Главные вкладки

    Рабочая программа групповых занятий "Юный журналист"
    рабочая программа по теме

    Богодухова  Ольга Витальевна

    Занятия по программе «Юный журналист» направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, экспериментальный поиск, развитие фантазии и способности мыслить гибко и четко, укрепление связей с ближайшим социальным окружением.

    Главным принципом курса является связь теории с практикой. С этой целью предусмотрены широкое знакомство с газетными материалами, просмотр и прослушивание радио- и телепередач, экскурсии в редакции газет, организация деловых игр, практических работ по изученным темам.

    Программа рассчитана на  учащихся 7-х классов, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Анжеро-Судженского городского округа

    «Основная общеобразовательная школа №17»

    Рассмотрено                                                              Утверждаю

    на заседании методического                                               директор МБОУ «ООШ №17» объединения_________________________                       ________________Н.В. Ермолаева

    Протокол №___от «____»____20___г.                              Приказ №___от «____»____20___г.

    ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ

    Рабочая программа групповых занятий

    для учащихся 7-х классов

    Срок реализации – 1 год

    Анжеро – Судженск

    2013 год

    Составитель:  Богодухова О.В.,

                              учитель русского языка и литературы  высшей категории

    Юный журналист,  рабочая программа групповых занятий  для учащихся

    7-х классов, Анжеро-Судженск, 2013г., 11с.

    Занятия по программе «Юный журналист» направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, экспериментальный поиск, развитие фантазии и способности мыслить гибко и четко, укрепление связей с ближайшим социальным окружением.

    Главным принципом курса является связь теории с практикой. С этой целью предусмотрены широкое знакомство с газетными материалами, просмотр и прослушивание радио- и телепередач, экскурсии в редакции газет, организация деловых игр, практических работ по изученным темам.

    Программа рассчитана учащихся 7-х классов, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы.

    СОДЕРЖАНИЕ

    Пояснительная записка                                                                                           4

    Содержание программы групповых занятий                                                        7

    Учебно-тематический план        8

    Требования к уровню подготовки учащихся        9

    Список литературы                                                                  10

    Приложение

    Календарно-тематическое планирование                                                            11

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    В воспитании и образовании молодого поколения особую, ни с чем не сравнимую роль играют средства массовой информации. Они не только становятся «окном в мир» для ребят, но и серьезно воздействуют на их жизненные идеалы и ценности: как источник социальной информации определяют, формируют не только видение мира и восприятие других людей, но и отношение к обществу.

    Главная же задача образовательного процесса – социализация личности, превращение ее в элемент общественных отношений. Поэтому сосуществование образовательной системы и творческого объединения юных журналистов должно быть плодотворным, а их взаимодействие является мощным фактором социального развития подрастающего поколения.

    Актуальность   программы «Юный журналист» связана и возрастает именно с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, социализация и личностное становление детей и подростков в современных условиях.

    Умение интересно рассказывать и писать не приходит само собой. Этому умению нужно учиться. Определенный круг учащихся школы стремится развить в себе эти умения, развить способности, необходимые для занятий журналистикой.

    Занятия по данной программе направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, экспериментальный поиск, развитие фантазии и способности мыслить гибко и четко, укрепление связей с ближайшим социальным окружением (родителями, педагогами).

    Цель программы: создание условий для развития и становления личности подростков, реализации их творческого потенциала, социализации через приобщение к миру журналистики.

    В ходе достижения целей программы решаются задачи:

    Образовательные:

    создать условия для усвоения знаний теоретических основ журналистики, выработки навыков реализации полученных знаний на практике;

    Развивающие:

    способствовать развитию аналитического и критического мышления, самооценки, навыков работы в группе, в команде; творческих и интеллектуальных способностей; эмоциональной устойчивости в сложных жизненных ситуациях, воли и настойчивости;

    Воспитательные: 

    способствовать формированию устойчивой нравственной позиции и высокой внутренней культуры личности, ее социальной адаптации в условиях современной действительности.

