Рабочая программа кружка «Юный журналист» для обучающихся 8 класса (базовый уровень)
рабочая программа (8 класс) на тему

Камардина Наталья Игоревна

Данная программа  дает общее представление, как сделать наши издания приемлемыми с точки зрения полиграфических требований, а значит и более привлекательными на вид. В данной программе собран материал, которого достаточно для получения общего представления о предмете и создания печатной продукции. Обучение построено таким образом, что последовательно освещаются все стадии подготовки издания: от замысла до получения оригинал-макета. Разделы программы непосредственно посвящены настольной издательской системе. Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу обучающихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе группы. Необходимо развивать интерес к этой профессиональной сфере у обучающихся школы, потому что ребенок может продемонстрировать свои умения, свое дарование, наглядно продемонстрировать результат. Кроме того, необходимо развивать мотивацию к профессии дизайнера-верстальщика, так как дело, которым обучающиеся будут заниматься, значимо и для других, представляет интерес для окружающих.

Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Изучение данной дисциплины должно содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности. Программа предусматривает изучение лингвистической стилистики, функциональной стилистики, а также практической стилистики и культуры речи. В программе отражена связь стилистики с культурой речи. Одной из важных задач программы является повышение общей культуры речи учащихся, поэтому в “Программу” включен раздел “Культура речи”. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными как для построения устного сообщения, так и для написания заметок и статей в газету.

Кроме того, программа способствует освоению учащимися фундаментальных понятий современной информатики, формирование у них навыков алгоритмического мышления, понимание компьютера как современного средства обработки информации; в получении практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями. В каждой теме предусмотрено выделение определенного количества часов на изучение теории и выполнения работ компьютерного практикума и решение задач. Распределение часов на изучение теории и компьютерный практикум примерное, т.к. зависит от обеспеченности учебного процесса аппаратными и программными ресурсами (конфигурация компьютеров, наличие программного обеспечения, локальной сети и выхода в Интернет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_kruzhka_yunyy_zhurnalist_8_klass.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кингисеппская средняя общеобразовательная школа № 2»

Принято

Педагогическим советом школы

Протокол № 1 от 30 августа 2016 года

Утверждено

Приказом № 250 от 31 августа 2016 года

Рабочая программа

кружка «Юный журналист»

для обучающихся 8 класса

(базовый уровень)

г. Кингисепп

2016 год

Пояснительная записка

Журналистика, по определению В.И. Даля, – журнальная, срочная словесность. Программа кружка «Юный журналист» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём.  Поэтому назрела острая необходимость разработки программы, знакомящей учащихся с современным издательским бизнесом, который сегодня немыслим без компьютерных технологий, раздвигающих горизонты творчества, позволяющих реализовать все наши замыслы. Наряду с теоретическими знаниями развиваются практические навыки. Всё это делает процесс обучения увлекательным, эту часть жизни и увлечений ребёнка значимыми, потому что даёт каждому возможность самоутвердиться.

Мощность средств, включенных в настольные издательские системы настолько велика, что практически весь процесс подготовки газеты к изданию может выполнять один человек. При этом издательские программы легко поддаются освоению даже непрофессионалам в издательской работе. А графические возможности компьютера позволяют сделать газету красочной.

Ребята сами подбирают иллюстрации, используют множество фотографий, создают коллажи. Однако недостаточно всего лишь овладеть инструментами, которые они предлагают. Нужно обладать, помимо прочего, базовыми понятиями издательского дела, иметь представление об издательском процессе, азами журналистики. Без этих знаний немыслимо создание полноценной полиграфической продукции. Поэтому на занятиях кружка учащиеся знакомятся с компьютерными настольными издательскими системами.

