностей на журналистов, иллюстраторов, фотокорреспондентов, редактора).
  3. умение работать со справочной литературой (словарями, энциклопедиями),
  4. - написания сочинений разных жанров,
    - грамотности (орфографии и пунктуации)
    - редактирования сочинения

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебные пособия и иллюстративный материал:

  1. подборка материалов из СМИ в разных жанрах;
  2. иллюстративный материал (газетные и журнальные издания);
  3. справочная литература.

Контролирующие материалы:

  1. – самостоятельные работы в различных жанрах журналистики;
  2. – семинары-практикумы по изученной теме;
  3. – творческие конкурсы;
  4. – публикации.

Методические рекомендации к проведению занятий:

Занятия в кружке «Юный журналист» могут строиться по алгоритму:

  1. Знакомство с теоретическим материалом по журналистике;
  2. Работа с иллюстративным материалом (тексты различных жанров из газет и журналов);
  3. Отработка практических умений и навыков;
  4. Сбор и обработка информации;
  5. Создание журналистского текста  в различных жанрах;
  6. Редактирование текста;
  7. Презентация и коллективное обсуждение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Для педагога.

  1.  Гринина-Земская А.М. Сочинения в газетных жанрах. Волгоград, 2002.
  2.  Журбина Е.И. Теория и практика художественно-публицистических, жанров. - М., 1969.
  3. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров. М.: Просвещение, 2002.
  4.  Корконосенко С. Г. Основы журналистики. Москва. 2002.
  5. Ладыженская Т.А. Теория и практика сочинений различных жанров. М., 1997.
  6. Ладыженская Т.А. и Зепалова Т. С. Развивайте дар слова. М., 1990.
  7. Лозовский Б.Н. Искусство разговаривать и получать информацию. М., 1993.
  8.  Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995.
  9. Разработки учителей, опубликованные в Фестивале педагогических идей “Открытый урок” на сайте WWW:http://www.1september.ru
  10.  Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – М.: Аспект пресс, 2000. – 312 с.

Для учащихся.

  1.  Энциклопедический словарь, в котором всегда можно найти популярное объяснение практически любого понятия, термина, слова, названия, а, кроме того, имена всех, кто оставил сколько-нибудь заметный след в человеческой истории.
  2. Большая и Малая Энциклопедии – многотомные издания, в которых публикуются более подробные статьи (это наиболее солидные источники информации);
  3. Детская энциклопедия (хороший помощник для журналистов, работающих в детской прессе);
  4. Толковые словари русского языка. В.И. Даля и С.И. Ожегова;
  5. Словарь иностранных слов;
  6. Словарь синонимов;
  7. Словарь русских пословиц и поговорок;
  8. Издания периодической печати (журналы, газеты)

 



Предварительный просмотр:

АНАЛИЗ  РАБОТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ».

 

       Журналистика – это одна из форм литературной деятельности, занимаясь ею, я как руководитель школьного объединения «Юный журналист» ставлю перед собой цель: не только выявлять и развивать творческие способности детей, но и воспитывать у них чувство прекрасного, навыки сознательного восприятия окружающей действительности, помогать в выборе будущей профессии.

   Отсюда вытекают следующие задачи:

       - выявление творческих задатков учащихся;

       - формирование представления о литературной форме, технике, приемах  и навыках писательского труда;

       - развитие наблюдательности и фантазии;

       - привитие вкуса к самостоятельному творчеству;

       - воспитание трудолюбия, усидчивости, силы воли, аккуратности;

       - обучение навыкам правильного, грамотного и образного изложения мыслей устно и письменно.

  

 С самого начала мною была разработана программа, рассчитанная на последовательное овладение умениями и постоянное их совершенствование. Поэтому весь план работы подразделяется на теоретическую и практическую подготовку юных журналистов. Основной идей в подаче материала является комплексный подход. Значительный объем содержания программы способен обеспечить вариативность ее реализации в работе с детьми разного возраста. Используются индивидуальные, групповые и коллективные формы организации деятельности.

    Согласно этому плану в течение учебного года проводился ряд занятий обучающего характера (объяснения, беседы, лекции с анализом и демонстрацией газетных материалов) на темы: «Предмет журналистики», «Газетные жанры», «Интервью», «Редакция и типография», «Задачи и методы литературного редактирования», «Требования к языку печати», «Техника литературной обработки рукописи».