    Программа групповых занятий «Юный журналист» рассчитана учащихся 7-х классов, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы.

            Успешное решение этих задач достигается путём изучения блока теоретических разделов программы с учётом постоянной нацеленности на практическую реализацию полученных знаний и навыков. Практическая деятельность предусмотрена программой с самого начала изучаемого курса, поскольку только в тесном взаимодействии теории и практики происходит развитие творческого потенциала начинающих журналистов.

            Программа теоретического обучения состоит из семи разделов: "Экскурс в историю журналистики",  "Журналистика – творческая деятельность", "Содержательная модель газеты",  "Графическая модель газеты",  "Газетный материал", "Газетные жанры", "Этика журналистского «Я»".

            Раздел "Экскурс в историю журналистики" даёт обучающимся представление о роли СМИ в любой исторический период,  включает сведения о создании и развитии газет, радио, ТВ, а также  знакомит с особенностями современной детской прессы.

            Раздел "Журналистика – творческая деятельность"  предусматривает ознакомление юнкоров с понятием журналистики как вида творческой деятельности, спецификой различных средств массовой информации, знакомит обучающихся со структурой редакций СМИ, с обязанностями их сотрудников.

            В разделе  "Содержательная модель газеты"  речь идёт об умении находить темы, пользоваться различными источниками информации,  о роли заголовка к материалу, о профессиональных терминах, знать которые необходимо каждому журналисту.

            Разделом "Графическая модель газеты" предусмотрено знакомство обучающихся с техническими приёмами оформления печатных изданий – макетированием и вёрсткой.

            В разделе "Газетный материал" говорится об основах мастерства журналиста, умении пользоваться различными источниками информации,  работать со справочной литературой, использовать возможности использовать слово.

            Раздел "Газетные жанры" знакомит юных корреспондентов с особенностями различных жанров. В данном курсе наиболее подробно изучаются наиболее распространённые жанры – информация, репортаж, интервью. Такие жанры как очерк, зарисовка рассматриваются обзорно.

            Раздел "Этика журналистского «Я»" подразумевает разговор о  неписанных законах профессии журналиста, о правах и обязанностях её представителей.

            Главным принципом курса является связь теории с практикой. С этой целью предусмотрены широкое знакомство с газетными материалами, просмотр и прослушивание радио- и телепередач, экскурсии в редакции газет, организация деловых игр, практических работ по изученным темам. На практических занятиях используются также профессиональные тесты, развивающие игры, практикумы по практической стилистике, «путешествия по газете». 

    Количественный состав учебных групп: не менее 12 человек.

    Формы и методы  проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, специфики содержания данной образовательной программы и возраста воспитанников: лекции, беседы, практикумы, профессиональные игры,  встречи со специалистами и интересными людьми, экскурсии, творческие задания.

    Виды деятельности обучающихся:

    1. теоретические занятия;
    2. творческий практикум (сочинения разных жанров);
    3. работа с прессой (обзор, анализ, рецензирование, сбор материала, редактирование, исследование);
    4. работа со справочной литературой (словарями, библиографическими указателями  и каталогами, энциклопедиями и т.п.);
    5. анкетирование;
    6. социологический опрос.

    Формы подведения итогов реализации программы

    Чтобы убедиться в прочности полученных знаний и умений, эффективности обучения по программе «Юный журналист», проводятся три вида контроля:

    1. вводный контроль – в начале года (тест, педагогическое наблюдение практических

    умений, беседа, тренинг);

    1. промежуточный контроль – в середине года (тест,творческая работа, деловая игра);
    2. итоговый контроль – апрель-май текущего учебного года

    (коллективно-творческое дело, беседа, проект).

    Формы итогового контроля могут быть следующими:

    1. итоговое тестирование;
    2. индивидуальный проект «Моя газета»;
    3. рефлексия.

    Программа рассчитана на один год обучения из расчёта 1 ч в неделю. Всего - 35 ч в год.

    После изучения каждого из разделов программы проводится проверка знаний и умений обучающихся в виде тестов, практических и творческих работ.