Данная программа  дает общее представление, как сделать наши издания приемлемыми с точки зрения полиграфических требований, а значит и более привлекательными на вид. В данной программе собран материал, которого достаточно для получения общего представления о предмете и создания печатной продукции. Обучение построено таким образом, что последовательно освещаются все стадии подготовки издания: от замысла до получения оригинал-макета. Разделы программы непосредственно посвящены настольной издательской системе. Содержание программы предполагает работу с разными источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу обучающихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе группы. Необходимо развивать интерес к этой профессиональной сфере у обучающихся школы, потому что ребенок может продемонстрировать свои умения, свое дарование, наглядно продемонстрировать результат. Кроме того, необходимо развивать мотивацию к профессии дизайнера-верстальщика, так как дело, которым обучающиеся будут заниматься, значимо и для других, представляет интерес для окружающих.

Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Изучение данной дисциплины должно содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности. Программа предусматривает изучение лингвистической стилистики, функциональной стилистики, а также практической стилистики и культуры речи. В программе отражена связь стилистики с культурой речи. Одной из важных задач программы является повышение общей культуры речи учащихся, поэтому в “Программу” включен раздел “Культура речи”. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными как для построения устного сообщения, так и для написания заметок и статей в газету.

Кроме того, программа способствует освоению учащимися фундаментальных понятий современной информатики, формирование у них навыков алгоритмического мышления, понимание компьютера как современного средства обработки информации; в получении практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями. В каждой теме предусмотрено выделение определенного количества часов на изучение теории и выполнения работ компьютерного практикума и решение задач. Распределение часов на изучение теории и компьютерный практикум примерное, т.к. зависит от обеспеченности учебного процесса аппаратными и программными ресурсами (конфигурация компьютеров, наличие программного обеспечения, локальной сети и выхода в Интернет.

Цели программы:

  • знакомство  детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела, обучение  основным принципам и законам написания и редактирования публицистического, художественного и научного текстов, сделать доступным и посильным издательское дело;
  • развитие творческих способностей детей, формирование умения ориентироваться в потоке информации, расширение кругозора детей;
  • воспитание человека, гражданина, школьника - задача сложная многогранная, всегда актуальная;
  • создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.

Проблема влияния массовой информации на формирование мировоззрения школьников рождает новую проблему - проблему «моральной защиты» детей и подростков от негативных влияний средств массовой информации. С учетом этого определены задачи  данной программы.

Задачи программы:

  • формировать у ребят практические навыки журналистской работы: умение собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной литературой;
  • активизировать познавательную мыслительную деятельность;
  • развивать критическое мышление;
  • развивать коммуникативные умения, самостоятельность при создании материала;
  • прививать культуру общения;
  • воспитывать духовные качества личности, активную жизненную позицию;
  • воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических выступлениях и прививать им необходимые для этого навыки;
  • развивать творческие способности школьников — осуществлять выпуск стенгазет, рукописных журналов, альманахов, оформлять альбомы, стенды.
  • развивать коммуникативные способности учащихся с использованием технических средств;
  • формировать творческие способности детей;
  • уметь анализировать и отбирать полученную информацию;
  • использовать силу воздействия массовой информации для становления духовного мира учащихся;
  • уметь применять полученные знания  при создании школьной газеты.

  1. Планируемые результаты  

Личностные результаты освоения курса предполагают:  приобретение первичного опыта по формированию активной жизненной позиции в процессе подготовки выпуска газеты «Школьный звонок»;  получение возможности проявлять инициативу в принятии решений; понимание причин успеха/неуспеха практической журналистской деятельности;

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой, русским языком, информатикой и отражают:  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием еѐ реализации;  продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении задач на занятиях;  умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.

Предметные результаты изучения курса «Юный журналист» отражают опыт учащихся в журналистской деятельности и в результате прохождения программы кружка «Юный журналист» школьники:  познакомятся с основными терминами журналистики;  приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно- познавательных текстов, инструкций;  получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации;  приобретут умение работать в проектном режиме при создании выпусков газеты;  приобретут опыт уважительного отношения к творчеству как своему, так и  других людей;  научатся давать самооценку результатам своего труда; приобретут первый опыт проведения презентаций своих достижений; приобретут первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания  школьной газеты;  научатся работать над выполнением заданием редакции как индивидуально, так и согласованно в составе группы юнкоров - научатся распределять работу между участниками проекта;  научатся совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях кружка и следовать им;  поймут, на доступном школьнику уровне, сущность журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;  приобретут первичные навыки готовности слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

  1. Содержание программы кружка

Раздел 1. Основы журналистики – 4 часа.

