рабочая программа кружка Юный журналист
рабочая программа

Саукова Александра Михайловна

Данная программа расчитана для учащихся 6-8 классов и срок реализации  1 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_yunyy_zhurnalist.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вожгорская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено и утверждено

на МО учителей гуманитарного цикла

Протокол № ___

от «___» ________2019 г

________(А. А. Карманова)

«Согласовано»

Заместитель директора по

УВР МБОУ «ВСОШ»

__________(Л. М. Боричева)

«___»______________2019 г.

     УТВЕРЖДАЮ

     Директор МБОУ «ВСОШ»

     _________ (Н. Я. Посмашная)

     Приказ №____

     от «____» _________2019 г

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД

«ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»

(СОЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ)

Срок реализации: 1 год

Количество часов: 68

Возраст: 6-8 классы

Составитель: Саукова Александра Михайловна,

учитель русского языка и литературы,

1 квалификационная категория

2019


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЦЕЛИ:

  • создание  условий для реализации творческих качеств личности;
  • обеспечение развития универсальных учебных действий;
  • углубление лингвистических знаний, повышение общей языковой культуры;
  • формирование сознательного отношения к языку как духовной ценности;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

  • обучение языковым нормам русского литературного языка и речевого этикета, обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
  • приобщение к работе над книгой и другими источниками знаний;
  • предупреждение речевых и грамматических ошибок;
  • овладение техникой цитирования, составления выписок, правильного оформления ссылок;
  • изучение основ журналистского творчества;
  • освоение знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.

Развивающие:

  • развитие языковых компетенций , обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения;
  • повышение уровня культуры речи;
  • развитие потребности в речевом самосовершенствовании;
  • развитие способности критически относиться к услышанному;
  • развитие навыка работы со справочной литературой.

Воспитательные:

  • воспитание любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
  • организация диалога обучающихся со сверстниками, взрослыми;
  • формирование потребности в самообразовании, самовоспитании.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ:

  1. Развитие творческих способностей – свободное владение языком, знание основных моментов деятельности журналиста, умение обрабатывать материалы, знание стилистических и других особенностей написания газетных статей.
  2. Предоставление возможности для общественного признания, оценки, самореализация ребят.
  3. Создание условий для продолжения образования в сфере журналистики, тележурналистики. Профориентация.

Схема работы условно поделена на три периода: организационный, основной, итоговый.

Межпредметные связи с курсом русского языка и литературы осуществляются через выполнение практических работ, включающих в себя анализ особенностей жанров журналистики.

          ОСНОВНЫМ ОРГАНИЗАЦИОННЫМИ ФОРМАМИ вовлечения учащихся в журналистскую деятельность являются:

  • самостоятельная работа (исследование предложенных проблем)
  • работа в малых группах
  • индивидуальная работа
  • круглые столы, конференции
  • анкетирование, социологический опрос
  • сотрудничество с профессиональными журналистами
  • участие в работе мастер-классов, творческих мастерских
  • участие в различных конкурсах

 

Программа подразумевает как теоретические, так и практические занятия.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

После изучения курса «Основы журналистики» обучающиеся получат следующие знания, имеющие универсальное, метапредметное  значение:

1.Умения организовывать свою деятельность:

  • определять ее цели и задачи,
  • выбирать средства реализации цели,
  • применять их на практике,
  • взаимодействовать в группе в  достижении общих целей,
  • оценивать достигнутые результаты.

2. Ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности:

  • обобщенные способы решения учебных задач,
  • исследовательские, коммуникативные и информационные умения,
  • умение работать с разными источниками информации.

3. Готовность к профессиональному выбору:

  • умение ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования с учетом собственных интересов и возможностей.

Предметные знания в области журналистики: поиск информации; интервьюирование; создание заметки, интервью, статьи; понимание важной роли СМИ в современной жизни; умение оценивать актуальность темы; высказывать свою точку зрения и грамотно ее защищать; знать системные элементы и основные жанры журналистских текстов, их особенности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1 «Журналистика как вид деятельности и профессия».