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    Вводное занятие – 1ч.

    Знакомство с целями, задачами курса, формами работы.

    Понятие о журналистике. Функции журналистики в современном мире

    Экскурс в историю журналистики- 2ч.

    История  российской журналистики.

    Журналистика – творческая деятельность- 3ч.

    Редакционный и типографский процесс. Редакционный коллектив. Характер работы редакции. Редакция. Типография.  Основные специальности журналиста (корреспондент,  репортер,  комментатор, фотокорреспондент).

    Содержательная модель газеты – 6ч.

    Содержательная модель газеты. Внешний вид. Заголовок. Макет газетной полосы.  Тематическая модель газеты. Рубрики. Полосы.

    Графическая модель газеты - 2ч.

    Газетный дизайн. Разновидности шрифтов. Роль фотоматериалов в газете.

    Газетный материал - 6ч.

    Источники информации. Требования к информации. Заголовок. Виды заголовков и правила их создания. Лид.  Композиция газетного материала. Правило «перевернутого треугольника». Особенности создания текстов описания, повествования, рассуждения. Редакторская правка. Виды правки.

    Газетные жанры – 7ч.

    Группы газетных жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические. Репортаж. Интервью. Очерк, зарисовка

    Этика журналистского «Я»- 1ч.

    Закон РФ «О СМИ». Ответственность за нарушение закона. Защита авторских прав.    Гражданский кодекс о защите чести и достоинства и деловой репутации. Уголовный кодекс РФ о клевете и оскорблении.

    Работа над творческим проектом «Моя газета» - 6ч.

    Работа над творческим проектом «Моя газета»

    Презентация собственных проектов

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    п/п

    Разделы и темы

    Количество часов

    теория

    практика

    1.

    2.

    3.

    4-5.

    6.

    7.

    8-9.

    10-11.

    12.

    13.

    14.

    15.

    16-17.

    18-19.

    20.

    21.

    22-23.

    24-25.

    26-27.

    28.

    29-34.

    35.

    Вводное занятие. «Всё только начинается…»

    Экскурс в историю журналистики

    Значение журналистики. Роль в обществе.

     «Листая страницы истории…» (история журналистики)

    Журналистика – творческая деятельность

    Редакционный и типографский процесс.

    Редакционный коллектив. Характер работы редакции.

    Содержательная модель газеты

    С чего начинается газета? Содержание. Внешний вид.

    Заголовок в газете: сказать всё и коротко.

    Макет газетной полосы.  Тематическая модель газеты.

    Рубрики.

    Графическая модель газеты

    Газетный дизайн. Разновидности шрифтов.

    Роль фотоматериалов в газете.

    Газетный материал.

    Что и как писать? Фактура. Язык газеты.

    О чём писать? Источники информации.

    Тема найдена, что дальше?

    Корректура.

    Газетные жанры.

    Группы газетных жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические.

    Репортаж – король жанров. «Эффект присутствия».

    Жанр интервью: человек или проблема?

    Очерк, зарисовка

    Этика журналистского «Я»

    Неписанные законы журналистской этики.

    Работа над творческим проектом «Моя газета»

    Работа над творческим проектом «Моя газета»

    Презентация собственных проектов

            

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    6

    1

    итого

    18

    17

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

    К концу обучения обучающие должны:

    иметь понятие:

    • о журналистике как форме информационной деятельности и её роли в обществе;
    • о работе редакционного коллектива;
    • о структуре газетного номера;

    знать:

    • наиболее важные этапы в истории журналистики,
    • специфику  основных жанров публицистики;
    • основы корректуры и редактирования текста;

    уметь:

    • находить темы для публикаций,
    • собирать материал,  
    • работать с различными источниками информации,
    • готовить  материалы в изученных жанрах,  
    • владеть навыками компьютерного набора текста.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Список литературы для учителя

    1. Богданов, Н.Г., Вяземский, Б.А. Справочник журналиста. [Текст] / Н.Г.Богданов, Б.А.Вяземский -  СПб.: Лениздат, 1971.- 125с.