Стили и типы речи. Публицистический стиль речи. Заголовок. Разновидности, искусство составления заголовков. Структура газетного материала. Виды газетных и журнальных публикаций.

Раздел 2. Зарисовка. - 2 часа.

Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете.

Практическая работа:

  • подготовить пейзажную зарисовку;
  • подготовить портретную зарисовку;
  • подготовить производственную зарисовку;
  • подготовить бытовую зарисовку;
  • подготовить контрольную зарисовку на заданную тему.

Раздел 3. Интервью. - 3 часа.

Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации.

Практическая работа:

  • разработать план вопросов и провести интервью с творческой личностью;
  • разработать план вопросов и провести интервью с рабочим;
  • разработать план вопросов и провести интервью с бизнесменом, деловым человеком;
  • подготовить контрольное интервью.

Раздел 4. Заметка. - 2 часа.

Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки. "Перевёрнутая пирамида".

Практическая работа:

  • подготовить хроникальное сообщение, короткую информацию и расширенную заметку на заданную тему.

Раздел 5. Репортаж. - 3 часа.

Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность ), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж.

Практическая работа:

  • проанализировать расширенную заметку и репортаж;
  • на одном материале подготовить заметку и репортаж;
  • подготовить спортивный репортаж;
  • подготовить проблемный репортаж на заданную тему.

Раздел 6. Рецензия. -1 час.

Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии. Гранд - рецензии и мини-рецензии..

Практическая работа:

  • провести сравнительный анализ гранд-рецензии, мини-рецензии, аннотации;
  • подготовить рецензию на книгу;
  • подготовить рецензию на фильм;
  • подготовить рецензию на спектакль;
  • подготовить мини-рецензию на книгу, фильм или спектакль;
  • подготовить аннотацию к книге.

Раздел 7. Корреспонденция. - 2 часа.

Информация и аналитика в корреспонденции.

Предмет корреспонденции. Отличие от заметки, репортажа, статьи. Информационная и аналитическая корреспонденции.

Практическая работа:

подготовить информационную корреспонденцию;

подготовить аналитическую корреспонденцию.

Раздел 8. Статья. - 2 часа.

Виды статей, трансформация жанра.

Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая, историческая.

Практическая работа:

  • подготовить проблемную статью;
  • подготовить общеисследовательскую статью;
  • подготовить полемическую статью;
  • подготовить историческую статью.

Раздел 9. Обозрение. - 3 часа.

Метод обозрения, стиль. Общее обозрение. Тематическое обозрение.

  • подготовить общее обозрение;
  • подготовить экономическое обозрение;
  • подготовить литературное обозрение;
  • подготовить спортивное обозрение.

Раздел 10. Обзор. - 3 часа.

Общий обзор, обзор-презентация, информационный обзор.

  • подготовить общий обзор местных печатных СМИ за неделю;
  • подготовить общий обзор местных телевизионных каналов за неделю;
  • подготовить общий обзор местных радиопередач за неделю;
  • подготовить общий обзор центральных печатных СМИ за неделю.

Раздел 11. Комментарий, колонка. - 2 часа.

Комментарий как метод и жанр журналистики. Цель комментирования, предмет. Построение комментария и его структурные элементы. Колонка, её принципиальное отличие от комментария.

Практическая работа:

  • подготовить комментарий на заданную тему.

Раздел 12. Эксперимент. – 3 часа.

Эксперимент как метод и жанр современной журналистики. Динамичность и "живое" наглядное изложение. Соединение аналитического начала и репортажного.

Практическая работа:

  • провести эксперимент и подготовить материал.

Раздел 13. Очерк. Жанровое разнообразие. – 4 часа.

Образность, типизация, насыщенность литературно-художественными средствами, языковые и стилистические особенности. Эмоциональная выразительность.

Практическая работа:

  • подготовить портретный очерк;
  • подготовить событийный очерк;
  • подготовить путевой очерк.