    Постепенно ребята знакомятся с видами журналистской работы, газетными жанрами, принципом редактирования и т.д. Мы основательно разбирались в том, что такое корреспонденция, газетная информация, очерк и приступали к систематическим упражнениям в этих жанрах.

    Каждый раз ребята получали редакционные задания: написать информацию, хроникальную заметку, отчет, взять интервью, сделать литературную зарисовку. А темы и факты брались из текущей жизни школы. При выполнении заданий требовалось соблюсти определенные условия: оперативность, злободневность, популярность, сжатость и живость изложения.

    Конечно, ребята не сразу справлялись с заданиями: один не нашел, с кем поговорить, другой сам был свидетелем события, но не сумел увидеть в нем главного, но ребята старались идти до конца, благополучно справляясь с трудностями. После моей корректировки, они переделывали неудачно написанное, самостоятельно находили интересные темы, брали дополнительные задания.

       Когда мы начинали готовиться с ребятами к самостоятельной творческой работе, я требовала, чтобы они как можно больше читали, посещали всевозможные мероприятия (концерты, выставки, конкурсы, соревнования), открытые уроки и обязательно вели записи. Писать нужно только о том, что хорошо знаешь, что сам видел, прочувствовал. Материал следует собирать всюду и всегда. Встречи, беседы, путешествия, походы, общественная работа, трудовой десант, необычные уроки, праздники – все это дает богатый материал. Надо только найти свою тему. А тематика у детей разнообразна: школа, природа, спорт, интересные люди, отклики на повседневную жизнь нашей молодежи и многое другое.

        Большое внимание уделяется  культуре речи и стилистике, на протяжении всех занятий шла углубленная работа над словом. Повседневные наблюдения учащихся за своей речью и речью окружающих, литературные игры, беседы, чтение и обсуждение газетных статей и работа со специальной литературой и словарями – все эти разнообразные приемы работы над словом способствуют повышению культуры речи кружковцев.

 В свои записные книжки школьники заносят наиболее интересные словосочетания, впервые услышанные ими эпитеты. Дети с увлечением пополняют свой словарный запас.

    В объединение «Юный журналист» входят учащиеся разных возрастов, с 5 по 8 классы.

   В школе впервые велся подобный кружок,  учащиеся не имели четких представлений о литературной форме, о технике, о приемах и навыках писательского труда. Но постепенно, знакомясь с видами газетных материалов, на примерах печатных изданий они вникали в суть дела и, заинтересовавшись, пробовали себя сначала в написании небольшой заметки для школьной газеты, потом учились брать интервью, и вскоре уже брались за статью или репортаж.

        

    Стимулом в работе юного журналиста является суд общественности, публикация. Когда произведение того или иного участника кружка в основном готово, я предлагала его обсудить на творческом отчете молодого автора. Такие мероприятия всегда собирают полный состав кружковцев и отмечаются особой деловитостью, приподнятостью настроения ребят.

 Начинающие авторы  гордятся своими первыми опытами, даже если у них отмечают некоторые ошибки. Эти творческие обсуждения развивают

 критическое мышление, логику, речь, воспитывают уважение к труду товарища.

     

  Когда я убедилась в успешности первых журналистских опытов моих учеников, я раздвинула рамки их деятельности: расширялась тематика корреспонденций, появлялись новые объекты. Ребята смотрели, спрашивали, записывали, оценивали и выносили важные факты и явления на суд общественности. Это уже был вполне самостоятельный и весьма ответственный этап в работе. 

Участие в кружке «Юный журналист» дает возможность школьникам увидеть непосредственно в труде много людей, позволяет шире познать и глубже полюбить родное село, школу, учит отделять главное от несущественного и подходить ко всем явлениям общественной жизни объективно.

   Занятия журналистикой включает учащихся в кипучую деятельность, прививает вкус к самостоятельному творческому труду, открывает глаза на одну из благороднейших профессий, которая в будущем, может быть, пригодится кому-нибудь из них.

 

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Еделево

Анализ работы объединения «Юный журналист».

        

Руководитель кружка: Лузина Н.В.

2015 год.



Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие для юных журналистов.

 

«Научись общаться».

 

 

Цель: научить будущих журналистов правильному общению,  умению расположить собеседника к беседе.

 

  1. Ритуал приветствия.