    2. Грабельников, А.А. Работа журналиста в прессе. [Текст]: учебное пособие./А.А. Грабельников  – М.: Изд. РИП – холдинг, 2002.- 234с.

    3. Образовательная программа стажировки «Редактор детского печатного СМИ»// Составитель Деветиярова Л.В., редактор ж-ла «ОКО» КРИРПО г. Кемерово. – Кемерово, 2004.- 67с.

    4. Щербаков, М.В. Элективный курс для учащихся «Основы журналистики» [Текст]: методическое пособие/ М.В. Щербаков.  – М.: Просвещение, 2007.- 87с.

    Список литературы для учащихся

    1. Академия юного журналиста. [Текст]: методическое пособие. – Запорожье: изд-во ОАО «Мотор Сич», 2001.- 267с.

    2.  Профессия – журналист: Детская энциклопедия. [Текст]: книга для детей. – М.: Аргументы и факты, 2008.- 89с.

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    п/п

    Разделы и темы

    месяц

    1.

    2.

    3.

    4

    5.

    6.

    7.

    8.

    9.

    10.

    11.

    12.

    13.

    14.

    15.

    16.

    17.

    18.

    19.

    20.

    21.

    22.

    23.

    24.

    25.

    26.

    27.

    28.

    29.

    30.

    31.

    32.

    33.

    35

    Вводное занятие. «Всё только начинается…»

    Экскурс в историю журналистики

    Значение журналистики. Роль в обществе.

     «Листая страницы истории…» (история журналистики)

    Журналистика – творческая деятельность

     Редакционный и типографский процесс.

    Редакционный и типографский процесс.

    Редакционный коллектив. Характер работы редакции.

    Содержательная модель газеты

    С чего начинается газета? Содержание. Внешний вид.

    Заголовок в газете: сказать всё и коротко.

    Заголовок в газете: сказать всё и коротко.

    Макет газетной полосы.  

    Тематическая модель газеты.

    Рубрики.

    Графическая модель газеты

    Газетный дизайн. Разновидности шрифтов.

    Роль фотоматериалов в газете.

    Газетный материал.

    Что и как писать? Фактура. Язык газеты.

    О чём писать? Источники информации.

    О чём писать? Источники информации.

    Тема найдена, что дальше?

    Тема найдена, что дальше?

    Корректура.

    Газетные жанры.

    Группы газетных жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические.

    Репортаж – король жанров. «Эффект присутствия».

    Репортаж – король жанров. «Эффект присутствия».

    Жанр интервью: человек или проблема?

    Жанр интервью: человек или проблема?

    Очерк.

    Зарисовка.

    Этика журналистского «Я»

    Неписанные законы журналистской этики.

    Работа над творческим проектом «Моя газета»

    Работа над творческим проектом «Моя газета»

    Работа над творческим проектом «Моя газета»

    Работа над творческим проектом «Моя газета»

    Работа над творческим проектом «Моя газета»

    Работа над творческим проектом «Моя газета»

    Презентация собственных проектов        

    сентябрь

    октябрь

    ноябрь

    декабрь

    январь

    февраль

    март

    апрель

    май


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа кружка «Юный журналист»

    Программа кружка «Юный журналист»(Развитие коммуникативной компетенции учащихся через реализацию программы  «Юный журналист»)...

    Рабочая программа кружка "Юный журналист"

    Рабочая программа дополнительного образования "Юный журналист"...

    Рабочая программа "Школа юного журналиста"

    Программа "Школа юного журналиста"...

    Рабочая программа кружка "Юный журналист"

    Рабочая программа кружка "Юный журналист"...

    Рабочая программа кружка «Юный журналист» для обучающихся 8 класса (базовый уровень)

    Данная программа  дает общее представление, как сделать наши издания приемлемыми с точки зрения полиграфических требований, а значит и более привлекательными на вид. В данной программе собран мат...

    рабочая программа кружка Юный журналист

    Данная программа расчитана для учащихся 6-8 классов и срок реализации  1 учебный год...