  1. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

8 класс (34 часа)

№ п/п

Наименование разделов, тем

Общее кол-во

часов

в том числе

Основные виды деятельности учащихся

Формы контроля

Контрольных

работ

Лабораторных, практических работ

11

Раздел 1. Основы журналистики.

4

познакомиться со стилями и типами речи, разновидностями составления заголовков, структурой газетного материала, видами газетных и журнальных публикаций.

12

Раздел 2. Зарисовка.

2

1 п/р

подготовить пейзажную зарисовку;

- подготовить портретную зарисовку;

- подготовить производственную зарисовку;

- подготовить бытовую зарисовку;

- подготовить контрольную зарисовку на заданную тему.

Редактирование, анализ работ.

23

Раздел 3. Интервью.

3

1 п/р

разработать план вопросов и провести интервью с учёным;

- разработать план вопросов и провести интервью с творческой личностью;

- разработать план вопросов и провести интервью с рабочим;

- разработать план вопросов и провести интервью с бизнесменом, деловым человеком;

- подготовить контрольное интервью по заданию.

Анализ работ, прослушивание интервью, замечания, поправки.

4

Раздел 4. Заметка.

2

1 п/р

подготовить хроникальное сообщение, короткую информацию и расширенную заметку на заданную тему.

Редактирование, анализ работ, работа со СМИ.

5

Раздел 5. Репортаж.

3

1 п/р

проанализировать расширенную заметку и репортаж;

- на одном материале подготовить заметку и репортаж;

Анализ проделанной работы, работа над ошибками.

6

Раздел 6. Рецензия.

1

1 п/р

подготовить рецензию на фильм;

- подготовить рецензию на спектакль;

- подготовить мини-рецензию на книгу, фильм или спектакль;

- подготовить аннотацию к книге.

Анализ проделанной работы, работа над ошибками.

7

Раздел 7. Корреспонденция.

2

1 п/р

подготовить информационную корреспонденцию;

- подготовить аналитическую корреспонденцию.

Анализ творческих работ.

8

Раздел 8. Статья.

2

1 п/р

подготовить проблемную статью;

- подготовить общеисследовательскую статью;

- подготовить полемическую статью;

- подготовить историческую статью.

Редактирование, анализ работ, работа со СМИ.

9

Раздел 9. Обозрение.

3

1 п/р

подготовить общее обозрение;

- подготовить экономическое обозрение;

- подготовить литературное обозрение;

- подготовить спортивное обозрение.

Редактирование, анализ работ, работа со СМИ.

10

Раздел 10. Обзор.

3

1 п/р

подготовить общий обзор местных телевизионных каналов за неделю;

- подготовить общий обзор местных радиопередач за неделю;

- подготовить общий обзор центральных печатных СМИ за неделю.

Анализ проделанной работы, работа над ошибками.

11

Раздел 11. Комментарий, колонка.

2

1 п/р

подготовить комментарий на заданную тему.

Анализ проделанной работы, работа над ошибками, редактирование.

12

Раздел 12. Эксперимент.

3

1 п/р

провести эксперимент и подготовить материал.

Редактирование , анализ работ, работа со СМИ.

13

Раздел 13. Очерк. Жанровое разнообразие.

4

1 п/р

подготовить портретный очерк;

подготовить событийный очерк;

подготовить путевой очерк.

Зачетная работа.


  1. Лист корректировки и внесения изменений

в рабочую программу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Юный журналист»

Программа кружка «Юный журналист»(Развитие коммуникативной компетенции учащихся через реализацию программы  «Юный журналист»)...

Рабочая программа кружка "Юный журналист"

Рабочая программа дополнительного образования "Юный журналист"...

Рабочая программа кружка "Юный журналист"

Рабочая программа кружка "Юный журналист"...

рабочая программа кружка Юный журналист

Данная программа расчитана для учащихся 6-8 классов и срок реализации  1 учебный год...

Рабочая программа кружка "Юный журналист"

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  Пояснительная записка...

Рабочая программа кружка "Юный журналист"

Рабочая программа внеурочной деятельности...