Теория: Введение в журналистику        

Познакомиться с понятием журналистики, ее основными функциями местом среди типов профессий.

Практика: Знакомство и индивидуальные беседы. Заполнение индивидуальных бланков.

Тема 2 «Профессия журналиста».

Теория: Место журналистики среди типов профессий.

Практика: Беседа с членами кружка. Создание собственной редакции (распределение обязанностей).

Тема 3 «Виды средств массовой информации».

Теория: Понятие средств массовой информации

Практика: Презентация периодических  печатных изданий : газета, журнал, альманах, бюллетень, телерепортж

Тема 4 «Этико-правовые основы журналистики».

Теория: 1. Закон о СМИ

Практика: Постатейное обсуждение закона о СМИ

Тема 5 « О чем должен знать журналист, чтобы избежать ненужных проблем. Информация».

Теория: Права и обязанности журналистов. Печатное право. Знакомство с основными терминами журналистики. Проследить специфику работы журналиста.

Практика: Сбор информации для школьной газеты. Работа в группах

Тема 6 «Интервью».

Теория: Дать представление об интервью.

Практика: Подготовка к интервью – сбор информации о личности, с которой хотим побеседовать, о проблеме, которую хотим обсудить. Составление списка вопросов.

Задание: Составьте вопросы, которые читателю и собеседнику покажутся творческими и изобретательными.

Составьте списки вопросов из 5 вступительных вопросов для интервью: а) с педагогом – организатором; б) с учителем физкультуры.

Тема 7 «Репортаж».

Теория: Дать понятие теме репортажа. Рассмотреть виды репортажа.

Практика: Определиться в написании своего репортажа. Рассмотреть основные техники работы журналиста. Выбрать наиболее подходящую для себя.

Задание: Составьте 10 вопросов, посредствам которых вы пробуете вывести на разговор учителя, не желающего беседовать с журналистом после урока, к которому не подготовился весь класс.

Тема 8 «Публицистическая статья».

Теория: Дать представление о публицистической статье. Дать понятие типологии оформления текста. Рассмотреть особенности графического оформления.

Практика: Учить формулировать тезисы, выделять среди них главные. Рассмотреть типологию заглавия текста.

Задание: Сдать статью с графическим оформлением.

Тема 9 «Жанры журналистики: комментарий, рецензия, фельетон, эссе».

Теория: Рассмотреть структуру, язык и разновидности комментария. Рассмотреть структуру рецензии, ее типологию и место в печати. Дать характеристику фельетону. Рассмотреть его разновидности. Рассказать о мастерах данного жанра. Показать особенности в поиске источников, выдвижении главного тезиса, определении конструкции и особенности повествования.

Практика: Попробуйте написать комментарий к предложенной информации, используя метод пояснения. Постарайтесь, чтобы ваш текст не превысил 10 предложений. Определите, что явилось предметом рецензии в предложенном тексте. Воплотитесь в образ журналиста, доброе имя которого (в своих фельетонах!) пытается очернить редакция другой газеты. И попробуйте написать фельетон в ответ. Вам нужно вставить в предложения пропущенные слова так, чтобы фразы звучали законченно и красиво.

Задание: Сдать работу в форме рецензии, фельетона или эссе (одну на выбор).

Тема 10 «Обозрение».

Теория: Обзор печати. Тематический обзор. Анализ подшивки.

Практика: Работа в библиотеке. Поиск материала в сети Интернет.

Тема 11 «Журналистское расследование».

Теория:Понятие о журналистском расследовании. Журналистское расследование: его цель (поиск скрытых фактов какого-либо происшествия), тема ( все, что имеет общественное значение; сообщение очевидца, жалоба), ход расследования. Сходство жанра репортажа-расследования с детективом. Акцент расследования на драматизме и полученных итогах. Практика:Технология журналистского расследования на конкретных примерах. Анализ периодических изданий.Сравнение оформления в разных по жанрам изданиях.

Тема 12 Семинар «Работа над репортажем».

Практика: Анкетирование «Твой вопрос директору».Семинар «Что такое новость?»