 

       Упражнение «Мяч».

Все участники садятся в круг.  Ведущий бросает мяч одному из участников, при этом он называет свое имя и имя того, кому адресован мяч. Играют до тех пор, пока все  участники 

Познакомятся.

  1. Ознакомление с правилами работы в группе.

Конфиденциальность:

Все личное, что обсуждается в группе, не должно выходить за ее пределы, рассказываться другим  людям.

Уважение:

На занятии должна царить атмосфера свободного выражения мыслей без боязни вызвать насмешки окружающих. Это также право на внимание: когда высказывается один – все остальные слушают и не перебивают, тем самым, проявляя уважение к говорящему. Говорящего, при необходимости может прервать только ведущий.

Взаимная поддержка:

Каждый участник может рассчитывать на постоянную поддержку.

 

  1. Упражнение «Комплимент».

Всем хочется стать чуточку лучше. Есть много способов научиться жить бесконфликтно.

Один из них – умение делать комплименты. Если журналист хочет расположить к себе собеседника, ему необходимо научиться говорить комплименты.

Все участники по кругу говорят друг другу комплименты.

 

4.       Упражнение «Культурная беседа».

Умение выразить  свое  расположение к собеседнику – это еще не все. Журналисту надо уметь вести диалог, поддерживать беседу.

Участники делятся на пары, определяют тему диалога и стараются аостроить беседу таким образом, чтобы можно было внимательно выслушать своего партнера, помочь ему раскрыть тему, а заодно решить и свои задачи.

 

  1. Упражнение «Речевой этикет».

В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость – неотъемлемое качество общения.

Участники по кругу, обращаясь к рядом сидящему, называют:

    а) слова приветствия (Здравствуйте!... Доброе утро!....  Привет!....)

    б) высказывают просьбу (Скажите пожалуйста … Разрешите попросить вас…Будьте добры!...)

    в) как начать знакомство (Позвольте познакомиться! …Разрешите представить вам!)

    г) как извиниться (Приношу вам свои извинения, простите)

    д) слова утешения (Не огорчайтесь!.... Нет повода для беспокойства!...).

    е) слова благодарности (Благодарю… Признателен вам…)

    ж) слова прощания (Надеюсь увидеть вас еще… Доброго пути… Приятно было познакомиться.)

        6. Информационный блок

а) самый главный человек на свете – это тот, кто перед тобой.  Полюбите его, найдите положительные качества в нем. Дарите ему знаки внимания и уважения.

б)  ищите, что вас сближает, старайтесь не противоречить собеседнику по любому поводу.

в)  старайтесь не отзываться о людях дурно.

г)  стройте общение на равных.

д) не спорьте по мелочам

е)  не спорьте с тем, с кем спорить бесполезно

ж) стремитесь не к победе, а к истине и миру.

 

  1. Упражнение «Трудная ситуация».

При общении часто возникают трудные ситуации, найти выход из которых порой нелегко.

  -   Вчера ты мне шел навстречу и не поздоровался. Это невежливо.

Вопрос участникам:

Что вы ответите?

 Участники по очереди высказывают свою точку зрения.

 

  1. Рефлексия.

 Участники по кругу: характеризуют настроение, обмениваются мнениями и чувствами о проведенном занятии (что  показалось самым важным, полезным, что чувствовали, какие мысли приходили в голову)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа для кружка "Юный журналист"

Рабочая программа составлена для кружка дополнительного образования «Юный журналист», является программой интеллектуального творчества, рассчитана на детей 12-13 лет, срок реализации – 1 год. Продолжи...

Рабочая программа кружка «Юный журналист»

Программа кружка «Юный журналист»(Развитие коммуникативной компетенции учащихся через реализацию программы  «Юный журналист»)...

Рабочая программа кружка "Юный журналист"

Рабочая программа дополнительного образования "Юный журналист"...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе - клуба "Юный журналист"

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе - клуба "Юный журналист" на 2014-2015 учебный год составлена в соответствии с новыми требованиями...

Рабочая программа групповых занятий "Юный журналист"

Занятия по программе «Юный журналист» направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, экспериментальный поиск...

Рабочая программа "Школа юного журналиста"

Программа "Школа юного журналиста"...

Рабочая программа кружка "Юный журналист"

Рабочая программа кружка "Юный журналист"...