Деловая игра « Интервью и интервьюирование».Семинар «Работа над репортажем»

Ролевая игра « Я- репортер».

Задание: подготовить мини-репортаж.

Тема 13 «Фоторепортаж».

Теория: Фотоинвентарь и его использование. Снимок – символ. Фоторепортаж. Научить участников кружка искусству фотографии для прессы, познакомить с правовым механизмом, присущим работе фотографа СМИ.

Практика: Изучите текст Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».  Ответьте, в какой из статей впервые упомянуто авторское право на фотографию.

Задание: Сделать фоторепортаж.

Тема 14 «Редакция. Как планировать номер».

Теория: Познакомить со структурой существующих редакций, а в более широком смысле – издательств.

Практика: Объяснить смысл планирования и редактирования, функционирования производственного отдела.

Задание: Нарисуй организационную схему крупной газеты.

Тема 15 «Правка и редактирование текстов».

Теория: Правка и редактирование текстов.

Практика: Исправьте данный вам текст. Обратите внимания на конструкцию текста, абзацы, заглавия, длину предложений, лексику.

Тема 16 «Компьютерная обработка информации».

Теория: Основы форматирования текста

Практика: Вставка и обработка рисунковВставка фотографий , сканирование.

Понятие о шрифтах , их применениеПрактикум в среде Photoshop.

Задание: отредактируйте полученный текст.

Тема 17 «Основы форматирования текста».

Теория: Верстка и структурирование газеты. Виды заголовков в газете. Использование объектов WordArt для оформления заголовков.

Практика: Редактирование текста.

Задание: отредактируйте полученный текст.

Тема 18 «Понятие о шрифтах , их применение».

Теория: Графическое оформление. Шрифты.

Практика: Графическое оформление статей, заметок.

Задание: Подбор шрифта, создание собственного варианта последней полосы.

Тема 19 «Типы газет».

Теория:  Тыпы газет. Что такое лид? Способы написания лидов.

Практика: Написать лид к своей статье.

Тема 20  «Рекламный текст в печати».

Теория: Показать важность сосуществования журналистики и рекламы, проинформировать о разновидностях и функциях последней, а также о проблемах, которые появляются при сотрудничестве рекламистов и работников СМИ.Познакомить с журналистской этикой.

Практика: Как избежать крипторекламы, как ее нейтрализовать. Напишите краткий (не более 15 предложений) рекламный текст, в котором постарайтесь склонить Читателя к приобщению на кружок «Журналистика», проводимого в нашей школе.Перечислите по памяти правила профессиональной этики журналиста.

Задание: Напишите, что такое криптограмма и почему журналист не должен ею заниматься.

Тема 21 «Язык рекламных текстов».

Теория: Особенности использования лингвистических приемов в рекламных текстах.

Практика: Проанализируйте приведенные в разделах 2–5 рекламные сообщения с точки зрения особенностей использования в них языковых единиц. Приведите примеры использования аналогичных лингвистических приемов в русскоязычных рекламных сообщениях.

Тема 22   История тележурналистики.

Теория: Телевидение и журналистика

Практика: Обзор современных телепередач

Задание: подготовить сообщение о любимой телепередаче.

Тема 23 Телерепортаж

Теория: Отличие телерепортажа от репортажа

Практика: фотосъемка просыпающего города

Тема 24 Знакомство с программой MovieMaker

Теория: Как собрать видеоролик

Практика: Отобрать фотокадры к ролику и музыкальное сопровождение

Тема 25 Экскурсия в типографию

Тема 26 Фестиваль «В центре событий»

Тема 27 Телеинтервью

Теория: Основы работы с интервьюристом

Практика:  Записать интервью на фотоаппарат

Тема 28 Скрайбинг

Теория: основы работы по созданию репортажа в технике «скрайбинг».

Практика: Написать сценарий для скрайбинга

Тема 29 Работа со звуком

Теория: Звуковые форматы. Конвертация

Практика: Создать звуковые файлы для скрайбинга

Тема 30 Сборка скрайбинга

Теория: Типы скрайбингов

Практика: Подготовить презентацию скрайбинга

Тема 31 Защита скрайбинга

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ темы

Темы

Кол-во часов

1.

Журналистика как вид деятельности и профессия.

2

2.

Профессия журналиста.

2

3.

Виды средств массовой информации.

2

4.

Этико-правовые основы журналистики.

2

5.

О чем должен знать журналист, чтобы избежать ненужных проблем. Информация.

2

6.

Интервью.

3

7.

Репортаж.

3

8.

Публицистическая статья.

2

9.

Жанры журналистики: комментарий, рецензия, фельетон, эссе.

2

10.

Обозрение.

2

11.

Журналистское расследование.

3

12.

Семинар «Работа над репортажем»

Ролевая игра « Я- репортер»

3

13.

Фоторепортаж.

3

14.

Редакция. Как планировать номер.

2

15.

Правка и редактирование текстов.

2

16.

Компьютерная обработка информации.

2

17.

Основы форматирования текста.

2

18.

Понятие о шрифтах , их применение.

2

19.

Типы газет.

2

20.

Рекламный текст в печати.

2

21.

Язык рекламных текстов.

2

22.

История тележурналистики.

3

23.

Телерепортаж

2

24.

Знакомство с программой MovieMaker

2

25.

Заочная экскурсия в типографию

1

26.

Фестиваль «В центре событий»

2

27.

Телеинтервью

3

28.

Скрайбинг

2

29.

Работа со звуком

2

30.

Сборка скрайбинга

3

31.

Защита скрайбинга

1

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Богданов, Н.Г. Справочник журналиста [Текст]/ Н.Г. Богданов, Б.А. Вяземский. – Л.: Лениздат, 1971.

2.Ворошилов, В.В. История журналистики России [Текст]: конспекты лекций/ В.В. Ворошилов. – СПб., 2000.

 3.Есин Б.И. История русской журналистики (1703 – 1917): учебно-методический комплект (учебное пособие, хрестоматия) –3-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2006.

Есин Б.И. История русской журналистики XIX в. Учебник - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2003.

4.Журбина, Е.И. Теория и практика художественно – публицистических жанров [Текст], - М., 1969.

5.О печати: закон РФ.

6.Попов, А.А. Производство и оформление газеты [Текст]/ А.А. Попов, П.С. Гуревич. – М., 1986.

7.Стилистика газетных жанров [Текст]/ под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.

8.Сердобинцева Е.Н. Структура и  язык рекламных текстов.-М.:Флинта,2010

9.Хорошев, М.С. Пути-дороги журналистские / Хорошев М.С., - Витна;  г. Павлово, 2002.

10.Шостак, М.И. Интервью. Метод и жанр [Текст]/ М.И. Шостак. – М., 1997  

11.http://agroweb.unesco.kz/

12.Cpj.org КЗЖ - Комитет защиты журналистов // Press Freedom Online - 13Committee to Protect Journalists CPJ (на англ. языке)

13.Cpj.org/ru/ - сайт КСЖ на русском языке

14.EVARTIST (evartist.narod.ru) - образовательный портал. Журналистика, реклама и пиар.

15.Портал для журналистов "Живое слово" (zhivoeslovo.ru)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Юный журналист»

Программа кружка «Юный журналист»(Развитие коммуникативной компетенции учащихся через реализацию программы  «Юный журналист»)...

Рабочая программа кружка "Юный журналист"

Рабочая программа дополнительного образования "Юный журналист"...

Рабочая программа кружка "Юный журналист"

Рабочая программа кружка "Юный журналист"...

Рабочая программа кружка «Юный журналист» для обучающихся 8 класса (базовый уровень)

Данная программа  дает общее представление, как сделать наши издания приемлемыми с точки зрения полиграфических требований, а значит и более привлекательными на вид. В данной программе собран мат...

Рабочая программа кружка "Юный журналист"

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  Пояснительная записка...

Рабочая программа кружка "Юный журналист"

Рабочая программа внеурочной деятельности...